УЗБЕКИСТАН
Внешняя политика Ташкента становится многовекторной?
15.03.2007.
Азиянформ (перепечатка передачи RFE/RL)
Даниэл Киммаж
Обстановка в Ташкенте 7 марта была внешне оживленной. В
этот день российский премьер-министр Михаил Фрадков встретился с узбекским
президентом Исламом Каримовым. На встрече два политика похвалили динамически
развивающиеся связи своих государств, рассказывали о новых контрактах и
рекламировали миллиарды долларов российских инвестиций.
Все же визит Фрадкова был намеком на то, что страсть
между Москвой и Ташкентом может остыть, о чем говорят некоторые признаки того,
что Узбекистан ищет возможности восстановления отношений с Западом.
Начиная с великой размолвки Узбекистана с Западом в 2005
вследствие событий в Андижане, Ташкент повернулся лицом к Москве, которая с
благодарностью также обратила свой взор на Ташкент.
Маятник узбекско-российско- западных отношений, который
в последние годы качался с различной амплитудой, кажется готов к тому, чтобы еще
раз поменять свое движение.
Максимально напряженные связи после Андижана
В ноябре 2005 года два государства подписали соглашение,
которое установило союзнические отношения и даже предусматривало оказание
военной помощи "если акт агрессии будет направлен против одной из сторон
каким-либо государством или группой государств".
На последующих встречах на высоком уровне неизменно
возносилась хвала российско-узбекскому союзу, и визит Фрадкова в Ташкент прошел
в том же духе. Как сообщило узбекское государственное информационное агентство
УзА, после того, как Фрадков был принят Каримовым, президент Узбекистана
отметил, что российская компания Газпром и нефтяная компания ЛУКоил вкладывают
2,5 миллиардов долларов в энергетику Узбекистана, и что объем двусторонней
торговли вырос на 42 процента, достигнув в 2006 году отметки 3 миллиарда
долларов.
Как сообщило информагентство "Интерфакс", Борис Алешин,
глава российского промышленного агентства Роспром, сказал журналистам в
Ташкенте, что Россия и Узбекистан подписали соглашение о создании совместного
авиапредприятия под названием УзРосАвиа, доля России в котором составит минимум
51процент. А Константин Ромодановский, глава российской Федеральной миграционной
службы, объявил о том, что через полтора месяца будет подписано двухстороннее
соглашение о регулировании трудовой миграции между Узбекистаном и Россией, где
сейчас живут и работают 1,5 миллиона граждан Узбекистана.
Все же в отношениях между двумя странами существуют
определенные разногласия, которые видны невооруженным глазом, посему и был этот
визит тщательно подготовлен. Андрей Шаронов, заместитель российского министра
экономического развития и торговли, признал, что узбекские чиновники расстроены
тем, что российская компания Газпром, контролируемая государством, инвестировала
только 30 миллионов долларов из 300, которые на данный момент уже должны быть
вложены в развитие новых газовых месторождений в Узбекистане, сообщил сайт
UzReport.com.
Признаки
недовольства?
Тем временем, Шаронов сказал, что Россия недовольна тем,
что Узбекистан экспортировал 67 тысяч автомобилей в Россию в 2006 году,
импортировав только 3 500 транспортных средств. Как сообщило ИТАР-ТАСС,
российский замминистра финансов Сергей Сторчак сказал, что следующие переговоры
будут посвящены долгу Узбекистана России в размере 700 миллионов долларов,
который Ташкент не обслуживает с 1998 года, поскольку существует "сложный
комплекс проблем" в свете разногласий между двумя сторонами.
Как отметил на UzMetronom.com живущий в Узбекистане
обозреватель Сергей Ежков, журналисты, которые присутствовали на встрече между
Фрадковым и Каримовым, задавались вопросом, почему российский премьер-министр
провел три с половиной часа в самолете, чтобы прибыть с визитом, который принес
такие неоднозначные результаты. "Или задачи, которые русские хотели выполнить,
были блокированы узбекским руководством, или не было никаких задач вовсе" -
прокомментировал Ежков. Он сделал такой вывод: "Первый вариант, как нам кажется,
более вероятен".
Как раз когда на российско-узбекском горизонте появились
тучи, проступили признаки того, что Узбекистан хочет сохранить ослабевающие
связи с Западом.
22 февраля правительственная газета "Правда Востока"
опубликовала статью Рафика Сайфулина, бывшего советника президента Каримова, а
теперь руководителя аналитического центра в Ташкенте, в которой он с похвалой
отозвался о недавних попытках ведения диалога между Узбекистаном, с одной
стороны, и Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Японией с другой.
Направив
взор на Запад
Возлагая вину за напряженные связи Узбекистана с Западом
на склонность последнего к "критике и голословным заявлениям", Сейфулин
утверждал, что "необходимо вместе поразмыслить о способах создания новых
многообещающих возможностей сотрудничества и модернизации традиционных
отношений". В заключении он пишет: "Большинство представителей лидирующих
аналитических структур за границей и в Узбекистане поддерживает это мнение и
надеется, что это приведет к положительным политическим, экономическим и другим
видам изменений в отношениях между нашими государствами и народами в ближайшем
будущем".
Если статья Сейфулина сигнализирует о возможном
изменении узбекской официальной внешнеполитической линии, которая была весьма
критичной по отношению к Западу, то она также означает о возможности
ограниченных предложений другой стороне о примирении.
Министры иностранных дел ЕС 5 марта решили отложить
рассмотрение санкций против Узбекистана до мая, а представители Евросоюза
высказали надежду на определенные улучшения, как сообщило Радио "Свобода".
Германия сумела сохранить небольшую военную базу в
узбекском городе Термез, несмотря на то, что Ташкент "выселил" американских
солдат с авиабазы Карши-Ханабад в 2005 году. И немецкий министр иностранных дел
Франк-Вальтер Штайнмаер после встречи министров иностранных дел ЕС 5 марта
обратил внимание на обещание узбекской стороны продолжить переговоры по поводу
растерла в Андижане в мае 2005 года и тяжелого положения правозащитников в
Узбекистане как на положительный признак.
Штайнмаер сказал: "Это означает, что есть открытость,
которые должна развиваться дальше, и в мае мы решим, какой в дальнейшем будет
политика ЕС по отношению к Узбекистану, если какие-нибудь изменения вообще
возможны". Как сообщил сайт Ferghana.ru, Эван А. Феидженбаум, помощник
американского государственного секретаря по Южной и Центральной Азии, сделал
аналогичное заявление 2 марта на пресс-конференции в Ташкенте во время
трехдневного визита в Узбекистан.
Феидженбаум заявил: "Недавно узбекские власти
сигнализировали об их интересе к восстановлению отношений с Соединенными
Штатами, мы же, в свою очередь, всегда поддерживали тесное сотрудничество". Он
добавил: "Могут быть некоторые разногласия по некоторым нюансам, но Соединенные
Штаты не хотят, чтобы эти различия помешали сотрудничеству между нашими
странами. Мой визит - попытка принять окончательное решение, какая форма
сотрудничества может быть принята в самом ближайшем будущем".
Переход
к многовекторной политике?
Если принять во внимание небольшое охлаждение в
узбекско-российских отношениях, появление статьи, в которой говориться о
необходимости улучшении связей с Западом, в главном рупоре узбекского
правительства, и заявление о готовности Запада контактировать с Узбекистаном, то
можно говорить о том, что внешняя политика Узбекистана становится
многовекторной.
Пример Казахстана, который умело придерживается
многовекторной внешней политики, поддерживая тесные связи с Россией, Западом и
еще более тесные связи с Китаем, вероятно, даст дополнительный стимул для
президента Каримова, конкурентная борьба которого с богатым нефтью северным
соседом ни для кого не тайна.
Но в любом случае, Узбекистан не имеет такого широкого
пространства, как Казахстан, для мультивекторного маневрирования. Ташкент не
просигнализировал Западу, что примет его условия о проведении независимого
расследования событий в Андижане, когда узбекские силы безопасности уничтожили
демонстрантов в мае 2005 года.
В Узбекистане продолжаются аресты правозащитников.
Например, недавно была арестована Умида Ниязова. И обязательства Узбекистана
перед Россией, которая не выдвигает никаких требований по улучшению положения с
правами человека и по проведению реформ, все еще остаются в силе. Однако маятник
узбекско-российско-западных отношений, кажется, теперь сбалансирован и готов еще
раз поменять амплитуду.
|