Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №158(01.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Москва и соотечественники



Московский Дом соотечественника

22.11.2006, http://eursa.org

Сплочение и поддержка русской диаспоры в международном масштабе - давно назревшая проблема. Русское зарубежье представляет для России огромной важности демографический, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал.

Отдаленные от Родины на тысячи километров, наши соотечественники за рубежом, тем не менее, внимательно следят за событиями на своей исторической Родине, причем часть из них не довольствуется ролью сторонних наблюдателей, а стремится активно взаимодействовать с Россией и её столицей Москвой.

Москва, как лидер в решении проблем соотечественников за рубежом, ищет новые эффективные пути, которые были бы приемлемы не только для федеральной власти, но и для субъектов Российской Федерации, работающих или имеющих намерение участвовать в реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом.

Одним из важных звеньев в цепи взаимодействия Москвы с российской диаспорой является Государственное учреждение города Москвы - Московский Дом соотечественника (МДС) - организация, не имеющая аналогов в субъектах Российской Федерации.

В этой связи МДС наделен определенными полномочиями. К ним относятся:

--самостоятельное заключение хозяйственных договоров, по принятым Правительством Москвы направлениям работы с соотечественниками за рубежом;

--установление контактов и проведение переговоров с представителями организаций российских соотечественников за рубежом;

--участие в законотворческом процессе;

--разработка и реализация гуманитарных и деловых программ, осуществление информационной поддержки проводимых Правительством Москвы мероприятий и своей деятельности;

--прием посетителей и, при необходимости, оказание содействия в решении поднятых ими проблем в г. Москве.

Для получения более подробной информации о программах и деятельности Московского Дома Соотечественника, пожалуйста, посетите www.mosds.ru или свяжитесь по телефону: +7 (495) 928 3255.




"Русский язык - язык взаимопонимания и сотрудничества"

Итоговый документ международной встречи

21.11.2006, . http://eursa.org

С 17 по 19 ноября 2006 года в Мадриде (Испания) состоялась международная встреча «Русский язык – язык взаимопонимания и сотрудничества», в которой приняли участие 24 преподавателя русского языка из 14 учебных заведений, в том числе 7 университетов, из 14 городов Испании и Португалии; 20 представителей 14 общественных объединений русскоязычных граждан из 12 городов Испании и Португалии, представители объединений русскоязычных граждан Греции, Англии и Дании, представители 4 русскоязычных СМИ в Испании, отдельные деятели культуры, проживающие в Испании, а также представительная делегация различных структур Правительства Москвы и московских высших учебных заведений, издательств «Златоуст» (Санкт-Петербург) и «Русский язык. Курсы» (Москва), представители Посольства России в Испании, российских СМИ – всего 70 участников.

Перед участниками встречи выступил посол России в Испании А.И.Кузнецов, который информировал об основных направлениях работы Посольства по поддержанию и продвижению русского языка в Испании:

планируемые переговоры с министерством образования Испании и с органами образования автономий о возможном расширении преподавания русского языка в испанских университетах и введении преподавания русского языка, хотя бы в качестве эксперимента, в отдельных средних школах;

поддержка развития межуниверситетского сотрудничества;

содействие объединению усилий общественных организаций русскоязычных граждан по поддержке русского языка и культуры;

оказание помощи семьям, усыновившим русских детей.

Участников встречи проинформировали о положении дел с русским языком в мире, о реализации Федеральной программы «Русский язык», о многоплановой деятельности Правительства Москвы по поддержанию русского языка и самодеятельного движения русскоязычных граждан в зарубежных странах. При этом директор Московского дома соотечественников Ю.И.Каплун рассказал о конкретных мероприятиях Правительства Москвы по поддержке русского языка и культуры, в которых могли бы принять участие представители общественных организаций – участники настоящей встречи.

В своих выступлениях участники встречи подчеркивали важную роль русского языка и культуры в деле укрепления взаимопонимания и сотрудничества русскоязычных граждан, проживающих за рубежом. Многие высказывали мысль о том, что моральным долгом каждого русскоязычного человека за рубежом является посильное участие в продвижении русского языка и русской культуры в странах проживания.

Участники встречи обменялись мнениями о положении русского языка в своих странах. Преподаватели русского языка из Испании и Португалии отмечали, что после бурного роста интереса к русскому языку в период перестройки, со второй половины 90-х годов наметился определенный спад, который выражается в относительно небольшом количестве изучающих русский язык (около 3000 человек на всех уровнях в Испании и около 300 человек в Португалии). Как специальность русский язык преподается только в 3 университетах Испании и в 1 университете в Португалии. Еще в 12 университетах Испании и Португалии русский язык преподается в качестве факультативного предмета. Кроме того, русский язык преподается в 10 государственных школах иностранных языков Испании и в ряде общественных объединений (наиболее многочисленные курсы русского языка в Фонде «Александр Пушкин» (Мадрид) и Центре русского языка и культуры (Барселона)). В средних школах Испании и Португалии русский язык не изучается. Некоторые участники с тревогой отмечали отсутствие роста числа желающих изучать русский язык и попытки отдельных учебных заведений свернуть его преподавание.

В ходе встречи прошел профессиональный круглый стол «Формы и методы преподавания и изучения русского языка в условиях иноязычного окружения», на котором преподаватели русского языка обсудили новые подходы к методике преподавания русского языка как иностранного, а также обменялись опытом работы в своих учебных заведениях.

Участники встречи согласились с тем, что в последние годы расширились возможности повышения квалификации преподавателей русского языка в России, выросло предложение современных учебников и методических пособий по русскому языку как иностранному (в этой связи высказывалась благодарность издательствам «Златоуст» (Санкт-Петербург) и «Русский язык. Курсы (Москва)). В то же время отмечалось отсутствие в России единого координационного центра, заинтересованного в поддержании постоянных контактов с преподавателями русского языка за рубежом и способного наладить систему систематического информирования зарубежных учебных заведений о ходе реализации Федеральной программы «Русский язык», о возможностях повышения квалификации преподавателей, о рекомендациях по использованию тех или иных учебных пособий. Что касается обеспечения издаваемыми в России учебниками, главная проблема заключается в дороговизне их доставки. В этой связи высказывалась мысль о возможном создании в одном из западноевропейских городов своего рода книжного коллектора, откуда получать учебники было бы более доступно, или заключении госдоговора с Аэрофлотом.

Участники Встречи выразили полную поддержку инициативам Посольства России в Испании по расширению преподавания русского языка в высшей и средней школе Испании. С энтузиазмом была воспринята готовность посла России в Испании А.И.Кузнецова посетить испанские университеты с циклом лекций о современной России.

Участники круглого стола «Сохранение русского языка в процессе культурно-языковой адаптации детей и молодежи в зарубежной среде» отмечали сложный характер данной проблемы, связанный с трудностями организации полноценного обучения в условиях неравномерного размещения русскоязычных граждан по территории страны, отсутствия квалифицированных кадров и специализированных учебных пособий. Отмечалось, что если в крупных городах имеются определенные возможности поддержания русского языка, то в местах незначительной концентрации русскоязычных граждан, видимо, можно вести речь лишь о создании самодеятельных кружков русского языка и культуры, которые очень нуждаются в помощи, прежде всего методическими материалами для ведущих кружков и специальными учебниками и детскими книгами для учащихся.

Еще более сложным вопросом является обучение русскому языку русских детей, усыновленных испанскими семьями, чье стремление, чтобы дети сохранили родной язык и родную культуру заслуживает глубокого уважения (в Испании более 3 тысяч усыновленных русских детей). Эти дети, находящиеся на самой разной стадии потери родного языка, нуждаются в особом подходе и особых формах и методах обучения. В этой связи участники встречи обратились к Московскому гуманитарному педагогическому университету с просьбой разработать программу научно-методической поддержки курса обучения русскому языку усыновленных детей.

Часть участников встречи выступили с предложением о создании в Испании общественной ассоциации в поддержку русского языка и культуры. В этой связи была высказана просьба к Фонду «Александр Пушкин» подготовить развернутые предложения по данному вопросу.

Участники круглого стола «Общественные организации и поддержка русского языка за рубежом» информировали о работе своих организаций, обменялись мнениями о существующих трудностях и путях их преодоления. Многие из них подчеркивали острую нужду в создании сети своего рода «русских клубов» с библиотекой и видеотекой, российским телевидением, кружками по интересам, детскими школами русского языка. Подобные клубы могли бы стать объединяющими центрами для русскоязычных граждан, способствовали бы поддержанию русского языка и культуры. При этом отмечалось, что наиболее эффективным способом получения помещения для подобных клубов, а также налаживания его стабильной работы, видимо, является сотрудничество общественных организаций с местными властями, а также поиск спонсорства различных фирм и организаций. Со своей стороны Московский дом соотечественников выразил готовность оказать посильную помощь в их оснащении, а московские учебные заведения в оказании методической помощи в налаживании обучения детей русскому языку. Отмечалась также необходимость создания сети доступных курсов испанского языка для русскоязычных.

Участники встречи положительно восприняли инициативу российского Посольства о ежегодном проведении в его стенах новогодних праздников для соотечественников и их детей, инициативу Фонда «Александр Пушкин» о проведении конкурса юных талантов из семей русскоязычных граждан, проживающих в Испании и Португалии, инициативу Комсомольской Правды в Испании о проведении конкурса на лучшую статью о России – взгляд из-за рубежа.

Представители ряда общественных объединений русскоязычных граждан Испании отмечали, что пора подумать о создании в этой стране координационного центра самодеятельного общественного движения.

В этой связи очень полезными оказались сообщения представителей объединений русскоязычных граждан из Португалии, Англии, Дании и Греции, которые поделились аналогичным опытом работы в своих странах.

Практически все участники подчеркивали важность и полезность проведения встречи – первой подобного рода в Испании. Они выразили благодарность Правительству Москвы, Московскому дому соотечественников, Центру межнационального образования «Этносфера» и Фонду «Александр Пушкин» за ее организацию, а также Посольству России за действенную поддержку данной инициативы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ