Вступление Грузии в НАТО будет означать наше признание Абхазии и Южной Осетии и заключение с ними военного союза
23.03.2007. ИА
“Маркетинг и консалтинг”
«На сегодняшний день СНГ не смогло стать ни полноценным
интеграционным объединением, ни эффективной международной организацией, которая
оказывает действенное влияние на мировые процессы» - признал глава российского
МИД Сергей Лавров, выступая на правительственном часе в Госдуме 21 марта.
«Страны-участницы обрели вкус к суверенитету, адаптировались к независимости. В
некоторых из них к власти пришли люди, которые, провозглашая многовекторный
подход к международным делам, не рассматривают Россию в качестве главного
приоритета в своих внешних связях и соответственно строят свою политику», -
констатировал министр.
При этом Лавров указал на Киев и Ашхабад, которые «не
подписали Устав СНГ», и Туркменистан, который « в 2005 году объявил о своем
ассоциированном членстве в СНГ».
«На конкретные действия, которые носят антироссийский
характер, - пояснил Лавров, - мы стараемся отвечать без истерики, достойно и,
конечно, не по принципу «сам дурак» - это не в наших традициях». Кроме того, по
его словам, «в последние годы на пространстве СНГ существенно возросло
присутствие и внерегиональных сил, активность внерегиональных сил. Кто-то
стремится навязать России на этом пространстве какое-то вязкое соперничество,
если не конфронтацию в полном смысле этого слова».
Белоруссию министр назвал «самым приоритетным и
привилегированным партнером России», а создание с ней союзного государства -
«нашим стратегическим курсом». Про Украину же сказал так: «Не гоже, когда две
страны, которые привержены демократии и свободе слова, начинают играть в
подобного рода игры». Так Лавров охарактеризовал объявление Москвой и Киевом
персонами нон грата ряда российских и украинских политиков: Константина Затулина
на Украине, а Петра Порошенко - в России. «Есть желание эту тему закрыть на
основе так называемого нулевого варианта», - сообщил министр.
Большие надежды Россия, по словам Лаврова, возлагает на
ЕврАзЭС, которое «в перспективе станет интеграционным ядром на пространстве
СНГ». Он также сообщил о скором создании Таможенного союза России, Белоруссии и
Казахстана, в отношении которого «переговоры уже близки к завершению». В целом,
подчеркнул министр, в Москве стремятся к скорейшему переводу отношений России с
государствами СНГ на рыночные отношения.
На вопрос депутатов о том, как Москва будет реагировать
на возможное решение ООН предоставить независимость Косово, Лавров ответил так:
«Любое развитие косовского урегулирование создаст прецедент, так как впервые
пойдет речь о том, что независимость получит не составная часть бывшего союзного
государства, а регион внутри союзной республики». Говоря об Абхазии и Южной
Осетии, желающих войти в состав России и к которым косовский прецедент может
иметь самое прямое отношение, министр подчеркнул: «Там наши граждане, мы
отвечаем за их социальные проблемы, тем более что этими проблемами никто кроме
нас не занимался и не занимается».
Можно ли на основании этого выступления сделать
какие-либо выводы о реальных приоритетах российской политики на постсоветском
пространстве? Соответствуют ли обозначенные главой МИД приоритеты принятым в
этой сфере решениям? Ответить на эти вопросы МиК попросил Михаила Александрова,
заведующего отделом Закавказья Института стран СНГ:
- Я бы в выступлении Лаврова мог бы отметить следующие
аспекты и сделать несколько выводов. В первую очередь, касающиеся ситуации в
Абхазии и Южной Осетии и позиции России в отношении косовского прецедента. Я
считаю, что в настоящий момент по этому вопросу наша политика, наконец,
перестала быть противоречивой и теперь можно говорить о наличии какой-то
концепции. Она еще не до конца понятна, но ее основные аспекты, по крайней мере,
в отношении Абхазии и Южной Осетии, есть.
Так, в речи Лаврова прозвучала важная мысль о том, что
Россия не только будет защищать своих граждан, но и будет действовать, исходя из
своих интересов безопасности. Вот этот аспект очень важный, потому что раньше он
не звучал. И это означает, что Россия будет воспринимать поведение соседних
государств с точки зрения того, в какой степени они влияют на российские
интересы безопасности, я так это понимаю.
И, в частности, возможное вступление Грузии в НАТО и
размещение там военных баз – все это будет учитываться при решении вопроса о
статусе Абхазии и Южной Осетии. То есть, очень важно иметь в виду, что соседние
государства должны принимать во внимание российские интересы безопасности.
- Однако
надо учитывать и то, что недавно Конгресс США принял решение о поддержке
стремления Грузии войти в НАТО. Есть ли у России инструменты влияния на Грузию,
может ли Москва как-то затормозить этот процесс?
- Главный инструмент воздействия – это наша поддержка
Абхазии и Южной Осетии. Я бы еще добавил, что России надо активно поддерживать
другие национальные регионы Грузии. Мы как-то отстранились от событий в Аджарии,
мы очень слабо влияем на ситуацию в Джавахетии, где живет армянское население.
Но главный акцент, конечно, должен быть сделан на Абхазию и Южную Осетию.
Грузии надо четко дать понять, что ее вступление в НАТО
будет означать наше признание независимости Абхазии и Южной Осетии и заключение
с ними военного союза. То есть, у Грузии должны отпасть какие-либо иллюзии
относительно того, что вступление в НАТО позволит ей решить так называемый
территориальный вопрос. Потому что основная их цель при вступлении в НАТО – это
использование альянса для решения территориального вопроса. И если будет четко
заявлено, что вступление в НАТО приведет к признанию этих республик, то они
должны будут к этому прислушаться. А обосновать это надо будет так: сейчас
Грузия – это член СНГ, и мы признаем территориальную целостность Грузии как
члена СНГ, как дружественного нам союзного государства.
Но если Грузия вступает в НАТО, она автоматически
выходит из СНГ, так как быть одновременно членами двух организаций невозможно.
Соответственно, наши обязательства в отношении Грузии утрачивают свою силу и мы
признаем независимость Абхазии и Южной Осетии.
Это должно быть четко заявлено на официальном уровне.
Пусть не на уровне президента и министра иностранных дел, но на уровне
департамента информации МИД, Совета безопасности, министерства обороны
обязательно! То есть, грузины должны это четко понимать.
А то они думают, что Россия, когда они вступят в НАТО,
уйдет из Абхазии и Южной Осетии и даст им силовым способом решить проблему этих
отделившихся автономий. Но таких иллюзий у них быть не должно!
- Ну, а
как Вы прокомментируете тезис Лаврова о том, что создание Союзного государства
для России по-прежнему является стратегическим курсом? Ведь для этого ничего не
делается.
- В отношении Белоруссии его оценка, конечно, была
двусмысленной. Он назвал сферы, где мы сотрудничаем, но в то же время сказал,
что в области экономики мы переходим как бы на рыночные отношения, отказываемся
от наследия Советского Союза, и я это расценил как попытку оправдать
безответственные действия экономического блока нашего правительства, которые
фактически привели к ухудшению отношений с Белоруссией.
Ведь по сути Лавров занимался тем, что выгораживал
правительство, выгораживал наших нефтяных и газовых олигархов, которые испортили
отношения с Белоруссией.
Понимаете, Союзное государство изначально было
пропагандистским проектом, не реалистичным и не нужным России. И он говорил так
в Думе ради олигархов - надо же было представить, что что-то тут делается.
Но, в то же время, он заявил, что экономика должна быть
фундаментом наших отношений с Белоруссией, а это значит, что для олигархов надо
создать условия, чтобы они могли там все скупить, захватить самые лакомые куски
белорусской собственности, на что Лукашенко, безусловно, не пойдет. Ведь даже
внутри России, в некоторых регионах, олигархов послали куда подальше. Например,
в Татарстане они даже не рыпаются и в Якутии им не дают захватить алмазные копи,
а они пытаются вовсю задавить местное руководство, возмущаются, придумали, что
там сепаратизм какой-то.
Так и в Белоруссии у наших олигархов есть намерение все
там захватить, а Лукашенко это им сделать не дает. Поэтому создание Союзного
государства для нас не должно быть никаким приоритетом.
Но что касается СНГ в целом, то важная мысль,
прозвучавшая в выступлении Лаврова, на мой взгляд, заключается в том, что хотя
СНГ и не эффективная организация, но Россия от него все равно не собирается
отказываться. То есть, видимо, какую-то пользу видят в этой организации
российские власти. И другие участники Содружества тоже, поскольку они не
стремятся оттуда выйти, за исключением Грузии, да и она это сделать не
спешит.
Также были обозначены две организации, которые являются
как бы центрами интеграции – это ЕврАзЭС и ОДКБ, причем интересно, что они были
названы Лавровым во взаимосвязи. То есть, если на Западе, чтобы вступить в ЕС,
надо вступить в НАТО, то у нас тоже, видимо, такая мысль начинает зарождаться.
Мысль о том, что интересы безопасности тесно связаны с экономическими вопросами,
и нельзя, допустим, в области безопасности России вредить, а в области экономики
получать дивиденды. То есть, если ты хочешь получать дивиденды от экономического
сотрудничества и реализации экономических проектов, то будь любезен учитывать
российские интересы в области безопасности, а еще лучше - быть в военном союзе с
Россией, то есть, в ОДКБ.
- Но в
этих вопросах сегодня, похоже, есть некоторые разногласия с Украиной. В
частности, причинами переноса визита президента Ющенко в Москву многие эксперты
назвали разногласия по некоторым вопросам внешнеполитического характера.
- Я думаю, что как раз с Украиной у нас есть полная
ясность, и в отношении нашего внешнеполитического курса, и в отношении нашей
политики внутри Украины. Я должен сказать, что в последнее время достаточно
успешно проводится линия по нейтрализации оранжевого лагеря, его разложению и
расколу. И переход Кинаха во властную коалицию, на сторону Януковича - это очень
серьезное завоевание. Вот так потихонечку, постепенно пророссийские силы на
Украине набирают вес и оттесняют оранжевых на периферии. И что-то для этого
делается и с нашей стороны.
Потому что раньше у нас было совершенно наплевательское
отношение к тому, что там происходит: пусть идет, как идет, мы не вмешиваемся,
нас это не волнует…. Ну как же не волнует? Это наш сосед, у нас есть интересы на
Украине. И что, все должно идти своим чередом? Такого не может быть. Так что я
считаю, что наша политика на Украине сегодня достаточно внятная и понятная.
|