КИРГИЗИЯ
Ох, не заиграться бы!
22.11.2006. Дело №
(Киргизия)
Вадим Ночевкин
Киргизстан неотвратимо к чему-то движется - то ли к
выходу из долговой ямы, то ли к судьбе страны-марионетки.
Площадные политические баталии отгремели (надолго или нет
- другой вопрос) - и судьба Киргизстана вновь стала определяться в тиши
кабинетов. Там-то сейчас и происходит самое главное. Решается вопрос, который не
рассосался. И по сравнению с которым киргизская конституционная реформа, передел
властных полномочий и прочие внутренние разборки могут оказаться сущей мелочью.
Вопрос о вступлении страны в пресловутую программу HIPC (ХИПИК).
Как уж он там решается - остается гадать. В правительстве
по этому поводу по-прежнему сохраняется раскол: минэкономфин категорически за
HIPC, а МИД - против. Президент же с премьером по-прежнему клянутся, что
"унизительные для Киргизстана условия ни в коем случае не будут приняты".
Условия МВФ и Всемирного банка, впрочем, в общих чертах уже известны. И -
по-прежнему малопонятны. На арену, однако, уже выходят новые влиятельные
сторонники ХИПИКа - за вступление в эту программу общественность агитирует
руководство Нацбанка, подключилась и "тяжелая артиллерия" - первый вице-премьер
Данияр Усенов. Мы, похоже, к чему-то неуклонно приближаемся - то ли к
долгожданному выходу из долговой ямы, то ли, наоборот, к вечной кабале. К чему
же?
Ни шага в сторону, равнение - на Вашингтон!
- Спорить с экономистами трудно, - соглашается Аман
САЛИЕВ, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при КРСУ, -
проверить, насколько убедительны их доводы, могут только специалисты. Возможно,
HIPC в самом деле поможет нам избавиться от бремени внешнего долга. Но списание
долга совсем не означает развитие экономики. Серьезные исследования показывают:
в ряде стран, уже поучаствовавших в этой программе, никакого экономического
роста нет. Другой момент: один из шагов, на который придется пойти Киргизстану,
чтобы облегчить долговое бремя, - это замораживание повышения зарплат и пенсий,
сокращение льгот, сохранение нынешнего пенсионного возраста и т.п. То есть
населению предстоит еще больше затянуть пояса и терпеть. И как долго - никто не
знает, поскольку HIPC не обещает сиюминутных результатов. Но самый главный, на
мой взгляд, аспект - политический. Сегодня экономика является основной
составляющей политического курса любой страны. И вступление в HIPC естественным
образом может привести к тому, что Киргизстану как в своей внутренней, так и во
внешней политике придется учитывать в первую очередь интересы международных
финансовых институтов. А они, ни для кого не секрет, в свою очередь зависимы
прежде всего от США, - которые являются основным донором и МВФ, и Всемирного
банка. Не будем забывать, что в Узбекистане США сейчас стремительно теряют свои
позиции. А через программу HIPC, через экономику они получают возможность
включить в свою геополитическую разработку Киргизстан и совершенно легальным
путем влиять на его политический курс.
- То есть мы в любом случае попадаем под пресловутое
внешнее управление? Как оно будет выглядеть на практике?
- Совсем не обязательно, как прямая диктовка
правительству Киргизстана - принимать именно такое экономическое или
политическое решение, а не какое-либо другое. Но надо исходить из простой
формулы: когда человек зависит от другого человека (потому, что ему должен) - от
него не нужно что-то категорично требовать. Достаточно просто намекнуть… И ему
ничего не останется, как это "пожелание" выполнить.
- Какие, например, пожелания?
- Не исключено, что потребуется минимизировать участие в
экономике Киргизстана российского, китайского, а заодно - иранского капитала.
Как следствие - дистанцирование нашей страны от таких международных организаций,
как ШОС.
- А что от этого потеряет население Киргизстана? Взамен,
может быть, придет западный капитал?
- Программа HIPC, как видно из ее условий, практически не
затрагивает малый и средний бизнес - основной акцент она делает на
стратегические отрасли, особенно энергетику. А ведь большинство наших мелких и
средних предпринимателей вовлечено в экономические отношения в первую очередь с
соседними государствами - Россией, Китаем, Турцией, Ираном (с последним у нас
огромный товарооборот).
- Но ведь и все последние 15 лет Киргизстан был прилежным
учеником тех же МВФ и Всемирного банка (которые, в сущности, и довели страну до
нынешнего состояния). Что вроде бы не мешало проводить ему более-менее
самостоятельную внешнюю политику.
- Тем не менее у Киргизстана была возможность маневра. А
для соседей и партнеров мы были относительно предсказуемы. Теперь же появляется
фактор непостоянства. В любой момент международные финансовые институты могут
заявить: то или иное решение руководства КР не отвечает интересам и условиям
HIPC. Раньше они в ультимативной форме этого сделать не могли. Теперь же
"учитель" получает возможность еще больше управлять "учеником". Не утверждаю,
что именно так и будет, но опасность такая есть. Видимо, не случайно именно МИД
КР занял столь негативную позицию по отношению к этой программе. Настораживает
то, что ход сегодняшних переговоров по вступлению в HIPC носит закрытый
характер. А кто даст гарантию, что и в дальнейшем, когда сотрудничество с
международными финансовыми институтами станет полномасштабным, оно не будет
развиваться в этом же режиме? Вот еще откуда опасения.
- Одно из ключевых условий HIPC, как известно, - снижение
коррупции и совершенствование госуправления. Меры предлагаются, к примеру, такие
- до 95 процентов госслужащих набираются по конкурсу, декларации доходов и
имущества чиновников должны публиковаться в Интернете… Я, честно говоря,
подозреваю, что борьба с коррупцией, как и прежде, будет больше имитироваться.
Ведь и Акаев изображал бурную антикоррупционную деятельность, вполне успешно
отчитываясь перед теми же МВФ и ВБ. Так не обречена ли и программа HIPC на
провал? Особенно в части оздоровления экономики и снижения бедности?
- Мое мнение: чтобы минимизировать коррупцию, нужно много
денег - и сразу! Ведь интеллектуальный потенциал среди чиновников госаппарата
есть. Но он в полной мере не может реализоваться по той простой причине, что
чиновники вынуждены использовать государственный ресурс не в интересах страны, а
для обеспечения своих семей. И говорить о какой-то тотальной борьбе с коррупцией
в нашей стране невозможно, пока госслужащие не будут получать достойную
зарплату. Как этот вопрос собирается решать HIPC - ничего не известно. Будут ли
международные финансовые институты платить чиновникам зарплаты, как Сорос в
Грузии? Маловероятно. Но даже если такое и случится, то страна попросту
превратится в марионеточное государство.
- Так есть ли у Киргизстана другой выход, кроме
вступления в HIPC?
- Выходы наверняка есть. Но складывается впечатление, что
их и не пытаются искать. А варианты могут быть самыми неожиданными. Скажем, по
примеру России и Белоруссии создать с Казахстаном если не союзное государство,
то какой-нибудь подобный альянс. Это очень богатая страна, развивающаяся
неимоверными темпами. Почему бы ей не стать нашим донором? Казахстан, конечно,
имеет здесь свой интерес, но, в отличие от тех же США, у него нет претензий на
мировое господство. С ним мы можем вести диалог. Не совсем, конечно, на равных,
но в этнокультурном отношении мы - очень близкие народы. Мы в равной мере
пережили все потрясения постсоветской эпохи, и нам легче друг друга понять. Это,
повторяю, лишь одна из альтернатив.
Флирт с оглядкой на Россию?
А как смотрят на втягивание Киргизстана в HIPC в России?
Свою позицию ее руководство до сих пор не озвучило. Звоню в Москву - в институт
стран СНГ.
- Вступать или нет в эту программу, конечно же, решать
вашей суверенной стране, - говорит заведующий отделом Средней Азии и Казахстана,
известный российский политолог Андрей ГРОЗИН, - но подавляющее большинство наших
экспертов сходится во мнении, что вступление в HIPC однозначно снизит
политическую самостоятельность Киргизии. Наднациональные структуры заставят и
правительство, и президента передать им часть полномочий. Снизятся возможности
российского бизнеса, зато большие преференции получит западный бизнес, связанный
со структурами, которые и зовут Киргизию в HIPC. Большее влияние, безусловно,
получат и наши "американские друзья".
- HIPC предусматривает большие реформы в сфере
энергетики. Разве они не в интересах РАО ЕЭС или Газпрома?
- Сомневаюсь, что они захотят работать в новых условиях -
а именно, под контролем чиновников МВФ и Всемирного банка. Им проще будет
перенести свои проекты в Узбекистан или Казахстан. Главная проблема в том, что
появится новая инстанция, с которой придется тоже согласовывать свои действия. А
это влечет за собой создание новых структур, в т.ч. аналитических - значит,
лишние расходы.
- А получит ли, как считаете, реальную пользу от
вступления в HIPC Киргизстан?
- Мне трудно об этом судить - я человек субъективный.
Если бремя долга будет снижено - это, конечно, хорошо. Но мне все-таки кажется,
что Киргизии проще реализовать свои проекты с Россией, чем с Западом. Понятно,
что все страны (и Россия не исключение) руководствуются прежде всего
эгоистичными побуждениями, но плюсов сотрудничества с нею все же больше.
Рекомендации МВФ, ВБ и подобных наднациональных структур идут не всегда на
пользу экономикам стран, которые их пытаются реализовать. Даже потому, что эти
рецепты страдают схематизмом. Элементы внешнего управления видела и Россия - в
90-х годах, а особенно после дефолта 1998-го. И не могу сказать, что они пошли
ей на пользу. Вообще я удивлен, что в Киргизии вокруг такой важной и сложной
темы, как вступление в HIPC, нет серьезной научной дискуссии. В российском
научном сообществе хватает своих глупостей, но, окажись Россия перед таким
выбором, здесь обсуждение шло бы куда более живо!
- Киргизстан может стать первой страной в СНГ, которую
втягивают в HIPC. Как думаете, почему мы оказались "слабым звеном"?
- Киргизия - очень удобная экспериментальная модель для
всей Центральной Азии. У вас компактная экономика - и более либеральная, чем
даже в Казахстане. Вашему соседу повезло (в отличие от Киргизии, к сожалению) с
менеджментом, с запасами сырья. Если бы подобным потенциалом располагала
Киргизия - она бы сейчас процветала. Тем не менее вы и сейчас демонстрируете
вполне серьезный успех: 2-3-процентный рост ВВП - это неплохая динамика по
сравнению, например, с Таджикистаном. Видимо, и это берется в расчет
наднациональными структурами.
- А у вас нет ощущения, что киргизская власть, ведя
переговоры о вступлении в HIPC (и не говоря при этом ни да, ни нет), искоса
поглядывает при этом на Россию, подталкивает ее к более активным действиям? Как,
к примеру, девушка флиртует с другим парнем, чтобы разжечь ревность в
возлюбленном?
- Элемент давления, шантажа, наверное, тоже присутствует.
И не только по отношению к России, но и к Китаю. Нынешнее киргизское
руководство, как мне кажется, использует любые возможности, чтобы привлечь
инвестиции.
- И как думаете: в России этот сигнал будет понят - и
принят?
- Рассчитывать, что будут ответные шаги, пока, думаю,
рано. Тема уж слишком свежая, горячая. Российский бизнес занял осторожную
позицию, никто не хочет рисковать деньгами. Все ждут, какое практическое
воплощение получат договоренности власти и оппозиции, ждут, будет ли
стабилизироваться ситуация - и в какую сторону. Причем прояснения
внутриполитической ситуации ждут даже не зимой, а весной.
Сперва верните награбленное!
Свой специфический взгляд на проблему есть у Касыма
ИСАЕВА, человека с богатым опытом - в прошлом ответственного работника Госплана
СССР, курировавшего республики Центральной Азии и Закавказья, а затем союзного и
российского министерств экономики. Поработал он и на независимое киргизское
государство - был торгово-экономическим представителем в Москве, заведовал
отделами внешних связей, иностранных инвестиций и сотрудничества со странами СНГ
аппарата правительства КР. А в 1978-80 годах он находился в командировке в
Мозамбике - стране, в одной компании с которой мы можем оказаться в ХИПИКе.
- Наша бригада Госплана СССР, - вспоминает Касым Исаевич,
- приехала помогать Мозамбику, получившему независимость и избравшему
социалистическую ориентацию, планировать экономику. Притом, что экономики там
почти никакой не было. И теперь я с ужасом смотрю на то, как мы скатились до
мозамбикского уровня. Почему? Помню, в Африке вместе с нами работали
португальцы, коммунисты из Бразилии, Чили, которые учились в Союзе и боялись
вернуться на родину. А местные "кадры" на работе спали, только к вечеру глаза
разгораются: впереди - танцы, веселье. Похожую картину наблюдал я в 90-х годах в
нашем Доме правительства, куда пришел работать: молодые упитанные ребятки с утра
до вечера слоняются по коридорам, покуривая, играют на компьютерах. Не умели в
правительстве никогда грамотно организовать работу - вот за 15 лет и опустились
до ХИПИКа. Мозамбиканцы были малообразованными людьми. А в Киргизстане -
высококвалифицированные кадры. Япония после войны только за счет своих
человеческих ресурсов поднялась. И полвека спустя мы могли бы поступить точно
так же, сделать ставку на людей. Не сделали. Кадры разбежались - не сумели
приспособиться к новому стилю работы, к необходимости угодничать перед
некомпетентным начальством. У власти, к сожалению, оказались люди, которые были
воспитаны на иждивенчестве. Вначале они делили куски, которые им отламывали от
союзного бюджета. Потом - кредиты от международных фондов. Думать своей головой,
работать и зарабатывать они так и не научились. И всю страну приучили к
иждивенчеству. Что получили? Когда-то даже представить было невозможно, что
киргизы разбредутся по всей России. Если так дальше дело пойдет, то мы вообще
останемся без государства. Слава богу - может, до этого не доживу.
- Так, может, HIPC - и есть спасение?
- Очень сомневаюсь. В 90-е годы, когда МВФ, Всемирный
банк внедряли здесь свои программы - PESAC, FINSAC - тогдашние наши финансисты
пели те же самые песни, что и нынешние чиновники. Потом, когда все кончилось
крахом, дружно замолчали. Где они теперь? Точно так же замолчат и нынешние
"певуны". А то, что из ХИПИКа вообще выпутаемся, - не уверен. Главное, лично я
не вижу вообще необходимости в него вступать. 2 миллиарда долларов - не такая уж
большая сумма, чтобы идти на такие авантюры. Знакомые ученые-экономисты говорят:
на обслуживание внешнего долга в год уходит 5-6 процентов бюджета. Тоже немного
- у других стран гораздо больше. Органы госуправления (не считая силовые
структуры!) съедают 16% бюджета. Сократите чиновников - и направьте деньги на
обслуживание долга. Может, этот выход и запоздалый, но нам, думаю, надо просто
начинать учиться отвыкать от иждивенчества. Постепенно учиться зарабатывать.
- А вот министр экономики и финансов Акылбек Жапаров
предложил: раз уж вы против ХИПИКа, то давайте создадим "фонд патриотов". С
которым граждане будут делиться своими сбережениями - для выплаты внешнего
долга.
- Я вообще не понимаю, какое наши чиновники имеют
моральное право обращаться с такими просьбами к народу, как язык
поворачивается?! Тот же Жапаров однажды, выступая по ТВ, проговорился: через 3-4
года, выполняя условия ХИПИКа, когда спишут треть долга, мы сможем получать
новые кредиты. Чтобы потом снова ахать: "Ах-ах, все разворовали"?! Для этого вам
нужно долг списать?! Нет уж, вы сначала объясните, на что те, прежние, кредиты
были потрачены?! Найдите тех, кто их разворовал! Россия, которая может себе
позволить не возвращать награбленное - и та Ходорковского посадила. А уж нам -
сам Бог велел. Не нужно кровожадности. Но вы сперва докажите, что все украденное
вернули, что других возможностей найти деньги нет, - тогда только к народу
обращайтесь, - заключает Касым Исаев.
К слову говоря, в июне 2005 года тогдашний генеральный
прокурор Азимбек Бекназаров в интервью нашей газете сообщил - для того, чтобы
разобраться с внешним долгом, возбуждено отдельное уголовное дело. "Мы хотим
узнать всю цепочку: какое государство давало деньги - кем подписывались
соглашения - куда поступали средства - кто и как использовал, поступали ли
вообще эти деньги в Киргизстан? - вдохновенно обещал Бекназаров. - Если докажем,
что какие-то кредиты ушли на сторону, то сможем и перед донорами поставить
вопрос: деньги находятся там-то - пожалуйста, забирайте".
- Такого дела у нас нет! - коротко ответили мне в
генпрокуратуре, куда я позвонил, загоревшись надеждой: "Так, может, вот оно -
спасение?" Значит - вперед, в HIPC?
Разгул митинговой демократии превращает Кыргызстан в страну затяжной депрессии
15.11.2006. Экспресс-К
(Казахстан)
Рифат Асадуллин (Астана)
Разочарование, настороженность, неприязнь - пожалуй, так
можно определить лейтмотив общественной реакции в странах СНГ, последовавшей на
развернувшиеся с 31 октября текущего года политические события в Кыргызстане.
Аналитики вновь вынуждены заговорить о моральной и интеллектуальной
неустойчивости политических элит Кыргызстана.
Осень римейкеров
Как уже было в марте 2005 года, эффект дежа вю от уже
виденного политического спектакля, причем не самой высокой пробы, вновь поражает
явным несоответствием между сущностью и явлением. А именно - между
мелкотравчатым содержанием и высокопарной формой нового политического передела в
этой маленькой, экономически слабой стране, последние 15 лет живущей инерцией
прежних накоплений и по качеству либерально-рыночных преобразований плетущейся в
хвосте своих собратьев по бывшему СССР.
По сравнению с потрясениями марта 2005 года нынешняя
осень римейкеров "революции тюльпанов" не принесла с собой ничего свежего и
оригинального, а главное - принципиально конструктивного. Виновником всех бед
вновь "назначили" свергнутого президента Аскара Акаева... Но что изменилось с
тех пор? Стали ли кыргызстанцы счастливее? Оздоровилась ли их экономика?
Повысилось ли благосостояние граждан? Обузданы ли инфляция и безработица?
Сокращены ли масштабы преступности и коррупции? Преодолена ли клановость,
консолидирована ли нация ради созидательного труда? Увы, ни на один из этих
вопросов пока нет положительных ответов.
Все та же нетерпимость, незавершенность, подвешенность,
взрывоопасность ситуации и гнетущее ожидание погромов, мародерства и массовых
драк. Все тот же разгул площадных страстей и неизобретательное фрондерство,
давно уже превратившие раскол в обществе и межгрупповое противостояние из
подручного средства в сомнительную самоцель. Все те же не подкрепленные ни
концептуально, ни организационно, ни материально импульсивные и утопические в
своей амбициозности ожидания и требования манифестантов, отдельные из которых
(вроде ультимативного требования немедленно предоставить прямой эфир:
многотысячной толпе) напоминают эпизоды какого-то сюрреалистического фарса.
Новым явилось разве что рождение проблематичной
тенденции, что "цветные" революции в Кыргызстане отныне становятся
номерными.
Много шума из ничего
На Востоке есть поговорка: "Погоняет единственную козу, а
от свиста земля надрывается".
На сегодня "сухой остаток" переговоров между политическим
тандемом Бакиев - Кулов и нынешней оппозицией (партиями "Атамекен",
социал-демократов и движением "За реформы") сводится к следующему. Парламент и
президент достигли соглашения о тексте новой Конституции страны, существенно
ограничивающей полномочия президента и знаменующей переход к
парламентско-президентской форме правления. И президент подписал эту
Конституцию. Парламент КР будет состоять из 90 депутатов, половину которых
начнут избирать по одномандатным округам, половину - по партийным спискам. В
качестве уступки Бакиеву депутаты согласились изменить процедуру импичмента
президента и увеличили количество голосов, достаточных для вотума недоверия, с
двух третей до трех четвертей.
И все? И все! Но неужели для этого потребовалось
искусственно вызывать "политический кризис" и "народные волнения", когда обо
всем этом можно было тихо, мирно и вполне легитимно договориться в стенах того
же Жогорку Кенеша?!
Относительно же уровня политико-правовой культуры
нынешних лидеров республики заметим, что принята эта Конституция не
волеизъявлением граждан страны и не всенародным референдумом, а фактически
закулисным междусобойчиком, который, однако, Омурбек Текебаев, сопредседатель
движения "За реформы", патетически окрестил "плодом долгих согласований и
компромисса, цена которого - президентское и премьерское кресла". Произнес он
при этом и другую, не менее знаковую фразу: "Система сама по себе не заработает,
все еще впереди".
Так стоило ли ломать копья ради этой заведомо
неэффективной системы? Или лидеры нынешнего антипрезидентского лагеря
руководствуются принципом "Движение - все, остановка - ничто"?..
Сжечь свой дом, рассердившись на
тараканов
В старину так характеризовали чрезмерный радикализм
человека, который вместо рационального и планомерного решения своих проблем
пытался кардинально решить все одним махом, пусть даже ценой неоправданных
жертв.
Подобная потеря чувства реальности, максимализм,
неразборчивая жажда успеха и жгучая нетерпимость (в иных контекстах именуемая
экстремизмом) стали в последние годы отличительными чертами "цветных революций",
имевших место на Украине, в Грузии и Кыргызстане. Закономерные последствия не
заставили себя ждать, ибо, как справедливо отмечал один русский социолог начала
ХХ века, когда человек берется за решение частных проблем без решения общих, то
и он сам, и все следующие за ним неизменно и на каждом шагу натыкаются на эти
общие вопросы.
Стратегическая ошибка кыргызстанских политических элит
заключена в том, что за 15 постсоветских лет они не учились на чужих уроках и
даже не пытались перенять положительный опыт хотя бы ближайших соседей -
исторически, географически, экономически и ментально наиболее близких им
тюркских и мусульманских республик в лице Казахстана, Узбекистана,
Туркменистана.
Благоразумно следуя принципу "Сначала экономика, потом
политика" и даже иногда пойдя на ряд непопулярных (читай непопулистских!) мер в
виде моратория на митинги, роспуск парламента и концентрацию власти в руках
президента, лидеры этих стран, конечно, с разной степенью полноты и успешности,
но со временем превратили свои республики в жизнеспособные политические и
экономические системы. Главным условием этого развития стала разработка
долгосрочных стратегических программ, основанных на трезвом осознании места и
роли страны в современном мире.
Например, для Казахстана генеральными направлениями стали
экспортная специализация в международном разделении ресурсов и труда,
формирование пояса мира вокруг республики, содействие упрочению международной
стабильности и безопасности, создание благоприятных внешних условий для
экономического роста и демократизации в стране, "агрессивное" привлечение
инвестиций, конструктивное взаимодействие с другими государствами, активная
интеграция в глобальные и региональные экономические процессы. Сегодня
выбившийся таким образом в региональные лидеры Казахстан уже сам диктует
условия: самостоятельно проводит активную экономическую, политическую,
культурную экспансию, успешно осваивая все новые ближние и дальние рынки.
Что касается Кыргызстана, то он словно застрял во
времени, где все происходит с точностью до наоборот. И если 15 лет назад
звучавшие в Бишкеке мнения далеко не одного лишь Аскара Акаева о том, что "в
скором времени Кыргызстан превратится в азиатскую Швейцарию", вызывали
доброжелательные улыбки умиления, то сегодня они вызывают взрывы откровенно
саркастического хохота.
По логике вещей, когда весной 2005 года "революция
тюльпанов" передала бразды правления в руки Курманбека Бакиева, ожидалось, что,
раз уж оказано такое доверие, общество даст ему время разработать антикризисную
программу и шаг за шагом проводить столь долгожданные реформы. Но этого не
произошло, и теперь главные политические игроки - как в знаменитом крыловском
"Квартете" - предлагают поменять местами оркестрантов, авось что-нибудь да
получится.
Но чудес на свете не бывает. Не случайно уже сейчас ряд
аналитиков в своих прогнозах и возможных сценариях довольно резко высказываются
о том, что полюбившаяся определенной части кыргызстанцев практика "перманентных"
революций и "бессрочных" митингов - это приговор государственности
Кыргызстана.
За примером децивилизации и криминализации целого народа,
вырождения нации дехкан и пастухов в нацию наркорабов и превращения страны с
древней культурой в территорию "разбойничьих гнезд" далеко ходить не приходится.
Достаточно напомнить трагедию многострадального Афганистана - и дальнейшие
комментарии излишни.
Не топчите собственный
флаг!
Согласно официальной историографии суверенного
Кыргызстана, традиция его государственности насчитывает, как минимум, 2 500 лет.
Столь длительный срок державного самосознания как бы сам по себе предполагает,
что органичными чертами кыргызского национального характера должны быть высокая
политическая культура и верховенство закона, умение консолидироваться в
критический момент истории, безусловное превалирование национальных интересов
над групповыми и личными, глубокие традиции правосудности властей и
законопослушности граждан.
Но когда весной 2005 года вместо праздничных репортажей о
Ноорузе из Бишкека стали поступать совсем иные, тревожные и безрадостные,
новости, почти все освещавшие те события телеканалы показали чудовищный эпизод:
ворвавшись в местный Белый дом, демонстранты громили и выбрасывали из окон все
подряд, в том числе - государственный флаг Кыргызстана!..
И дело даже не в изгнании Акаева, хотя свержение законно
избранного президента не красит ни одну страну (после Грузии, где был физически
уничтожен первый президент Гамсахурдиа, Кыргызстан - второе постсоветское
государство, покрывшее себя таким позором). Нет должного и, между прочим,
закрепленного в Конституции уважения и к ныне действующему президенту, о чем
можно судить по многочисленным безответственным заявлениям и транспарантам вроде
"Бакиев - ошибка народа".
Подобный вандализм по отношению к государственным
символам и оскорбительные выходки к законно избранному лидеру собственной страны
способны ввергнуть в шок и негодование любого здравомыслящего человека в любом
уголке земли. Такие картинки с натуры наводят на пессимистические мысли о
будущем этого народа.
Но, похоже, что шекспировские страсти, разгоревшиеся на
сей раз на площади Ала-Тоо, не то что нисколько не смущают, но даже являются
сверхзадачей "актеров", занятых в этом политическом действе. Выставляя свои беды
напоказ и стараясь привлечь к себе как можно больше внимания, они словно
торгуются с внешним миром в надежде на сочувствие и поддержку.
Однако ни в одной культуре мира шумный сосед еще никогда
и никем не воспринимался как благо. А применительно к ситуации в новых
независимых государствах давно стало нормой, что только там есть шансы на
благополучие и процветание, где есть политическая стабильность, гражданское
согласие, этнический мир. Поэтому глубоко ошибаются те в Кыргызстане, кто
рассчитывает получить под свои "демократические" убеждения поток донорских
вливаний.
Как прежде, так и сейчас бездельников презирают,
неудачников не любят, иждивенцев терпят лишь в силу непреодолимых обстоятельств.
Долго нянчиться с Кыргызстаном вряд ли кто-либо намерен. Немногие инвесторы уже
пакуют чемоданы, средние и мелкие предприниматели обдумывают перенести бизнес в
Казахстан, Россию и дальше. Соседи и партнеры потерпят, сколько смогут, а потом
потеряют остатки уважения и отвернутся. И тогда нынешние борцы за справедливость
останутся на опустевших площадях наедине со своими плакатами и мегафонами.
...Еще со времен эпического Манаса в многовековой и
многострадальной истории кыргызского народа идея "великого похода" является
одной из краеугольных метафор, отражающих дух и сущность национального бытия. Но
скоро на улицах и площадях Бишкека облетит последняя оранжевая листва, обнажив
черно-белый контраст суровой реальности.
Хорошо бы не запоздать, чтобы путь сквозь пьянящую
цветную дымку не оказался дорогой в никуда.
Двойное дно двойного гражданства для Кыргызстана
20.11.2006
Общественный рейтинг (Киргизия)
В. Кыдыралиева
Принятую так поспешно новую Конституцию уже окрестили
разными именами: от пафосного "выстраданная" до пессимистичного
"скоропостижная". Но если отвлечься от процедурных моментов, продолжающих
вызывать удивление и недоумение, многое в содержании данного документа остается
дискуссионным.
Особенно нас волнует пункт 3-й статьи 20-й, касающийся
двойного гражданства:
"…За лицами, являющимися гражданами Кыргызской
Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в
соответствии с законами Кыргызской Республики и международными соглашениями
Кыргызской Республики".
Как известно, данный вопрос не первый год дискутируется в
нашем обществе. Если десять лет назад этот вопрос был поднят в связи с
русскоязычным электоратом кыргызского общества и имел явный политический
подтекст, то сейчас он все больше актуален в связи с изменившейся экономической
ситуацией в обществе, прежде всего, из-за нарастающей миграции граждан КР за
далекие и близкие рубежи нашей родины.
Понятно, что сегодняшние кыргызские мигранты, не получая
должной поддержки и защиты своего государства, вынуждены принимать иностранное
гражданство, таким образом обеспечивая себе необходимые гарантии личной
безопасности и стабильности. Поэтому их желание сохранить кыргызское гражданство
больше продиктовано эмоциональной потребностью, чем прагматическими
соображениями.
Роль государства в подобных сложных
политико-экономических условиях должна заключаться в том, чтобы, с одной
стороны, усиленно наращивать реальные механизмы защиты своих граждан за
границей. С другой стороны, не идя на поводу у общественного давления,
последовательно отстаивать свои государственные интересы, при этом доступно и
убедительно разъясняя своим гражданам целесообразность тех или иных решений.
Поэтому принятие конституционной нормы о двойном
гражданстве, по нашему мнению, является популистским, рассчитанным больше на
эмоции обывателя, чем на политические реалии. Ее появление вызвано потребностью
национальной политической элиты в отвлекающем маневре от существующих
социально-экономических проблем, по существу, заигрыванием с гражданским
обществом в ущерб государственному суверенитету и национальной безопасности.
Более того, факт признания двойного гражданства –– это
свидетельство слабости сегодняшней власти.
Прежде всего, потому, что наличие только желания еще не
означает реальную возможность. Так и в нашем случае. Введение двойного
гражданства возможно лишь при заключении двусторонних соглашений, которые при
нынешней политико-экономической ситуации в стране, вероятнее всего, в ближайшем
будущем подписаны не будут.
Подтверждением этого является тот факт, что на
многочисленные официальные обращения кыргызской стороны, как до 24 марта, так и
после, о введении двойного гражданства положительной реакции с российской
стороны не последовало. И это вполне закономерно, так как при введении двойного
гражданства возникает слишком много дополнительных социально-политических и
финансово-экономических проблем: вопросы безопасности государства, пенсионного
обеспечения, военной службы, налогообложения и т.д. К тому же Российская
Федерация уже имеет неудачный опыт введения двойного гражданства с
Туркменистаном и Таджикистаном. Более того, свои демографические проблемы Россия
способна решить и уже решает за счет русскоязычных соотечественников, а также
путем упрощенного предоставления российского гражданства. Тем более, как
показывают последние усилия, предпринимаемые Россией по возвращению
соотечественников, для них собираются ввести отказ от прежнего гражданства.
Другим подтверждением слабости нынешней власти является
тот факт, что сегодня для нее приоритетными становятся сиюминутные экономические
интересы, вызванные, в частности, миграционными процессами. Власть выбирает
наиболее легкий путь решения этой проблемы, не задумываясь о неизбежных опасных
последствиях:
- возможность легкодоступного политического
манипулирования лицами с двойным гражданством, проживающими за пределами КР,
например, при выборах президента, референдумах или при принятии иных
политико-экономических вопросов;
- вероятность влияния на общеполитическую ситуацию в
стране с помощью лиц с двойным гражданством, вплоть то дестабилизации, а с
учетом немногочисленности населения КР –– это прямая угроза государственному
суверенитету;
- отток квалифицированных кадров и вообще трудоспособного
населения, создание дефицита рабочей силы и, как следствие, замещение этих мест
низко квалифицированными рабочими из соседних государств, в частности, Китая,
Узбекистана, Таджикистана, что уже приобретает реальные очертания угрозы
национальной и экономической безопасности в силу достаточно известных
причин;
- очевидность того, что для 3-миллионного кыргызского
этноса потеря даже двадцати процентов репродуктивной части может обернуться
невосполнимой утратой языка, культуры, генофонда.
Таким образом, складывается впечатление, что инициаторы
признания двойного гражданства в тексте новой Конституции, вполне сознавая, что
объективных реалий для введения в действие данной юридической нормы нет, и далее
собираются разыгрывать карту двойного гражданства в своих политических
интересах, к сожалению, не всегда совпадающих с государственными.
Дело – грязь!
28.11.2006. ИА «Белый
пароход»
Улан Канкор
Местным участникам борьбы за власть не знакомы правила
хорошего тона. Политика и этика в Кыргызстане - несовместимы. Представители
новой элиты могут запросто обложить оппонента бранью или показать неприличный
жест. А что ж вы хотите? Культура в горной республике тетка не популярная...
Чем достать депутатов?
Одним из первых, кто пытался открыть глаза
общественности, был небезызвестный Турсунбай Бакир уулу. Омбудсмен, еще в
бытность депутатом парламента, прямо говорил: политика – штука грязная. Говорят,
даже придумал на эту тему сатиру.
Сам же Бакир уулу имеет имидж человека набожного и потому
старается, в последнее время, держаться от политики в стороне. Правда,
получается не всегда. Поскольку, как говорят мудрые люди, в Кыргызстане
политикой является все. А потому многие бы не отказались искупаться в такой
грязи.
Очень нелестно отозывается о кыргызской политике ее не
менее известный участник – Кубатбек Байболов. Парламентарий, в частности,
признался, что очень сожалеет, что когда-то решил баллотироваться в Жогорку
Кенеш. А когда понял, куда и по что влез, было поздно. Затянуло. Причем, так,
что бросить политику уважаемый депутат уже не может.
Кубатбеку Байболову вторит его коллега – Камчыбек Ташиев.
В смысле, тоже раскаивается в принятом когда-то решении стать депутатом. И
обещает, что больше никогда не будет выставлять свою кандидатуру на депутатство.
"На нашем месте должны быть достойные люди нашей страны, которые не будут
подпевать власти или оппозиции", - заявил он на днях. Правда, позже добавил, что
решение принял не окончательное. Так что и он от власти отказываться, по
большому счету, не намерен.
Очень нелестные вещи в адрес политики говорит ее
сравнительно новый игрок – лидер партии "Содружество" Владимир Нифадьев. В
частности, касаясь ноябрьского митинга оппозиции. "Все события связаны с
деньгами, - говорит он. – Все это грязь". Особенно возмущает Нифадьева нападки в
адрес президента. "Как только его не обзывают, - заявил партийный лидер на днях,
- что только про него не говорят. Стыдно! Обидно за державу и президента".
Версию о кулуарных торгах озвучивает Алишер Мамасалиев.
По его словам, конституционная реформа, по сути, сводилась к торгам вокруг прав
контролировать те или иные предприятия и отрасли. Сам же Мамасалиев, в свою
очередь, уверяет, что в среде молодых политиков живут по тем же законам. С
интригами, подсиживанием и прочими атрибутами борьбы за власть и влияние.
За президента, к слову, одно время очень заступался
бывший глава его администрации Усен Сыдыков. Особенно памятен случай, когда
аксакал принялся прилюдно стыдить Омурбека Текебаева, когда тот еще был
спикером. Оппозиционер, по такому случаю, даже решил покинуть пост торага.
Отношения между Омурбеком Текебаевым и главой
государства, наверное, уже стали притчей во всеязыцех. Их перебранки в
парламенте, впоследствии выплеснувшиеся на площадь, хорошо запомнились
шокированным наблюдателям. Нелицеприятными эпитетами, которыми награждали друг
друга спикер и президент. И хотя их предупреждали, что политикам оскорбительное
поведение не к лицу, оба время от времени возвращаются к практике "теплых"
бесед.
Омурбек Чиркешович, собственно, в последнее время
демонстрирует буйный нрав. После того, как человек вернулся из Польши как
триумфатор, некогда интеллигентного парламентария как будто подменили. Взять,
хотя бы, драку в парламенте. Мордобоем, конечно, назвать случившееся трудно. Но
даже сотрясания кулаками в воздухе от Текебаева никто не ожидал.
Но если Текебаеву подобные грешки еще простительны – чай,
на нарах польских чалился и нервы себе попортил – то Марату Султанову,
сменившему Омурбека Чиркешовича на посту торага, непозволительно. Впрочем,
похоже, нынешнему спикеру уж все равно. Различные эксперты отпускают нынешнему
составу ЖК все несколько месяцев. Депутаты призывают самораспустить парламент.
Какой спикер сохранит после этого хладнокровие?
Точно не Султанов. До драки в зале заседаний он
пользовался славой рассудительного и спокойного человека. Оказалось – драчун.
Причем, не гнушающийся стукнуть оппонента, когда тот отбивается от другого
противника. А ведь и повод, казалось бы, для драки пустячный – назначение
судей.
Имидж – ничто?
Президент Кыргызстана, от которого многие ждали примера,
сам демонстрировать навыки хорошего тона не торопится. Курманбек Салиевич очень
даже запросто может сравнить парламентариев с ослами. В общем, силен глава
государства в простонародных эпитетах. Это, конечно, позволяет ему набирать очки
в глазах неискушенного избирателя. Однако коробит ухо людям сведущим и очень
удивляет иностранных дипломатов. На том же Западе, к примеру, за неосторожное
слово можно уйти в отставку. Но Бакиеву, видимо, это не грозит. Он-то
договорился с депутатами, что просидит на своем посту по меньшей мере до 2010
года.
Глядя на главу государства, некоторые обитатели верхних
этажей Дома правительства теперь бранными словесями не ругаются. Они на них
разговаривают. Говорят, особенно невоздержан на язык бывший банкир и нынешний
первый вице-премьер-министр Данияр Усенов. Особенно, после споров с
непосредственным патроном – Феликсом Куловым. То, что они друг друга терпят,
известно давно. Но ценой каких усилий, знают только сотрудники Дома
правительства. Не раз слышали как голос, очень похожий на принадлежащий первому
вице-премьеру, промывает косточки шефу и кроет сложившиеся обстоятельства.
Сам Кулов в оскорблениях оппонентов замечен не был.
Правда, и он не без греха. Взял да и обозвал оппозиционеров узурпаторами. Однако
потомкам, очевидно, премьер запомнится не этим, а объяснениями своих действий.
Глава кабинета министров пытается измерить политические отношения с помощью
эталона собственного понимания разницы между "правильно" или "нет".
Особо излюбленный прием премьера – оценивать свои
действия с точки зрения не политика, а мужчины. "Это не по мужски", - говорит
он, если его спрашивают, когда он покинет своего партнера по тандему. Женщинам
такая черта в имидже Кулова нравится. Правда, не всем. Некоторые оскорбляются.
Ведь половые признаки еще не мерило человеческих качеств. Был бы человек
хороший.
А вот Мурату Суталинову хладнокровию еще только предстоит
научиться. Пример тому, - жест, которым он сопроводил бегство оппозиции со
старой площади, где силовикам еле удалось предотвратить массовое побоище
противников и сторонников Курманбека Бакиева. Душевное волнение в тот момент
настолько переполнило главу СНБ, что генерал не удержался. Чем навлек на себя
гнев оппонентов главы государства. Теперь, возможно, генеральный жест будет
оценивать комиссия по чиновничьей этике. Если, конечно, арбитры захотят
связываться со спецслужбами.
Впрочем, и сама оппозиция воздержанностью не отличается.
Как отмечают многочисленные наблюдатели из числа правозащитников, митинг
Движения "За реформы!" сложно назвать культурно-массовым мероприятием. И если
еще выступления на русском языке соответствовали интеллигентности ораторов
(видимо, в расчете на телекамеры иностранных журналистов), то на кыргызском в
выражениях себя никто не ограничивал. Кричали все, что заблагорассудится. В том
числе, совсем непрекрытые оскорбления в адрес личностей во власти как акмактар,
эшектер, иттер, айбандар.
Невоздержанность оппозиции проявилась не только на
словах, но и на деле. От кулаков оппозиции, к примеру, пострадал глава ГТРК
Бекешев. Потом под горячую руку попал Назарбек Нышанов со своими сторонниками по
патриотической партии. С милицией сторонники Движения связываться опасались. Но
мутузили и друг дружку. В особенности, как отмечают правозащитники, после
окончания митинга.
По случаю праздника сторонники оппозиции отметили это
дело горячительным. На площади в тот момент появилось много пьяных. Несколько
мужчин выясняли отношения на кулаках. Причем, так рьяно, что очевидцам пришлось
звать милицию. Последняя, правда, разнимать драчунов не торопилась.
Может из-за того, что политика в Кыргызстане
действительно становится занятием грязным, самим политикам хотелось бы ее
обелить и облагородить. Как, например, в случаях с брендами, которые в
республике весьма почитаемы. Взять, например, название партий. Вот где пышным
цветом цветет фантазия и пиетет. Есть в Кыргызстане партия Эркиндик – Свобода.
Известна Ар-Намыс – Достоинство. Не долго заморачивался Азимбек Бекназаров. Его
политическая организация зовется еще проще - Асаба – Флаг. Не менее громкое
название имеет партия Омурбека Текебаева - Ата-Мекен. Что по-русски означает
Отечество.
Примеров много. Вот только не все в названиях вяжется с
партийной сутью. Если судить по той же Ата-Мекен, складывается впечатление, что
этой политической организации пора срочно менять бренд. Потому что она
позиционирует себя как сообщество полицейских жертв. Ее лидер – Омурбек Текебаев
– сам побывал в тюрьме. К счастью для него, в польской – во время скандала с
матрешкой. А сторонники экс-спикера обживают нары в отечестве. Очень уж часто
они стали попадать в зону внимания милиции за разные огрехи.
В общем, политика в Кыргызстане продолжает сеять
разочарование и обиду. За державу. Поскольку даже президент, согласно
национальным опросам, нонче фигура совсем не популярная. В качестве героя нашего
времени, например, ему готовы отдать всего два процента опрошенных. Не уважают
люди политику. Не за что.
Б. Березовский: С Максимом Бакиевым мы обменялись рукопожатиями – и расстались
29.11.2006. Дело №
(Киргизия)
Вадим Ночевкин
Предыстория этого интервью – почти детективна. Обнаружив
однажды в Интернете "живой журнал" Платона Еленина (Бориса Березовского), мы
решили попытаться получить разъяснения многочисленных слухов, что называется, из
первых рук – от самого БАБа. И разместили в комментариях "журнала" (подлинность
которого, кстати, сомнения не вызывает) предложение Борису Абрамовичу – ответить
письменно, через электронную почту (иной возможности пообщаться с "лондонским
политбеженцем", сами понимаете, нет), на наши вопросы. Ответ последовал в тот же
день, 10 ноября, – предельно лаконичный: "Присылайте…" А дальше началась сущая
чертовщина. В течение двух недель мы ждали письма от БАБа, постоянно его теребя.
Березовский то исчезал с горизонта, то неожиданно объявлялся в нашем электронном
"ящике", обещая непременно ответить. Потом выяснялось, что вопросы до него не
дошли. То ли их перехватывал некто, очень не желающий, чтобы Березовский
откровенничал. То ли сам Борис Абрамович водил нас за нос… Раздумывая над
ответами. То ли просто был очень занят. Как раз в эти дни в Лондоне разразился
скандал с отравлением соратника БАБа – бывшего офицера ФСБ Литвиненко. Начала
раскручиваться грандиозная пиар-кампания. Скотлэнд-Ярд тем временем искал следы
радиоактивного полония по всей британской столице – в т.ч. в офисе самого
Платона Еленина.
Что бы там ни было, но наконец-то Борис Абрамович нашел
время и для наших читателей. Уже накануне верстки этого номера газеты мы
получили от Березовского ответы на наши вопросы. Стилистика нашего собеседника
полностью сохранена.
"С Максимом Бакиевым мы обменялись
рукопожатиями – и расстались"
- В своем
"живом журнале", отвечая на вопросы гостей, вы подтвердили, что были в Киргизии.
Учитывая, что ваш визит вылился в грандиозный политический скандал (в киргизском
масштабе), почему вы не стали отрицать этот факт, - как это делали киргизские
власти?
- Для меня была удивительна нервная реакция некоторых
людей в Киргизии на визит добропорядочного инвестора, готового вкладывать деньги
в их страну.
Я не видел и не вижу в своей поездке ничего
предосудительного. Моим именем просто пытались опорочить своих политических
конкурентов. Меня эта возня не волнует. Власти Киргизии она, по-видимому,
затрагивала и была для них серьезным фактором.
- Раз уж вы
так откровенны, можете сообщить подробности этого визита? Киргизская
парламентская комиссия, проводящая расследование по этому поводу, пришла к
выводу: вы прилетели в Бишкек из Лондона 29 июля на самолете Global Express и
сумели (из-за того, что пограничники "закрыли глаза") миновать киргизский
погранконтроль, не оставив документальных следов вашего пребывания здесь. Так ли
это? Можете ли вы рассказать, с кем встречались на киргизской земле, какие
достопримечательности или объекты посещали? Ваши впечатления о
Киргизии?
- Я не осматривал никаких достопримечательностей в
Киргизии. Это был бизнес-визит, частный характер которого - одно из условий
результата. До перехода сделок в решающую стадию я имена своих партнеров
называть не буду.
- Вы также
подтвердили, что немного знакомы с Максимом Бакиевым, сыном президента
Киргизстана. Не могли бы вы – дабы окончательно прояснить ситуацию – рассказать
подробнее: при каких обстоятельствах состоялось ваше знакомство? Где вы
"виделись мельком" (ваше выражение) – во время вашего визита в Киргизстан?
Связано ли это знакомство с месторождением Джеруй? Ваши впечатления об этом
молодом бизнесмене, чье имя на родине окружают самые зловещие слухи…
- Повторю то, что написано в моем блоге (дневнике в
Интернете. - Прим. ред.) - я не веду общих дел с Максимом Бакиевым. Мы не
знакомы настолько, чтобы у меня сложилось о нем определенное впечатление. В
аэропорту на летном поле нас познакомили. Я только прилетел, что делал он - я не
интересовался. Мы обменялись рукопожатиями и расстались.
- Тому, что
нынешняя киргизская оппозиция использует имя Березовского, по вашему выражению,
"как жупел", вы нашли такое объяснение: она, оппозиция, идет на поводу у властей
России. Следуя вашей логике, именно Кремль был заинтересован отправить в
отставку Бакиева? Зачем – ведь Бакиев слывет пророссийским
президентом?!
- Кремль не волнует реальная настроенность Бакиева. Ему
важно обнаружить якобы провал одной из бархатных революций. Поэтому Кремль
повелся на разводки киргизской оппозиции, которая использовала информационные и
иные ресурсы России, чтобы припереть Бакиева к стенке. Победив, оппозиция заняла
более жесткую позицию по отношению к России, чем Бакиев.
-
Генпрокуратура РФ, как вы наверняка знаете, в весьма жесткой форме предъявила
киргизской генпрокуратуре претензии по поводу того, что находящийся в розыске
Б.Березовский (Платон Еленин) не был задержан во время пребывания в Киргизстане.
Как вы считаете, почему этим реакция Москвы и ограничилась? Почему, скажем, не
выступил (как принято в таких случаях) российский МИД? Москва сама предпочла
замять скандал?
- В Кремле понимают тщетность претензий - ни одна страна
не арестует политического беженца и не отдаст его туда, где с ним расправятся.
Это только российский суд недавно принял такое решение в отношении узбекских
граждан, которым грозит расправа на родине. Поэтому они ограничиваются
ритуальным кликушеством, предпочитая репрессивные методы устранения
оппонентов.
"У меня в Киргизии
бизнес-проекты
- Можете ли
вы сообщить киргизской общественности какие-либо подробности вашего участия в
разработке Джеруя (о котором вы в "живом журнале" уже сказали: "Сделка в стадии
успешного завершения")? Каким образом, если не секрет, вы связаны с компанией
Global Gold, получившей лицензию на освоение месторождения?
- Конкретные подробности пока раскрывать не буду -
повторюсь, сделка не завершена.
- Правда
ли, что эта сделка кабальна для киргизского государства?
- Итог переговоров в бизнесе - всегда компромисс, и все
зависит от умения сторон добиться своего. Но я никого грабить не собираюсь. Я
пришел с лучшими намерениями.
- Ваши
комментарии по поводу давно гуляющей версии: лишение лицензии британской
компании Oxus Gold, июльское покушение на ее представителя в Бишкеке Шона Дейли
и приход на Джеруй Березовского – звенья одной цепи?
- Я живу в правовом государстве и обязан соблюдать право.
Тема криминала для меня не подлежит даже обсуждению - правовое государство
обеспечивает мою безопасность, зачем мне подставлять себя!
- Ваши
комментарии по поводу следующих версий. Джеруй Березовский получил взамен на
обещание не экспортировать в Киргизию "цветные революции". Либо наоборот – в
благодарность за спонсирование прошлогодней "тюльпановой революции".
- Короткий ответ - я не занимался политикой в Киргизии,
пока мое имя не стали использовать в своих целях киргизские политики. Киргизия
на пути к свободе и процветанию - и этого достаточно. А что-либо экспортировать
вредно - страна сама должна найти ресурсы и волю к развитию.
- Сколько
вы планируете заработать на Джеруе? Один из киргизских политологов предположил:
в Киргизии вряд ли можно наскрести больше 20 миллионов долларов. И на такую
сумму олигарх Березовский вряд ли позарится. Значит, планы в Киргизии у него
чисто политические – создать для себя плацдарм путем проникновения в киргизскую
экономику, отколоть Киргизию от одного альянса и прицепить к другому – и т.д.
Ваши комментарии?
- У меня в Киргизии бизнес-проекты, не только Джеруй. И
при умелом менеджменте прибыль может быть баснословной, если привлечь
современные технологии и если иметь опыт в организации бизнеса глобального
уровня.
"Очень хорошо, что киргизским
политикам хватило ума перехитрить Кремль"
- Ваше
участие в украинской "оранжевой революции" общеизвестно. А если верить
распечаткам ваших телефонных разговоров с Юлией Тимошенко (публиковавшимся в
свое время в российских СМИ), то вы не только спонсировали "оранжистов", но и
давали команды, куда вести народ и какие объекты захватывать. А в недавнем
интервью "Известиям" вы в очередной раз заявили о необходимости "силового
перехвата власти" в России. Возникает резонный вопрос: если Березовский
проворачивает такие проекты в других постсоветских странах, то почему бы ему не
проделать это и в Киргизии? В чем разница-то?
- Киргизия сама сделала правильный выбор. И ничего, кроме
уважения к ее народу, это вызывать не может. Никаких указаний на Украине я не
давал - из Лондона рулить Киевом - это бред! Тогда майдан точно бы провалился!
Никогда нельзя ничего сделать, если пытаешься превратить других в марионетки -
они люди, они воспротивятся! Поймай волну, помоги там, где надо - и все! Там
была воля менять страну к лучшему, нежелание быть газовыми рабами, был народный
лидер. Нужно было очень опосредованно помочь деньгами через Тимошенко - ведь с
финансами там было плохо, американцы мизерно участвовали, что бы там ни
воображали в Кремле! Помочь так, чтобы Ющенко не заметил, не почувствовал бы
себя чем-то связанным, а свободно вел к свободе свободный народ!
Вот так все работает! А иначе он либо отказался бы, как
Явлинский, либо получился бы второй Янукович, которого спеленали Путин с Кучмой
и втюхивают народу.
- Один
израильский политолог-политтехнолог накануне киргизской "тюльпановой революции"
в интервью нашей газете заявил: "Ваше счастье, что вашей маленькой республикой
еще господин Березовский не заинтересовался". Можно ли считать, что этому
"нашему счастью" пришел конец?
- Ну в этом смысле "счастью" конец пришел. Не надо
кричать все время: "Березовский", я услышу и, чтобы мое имя не было пассивным
объектом политики, включусь в процесс.
- Есть ли у
вас интерес к медиарынку Киргизии? Не планируете ли вы получить контроль над
некоторыми СМИ (либо создать здесь целую медиаимперию) – о чем также идут
слухи?
- Сейчас по моей инициативе создан интернет-журнал,
посвященный киргизской политике. Его редакторами наряду со мной являются Эдиль
Байсалов и либеральный молодежный лидер Мирсулжан Намазалиев. Я думаю, что такой
состав редакторов и возможность каждому человеку на его страницах свободно
высказываться о киргизской политике делают "Полит-Киргизию" перспективным
проектом, как и всю блогосферу в целом. Пока у меня нет иных определенных
проектов на рынке киргизских масс-медиа.
- В своих
комментариях и обращениях к политикам и гражданам Киргизстана в разгар
митинговых событий начала ноября вы выступили в весьма неожиданной роли
миротворца. Вы заявили, что ни к чему хорошему новая революция не приведет. Не
потому ли, что (как отмечали некоторые СМИ) вы впервые в новейшей истории
оказывались в роли "жертвы цветной революции"? Что смена власти в Киргизстане
для вас означала, в частности, потерю золотоносного Джеруя?
- Любая власть в нынешней ситуации будет искать
инвесторов. Мои предложения не таковы, чтобы от них отказалась Киргизия. Поэтому
это не было опасение за бизнес. Это было опасение дестабилизации, гражданской
войны в Киргизии. Именно к этому подталкивали киргизский народ силы извне. Очень
хорошо, что киргизским политикам хватило ума перехитрить Кремль. Здесь, на
Западе, Киргизия видится, как небольшой кораблик, который плывет в правильном
направлении в окружении волн диктатуры, коррупции, нестабильности, экстремизма.
Курс Киргизии и ее граждан особенно впечатляет оттого, что речь идет не о
Восточной Европе или Черноморском побережье, а о Средней Азии.
Очень много желающих разодрать Киргизию на куски, как
только общество выйдет за рамки цивилизованной политики. Это и мафиозные
стервятники из окружения Путина, представляющие синдикаты грязного бизнеса и
коррумпированных чиновников, это и религиозные фундаменталисты. Очень много
желающих позлорадствовать поражениям тех стран в СНГ, которые не мирятся с
нищетой, с ролью придатка Большого Брата, а хотят нормальной жизни своим
гражданам. Мне не хотелось такого поражения демократии в Киргизии. Это
превратили бы в лишний аргумент для диктатуры во всех странах СНГ. Я рад, что в
том числе и с моим вмешательством, катастрофический сценарий удалось
предотвратить.
- Результат
ноябрьского выступления киргизской оппозиции известен. А как его оцениваете
вы?
- Никак не оцениваю. Если граждане Киргизии считают, что
это шаг к демократии и процветанию - я уважаю их выбор. Главное, что политики
Киргизии не только не стали марионетками России, но и превратили Путина и всю
российскую систему власти в свое покорное орудие.
- Как
предрекают некоторые наблюдатели (и киргизская оппозиция), ваши связи с
Киргизстаном могут серьезно осложнить российско-киргизские отношения. Согласны
ли вы с таким прогнозом? И как отнесетесь к тому, если он
оправдается?
- Конечно, осложнят. Но только пока в России эта власть.
Она вообще не заинтересована в успехе соседей, так как успех равен
независимости. А процветание Киргизии зависит не от раболепства перед кем-то, а
от умелого администрирования в экономике, создания условий для цивилизованных
инвесторов. Поэтому в Кремле могут накручивать истерику сколько угодно… А мы
должны создавать свое завтра. Россия скоро к нам присоединится и скажет спасибо
Киргизии.
Без комментариев здесь явно не обойтись. Оставим на
совести Бориса Березовского его высказывания о России и ее президенте –
отношения БАБа с сегодняшней российской властью общеизвестны и особых откровений
здесь нет. Интереснее другое. Березовский признал и подтвердил то, о чем
предпочитает не распространяться киргизская власть. Во-первых, свой приход в
экономику Киргизстана. И в его политику, во-вторых! Намекнул о своей роли в
"построении демократии" в нашей республике. И даже о том, что все-таки
собирается превратить ее в некий плацдарм для продвижения демократии по всему
СНГ (а как еще понимать интригующее заключение: "Россия скоро к нам
присоединится и скажет спасибо Киргизии". Одним словом, мы стоим на пороге
больших событий – нами занялся БАБ.
Впрочем, Борис Абрамович известен как большой интриган и
мастер многоходовых комбинаций. И очень трудно отделить зерна от плевел -
определить, где он откровенен, а где лукавит. Нельзя исключать, что ближайшая
его цель – вбить клин между руководством России и Киргизстана, рассорить
союзников. В любом случае мы даем нашим рядовым читателям и аналитикам богатую
пищу для размышлений… И возможность делать выводы.
|