КАЗАХСТАН
Восторг и сплошные восклицательные знаки
03.03.2007. Немецкая
волна
А.Вайскопф
Восторг и сплошные восклицательные знаки – такова
реакция подавляющего большинства казахстанских средств массовой информации на
очередное послание Нурсултана Назарбаева к народу Казахстана. Новое послание
названо не больше, не меньше - «эпохальным». И, пожалуй, ещё никогда в
современной истории Казахстана не было такого ажиотажа вокруг какого-либо
документа озвученного главой государства.
Послание Нурсултана Назарбаева было составлено из двух
частей. Первая часть – для населения. Вторая – для чиновников, которая должна
появиться лишь в ближайшее время на страницах периодической печати.
Соответственно, пока говорить что-либо о второй части послания особо не
приходится. Известно лишь, что в ней очень много внимания уделяется проводимой
ныне в Казахстане административной реформе, да расшифровке десяти задач, которые
поставил Назарбаев перед чиновниками на ближайшие десять лет.
Зато первую часть провластные казахстанские СМИ начали
возносить, как говорится до небес. Именно она названа «эпохальной», и
способствующей «дальнейшему поступательному развитию Казахстана».
Суть «эпохального» послания, впрочем, достаточно проста
– улучшить социальную сферу. Отсюда и поручения Нурсултана Назарбаева к
правительству страны увеличить государственные пособия на детей, навести порядок
с пенсионными выплатами, индексировав их в соответствии с инфляционными
процессами, максимально развить социальную инфраструктуру в городах и сёлах и
даже решить проблему перебоев с подачей электроэнергии, построив сеть тепловых
электростанций на берегу озера Балхаш. Стоит заметить, что в своём выступлении
президент Казахстана сделал всё, чтобы первая часть его послания понравилось
депутатам Парламента и населению страны:
- В течение трёх лет построить сто школ и сто больниц
именно в тех регионах страны, которые особо нуждаются в этих объектах!
(продолжительные аплодисменты)
А вот пример того, как в своем послании Нурсултан
Назарбаев «актуально» распекает нерадивых чиновников, из-за которых в стране
возникли проблемы на рынке недвижимости (известно, что ныне в Казахстане цены на
жильё выше, чем в Западной Европе и США):
- Что получается?! Даже коммунальное жильё, которое мы
выдаем инвалидам Великой отечественной войны, инвалидам труда, которые не имеют
и копейки, даже его отдают чиновникам, которые имеют по три-четыре квартиры! Я,
если помните, на Совете безопасности поручил опубликовать имена таких чиновников
поимённо. Ни одна газета не публикует! Думаете почему?! Потому что наши
чиновники препятствуют этому! Где вы видите, чтобы по телевидению сегодня
показывали, как тот вернул квартиру, как этого наказали, этого сняли?! Нет!
Чистый саботаж и сопротивление тому, что говорит президент! Вот для партии
«Отан» очень хороший повод сейчас взять под контроль всё, о чём я сказал.
По мнению казахстанских экспертов, именно упоминание о
роли партии «Отан», или как нынче она называется «Нур-Отан», и стала ключевым
моментом в «мощном послании» Нурсултана Назарбаева. Наиболее ёмко его
охарактеризовал политолог Досым Сатпаев, с которым побеседовал корреспондент
«Немецкой Волны»:
- Возникает такое ощущение, что именно из-за такой
перенасыщенности социальной тематикой, это послание больше напоминает послание
предвыборного периода. В нем слишком много социальных обещаний.
Как считает Досым Сатпаев, сегодня есть все основания
говорить, о том, что осенью этого года состоятся внеочередные парламентские
выборы. И на это указывает не только социальная направленность нового послания
Нурсултана Назарбаева и его постоянная апелляция к членам партии «Нур-Отан», но
и практически полное отсутствие упоминания о политических реформах. По всей
видимости, отметил Досым Сатпаев, новые инициативы о политическом реформировании
страны должны по новому сценарию прозвучать из уст руководителей президентской
партии. Кстати, Досым Сатпаев обратил внимание на ещё один немаловажный нюанс –
впервые послание президента Казахстана к народу страны не транслировалось в
прямом эфире теле и радиоканалов.
Кто от кого?
04.03.2007. Новое
поколение (Казахстан)
Ботагоз Сейдахметова
Большая нефтяная зависимость в ЦентрАзии
Истину о том, что вопросы энергетики и энергетической
безопасности находятся в тесной зависимости от политической конъюнктуры, давно
никто не оспаривает. Другое дело, что здесь первично - курица или яйцо? То бишь
что для того или иного государства является приоритетом - экономический интерес,
завязанный на получении прибыли, или интерес политический? Последний тянет за
собой длинную череду других вопросов стратегических интересов и
внешнеполитических приоритетов
Так что порою политический интерес превалирует в ущерб
экономическим прибылям в свете поиска Европой альтернативных источников
энергоносителей за пределами России, которая часто использует, по мнению Запада,
этот вопрос как рычаг для политического давления. То есть на деле выходит, что
Россия, богатая энергоресурсами, использует это преимущество в своих
политических целях.
Уверенность Запада в некорректных и далеко не
демократических действиях Москвы в части вопросов энергетики и породила
разговоры о начале новой холодной войны между Россией и Западом. На мой же
скромный взгляд, отсутствие национальной идеи при массовом поклонении общества
золотому тельцу внесло в новую холодную войну свои коррективы. Война сторон
сегодня имеет изощренные формы, которые, впрочем, отдают дежа-вю. Битва гигантов
за контроль над нефтяными источниками ведется, с одной стороны, под флагами
борьбы за демократию и права человека, а с другой - используются более
прямолинейные методы. Например, снижается подача газа в самые что ни есть
морозы.
Статистика
Экономический критерий энергетического вопроса на самом
деле прост. Тут необходимо оперировать традиционными рыночными понятиями,
такими, как объем добычи, прогнозируемый запас, реальный запас, рентабельность
перевозок и прочее. По мнению независимого эксперта Василия Лукьянчикова,
рыночные соображения первичны, и, по-большому счету, они и создают политическую
ситуацию вокруг того или иного энергетического проекта. Проще говоря, если есть
экономическая выгода, то тут же и политические мотивы находятся.
Свою точку зрения г-н Лукьянчиков грамотно подкрепил
сухими цифрами официальной статистки, которые для пытливого ума аналитика
говорят иногда больше, чем эмоциональные доводы политиков. Он уверен, что в
среднесрочной перспективе для вывоза казахстанских углеводородов за рубеж
останется приоритетным западное направление. Об этом говорит динамика объемов
добычи нефти, считает аналитик.
Так, по данным Министерства энергетики и минеральных
ресурсов, в январе - декабре прошлого года в Казахстане было добыто 65,005
миллиона тонн нефти и газоконденсата. При этом на экспорт в 2006 году было
направлено 57,1 миллиона тонн нефти и газоконденсата. Из этого объема по
нефтепроводу КТК было направлено 24,4 миллиона тонн, по нефтепроводу Атырау -
Самара - 15,6 миллиона тонн, по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу - всего 2,2
миллиона тонн, через порт Актау - 9,9 миллиона тонн, в направлении Оренбурга
также немного - 2,4 миллиона тонн нефти.
Василий Лукьянчиков уверен при этом, что Казахстан не
может быть абсолютно независим от российского влияния и от российского
направления экспорта по той простой причине, что запасы российских
энергоносителей во много раз превышают казахстанские. Кроме того, казахстанскую
нефть добывают иностранные компании.
Ожидается, что СП "Тенгизшевройл" (ТШО) обеспечит
значительный объем прироста добычи казахстанской нефти, если увеличит объемы
добычи углеводородного сырья с 13,3 миллиона тонн (это показатель января -
декабря 2006 года) до 22 миллионов тонн уже в 2008 году. "К 2010 году компания
планирует довести ежегодный объем нефтедобычи до 27 миллионов тонн", - говорит
казахстанский эксперт.
Иностранные инвесторы в Казахстане
На самом деле проблема взаимоотношений и понимания
иностранных инвесторов в нефтегазовом секторе с правительством Казахстана
существует. По мнению заместителя директора Центра анализа общественных проблем
Каната Берентаева, инвестиционный климат для иностранных инвесторов достаточно
благоприятный, а в некоторых случаях даже более выгодный, чем для отечественных
инвесторов.
Он выделил две группы иностранных инвесторов в
зависимости от их отношений с казахстанским правительством. Первая группа - это
финансово-идеологическая. "Их целью является рентоориентированное поведение, -
говорит Канат Берентаев. - Взаимоотношения с правительством строятся по типу
поиска своей ренты, с тем чтобы оказать давление на правительство, чтобы
проводилась та экономическая политика, которая выгодна этим инвесторам".
Таким образом, по мнению Каната Берентаева, у крупных
западных инвесторов, во-первых, есть лобби с выходом на высшее руководство
страны, и, во-вторых, они имеют возможность продавливать свои экономические
интересы как через правительство и отраслевые министерства, так и через местные
органы власти.
Вторая группа, согласно классификации Каната Берентаева,
- это нормальные инвесторы, которые работают так, как и надо работать. То есть
получают свою прибыль, работая в рамках действующего законодательства. К этой
группе относится большинство мелких и средних иностранных компаний. В последнее
время в этой группе активизировались российские компании.
Третья группа, по Канату Берентаеву, - это так
называемые желательные и нежелательные инвесторы. Она наметилась в последние 2-3
года. И самый яркий пример из этой группы - присутствие Китая в нефтедобыче. Это
щепетильный вопрос. Как только китайские компании начинают входить в этот
сектор, тут же начинаются разговоры о китайской экспансии.
"Если внимательно посмотреть, то нефтедобычей в
Казахстане занимаются на 84 процента зарубежные компании. Получается, что Китай
покупает не у правительства Казахстана, а у западных фирм. То есть получается
смена собственника. Европейская энергетическая хартия в целях энергетической
безопасности ограничивает доступ Китая.
По мнению эксперта, в ближайшей перспективе необходимо
изменение условий контрактов с учетом законодательства, усиление роли
правительства, подконтрольность компаний, прозрачность их действий. Прозрачность
необходима не только в нефтедобывающей отрасли, но и во всех крупных
транснациональных компаниях, которые определяют лицо казахстанской
экономики.
Ес. США
"В ближайшее время энергетическая сфера будет
по-прежнему являться важнейшей сферой сотрудничества Казахстана с ЕС и США. Но
напряженность будет нарастать, а сотрудничество будет все больше похожим на
конкуренцию", - считает главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард
Полетаев.
Для США и Западной Европы Казахстан, не входящий в ОПЕК,
является стратегическим источником энергоресурсов. Развитые страны нуждаются
сегодня в Казахстане в той же степени, что и Казахстан в них. "То есть
углеводороды - это, по сути, единственная "тяжелая мощь" Казахстана,
рассматривающего ЕС и США как важные полюса многополярного мира. Увеличение
объемов добычи казахстанских углеводородов означает необходимость развития
существующих экспортных маршрутов, а также по реализации проектов перспективных
экспортных трубопроводов", - считает Эдуард Полетаев.
Казахстан располагает богатыми запасами полезных
ископаемых, что делает ее крупнейшим топливно-энергетическим регионом Евразии.
Между тем энергетический потенциал Казахстана не имеет выхода к морю, имеет
ограниченный доступ к водным путям, находится под значительным российским
влиянием и обладает плохо развитой экспортной инфраструктурой, что усложняет
доступ к нему и возможность активного участия в региональных делах. "Поэтому США
требуют и будут требовать от Казахстана гарантий защиты интересов нефтяных
компаний и содействовать в достижении соглашений по перекачке нефти. США также
оказывают давление на Казахстан, чтобы он одобрил строительство трубопроводов
для экспорта через Каспий", - говорит г-н Полетаев.
По мнению эксперта, США будут рассматривать разные
варианты нероссийских поставок энергоносителей, размещать военные силы в
близости к районам, где существует реальная угроза их интересам, создавать
условия для продвижения ценностей свободного рынка, осторожно работать с
местными авторитарными режимами.
Россия – Казахстан
Нельзя говорить о жесткой конкуренции между Россией и
Казахстаном, считает Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований
"Альтернатива". Россия неоднократно выражала заинтересованность в
транспортировке нефти на китайском направлении, но те или иные проекты не всегда
устраивали Казахстан. Интересы Казахстана и России могут столкнуться при
транспортировке туркменского газа, потому "Газпром" пытается контролировать эти
потоки.
В прошлом году покойный президент Ниязов подписал
договор о поставках с китайской стороной. Казахстан может стать ключевым
участником этого проекта, потому как транспортировка возможна только через
территорию нашей страны. При этом Казахстан может стать приоритетным поставщиком
нефти как для России, так и для Западной Европы.
В вопросе энергетических отношений Запада и Казахстана с
Россией политический вопрос все же выходит на первый план. Во-первых, западные
государства рассматривают казахстанские углеводороды не столько как источник
энергоресурсов и прибылей для себя, сколько как фактор сужения перспектив
присутствия России в этом регионе.
Во-вторых, так называемые антироссийские схемы
транспортировки нефти будут работать только в том случае, если Казахстан
нарастит объемы реальной добычи, полноценно освоив, к примеру, такое
перспективное месторождение Каспия, как Кашаган. Либо страны Каспия договорятся
о строительстве по дну моря газопровода.
Впрочем, сколько бы ни говорили на Западе о
диверсификации поставок энергоносителей, от российской зависимости в ближайшей
перспективе будет трудно отойти. В некоторых странах Европы доля потребления
российского голубого топлива составляет 100 процентов. В частности, государства
Старой Европы, например Германия, не прочь увеличить долю российского газа на
своем рынке.
Кроме того, строительство альтернативных трубопроводов
потребует миллиардных затрат и может вызвать проблемы внешнеполитического
уровня. "В Москве все это прекрасно понимают", - говорит Эдуард Полетаев. На
долю России приходится более 40 процентов европейского импорта природного газа и
около 28 процентов импорта нефти.
Еще один вопрос, который задают себе эксперты при
анализе российской ситуации в энергетической сфере, - это предстоящие
президентские выборы в России. Какой лидер придет на смену Путину?
Так, Андрей Чеботарев считает, что политическое
взаимодействие Казахстана и России все больше и больше находит свое отражение на
уровне непосредственного общения президентов этих двух государств.
Тем не менее абсолютно безоблачными отношения наших
стран назвать нельзя. Потому как вопросы увеличения или сокращения квоты и
тарифов на транспортировку казахстанской нефти через российскую территорию
обусловлены не столько экономическими, сколько политическими соображениями
Кремля.
"С невыгодной для Казахстана стороны они поднимаются
Россией в основном тогда, когда он осуществляет определенные внешнеполитические
или внешнеэкономические действия, расходящиеся с интересами Москвы. К примеру,
одно время Россия добивалась от Казахстана отказа от поддержки строительства
лоббируемого США нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. В современных же
условиях имеются риски попыток вовлечения Москвой Астаны в свои "газовые"
конфликты с Грузией, Украиной и другими странами СНГ", - говорит Андрей
Чеботарев.
Это вынуждает Казахстан искать и развивать другие
оптимальные маршруты для экспорта своих нефти и газа на зарубежные рынки. Среди
них выделяются нефтепроводы Атасу - Алашанькоу и Одесса - Броды, являющиеся
совместными проектами Казахстана с Китаем и Украиной соответственно. С Пекином
Астану также связывает перспективность строительства газопровода из
Туркменистана в Китай через Казахстан.
Учитывая возрастающий интерес КНР к казахстанским
энергоресурсам, не исключено, что в скором времени Казахстан может несколько
потеснить Россию на нефтяном рынке Азии. Хотя Москва, в свою очередь, может
отреагировать на это, ударив по позициям и интересам Казахстана на европейском
направлении экспорта его сырья. "В общем, все будет зависеть от того, насколько
Казахстан будет согласовывать свою внешнеполитическую линию с Россией", -
заключает казахстанский эксперт.
Кашаган и Европа: векторы пока не сходятся
05-07.03.2007.
Gazeta.kz
Акрам Асроров
Недавно СМИ сообщили о том, что промышленная разработка
месторождения Кашаган откладывается на 2011-2012 годы.
Тем самым затягивается процесс создания Казахстанской
каспийской системы, которая должна связать месторождение с нефтепроводом
"Баку-Джейхан".
Специалисты разрабатывали две схемы поставки
казахстанской нефти на терминалы Азербайджана: танкерный флот или нефтепровод. В
конце концов, остановились на втором варианте.
Но в связи с очередным переносом сроков освоения
Кашагана, деньги на проводку нефтепровода тоже придерживаются. Насколько долго,
пока не может сказать никто.
Европа намеревалась к 2010 году получить до 50 миллионов
тонн нефти из Каспийского региона, но и эти ожидания обмануты.
Складывается впечатление, что Кашаган изначально
задумывался как политический пиар в стремлении США ослабить нефтяные вожжи
Москвы в отношении Старого Света.
СПРАВКА: С геологическими запасами в 4,8 млрд. тонн
нефти Кашаган является крупнейшим месторождением в мире, открытым в последние 30
лет. Разработку ведет консорциум Agip KCO, состоящий из Eni (оператор),
ExxonMobil, Royal Dutch Shell и Total (владеют по 18,5% акций), ConocoPhillips -
9,3%, Inpex и "КазМунайГаз" - по 8,3%.
Европейская стратегия
В рамках новой энергетической стратегии Европейский Союз
пытается решить свои энергетические проблемы за счет поставок каспийской нефти и
из других источников в мире.
Наиболее активным сторонником идеи ослабления российской
энергетической петли выступает еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс.
Именно ему принадлежат слова искренней обеспокоенности
ЕС ситуацией на казахстанском нефтяном рынке. Он предупреждал Астану о том, что
уже купившие два крупных актива китайские компании, возможно, займутся в
Казахстане резервацией ресурсов. В переводе с экономического языка это означает
- застолбить месторождение и регулировать добычу. Естественно, исходя из
потребностей Поднебесной.
Крайняя настойчивость всегда сопряжена с неискренностью.
Так и в случае с европейскими чиновниками. Они отдают себе отчет в том, что на
фоне упрямой России, не собирающейся ни подписывать энергетическую хартию, ни
допускать к стратегической экспортной трубе европейцев, любые другие
поползновения на Восток чреваты недопоставками энергоресурсов на европейский
рынок.
Казахстан уже сделал два шага в этом направлении. Первый
шаг - запустил нефтепровод "Атасу-Алашанькоу" проектной мощностью 20 миллионов
тонн ежегодно. ЕС осознает, что пробный камень в виде нефтепровода со временем
может превратиться в целую систему нефтепроводов, а мощности будут расти по мере
густоты экспортных маршрутов в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Второй шаг - пустил на казахстанский рынок китайские
компании CNPC и Citic. Пока казахстанское законодательство в два этапа пыталось
ограничить иностранное присутствие на нефтяном рынке, китайцы успели скупить две
канадские компании. Правда, пришлось поступиться 50-процентными долями в обоих
проектах для "КазМунайГаза", но, по большому счету, для Китая - технические
характеристики нефтяных активов имеют мало значения. Главное - зайти, выход они
сами найдут.
Беда европейцев в том, что у них нет мощных рычагов
давления на Россию, а отказаться в угоду политическим амбициям от энергопоставок
они никак не могут. Единственный шанс сохранить лицо при довольной плохой
актерской игре - попытаться привлечь к Транскаспийскому газопроводу Казахстан,
Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан.
Ошибка американцев
Изначально война в Ираке предусматривала установление
контроля над районом, где добывается львиная доля мировой нефти. Мало кто верил
в то, что режим Саддама Хусейна разрабатывал оружие массового поражения, или его
аналоги.
С момента оккупации прошло несколько лет, а
стабильностью и процветанием в Ираке и не пахнет. Наоборот, недавно
администрация инициировала усиление американского контингента в этой стране, что
говорит, во-первых, о выходе ситуации из-под контроля и неэффективности режима,
установленного в Ираке американцами. Во-вторых, и это еще более важно, не видно
конца войне, субсидируемой за счет американских налогоплательщиков. Победные
реляции военного командования на поверку оказались лишь очередной
пропагандистской кампанией. До мира в регионе Персидского залива еще далеко.
На фоне бессилия США в Ираке усложняется обстановке на
палестинских территориях, а Иран все чаще выступает с идеями, способными если не
сейчас, то в будущем нарушить мировую гегемонию американцев. Безусловно, один
Иран не в состоянии создать даже подобие антиамериканского союза. Но, как
справедливо полагают в Тегеране, Россия может стать становым хребтом давно
муссируемой идеи "газового ОПЕК".
Иран предложил, Россия думает. Судя по всему,
необходимость объединения стран-производителей газа перед американской угрозой,
сегодня понимают все, но никак не могут высказать свое согласие в публичной
форме.
Есть еще идея "энергетического клуба стран-членов ШОС",
родившаяся в октябре 2005 года в Ташкенте. Тогда дочь президента Узбекистана
Гульнара Каримова озвучила ее на энергетической конференции. Форум стал
своеобразной презентацией Центра политических исследований, который она тогда
возглавила. Вкратце, это союз производителей и потребителей энергоресурсов в
рамках ШОС с потенциальным присоединением к нему стран-наблюдателей Ирана,
Индии, Пакистана и Монголии.
Стратегическая ошибка американцев в том, что они
взвалили на себя непосильную ношу. Попытка контролировать добычу нефти в
Персидском заливе путем оккупации одной из стран вызвала сильную обеспокоенность
со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай, Индия, Южная Корея и
Япония инициируют создание нефтепроводов из России и Казахстана. Астана, в свою
очередь, очень надеется, что по газопроводу, строительство которого начнется в
2010, можно будет пустить на Китай часть туркменского газа.
В ситуации, когда вслед за трудоемким текстилем в
Юго-Восточную Азию уходят энергоносители, не может не беспокоить США и их
союзников.
Факторы риска
Американцы всегда делали ставку на нефтепровод
"Баку-Джейхан". Поставка нефти из Каспийского региона в обход России со временем
должна была перерасти из вопроса экономического в политический. Если Путин не
желает подписывать энергетическую хартию и пускать на свой энергетический рынок
Европу, так тому и быть. Мы построим нефтепровод, который покажет прикаспийским
государствам, что прямые поставки в Европу возможны и даже экономически
выгодны.
Для той же Европы - это козырный туз в колоде в диалоге
с Москвой. Вы собираетесь в рамках диверсификации поставок строить нефтепровод
"Восточная Сибирь-Тихий океан", пожалуйста, но мы примем на себя Кашаган и
ресурсы Азербайджана.
16 июня 2006 года к БДТ присоединился Казахстан, взявший
на себя обязательства ежегодно поставлять в систему 25 млн. тонн нефти.
Другая ключевая страна-поставщик, Азербайджан
обеспечивает закачку такого же объема сырья. Как показывает практика, любые
привлекательные проекты могут потерять свою привлекательность, когда
сталкиваются с суровой действительностью.
Перенос сроков промышленной добычи на Кашагане рождает
множество проблем. В первую очередь, экономических.
Чтобы оправдать проект БДТ ценой в 5 млрд. долларов,
нужна кашаганская нефть. Это головная боль нынешней американской администрации,
а вполне может статься, и следующей.
Американцы обещали Старому Свету джокер в виде
нефтепровода "Баку-Джейхан" и стабильность поставок нефти из района Персидского
залива.
Сегодня понятно, что БДТ будет работать наполовину своей
мощности, а усиление американского военного контингента в Ираке предполагает,
что стабильности в Персидском заливе нет. Еще неизвестно, как ляжет карта, когда
Вашингтон захочет преподать урок хороших манер Ирану.
Кашаган, по сути, одна большая неразрешимая в ближайшей
перспективе проблема. Начало добычи на месторождении переносилось несколько
раз.
Первоначально Agip называл 2005 год, затем - 2008 год.
За перенос сроков казахстанские власти получили от консорциума 150 млн.
долларов.
Однако в 2006 году, в свою очередь, казахстанское
правительство заявило, что добыча начнется в 2009-2010 годах. Похоже, что и этот
срок был неокончательным. Agip KCO теперь заявляет, что добыча начнется не ранее
2011-2012 годов.
Политизация Кашагана налицо. Экономический интерес
Астаны видится в том, что к 2015 году здесь намерены утроить добычу сырья до 150
млн. тонн нефти в год. Но, с другой стороны, как показывает ситуация вокруг
проекта, Астана не спешит включать кашаганскую нефть в мировой энергетический
баланс.
Можно предположить, что перенос сроков освоения
месторождения связан с конъюнктурой на мировых нефтяных рынках. К 2011-2012 году
станет ясно, какие инструменты станут наиболее влиятельными в нефтяном
ценообразовании. К тому же, станет понятна и конфигурация нефтепровода ВСТО,
который строит компания "Транснефть" на азиатский рынок. Западное направление
поставок через БДТ Казахстану понятен. Не совсем ясен объем азиатского рынка
энергоресурсов. Китайцы настроены стимулировать Астану увеличивать прокачку
нефти по "Атасу-Алашанькоу" и склонны продемонстрировать, что рынок Поднебесной
не менее привлекателен, чем рынок европейский.
В подобной ситуации Астану можно понять: прежде чем
отрезать нужно семь раз отмерять. И потом множество вопросов по возможностям
Кашагана.
Способно ли месторождение дать столько нефти, чтобы
оправдать надежды президента АО "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина? График был
разработан следующий: 2008-2010 годы - до 21 млн. тонн, 2010-2014 - 42 млн.
тонн, 2015-2041 - до 56 млн. тонн ежегодно.
В связи с переносом сроков по освоению Кашагана и этим
планам предстоит пройти коррекцию. Сейчас трудно сказать, насколько
серьезную.
Это создает некоторую нервозность на нефтяном рынке
Европы, нарушает планы американцев, ставит под сомнение экономическую
целесообразность БДТ, и вообще путает все карты.
Суть да дело
Очень занимательно проследить динамику событий с тех
пор, как 17 февраля было объявлено о переносе сроков по освоению Кашагана.
Спустя неделю в Астану приехал помощник госсекретаря США
по делам Южной и Средней Азии Ричард Баучер и министр иностранных дел
Азербайджана Эльмар Мамедьяров. Совпадения, конечно, случаются, но в
энергетическом секторе все имеет свою закономерность. Американцы, судя по всему,
получили заверения Астаны в том, что перенос сроков по Кашагану больше не
предвидится.
Азербайджан должен был уточнить позиции сторон по
Каспийскому транспортному коридору и возможностях Казахстана наконец закачать в
трубу недостающие 25 миллионов тонн нефти.
Как все на самом деле получилось, непонятно. Однако
настрой уезжающего на родину Баучера и неплохое настроение Мамедьярова позволяют
говорить о том, что больше никаких переносов не будет. На самом деле, во всей
этой истории с Кашаганом есть момент, который трудно проанализировать.
Международный консорциум по Кашагану сегодня обвиняют во
всех смертных грехах. Куда смотрели, когда готовили технико-экономическое
обоснование (расходы на разработку выросли с 10 до 15 млрд. долларов), и почему
не смогли решить технические проблемы. Что касается последнего, то официально
главной причиной отсрочки проекта является, по мнению оператора, "сложная
геология резервуаров высокого давления" и риски, связанные с большой
концентрацией смертоносного сероводородного газа. Кроме технических проблем
существует целый блок политико-экономических, который члены консорциума
предпочитают не комментировать.
Статус Каспийского моря еще не до конца определен,
поэтому нефтяным компаниям трудно строить долгосрочные планы, а иностранным
инвесторам - вкладывать деньги. Часто в большой "каспийской игре" вместо "синицы
в руках" можно получить и "журавля в небе". Далеко не всегда прогнозируемые
запасы совпадают с реальными возможностями месторождений. И самое важное.
Сегодня мало кто задумывается над тем, а нужно ли вообще форсировать освоение
каспийской нефти? Есть ли стратегическая необходимость в быстрейшем вовлечении
каспийских ресурсов в мировой энергетический рынок?
Чем больше на мировом рынке казахстанской нефти, тем
выше уровень конкуренции между Россией и Казахстаном. Сейчас они работают на
одних и тех же рынках.
Но борьба в одном регионе может стать вредной в других.
Как сейчас и происходит. Россия и Казахстан фактически конкурируют на одном
экономическом пространстве - на Каспии - за инвестиции. В среднесрочной
перспективе начнется конкуренция за рынки, что неминуемо приведет к снижению
цен, в первую очередь, за счет расходов на рабочую силу и социальную сферу. Это
очень интересно нефтедобывающим компаниям, но никак не государствам.
Что делать
Астана и Москва могут выработать единую политику в плане
развития топливно-энергетических комплексов двух стран. Общее происхождение,
структурные связи, география комплексов - вот свойства, которые характеризуют
родственные ТЭК. Вероятно, конкуренция между Россией и Казахстаном может
развернуться на европейском рынке, куда направлены ресурсы Каспийского
трубопроводного консорциума (КТК), БДТ, нефтепровода "Одесса-Броды",
лоббируемого Россией нефтепровода "Бургас-Александруполис".
Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, куда Москва тянет
нефтепровод "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ВСТО), а Астана уже имеет
нефтепровод "Атасу-Алашанькоу" (в общей сложности проектной мощностью 100
миллионов тонн нефти в год).
У Москвы и Астаны нет такой жесткой организационной
структуры, как ОПЕК у государств Ближнего Востока. Вследствие чего их влияние на
конъюнктуру цен на мировых энергетических рынках минимально. Потому, принимая во
внимание возможные конкурентные войны между ними, следует переформатировать
потенциальную конкуренцию в потенциальную кооперацию.
Союз потребителей энергоресурсов на европейском рынке
сформирован благодаря функционирующей структуре Евросоюза. Для полной картины
мира не хватает еще одного союза - потребителей и производителей в рамках
ШОС.
Возможно, в рамках этой региональной организации
появляется структура, способная объединить интересы многих стран. В своей
недавней мюнхенской речи российский президент Путин слегка напугал Запад тем,
что страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) способны уже в среднесрочной
перспективе трансформировать свое преимущество в темпах экономического роста в
геополитические рычаги давления.
Но только в случае…
Если Москве удастся в рамках "энергетического клуба"
предложить взаимовыгодные условия экспорта углеводородов из Центральной Азии.
Если же Россия этого сделать не сможет, продолжая по инерции использовать старый
опыт, то в среднесрочной перспективе потеряет глобальный контроль не только над
регионом, но и партнеров по энергетическому бизнесу.
Скандал с "Нурбанком" продолжается
10.03.2007. Немецкая
волна
А. Вайскопф
В Казахстане уже второй месяц не стихает скандал, в
котором не на последнем месте фигурируют имена старшего зятя президента страны,
чрезвычайного и полномочного посла Республики Казахстан в Австрии и в ОБСЕ
Рахата Алиева, и целого ряда других высокопоставленных чиновников. Именно по
этой причине ко всем новым подробностям, связанным с этим скандалом у
казахстанского общества особый интерес.
Всё началось с относительно непримечательного сообщения
информационного агентства «Казахстан-тудей». Первого февраля в рубрике
«Происшествия» этого агентства появилось информация о том, что 31 января в
Алма-Ате сотрудниками службы безопасности частного банка «Нурбанк» была
нейтрализована попытка нападения со стороны пятерых вооруженных людей на
головной офис. "Нурбанк" - это восьмой по величине банковской структуры. При
этом агентство «Казахстан-тудей» добавляло, что все нападавшие были задержаны и
переданы правоохранительным органам. Однако, на следующий день агентство
«Интерфакс-Казахстан» сообщило, что ни в МВД, ни в КНБ, ни в Агентстве по
государственному финансовому контролю об этом ничего не знают. Новый оборот
история с «Нурбанком» приняла 5 февраля, когда супруга ушедшего в отставку 22
января заместителя председателя правления «Нурбанка» Жолдаса Тимралиева
Армангуль Капашева у себя дома провела брифинг для журналистов. Она сообщила,
что одним из главных акционеров «Нурбанка» является зять президента Рахат Алиев.
А конфликтная ситуация, возникшая в головном офисе этого учреждения, подчеркнула
Капашева, на деле была попыткой спецназа Алматинской полиции по её просьбе
выяснить местонахождение её мужа Жолдаса Тимралиева, который в тот день ушёл на
встречу с руководством банка и не вернулся. По словам Армангуль Капашевой,
обратиться за помощью к полиции, её заставила история, которая произошла
накануне отставки Тимралиева с поста заместителя председателя правления
«Нурбанка»:
- У них в тот день проходило расширенное заседание
правления Акционерного Общества «Нурбанк». Он в обед пришёл после правления и
сказал мне, что я должна приготовить вещи, он должен вылететь в составе
делегации Алиева Рахата Мухтаровича в командировку в город Киев. Я приготовила
вещи. Вечером он забежал после 6 часов, и уехал. Как уехал, никаких звонков не
было, хотя он обычно всегда беспокоится о семье. На следующий день тоже. И
только вечером он пришел домой, где-то к часам семи. Когда я открыла дверь, он
был очень подавлен. Весь был серый, под глазами большие круги. Я спросила, что
случилось, наверное, устал? Он ответил, что это была никакая не командировка, а
подстава. Их заманили в банный комплекс, который находится выше комплекса
«Бобек». Что его там били, истязали, заставляли подписать какие-то документы,
сам Рахат Алиев в сопровождении своих четверых людей. Он сказал, что всю ночь
провел прикованным наручниками к тренажеру и не спал, а Алиев его избивал
руками. Потом повёл в подвал, где у него есть тир, и стрелял там по мишеням,
периодически наводя пистолет на него…
По утверждению Армангуль Капашевой, якобы таким способом
зять президента Казахстана «выбивал» у Тимралиева требования позвонить своим
друзьям, чтобы они передали Рахату Алиеву в собственность один из лучших в
Алма-Ате бизнес-центров - «Кен-Дала». Стоит заметить, что несколько позже
аналогичное заявление сделала и жена бывшего председателя правления «Нурбанка»
Абильмажена Гилимова Назира. Более того, в тот момент супруги обоих банкиров
утверждали, что после 31 января их мужья пропали, и их местонахождение
неизвестно. И если Абильмажен Гилимов вскоре нашелся (оказалось, что он был
задержан финансовой полицией), то где находится Жолдас Тимралиев, до сих пор
никто не знает. Между тем сам Рахат Алиев в телефонном разговоре с
корреспондентом «Немецкой Волны» в категорической форме опроверг утверждения жён
бывших банкиров, о своей причастности к некоему избиению Тимралиева и Гилимова,
назвав их лживыми измышлениями, и пообещав подать на них в суд (как выяснилось
позже, Рахат Алиев так и сделал). Вместе с тем, он подтвердил информацию о том,
что является акционером «Нурбанка».
Скандал продолжает набирать обороты, а минувшие
праздники придали ему новый импульс. Армангуль Капашева сделала очередное
громкое заявление, обратившись за помощью к общественно-политическим
организациям Казахстана и представительствам международных организаций. Согласно
её открытому письму, все обращения с просьбой найти её мужа, адресованные
президенту Казахстана и руководителям правоохранительных органов, так и не дали
какого-либо результата. Все вышеуказанные лица «приняли позицию игнорирования
моих просьб и требований, и показали полное равнодушие к беде моей семьи», пишет
Армангуль Капашева. Кроме того, из-за странного поведения руководства финансовой
полиции, которое не даёт пояснений по уголовному делу, заведенному против её
«исчезнувшего мужа» у неё «складывается впечатление, что финансовая полиция
имеет в стране неограниченные полномочия и дело о предполагаемых финансовых
нарушениях ставится выше жизни людей». Интересно, что, не смотря на праздничные
дни, финансовая полиция уже отреагировала на очередное заявление Армангуль
Капашевой. Агентство «Казахстан-тудей» со ссылкой на некий источник в
департаменте по борьбе с экономической преступностью и коррупцией Алма-Аты
вечером 8 марта сообщило, что «расследование уголовного дела, связанного с
нападением сотрудников спецназа ДВД Алма-Аты на центральный офис АО «Нурбанк»,
завершено». Обвинения выдвинуты против бывшего заместителя начальника ДВД
Алма-Аты, командира СОБРа ДВД и четыре спецназовцев. Вместе с тем источник
агентства «Казахстан-тудей» из финансовой полиции особо подчеркнул, что во время
следствия на них оказывалось давление, как со стороны руководства города
Алма-Аты, так и со стороны ряда парламентариев.
Назарбаев: от грузинских революций тошнит, но экономика дороже
12.03.2007. РИА
Новости для SNGnews.ru
Досым Сатпаев
Михаил Саакашвили понимает, что, если он хочет повысить
свой авторитет на всем постсоветском пространстве, то ему надо заручиться
поддержкой Назарбаева, который давно носит неформальный титул «главного
интегратора».
Казахстан и Грузия: дуэт с одним солистом
Несмотря на то, что Грузия наряду с Украиной и
Киргизией, с точки зрения руководства Казахстана, не являются образцами для
политического подражания, контакты с «революционерами» поддерживаются. Это
подтверждает и недавний визит президента Нурсултана Назарбаева на Украину, а
также регулярные встречи с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который на
днях совершил рабочий визит в Казахстан. Лидеры обеих республик, во всяком
случае, сейчас, действуют по принципу: «Это бизнес и ничего личного».
Главной темой нынешнего визита был не обмен опытом в
политическом реформировании, а заключение соглашений об экономическом
партнерстве двух стран. Обращает на себя внимание тот факт, что похожая тематика
превалировала во время прошлогоднего визита Назарбаева в Грузию. Хотя, стоит
отметить, что до президента в эту кавказскую республику уже пришел казахстанский
бизнес, в частности банковский. И Грузия весьма заинтересована в увеличении
казахстанских портфельных инвестиций, опасаясь недостаточной финансовой помощи
со стороны Запада. Исходя из того, что Грузия сейчас активно ищет новых
инвесторов на фоне довольно сложных экономических и политических взаимоотношений
с Россией, а Казахстан, в свою очередь, пытается проводить политику
проникновения на рынки других постсоветских государств, Тбилиси и Астана быстро
нашли общий язык. Казахстан проявил заметный интерес к приватизации черноморской
курортной инфраструктуры Грузии, а также к транспортировке грузов по территории
Грузии с выходом на Европу. Казахстан также показал готовность участвовать в
строительстве нефтегазового и зернового терминалов в черноморских портах Грузии.
Здесь четко видна очередная попытка Астаны найти дополнительные пути экспорта
своих ресурсов, в том числе и зерна на мировые рынки.
Не секрет, казахстанский бизнес пытается использовать не
простые отношения между Москвой и Тбилиси для достижения своих экономических
целей в Грузии. Так, например, еще в ноябре прошлого года казахстанская компания
«Казтрансгаз» заявила, что оплатит Грузии ее газовые потери, обменяв их на долю
в местном страховом рынке. Это предложение прозвучало после заявления российской
компании «Газпром» об увеличении цены на газ для Грузии с $110 до $230 за тысячу
кубометров. В 2006 году казахстанская компания «Казтрансгаз» стала владельцем
тбилисской газораспределительной сети «Тбилгаз» и, судя по всему, решила
воспользоваться сложившейся ситуацией с выгодой для себя. Страховая компания,
принадлежащая «Казтрансгазу», объявила о проекте по страхованию жителей Грузии
от риска подорожания газа. Вероятно, «Казтрансгаз» рассчитывает покрыть потери
на газовом рынке за счет роста доли в страховом сегменте.
Сам же «Казтрансгаз» уже начал переговоры о закупке газа
в Иране для его поставок в Грузию в 2007 году. Примечательно, что параллельно с
этим «Казтрансгаз» продолжает переговоры о поставках газа в Грузию и с компанией
«Газпром». Это выгодно и руководству Грузии, которое в лице казахстанских
инвесторов хочет найти посредника в переговорах с Россией по поставкам газа. Тем
более что «Газпром» и Грузия до сих пор не подписали договор о поставках газа в
страну в 2007 году. А «Казтрансгаз» запросил у «Газпрома» 420 миллионов
кубометров газа для нужд коммунального хозяйства Тбилиси в 2007 году. И
«Газпром» оказался в сложной ситуации: с одной стороны, существует политическая
установка российского руководства оказать экономическое давление на Грузию через
повышение цен на газ. С другой, - «Газпром» понимает, что портить отношения с
«Казтрансгазом» тоже невыгодно, поскольку это может отразиться на
взаимоотношениях с властями Казахстана.
Среди других совместных экономических проектов, о
которых говорилось в Астане, можно выделить подписание нового соглашения о
международном автомобильном сообщении между Казахстаном и Грузией. Это говорит о
возможном участии казахстанских инвесторов в развитии транспортной
инфраструктуры Грузии, что даст возможность казахстанским перевозчикам
доминировать на рынке автотранспортных услуг в странах Закавказья и Центральной
Азии.
Что касается политических аспектов
казахстано-грузинского сотрудничества, то Михаил Саакашвили понимает, что, если
он хочет повысить свой авторитет на всем постсоветском пространстве, то ему надо
заручиться поддержкой Назарбаева, который давно носит неформальный титул
«главного интегратора». К тому же, именно Казахстан сейчас председательствует в
СНГ, откуда постоянно угрожают выйти Грузия и Украина. В свою очередь, Казахстан
рассчитывает на поддержку Грузии в вопросе о своем председательствовании в ОБСЕ
в 2009 году.
Но, несмотря на инвестиционные амбиции Казахстана, есть
две проблемы, которые должны беспокоить руководство страны. В частности, быстрый
рост кредитования и межрегиональной экспансии увеличивает уровень рисков,
особенно в банковском секторе Казахстана. Это также связано с тем, что идет
расширение международных и межрегиональных операций казахстанских банков в
странах с более высоким уровнем политических и инвестиционных рисков, к которым
можно отнести и Грузию. Кстати, министерство иностранных дел Казахстана уже
завила о том, что решение о выходе казахстанских компаний и капитала на внешние
рынки должны приниматься при непосредственном участии его ведомства. По мнению
казахстанского МИДа, фактически никем не контролируемая сегодня экспансия на
внешние рынки, в которой определяющим элементом является скорость окупаемости
вложений, не учитывает наличие серьезных факторов риска в
странах-реципиентах.
Кроме того, за слишком активными контактами Казахстана с
Грузией наблюдают в Москве. Ведь на фоне долгоиграющих трений между Россией и
Грузией по разным вопросам, от роли российских миротворцев в Абхазии и Южной
Осетии, до статуса этих республик, складывающийся казахстано-грузинский дуэт
сильно бросается в глаза. Для Москвы Грузия на Кавказе такой же раздражающий
фактор, как и прибалтийские республики. Думаю, что раздражение еще больше
усилилось после того, как Палата представителей конгресса США и профильный
комитет по иностранным делам сената большинством голосов одобрили накануне
законопроект о поддержке вступления Грузии и Украины в НАТО. Этим странам из
бюджета США будут выделены деньги для подготовки к вступлению в альянс в рамках
программы содействия в сфере безопасности.
При этом Россия, видимо, решила окончательно поделить
все постсоветские республики на «друзей» и «врагов». Первым - инвестиции и
военно-политическую поддержку, а вторым - весь набор неприятных экономических и
политических ударов. Но возникает такое ощущение, что Москва в целом смирилась с
тем, что ее союзник по ЕврАзЭС и ОДКБ в лице Астаны все активнее пытается
позиционировать себя на постсоветском пространстве, даже если речь идет о поиске
альтернативных экспортных маршрутов. В конце концов, друзей у России сейчас не
так много, чтобы ими раскидываться. К тому же Казахстан, в отличие от других
постсоветских стран, не выступает в роли просителя, а рассчитывает лишь на
взаимовыгодное сотрудничество. Получается, что рычагов давления на Астану у
Москвы не так много, кроме, разве что, транзитной зависимости Казахстана от
России, но это и заставляет республику искать другие экономические контакты.
Именно поэтому Кремль вряд ли предпримет какие-либо действия, чтобы укрепившийся
экономический союз Грузии и Казахстана распался, так как это может вызвать
негативную реакцию в Астане, которая имеет собственное видение того, какое место
должна занимать страна на территории бывшего Советского Союза.
|