Взгляд реалиста
23.03.2007.Московские
новости
Константин Затулин
Организация Договора о
коллективной безопасности: новые задачи нового дня.
Основная политическая
реальность, с которой сталкивается и Организация Договора о коллективной
безопасности, и весь мир, есть собственно строение этого мира. Попытка создать
однополярный мир сегодня многими - нами в первую очередь - подвергается
сомнению. Такая модель оказалась затратной, кровавой и неэффективной. Как
известно, все одноногие конструкции не слишком устойчивы.
Идет дискуссия - а иной раз и
борьба - между сторонниками однополярного мира, к которым я не причислял бы
только Соединенные Штаты Америки, и сторонниками мира многополярного. К
сторонникам однополярного мира принадлежат те политические силы и те государства
Запада, которые привыкли жить под американским зонтиком, и те новые страны на
пространстве СНГ, которые очень рассчитывают, что своим присоединением к
победителю в холодной войне они смогут обрести перспективу и как-то поправить
свои дела.
Сегодня происходит очевидная
подмена понятий, когда приглашают в военно-политическую организацию, в НАТО, а
рассказывают о прелестях жизни в Европейском союзе. Я совсем недавно участвовал
в очередной дискуссии у господина Шустера, который теперь на Украине развивает
свои таланты в передаче "Свобода слова". Выступавшие украинские политики,
сегодня вовлеченные в пропаганду НАТО на Украине, в основном говорили не о НАТО,
а о том, какой высокий жизненный уровень в государствах, которые входят в НАТО.
Незамеченным остался тот факт, что такие благополучные европейские страны, как
Швеция, Швейцария или Австрия, не являются членами НАТО и не предполагают ими
становиться.
Руководство Российской Федерации
является сторонником модели многополярного мира, но на пространстве СНГ, где
действует ОДКБ, складывается неоднозначное, противоречивое к этой модели
отношение.
В чем разница между СНГ и ОДКБ?
Для того чтобы понять, в чем роль ОДКБ, надо разобраться, почему мы в ОДКБ не
том же составе, что и в СНГ. Совпадают ли полностью интересы стран, входящих в
Организацию Договора о коллективной безопасности? И нормальна ли ситуация, когда
наши стратегические цели и планы не совпадают? Я считаю, что это ситуация
ненормальная, никакими разговорами о борьбе с терроризмом и наркотрафиком мы эту
проблему не снимем. Те, кто не хотят углубления сотрудничества в
военно-политической сфере, желают превращения ОДКБ в аналог МЧС. Пожары,
наводнения, наркотики, злые дяди-террористы! А бороться за собственный полюс в
этом мире мы намерены или нет?!
Не может быть интеграции сразу
вокруг нескольких центров. Те, кто говорят об обратном, либо люди неглубокие,
либо пытающиеся ввести нас в заблуждение. Говоря об ОДКБ, они на самом деле
имеют в виду нечто совсем иное.
Разговоры о том, что можно
одновременно быть и сторонником интеграции в ОДКБ, и активистом натовских
программ, есть, на мой взгляд, просто "запудривание" мозгов. Они препятствуют
ясности нашего взгляда на проблему собственной безопасности.
Я, безусловно, понимаю, что
Армения и Казахстан, как и любые другие государства ОДКБ, имеют неотъемлемое
право на свою точку зрения. Давайте их мнение обсуждать всерьез, а не просто
заниматься лакировкой обстоятельств, в которых находится ОДКБ.
В Армении на деньги
правительства Армении создается Информационно-пропагандистский центр НАТО, при
этом никакого Информационного центра ОДКБ в Армении нет. Армянские парламентарии
мне сказали: "И так все нормально. В Армении есть российская база. Мы считаем,
что это центр ОДКБ". Это объяснение остроумное, но не очень честное. В то время
как наши военнослужащие на границах Армении сегодня участвуют в совместной
обороне общих границ ОДКБ, перспективы Армении внутри страны кое-кто начинает
связывать с НАТО.
Я очень уважаю руководство
Казахстана, но должен заметить, что по целому ряду стратегических направлений
руководство Казахстана расходится с Российской Федерацией. Об этом нужно
откровенно сказать.
В тот самый момент, когда Грузия
выступила в роли промоутера продвижения НАТО на Кавказ, именно Казахстан
занимался обширными инвестициями в Грузию. Именно благодаря Казахстану сегодня
достигнуты положительные результаты, позволившие правительству Саакашвили
укрепиться в Аджарии и некоторых других непокорных регионах. Именно Казахстан в
свое время спас проект альтернативной доставки углеводородов в обход России,
согласившись влить свои ресурсы в трубу, ведущую на Джейхан. Разве это не
факт?
Я думаю, Казахстану рано или
поздно предстоит очень мучительный политический процесс перемен, может быть даже
смена правящей элиты. Кто при этом будет другом и противником стабильности в
Казахстане?
Сегодня мы слышим о том, что
политические режимы в соседних государствах - членах СНГ заинтересованы в
сотрудничестве с нами, чтобы предотвратить дестабилизацию в своих странах. А кто
несет им эту дестабилизацию? Кто сегодня своим культуртрегерством фактически
бросает вызов стабильности, в том числе и в Центрально-Азиатском регионе,
который в прежние времена был глубоким тылом для любых катаклизмов? Сегодня он
перестал быть таковым.
Очень многие, включая уважаемых
представителей Узбекистана, в свое время думали, что достаточно голосовать
солидарно с американским представителем в ООН, как это происходило с
Узбекистаном, и можно спать спокойно. Больше, чем кто бы то ни было, именно
Узбекистан и Израиль голосовали солидарно с США в 1990-е годы по всем резолюциям
в ООН. Израиль понятно почему, а почему Узбекистан? Потому что хотелось быть
самым большим девочкиным другом в Центральной Азии. Ну и чем это
закончилось?
Мы должны понимать, ради чего
поддерживаем существующие в странах СНГ политические режимы, тем более если эти
политические режимы в целом ряде самоочевидных случаев не считаются с нашими
ясно артикулированными стратегическими интересами. И, конечно же, мы должны
понимать, что в рамках нашего интереса должны быть учтены жизненные потребности
наших союзников.
Хороший результат уже в том, что
ОДКБ сохранилась за эти 15 лет. Но надо дальше идти. Неделю назад меня об этом
спросили в Институте при Президиуме Госсовета КНР: "А почему Китай не может
стать членом ОДКБ?" Я ответил: "Мы, может быть, и не против, но не все наши
коллеги, в Центральной Азии например, разделяют эту идею".
Необходимо думать, какие
возможны в будущем кандидаты на членство в ОДКБ. Но самое главное - навести
порядок в наших текущих расхождениях. Ибо сегодняшняя ситуация ставит перед нами
совершенно новые задачи. Я еще раз призываю всех внимательно прочитать речь
президента Путина в Мюнхене.
|