Надо изменить то, с чем невозможно смиритьсяЕпископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит, УПЦ Московского Патриархата
К сожалению, православный славянский мир не заметил
одного печального факта- практически все комитеты новой Верховной Рады Украины,
занимающиеся вопросами Церкви, культуры и информации, возглавляются сторонниками
раскольнической группировки «Киевский Патриархат» и членами блока Виктора
Ющенко «Наша Украина». Комитет по духовности и культуре возглавляет ющенковец
Лесь Танюк, его первый заместитель единомышленик Павел Мовчан, известный своими
симпатиями не только к филаретовскому расколу, но и неоязыческой секте
«Рун-вира», этакому украинскому подобию оккультного ордена нацистов
«Аненербе». Очевидно, что эти люди не оставят в покое каноническое
Православие на Украине. Церковь ждут тяжелые времена. Мы их не боимся.
Дело в другом. Наши противники и оппоненты отнюдь не считают вопросы веры
маргинальными. Сторонники «Нашей Украины» сознательно стремятся контролировать
идеологию., церковную и образовательную политику, прекрасно осознавая
колоссальный объединительный потенциал Русской Православной Церкви в
восточно-славянском мире. Именно по этому единству наносится главный удар. И
никакие инвестиции и консорциумы не восполнят потери церковного единства России
и Украины в лоне Московского Патриархата. Итак, это понимают сторонники
«антироссийской Украины», но колоссально недооценивают сторонники подлинного
стратегического партнерства России и Украины.
Я не впервые высказываюсь по этим вопросам. Не претендуя
на безупречность, не могу не отметить, что многие печальные прогнозы наших
единомышленников сбываются. Поэтому я вновь обращаюсь к тебе будущего
Православия в России, Белоруссии и Украине для того, чтобы изменить то, с
чем невозможно смириться.
К сожалению, для многих православных предпринятые в
последнее время Ватиканом действия в России и Малороссии ( организация
российских епархий, перенос униатской столицы в Киев, безобразная и внешне
бессмысленная выходка с наименованием южносахалинской территории японским именем
и т. п.) явно оказались неожиданными. Между тем, то, что происходит сейчас в
Малороссии и в России, есть вполне закономерное развитие событий. Еще в
2001 году в интервью я говорил, что католическая экспансия, причем экспансия в
таких формах которые своей конечной целью предполагают ни что иное, как демонтаж
и в конечном счете ликвидацию Русской Православной Церкви как реального
фактора жизни исторической России без сомнения будет усилена, ибо к тому
существуют объективные причины. И первой из них является та внутренняя
расслабленность, та неготовность защищать Православие как единственную Истину, в
которую ввергла нас не до конца еще изжитая ересь экуменизма. До сих пор мы
повторяем важные, но не единственные и недостаточные аргументы о
«канонических территориях», на которые посягает Ватикан. Мы должны ясно
осознавать, что речь идет не о переделе границ внутри Православия, но о четкой,
агрессивно проводящейся политике Ватикана, нацеленной на уничтожение Православия
как господствующей в наших странах религии и замену его адаптированными с учетом
местной специфики вариантами католицизма. Свидетельство тому, в частности,
«православные» титулы, присвоенные российским католикам: так, Кондрусевич
получил весьма редкий для традиционных католиков сан «митрополита». Скорее
всего, и богослужение, и проповедь будут содержать в себе элементы, максимально
приближенные к традиционной православной культуре. Фактически способы
инфильтрации не изменились со времен Брестской Унии; разница лишь в том, что
если на Украине католики творят произвол и насилие, как и четыреста лет назад,
то в России в их задачи на данном этапе входит создание имиджа «мирной»,
«просвещенной» и «цивилизованной» религии, призванной «приблизить отсталый
русский народ к европейским и общечеловеческим ценностям». Показательно
высказывание Папы во время телемоста с московскими католиками: «Если есть единая
Европа, единая валюта – должна быть и одна церковь!». Какая церковь имеется при
этом в виду – Православная или католическая, сомнений быть не может. Вот так:
одна страна, одна валюта, один Папа. Очевидно, что проводимая Ватиканом политика
содержит все признаки политики имперской, призванной интегрировать различные
народы и культуры во имя одной общей идеи.
И католики совершенно правы: именно такая стратегия
только и может быть эффективной в современном мультикультурном,
многонациональном обществе. Православным необходимо четко осознавать этот факт и
не строить ложных иллюзий о возможностях «взаимного признания», «плодотворного
диалога», «урегулирования канонических споров» и вообще любых химерических
построений, предполагающих, грубо говоря, что по одну сторону от Буга и Збруча
Единой, Святой, Соборной и Апостольской канонической Церковью может являться
Православие, а по другую почему-то католицизм. Помимо своей очевидной
богословской абсурдности, помимо предательства интересов православных, например,
Польши, Чехии и Словакии, подобная система не может быть и никогда не
будет стабильной, более того – не может быть воплощена в жизнь, ибо Великая,
Малая и Белая Русь – лакомый кусок для католиков, русское Православие, Русская
Православная Церковь, крупнейшая из православных церквей – живое, действенное
опровержение претензий римского престола на владение вселенской истиной. Отсюда
– неизбежность католического наступления, духовной экспансии, подкрепленной
большими деньгами и большой политикой. Принципы религиозно-политической
экспансии, направленной на разделение православных Церквей и православных
народов, на ликвидацию Православия по частям сформулированы давно. Вспомним
известную записку униатского идеолога митрополита Шептицкого: уже тогда,
например, им декларировалась идея о создании в Киеве самостоятельного
«патриархата», формально – православного, в действительности же униатского и
проводящего в жизнь задачи, поставленные Римом. Вспомним его же высказывание,
отнюдь не лестное для киевских и львовских приверженцев «самостийного
православия»: «Украинцы – лишь орудие Божественного промысла, призванное вырвать
христианский Восток из клещей ереси (имеется в виду Православие – еп. Ипполит) и
вернуть его (!) в лоно Апостольского Престола и Европейского сообщества». И
сегодня очевидно, что Малороссия важна Ватикану не сама по себе, но как
стартовая площадка, как плацдарм для завоевания главного бастиона Православия –
России. За укреплением унии, за переносом ее столицы из приграничного Львова под
стены киевских святынь – организация российских епархий, первый шаг к созданию
русской католической церкви.
Стратегия Ватикана эффективна; необходим адекватный
ответ. Разумеется, православные не пойдут и не собираются идти на захват храмов,
на политический шантаж, на все те приемы, коими без зазрения совести пользуются
католики в Малороссии. Речь идет о другом: действительно, единственно
возможными, единственно действенными являются именно объединительные,
интеграционные, «имперские» идеи и методы. Именно на них мы и должны
ориентироваться, их мы должны использовать. Причем в данном случае, при
противодействии католической экспансии в России и Малороссии, мы естественным
образом говорим не о создании нового, но об укреплении и воссоздании
существовавшего и существующего единства народов; о сохранении и защите единства
существующей Церкви. Главный удар направлен именно сюда. Именно единая Русская
Православная Церковь, имеющая своими каноническими территориями Россию, Малую и
Белую Русь является крупнейшей в мире, и только в едином организме
православные составляют реальное большинство и имеют возможность закрепить это
положение. В ситуации разделенности восточно-славянских народов само Православие
находится в опасности: в отдельно взятой России – демографический перекос
в сторону мусульманских народов, в Малороссии – пользующиеся государственной
поддержкой униаты, раскольники, крымские татары наконец. А если государственный
строй Белоруссии не устоит перед мощным давлением «партии Бжезинского»,
избравшую Белую Русь в качестве одного из воплощений «мирового зла» (а
такая возможность в свете последних событий отнюдь не невероятна), то уверен, мы
станем свидетелями взрывообразного роста количества формально независимых
«национальных» и откровенно латинских приходов на белорусских землях, при мощной
финансовой поддержке извне и политическом содействии «новой
демократической власти». Сохранение и воссоздание восточнославянского единства,
единства исторической Руси – это наш долг в том числе и как православных, по
существу – необходимое условие для существования в будущем Русской Православной
Церкви не в качестве исторического рудимента, безгласного обитателя
«этнографического» гетто в России, и политического гетто в Малороссии, но как
традиционной, общепризнанной конфессии, как крупнейшей деноминации и
потенциального лидера православного мира. Воссоединение Великой, Малой и Белой Руси есть не просто
процесс восстановления естественного исторического единства, но прежде всего
необходимо нам для того, чтобы, собственно говоря и исполнить историческое
предназначение Руси , сохранить и утвердить Православие как фактор общемирового
значения. В конце концов, это нам, православным сказано – «идите, и
научите все народы»! В мире сейчас, помимо католиков и протестантов, существуют
миллиарды мусульман, буддистов, индуистов. Мы надеемся на милость Божью, на то,
что «врата адовы», по обетованию не одолеют Церковь. Но это не повод для того,
чтобы забывать о трагической судьбе тех Церквей, которые исчезли, как
Карфагенская, уклонились в ересь, как Римская, оказались в меньшинстве, как
православные Церкви Востока, попали под чуждое влияние, как Константинопольский
Престол. Ни в коем случае не имеем мы права, закрыв глаза, надеяться на то, что
все наши проблемы разрешаться как-нибудь сами собою. Наша вера ни в коем случае
не может служить нам оправданием нашей собственной бездеятельности и
безответственности; нам вверена Церковь, а кому много дано, с того много и
спросится. Мы, каждый из нас в ответе за судьбы русского Православия.
С сожалением можем сказать, что единая контрстратегия,
могущая служить основой для реального противодействия антиправославным,
антицерковным планам как отсутствовала в прошлом году, когда мы об этом
говорили, так отсутствует и сегодня; тем более необходимы усилия по ее
разработке и применению. До сих пор действия Церкви и православной
общественности предпринимались ситуативно и не содержали в себе элементов
прогнозирования событий и общего, единого плана. Между тем, ситуация, например,
в Малороссии более чем печальна – на фоне общеочевидной католическо-униатской
активизации еще яснее высвечивается наша пассивность, замкнутость в рамках
требоисполнительства и социальной бездеятельности. Католики и раскольники не
скрывают желания идти в систему образования, в университеты, они уже сейчас
активно участвуют в создании политических партий и предвыборных блоков, в
данный, например, момент в этом качестве присутствует блок «Наша Украина»во
главе с Виктором Ющенко. Ясны их намерения не упустить своего шанса при
формировании новой политической элиты, окончательно оторванной от общерусских
корней, повисшей в безвоздушном пространстве «украинства», безусловно готовой,
наряду с американскими и «общеевропейскими», выполнять и ватиканские задачи и
указания. Конечно, у них деньги, у них политическая поддержка – но это же наша,
православная страна, или мы уже в меньшинстве?! Между тем мы до сих пор не
сумели создать хотя бы уже более-менее эффективную систему богословского
образования для социально активных мирян нашей Церкви. Информационная политика
нашей Церкви находится по существу на стадии становления; ее двигают вперед
немногие подвижники своего дела, такие, как сотрудники пресс-службы УПЦ
Московского Патриархата, начавшие фактически с нуля и с полной самоотдачей
пытающееся использовать имеющейся минимум возможностей для того, чтобы отстоять
интересы Православия в информационной сфере. Снова и снова мы оказываемся
в давно знакомой ситуации: с шашками – против танков, с нескоординированным
энтузиазмом прихожан, с малотиражными приходскими листками, с абсурдной
проэкуменической аргументацией и с лексикой девятнадцатого века – против всей
информационной мощи и политических возможностей Ватикана, и не только.
Дальнейшая бездеятельность недопустима; ее последствия могут быть пагубны. Нам
не стоит ждать милостей ни от природы, ни от сегодняшних украинских властей;
никто не будет решать за нас наши задачи. А в число таких задач очевидным
образом входит, например, приложение и координация усилий по формированию
собственной, православной элиты, отражающей волю и защищающей интересы миллионов
православных граждан Малороссии. Впрочем, понятно, что подобные цели стоят перед
всей Русской Православной Церковью – просто мы находимся на переднем крае, здесь
само наше существование как части нашей Церкви уже открыто ставится под вопрос,
в том числе и на государственном уровне. Необходимость грамотно проводимой
общественной деятельности, сопровождаемой активной поддержкой снизу и
направленной на защиту интересов существующей Церкви более чем очевидна, нужны
грамотные и воцерковленные православные политики, и в те же университеты мы
обязаны попасть раньше, чем это сделают католики, филаретовцы и им
подобные.
Анализируя причины, побудившие католическую церковь
активизировать свою экспансию именно сейчас, мы не можем, однако, ограничиться
общими утверждениями о привлекательности для Ватикана православных территорий и
невозможности мирного сосуществования с нашей Церковью. Именно внутренние
противоречия современного католицизма, именно осознание его идеологами и вождями
того, что в существующем виде он неспособен удовлетворять запросы миллиарда
своих приверженцев, принадлежащих к разным нардам, к разным, зачастую –
принципиально разным культурам, и побуждают католическую церковь к усилиям,
направленным на скорейшую ликвидацию реальной альтернативы католицизму, то есть
Православия. Проблемы Ватикана очевидны, консерватизм нынешнего Папы
является одним из последних препятствий на пути к глобальному кризису, который,
несомненно, ожидает церковь римского исповедания в исторически обозримое время:
противоречия между остатками традиции и прогрессирующим ревизионизмом,
затрагивающим уже самые основы католической церкви, в ближайшие годы не
могут не привести к расколу между консерваторами и «обновленцами»,
сторонниками торжества идей Второго Ватиканского собора, более того - тотальной
либерализации католической церковной жизни - аборты, отношение к
гомосексуализму, и т.п, вплоть до «спасения душ домашних животных». Достаточно
вспомнить о состоявшемся (против воли Папы!) общегерманском католическом
референдуме по вопросу женского священства, давшем положительный результат.
Жесткая структура католической церкви, до сих пор успешно, в течении тысячелетий
противостоявшая попыткам расколов (последнее слово всегда оставалось за римским
первосвященником) теперь может произвести противоположный эффект: как только
очередной Папа уступит основным требованиям либералов, традиционалисты встанут
перед необходимостью абсурдного отвержения основополагающего для католицизма
принципа папской непогрешимости.
Православная Церковь лишена подобных проблем: она соборна
по своей природе и не нуждается в непогрешимых авторитетах. Православие,
хранящее апостольское преемство и неповрежденную ересями Истину, к которой, на
Востоке ли, на Западе, все равно неизбежно потянется желающая ее найти
человеческая душа, для Ватикана страшнее атомной войны. Мы не должны об
этом забывать; более того, мы обязаны действовать в том числе и в этом
направлении. Мы должны делать то, чего Ватикан боится больше всего. Важнейшим,
необходимейшим делом является подготовка почвы для массового привлечения в
ближайшем будущем католиков - традиционалистов в православие: несомненно, именно
православное вероучение даст им наиболее приемлемую возможность естественного
разрешения существующих проблем. При грамотной апологетике преимуществ
Православия очевидна возможность перехода не только на индивидуальном
уровне, но и значительного количества общин. А ведь у нас уже есть опыт
подобного рода – русская эмиграция, без поддержки, без защиты, оторванная от
родины сумела же привести к Православию многие католические общины, именно
общины; восстановить западный православный обряд, восстановить почитание
западных православных святых! Особенно хочется подчеркнуть, что в этом принимали
участие православные как Патриаршей Церкви (напр. В. Н. Лосский), так и Русской
Православной Церкви Зарубежом. Несмотря на внешние разделения, каноническое
Православие соборно, а поэтому – действенно. Проповедь Православия в
традиционно католических странах в силу ясной уже и не только для нас
экклезиологической несостоятельности католицизма не может не быть перспективной.
К тому же, если этот процесс будет проходить в рамках «русской идеи», пропаганды
целостного православного мировоззрения, то для России, а следовательно – для
всего православного мира это было бы колоссальным прорывом, дающим
качественно новые возможности в проведении европейской политики - «русская
Мекка» для Запада! Когда в англиканской Церкви было введено женское священство,
к митрополиту Сурожскому Антонию (Блюму), представляющему в Англии Русскую
Православную Церковь, обратилось более восьмидесяти только англиканских
священников! При этом, насколько нам известно, никакой подготовительной работы
не велось.
Православие востребовано в первую очередь в странах, в
религиозном смысле традиционно консервативных: например, в Португалии уже сейчас
существует автономная Португальская православная церковь, состоящая из четырех
епархий. Ее прихожане - не выходцы из традиционно православных стран, а местные
жители.
Все это происходит при том, что в целом Православие для
жителей Запада практически неизвестно: большая группа американских приходов
Антиохийского патриархата, например, ведет происхождение от группы энтузиастов,
пришедших к Православию самостоятельно, и в течении нескольких лет
существовавших в виде самоорганизованной «Американской евангелической
православной Церкви», до тех пор, пока им случайно не удалось установить контакт
с православными, о существовании которых они не подозревали. А что будет, когда
о Православии на Западе узнают? А если это к тому же будет ассоциироваться с
Россией?
Обратившиеся в Православие европейцы и американцы отнюдь
не сторонники Бжезинского: вспомним хотя бы знаменитого отца Серафима
Роуза. Православная культура в глобальном смысле слова - это культура именно
русская: при всем уважении к грекам, болгарам, румынам, сербам - у них нет
своего Достоевского, вообще нет религиозно ориентированных деятелей мирового
масштаба.
Говоря о вселенском смысле, вселенском значении
Православия, говоря о путях осуществления Православия как значимого фактора
мировой цивилизации, мы не можем не упомянуть очевидно деструктивную позицию,
занимаемую патриархом Варфоломеем. Нет нужды говорить о том, что поистине
«вселенские» претензии стамбульского патриарха, желающего «жать, где не сеял», и
претендующего на канонические территории где угодно вообще, кроме разве что
Антарктиды, мягко говоря, безосновательны с точки зрения любого разумного
православного человека. Мы говорим не об этом – намного более важным
представляется нам те факты, которые свидетельствуют об откровенно
прокатолической направленности действий, предпринимаемых патриархом бывшего
Константинополя. Речь идет не только о сослужениях с Папой, не только об участии
в попытках расчленения нашей Церкви, не только о поддержке той же в конечном
счете неизбежно проуниатской филаретовщины. Речь в первую очередь идет о
принципиальном нежелании утверждать именно вселенскую, общечеловеческую ценность
Православия. Действия Варфоломея, мы не можем этого отрицать, направлены
на защиту именно католических интересов. Мы не должны и не можем об этом
молчать. Это касается отнюдь не только вмешательства в церковные дела Киевской
Руси. Вспомним хотя бы его беспрецедентные действия в отношении братской
Болгарской Православной Церкви: осенью минувшего года Варфоломей, ничтоже
сумняшеся, пригласил в мае 2002 прибыть в православную Болгарию Кароля Войтылу,
даже не поинтересовавшись мнением на этот счет Болгарской Церкви. Более того,
встреча Варфоломея с болгарским премьер-министром царем Симеоном проходила в
отсутствие Предстоятеля болгарского Православия патриарха Максима, что вызвало
закономерное возмущение православных болгар. Подобные выходки были бы
невозможны, если бы многомиллионные православные Церкви Руси, Эллады, Болгарии,
Грузии, Югославии, Америки и других стран нашли бы, наконец, возможность,
сообща противостоять смешным по сути, но опасным по последствиям вселенским
«константинопольским» претензиям. В настоящее время, благодаря блистательным
усилиям дипломатии Русской Православной Церкви и позиции
православных христиан Украины и Эстонии Константинопольский Патриархат
начал более трезво оценивать ситуацию. Однако, нет никаких оснований утверждать,
что проблема исчерпана. Необходимо раз и навсегда восстановить основополагающие
нормы канонического бытия православного мира, не признающие никакого
«папизма». Эти нормы Священного Предания Церкви были ясно зафиксированы на
знаменитом Совещании Глав Поместных Православных Церквей в Москве в 1948
году. Совещание 1948 года, по уровню представительства Православных
Церквей мира , безусловно, является одним из самых авторитетных церковных
Соборов двадцатого столетия.
Как известно, Всеправославное совещание 1948 года в
Москве осудило любые отклонения от православной традиции, противопоставило
свою позицию экуменическим тенденциям Константинопольского Патриархата и заявив
о неприемлемости его амбиций, подчеркнула делегирование православным миром
лидерских функций Москве. И это было отнюдь не «одноразовое» явление: в 2001
году на праздновании 950-летия Киево-Печерской Лавры представители практически
всех поместных Церквей осудили вмешательство Варфоломея в дела Русской
Православной Церкви. В настоящее время папистко - экуменическая политика
Константинополя и лично Варфоломея вызывает активное неприятие в подавляющем
большинстве поместных православных церквей, и, что важно - в мировой столице
православного монашества, на Афоне. Просто тот очевидный факт, что Москва
является естественной «столицей» православного мира, к сожалению, не в должной
мере осознается политической элитой самой России, во всяком случае, он не стал
фактором ее реальной политики. А это «боком» отзывается на состоянии прав и
свобод православных христиан тех стран, где государственные структуры их
нарушают- на Украине, в Эстонии, Греции, в прошлом - в Болгарии. Следует
помнить, что в юрисдикции Вселенского патриарха находится незначительное
количество верующих - греческая национальная Элладская Церковь существует
отдельно. Лидером православного мира может и должна стать не
мелкомасштабная конфессия, не имеющая ничего, кроме исторического, но ничего не
отражающего «вселенского» титула, глобальных претензий и готовности на
«сотрудничество» хоть с кем, но та Церковь, которая реально способна
представлять интересы Православия на общемировом уровне. Русская Православная
Церковь имеет к этому все возможности; именно от нас зависит, будут ли они
претворены в жизнь.
|