Бюджет тревожного ожидания
20.11.2006.
БелГазета
Ярослав Романчук
В ближайший месяц самая большая психологическая и
политическая нагрузка ляжет на Минфин. Именно ведомству Николая Корбута
предстоит предложить решение практически неразрешимой задачи: профинансировать
все расходы с минимальным дефицитом бюджета, сохранить темпы роста ВВП на уровне
8-10% и инвестиций - на 10-15%, не допустить роста инфляции и банкротства 20-30%
предприятий. И все это без привычного энергетического гранта от России в размере
13% ВВП. Исполнение республиканского бюджета за 9 месяцев 2006г. позволяет
определить степень готовности правительства к грядущим переменам.
Депутаты ПП НС с нескрываемой тревогой следят за тем, что
происходит с госфинансами. Не то что бы их беспокоит устойчивость бюджета.
Просто в ситуации роста тарифов и цен, падения реальных доходов разговаривать с
электоратом будет труднее, чем в 2004г. или 2000г. Даже административный ресурс
может не помочь.
В республиканский бюджет поступило Br20.313 млрд., или
79,6% от годового плана (на 6,5% больше, чем по плану на 9 месяцев). Около 40%
поступлений в него дает НДС - за три квартала этот налог дал республиканскому
бюджету Br3632,5 млрд., что тоже чуть больше плана на 9 месяцев. Таможня и МНС
констатируют, что НДС на импортные товары сработал очень хорошо. А вот по
платежам внутри страны, если учесть выплату НДС или его учет по экспортным
операциям, получился даже минус. Товары, производимые внутри страны, дали
бюджету минус Br315,7 млрд. по НДС.
Главная причина такого положения дел - рост экспорта на
26,8%. То, что хорошо для МИДа и Совмина в плане отчета по росту товарооборота,
оборачивается проблемой для бюджета. Возврат или зачет НДС при экспорте товаров
на 8 месяцев составил Br1923,7 млрд. За аналогичный период прошлого года -
Br1508 млрд. Так что импорт товаров спасает не только кошельки домашних
хозяйств, но и госбюджет. Получается, что программа импортозамещения, как и
стимулирование экспорта, приводят к сокращению бюджетных поступлений.
Доходы республиканского бюджета от внешнеэкономической
деятельности - экспортные и импортные таможенные пошлины и сборы - составили
Br1474 млрд., что на 1,7% больше плана за 9 месяцев. По налогу на прибыль
поступления составили Br1301,6 млрд., что также больше годового плана. Этот
налог сработал так хорошо, потому что снизились суммы оборотных налогов за счет
уменьшения ставки по платежам с выручки и уменьшения начисленных сумм НДС, а
также из-за начала выплат банками в 2006г. налога на прибыль. Напомним, что
вместо налога на доходы по ставке 30% банки начали платить стандартный налог на
прибыль по ставке 24%. В результате, по оценке Минфина, бюджет недополучил около
Br100 млрд. Перевыполнение по поступлениям в бюджет получилось и по акцизам -
собрано Br1943,9 млрд.
Президент выразил серьезную озабоченность процветающим в
стране пьянством, но для бюджета увеличение объемов продаж алкогольных напитков
(на 21% по сравнению с прошлым годом) - абсолютное благо. В этом году
поступления от акцизов на водку впервые за многие годы шли с опережением плана.
За январь-сентябрь водка и ликеро-водочные изделия дали бюджету Br364 млрд.
(86,6% от годового плана). Кому-то алкоголь вреден, а пенсионерам и студентам -
полезен, т.к. этот товар обеспечивает возможность повышения пенсий и
стипендий.
Бюджет зафиксировал падение акцизных поступлений на
автомобильное топливо. До 2006г. этот товар облагался тремя налогами: акцизами,
налогом с продаж (25% стоимости товара) и налогом на приобретение бензина и
дизтоплива (10%). Ставки акцизов варьировали от 60 до 135 евро на тонну в
зависимости от вида топлива. В 2006г. ставки акцизов были увеличены в 2,5 раза,
а потом указом президента N562 - еще больше.
Радует Минфин и МНС и относительно низкий объем долгов
перед бюджетом - всего 1,3% фактических поступлений. По состоянию на 1.10.2006г.
задолженность составила Br257,8 млрд. и по сравнению с началом года уменьшилась
на 8,5%. Сумма неуплаченных в бюджет налогов и сборов из-за отсрочек, рассрочек
и налоговых кредитов составила Br421,9 млрд.
Отметим, что данные меры не особо помогают проблемным
предприятиям. Так, станкостроительные и инструментальные заводы получили
налоговый кредит по налогу на прибыль на Br29,3 млрд. со сроком погашения до
2009г. Эти же предприятия получили право самостоятельного распределения выручки
и определения сроков уплаты налогов. По мнению Минфина, эти меры не привели к
стабилизации ситуации: «По состоянию на 1.07.2006г. кредиторская задолженность
по станкоинструментальным предприятиям превышает дебиторскую в 4,6 раза.
Предприятия испытывают недостаток оборотных средств. Основная часть
машиностроительных предприятий остро нуждаются в техническом перевооружении.
Степень износа активной части производственных фондов превысила 80%».
В январе-сентябре расходная часть республиканского
бюджета составила Br18987,2 млрд. (94,2% от плана на 9 месяцев). Без учета
целевых бюджетных фондов и фонда соцзащиты населения расходы составили Br9,1
трлн. (93,7%).
Имеет повод для радости аграрное лобби. С опережением
графика финансирования оно получило Br150 млрд. В целом общегосударственные
расходы профинансированы на Br3,9 трлн. (83,4%). Финансирование отраслей
экономики составило Br4,1 трлн. (90,7%) за три квартала. Социальная сфера
(здравоохранение, физкультура и спорт, культура и СМИ, образование и социальная
политика, включая расходы ФСЗН) получила Br8,5 трлн., что без 2,1% соответствует
плану на этот период.
Нет повода для жалоб у целого ряда получателей бюджетных
трансфертов. Субсидии индивидуальным предпринимателям и юрлицам составили
Br201,5 млрд. (95,6%). Республиканский бюджет продолжал выдавать кредиты,
подменяя работу банков. В январе-сентябре 2006г. бюджетные займы и ссуды
составили Br154,2 млрд. и $139 млн. Большую часть этих ресурсов получил АПК -
Br68 млрд. и $111,9 млн.
Существенную помощь из бюджета получил ряд индустриальных
флагманов: РУП «Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова» (Br59 млрд.), ПО
«Горизонт» (Br35 млрд.), ПО «Витязь» (Br32,9 млрд.), НПО «Интеграл» (Br26,7
млрд.), ПРУП «Минский автомобильный завод» (Br15,8 млрд.). Некоторым
предприятиям бюджетная помощь помогла, но «отдельные предприятия воспринимают
оказанную господдержку как форму обязательного и безвозвратного
госфинансирования». Жалуется Минфин и на качество предоставляемых предприятиями
бизнес-планов. В результате отсутствия мотивации директората «госпреференции не
дают отдачи, не создается база для возврата и погашения имеющихся долгов перед
государством ». В числе примеров называются Барановичское производственное
хлопчатобумажное объединение, РУП «Энзим», концерн «Белбиофарм», борисовский
завод «Металлист», гродненский «Гронитекс», Гродненский завод медпрепаратов
концерна «Белбиофарм», «Гомельпласт», Борисовское предприятие музыкальных
инструментов и многие другие.
Получили свою щедрую долю бюджетной помощи и банки. За 9
месяцев Минфин разместил на депозитах в банках Br1,25 трлн., $210,5 млн. и 5
млн. евро. Так что Минфин вместе с Нацбанком исправно выполняли роль кредитора и
страховщика последней надежды.
На 1.10.2006г. объем кредитов, выданных под гарантии
правительства, составил Br957,5 млрд., увеличившись с начала года на Br329,5
млрд. Централизовав налоговые поступления, Минфин не мог не финансировать
расходы местных бюджетов. За 9 месяцев данные трансферты составили Br2,9 трлн.
Из фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц перечислено
более Br1,8 трлн. Такие взаимоотношения между центром и регионами говорят о
сильной зависимости облисполкомов от воли Минска. С точки зрения финансов и
бюджета деление страны на области и районы носит весьма условный характер.
Бюджетные потоки распределяются по логике одного большого колхоза, а не семи
структурных единиц, которые должны работать в режиме сбалансированных
финансов.
Пока не вызывает беспокойства и ситуация с долгами
государства. Внутренний долг составил Br4,3 трлн. и увеличился с начала года на
Br595,3 млрд. (1,1% ВВП). Внешний госдолг на 1.10.2006г. составил $766,4 млн. и
снизился по сравнению с началом года на $17,4 млн.
Все эти цифры могут убаюкать, но за пределами Минфина все
больше тревоги по поводу того, во что превратится бюджет после повышения цен на
газ и ревизии схем поставок нефти. Данные по исполнению бюджета за 9 месяцев
2006г. показывают, что запаса стабильности финансовой системы государства будет
явно недостаточно, а найти финансовую поддержку за рубежом - очень непросто.
|