Разгул митинговой демократии превращает Кыргызстан в страну затяжной депрессии
15.11.2006. Экспресс-К
(Казахстан)
Рифат Асадуллин (Астана)
Разочарование, настороженность, неприязнь - пожалуй, так
можно определить лейтмотив общественной реакции в странах СНГ, последовавшей на
развернувшиеся с 31 октября текущего года политические события в Кыргызстане.
Аналитики вновь вынуждены заговорить о моральной и интеллектуальной
неустойчивости политических элит Кыргызстана.
Осень римейкеров
Как уже было в марте 2005 года, эффект дежа вю от уже
виденного политического спектакля, причем не самой высокой пробы, вновь поражает
явным несоответствием между сущностью и явлением. А именно - между
мелкотравчатым содержанием и высокопарной формой нового политического передела в
этой маленькой, экономически слабой стране, последние 15 лет живущей инерцией
прежних накоплений и по качеству либерально-рыночных преобразований плетущейся в
хвосте своих собратьев по бывшему СССР.
По сравнению с потрясениями марта 2005 года нынешняя
осень римейкеров "революции тюльпанов" не принесла с собой ничего свежего и
оригинального, а главное - принципиально конструктивного. Виновником всех бед
вновь "назначили" свергнутого президента Аскара Акаева... Но что изменилось с
тех пор? Стали ли кыргызстанцы счастливее? Оздоровилась ли их экономика?
Повысилось ли благосостояние граждан? Обузданы ли инфляция и безработица?
Сокращены ли масштабы преступности и коррупции? Преодолена ли клановость,
консолидирована ли нация ради созидательного труда? Увы, ни на один из этих
вопросов пока нет положительных ответов.
Все та же нетерпимость, незавершенность, подвешенность,
взрывоопасность ситуации и гнетущее ожидание погромов, мародерства и массовых
драк. Все тот же разгул площадных страстей и неизобретательное фрондерство,
давно уже превратившие раскол в обществе и межгрупповое противостояние из
подручного средства в сомнительную самоцель. Все те же не подкрепленные ни
концептуально, ни организационно, ни материально импульсивные и утопические в
своей амбициозности ожидания и требования манифестантов, отдельные из которых
(вроде ультимативного требования немедленно предоставить прямой эфир:
многотысячной толпе) напоминают эпизоды какого-то сюрреалистического фарса.
Новым явилось разве что рождение проблематичной
тенденции, что "цветные" революции в Кыргызстане отныне становятся
номерными.
Много шума из ничего
На Востоке есть поговорка: "Погоняет единственную козу, а
от свиста земля надрывается".
На сегодня "сухой остаток" переговоров между политическим
тандемом Бакиев - Кулов и нынешней оппозицией (партиями "Атамекен",
социал-демократов и движением "За реформы") сводится к следующему. Парламент и
президент достигли соглашения о тексте новой Конституции страны, существенно
ограничивающей полномочия президента и знаменующей переход к
парламентско-президентской форме правления. И президент подписал эту
Конституцию. Парламент КР будет состоять из 90 депутатов, половину которых
начнут избирать по одномандатным округам, половину - по партийным спискам. В
качестве уступки Бакиеву депутаты согласились изменить процедуру импичмента
президента и увеличили количество голосов, достаточных для вотума недоверия, с
двух третей до трех четвертей.
И все? И все! Но неужели для этого потребовалось
искусственно вызывать "политический кризис" и "народные волнения", когда обо
всем этом можно было тихо, мирно и вполне легитимно договориться в стенах того
же Жогорку Кенеша?!
Относительно же уровня политико-правовой культуры
нынешних лидеров республики заметим, что принята эта Конституция не
волеизъявлением граждан страны и не всенародным референдумом, а фактически
закулисным междусобойчиком, который, однако, Омурбек Текебаев, сопредседатель
движения "За реформы", патетически окрестил "плодом долгих согласований и
компромисса, цена которого - президентское и премьерское кресла". Произнес он
при этом и другую, не менее знаковую фразу: "Система сама по себе не заработает,
все еще впереди".
Так стоило ли ломать копья ради этой заведомо
неэффективной системы? Или лидеры нынешнего антипрезидентского лагеря
руководствуются принципом "Движение - все, остановка - ничто"?..
Сжечь свой дом, рассердившись на
тараканов
В старину так характеризовали чрезмерный радикализм
человека, который вместо рационального и планомерного решения своих проблем
пытался кардинально решить все одним махом, пусть даже ценой неоправданных
жертв.
Подобная потеря чувства реальности, максимализм,
неразборчивая жажда успеха и жгучая нетерпимость (в иных контекстах именуемая
экстремизмом) стали в последние годы отличительными чертами "цветных революций",
имевших место на Украине, в Грузии и Кыргызстане. Закономерные последствия не
заставили себя ждать, ибо, как справедливо отмечал один русский социолог начала
ХХ века, когда человек берется за решение частных проблем без решения общих, то
и он сам, и все следующие за ним неизменно и на каждом шагу натыкаются на эти
общие вопросы.
Стратегическая ошибка кыргызстанских политических элит
заключена в том, что за 15 постсоветских лет они не учились на чужих уроках и
даже не пытались перенять положительный опыт хотя бы ближайших соседей -
исторически, географически, экономически и ментально наиболее близких им
тюркских и мусульманских республик в лице Казахстана, Узбекистана,
Туркменистана.
Благоразумно следуя принципу "Сначала экономика, потом
политика" и даже иногда пойдя на ряд непопулярных (читай непопулистских!) мер в
виде моратория на митинги, роспуск парламента и концентрацию власти в руках
президента, лидеры этих стран, конечно, с разной степенью полноты и успешности,
но со временем превратили свои республики в жизнеспособные политические и
экономические системы. Главным условием этого развития стала разработка
долгосрочных стратегических программ, основанных на трезвом осознании места и
роли страны в современном мире.
Например, для Казахстана генеральными направлениями стали
экспортная специализация в международном разделении ресурсов и труда,
формирование пояса мира вокруг республики, содействие упрочению международной
стабильности и безопасности, создание благоприятных внешних условий для
экономического роста и демократизации в стране, "агрессивное" привлечение
инвестиций, конструктивное взаимодействие с другими государствами, активная
интеграция в глобальные и региональные экономические процессы. Сегодня
выбившийся таким образом в региональные лидеры Казахстан уже сам диктует
условия: самостоятельно проводит активную экономическую, политическую,
культурную экспансию, успешно осваивая все новые ближние и дальние рынки.
Что касается Кыргызстана, то он словно застрял во
времени, где все происходит с точностью до наоборот. И если 15 лет назад
звучавшие в Бишкеке мнения далеко не одного лишь Аскара Акаева о том, что "в
скором времени Кыргызстан превратится в азиатскую Швейцарию", вызывали
доброжелательные улыбки умиления, то сегодня они вызывают взрывы откровенно
саркастического хохота.
По логике вещей, когда весной 2005 года "революция
тюльпанов" передала бразды правления в руки Курманбека Бакиева, ожидалось, что,
раз уж оказано такое доверие, общество даст ему время разработать антикризисную
программу и шаг за шагом проводить столь долгожданные реформы. Но этого не
произошло, и теперь главные политические игроки - как в знаменитом крыловском
"Квартете" - предлагают поменять местами оркестрантов, авось что-нибудь да
получится.
Но чудес на свете не бывает. Не случайно уже сейчас ряд
аналитиков в своих прогнозах и возможных сценариях довольно резко высказываются
о том, что полюбившаяся определенной части кыргызстанцев практика "перманентных"
революций и "бессрочных" митингов - это приговор государственности
Кыргызстана.
За примером децивилизации и криминализации целого народа,
вырождения нации дехкан и пастухов в нацию наркорабов и превращения страны с
древней культурой в территорию "разбойничьих гнезд" далеко ходить не приходится.
Достаточно напомнить трагедию многострадального Афганистана - и дальнейшие
комментарии излишни.
Не топчите собственный
флаг!
Согласно официальной историографии суверенного
Кыргызстана, традиция его государственности насчитывает, как минимум, 2 500 лет.
Столь длительный срок державного самосознания как бы сам по себе предполагает,
что органичными чертами кыргызского национального характера должны быть высокая
политическая культура и верховенство закона, умение консолидироваться в
критический момент истории, безусловное превалирование национальных интересов
над групповыми и личными, глубокие традиции правосудности властей и
законопослушности граждан.
Но когда весной 2005 года вместо праздничных репортажей о
Ноорузе из Бишкека стали поступать совсем иные, тревожные и безрадостные,
новости, почти все освещавшие те события телеканалы показали чудовищный эпизод:
ворвавшись в местный Белый дом, демонстранты громили и выбрасывали из окон все
подряд, в том числе - государственный флаг Кыргызстана!..
И дело даже не в изгнании Акаева, хотя свержение законно
избранного президента не красит ни одну страну (после Грузии, где был физически
уничтожен первый президент Гамсахурдиа, Кыргызстан - второе постсоветское
государство, покрывшее себя таким позором). Нет должного и, между прочим,
закрепленного в Конституции уважения и к ныне действующему президенту, о чем
можно судить по многочисленным безответственным заявлениям и транспарантам вроде
"Бакиев - ошибка народа".
Подобный вандализм по отношению к государственным
символам и оскорбительные выходки к законно избранному лидеру собственной страны
способны ввергнуть в шок и негодование любого здравомыслящего человека в любом
уголке земли. Такие картинки с натуры наводят на пессимистические мысли о
будущем этого народа.
Но, похоже, что шекспировские страсти, разгоревшиеся на
сей раз на площади Ала-Тоо, не то что нисколько не смущают, но даже являются
сверхзадачей "актеров", занятых в этом политическом действе. Выставляя свои беды
напоказ и стараясь привлечь к себе как можно больше внимания, они словно
торгуются с внешним миром в надежде на сочувствие и поддержку.
Однако ни в одной культуре мира шумный сосед еще никогда
и никем не воспринимался как благо. А применительно к ситуации в новых
независимых государствах давно стало нормой, что только там есть шансы на
благополучие и процветание, где есть политическая стабильность, гражданское
согласие, этнический мир. Поэтому глубоко ошибаются те в Кыргызстане, кто
рассчитывает получить под свои "демократические" убеждения поток донорских
вливаний.
Как прежде, так и сейчас бездельников презирают,
неудачников не любят, иждивенцев терпят лишь в силу непреодолимых обстоятельств.
Долго нянчиться с Кыргызстаном вряд ли кто-либо намерен. Немногие инвесторы уже
пакуют чемоданы, средние и мелкие предприниматели обдумывают перенести бизнес в
Казахстан, Россию и дальше. Соседи и партнеры потерпят, сколько смогут, а потом
потеряют остатки уважения и отвернутся. И тогда нынешние борцы за справедливость
останутся на опустевших площадях наедине со своими плакатами и мегафонами.
...Еще со времен эпического Манаса в многовековой и
многострадальной истории кыргызского народа идея "великого похода" является
одной из краеугольных метафор, отражающих дух и сущность национального бытия. Но
скоро на улицах и площадях Бишкека облетит последняя оранжевая листва, обнажив
черно-белый контраст суровой реальности.
Хорошо бы не запоздать, чтобы путь сквозь пьянящую
цветную дымку не оказался дорогой в никуда.
|