Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №158(01.12.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Адриан Якобовиц де Сегед: Нынешний курс Тирасполя - тупик для Приднестровья

14.11.2006. День (Киев)

Мыкола Сирук

Проблема приднестровского урегулирования, похоже, остается неподъемной, несмотря на усилия мировой общественности. Решению этой проблемы не помогла и провозглашенная 22 апреля 2005 года устами украинского Президента инициатива урегулирования приднестровской проблемы «через демократию», известная как план Ющенко. Этот план давал надежду на урегулирование статуса Приднестровья, поскольку инициатива была одобрена как Кишиневом, так и Тирасполем. Однако после введенного с 3 марта 2006 года Украиной нового таможенного порядка пересечения границы, предусматривающего наличие молдавского таможенного оформления для грузов, в том числе и из Приднестровья, переговорный процесс остановился. Пока украинская сторона не отказывается от нового таможенного режима на украинско-молдавской границе, несмотря на острую критику Тирасполя. На встрече со Специальным представителем ЕС для Молдовы, послом Адрианом Якобовицем де Сегедом министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк заверил, что позиция Украины в приднестровском урегулировании и в дальнейшем будет оставаться последовательной и неизменной - мирное решение конфликта при сохранении суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова и предоставлении специального статуса Приднестровскому региону. Накануне этой встречи Адриан Якобовиц де Сегед в интервью «Дню» сказал, каких действий от Украины ожидает ЕС в рамках приднестровского урегулирования. Специальный представитель также рассказал, каким видится в Брюсселе разрешение этой проблемы, какую роль при этом может сыграть Россия, и что может подтолкнуть Тирасполь к тому, чтобы сесть за стол переговоров с Кишиневом.

- Осенью в Приднестровье состоялся референдум, на котором подавляющее большинство проголосовало за отделение от Молдовы и присоединение к России. В Сербии также прошел референдум по конституции, в которой закреплен статус Косово как составляющей Сербии. Как эти события влияют на разрешения приднестровского конфликта?

- По нашему мнению, проблему Косово и Приднестровья нельзя сравнивать. В Косово присутствуют этнические и религиозные проблемы. В то же время в Приднестровье нет ни этнических, ни религиозных проблем. К тому же, проблема Косово решается в Совете Безопасности, где Россия имеет слово. Поэтому было бы совсем неправильно сравнивать эти ситуации, поскольку это может привести к неправильному выводу.

- Как же теперь может развиваться ситуация в Приднестровье?

- Все стороны, которые интенсивно занимаются Приднестровской проблемой: Россия, Украина, США, ОБСЕ, ЕС едины в своем мнении - содействовать и добиться восстановления территориальной целостности страны и суверенитета Молдовы со специальным статусом для Приднестровья в рамках воссоединенной Молдовы. Для достижения этого необходимо, чтобы два партнера: Кишинев и Тирасполь сели за стол переговоров. Нельзя достичь соглашения о специальном статусе Приднестровья без объединения Молдовы и разделения компетенции и полномочий между Кишиневом и Тирасполем. Поэтому мы все думаем, что главное сейчас свести стороны вместе. Все согласны с этим, кроме Приднестровья, которое отказывается встретиться в формате «5+2». И это очень плохо. Они взяли курс на независимость и присоединение к России, которая уже четко заявила о незаинтересованности вхождения в свой состав Приднестровья. Приднестровские власти хотят быть независимыми, но никто не признает независимости Приднестровья. В международном сообществе все придерживаются принципа территориальной целостности. Поэтому нынешний курс Тирасполя - тупик для Приднестровья. К тому же сейчас в непризнанной республике организовывают президентскую кампанию. Это не серьезно. Никто этого президентства не признает. Сейчас всем необходимо объединить усилия, чтобы вернуть приднестровцев за стол переговоров.

- Существуют ли такие шансы? Ведь недавно в Одессе вроде была попытка начать переговорный процесс о Приднестровье?

- Действительно, такая попытка была. Но нам не удалось усадить стороны за стол переговоров. Приднестровцы не хотят идти на такие переговоры. Они выставляют множество условий. Всегда плохо пытаться выставлять условия перед началом встречи. Одно из их основных условий состоит в том, что они хотят иметь свободу внешнеэкономических отношений. Мы все выступаем в поддержку бизнесменов Приднестровья и содействуем тому, чтобы они могли осуществлять контакты за рубежом для реализации внешнеэкономической деятельности. Они уже используют такие возможности. Другое дело, могут ли сами приднестровские власти обладать компетенцией для реализации такой деятельности. Этот вопрос должен быть рассмотрен, и найдено разрешение в рамках приднестровского урегулирования. Это не может быть сделано за пределами этого урегулирования. Необходимо, чтобы лидеры Приднестровья поняли, что они ставят невыполнимые условия, которые не позволяют начать переговоры.

- Вы приехали в Киев, чтобы заручиться поддержкой со стороны украинских властей?

- Да, действительно, цель моего визита - рассмотреть, как мы можем содействовать тому, чтобы переговоры между Кишиневом и Тирасполем были возобновлены. Молдова и Украина в марте этого года внедрили новую систему пограничного и таможенного контроля, которая обеспечивает нормальный режим на украинско-молдавской границе. Благодаря новому режиму обе страны играют по правилам. И сейчас важно, чтобы стороны сохранили созданную систему пограничного контроля. Здесь же функционирует миссия ЕС, которая производит мониторинг украинско-молдавской границы. Это очень хорошая система. Причем даже в Приднестровье признают, что она работает. Следует отметить, что сотрудничество между пограничными и таможенными службами обеих стран развивается все больше.

Мы надеемся, что на следующей неделе между Молдовой и Украиной будет подписано два протокола об обмене информацией. Подписание протокола между таможенными службами обеих стран позволит производить мгновенный обмен информацией о таможенных декларациях. Таможенники будут мгновенно знать, какой тип груза и какой стоимости будет пересекать границу. Таким образом, будет пресечено массовое мошенничество на границе, когда товары декларировались по заниженной стоимости, что приводило к недопоступлению в казначейства обеих стран таможенных сборов. Убытки для госбюджета Украины могут составлять десятки, а то и сотни миллионов долларов в год. Благодаря информационной системе, таможенники сразу увидят, какая стоимость груза или товара. Другой протокол будет подписан между пограничниками Украины и Молдовы. Если у пограничников одной страны вызовет подозрение какой-то автомобиль, пересекающий границу, они мгновенно могут получить от своих коллег из соседней страны данные о подозреваемом автомобиле. Улучшение сотрудничества между службами на границе очень важно для нормального пограничного режима и принесет каждой из стран много денег.

- Нужны ли вам гарантии со стороны нового правительства относительно сохранения и выполнения норм существующего пограничного режима, который не нравится приднестровскому руководству?

- Новое правительство всегда подчеркивало, что будет сохранять существующий режим. Прошлый раз я встречался с первым вице-премьер-министром Николаем Азаровым, который заверил меня в неизменности этого режима. С тех пор не было ни одного вопроса относительно этого. Премьер- министр Украины Виктор Янукович в Брюсселе также подтвердил, что существующий режим будет сохранен. Любая страна заинтересована в надлежащем пограничном режиме, который приносит поступления в казну. Как известно, контрабанда означает потери поступлений в бюджет.

- А если рассматривать в широком аспекте приднестровское урегулирование, какие способы могут решить этот конфликт?

- Прежде всего, самое важное, чтобы мы занимали одну позицию и очень четко заявили об этом. В частности, мы очень четко заявили, что не может даже ставиться вопрос о признании независимости Приднестровья. Об этом четко заявили Украина и ЕС после референдума, который был проведен в советском стиле. 97% поддержки. Это не серьезно. Кроме того, в Приднестровье нет демократических условий. Нужно проводить демократизацию Приднестровья, создавать демократические условия, прежде всего свободные средства массовой информации. Обеспечить свободу деятельности политических партий, ликвидировать или осуществить изменения в секретных службах. Приднестровье - это своего рода музей Советского Союза. Это очень странное общество, отставшее от современности. Поэтому мы должны четко заявить, что такого рода античность не имеет больше места в Европе.

- Каким же образом Приднестровье может быть демократизировано?

- Украина и Молдова предложили ОБСЕ провести оценочную миссию в Приднестровье, чтобы оценить состояние демократии и сделать рекомендации, что необходимо изменить в этой непризнанной республике для проведения свободных и справедливых выборов в парламент. Такой мандат был предложен ОБСЕ и получил одобрение всех сторон, за исключением Приднестровья. Поскольку там готовятся к президентским выборам, то, может быть, в данный момент Тирасполь не заинтересован в такой оценочной миссии. Я надеюсь, что в следующем году, когда все это завершится, мы сможем продолжить работу в этом направлении.

Я думаю, что большинство людей в Приднестровье понимают, что это отсталый образ жизни и нужны изменения. Мы должны четко заявить приднестровским лидерам, что у них нет никакого права на выход из состава Молдовы. Не существует международного права, которое допускает отделение Приднестровья. Разделение страны на части может произойти только при согласии обеих сторон. Существует много примеров этому: Чехословакия, а также Сербия и Черногория. Но в мире нет права на одностороннее отделение. Для этого не существует никакой юридической базы и поэтому мы должны четко донести приднестровским лидерам: забудьте это. В Приднестровье также должны понять преимущества обладания права законно вести торговлю и иметь легальные юридические структуры в Молдове. Это понимают деловые люди, которые регистрируются в Кишиневе.

- Обычно лидеры Приднестровья заявляют, что для приднестровского урегулирования нужен хороший план...

- В настоящее время имеется множество планов. В чем-чем, а в планах нет недостатка. В течение 12 лет мы только и делали, что говорили о планах. Можно еще предложить новые планы. Но нам не нужны новые планы. Молдаване должны сказать, каким способом они готовы решать этот конфликт. То есть решение предлагает не ЕС, а его должны предложить в Кишиневе и Тирасполе. Иногда складывается впечатление, что кто-то должен вместо Молдовы решить эту проблему. Нет, они сами должны ее решить, выработав план. Мы же со своей стороны можем им помочь в этом, предложить посредников, наблюдателей. Но всю работу должны делать сами Кишинев и Тирасполь. Но для начала они должны сесть за стол переговоров и договариваться.

- Какую роль в приднестровском урегулировании может и должна сыграть Россия? Ведь она имеет большое влияние на Приднестровье. Почему Москва не хочет оказать давления на Тирасполь или намекнуть лидерам Приднестровья, что им следует играть именно по названными выше правилам?

- Я согласен. Россия может играть в этом процессе очень важную роль. Я всегда на переговорах с российскими коллегами подчеркивал, что вы заявляете о территориальной целостности и суверенитете Молдовы, но в то же время предоставляете большую поддержку приднестровскому режиму. И этот режим чувствует себя очень комфортно и пытается проводить свою собственную политику. Поэтому при всяком удобном случае я спрашиваю россиян, как вы можете сочетать это. Мы все согласны, что главное - это территориальная целостность страны. Тогда давайте проводить эту политику в жизнь.

- Некоторые эксперты считают, что изменение в Приднестровье возможно с приходом новых лидеров. Когда, по вашему мнению, может произойти омоложение в руководстве этой непризнанной республики?

- Я не знаю. Это должны решить сами приднестровцы. Мы видим, что новое движение «Обновление» получило большинство в Верховном Совете, но я не знаю, за что борется это «Обновление». Сегодня можно сделать вывод, что оно пытается уменьшить полномочия президента Приднестровья и увеличить полномочия парламента. Но пока им это не удалось. Я не знаю, как они далеко пойдут в этом намерении и насколько демократичным станет Приднестровье. Мы ощущаем, что деловая общественность хочет иметь бизнес в ЕС и выступает против того, чтобы границу перекрывали их собственные лидеры, что происходило с начала марта этого года. При этом приднестровские бизнесмены потерпели большие убытки. Если власть контролирует СМИ, то ей легко убедить большинство людей в том, что Украина осуществляет блокаду. Но власть не может убедить в этом деловую общественность Приднестровья, которая знает лучше суть дела, поскольку сама сталкивается с этим. Предприниматели идут собственным путем - они регистрируются в Кишиневе.

Я не знаю, как дальше будут развиваться события. Важно, чтобы мы продолжали введенный таможенный режим и гарантировали предпринимателям возможность налаживать контакты с зарубежными партнерами и легально экспортировать товары. Мы должны наблюдать, как будет развиваться гражданское общество в Приднестровье. Мы должны содействовать свободе масс-медиа и развитию демократического общества, которое займет подобающее место в Европе.

- По вашему мнению, делает ли достаточно Молдова для того, чтобы убедить приднестровцев в преимуществах существования в рамках одной страны?

- Я думаю, что преимущества принадлежности к большей экономике, европейскому пространству очень важно для такой потенциально богатой страны, как Молдова, включая Приднестровье. Это не означает, что их экономические деятели не будут иметь контактов с Россией или с другой частью мира. Но принадлежность к стране, которая, в конце концов, станет частью одного большого европейского рынка, является большим преимуществом для передового промышленного общества. И приднестровские бизнесмены понимают это. Молдова сама должна еще сделать многое, чтобы быть привлекательной, где обеспечивается свобода прессы, где существует независимая юридическая система, где нет секретной полиции, преследующей людей. Изменения в Кишиневе и на правом берегу Днестра проводятся в направлении европейского общества. И очень важна имплементация Плана действий, который мы имеем как с Молдовой, так и с Украиной. Правый берег Днестра станет более привлекательным, когда он будет развиваться в этом направлении.

- Как вы оценивает появляющиеся статьи или публикации в румынской прессе, в которых говорится о том, сколько может стоить Румынии присоединение в ее состав Молдовы?

- Об этом не может быть и речи. Румынские политики не преследуют цели присоединить к себе Молдову. Румыния официально признала территориальную целостность Молдовы. Конечно, в Румынии ощущаются связи с соседней республикой. Но среди здравомыслящих политиков Румынии нет и мысли о Большой Румынии, в состав которой должна войти Молдова. С другой стороны, Молдова также хочет ощущать себе отличной от Румынии. В Молдове разговаривают на молдавском языке. К тому же Кишинев пытается найти свое место в Европе как отдельная страна. Это понятно всем, в том числе и Румынии. Возможно, среди румын и есть люди, которые мечтают о Большой Румынии. Пусть себе мечтают, но так не думают в правительстве этой страны.

- Вы являетесь специальным представителем ЕС в Молдове. Сколько времени придется вам поработать на этой должности, чтобы поставленная задача по приднестровскому урегулированию была выполнена?

- Я надеюсь, что эта работа не до конца моей жизни. Возможно, она займет несколько лет. Это длительный процесс. Но я надеюсь, что он не будет продолжаться еще 12 лет. Думаю, что нам понадобится меньше времени. Моя цель - добиться прогресса за 16 месяцев, начиная с настоящего времени.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ