Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №158(01.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Перспективы экономического сотрудничества России и Белоруссии

Роман Лазарев

Основной движущей силой сотрудничества между странами может быть главным образом экономика. Экономики трех государств на постсоветском пространстве – России, Белоруссии, Казахстана – являются наиболее развитыми. Россия и Белоруссия экономически, политически и культурно-исторически наиболее тяготеют друг к другу. Они, по сути, являются определяющими для экономического развития постсоветского пространства.

Регионализация является одной из важнейших черт развития современной мировой экономики, причем процесс регионализации следует понимать как этап, в ряде случаев предшествующий реальной экономической интеграции. Развитие разветвленной системы экономических связей, как показывает мировой опыт, еще не следует понимать как явственную предпосылку к интеграции. Не является в этой связи исключением и экономическое сотрудничество на постсоветском пространстве, которое, как показали последние годы, оказалось в большей степени неэффективным. Это было связано как с политическими амбициями руководителей новых суверенных государств, так и с трансформационным спадом. Разноскоростное, разноплановое, несинхронное проведение реформ также послужило причиной снижения интенсивности интеграционных процессов.

В начале XXI века предпосылки многостороннего торгово-экономического сотрудничества на постсоветском пространстве реально существуют. К ним необходимо отнести такие, как традиционные рынки сбыта привычных товаров; налаженные кооперационные связи; взаимная дополняемость ряда высокотехнологических научно-производственных цепочек; единая база стандартизации; взаимоувязанный энергетический добывающий, перерабатывающий, транспортный и машиностроительный комплекс.

Реализация этих предпосылок, как представляется, возможна только в рамках целевых проектов, при создании действенных механизмов, структур и условий, к каковым целесообразно отнести создание зон свободной торговли; повышение эффективности работы управляющих органов в направлении усиления информационно-аналитической и прогностической компоненты, прозрачности готовящихся решений; усовершенствование национальной и межнациональной нормативной базы; создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств СНГ; развитие взаимоотношений на уровне регионов и приграничных областей; создание транснациональных компаний.

Помимо прочего, необходимо ясное желание стран СНГ контактировать с Россией, что, как показывают события последних лет, для многих стран СНГ уже представляется невозможным. Поэтому России на постсоветском пространстве нужно развивать сотрудничество уже на субрегиональном уровне, главным образом, с теми странами, где есть реальные предпосылки этого сотрудничества, особенно с Белоруссией. Она была одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик Союза ССР, имела самую высокую из всех союзных республик долю промышленности в структуре ВВП. По объему промышленной продукции на душу населения БССР в 80-е гг. ХХ в. среднем в 1,2 раза превосходила РСФСР.

Сегодня к приоритетам развития национальной экономики РБ следует отнести активизацию инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; дальнейшее развитие жилищного строительства; решение социальных проблем, главным образом, за счет стабилизации уровня жизни населения и постепенного обеспечения его устойчивого роста. В области внешнеэкономической деятельности одной из главных проблем увеличения белорусского экспорта является повышение конкурентоспособности производимой в республике продукции за счет улучшения ее качества. Последнее напрямую связано с модернизацией производства и внедрением новых высокоэффективных технологий, так как более половины предприятий до сих пор работают на устаревшем и изношенном на 60-70% оборудовании.

Проведенная оценка первичного состояния экономического сотрудничества России и Белоруссии показала, что в настоящее время разработан комплекс мер, направленных на подъем экономических связей РФ и РБ (включая, в частности, активизацию привлечения инвестиций в свободные экономические зоны и создание условий для развертывания сети малых предприятий). Однако они, думается, окажутся эффективными и получат реальное наполнение лишь при резком прогрессе экономического сотрудничества с Россией в рамках Союзного государства. Кроме того, отметим, что Союз России и РБ - реальная субрегиональная группировка, которая при определенной политической воле двух государств имеет все шансы повторить положительный опыт эволюции Европейского Союза. Тем более что исходная база для экономического сотрудничества рассматриваемых государств - России и Белоруссии - прочнее, чем у стран Западной Европы в начале их интеграционных процессов в 50-е годы XX века.

Внешняя торговля между Россией и Белоруссией в конце XX - начале XXI века характеризуется интенсификацией объемов экспорта и импорта. Во внешнеторговом обороте стран преобладают главным образом сырьевые и несложные готовые товары, что само собой подтверждает, что экономики стран еще не вступили на путь постиндустриализации. В региональной структуре торговли есть одна важная особенность: со стороны Белоруссии во внешней торговле участвуют все регионы, а со стороны России в торговле участвует также большое количество регионов, но на долю четырех из них (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская и Смоленская области) приходится большая часть экспорта и импорта.

Одной из проблем развития экономического сотрудничества между странами является их предстоящее вступление в ВТО. Вступление России в ВТО, по нашему мнению, не отразится сильно на торгово-экономическом сотрудничестве стран. Но, тем не менее, Белоруссия должна предпринимать попытки скорейшего вступления в ВТО, без чего не будет достигнута максимально возможный эффект от двустороннего экономического сотрудничества.

Одной из основных проблем развития внешней торговли является совершенствование ее структуры. Тормозят российско-белорусское сотрудничество технические неувязки и проблемы, связанные, например, с унификацией ставок таможенных пошлин. В связи с этим, в дальнейшем правительствам обоих государств необходимо принимать единые документы, регулирующие внешнюю торговлю.

Инвестиционное сотрудничество России и Белоруссии развивается в разных направлениях и сферах, но главную роль в нем играют нефтяные и нефтехимические компании стран. Исходя из мирового опыта, следует отметить, что необходимо активизировать сотрудничество в таких, например, отраслях, как тяжелое машиностроение, электроника и электротехника, высокие технологии, туристические и транспортные услуги. Также к инвестиционным проблемам России и Белоруссии относится асинхронность реформ, задолженность стран между собой, частое изменение законодательства, несоблюдение его положений таможенными и местными исполнительными органами. Также серьезно ограничены возможности трансграничного перелива капиталов между странами СНГ.

К числу основных проблем, имеющихся в торгово-экономических отношениях с Белоруссией, следует отнести следующие:

- применение со стороны РБ практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот хозяйствующим субъектам, несмотря на имевшую место договоренность об их отмене;

- отсутствие полной унификации ставок белорусских таможенных пошлин с российскими;

- существенные расхождения в действующих в России и РБ мерах нетарифного регулирования;

- сохранение различий в системе лицензирования и квотирования текстиля и текстильных изделий при вывозе в страны ЕС;

- расхождения в определении товарных групп в контексте экспортного контроля;

- отсутствие унифицированной системы таможенного контроля и наличие условий для нарушения российского налогового законодательства;

- заниженный (примерно в два раза) уровень налогообложения товаров, ввозимых физическими лицами, в Белоруссии.

В связи с этим, в целях активизации торговых связей между государствами необходимо в ближайшее время устранить существующие барьеры во взаимной торговле, обеспечить беспрепятственное продвижение транзитных грузов, направить совместные усилия на создание для товаропроизводителей двух стран равных условий конкуренции за потребителя. Одновременно необходимо воздержаться от необоснованного копирования практики тех или иных известных в мире экономических объединений. Вместе с тем очень важно использовать сформулированные мировой наукой и практикой принципы поэтапного развития интеграционных процессов. На наш взгляд, инвестиционное сотрудничество России и РБ должно реализовываться, прежде всего, по следующим направлениям:

- создание межгосударственных финансово-промышленных групп (в форме временных консорциумов для осуществления конкретных проектов, например);

- реализация инвестиционных проектов в капиталоемких отраслях с участием капитала из СНГ и дальнего зарубежья;

- через осуществление программ поддержки российских и белорусских предприятий (на уровне корректировки инвестиционного законодательства и т.п.), взаимодействующих друг с другом в приоритетных отраслях производства;

- увеличение совместных проектов в сфере развития инфраструктуры, ТЭК, отраслей ВПК, электротехнической промышленности, транспортного машиностроения;

- широкое применение лизинговых операций, которые наряду с экономией финансовых ресурсов позволят подключить к инвестиционному процессу также средние и мелкие предприятия. Особого внимания заслуживают инвестиции из дальнего зарубежья в совместные российско-белорусские предприятия с участием иностранного капитала.

В целях совершенствования инвестиционного сотрудничества России и Белоруссии необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, учитывая международные реалии и мировой опыт, определить приоритетные регионы и отрасли экономики для привлечения иностранных инвестиций, создать государственную структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для национальных экономик проектов, стимулировать развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств путем создания «налоговых гаваней» и свободных экономических зон.

Очевидно, что валютная интеграция является неотъемлемой составляющей активизации дальнейших процессов экономической интеграции в СНГ. Сегодня, по нашему мнению, можно выделить наиболее актуальные задачи в области валютно-финансового сотрудничества России и РБ. Это - постепенное расширение использования национальных валют во взаимной торговле и создание механизмов обеспечения торговли валютами СНГ и проведения операций с ценными бумагами. Необходимо

продвигаться к унификации валютного и финансового законодательства, консолидировать финансовое пространство.

Проведенный анализ современного состояния экономик России и РБ позволяет утверждать о существенном влиянии асинхронности развития и реформирования экономик двух стран на процесс дальнейшего их сближения. Проблемы экономической конвергенции государств не следует сводить только к простому сближению макроэкономических показателей. Важно добиться схожести используемых методов регулирования социально-экономических процессов, прийти к единой методологии осуществления экономического сотрудничества.

Наконец, экономические связи между отдельными регионами являются неотъемлемым компонентом сближения России и Белоруссии. Их регулирование, в котором заинтересованы, прежде всего, экспортеры белорусской продукции, возможно на основе соглашений между отдельными регионами. Они должны предусматривать налаживание прямых связей территориальных образований, хозяйствующих структур и органов управления, установление деловых, коммерческих отношений, направленных на развитие рынка товаров и услуг, содействие кооперации в производстве потребительских товаров и формирование необходимой рыночной инфраструктуры.

Одним из значимых компонентов сотрудничества регионов стран в экономической сфере должно стать создание, развитие и обеспечение дальнейшего функционирования транснациональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства. Полагаем, что для этого крайне необходимо существенно ускорить в СНГ процесс создания партнерств с мировыми компаниями национальных и транснациональных корпораций, совместных предприятий и других форм сотрудничества предпринимательских структур, включая, прежде всего, формирование партнерств и альянсов. Целенаправленно реализовывать согласованные с прямым участием делового сообщества меры по стимулированию вложений частного капитала в проекты и сферы, наиболее эффективные для развития внутренних рынков СНГ и продвижения российских и белорусских товаров на рынки третьих стран. Требуется также всемерно развивать межгосударственный лизинг высокотехнологичных машин и оборудования.

Перспективы экономического сближения России и Белоруссии зависят от правильного выбора наиболее эффективной совместной стратегии сотрудничества. Белоруссия на экономическом пространстве Содружества была и остается страной, которая исключительно важна для российской национальной экономики. Это страна многоотраслевой индустрии, с относительно развитым научным и техническим потенциалом, интенсивным сельским хозяйством.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ