Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №158(01.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

12 ноября. В Приднестровье с визитом прибыла делегация послов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая в первый день своего визита провела встречу с Объединенным военным командованием Совместных миротворческих сил в Бендерах.

По словам российского военного начальника полковника А.Зверева, «основной задачей миротворцев на данный момент является поддержание мира и правопорядка» в зоне конфликта. С этой задачей миротворцы успешно справляются. Обстановка в регионе остается спокойной и контролируемой.

Проблемы, которые возникают в ходе миротворческой операции, обусловлены, по его мнению, «общей ситуацией в переговорном процессе между сторонами».

С точкой зрения российского военачальника согласен и представитель Приднестровья в Объединенном военном командовании полковник Бугаев. Он также считает главной проблемой отказ Молдовы от двустороннего сотрудничества. Представитель Молдовы в ОВК полковник В.Мокринский подверг критике нынешнюю миротворческую операцию.

Глава Постоянной миссии Бельгии в ОБСЕ Б. де Кромбрюгге заявил, что в ОБСЕ существуют различные точки зрения относительно миротворческой операции в регионе. «Есть и такое мнение, что ее необходимо изменить», - сказал дипломат.

12 ноября. Делегация послов ОБСЕ, прибывшая в Приднестровье, провела в Тирасполе переговоры с руководством ПМР. С приднестровской стороны во встрече приняли участие президент И.Смирнов, председатель Верховного Совета Е.Шевчук, представители Кабинета министров. В числе поднимавшихся на переговорах вопросов – современная ситуация в молдо-приднестровском урегулировании, миротворческая операция и положение в Зоне безопасности, избирательные и демократические процессы в Приднестровье, мониторинг границ и предприятий, военно-имущественная проблема.

Оценивая перспективы политического урегулирования, глава постоянной Миссии Бельгии в ОБСЕ Б. де Кромбрюгге заявил, что видит будущее Приднестровья в составе Молдовы.

Он подтвердил, что председатель ОБСЕ К. де Гюхт выступил с некоторыми новыми идеями, которые могли бы помочь решить озабоченности Приднестровья и Молдовы».

«Такие встречи – это хорошая возможность донести нашу позицию по животрепещущим для Приднестровья вопросам до международного сообщества напрямую, – заявил по итогам переговоров президент ПМР И.Смирнов.

По его словам, на встрече с делегацией ОБСЕ приднестровская сторона подтвердила свою позицию по вопросу о том, когда может быть возобновлен переговорный процесс с Молдовой. Как отметил И.Смирнов, необходимый шаг для этого – подписание документа, который должен закрепить механизм обеспечения права Приднестровья на свободную внешнеэкономическую деятельность.

12 ноября. Делегация послов ОБСЕ, находящаяся с визитом в Республике Молдова и Приднестровье, встретилась с представителями приднестровского крупного бизнеса. Во встрече принимали участие президент ЗАО «Молдавский металлургический завод» А.Белитченко, генеральный директор винно-коньячного завода «KVINT» О.Баев, генеральный директор «Электромаша» Ф.Крейчман, генеральный директор Молдавской ГРЭС С.Сысков, директор фирмы «Агростиль» В.Пасютин и др.

Разговор шел в основном об экономической блокаде Приднестровья со стороны Молдовы и о трудностях, которые из-за этого испытывают приднестровские предприятия. Промышленники считают, что блокада имеет не только экономический аспект, но и ведет к нарушению социальных прав населения республики.

13 ноября. Президент ПМР И.Смирнов поздравил сегодня президента Южной Осетии Э.Кокойты с убедительной победой на президентских выборах, состоявшихся в воскресенье 12 ноября.

13 ноября. Делегация Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе завершила свой визит в Республику Молдова и Приднестровье. Накануне послы ОБСЕ посетили российские склады вооружения в селе Колбасна.

Как отметили представители Оперативной группы российских войск, из 42 тыс. тонн в Россию до 2003 г. было вывезено около 21 тыс. тонн вооружений и боеприпасов. В 2004 г. вывоз был приостановлен в связи с напряженной обстановкой в процессе молдо-приднестровского урегулирования.

Дипломаты «на месте» убедились, как хранятся вооружения. И, судя по всему, были удовлетворены. Глава делегации ОБСЕ Б. де Кромбрюгге, беседуя с журналистами в Колбасне, признал, что в плане хранения российские склады не представляют опасности. На пресс-конференции он выразился еще более определенно: «В Колбасне мы увидели хорошо охраняемые склады и хорошо охраняемое вооружение…».

14 ноября. Согласно данным Государственной инспекции по труду, общая задолженность по зарплате в Молдове составляет 100 - 114 млн. леев (1 долл. США – 13,2 МЛ), заявил на пресс-конференции генеральный директор ГИТ Д.Стэвилэ.

15 ноября. «С чувством тревоги и возмущения восприняли молдавские коммунисты сообщение о произволе приднестровского режима. Под надуманным предлогом представители администрации Рыбницы, выполняя прямые указания из Тирасполя, закрыли и опечатали офис Рыбницкого районного комитета Компартии Приднестровья (на платформе КПСС)», говорится в заявлении Политисполкома ЦК Партии коммунистов Республики Молдова.

В связи с этим в документе подчеркивается, что «тираспольские власти лихорадочно готовятся к приближающимся выборам президента самопровозглашенной республики. В свойственной им манере, полностью выпадающей из рамок демократических норм и принципов, они подавляют любое инакомыслие, цинично попирают права и свободы граждан. На этом неприглядном фоне особенно актуальным становится одно из самых необходимых условий мирного и окончательного разрешения приднестровской проблемы - демократизация региона, предоставление его многострадальному населению политических прав и свобод, принятых в цивилизованном мире».

15 ноября. Председатель парламента РМ М.Лупу принимает участие в работе Межпарламентской ассамблеи СНГ, которая проходит в Санкт-Петербурге.

В составе молдавской делегации также вице-председатель парламентской комиссии по сельскому хозяйству и пищевой промышленности Д.Тодорогло и член комиссии по внешней политике и европейской интеграции Н.Гуцул.

В ходе работы парламентариям предстоит рассмотреть широкий спектр вопросов, касающихся развития социальной политики в странах СНГ и защиты прав человека.

16 ноября. Депутаты парламента РМ одобрили проект Закона о ратификации Республикой Молдова Договора о полном запрещении ядерных испытаний.

Подписав этот документ, РМ обязуется не проводить испытательные взрывы ядерного оружия или иные ядерные взрывы и отказывается от проведения любых экспериментов с ядерным оружием.

Как было отмечено на заседании парламента, на сегодняшний день Молдова не обладает собственным ядерным оружием.

16 ноября. По инициативе Действующего председателя ОБСЕ, мининдел Бельгии К.де Гюхта в Брюсселе прошла встреча представителей посредников от России, Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от Евросоюза и США в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию, на которой обсуждались вопросы нынешнего состояния и перспективы урегулирования приднестровской проблемы. Представители посредников и наблюдателей выразили общее мнение о необходимости конкретных шагов с целью возобновления прямых контактов между Кишиневом и Тирасполем, в том числе и для поиска практических развязок по нерешенным вопросам в их взаимоотношениях. Они подтвердили свою готовность оказывать сторонам в конфликте всемерное содействие в интересах продолжения совместных поисков всеобъемлющей и устойчивой модели политического урегулирования.

16 ноября. В МИД РФ состоялась встреча статс-секретаря – заместителя министра иностранных дел России Г.Карасина и заместителя секретаря Совета Безопасности России Ю.Зубакова с советником президента РМ М.Ткачуком и министром реинтеграции РМ В.Шовой. Участие в беседе принял также молдавский посол В.Стурза.

В контексте прошедших накануне российско-молдавских консультаций, посвященных поиску путей разблокирования переговоров о политическом урегулировании приднестровской проблемы, особый акцент был сделан на необходимости возвращения в повестку дня главного вопроса – выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья при соблюдении территориальной целостности Республики Молдова.

В порядке комментария к представленным концепциям было подчеркнуто, что Российская Федерация, выступающая в качестве сопосредника в переговорном процессе и гаранта его итогов, последовательно придерживается мнения о безальтернативности достижения всеобъемлющего урегулирования и выработки статусных договоренностей в прямом контакте равноправных сторон. Российская сторона, будучи готовой всемерно способствовать политическим представителям Кишинева и Тирасполя в возобновлении такой работы, в том числе на основе имеющихся у нее наработок и идей, исходит из того, что это явилось бы вкладом в общие усилия сопосредников – Украины и ОБСЕ, а также наблюдателей от США и ЕС.

16 ноября. В ближайшее время в функционирующие на территории Приднестровья школы с украинским языком обучения поступит новая учебная литература. Учебники, словари и методические пособия на общую сумму в 42 тыс. долл. США в ближайшие 10 дней начнут распределять по школам, сообщила журналистам первый замминистра просвещения ПМР В.Гелло.

16-17 ноября. Лидеры государств содружества «За демократию и права народов» (Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия) подписали в Москве межправительственный меморандум относительно инициативы стран ГУАМ о вынесении на 61-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН вопроса о замороженных конфликтах на постсоветском пространстве.

17 ноября. Группа из 15 депутатов парламента РМ потребовала отставки 5 членов правительства, обосновав это тем, что незнание ими государственного языка является нарушением законодательства.

Депутаты запросили отправить в отставку министра реинтеграции В.Шову, министра транспорта и дорожного хозяйства М.Гагауза, министра информационного развития В.Маложена, директора Агентства по строительству и территориальному развитию И.Семеновкера и директора Агентства по земельным ресурсам и кадастру А.Банникова.

Вместе с тем башкану Гагаузии Г.Табунщику было рекомендовано выучить государственный язык.

20 ноября. Центральная избирательная комиссия Приднестровья отказала в регистрации журналисту А.Сафонову в качестве кандидата на президентских выборах. Основанием для отказа стало большое количество фальшивых подписей, обнаруженных в подписных листах, представленных Сафоновым. Из 9.436 подписей сфабрикованными оказались 2.148 или 22,76% от общего числа.

Кандидат в президенты с этим решением не согласился и на заседании ЦИК заявил, что намерен незамедлительно обратиться в суд и обжаловать принятое постановление.

Сафонов назвал себя «единственным оппозиционным кандидатом». По его словам, отказ в регистрации – это «политическая расправа с использованием административного ресурса».

20 ноября. Депутат Госдумы России председатель думской Комиссии по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод в иностранных государствах Н.Нарочницкая заявила на пресс-конференции в посольстве РФ в Кишиневе, что необходимо объединить усилия парламентариев Кишинева, Киева и Тирасполя в разрешении приднестровского конфликта.

Это предложение российский депутат высказала во время встреч в парламенте Молдовы и собирается это сделать перед законодателями Украины и Приднестровья.

«Я выслушала противоположные точки зрения. Но на частном уровне создалось впечатление, что все готовы участвовать в этом процессе», - сообщила Н.Нарочницкая.

Она считает, что «объединение усилий парламентов Молдовы, Украины и Приднестровья поможет в быстрейшем «размораживании» приднестровского конфликта».

20 ноября. Делегация специалистов в области образования КНР завершила свой визит в Кишинев.

В ходе визита китайские эксперты провели ряд встреч - со своими молдавскими коллегами, с министром просвещения и молодежи РМ В.Цвиркуном, министром здравоохранения и социальной защиты РМ И.Абабием; посетили Университет физической культуры и спорта, Университет медицины и фармации, а также Комратский государственный университет.

20 ноября. Европейский суд по правам человека принял к срочному рассмотрению иски трех школ Молдовы, расположенных в приднестровском регионе, которые обвиняют правительства Молдовы и России в нарушении их прав на учебу и на недискриминацию.

Председатель ассоциации Promo-Lex, представляющий интересы приднестровских школ в ECПЧ, И.Маноле сказал, что Рыбницкий лицей «Эврика» и Бендерский лицей имени Aлександра чел Буна - подали жалобы в 2004 г., когда власти Тирасполя запретили их деятельность, так как они не были зарегистрированы в структурах Приднестровья. Григориопольская школа подала жалобу в 2006 г.

Представители школ считают Россию виновной в нарушении их прав, так как она способствовала возникновению и сохранению Тираспольского сепаратистского режима. Молдавское правительство виновно в том, что не может гарантировать соблюдение основных прав человека на территории республики, частью которой является и Приднестровье.

20 ноября. «Мы до сих пор не пришли к окончательному решению по поставкам в Молдову российского природного газа», - заявил в интервью министр иностранных дел и европейской интеграции РМ А.Стратан. Он отметил, что подписанное ранее соглашение истекает в конце этого года.

Характеризуя молдавско-российские отношения, он отметил, что «перед нами стоит ряд проблем, прежде всего в экономической и торговой области». По словам министра, Россия препятствует импорту из Молдовы продуктов сельского хозяйства и промышленного производства с 2005 года.

Что касается принципов внешней политики РМ, глава МИД сказал, что Молдова «твердо стоит на пути европейской интеграции», но добавил, что перспективы присоединения страны к Eвросоюзу зависят не только от Кишинева, но и от позиции Брюсселя и стран-членов ЕС.

20 ноября. «Российская Федерация слишком мало способствует разрешению замороженных конфликтов. Мы видим позитивное отношение Москвы к правительству И.Смирнова в условиях, когда Приднестровье является составной частью Республики Молдова», - заявил в интервью газете «Московские новости» президент Румынии Т.Бэсеску.

Он отметил, что за 10 лет ни один из региональных конфликтов в СНГ не был разрешен, хотя «самые сильные страны мира входят в состав контактных групп». По мнению Бэсеску, проблема состоит в подходе, который предопределяет неразрешение конфликта. «Это подход "от случая к случаю", в зависимости от происхождения каждого конфликта. Думается, что он ошибочен. Это относится и к Косово», – считает румынский президент.

Т.Бэсеску не исключил возможности, что признание независимости Косово может стать прецедентом для решения прочих замороженных конфликтов. «Если в Косово главное оправдание в том, что 84% населения составляют албанцы, не вижу, почему этот прецедент нельзя применить и в Приднестровье. Да и где угодно, в том числе в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии», - сказал он.

Румынский президент считает, что единственное, о чем можно вести переговоры по замороженным конфликтам, - это уровень автономии, уровень гарантирования сохранения обычаев и традиций меньшинств, «но ни в коем случае не образование новых государств».

20 ноября. Российский политолог, доктор исторических наук Т.Гузенкова, посетившая Тирасполь в составе российской делегации, заявила, что используемый экспертами термин "замороженные конфликты" - не корректен и не соответствует действительности.

Она отметила, что "конфликт не может быть замороженным хотя бы по той причине, что на территории региона продолжаются политические и социальные процессы, которые влияют на качество и уровень диалога в процессе урегулирования". По ее мнению, процесс переговоров зашёл в тупик, так как "весь набор идей и возможных решений себя исчерпал, а многочисленные планы и проекты по разным причинам отвергнуты той или другой стороной".

Т.Гузенкова считает, что отношение к Приднестровью в мире изменилось в лучшую сторону, потому что Кишинев не смог убедить его в том, что это "сепаратистский регион" и "источник нестабильности". А само Приднестровье "на этом фоне отказалось от идеи построения федерации с Молдовой, а тем более от идеи автономии, и теперь стремится к независимости".

Политолог признала изменение в позиции официальной Москвы, которая теперь говорит о необходимости учёта волеизъявления граждан как формы права на самоопределение, хотя прежде чётко придерживалась принципа территориальной целостности Молдовы.

Она обратила внимание на прецеденты Косово и Черногории, исходя из которых "у Приднестровья существует масса схожих аргументов в пользу своей независимости".

"Если вопреки воле Белграда, то есть "метрополии", Запад пойдёт на одностороннее признание Косово, это станет ещё более весомым аргументом в пользу обретения Приднестровьем независимости", - подчеркнула ученая.

20 ноября. Как заявил Старший эксперт приднестровского филиала Совета по национальной стратегии России В.Букарский, завершение процедуры регистрации кандидатов на пост президента позволит Андрею Сафонову на предстоящих президентских выборах в Приднестровье приобрести право на ведение агитационной кампании в свою поддержку. Андрей Сафонов - достаточно известный в Приднестровье и Молдове диссидент и оппозиционер с большим стажем. В этой связи некоторые эксперты считают, что его регистрация является "испытанием на демократичность предвыборной кампании".

"Да, Сафонов - мой старый оппонент, но выталкивать его из предвыборной гонки не подобает демократическому государству. Я надеюсь, что он получит все необходимые документы, а дальше пусть приднестровцы и наши соседи по результатам выбора узнают и оценят реальный рейтинг нашей оппозиции".

21 ноября. Министр реинтеграции РМ В.Шова считает необходимыми консультации с Россией по проблеме приднестровского урегулирования. Об этом он заявил на встрече с послами стран, состоящих в ЕС или готовящихся ко вступлению в ЕС, а также главой делегации Европейской комиссии и послом США в Кишиневе.

21 ноября. "После реализации Плана действий РМ-ЕС в 2008 г. мы попросим Евросоюз рассмотреть возможность подписания с нами соглашения о вступлении Молдовы в ЕС", - заявил вице-премьер, министр иностранных дел и европейской интеграции РМ А.Стратан в интервью газете "Время".

Он назвал "важным и корректным" заявление президента Румынии Т.Бэсеску о необходимости включения Молдовы в пакет вступления в ЕС со странами Западных Балкан.

Министр уверен, что Молдове будет предоставлен режим асимметричной торговли с ЕС в первой половине 2007 г. по примеру других стран Юго-Восточной Европы.

А.Стратан считает, что в составе ЕС Молдова "объединится со всей Европой, а не только с Румынией".

"Никто не ставит цель на политическом уровне рассмотреть вопрос объединения с Румынией, которое просто-напросто нереально. Мы желаем вступить в ЕС как независимая и суверенная страна, найти себя в большой европейской семье, именно так, как сказал и президент Воронин", - заявил министр.

21 ноября. Президент ПМР И.Смирнов заявил, что Приднестровье взяло курс на интеграцию с Россией и добьется этого.

"Состоявшийся 17 сентября референдум расставил все точки над "i", приднестровцы взяли курс на интеграцию с Россией. Руководство Приднестровья должно все сделать для того, чтобы все вместе мы выполнили эту задачу", - сказал И.Смирнов на торжественном собрании по случаю 378-летия города Рыбница, который называют "северной столицей Приднестровья".

Говоря о позиции США и стран Евросоюза, которые отказались признавать результаты референдума, И.Смирнов подчеркнул, что "многим европейским странам нужно не играть в демократию и права человека, а поучиться этому у Приднестровья".

21 ноября. Партия социальной демократии Молдовы обратилась к населению Гагаузии с призывом "сказать "нет!" кандидату коммунистов Г.Табунщику" на выборах башкана (главы) Гагаузии 3 декабря 2006 г. Такой призыв содержится в обращении от 21 ноября, подписанном председателем ПСДМ, депутатом парламента РМ Д.Брагишем.

"Власть Партии коммунистов разорила Гагаузию и обездолила её народ. Ставленник ПКРМ Табунщик установил в Гагаузии режим личной диктатуры и жестоко преследует всех, кто ей противится. Первый удар по этой власти вы уже нанесли на парламентских выборах 2005 года, отказав ей в доверии. Теперь, на выборах башкана Гагаузии 3 декабря 2006 года, необходимо окончательно сокрушить эту власть. Вам выпало почетное право первыми начать освобождение страны от этого полицейского режима, несущего прямую вину за упадок, хаос и разруху в экономике, за развал социальной сферы, за подрыв и ослабление политической безопасности молдавского государства.

21 ноября. Председатель Социал-демократической партии Молдовы Э.Мушук утверждает, что получил неофициальное предложение участвовать в формировании нового правительства. По его словам, незадолго до своего задержания, ему было предложено занять пост первого заместителя премьер-министра, министра экономики. Лидер СДПМ отметил, что ему предложили подумать и о кандидатуре премьер-министра. Он заявил также, что его дело носит политический характер и сфабриковано по указанию коммунистического правления.

СДПМ недавно приняла решение о том, что формирование самостоятельно будет участвовать во всеобщих местных выборах 2007 г. и выступает за консолидацию демократических сил и левоцентристского полюса в РМ. Однако делать это нужно открыто, исключая участие в той или иной форме коммунистов в формировании этого полюса.

Коснувшись выборов в муниципии Кишинев, Э.Мушук сказал, что возглавляемая им партия будет продвигать собственного кандидата на пост генерального мэра города.

21 ноября. Объем валютных поступлений посредством банковской системы от молдавских граждан, работающих за границей, достиг за девять месяцев этого года примерно 604 млн. долл. США по сравнению с примерно 500 млн. долл. за аналогичный период прошлого года.

Помимо официальных поступлений работающие за границей молдавские граждане отправили домой еще около 30 млн. долл. Таким образом, общая сумма переводов составляет примерно 900 млн. долл. Прогнозируется, что общий объем поступлений за год составит не менее 1,2 млрд. долл. США.

21 ноября. Молдова и Украина подписали Протокол об обмене информацией между пограничными службами. Документ был подписан в Брюсселе в ходе трехстороннего заседания Молдова-Украина-Еврокомиссия.

На заседании обсуждались вопросы сотрудничества с миссией ЕС по мониторингу молдавско-украинской границы, демаркации границ, совместного контроля границ и др.

22 ноября. Ассоциация историков Молдовы "поддерживает изучение и преподавание интегрированной истории", говорится в заявлении АИМ, однако считают, что в настоящее время в Молдове "нет условий для внедрения этого предмета в соответствии с европейской моделью".

АИМ считает также, что комиссия, созданная Академией наук РМ для оценки учебников интегрированной истории, представит итоговое такое решение, которое желают нынешние власти".

22 ноября. Молдова поддерживает вступление России в ВТО при условии урегулирования ряда проблем в двусторонних экономических отношениях, заявил премьер-министр РМ В.Тарлев, отметив при этом, что двум странам нужно решить проблемы, которые не вписываются в правила игры ВТО. По его словам, речь идет о введенном в прошлом году запрете на импорт в Россию продукции сельского хозяйства из Молдовы, а также о запрете на поставки в Россию молдавских вин. На данный момент теоретически воспрепятствовать вступлению России в ВТО могут Молдова и Грузия.

23 ноября. На пресс-конференции президент ПМР И.Смирнов сообщил, что лидеры Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии вынесение странами ГУАМ на 61-ю сессию ГА ООН вопроса о замороженных конфликтах на постсоветском пространстве расценили как демарш для получения поддержки от зарубежных государств в действиях по экономической блокаде независимых непризнанных государств. Молдова рассчитывает найти конструктивную поддержку и опору небезызвестному «Закону о восточных регионах», чтобы заполучить Приднестровье, сделав его своим восточным регионом», - пояснил Смирнов.

Президент Приднестровья также сообщил, что между Приднестровьем, Абхазией и Южной Осетией подписан протокол о создании постоянного исполнительного Комитета содружества в городе Москве. «Исполнительным секретарём избран действующий мининдел ПМР В.Лицкай», - сказал И.Смирнов.

23 ноября. Президент ПМР И.Смирнов посетил гигант легкой промышленности республики «Тиротекс». Президент осмотрел цеха предприятия, ознакомился с ходом реорганизации производства и его модернизацией, а также пообщался с работниками предприятия.

В прошлом году «Тиротекс» был включен в программу приватизации. За прошедший год была проведена реструктуризация «Тиротекса», предприятие было технически перевооружено, на это уже было выделено инвестиций на сумму 25,5 млн. долл. США. В целом объем инвестиций должен достигнуть 47 млн. долларов. Предприятие успешно преодолевает последствия экономической блокады, развернутой Кишиневом и Киевом с марта 2006 года. «Тиротексу» удалось сохранить свои рынки сбыта. Сегодня продукция предприятия направляется в 55 стран ближнего и дальнего зарубежья.

23 ноября. Основными вопросами повестки дня очередного заседания ОКК, которое состоялось в Бендерах, стали доклады Объединенного военного командования о ситуации в Зоне безопасности за период с 8 по 21 ноября. В целом ситуация признана управляемой и контролируемой. Неподконтрольных сторонам вооруженных формирований, новых подразделений, передвижения военной техники и фортификационных работ выявлено не было.

23 ноября. Официальный Киев готов провести встречу с руководством Приднестровья и уже ведет для этого подготовительную работу, сообщил журналистам президент ПМР И.Смирнов.

По его словам, в Киеве еще нет окончательного решения, на каком уровне пройдет встреча в украинской столице, однако не исключено, что украино-приднестровские переговоры состоятся на высшем уровне.

Президент подтвердил позицию Тирасполя – переговоры с молдавским руководством возможны только в равноправных условиях. Для этого должен быть подписан транзитный протокол – документ, который закрепит механизм обеспечения права Приднестровья на свободную внешнеэкономическую деятельность.

23 ноября. В ближайшие дни в Москву направится приднестровская делегация, в которую войдут руководители пяти министерств республики социально-экономического блока. Ожидается, что в российской столице будут подписан ряд межведомственных соглашений, развивающих российско-приднестровское сотрудничество, сообщил журналистам в Тирасполе президент ПМР И.Смирнов.

По его словам, среди первоочередных направлений, по которым идет сейчас активная работа, – гармонизация приднестровского законодательства с российским и подготовка к реформированию органов государственной власти в ПМР. «Надо, чтобы наш Кабинет министров более соответствовал структуре российского правительства, – сказал глава государства».

23 ноября. Парламент РМ отклонил предложение 15 депутатов от оппозиции об освобождении от работы пяти членов правительства, так как они не владеют государственным языком.

Депутаты от оппозиции считают, что государственные чиновники, не владеющие государственным языком, нарушают Конституцию Молдовы и другие действующие законодательные акты.

Предложение о включении этого вопроса в повестку дня было отклонено, Его поддержали лишь 19 депутатов от оппозиции.

23 ноября. Председатель комиссии по внешней политике Сената Румынии М.Джоанэ считает, что Румыния в новом качестве страны-члена ЕС должна изменить свои методы в отношениях с Республикой Молдова.

В рамках слушаний в Сенате на тему «Отношения с Республикой Молдова после 1 января 2007 года», бывший глава румынского МИД заявил, что отношение Румынии к Молдове должно быть подобно отношению Греции к Македонии. Румыния не должна допустить, чтобы в европейских инстанциях говорилось о молдавском языке, и ни на одной кабине переводчиков не должно быть надписи «молдавский язык».

Он уточнил, что «речь идет о желании «кое-кого» продвигать фальшивую идентичность, а румынские власти, несмотря на позицию Кишинева, должны упорно сопротивляться».

23 ноября. Президент РМ В.Воронин и премьер-министр В.Тарлев примут участие в заседаниях Советов глав государств и правительств СНГ в Минске.

Они будут участвовать в обсуждении всех вопросов, которые включены в повестку дня саммита, так как "эти вопросы связаны с реформированием Содружества", что поддерживает официальный Кишинев.

Пресс-служба правительства отметила также, что "по инициативе Молдовы будет заслушана информация о выполнении постановления Совета глав государств СНГВ от 7 октября 2002 г. об организации и проведении в Москве в Выставочном центре Российской Федерации постоянных национальных выставок стран-участниц СНГ".

23 ноября. В школах приднестровского села Кицканы были запущены газовые котельные. На церемонии запуска присутствовал президент ПМР И.Смирнов.

В своем выступлении И.Смирнов подчеркнул: "В республике практически завершена программа газификации. Для того чтобы поставить в ней финальную точку, нужно подвести газ ещё к нескольким объектам в Слободзейском районе. Таким образом, за период существования республики были газифицированы: более 50 населенных пунктов, 127 промышленных предприятий, порядка 900 коммунально-бытовых организаций, свыше 84 тысяч квартир и жилых домов.

На сегодняшний день газовая отрасль Приднестровья - это самостоятельный комплекс, который включает в себя 346 км магистральных и 3,5 тыс. км распределительных газопроводов".

23 ноября. Республика Молдова попробует добиться у российского концерна "Газпром" согласия на сохранение действующей цены на поставки природного газа в размере 160 долл. США за тысячу кубических метров, сообщил министр экономики и торговли И.Додон. Он опроверг слухи о том, что Москва требует 250 долларов за тысячу кубометров природного газа.

В пресс-службе "Газпрома" заявили, что на встрече в Москве вице-премьер РМ З.Гречаная и председатель российского концерна А.Миллер обсудили условия поставки природного газа на 2007 год и проблемы с оплатой задолженностей Республики Молдова перед "Газпромом".

С 1 января 2006 г. цена на природный газ, поставляемый в Республику Молдова, равняется 160 долл. США за тысячу кубометров до 110 долларов.

24 ноября. Конфедерация профсоюзов РМ обратилась к президенту В.Воронину с предложением выступить посредником в решении вопроса о реинтеграции профсоюзного движения страны.

В обращении к президенту председатель Конфедерации П.Кирияк предлагает объединиться с Конфедерацией свободных профсоюзов «Солидарность» и создать Всеобщую конфедерацию профсоюзов РМ.

Раскол профсоюзного движения Молдовы произошел в 2000 г., когда 14 отраслевых профсоюзов из 25 вышли из состава Конфедерации профсоюзов РМ и создали новую организацию «Солидарность». В настоящее время каждая из конфедераций насчитывает порядка 400 тыс. членов.

24 ноября. В российско-молдавских отношениях наметились перемены к лучшему, считает председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.Кокошин.

"Депутаты Государственной Думы позитивно воспринимают заявление представителей Кишинева о том, что Молдавия будет сохранять свой нейтральный статус", - сказал А.Кокошин после состоявшейся у него накануне встречи с группой видных молдавских политиков.

Российский депутат подчеркнул, что конструктивным можно считать и их заверение о том, что Молдавия не собирается выходить из СНГ и считает важным развивать в рамках этой организации, как многосторонние связи, так и двустороннее российско-молдавское сотрудничество.

24 ноября. Глава РМ В.Воронин принял первого вице-премьера РМ Зинаиду Гречаную, министра реинтеграции В.Шову и советника президента по проблемам внешней политике М.Ткачука, которые представляли страну на молдо-российских консультациях по вопросам двухсторонних отношений, в том числе по проблеме приднестровского урегулирования.

В ходе этой встречи Воронин был проинформирован о результатах последнего раунда консультаций в Москве, в рамках которых были рассмотрены различные проблемы в двухсторонних отношениях, а также пути их преодоления.

На встрече также было высказано мнение, что решению многих вопросов будут способствовать запланированные на ближайшее время заседание молдо-российской межправительственной комиссии, а также встречи и дискуссии в рамках саммита СНГ в Минске.

24 ноября. Парламент РМ принял в окончательном чтении Закон о госбюджете на 2007 год. Доходы запланированы в размере 12,088 млрд. леев (1 долл. США – 13,2 МЛ), расходы - в размере 12,161 млрд. леев. Дефицит госбюджета составит почти 73 млн. леев. Его планируется покрыть за счет внутренних и внешних источников, а также за счет доходов от приватизации.

Документ был принят голосами 70 депутатов от фракций ПКРМ, Демпартии и ХДНП. Фракция Альянс «Наша Молдова» проголосовала против.

Проект бюджета на 2007 год разработан с учетом прогнозируемого в будущем году 4%-ного роста ВВП - до 46,6 млрд. леев, инфляции на уровне 10,5%, курса молдавского лея по отношению к доллару США в размере 14,6 лея за доллар, а также увеличением объема экспорта на 15% и импорта на 12%.

24 ноября. В Киеве подписан Протокол о намерениях «Об организации железнодорожного сообщения между Украиной, Российской Федерацией и Республикой Молдова». Документ был подписан по итогам встречи руководителей железнодорожных администраций этих стран. Протокол предусмотривает открытие полномасштабного движения грузовых и пассажирских поездов через межгосударственный пограничный переход Вэлчинец (РМ) – Могилев-Подольский (Украина), а также восстановление движения принадлежащего российским железным дорогам пассажирского поезда №65/66 по маршруту Кучурган (Украина) – Кишинев (РМ). Таким образом, документ открывает возможность для возобновления движения пассажирских поездов через Приднестровье, которое было заблокировано Молдовой весной этого года.

24 ноября. В Приднестровье прибыла новая партия гуманитарной помощи из России, на этот раз из Мордовии. Это - продукты питания пяти видов (пшеничная мука, макаронные изделия, сахар, печенье и сгущенное молоко), а также 12 наименований медицинских препаратов, общим весом 21,3 тонны. «Вся продукция изготовлена исключительно нашими мордовскими предприятиями», - сказал на пресс-конференции представитель Минторговли и предпринимательства Мордовии В.Буянов.

Гуманитарные грузы в Приднестровье могли поступить еще раньше, если бы не препоны, с которыми пришлось столкнуться представителям гуманитарной миссии на территории Украины. «Проезд по территории Украины занял у нас почти четыре дня, - рассказал журналистам В.Буянов. - Под всякими предлогами в Украине старались найти у нас хоть какие-то нарушения. Доходило до нелепого – вплоть до требований доказать, что грузы, которые мы везем, являются действительно гуманитарными, а транспорт, который мы для этого используем, не числится в угоне». …Каких-либо вразумительных объяснений или извинений в связи с этим гости из Мордовии так и не услышали.

24 ноября. Депутат от фракции Партии коммунистов РМ, лидер Союза ленинской молодежи Молдовы Г.Петренко назначен председателем парламентской комиссии по внешней политике и европейской интеграции. Он сменил на этом посту С.Стати, который назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Молдовы в Украину.

Новыми членами парламентской комиссии по внешней политике и европейской интеграции стали лидер АМН С.Урекян, депутат-коммунист М.Антон.

При обсуждении предлагалось пересмотреть в целом количество руководящих должностей в парламенте для каждой фракции в связи с изменением численного состава фракций. Спикер М.Лупу сказал, что фракция ПКРМ, у которой пять должностей председателей комиссий из девяти, должна иметь шесть таких должностей, а АМН - две должности вместо одной. Фракции ДП и ХДНП должны и впредь иметь по одной должности председателя парламентской комиссии.

25 ноября. Лидер Приднестровья И.Смирнов заявил, что "Тирасполь будет добиваться подписания прямого контракта с "Газпромом" на поставку газа. По его словам, Приднестровье может рассчитывать на относительно невысокую цену. Более того, ожидается, что газовые поставки будут осуществляться в счет военного имущества, вывезенного из Приднестровья в Россию или в порядке финансовой помощи со стороны России. Основания для такой помощи у Приднестровья есть - в республике проживают более 100 тысяч граждан Российской Федерации, кроме того, порядка 70% российского газа в Приднестровье потребляют промышленные предприятия, принадлежащие России", - подчеркнул Смирнов.

27 ноября. Премьер-министр РМ В.Тарлев считает прошедший в Минске саммит глав правительств СНГ важным для республики.

«Принятые решения призваны способствовать активизации процессов сотрудничества. Главы правительств, в частности, были единодушны в том, что основой для развития СНГ являются решение вопроса о создании свободного экономического пространства и эффективное сотрудничество в отраслях энергетики и транспорта», - сказал Тарлев.

Он выразил озабоченность в связи с проблемами в сфере железнодорожного сообщения на территории СНГ.

«Восстановление нормальной деятельности этой важной структуры необходимо для консолидации торгово-экономических отношений», — подчеркнул премьер-министр.

Он отметил, что в настоящее время Молдова сталкивается с серьезными проблемами в осуществлении грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным путем через территорию Украины и России.

27 ноября. Украина и Приднестровье заинтересованы в скорейшем возобновлении переговоров по приднестровскому урегулированию, заявили в пресс-службе украинского МИД по итогам переговоров между замминистра иностранных дел Украины А.Веселовского и главы МИД ПМР В.Лицкая.

27 ноября. Украина призвала Приднестровье вернуться за стол переговоров с Молдовой по приднестровскому урегулированию.

Возможность возобновления переговорного процесса обсуждалась на встрече президента ПМР И.Смирнова и председателя Верховного Совета Е.Шевчука с заместителем министра иностранных дел Украины, спецпредставителем Киева по вопросам приднестровского урегулирования А.Веселовским и заместителем секретаря Совета безопасности и обороны Украины С.Пирожковым.

Смирнов подтвердил позицию Приднестровья, которое согласно вернуться к переговорам "только при условии равенства сторон и отказа Кишинева от политического, экономического и какого-либо другого давления".

"Из-за действий Молдовы и Украины, которые ввели новый режим прохождения грузов через границу, мы оказались в экономической блокаде. Обязательным условием для возобновления переговоров является подписание транзитного протокола - документа, гарантирующего право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность", - заявил он.

Представители Украины отметили, что "Киев и Кишинев не могут отказаться от введенного на границе режима, который соответствует международным стандартам". В то же время, они заявили о готовности к компромиссным вариантам и предложили свою версию "транзитного протокола".

Пирожков отметил, что "сейчас этот документ изучается российскими экспертами и предусматривает обязательное одобрение молдавской стороной".

27-28 ноября. В Москве проходило заседание молдавско-российской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Повестка дня заседания включила широкий круг вопросов, касающихся в том числе экономической и топливно-энергетической сфер.

Одним из итогов заседания стало подписание программы сотрудничества между странами в гуманитарной сфере на 2007 год, которая «предусматривает широкий перечень совместных действий в области культуры, образования, науки, информации и инфокоммуникационных технологий, в области здравоохранения, социально-трудовых отношений и миграции и в области туризма».

Были подписаны также соглашения о сотрудничестве в области образования, о научно-техническом сотрудничестве и два документа о сотрудничестве в кредитно-финансовой сфере: соглашение об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним валютным долгом бывшего СССР и об урегулировании задолженности Республики Молдова перед РФ.

28 ноября. Общественная организация «Социологическая альтернатива» озвучила результаты опроса приднестровцев об их электоральных предпочтениях.

По ее данным, если бы выборы состоялись сегодня, за кандидата в президенты Игоря Смирнова проголосовало бы 80% приднестровцев.

Оппоненты И.Смирнова вместе смогли набрать не более 5%. Протестные настроения приднестровцев составили бы от 5 до 7% голосов, таким образом, на втором месте смог бы оказаться виртуальный кандидат «Против всех».

Явка избирателей на сегодняшний день составила бы 67% от общего числа лиц, включенных в соответствующие списки избирательных комиссий».

28 ноября. Президенты России и Молдовы в ходе встречи обсудили весь комплекс отношений, в том числе поставки молдавской сельхозпродукции в РФ, энергетику и политические вопросы.

"Мы договорились о возобновлении поставок мяса и вина из Молдовы в Россию", - сказал В.Путин журналистам по итогам встречи.

Президент РФ отметил, что российские и молдавские специалисты будут заниматься совместными проверками качества продукции на молдавских предприятиях.

"В качестве первого шага мы будем осуществлять это по принципу одного окна, через специальные предприятия, с целью дальнейшего сопровождения этой продукции и недопущения контрафакта", - сказал он.

28 ноября. В ходе встречи в Кишиневе премьер-министр РМ В.Тарлев и постоянный представитель ЕС по Молдове А.Якобовиц де Сегед отметили наличие общего видения относительно решения ключевых вопросов мирного разрешения приднестровского конфликта.

Стороны также согласились с необходимостью дальнейшего углубления диалога между властями Молдовы с институтами ЕС для достижения этой цели, в интересах национальной и региональной безопасности.

На встрече была отмечена позитивная роль миссии ЕС по оказанию помощи на молдо-украинской границе, равно как и рациональность продления ее мандата и расширения круга полномочий.

28 ноября. Президенты России и Молдовы на встрече в Минске подробно обсудили политическое урегулирование ситуации вокруг Приднестровья.

В.Путин по итогам встречи сказал журналистам, что договорился с президентом Молдовы В.Ворониным, что в ближайшее время возобновим консультации, тем более, что на экспертном уровне проведена большая работа, чтобы сблизить позиции.

В свою очередь президент Молдовы отметил, что на встрече удалось подробно обсудить вопрос проведения политических переговоров по проблемам региона. "Я думаю, что у этих переговоров имеются очень хорошие перспективы", - добавил он.




Национальным меньшинствам необходимо объединяться

Сергей Суляк, Председатель Общественной организации «Русь», г. Кишинев

23-24 ноября в Кишиневе состоялась Международная научно-практическая конференции «Этнокультурное многообразие Молдавии (история и современность). Чтения памяти И.А. Анцупова». Организатором конференции выступила Общественная организация «Русь».

Долгие годы своей научной деятельности Иван Антонович Анцупов, патриарх молдавской исторической науки занимался историей молдаван, русских, украинцев, гагаузов, болгар, поляков, цыган, чехов, немцев, евреев, проживающих в Пруто-Днестровском регионе.

Молдавия была изначально многонациональным государством. В середине XIV в. в Молдавии проживали волохи (50,1%), русины (39,5%), болгары (3,3%), цыгане, татары, венгры, немцы, евреи, греки, армяне. Мирные контакты и взаимовлияния способствовали развитию и взаимообогащению материальной и духовной культуры проживающих здесь этносов. Русинский (древнерусский) язык был официальным языком княжества до начала XVIII века.

По данным переписи 2004 г. 75,8% граждан Молдавии признали себя молдаванами, 8,4% - украинцами, 5,9% - русскими, 4,4% - гагаузами, 2,2% - румынами, 1,9% - болгарами, 1% приходится на представителей других национальностей.

К сожалению, активная разработка истории одного из нацменьшинств Молдавии – румын, которая по каким-то причинам стала обязательным предметом во всех учебных заведениях Молдавии, создала иллюзию, что исследования по истории Молдавии и других, проживающих здесь этносов, прекращены.

Конференция показала, что это не так. Имя И.А. Анцупова объединило более 40 исследователей, занимающихся изучением истории, культуры и языка национальных меньшинств Молдавии.

Перед началом конференции протоиерей о. Николай Флоринский, настоятель Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева прочел заупокойную молитву. Затем прозвучали приветствия участникам конференции от Посольства Польши в Республике Молдова, Посольства Российской Федерации в Республике Молдова, Академии наук Молдовы, депутата Государственной Думы Российской Федерации, директора Института стран СНГ Константина Затулина. Было озвучено приветствие от редколлегии общественно-политического журнала «Мысль», которую возглавляет президент Республики Молдова Владимир Воронин.

Среди докладчиков были член-корреспондент АН Молдовы Владимир Царанов; доктор исторических наук, зам. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Михаил Губогло; доктор исторических наук, профессор Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга; доктор политических наук Сергей Назария; молдавские ученые - доктора исторических наук Николай Русев, Василий Стати, доктор филологических наук Ирина Ионова, кандидаты исторических наук Иван Грек, Роман Рабинович, Петр Шорников, Степан Курогло.

На следующий день состоялось возложение венков и цветов на могилу И.А Анцупова и завершение работы конференции. Участники высказали пожелание, чтобы «Чтения памяти И.А. Анцупова» не только проводились ежегодно, но и было бы принято Положение о конкурсе среди молодых ученых, занимающихся исследованиями в области национальных меньшинств Молдавии.

Материалы международной конференции выйдут в очередном номере международного исторического журнала «Русин», который будет разослан по учебным заведениям Молдавии.

Нельзя не сказать и о странной позиции со стороны ряда газет, которые являются подразделениями российских СМИ. К примеру, редактор «Аргументы и Факты - Молдова» заявил, что опубликует информацию о конференции только за деньги. Полностью проигнорировали мероприятие представители «Комсомольской правды» в Молдавии. Правда, и раньше они поступали подобным образом. В частности, отказались публиковать информацию о международной конференции «Российско-молдавские отношения: история и современность. К 350-летию первого обращения Молдавии с просьбой о присоединении к России», которая была нами проведена 26-28 июля 2006 г., под предлогом, что это якобы неинтересно читателям. Такое отношение к истории и культуре нацменьшинств, в т.ч. и русского населения Молдавии вызывает недоумение. Тем более что пред глазами яркий пример соседнего государства. Правительство Румынии не только выделяет огромные суммы на культурные мероприятия, научные конференции, симпозиумы, издание книг, учебников и т.д. (в этом году – 2,5 млн. Евро). Вот уже лет 15 Парламент Румынии содержит 5 периодических изданий, выпускаемых в Кишиневе. Вероятно, в Бухаресте лучше понимают важность работы на перспективу.




Заявление министерства просвещения ПМР

25.11.2006. Ольвия-пресс (Тирасполь)

На протяжении 5-ти лет в Молдове не прекращаются инсинуации вокруг «судьбы» 6-ти негосударственных школ румынского языка обучения, действующих на территории Приднестровья.

Анализ свидетельствует, что Приднестровье не чинит препятствий в деятельности НОУ (негосударственные общеобразовательные учреждения). Борьба, развернутая Молдовой - учредителем этих организаций, в 2004 году завершилась, все-таки, регистрацией на нашей территории 5 из 6 организаций. Факт регистрации определил статус НОУ как юридических лиц и обеспечил их гражданскую дееспособность.

Вместе с тем, Молдова отказывает учреждениям в дальнейшей работе с соответствующими структурами в Приднестровье по лицензированию образовательной деятельности. Предупреждения Министерства просвещения Приднестровья о нелигитимности документов об образовании, выдаваемых выпускникам этих школ, игнорируются, в то время, когда более 40% выпускников желают продолжить свое обучение в профессиональных учебных организациях нашей республики.

Очередной факт вопиющего нарушения законодательства об образовании со стороны Молдовы, неуважения к должностным лицам и к личности гражданина государства, невыполнения принятых на себя обязательств со стороны ОБСЕ был продемонстрирован 12 ноября с.г. во время посещения нашей республики делегацией послов ОБСЕ. На основании предварительно согласованной ОБСЕ и МИД ПМР программы визита, планировалось посещение членами делегации и представителями МИД и Минпрос Приднестровья румынского лицея им. Александру чел Бун в г. Бендеры.

Однако по приезде в г. Бендеры на территорию НОУ не были допущены заместитель министра просвещения В.Г.Суринов и заместитель министра иностранных дел С.И.Гуска. Причем, физический запрет войти в здание осуществлял лично глава миссии ОБСЕ в Молдове г-н Луис О'Нилл.

Беседа с работниками лицея проводилась с послами ОБСЕ за закрытыми дверьми. Вряд ли подобный способ получения «достоверной» информации можно признать объективным и демократичным. И уж тем более, его нельзя признать дружественным по отношению к нашим коллегам - должностным лицам органов исполнительной власти Приднестровья.

Деструктивные действия представителей ОБСЕ в Молдове не способствуют развитию конструктивного диалога и мер доверия между экспертами в области образования от Приднестровья и Республики Молдова, складывающихся в последние 2 года их работы.

За это время удалось решить одну из основных проблем - регистрацию в июне 2005 года в Приднестровье школ, подведомственных Министерству просвещения Республики Молдова.

На последних двух встречах экспертами в области образования достигнуты и зафиксированы в двусторонних протоколах в присутствии представителей миссии ОБСЕ в Молдове и посольств Российской Федерации и Украины договоренности о предоставлении приднестровской стороне пакета документов для лицензирования образовательных учреждений Республики Молдова (протоколы от 18.05.2006 г. и 16.06.2006 г.).

К сожалению, молдавская сторона по неизвестным нам причинам затягивает решение вопроса о лицензировании и не представляет приднестровской стороне документы, оговоренные в протоколах встреч экспертов.

Министерство просвещения в письме от 2.10.2006 г. № 02-36/1780 в адрес главы миссии ОБСЕ в Молдове г-на Л. О'Нилла выразило свою серьезную озабоченность затянувшейся нерешенностью вопроса о лицензировании школ с преподаванием на румынском языке и предложило провести очередную встречу в предельно конструктивном русле, для чего при содействии посредников осуществить передачу молдавской стороной соответствующих документов для лицензирования учебных учреждений.

На наши предложения ответа миссии ОБСЕ в Молдове нами не получено.

В этой связи действия главы миссии ОБСЕ г-на Л. О'Нилла в лицее г. Бендеры укладываются в проводимую им политику по блокированию работы экспертов в области образования от Приднестровья и Молдовы и срыву достигнутых договоренностей.

Считаю данный факт прямым доказательством грубого нарушения членами миссии ОБСЕ в Молдове устава своей организации и прямого содействия должностным лицам Республики Молдова в игнорировании норм международного права и достигнутых на встречах экспертов в области образования от Приднестровья и Республики Молдова договоренностей.




Адриан Якобовиц де Сегед: Нынешний курс Тирасполя - тупик для Приднестровья

14.11.2006. День (Киев)

Мыкола Сирук

Проблема приднестровского урегулирования, похоже, остается неподъемной, несмотря на усилия мировой общественности. Решению этой проблемы не помогла и провозглашенная 22 апреля 2005 года устами украинского Президента инициатива урегулирования приднестровской проблемы «через демократию», известная как план Ющенко. Этот план давал надежду на урегулирование статуса Приднестровья, поскольку инициатива была одобрена как Кишиневом, так и Тирасполем. Однако после введенного с 3 марта 2006 года Украиной нового таможенного порядка пересечения границы, предусматривающего наличие молдавского таможенного оформления для грузов, в том числе и из Приднестровья, переговорный процесс остановился. Пока украинская сторона не отказывается от нового таможенного режима на украинско-молдавской границе, несмотря на острую критику Тирасполя. На встрече со Специальным представителем ЕС для Молдовы, послом Адрианом Якобовицем де Сегедом министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заверил, что позиция Украины в приднестровском урегулировании и в дальнейшем будет оставаться последовательной и неизменной - мирное решение конфликта при сохранении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и предоставлении специального статуса Приднестровскому региону. Накануне этой встречи Адриан Якобовиц де Сегед в интервью «Дню» сказал, каких действий от Украины ожидает ЕС в рамках приднестровского урегулирования. Специальный представитель также рассказал, каким видится в Брюсселе разрешение этой проблемы, какую роль при этом может сыграть Россия, и что может подтолкнуть Тирасполь к тому, чтобы сесть за стол переговоров с Кишиневом.

- Осенью в Приднестровье состоялся референдум, на котором подавляющее большинство проголосовало за отделение от Молдовы и присоединение к России. В Сербии также прошел референдум по конституции, в которой закреплен статус Косово как составляющей Сербии. Как эти события влияют на разрешения приднестровского конфликта?

- По нашему мнению, проблему Косово и Приднестровья нельзя сравнивать. В Косово присутствуют этнические и религиозные проблемы. В то же время в Приднестровье нет ни этнических, ни религиозных проблем. К тому же, проблема Косово решается в Совете Безопасности, где Россия имеет слово. Поэтому было бы совсем неправильно сравнивать эти ситуации, поскольку это может привести к неправильному выводу.

- Как же теперь может развиваться ситуация в Приднестровье?

- Все стороны, которые интенсивно занимаются Приднестровской проблемой: Россия, Украина, США, ОБСЕ, ЕС едины в своем мнении - содействовать и добиться восстановления территориальной целостности страны и суверенитета Молдовы со специальным статусом для Приднестровья в рамках воссоединенной Молдовы. Для достижения этого необходимо, чтобы два партнера: Кишинев и Тирасполь сели за стол переговоров. Нельзя достичь соглашения о специальном статусе Приднестровья без объединения Молдовы и разделения компетенции и полномочий между Кишиневом и Тирасполем. Поэтому мы все думаем, что главное сейчас свести стороны вместе. Все согласны с этим, кроме Приднестровья, которое отказывается встретиться в формате «5+2». И это очень плохо. Они взяли курс на независимость и присоединение к России, которая уже четко заявила о незаинтересованности вхождения в свой состав Приднестровья. Приднестровские власти хотят быть независимыми, но никто не признает независимости Приднестровья. В международном сообществе все придерживаются принципа территориальной целостности. Поэтому нынешний курс Тирасполя - тупик для Приднестровья. К тому же сейчас в непризнанной республике организовывают президентскую кампанию. Это не серьезно. Никто этого президентства не признает. Сейчас всем необходимо объединить усилия, чтобы вернуть приднестровцев за стол переговоров.

- Существуют ли такие шансы? Ведь недавно в Одессе вроде была попытка начать переговорный процесс о Приднестровье?

- Действительно, такая попытка была. Но нам не удалось усадить стороны за стол переговоров. Приднестровцы не хотят идти на такие переговоры. Они выставляют множество условий. Всегда плохо пытаться выставлять условия перед началом встречи. Одно из их основных условий состоит в том, что они хотят иметь свободу внешнеэкономических отношений. Мы все выступаем в поддержку бизнесменов Приднестровья и содействуем тому, чтобы они могли осуществлять контакты за рубежом для реализации внешнеэкономической деятельности. Они уже используют такие возможности. Другое дело, могут ли сами приднестровские власти обладать компетенцией для реализации такой деятельности. Этот вопрос должен быть рассмотрен, и найдено разрешение в рамках приднестровского урегулирования. Это не может быть сделано за пределами этого урегулирования. Необходимо, чтобы лидеры Приднестровья поняли, что они ставят невыполнимые условия, которые не позволяют начать переговоры.

- Вы приехали в Киев, чтобы заручиться поддержкой со стороны украинских властей?

- Да, действительно, цель моего визита - рассмотреть, как мы можем содействовать тому, чтобы переговоры между Кишиневом и Тирасполем были возобновлены. Молдова и Украина в марте этого года внедрили новую систему пограничного и таможенного контроля, которая обеспечивает нормальный режим на украинско-молдавской границе. Благодаря новому режиму обе страны играют по правилам. И сейчас важно, чтобы стороны сохранили созданную систему пограничного контроля. Здесь же функционирует миссия ЕС, которая производит мониторинг украинско-молдавской границы. Это очень хорошая система. Причем даже в Приднестровье признают, что она работает. Следует отметить, что сотрудничество между пограничными и таможенными службами обеих стран развивается все больше.

Мы надеемся, что на следующей неделе между Молдовой и Украиной будет подписано два протокола об обмене информацией. Подписание протокола между таможенными службами обеих стран позволит производить мгновенный обмен информацией о таможенных декларациях. Таможенники будут мгновенно знать, какой тип груза и какой стоимости будет пересекать границу. Таким образом, будет пресечено массовое мошенничество на границе, когда товары декларировались по заниженной стоимости, что приводило к недопоступлению в казначейства обеих стран таможенных сборов. Убытки для госбюджета Украины могут составлять десятки, а то и сотни миллионов долларов в год. Благодаря информационной системе, таможенники сразу увидят, какая стоимость груза или товара. Другой протокол будет подписан между пограничниками Украины и Молдовы. Если у пограничников одной страны вызовет подозрение какой-то автомобиль, пересекающий границу, они мгновенно могут получить от своих коллег из соседней страны данные о подозреваемом автомобиле. Улучшение сотрудничества между службами на границе очень важно для нормального пограничного режима и принесет каждой из стран много денег.

- Нужны ли вам гарантии со стороны нового правительства относительно сохранения и выполнения норм существующего пограничного режима, который не нравится приднестровскому руководству?

- Новое правительство всегда подчеркивало, что будет сохранять существующий режим. Прошлый раз я встречался с первым вице-премьер-министром Николаем Азаровым, который заверил меня в неизменности этого режима. С тех пор не было ни одного вопроса относительно этого. Премьер- министр Украины Виктор Янукович в Брюсселе также подтвердил, что существующий режим будет сохранен. Любая страна заинтересована в надлежащем пограничном режиме, который приносит поступления в казну. Как известно, контрабанда означает потери поступлений в бюджет.

- А если рассматривать в широком аспекте приднестровское урегулирование, какие способы могут решить этот конфликт?

- Прежде всего, самое важное, чтобы мы занимали одну позицию и очень четко заявили об этом. В частности, мы очень четко заявили, что не может даже ставиться вопрос о признании независимости Приднестровья. Об этом четко заявили Украина и ЕС после референдума, который был проведен в советском стиле. 97% поддержки. Это не серьезно. Кроме того, в Приднестровье нет демократических условий. Нужно проводить демократизацию Приднестровья, создавать демократические условия, прежде всего свободные средства массовой информации. Обеспечить свободу деятельности политических партий, ликвидировать или осуществить изменения в секретных службах. Приднестровье - это своего рода музей Советского Союза. Это очень странное общество, отставшее от современности. Поэтому мы должны четко заявить, что такого рода античность не имеет больше места в Европе.

- Каким же образом Приднестровье может быть демократизировано?

- Украина и Молдова предложили ОБСЕ провести оценочную миссию в Приднестровье, чтобы оценить состояние демократии и сделать рекомендации, что необходимо изменить в этой непризнанной республике для проведения свободных и справедливых выборов в парламент. Такой мандат был предложен ОБСЕ и получил одобрение всех сторон, за исключением Приднестровья. Поскольку там готовятся к президентским выборам, то, может быть, в данный момент Тирасполь не заинтересован в такой оценочной миссии. Я надеюсь, что в следующем году, когда все это завершится, мы сможем продолжить работу в этом направлении.

Я думаю, что большинство людей в Приднестровье понимают, что это отсталый образ жизни и нужны изменения. Мы должны четко заявить приднестровским лидерам, что у них нет никакого права на выход из состава Молдовы. Не существует международного права, которое допускает отделение Приднестровья. Разделение страны на части может произойти только при согласии обеих сторон. Существует много примеров этому: Чехословакия, а также Сербия и Черногория. Но в мире нет права на одностороннее отделение. Для этого не существует никакой юридической базы и поэтому мы должны четко донести приднестровским лидерам: забудьте это. В Приднестровье также должны понять преимущества обладания права законно вести торговлю и иметь легальные юридические структуры в Молдове. Это понимают деловые люди, которые регистрируются в Кишиневе.

- Обычно лидеры Приднестровья заявляют, что для приднестровского урегулирования нужен хороший план...

- В настоящее время имеется множество планов. В чем-чем, а в планах нет недостатка. В течение 12 лет мы только и делали, что говорили о планах. Можно еще предложить новые планы. Но нам не нужны новые планы. Молдаване должны сказать, каким способом они готовы решать этот конфликт. То есть решение предлагает не ЕС, а его должны предложить в Кишиневе и Тирасполе. Иногда складывается впечатление, что кто-то должен вместо Молдовы решить эту проблему. Нет, они сами должны ее решить, выработав план. Мы же со своей стороны можем им помочь в этом, предложить посредников, наблюдателей. Но всю работу должны делать сами Кишинев и Тирасполь. Но для начала они должны сесть за стол переговоров и договариваться.

- Какую роль в приднестровском урегулировании может и должна сыграть Россия? Ведь она имеет большое влияние на Приднестровье. Почему Москва не хочет оказать давления на Тирасполь или намекнуть лидерам Приднестровья, что им следует играть именно по названными выше правилам?

- Я согласен. Россия может играть в этом процессе очень важную роль. Я всегда на переговорах с российскими коллегами подчеркивал, что вы заявляете о территориальной целостности и суверенитете Молдовы, но в то же время предоставляете большую поддержку приднестровскому режиму. И этот режим чувствует себя очень комфортно и пытается проводить свою собственную политику. Поэтому при всяком удобном случае я спрашиваю россиян, как вы можете сочетать это. Мы все согласны, что главное - это территориальная целостность страны. Тогда давайте проводить эту политику в жизнь.

- Некоторые эксперты считают, что изменение в Приднестровье возможно с приходом новых лидеров. Когда, по вашему мнению, может произойти омоложение в руководстве этой непризнанной республики?

- Я не знаю. Это должны решить сами приднестровцы. Мы видим, что новое движение «Обновление» получило большинство в Верховном Совете, но я не знаю, за что борется это «Обновление». Сегодня можно сделать вывод, что оно пытается уменьшить полномочия президента Приднестровья и увеличить полномочия парламента. Но пока им это не удалось. Я не знаю, как они далеко пойдут в этом намерении и насколько демократичным станет Приднестровье. Мы ощущаем, что деловая общественность хочет иметь бизнес в ЕС и выступает против того, чтобы границу перекрывали их собственные лидеры, что происходило с начала марта этого года. При этом приднестровские бизнесмены потерпели большие убытки. Если власть контролирует СМИ, то ей легко убедить большинство людей в том, что Украина осуществляет блокаду. Но власть не может убедить в этом деловую общественность Приднестровья, которая знает лучше суть дела, поскольку сама сталкивается с этим. Предприниматели идут собственным путем - они регистрируются в Кишиневе.

Я не знаю, как дальше будут развиваться события. Важно, чтобы мы продолжали введенный таможенный режим и гарантировали предпринимателям возможность налаживать контакты с зарубежными партнерами и легально экспортировать товары. Мы должны наблюдать, как будет развиваться гражданское общество в Приднестровье. Мы должны содействовать свободе масс-медиа и развитию демократического общества, которое займет подобающее место в Европе.

- По вашему мнению, делает ли достаточно Молдова для того, чтобы убедить приднестровцев в преимуществах существования в рамках одной страны?

- Я думаю, что преимущества принадлежности к большей экономике, европейскому пространству очень важно для такой потенциально богатой страны, как Молдова, включая Приднестровье. Это не означает, что их экономические деятели не будут иметь контактов с Россией или с другой частью мира. Но принадлежность к стране, которая, в конце концов, станет частью одного большого европейского рынка, является большим преимуществом для передового промышленного общества. И приднестровские бизнесмены понимают это. Молдова сама должна еще сделать многое, чтобы быть привлекательной, где обеспечивается свобода прессы, где существует независимая юридическая система, где нет секретной полиции, преследующей людей. Изменения в Кишиневе и на правом берегу Днестра проводятся в направлении европейского общества. И очень важна имплементация Плана действий, который мы имеем как с Молдовой, так и с Украиной. Правый берег Днестра станет более привлекательным, когда он будет развиваться в этом направлении.

- Как вы оценивает появляющиеся статьи или публикации в румынской прессе, в которых говорится о том, сколько может стоить Румынии присоединение в ее состав Молдовы?

- Об этом не может быть и речи. Румынские политики не преследуют цели присоединить к себе Молдову. Румыния официально признала территориальную целостность Молдовы. Конечно, в Румынии ощущаются связи с соседней республикой. Но среди здравомыслящих политиков Румынии нет и мысли о Большой Румынии, в состав которой должна войти Молдова. С другой стороны, Молдова также хочет ощущать себе отличной от Румынии. В Молдове разговаривают на молдавском языке. К тому же Кишинев пытается найти свое место в Европе как отдельная страна. Это понятно всем, в том числе и Румынии. Возможно, среди румын и есть люди, которые мечтают о Большой Румынии. Пусть себе мечтают, но так не думают в правительстве этой страны.

- Вы являетесь специальным представителем ЕС в Молдове. Сколько времени придется вам поработать на этой должности, чтобы поставленная задача по приднестровскому урегулированию была выполнена?

- Я надеюсь, что эта работа не до конца моей жизни. Возможно, она займет несколько лет. Это длительный процесс. Но я надеюсь, что он не будет продолжаться еще 12 лет. Думаю, что нам понадобится меньше времени. Моя цель - добиться прогресса за 16 месяцев, начиная с настоящего времени.




Приднестровье не нуждается в «косовском прецеденте»

24.11.2006. Лента ПМР (Тирасполь)

Роман Коноплев

Интервью министра государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики Владимира Антюфеева.

Привязка судьбы постсоветских непризнанных республик к возможному «косовскому прецеденту», о которой немало сказано в последнее время, неправомерна и несерьезна, считает министр государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики Владимир Антюфеев.

- Владимир Юрьевич, каким образом, по вашему мнению, вероятность признания или непризнания Косово отразится на судьбе Приднестровья!

- На мой взгляд, увязывание политических судеб Косово и Приднестровья является искусственным и не вполне адекватным реальности. Сама по себе дискуссия вокруг этого вопроса состоит из совокупности спекуляций, суть которых сводится к тому, что именно «косовский прецедент» станет ключом к разрешению южноосетинского, абхазского и приднестровского узлов. Но, на мой взгляд, никакой связи между ситуацией на постсоветском и пост-югославском пространстве в настоящее время нет.

- Почему?

- Природа возникновения Косово и Приднестровья различна. Наша республика создана по воле народа. Эта воля была подкреплена многочисленными референдумами, где мы сначала высказались за автономию в составе Молдавской ССР, а затем, после уничтожения Советского Союза, – за полностью независимое, самостоятельное от Молдовы государство. 17 сентября текущего года мы отпраздновали еще одну победу демократии в Приднестровье, проведя референдум о дальнейшем самоопределении республики. Воля народа такова: 97% приднестровцев высказалось за независимость республики и ее свободное вхождение в состав России. Какие могут быть еще вопросы?

Наша этническая и религиозная политика изначально учитывала интересы всех наций и религиозных групп. Приднестровье с первых дней существования республики ввело три государственных языка и всячески способствовало открытию национальных школ для других, проживающих на территории ПМР наций. Мы защитили свою независимость с оружием в руках, но при этом не допустили этнических и религиозных чисток. Сегодня мы – полноценное государство, которое обеспечивает свою независимость, самостоятельно, без внешнего военного, политического и экономического протектората.

Теперь посмотрим на Косово: это типичный этнорелигиозный конфликт, в ходе которого имел место геноцид сербского православного населения. Более того, в конечном итоге Косово де-факто отделилось от Югославии только благодаря развязанной против этой страны агрессии со стороны стран блока НАТО.

И сегодня Косово существует под натовским прикрытием. Если с Югославией все понятно – эта страна погибла вместе со своим героическим президентом Милошевичем, то на постсоветском пространстве тектонические подвижки продолжаются. Пока не решена судьба непризнанных государств, невозможно однозначно заявить, что «советский вопрос» полностью закрыт.

Сравнивая Приднестровье и Косово, понимаешь, что приднестровский народ создал действительно цивилизованное, соответствующее современным мировым стандартам государство. В свою очередь, в Косово надо приложить серьезные усилия для того, чтобы приблизиться к приднестровскому образцу. Поэтому говорить о «косовском прецеденте» для Приднестровья – несерьезно. Скорее, признание Приднестровья может стать прецедентом для решения судеб других непризнанных государств и народов.

- Но все же Запад поддерживает идею признания Косово и всегда торпедирует такую возможность для Приднестровья...

- Проблема – в пресловутых «двойных стандартах». В случае с Косово, Запад разрушает славянское православное государство и решает стратегический вопрос по окончательному вытеснению с Балкан всех форм российского влияния. По этой причине, несмотря на этнические и религиозные чистки, американцы и ЕС всячески педалируют вопрос признания Косово. В свою очередь, Приднестровская Молдавская Республика как пророссийский анклав, несмотря на все элементы цивилизованного государства, с точки зрения Запада не имеет никаких прав на признание.

Именно поэтому первым государством, которое могло бы признать Приднестровье, должна стать Российская Федерация. Мы несем на себе «русский крест», в этом наша историческая миссия и призвание. Запад это понимает, и за это «стреляет» в нас. Надеюсь, что в самом ближайшем будущем роль Приднестровья осознает и должным образом оценит сама Россия.




"Кто и почему воюет против русского языка в Молдавии?"

21.11.2006. Коммерсант плюс (Кишинев)

Группа из 15 депутатов молдавского парламента 16 ноября внесла предложение об освобождении от занимаемых должностей пяти правительственных чиновников. Как пишет "Экономическое обозрение", независимый депутат Игорь Клипий отметил, что в отставку должны быть отправлены министр информационного развития Владимир Моложен, министр реинтеграции Василий Шова, министр транспорта и дорожного хозяйства Мирон Гагауз, директор Агентства земельных отношений и кадастра Александр Банников и директор Агентства строительства и развития территории Игорь Семеновкер. Депутаты мотивировали требование тем, что эти чиновники "незаконно занимают должности и пренебрегают молдавским законодательством (не знают государственный язык)". Они потребовали от премьер-министра срочно провести кадровые перестановки, а также заставить башкана Гагаузии Георгия Табунщика выучить государственный язык. Согласно регламенту парламента, внесенные депутатами предложения следует рассмотреть в течение шести дней.

Кто и почему воюет против русского языка в Молдавии? - задается вопросом "Коммерсант Plus". Языковая проблема в Молдавии в свое время стала той тяжелой дубиной, которой национально озабоченные индивиды, собравшиеся под знаменами Народного фронта, стали налево и направо сокрушать всё то доброе, здоровое и полезное во взаимоотношениях коренных жителей этой земли с многочисленными согражданами других национальностей, с которыми они ранее жили при полном взаимопонимании и активно сотрудничали, на чём, собственно говоря, и базировалась уникальная историческая общность населяющих республику народов, отмечает газета. Несмотря на то, что большинство русскоязычных граждан в целом понимали, приветствовали и поддерживали процесс национального возрождения молдавского народа, были готовы всеми силами содействовать ему в решении всех этих вопросов, лидеры Народного фронта упорно приписывали России и русским людям какие-то зловещие антимолдавские планы и замыслы, а также все большие и малые беды, постигшие молдавскую экономику, сферу культуры, науки, образования, разжигали повсюду межнациональную рознь, ненависть и вражду. Об уроках тех страшных лет очень много и очень правильно долгое время говорили появившиеся в 1993 году на политической сцене страны "обновленные" коммунисты во главе со своим лидером Владимиром Ворониным, с марта 2001 года являющимся также и президентом независимой и суверенной Республики Молдова, пишет издание. Его соратник, член ЦК правящей с февраля 2001 года ПКРМ (Партии коммунистов РМ) Иван Калин ещё в 1999 году прямо заявил, что главная угроза молдавской государственности исходит от румынизма-унионизма, которому активно помогают американские и натовские стратеги, заинтересованные в том, чтобы любой ценой вывести Молдавию из геополитического пространства СНГ и, прежде всего, России. В том же 1999 году находившаяся ещё в оппозиции ПКРМ торжественно объявила о создании "Движения за спасение молдавского государства" и выступила в защиту русского языка, справедливо отметив, что с его полным вытеснением из обихода и исчезновением, с массовым уходом с молдавской земли русских сограждан прекратит своё существование и само молдавское независимое государство, поскольку только Россия всегда признавала за молдавским народом право на его историческое имя и на его независимую государственность, напоминает издание. В том, что в феврале 2001 года "обновленной" ПКРМ во главе с Ворониным удалось прорваться к власти, которую она и по сей день удерживает в своих руках, есть прямая заслуга сотен тысяч тех русскоязычных граждан Молдавии и тяготеющих к России молдаван, которые поверили в искренность заверений руководителей этой партии об их стремлении возвратить русскому языку статус государственного, а также положить конец разрушительной деятельности националистов и унионистов всех мастей, восстановить прежние широкие и добрые политические, экономические, культурные, научные и гуманитарные связи с Россией. Тем страшнее и печальнее сегодня признавать, что всё это было невиданным по своим масштабам и своему цинизму обманом народа со стороны людей, которые лицемерно объяснялись в любви к русскому языку и России, но, придя к власти, не сделали абсолютно ничего существенного для того, чтобы вновь сплотить молдавское общество и создать надлежащие условия для мирного и справедливого решения приднестровской проблемы, пишет газета. Последней степенью политического перерождения и предательства интересов молдавского народа, по мнению издания, можно считать постыдный сговор ради удержания власти в апреле 2005 года лидера ПКРМ Владимира Воронина с теми антимолдавскими и антироссийскими политическими силами, которых ранее он сам подвергал беспощадной критике, называл главными врагами молдавского народа и его государственности. К настоящему времени практически все ведущие лидеры правящей ПКРМ предстали в том же самом облике, в каком до них на политической сцене Молдавии показывали себя национал-радикалы и унионисты всех мастей, отмечает газета. Некоторые из "обновленных" коммунистов вообще открыто демонстрируют свои антироссийские и прозападные настроения, требуют немедленного вывода из Приднестровья российских военных, замены российского миротворческого контингента войсками НАТО, бесстыдно клевещут на Россию со всех высоких международных трибун. Хорошее слово, сказанное Ворониным и его соратниками в феврале 2001 года в адрес России и русского языка, которому они в дальнейшем не последовали, оказалось абсолютно бесплодным, подводит итог издание.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ