Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №166(01.04.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИСТАН



Туркменское "соло" на газовой трубе. США вновь "открывают" Ашхабад

16.03.2007. Деловая неделя, Казахстан

Юрий Сигов (Вашингтон)

Соединенные Штаты будут укреплять свои отношения с Туркменистаном, не обращая внимания на Россию

Как и ожидалось, Соединенные Штаты после смерти Сапармурата Ниязова решили "вновь" окрыть для себя Туркменистан и как можно плотнее установить контакты с новым руководством республики. И хотя многие обозреватели поспешили чуть ли не гарантированно записать Ашхабад в "вечные друзья Москвы" при новом туркменском президенте, судя по всему, ему придется (в отличие от своего скончавшегося предшественника) вести политический и экономический бизнес и с Соединенными Штатами.

Несмотря на то, что сам Бердымухаммедов считает себя последователем Туркменбаши, американцы уверены, что он будет более лоялен по отношению к Западу

Кто кого боялся?

Несмотря на то что США всегда подчеркивали важность своего присутствия в районе Центральной Азии, далеко не со всеми республиками Вашингтону удавалось поддерживать нормальные отношения. Если связи и контакты с Астаной, Ташкентом и Бишкеком как-то сразу заладились, то в Таджикистане долгое время Соединенным Штатам не удавалось "сблизиться" с президентом Рахмоновым (главным образом - из-за гражданской войны в республике), а в отношениях с Туркменистаном так и вовсе долгое время был самый настоящий вакуум.

Показательно, что при всем своем стремлении максимально диверсифицировать международные отношения (сотрудничество с Россией, странами ЕС, Китаем, Ираном, Афганистаном) президент Туркменистана Ниязов тем не менее умышленно избегал "тесно прислоняться" к Соединенным Штатам - одному из главных игроков в Центральной Азии.

Кто-то считал, что подобная политика Ашхабада по игнорированию Соединенных Штатов просто недальновидна, а кто-то все списывал на некую "тонкую восточную игру" мудрого Туркменбаши, который, дескать, считал, что лучше жить без американской демократии, но зато гарантированно без "лишнего" присутствия тех, кто мог всю эту демократию в страну завезти (особенно большое раздражение вызывали у Ниязова американские неправительственные организации, которые свободно работали в соседних с Туркменистаном Казахстане и Кыргызстане).

В итоге в то время как практически все остальные страны Центральной Азии укрепляли свои связи с США плюс расширяли работу своих посольств в Вашингтоне (последним из республик Центральной Азии особняк для дипмиссии в столице США приобрел себе Таджикистан), Туркменистан лишь номинально присутствовал в Америке. В самом туркменском посольстве в Вашингтоне работали лишь два-три дипломата (к примеру, в посольствах Узбекистана и Казахстана их около двух десятков), да и со стороны американского руководства никаких особых сигналов к тому, чтобы активизировать контакты с официальным Ашхабадом не просматривалось.

Однако все кардинально изменилось после того, как в столице Туркменистана скончался Туркменбаши. Как известно, на его похороны прилетал "главный специалист по "-станам" Центральной Азии - помощник госсекретаря Баучер. Кое-кто поспешил назвать подобный "невысокий" уровень американского гостя неким пренебрежением важности Туркменистана в международных делах (это если сравнивать все это с приездом российского премьера Фрадкова или президента Украины Ющенко). На самом же деле именно Баучер - этот тот самый человек, который очень влиятелен в плане донесения нужной и важной информации как до руководства страны, которую он посещает в Центральной Азии, так и до собственного президента.

Поэтому, побывав на похоронах Туркменбаши, американский дипломат сообщил в Вашингтоне: нормализовать отношения с Туркменистаном и устанавливать личные и прочные контакты с новым туркменским руководством - в интересах Соединенных Штатов. А раз так, США четко и планомерно решили проталкивать свои идеи в Ашхабаде, направив туда по следам Баучера другого высокопоставленного дипломата - Стива Манна.

"Не волнуйтесь, ваш газ у вас никто не отберет"

На переговорах в Ашхабаде представитель Соединенных Штатов выразил готовность его страны всячески содействовать Туркменистану в развитии топливно-энергетического сектора, и в частности - проведению модернизации предприятий газовой индустрии. Заявив о подобном стремлении развивать сотрудничество с Ашхабадом на встрече с президентом Бердымухаммедовым, первый заместитель помощника госсекретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Манн также подчеркнул, что у Соединенных Штатов и Туркменистана всегда была взаимная симпатия друг к другу, поэтому никаких препятствий для нормализации отношений между Ашхабадом и Вашингтоном попросту не существует.

Представитель госдепартамента также выразил желание администрации Буша расширить взаимодействие в области здравоохранения и образования, причем США готовы предоставить Ашхабаду как новое медицинское оборудование, так и провести подготовку медицинских кадров у себя в стране.

Интересно, что российская пресса тут же расценила визит Манна в Туркменистан и его переговоры с Бердымухаммедовым как попытку Вашингтона якобы любыми путями подорвать позиции России в газовом секторе страны и развернуть в итоге "большую туркменскую газовую трубу" в направлении Каспия, а далее - на Азербайджан, Грузию, Турцию и Средиземное море. При этом как-то забывается желание самого руководства Туркменистана максимально диверсифировать пути доставки природного газа из Туркменистана на мировые газовые рынки. Не секрет, что Ашхабад фактически все эти годы после развала СССР оставался "газовым заложником" России и все время пытался найти новые, альтернативные российским маршруты своего экспорта газа в ту же Европу.

Также надо учитывать тот факт, кто именно приезжал сейчас в Ашхабад из Вашингтона. Стивен Манн - один из самых успешных и профессиональных дипломатов в госдепе, он в 1998 - 2000 годах был послом Соединенных Штатов в Туркменистане, и еще в то время предлагал Туркменбаши начать прокладку нового газового маршрута в Европу, минуя российскую территорию.

Однако тогда Ниязов, которому все время мерещелись "американские происки", откровенно на разрыв с Россией не пошел и пообещал детально рассматривать американские газовые предложения "позднее". В итоге президент Туркменистана в декабре скончался, США вновь напомнили Ашхабаду о своей идее проекта газового транзита по маршруту Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - Западная Европа, а новое руководство республики, судя по всему, очень обрадовалось тому, что вариант диверсификации путей транспортировки газа из Туркменистана на мировые рынки окончательно не похоронен.

Было бы что транспортировать, а покупатели найдутся

Между тем до сих пор неясно, достаточно ли у Туркменистана запасов природного газа. У бывшего лидера страны планов было много - и России продавать газ, и Украине, и странам Западной Европы, и Китаю, и Ирану (правда, с Тегераном действовала форма своего рода обмена поставками - для сокращения транспортных расходов Туркменистан поставлял свой газ в северные районы Ирана, а Иран эти же объемы газа продавал для Туркменистана на мировом рынке).

В начале прошлого года независимые эксперты стали подвергать серьезным сомнениям данные о том, какими же реально запасами газа обладает Туркменистан, на каких месторождениях, кто и как проверял наличие этих запасов. Так, еще Туркменбаши в свою бытность заявлял о том, что его республика готова добывать 240 млрд кубометров природного газа к 2010 году.

Однако затем специалисты из Западной Европы и США заявили, что эти цифры абсолютно нереальные и максимум, что сможет добывать Туркменистан,- это чуть больше 100 млрд. кубометров в год. Если эти расчеты верны, то Туркменистану, дай Бог бы, хватило покрыть такими объемами поставки в Россию и на Украину, а о каких-то грандиозных идеях типа прокладки транскаспийского газопровода или поставок газа в Китай и вовсе можно смело забыть.

Проблема заключается еще и в том, что Ниязов не позволял профессиональным западным аудиторским компаниям проводить геологоразведочные работы в Туркменистане. Официально власти могли фактически называть любые цифры о запасах газа в Туркменистане, но что под землей хранится на самом деле - тайна, покрытая мраком.

Так, официальный Ашхабад неоднократно заявлял в бытность президента Ниязова о том, что запасы перспективного Иолотанского газового месторождения достигают примерно 7 трлн. кубометров газа, что более чем в два раза превосходит запасы знаменитого Штокмановского газового месторождения в России.

Между тем, чтобы удостовериться в том, что такое количество газа действительно хранится в туркменской земле, необходимо было провести независимый аудит газовых запасов республики или как минимум опять-таки независимыми компаниями провести геологоразведку территории республики (а это стоит не один десяток миллионов долларов, и тратить такие деньги на данном этапе правительство Бердымухаммедова явно не горит желанием).

Кстати, бывший туркменский президент в 2004 году предлагал руководству российской компании "Газпром" провести такую геологическую разведку, однако в Москве посчитали, что овчинка выделки не стоит, и тратить миллионы долларов на поиски "кота в мешке" российские газовики не захотели.

Позднее Ниязов неоднократно обращался с подобными просьбами к руководству ряда стран Западной Европы, в том числе - Великобритании и Голландии, но вразумительных обещаний от них так и не услышал. Между тем в европейских столицах ждали, что подобные расходы все же понесет Россия, а если уж русские найдут в Туркменистане новые газовые месторождения, то тогда можно будет предложить Ашхабаду и свои услуги по добыче и доставке газа на мировые рынки.

Что же касается США, то в Вашингтоне попросту выжидали, когда в Туркменистане к власти придет более проамериканский и прагматичный лидер, нежели Ниязов. До последнего времени Запад также сомневался в необходимости инвестировать средства в разведку газа на территории Туркменистана, но теперь, когда власть в Туркменистане сконцентрирована у вполне вменяемого человека - Бердымухаммедова, руководство Соединенных Штатов приняло в отношении Туркменистана важное политическое решение развивать сотрудничество и укреплять связи в сфере газового и энергетического сектора.

Со своей стороны, Соединенные Штаты, отправив в Ашхабад Манна, показали, что Америка готова к совместной работе с Туркменистаном. Если Бердымухаммедов проявит политическую гибкость и не менее важную в этой ситуации восточную хитрость, то он сможет построить свою политику в отношениях с Вашингтоном и Москвой по казахстанскому варианту. И те и другие для Туркменистана важны, а "газовый пряник" так и вовсе может стать для Ашхабада той самой козырной картой, которую он может вполне успешно разыгрывать уже в самое ближайшее время.

При этом если Туркменистан начнет задумываться о том, а стоит ли ему продолжать выполнять заключенный Ниязовым контракт с "Газпромом", то российская сторона может понести очень существенные потери в плане поставок в страны Западной Европы своего газа (напомню, что покупая газ в Туркменистане по более дешевой цене для внутренних российских нужд, "Газпром" продает уже российский газ по совсем другим ценам в страны Западной Европы).

Правда, для того чтобы попытаться развернуть "туркменскую газовую трубу" в сторону Каспия, Ашхабаду потребуется огромное количество денег, которых у него нет. В этом случае США при желании могут подбить свои компании активно присоединиться к проекту газового трубопровода под Каспием на Азербайджан и Турцию, как это было сделано в свое время при строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Только наивные могут думать, что американский бизнес существует сам по себе, а политика - отдельно. Если политическое решение толкать прокладку газопровода в райне Каспия будет в Вашингтоне принято, то деньги - сколько бы миллиардов этот проект ни стоил - ведущие американские компании найдут без проблем. Другой вопрос, как поведет себя по отношению к Туркменистану и лично Бердымухаммедову Россия, а этого не знает пока никто.

Но, как показывают примеры совсем недавней истории, особого гнева Москвы в Ашхабаде, наверное, бояться не стоит. Достаточно вспомнить о том, как президент Казахстана Назарбаев решил присоединиться к проекту нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Тогда некоторые обозреватели предрекали чуть ли не полный разрыв отношений между Москвой и Астаной и проблемы лично для Назарбаева. Ну и где теперь эти предрекатели и как поживает с тех пор сам транскаспийский нефтепровод?

Так что у Туркменистана сейчас есть в распоряжении очень важный и эффективный рычаг политической игры в регионе - а именно газовая труба. И если Бердымухаммедов талантливо и грамотно "сыграет" на этой "трубе", то Туркменистан может стать еще одним "многовекторным" государством Центральной Азии, вне зависимости от того, что по этому поводу скажут и в Москве, и в Вашингтоне.




Туркменистан демонстрирует открытость: новые друзья и старые партнеры

22.03.2007. Деловая неделя, Казахстан

Аскар Турсунбаев (Ашхабад)

Готовность великих держав дружить с Туркменистаном, который не прочь строить партнерские отношения со всеми, кто предлагает сотрудничество в освоении крупных нефтегазовых месторождений и дальнейшую транспортировку своего энергосырья подтверждают многочисленные визиты в Ашхабад иностранных делегаций из ближнего и дальнего зарубежья, а также из-за океана. Все они заинтересованы заручиться согласием нового туркменского правительства продавать как можно больше дешевых газа и нефти, построив для этого новые транспортные магистрали.

В этой связи туркменский нефтегазовый комплекс, являющийся приоритетной отраслью экономики республики, определяет не только внутреннюю экономическую ситуацию, но и внешний имидж страны, придавая Туркменистану огромный политический вес.

Новое туркменское правительство в корне пересматривает нефтегазовую, а вместе с ней и всю экономическую политику страны, привлекая в качестве советников по нефтегазовым вопросам грамотные национальные кадры. Принимая иностранных партнеров, Ашхабад уделяет первостепенное внимание привлечению существенных зарубежных инвестиций и выдвигает свои встречные предложения о создании совместных предприятий по переработке газа и нефти на территории Туркменистана с тем, чтобы экспортировать не сырье, а готовую продукцию. В республике уже функционирует завод бытового топлива Наипского газоперерабатывающего комплекса, ежегодной мощностью около 130 тысяч тонн сжиженного газа, который успешно экспортируется в Иран, Германию, Великобританию и другие государства. На ближайшее время запланировано приступить к сооружению еще двух газоперерабатывающих комплекса по производству СПГ в Лебапской области (Восточный регион).

В начале марта Курбанкули Бердымухаммедов принял бывшего премьер-министра Канады Жана Кретьена в числе руководителей крупной омано-канадской компании. Обсуждая вопросы партнерства в нефтегазовой отрасли, гости проявили свою заинтересованность в сотрудничестве по освоению углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря и по производству сжиженного газа на месторождении Тахтабазар в Марыйской области.

На днях в Ашхабаде прошли переговоры с сопредседателем японо-туркменского комитета по экономическому сотрудничеству Минору Мурофуси, который продекларировал готовность компании реализовать в Туркменистане проект по строительству газоочистных и опреснительных установок по новейшей технологии, а также содействовать в поставках полипропилена, производимого на Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов, на мировой рынок. Экономическое сотрудничество Туркменистана с КНР развиваются достаточно эффективно. Китайские компании приняли участие в 37 инвестиционных проектах, вложив в экономику Туркменистана около 420 миллионов долларов США. Значительная часть при этом принадлежит нефтегазовому сектору. Это логично с учетом того, что Китай, производящий 5,5% общемирового ВВП и использующий при этом 15% всей энергии, потребляемой на планете, остро нуждается в поступлении дополнительного туркменского энергосырья..

Для российских компаний Туркменистан является перспективным рынком в добывающих нефтегазовых проектах. Поэтому они стараются расширить свой бизнес для усиления позиции в реализации своих геополитических интересов в борьбе с западными и восточными конкурентами. Ашхабад, имеющий долгосрочные газовые договоренности с Москвой, заинтересован в российских инвестициях для превращения своих заявленных потенциальных ресурсов в промышленные. В ближайшее время намечено провести совместный туркмено-российский инвестиционный форум.

Недавно на аудиенции у Курбанкули Бердымухаммедова побывал Игорь Макаров - глава международной группы компании "Итера", известной как оператор транспортировки туркменского природного газа в Украину в 1994-2003 годах. В ходе встречи были обсуждены основные направления дальнейшей деятельности группы в Туркменистане и перспективы совместных проектов в энергетической сфере. В юго-восточном шельфе Каспия, признанном наиболее богатым углеводородными ресурсами, МГК "Итера" работает с 2002 года совместно с компаниями "Роснефть" и "Зарубежнефть", а также СП "Зарит", которое предлагает свое участие в освоении нефтегазовых участков на суше и трех морских месторождениях.

Как стало известно "ДН", МГК "Итера" получила согласие от туркменского правительства на участие в разработке шельфовых месторождений, трубопроводных и в СПГ-проектах. По сообщению туркменской пресс-службы, компания также выразила желание инвестировать строительство йодного завода в Туркменистане и участвовать в проекте по сооружению завода по сжижению газа и терминалов для СПГ. Как заявил Игорь Макаров в интервью туркменской службе новостей ТДХ, "Итера" располагает достаточным потенциалом, чтобы выступать не только в роли компании-посредника, но и принять самое активное участие в реализации новых проектов. При этом глава МГК оговорился, что в качестве партнера для реализации этих проектов может быть привлечен и ОАО "Газпром".

Геологические богатства недр Туркменистана в последнее время ни у кого не вызывают сомнения. В одном только Южном Иолотане разведанные запасы, по оценкам туркменского руководства, составляют 7 трлн кубометров топлива. Для сравнения, запасы крупнейшего в России Штокмановского газового месторождения оцениваются в 4 трлн кубометров топлива. Неделю назад пресс-служба новостей "Туркмендовлетхабарлары" заявила об открытии еще одной гигантской кладовой газа в Марыйской области на юго-востоке Туркменистана - месторождении Осман. Согласно предварительным данным, толщина продуктивного пласта достигает 500 метров. Этот показатель в 10 раз превосходит мощность углеводородных залежей всех месторождений страны.

Эффективному и рациональному использованию углеводородных богатств Туркменистана должны способствовать крупные инвестиционные проекты, включающие в себя комплекс геолого-технических мероприятий, способствующих интенсификации добычи углеводородного топлива: бурение новых скважин, строительство инженерных коммуникаций, систем транспортировки сырья и других промышленных объектов. В целом же осуществление всех этих планов, направленных на дальнейшее развитие нефтегазовой промышленности, даст возможность реализовать в республике новые широкомасштабные социально-экономические программы.




Газ "Османа", или Пыль в глаза?

25.03.2007. Немецкая волна

В.Волков, О.Сарыев

Новые туркменские месторождения в центре внимания мировых СМИ

Туркменский газ снова оказался в центре внимания мировых СМИ и политических институтов. Сперва информационные агентства со ссылкой на заявления госкорпорации "Туркменгеология" распространили сообщение об обнаружении колоссальных запасов газа на юго-востоке Иолотанского месторождения – речь шла о мощном фонтане газа, забившем из одной из скважин на площади бурения "Осман". Этот фонтан, который, если следовать информации официальных источников из Туркмении, пришлось "укрощать" с использованием самых последних инженерных достижений, дал основания туркменской стороне заявить, будто открытый пласт в десять раз превышает мощность всех ныне разрабатываемых месторождений в республике.

Резонанс это заявление вызвало значительный. И в Европе, и в США, и в России.

Вслед за этим официальный представитель Баку призвал Евросоюз активно сотрудничать с Туркменией в энергетической сфере и покупать туркменский газ не через Россию, а по транкаспийскому маршруту, через Азербайджан, Грузию и Турцию.

А в прошедшую субботу в Ашхабаде на расширенном заседании кабинета министров обсуждались вопросы нефтегазового комплекса и поставок газа в Россию, Иран и КНР. В ходе этого заседания ответственные за состояние дел в отрасли чиновники отчитались об освоении месторождений туркменского газа перед президентом. В частности, заместитель председателя кабинета министров сообщил, что в Туркмении в этом году объем добычи газа возрастет в 1.2 раза, а экспорт увеличится на 25%.

Теперь вспомним, что в начале 2006 года, согласно сообщениям многочисленных источников с мест, газа для нужд населения стало не хватать, жители в регионах это ощутили на себе особенно остро, но даже столица испытала перебои с подачей этого топлива.

С другой стороны, если добычу газа планируется увеличить в 1.2 раза, а его продажу за рубеж – в 1.4 (то есть на вышеупомянутые 25%), то, значит, руководство страны отводит жителям еще меньше топлива, чем прошлой зимой, и, следовательно, закладывает в планы еще более острый кризис, чем это было при С.Ниязове!

Тут уместно вспомнить, что прошлогодний газовый дефицит вызвал среди специалистов вне пределов Туркмении дискуссию о том, не преувеличивает ли Туркменбаши газовые запасы своей страны, не блефует ли перед иностранными партнерами, и, соответственно, не достигается ли выполнение контрактов с ними за счет резкой экономии ресурсов внутри страны?

Ашхабад тогда дал на это свой ответ, известив об открытии значительных запасов газа в Иолотанском месторождении. Сделано это было незадолго до того, как скончался Туркменбаши. И хотя эксперты сразу высказали массу соображений, подвергающих самому серьезному сомнению это сообщение, определенный психологический эффект на политиков ближнего и дальнего зарубежья оно возымело. И вот теперь у руля в Туркмении новое руководство, пакет туркменских возможностей и предложений в кулуарах перетасовывается нынешними и потенциальными партнерами заново, и тут следует новое оптимистичное заявление – о газовом фонтане "Османа". Но, вкупе с официально оглашенными данными по добыче и экспорту, а также с деталями об укрощении газовой струи "самыми современными инженерными достижениями" (которыми, как известно, сейчас Туркмения не располагает) – это известие не успокаивает, а, напротив, укрепляет сомнения в "газовой состоятельности" Ашхабада. Такое мнение в беседе с корреспондентом "НВ" Оразом Сарыевым высказал один из высокопоставленных сотрудников нефтегазовой отрасли Туркмении. Он утверждает, что "Осман" – это продолжение пиаровского плана, разработанного еще при С.Ниязове совместно с рядом турецких компаньонов, обладающих лицензиями на проведение аудитов газовых месторождений от известных западных кампаний – согласно этому плану, туркменская сторона объявляет об открытии неких запасов, турецкие фирмы, пользующиеся известными вывесками, подтверждают это, а за это получают приоритет при проведении тендеров на различные проекты и иные выгоды. По словам источника, геологические работы на юго-востоке Иолотана вдоль афганской границы и прилегающего к этой территории Карбильского хребта велись еще в начале 70-х годов, в них участвовали специалисты из Мингеологии СССР, из геологических ВУЗов, и так далее. Но данных о "небывалом месторождении" тогда получено не было. Найденные там месторождения газа пока не оправдали расходов на их поиск и разведку. А техника Марыйского управления разведывательно-буровых работ фактически до наших дней простояла заброшенной.

Как считает высокопоставленный сотрудник нефтегазовой отрасли Туркмении, новые власти в республике тактику Туркменбаши по пусканию пыли в глаза в вопросах экспорта газа пока решили продолжать. Косвенно эту точку зрения подтверждает любопытная деталь из официального отчета о ходе заседания кабинета министров в Ашхабаде: директор национального института государственной статистики и информации не смог предоставить президенту страны К.Бердымухаммедову точных сведений "по конкретным вопросам" нефтегазовой отрасли.

Собственно, удивляться этому не приходится: при С.Ниязове статистики не было, она "назначалась" президентом. Удивляться следует иному: как в отсутствии данных вновь объявляются цифры, говорящие об увеличении добычи, или о величине тех или иных месторождений?


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ