МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
Хроника
31 марта. Председатель
парламента РМ М.Лупу встретился с находящейся с визитом в Молдове делегацией
Конгресса США, в которую вошли члены Комиссии по содействию демократии
американской Палаты представителей.
В ходе беседы была затронута проблема выполнения
республикой Программы "Вызовы тысячелетия". Спикер выразил уверенность, что ее
реализация будет содействовать консолидации институциональных возможностей и
принесет существенные результаты в борьбе с коррупцией.
Он выразил признательность руководству США за поддержку
суверенитета и территориальной целостности республики и активное включение США в
качестве наблюдателя наряду с Европейским союзом в процесс переговоров по
приднестровской проблеме.
2 апреля. На
пресс-конференции в Кишиневе лидер Партии социальной демократии РМ Д.Брагиш
заявил, что на пути Молдовы к переменам главной преградой является президент
В.Воронин и возглавляемая им Партия коммунистов, и призвал президента уйти в
отставку.
Д.Брагиш напомнил о невыполненных ПКРМ обещаниях.
В частности, обещая создать 300 тыс. рабочих мест в Молдове, Воронин допустил их
сокращение с 1,5 млн. до 800 тыс. Более того, в 2007 г. запланировано сокращение
еще на 8%, а это значит, без работы останутся еще более 50 тыс. человек. Не
выполняется обещание довести уровень зарплат до 300 долл., а пенсий – до 100
долл. Вместо этого при уровне прожиточного минимума в 900 леев (1 долл. США –
12,5 МЛ) в апреле 2007 г. минимальная пенсия крестьянина составит 361 лей, а
инвалида первой группы – 289 леев. В результате, по мнению депутата, в Молдове
набрал обороты массовый исход граждан за границу, а выдавливание молодых и
трудоспособных людей из страны стало государственной политикой.
Ситуация в экономике, по его словам, близка к
катастрофе. «Экономическая жизнь в стране поддерживается лишь за счет денежных
поступлений от гастарбайтеров, а бюджет формируется за счет таможенных сборов и
НДС», - заявляет политик.
Внешняя политика Воронина, по его мнению, непредсказуема
и строится на принципе конфронтации.
Внутри страны установлен диктаторский режим. «Куда ни
посмотришь – везде наглый чиновный произвол, жесткое преследование оппозиции,
подавление инакомыслия, нарушения прав человека», - подчеркнул Д.Брагиш. В
стране идет настоящая война против свободы слова.
2 апреля. Спикер парламента
Приднестровья Е.Шевчук разработал законопроект о создании Службы внешней
разведки. Документ прошел обсуждение на заседании парламентского комитета по
безопасности, обороне и миротворческой деятельности.
В настоящее время в Приднестровье отсутствует правовая
база для осуществления внешней разведки, которой занимается одно из
подразделений министерства государственной безопасности. Законопроект
устанавливает механизм работы новой службы, охарактеризованной как
"специфическое подразделение, призванное защищать безопасность личности,
общества и государства от внешних угроз".
2 апреля. Генеральный секретарь Совета
Межпарламентской ассамблеи СНГ М.Кротов указом президента Молдовы В.Воронина
награжден медалью "За гражданские заслуги". Этой награды М.Кротов удостоен в
знак признания его заслуг в развитии и укреплении отношений между РМ и РФ и за
личный вклад в проведение фестиваля "Mэрцишор" в Санкт-Петербурге.
2 апреля. Средняя
зарплата в РМ по итогам 2006 г. составила 1697,1 леев (1 долл. США –
12,5 МЛ), или на 28,7% больше, чем годом ранее. По данным Национального бюро
статистики, наивысшее жалование зарегистрировано в финансовой сфере - 3863,3
леев, самое низкое в сельском хозяйстве - 914,5 леев.
В сообщении отмечается, что средняя зарплата по стране с
2001 по 2006 гг. выросла более чем в три раза.
2 апреля. По
решению мэрии Кишинева, фирмы и предприятия, расположенные на центральных улицах
города, будут обязаны мыть тротуары перед своими офисами, заявил и.о. примара
столицы В.Иордан. Решение вступит в силу в первой декаде апреля, санитарные
работы будут проводиться до восьми часов утра.
2 апреля. Согласно
данным Центральной избирательной комиссии на 29 марта 2007 года, в Молдове
зарегистрировано 27 политических партий и политических формирований, которые
имеют право участвовать в местных выборах 3 июня 2007 года.
Все эти партии, организации и блоки могут
зарегистрироваться в качестве избирательного конкурента и ввести в
состав ЦИК РМ своего представителя с консультативным правом голоса.
На своем последнем заседании Центризбирком принял
решение о создании 37 избирательных округов второго уровня в
административно-территориальных единицах Республики Молдова и определил расходы
на подготовку и проведение местных выборов в размере 34 млн. леев.
3 апреля. Америка призвала
Россию, Украину и ОБСЕ к более активным действиям в направлении возобновления
переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем, заявил посол США в РМ
М.Кирби.
По его словам, «США и Россия имеют двусторонние контакты
по этой проблематике, цель которых – возобновление переговоров, и поэтому есть
надежда на прогресс в переговорах. При этом он подчеркнул, что «любое решение
приднестровского вопроса должно быть поддержано населением двух берегов
Днестра».
3 апреля. Президент ПМР
И.Смирнов провел встречу с представителями российских средств массовой
информации. Отвечая на их вопросы относительно переговорного процесса по
приднестровскому урегулированию, он отметил, что, несмотря на предпринимаемые
неоднократные попытки как с приднестровской стороны, так и со стороны
посредников, возобновить полноценный переговорный процесс так и не удалось.
Тем не менее, «мы готовы к конструктивному диалогу, -
подчеркнул И.Смирнов, - но только на равноправной основе с учетом всех ранее
достигнутых договоренностей». Речь будет идти только о нормализации отношений
между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова.
Кроме того, приднестровская сторона считает необходимым
подписание так называемого «транзитного протокола».
Президент отметил также роль России в сохранении мира на
приднестровской земле. Проводимая миротворческая операция уникальна и по степени
своей успешности может служить реальным примером для аналогичных миссий в других
регионах мира, сказал И.Смирнов.
Говоря о возможном применении косовского прецедента к
Приднестровью…, президент подчеркнул: «Косовский прецедент является важным, но
не единственно возможным или определяющим. У нас совершенно своя специфика, мы
имеем больше правовых, экономических, исторических, политических и моральных
оснований, с точки зрения международного права, на государственность и
самостоятельный правовой статус, чем Косово».
3 апреля. Комитет министров
Совета Европы возобновил рассмотрение дела группы Илашку. Его интересовало,
какие принимаются меры для исполнения решения Европейского суда по правам
человека об освобождения находящихся в тюрьме в Приднестровье членов группы
А.Иванцока и Т.Петрова-Попы. (Группа Илашку была арестована приднестровскими
властями в период вооруженного конфликта в Приднестровье. Лидер группы И.Илашку
был приговорен к смертной казни за терроризм (приговор не был приведен в
исполнение), а его соратники к различным срокам лишения свободы. Илашку был
освобожден в 2001 г.).
Решение ЕСПЧ, который в 2003 г. оправдал членов группы
Илашку, было исполнено лишь в части возмещения морального и материального ущерба
членам группы, но не исполнено в отношении освобождения Иванцока и Петрова-Попы.
Постпредставитель РМ при Совете Европы А.Негуца сказал в
Совете министров, что Молдова делает все возможное для их освобождения и призвал
государства-члены СЕ "обратить внимание европейского гражданского общества на
необходимость полного исполнения Россией решения ECПЧ…".
Председательствующая в ЕС делегация Германии подчеркнула
обязательность исполнения решений ECПЧ и призвала Молдову и Россию "предпринять
меры для освобождения Иванцока и Петрова-Попы".
3 апреля. В МИД
России не видят непреодолимых препятствий для урегулирования ситуации в
Приднестровье, заявил первый заместитель министра иностранных дел РФ
А.Денисов.
"По убеждению российской стороны, каких-либо
непреодолимых препятствий, противоречий между сторонами, которые бы ставили
шлагбаумы на пути урегулирования, не существует. Урегулирование возможно, надо
его искать", - сказал он на пресс-конференции в Москве.
Замминистра отметил необходимость сближать позиции
сторон и не осложять политическую атмосферу, в которой ведется поиск
урегулирования. А.Денисов сказал также, что в настоящее время существует
несколько планов урегулирования ситуации. По его словам, сам процесс выдвижения
планов является позитивным и говорит о том, что идет поиск решения.
3 апреля. Европейский банк реконструкции
и развития станет акционером одного из крупнейших в Молдове частных
операторов кабельного телевидения и Интернета - компании
SunCommunications. После регистрации сделки ЕБРР будет принадлежать
22% акций компании. Остальные акции будут распределены между Leckert
Management, Neocom и топ-менежментом SunCommunications.
Стоимость сделки оценивается в 8 млн. долларов США. Как
было отмечено на пресс-конференции, эти средства будут использованы на
модернизацию действующей кабельной сети, открытие представительств компании еще
в 10 крупных городах республики, а также на внедрение и запуск новых
продуктов.
Согласно данным, представленным на пресс-конференции,
ЕБРР участвует в реализации в Молдове 30 проектов, для воплощения которых
в жизнь он инвестировал свыше 200 млн. долл. и привлек 125 млн. долл. своих
партнеров.
4 апреля. Верховный совет
Приднестровья принял обращение, в котором просит депутатов Госдумы РФ оказать
республике финансовую помощь.
В обращении, в частности, содержится просьба
инициировать рассмотрение вопросов, связанных с разблокированием
внешнеэкономической деятельности приднестровских экономических агентов, и
оказать финансовую помощь проживающим в Приднестровье соотечественникам и
гражданам РФ.
«В условиях перманентных блокад и ограничений граждане
Приднестровья фактически лишены права на полноценное социально-экономическое
развитие», - говорится в документе. Депутаты отмечают, что в связи со сложной
экономической ситуацией в Приднестровье приостанавливаются законы, направленные
на обеспечение государственных обязательств, в том числе по предоставлению льгот
таким категориям граждан, как инвалиды, дети-сироты, пенсионеры, малоимущие,
доноры и работники социальной сферы.
«Учитывая недостаток поступления денежных средств в
государственный бюджет по итогам января-февраля 2007 г., ситуация с
финансированием социальной сферы становится критической», - подчеркивается в
документе.
4 апреля. Председатель
Гуманистической партии Молдовы (ГПМ) Ион Мереуцэ будет баллотироваться на пост
генерального примара (мэра) муниципия Кишинева на выборах 3 июня.
По его словам, возглавляемое им формирование решило
принять участие в этих выборах с собственными списками кандидатов в
муниципальные советники и мэры.
4 апреля. В
Молдове торговля детьми достигла катастрофического уровня и продолжает расти,
считают в Международной организации по миграции.
По сведениям международного женского правозащитного
центра "La strada", число детей среди жертв трафика с 1998 по 2006
гг. выросло с 10 до 18%.
Общее число детей, лишенных полноценного родительского
внимания, на сегодня составляет 200 тысяч.
Как сообщила пресс-секретарь МОМ И.Мэрджиняну, в
основную группу риска попадают дети не только из неблагополучных семей. В
настоящее время из-за бедности, безработицы, очень ограниченных перспектив
и отсутствия родительского внимания почти все молодое поколение Молдовы
относится к группе повышенного риска, считает она.
4 апреля. Статус нейтральной
страны - очень важный статус для Молдовы в ее стремлении добиться вывода
российских войск из Приднестровья, заявил в интервью молдавской газете «Флукс»
американский политолог молдавского происхождения, обозреватель "Свободной
Европы" В.Сокор. По его мнению, на данном этапе отказ от нейтралитета был бы
необдуманным шагом для Молдовы. "Вначале нужно добиться вывода российских войск
".
Политолог выразил сожаление, что аргумент нейтралитета
не полностью используется теми, кто занимается внешней политикой Молдовы.
"Хотелось бы, чтобы МИД и другие влиятельные круги Республики Молдова
использовали этот аргумент более часто в своих международных ходатайствах.
Хотелось бы, чтобы на каждом шагу со стороны официального Кишинева звучало, что
независимость, суверенитет и нейтралитет заставляет Молдавию требовать вывода
российских войск", - сказал Сокор.
По его мнению, Москва в данный момент, как максимум,
хочет вернуть Молдову в сферу своего влияния и, как минимум, сохранить свое
постоянное политическое, экономическое и военное присутствие в Приднестровье.
5 апреля. Президент РМ
В.Воронин уверен в быстром разрешении приднестровской проблемы.
В интервью телевизионной компании "Мир" по случаю
шестилетия пребывания на посту главы молдавского государства В.Воронин сказал,
что за последние шесть лет решены многие вопросы, связанные с приднестровским
конфликтом.
Он считает, что один из важных решенных аспектов
касается отношений между Кишиневом и Тирасполем, а также отношений государств,
которые участвуют в процессе приднестровских переговоров в качестве посредников
и наблюдателей.
По его словам, в ближайшем будущем приднестровский
конфликт будет решен, поскольку Молдова поняла "внутренний механизм режима в
Тирасполе и, соответственно, причину, по которой столько всего произошло".
5 апреля. Потенциальные
кандидаты на пост примара (мэра) муниципия Кишинева или их представители
выступили с первыми избирательными идеями в ходе состоявшегося заседания Клуба
прессы.
Один из кандидатов лидер Социал-демократической партии
Э.Мушук заявил, что его формирование идет на эти выборы под девизом «За
справедливость, за людей».
Председатель Гуманистической партии Молдовы И.Мереуцэ
сказал, что партия будет вести предвыборную кампанию, построенную на чести,
ответственности, свободную от клеветы и оскорблений.
Кандидат от Социал-либеральной партии К.Чуря выразил
уверенность, что «крепость Кишинэу совсем не неприступная и может быть взята
оппозицией, в том числе и СЛП».
Вице-председатель Национал-либеральной партии О.Грама
заявил, что НЛП включается в предвыборную гонку для того, чтобы заявить о себе и
опробовать силы своих кандидатов.
Лидер Партии социальной демократии Д.Брагиш заявил, что
его формирование примет участие в выборах не только в муниципии Кишинева, но и
по всей республике, поскольку это единственный путь поменять существующее
руководство.
Претендентка на пост мэра молдавской столицы З.Зорина
заявила, что ее привлекает не должность сама по себе, а, в первую очередь,
желание поменять ситуацию в столице.
Кандидат от Демпартии В.Филат заявил, что пост
столичного примара очень важен для его партии.
Председатель Либеральной партии М.Гимпу сообщил, что
выбор кандидатуры Д.Киртоакэ на пост столичного градоначальника является
призывом к избирателям обновить политический класс молодыми политиками.
Представитель альянса «Наша Молдова» В.Осипов заявил,
что альянс еще не определился с кандидатурой на должность примара Кишинева.
5 апреля. Новый министр
иностранных дел Румынии А.Чорояну заявил, что основным приоритетом отношений
между Румынией и Молдовой является в настоящее время «возобновление диалога, без
всяких подозрений».
В эксклюзивном интервью радиостанции Свободная Европа
министр сказал, что он лично сделает все от него зависящее для «снятия
подозрений на политическом уровне».
Считаю, что в настоящее время это является главным
приоритетом и надеюсь на плодотворные обсуждения ряда вопросов, связанных с
образованием и культурой. Мы являемся соседями и между нашими государствами
недопустима напряженность, - подчеркнул А.Чорояну.
Он отметил также, что обсудит с министром юстиции
Румынии проблему пересмотра проекта закона о гражданстве, предусматривающего
упрощение процедуры предоставления румынского гражданства жителям Молдовы. «Мы
должны обсудить эту проблему с тем, чтобы не создавать впечатления, что мы
покушаемся на безопасность или суверенитет наших соседей».
5 апреля. В ближайшее время
вывоза российских боеприпасов со склада в приднестровском селе Колбасное не
ожидается, сообщил командующий Оперативной группой российских войск (ОГРВ) в
Приднестровье генерал-майор Б.Сергеев.
По его словам, все российские боеприпасы в Колбасном
убраны с открытых площадок в специализированные хранилища. «Особенность объекта
в том, что часть хранилищ в советские времена использовалась для складирования
ядерных боеприпасов с учетом прямого попадания 500-килограммовых бомб, – уточнил
генерал. – На наших складах нет стрелкового оружия, в хищениях которого нас
безосновательно обвиняет молдавская сторона. Здесь хранятся снаряды, ручные
гранаты, минометные мины и боеприпасы к стрелковому оружию».
«Склады ОГРВ надежно защищены от проникновения
злоумышленников и других опасностей. В районе складов осуществляется также
комплекс антитеррористических мероприятий», – заверил Б.Сергеев.
Он напомнил, что «Россия полностью выполнила условия
Договора об обычных вооруженных силах в Европе, и в настоящее время в
Приднестровье нет тяжелого вооружения».
Основная функция военнослужащих ОГРВ – это участие в
миротворческой операции на берегах Днестра, охрана военных складов и ряда других
объектов бывшей 14-й армии.
5 апреля. Президент РМ
В.Воронин встретился с вице-премьером, министром стратегического планирования
Государства Израиль, лидером партии "Наш дом - Израиль", уроженцем Кишинева
Авигдором Либерманом.
В ходе встречи состоялся обмен мнениями о нынешней
стадии молдавско-израильских отношений и обсуждены перспективы развития
двусторонних отношений в различных областях. Отдельным вопросом стала
активизация контактов проживающих в Израиле представителей молдавской общины с
Республикой Молдова.
Президент оценил интерес, постоянно проявляемый
А.Либерманом к изменениям в Молдове, и подчеркнул его вклад в расширение и
углубление двусторонних отношений по всем направлениям.
5 апреля. Россия
воспринимает 15-ю годовщину установления дипломатических отношений с РМ как
важную веху на пути развития межгосударственных связей, заявил на приеме в
посольстве РФ в Молдове посол России Н.Рябов. Он отметил преемственность
традиций взаимного уважения, способствующих укреплению дружбы и плодотворного
сотрудничества.
Говоря о важности Базового договора, заключенного между
двумя странами, посол подчеркнул готовность России оказывать содействие Молдове
в становлении демократического правового нейтрального государства.
Выступившая на приеме первый вице-премьер РМ З.Гречаная
подчеркнула, что «Россия была и остается одним из главных партнеров Молдовы,
взаимодействие с которым охватывает весь спектр межгосударственных отношений».
«Мы полны решимости и впредь прилагать максимум усилий
для поиска взаимоприемлемых решений по всему комплексу двухсторонних отношений в
духе положений Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и
Российской Федерацией», сказала она.
5 апреля. Москва
призывает Кишинев к последовательному поиску компромиссов для разблокирования
переговорного процесса в приднестровском урегулировании, заявил официальный
представитель МИД РФ М.Камынин.
"В качестве сопосредника и гаранта договоренностей двух
равноправных сторон конфликта о выработке для Приднестровья особого статуса в
составе территориально целостной Молдовы российская сторона призывает Кишинев к
последовательному поиску компромиссов для разблокирования переговорного процесса
и создания предпосылок восстановления стабильности в регионе", - сказал
М.Камынин.
По его словам, в ходе предстоящего 6 апреля рабочего
визита заместителя премьер-министра, министра иностранных дел и европейской
интеграции Молдовы А.Стратана приоритетное место займет проблематика
взаимодействия внешнеполитических ведомств двух стран в обеспечении
государственных интересов.
Дипломат отметил также, что предстоит разговор о
положении дел в приднестровском урегулировании. Стороны намерены также обсудить
позиции в международных и региональных организациях.
5 апреля.
Президент РМ В.Воронин заявил журналистам, что "с Россией надо строить
самые лучшие и прекрасные отношения по всем направлениям. А приднестровские
проблемы станут только их частью".
По его словам, "надо признать, что еще недавно нами
выстраивалась логика отношений Молдовы с Россией только через Приднестровье, это
неправильно".
"Гораздо эффективнее, учитывая новую ситуацию, на основе
прагматического сотрудничества наших стран выстраивать логику двусторонних
отношений, - сказал В.Воронин. - И я очень доволен, что процесс идет именно в
этом направлении. Наши двусторонние встречи с российским президентом позволили
нам достаточно серьезно продвинуться вперед по всем острым вопросам".
6 апреля. НАТО искусственно
увязывает вывод Россией войск из Грузии и Приднестровья с ратификацией
адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, заявил на
пресс-конференции в Москве директор Департамента общеевропейского сотрудничества
МИД РФ С.Рябков.
По его словам, Россия "входит в четверку стран,
ратифицировавших адаптированный ДОВСЕ, и, тем самым, полностью выполнившая все
относящиеся к договору обязательства".
Как подчеркнул дипломат, представители НАТО искусственно
увязывают эти две темы и стараются убедить Россию в том, что без выполнения
стамбульских обязательств ратификация данного договора странами НАТО
невозможна.
"Это означает, что они берут на себя ответственность за
судьбу договора. Если для НАТО решение вопроса с определенным количеством наших
военнослужащих, охраняющих склады боеприпасов в поселке Колбасное в
Приднестровье дороже, чем судьба адаптированного договора ДОВСЕ, то это выбор
НАТО.
6 апреля. В Москве
состоялась встреча статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел РФ
Г.Карасина с заместителем заместителя Госсекретаря США Д. Крэмером, в ходе
которой были рассмотрены вопросы, связанные с процессом
молдавско-приднестровского урегулирования, а также некоторые вопросы
двусторонних российско-американских отношений.
В МИД России прошли также российско-американские рабочие
консультации по проблематике молдо-приднестровского урегулирования. С
американской стороны в них участвовал Д. Крэмер, с российской –
спецпредставитель МИД РФ по вопросам отношений со странами СНГ В.Кеняйкин и
посол по особым поручениям В.Нестерушкин. Как отмечается в сообщении
внешнеполитического ведомства РФ, «участники консультаций основное внимание
уделили рассмотрению нынешней ситуации в регионе, а также обсуждению перспектив
и возможностей возобновления переговорного процесса с участием политических
представителей Республики Молдова и Приднестровья».
6 апреля. Молдова и Россия
выступают "за разработку компромисса, который позволил бы разблокировать
переговорный процесс по приднестровскому урегулированию", было заявлено в ходе
состоявшейся в Москве встречи мининдел РФ С.Лаврова с мининдел, первым
зампремьер-министра РМ А.Стратаном, прибывшим в Москву с рабочим визитом.
Была подчеркнута приверженность России политическому
урегулированию проблемы в рамках договоренностей равноправных сторон конфликта
при соблюдении территориальной целостности Молдовы и на основе выработки
особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья".
"В контексте отмечаемой в эти дни 15-й годовщины
установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой
Молдова было отмечено, что нынешний юбилей является вехой на пути развития
российско-молдавских межгосударственных связей, базирующихся на преемственности
традиций взаимного уважения и общих духовных ценностей", - говорится в
опубликованном по этому случаю сообщении МИД РФ.
6 апреля. Молдова не
намерена вступать в НАТО, заявил мининдел РМ А.Стратан. Он отметил, что
гарантией сохранения нынешнего статус-кво республики является принцип
нейтралитета, закрепленный в конституции Молдавии.
Глава внешнеполитического ведомства Молдовы заметил, что
республика сотрудничает с НАТО, но большей частью в гуманитарной сфере. Он
подчеркнул, что утверждение о стремлении Молдовы к членству в Европейском союзе,
предполагающее автоматическое вступление в Североатлантический альянс, в корне
неверно. Глава МИД РМ обратил внимание на то, что руководство НАТО никогда не
утверждало, что видит Молдову в будущем в своих рядах. "Это как раз тот самый
случай, когда сложившийся уровень сотрудничества между Молдовой и Альянсом
вполне устраивает обе стороны",- сказал А.Стратан.
6 апреля. Власти
Молдовы внимательно следят за развитием внутриполитической ситуации в соседней и
дружественной Украине, говорится в заявлении министерства иностранных дел и
европейской интеграции Молдовы.
«Молдова заинтересована в стабильности Украины и
ожидает, что политическая ситуация в этой стране найдет разрешение в рамках
конституционных предписаний и демократической практики», - говорится в заявлении
МИДЕИ РМ.
9 апреля. Экспорт вин
наливом из Молдовы может быть возобновлен уже в ближайшем будущем, считает
председатель Союза производителей и экспортеров молдавских вин Г.Козуб.
Как сказал председатель, в настоящее время внедряются
соответствующие технические процедуры, а винодельческие компании (48 компаний)
уже начали представлять в Агропромышленное агентство «Moldova-Vin» договора с
иностранными партнерами о поставках вин наливом на рассмотрение и одобрение.
9 апреля. Абхазия,
Приднестровье и Южная Осетия обратились в ООН, ОБСЕ, ЕС, СНГ с просьбой не
допустить кровопролития в республиках и способствовать укреплению мира.
Такое заявление было сделано на втором пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи этих трех республик, образовавших
Сообщество «За демократию и права народов».
Генеральный секретарь МПА, спецпредставитель Верховного
Совета ПМР по межпарламентским связям Г.Маракуца заявил, что «в действиях
Вооруженных сил Грузии на территории Абхазии и Южной Осетии и в действиях
Молдовы на территории Приднестровья прослеживаются все виды преступлений против
мира и человечества».
В свою очередь, зампредседателя Совета Федерации РФ
А.Торшин отметил, что «из достоверных источников известно, что акты этнических
зачисток имели место в непризнанных республиках, и с этим мы будем разбираться и
принимать соответствующие решения». Однако отметил он, нельзя забывать о том,
что «взгляд на данную тему должен быть непредвзятым и объективным».
Соглашение о создании Межпарламентской Ассамблеи
Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии с местом нахождения ее штаб-квартиры в
Москве было подписано председателями парламентов трех государств 30 сентября
2006 г. в Сухуми.
10 апреля. Бендерский завод
«Прибор» (Приднестровье» в декабре 2003 г. был продан за 0,625 млн. долл. США
одному из самых крупных предприятий российской корпорации «Салют», выпускающего
газотурбинные двигатели для авиационной промышленности.
За это время в перевооружение приднестровского
предприятия было вложено более 2 млн. долл. Заводу, специализация которого –
выпуск точных приборов для судостроения, пришлось значительно изменить профиль.
Заказов очень много, договоры заключены уже до конца
года. Рост объемов производства и заработной платы составляет 30% ежегодно.
«Прибор» изготавливает продукцию не только для
авиационной промышленности, но и так называемой – наземной. Изготовление таких
приборов российские конструкторы доверили именно приднестровским мастерам.
Но и проблемы на заводе существуют, в частности, это
проблема в молодых профессионалах. Сейчас штат состоит в основном из опытных, но
пожилых сотрудников. Поэтому руководство Бендерского «Прибора» приглашает на
работу молодежь.
10 апреля. Совет Федерации
РФ готов рассмотреть обращение парламентов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии
с просьбой распространить действующие в России национальные проекты на
российских граждан в непризнанных республиках, заявил зампредседателя СФ
А.Торшин, принимавший участие в работе второго пленарного заседания
Межпарламентской ассамблеи трех республик, образовавших сообщество «За
демократию и права народов».
По его словам, «это предложение найдет отклик в России».
А.Торшин отметил «необходимость разработать механизм, который приведет данное
обращение к конкретным действиям». «Более того, такого рода инвестиции станут
выгодным вложением средств Российской Федерацией, и это позволит стабилизировать
миграционные потоки из этих республик», – подчеркнул он.
В Абхазии проживают около 200 тысяч граждан РФ, в
Приднестровье – около100 тысяч, в Южной Осетии – более 50 тысяч.
11 апреля. Президент РМ
В.Воронин внес в парламент страны ряд предложений, направленных на либерализацию
экономики: в частности, он призывает провести в республике амнистию капитала,
налоговую амнистию, а также установить нулевую ставку налога на прибыль.
Предлагаемая амнистия, по его замыслу, должна быть
доступной для всех граждан страны и распространяться на все формы капитала: от
денежных средств до недвижимости. За легализацию В.Воронин планирует взимать 5%
от суммы, которую владелец пожелает вывести из "тени".
Налоговая амнистия, по словам президента, также должна
носить масштабный характер: ее планируется распространить на все виды
общегосударственных налогов и сборов. "Мы подводим под прошлым жирную черту, -
заявил Воронин, - государство и бизнес начинают новую жизнь, не отягощенную
конфликтами".
Президент отвел депутатам десять дней на то, чтобы
рассмотреть его инициативу. Этот срок, по его мнению, является достаточным,
чтобы парламентарии и все общество "оценили масштаб и необратимость готовящихся
перемен".
11 апреля. Президент РМ
В.Воронин принял посла США в Молдове М.Кирби. В ходе встречи были обсуждены
аспекты, касающиеся выполнения предварительного плана и разработки предложений
Республики Молдова о ее участии в Программе "Вызовы тысячелетия".
Стороны обменялись также мнениями о перспективах
приднестровского урегулирования, отметив в этом контексте важность поддержания
существующего формата "5+2" в процессе переговоров, предоставляющего гарантии
окончательного политического решения конфликта.
11 апреля. Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России разрешила
полномасштабный экспорт молдавской растениеводческой продукции, сообщили в
Минсельхозе РМ. Соответствующий протокол был подписан во время пребывания в
Москве делегации министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности
Молдавии.
Поставки растениеводческой продукции в РФ будут
осуществляться через контрольно-пропускные пункты Брянска.
До 2005 г. Молдавия экспортировала в Россию 80% из
ежегодно выращиваемых 350 тыс. тонн овощей и 500 тыс. тонн фруктов.
11 апреля. Украинское
правительство одобрило проект соглашения с Молдовой и Еврокомиссией по продлению
мандата миссии Европейского Союза на украино-молдавской границе до 2010 г.,
сообщил первый замминистра иностранных дел Украины В.Огрызко.
Посол Молдовы на Украине С.Стати отмечает улучшение
функционирования пограничных служб на украино-молдавской границе в связи с
деятельностью этой миссии.
12 апреля. В этот день, 63
года назад, советскими войсками был освобожден от немецко-фашистских захватчиков
и румынских оккупантов город Тирасполь.
12 апреля. Объединенная
контрольная комиссия вернулась к рассмотрению вопроса о задержании молдавскими
полицейскими 4 марта с.г. военнослужащего миротворческого контингента ПМР. В
настоящее время он находится в изоляторе молдавской полиции. Ему предъявлено
обвинение по одной из статей Уголовного кодекса РМ.
В ближайшее время представители военного командования
Совместных миротворческих сил и миссии ОБСЕ в РМ планируют встретиться с
арестованным. Удивляют обстоятельства задержания приднестровского миротворца.
Более трех недель молдавская полиция фактически скрывала этот факт. О задержании
не были проинформированы ни военный комендант г. Бендеры, ни бендерская милиция,
ни родственники.
12 апреля. Исполняющий
обязанности генерального примара (мэра) Кишинева В.Иордан будет кандидатом
Партии коммунистов РМ на должность столичного градоначальника на предстоящих в
Молдове 3 июня местных выборах.
Обозреватели считают, что основная борьба развернется
между Иорданом, вице-председателем Либеральной партии Д.Киртоакэ, одним из
лидеров Демпартии В.Филатом и представителем Альянса «Наша Молдова»
(предполагается, что им станет Л.Бужор).
12 апреля. Центральная
избирательная комиссия Молдовы утвердила список из 27 зарегистрированных в
министерстве юстиции партий и социально-политических организаций, которые примут
участие 3 июня в местных выборах.
«К предстоящим местным выборам создается 35 окружных
избирательных советов, они начнут регистрировать кандидатов на посты мэров сел и
городов, депутатов местных советов».
В состав каждой комиссии войдут представители окружных
судов, местных советов и представленных в парламенте партий, согласно их
пропорциональному представительству.
Всего в ходе выборов планируется избрать 898 сельских и
городских руководителей. Одна из главных интриг нынешней кампании – выборы мэра
Кишинева, где проживает треть населения страны и сосредоточено 80% ее
экономического потенциала.
12 апреля. Пять
молдавских компаний принимают участие в Х международной специализированной
выставке-ярмарке вин, ликеро-водочных изделий, слабоалкогольных и безалкогольных
напитков, технологий, сырья и оборудования "Вина и Напитки-2007", проходящей в
Краснодаре (Россия).
13 апреля. Президент РМ
В.Воронин совершил поездку в село Кочиеры Дубоссарского района (находится под
юрисдикцией молдавских властей), где принял участие в открытии
машинно-технологической станции (МТС). На мероприятии присутствовали министр
сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ А.Городенко, министр транспорта
и дорожного хозяйства В.Урсу, председатель Центрального союза потребительских
кооперативов "Молдкооп" В.Карауш.
В своем выступлении президент подчеркнул, что открытие
МТС активизирует процесс консолидации сельскохозяйственных угодий в селе
Кочиеры, уточнив, что данная цель обозначена в Национальной программе
"Молдавское село", разработанной для улучшения социально-экономической ситуации
в сельской местности.
Глава государства отметил, что программой
предусматривается проведение до 2009 года полной газификации всех сел в стране,
обеспечение качественной водой, строительство современных трасс, ремонт дорог,
домов культуры, медико-санитарных учреждений и детских садов.
В контексте приднестровской проблематики В.Воронин вновь
подтвердил, что территориальная реинтеграция страны постоянно находится в центре
внимания государственного руководства.
13 апреля. Сопредседатель
ОКК от России В.Шанин вновь получил повестку в Арбитражный суд города Кишинёва.
Первую повестку в суд он получил в марте. Вместе с ним повестки получили члены
делегации Молдовы и украинские наблюдатели в ОКК.
Истцом выступает предприятие "Moldeco-Nistru-Flota", чьи
хозяйственные права, по мнению фирмы, были нарушены в результате урегулирования
конфликта весной 2006 г. Тогда ОКК была вынуждена вмешаться в хозяйственный
спор, который едва не закончился вооружённым конфликтом между милицией и
полицией.
По словам В.Шанина, молдавским судьям, перед тем, как
присылать дипломатам повестки, необходимо изучить Венскую дипломатическую
конвенцию. "Год назад мы не дали пролиться крови на территории Варницкого порта.
Дай Бог, чтобы мы каждый день находили такие решения. Меня, как старшего
советника посольства Российской Федерации, никто не имеет права вызывать ни в
один суд на территории Республики Молдова. Единственная мера, которую вправе
принять в отношении меня - это объявить персоной нон-грата и выслать их
страны".
Деньги на приднестровскую «революцию» - в Кишиневе не оставляют надежд на цветной сценарий в Тирасполе
03.04.2007.
Ольвия-пресс (Тирасполь)
Олег Елков
В начале прошлой недели в молдавской столице прошла
конференция по Приднестровью. Ее участниками стали власти Молдовы, послы
европейских стран и эксперты. Кишинев обозначил на форуме свой стратегический
вектор: молдавская власть будет бороться с Россией и Приднестровьем. И в этой
борьбе Кишиневу должны помочь его «приднестровские друзья».
«Кто виноват?» и «Что делать?» – на эти главные вопросы
форума у молдавской власти уже был заготовлен ответ. Конференцию по
Приднестровью эксперты из Кишинева превратили в судебный процесс над Москвой. В
кишиневской версии современные дни и история получили свою трактовку.
«Меня удивило, насколько искаженно представители Молдовы
давали хронологическую оценку молдо-приднестровского конфликта, – рассказал
участник конференции, старший научный сотрудник центра социальных и политических
исследований «Перспектива» Михаил Кушаков в интервью информационному агентству
«Ольвия-пресс». – Более того, договорились до того, что сторонами конфликта были
названы не Молдова и Приднестровье, а Россия и Молдова. В частности,
представители молдавской стороны настаивали на том, что Россия в этой ситуации
была агрессором».
На основе такой, построенной в Кишиневе, картины
молдавская власть вынесла свой приговор. Мариан Лупу, спикер парламента, озвучил
набор условий, при которых Молдова сможет вернуть Приднестровье. Объединяет их
общая мысль: чтобы решить вопрос по кишиневским планам, надо убрать
Россию.
«Все те заявления, которые озвучил Лупу, носят явно
антироссийский характер, поскольку они требуют, чтобы миротворческая российская
операция была заменена, чтобы Россия вывела свои войска, чтобы ОБСЕ открыто
могла вмешиваться в жизнь ПМР, и они требуют, чтобы в Бендерах было открыто
представительство ЕС, которое создавало бы благожелательный имидж этой
организации», – отметил в интервью агентству «Ольвия-пресс» директор Центра
социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский.
Европейский центр в Бендерах – это особая тема. В
Молдове такие центры открыты в трех городах – Кишиневе, Кагуле и Бельцах. За их
красивой информационной вывеской, считают эксперты, скрывается геополитика. В
своем роде это структуры переработки сознания – внушать населению, что Молдова –
это Европа, а Россия – это чужая цивилизация. Об их специфических целях говорит
и такая деталь. Открыть структуру ЕС в Приднестровье молдавские власти, похоже,
хотят партизанским путем. О том, что Кишинев намерен разместить такой центр в
Бендерах, руководство приднестровского города узнало из прессы.
«Мы не получали никакой официальной информации о
намерении Молдовы открыть у нас такой центр, – сообщил агентству «Ольвия-пресс»
глава государственной администрации города Бендеры Вячеслав Когут. – Видимо,
заявления о намерении открыть такой центр в Бендерах – это некая
демонстрация со стороны властей Молдовы того, что они, мол, определяют все в
этом городе. Но это не так. Бендеры являются неотъемлемой частью ПМР, и все то,
что происходит в городе, в том числе связи с другими государствами
осуществляются в рамках законодательного поля нашей республики».
Бендеры уже знакомы с работой молдавских структур,
которые действуют в городе фактически незаконно. Источник преступности и
напряженности – в него превратилась сегодня молдавская полиция. Возможно, для
европейского центра Кишинев приготовил другую роль – рассказывать, как хорошо
Приднестровью будет в единой и европейской Молдове. На конференции в Кишиневе
молдавский «реинтегратор», министр Василий Шова посетовал, что у приднестровских
жителей неверное представление о планах молдавских властей. «Мы хотим для вас
стабильности и мира» – говорят в воронинской команде. О «мире и стабильности»
Василий Шова уже говорил, вспоминают в Бендерах. В 92-м именно он приехал в
город обещать приднестровцам, что молдавская власть не желает крови. В Бендерах
тогда поверили. А вечером в город вошла молдавская армия.
«Видимо, Василий Владимирович запамятовал те события, в
которых ему пришлось принять участие 19 июня 1992 года, – вспоминает Вячеслав
Когут. – В тот день до обеда Шова приехал в Бендерский исполком с так называемой
миротворческой миссией, чтобы довести до нас решение парламента РМ об
исключительно мирном решении конфликта. Кстати, в материалах конференции,
которая прошла сейчас в Кишиневе, тоже много говорится о том, что
урегулирование, с их точки зрения, приднестровского конфликта должно
осуществляться «исключительно мирным путем». Так вот, это уже было 15 лет назад:
до обеда нам говорили о том, что все будет мирно, а к вечеру в Бендерах начались
боевые действия».
На конференции в Кишиневе политики из европейских стран
предложили молдавским властям рецепт: Молдове надо привлечь Приднестровье чем-то
хорошим. К примеру, высоким уровнем жизни или гражданской свободой. Но сами же
эти политики и признают: Молдове, где половина людей ищет лучшую жизнь за
границей и где политические репрессии – это обычное дело, такой Молдове нечего
нам предложить. Этот рецепт – о том, чтобы чем-то привлечь приднестровцев –
сегодня используют по-другому. Высокий уровень жизни молдавская власть обещает
для тех, кто согласен помочь Кишиневу в «реинтеграции». Многие годы на деньги
западных фондов в Приднестровье пытались создать целую сеть неправительственных
структур – НПО. По уже отработанной схеме, это первый этап для «цветной
революции». На кишиневском форуме власти Молдовы дали понять, что отныне такая
работа получит поддержку на государственном уровне.
«В Кишиневе на этой мартовской встрече были обозначены
те методы, которые будут применяться против нас в ближней, средней и
долгосрочной перспективе, – отметил в интервью агентству «Ольвия-пресс» директор
приднестровского филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. –
Главные из них – это максимально поддерживать готовые сотрудничать с Западом и
Молдовой общественные организации в Приднестровье – и организационно, и
финансово. Для этого планируется наращивать суммы грантов, выделяемых на их
деятельность на территории ПМР, обеспечить их подготовку за пределами
Приднестровья на соответствующих тренингах и семинарах. Дело в том, что на
территории ПМР они не чувствуют себя уютно, потому что само общество отторгает
их. Общество не готово воспринимать пятую колонну, которая, по сути, предает
идеи республики, поэтому ее готовят за пределами республики».
Кишиневский форум стал важным этапом в такой работе. О
его настоящих целях многое может сказать состав организаторов. Кроме молдавских
спонсоров, это Департамент по международному развитию – DFID. В Молдове его
работу координирует британское посольство. DFID спонсирует сегодня трехлетний
проект в Приднестровье. Общий бюджет проекта – 5 миллионов фунтов стерлингов.
Среди главных задач – развитие связей между гражданским обществом Молдовы и
Приднестровья. На деле, считают эксперты, это все та же дорога к «цветному
сценарию».
«Технология, если ее выразить несколькими тезисами,
сводится к следующему: это подкуп приднестровских НПО через выделение грантов,
это организация выездов лидеров и членов НПО за пределы Приднестровья на
различные конференции и семинары, где им внушается ненависть к России и ПМР, и
это оказание правовой и организационной поддержки этим организациям», – говорит
Дмитрий Соин.
Сегодня посольства и фонды Запада работают в Тирасполе
не только с НПО. Одна из важных целей – журналисты. Любой журналист – это
возможность влиять через прессу на массовое сознание. Для Молдовы и Запада
привлечь к себе работников пера было бы важным шагом в информационной войне.
Кишиневская конференция стала для этого новым этапом. Среди приглашенных в
молдавской столице были работники и приднестровских СМИ. Это те журналисты, кто
раньше работал в государственных СМИ республики, а позже – на службе частных
структур. Сегодня, считают эксперты, они под особым вниманием Запада.
«Невозможно создать условия для цветной революции,
работая только с НПО, – говорит Дмитрий Соин. – Для этого в процесс подрывной
деятельности надо вовлечь и мозги нации, журналистов – чтобы они идеологически
были готовы в нужный момент перейти на сторону наших противников. Технология
сводится к тому, что этих людей сначала в качестве наблюдателей, в качестве
экспертов приглашают на такие конференции, где с ними начинают общаться, им
делают различные предложения, в том числе финансового плана. Им предлагают
поехать за рубеж, посмотреть Европу. Вначале отношение к нашим представителям
таково, как будто они только что пришли в секту, где к любому человеку будут
относиться хорошо и будут улыбаться. Так же и здесь: когда люди приезжают и
настороженно думают, что вот сейчас нас начнут вербовать – никаких вербовок там
нет, это делается гораздо аккуратнее».
Такой «аккуратной» работой в Молдове заведуют те, кто
когда-то в Тбилиси и Киеве готовил «цветные сценарии». Их имена обычно в тени.
Но иногда они попадаются в прессе и многое могут сказать о том, кто и зачем
финансирует приднестровских друзей Кишинева.
«В этом контексте я хотел бы обратить внимание на
появившееся на днях сообщение о том, кто способствовал переизбранию президентом
Воронина в 2005 году, – говорит директор Центра социальных и политических
исследований «Перспектива» Илья Галинский. – Лидер социал-либеральной партии РМ
Олег Серебрян заявил, что в тот период 3 апреля 2005 года четыре человека
собрались тайно в резиденции Воронина и решали вопрос о его переизбрании на
второй срок. Самое любопытное то, что в числе этих четверых человек, кроме
Рошки, Воронина и Серебряна, оказался бывший сенатор США, который был
организатором оранжевой революции в Украине. То есть этот факт говорит о том,
кто действительно управляет Ворониным, кто привел его к власти, и что вот эта
вся программа, нацеленная на поддержку и подпитку всевозможных оппозиционных сил
в Приднестровье, направляется со стороны США».
Насколько поможет такая стратегия западным спонсорам и
Кишиневу? Купить можно нескольких, но вряд ли они сумеют найти понимание в
обществе. Работу внутри Приднестровья молдавские власти и Запад ведут уже многие
годы. Но революция по-кишиневски у них не сложилась.
«Западники и их союзники в Молдове сталкиваются в
Приднестровье с большими проблемами, – утверждает директор приднестровского
филиала Совета национальной стратегии России Дмитрий Соин. – Почему до сих пор в
Приднестровье, в отличие от других государств, которые стали жертвами цветных
сценариев, такая революция не прошла? Казалось бы, наша республика небольшая, не
самая сильная и к тому же пока не признанная. Но у нас выкованная годами борьбы
идеология. И люди не хотят идти в Молдову, она для нас не привлекательна для
того, чтобы с ней вступать в какие-то отношения».
О том, что деньги на «приднестровскую революцию» – это
бесперспективная трата, все больше говорят и на Западе. На этой неделе в
Тирасполе прошел семинар экспертов из Приднестровья, России и Бухареста.
Румынские экономисты уже провели расчет – о том, сколько денег надо найти для
урегулирования. Как оказалось, под этим процессом политики в Бухаресте видят
совсем не то, что молдавские власти. На семинаре в Тирасполе эксперт из Румынии
назвал, по его словам, самый жизнеспособный вариант.
«Один из прибывших экспертов – это директор
международной организации «Patrir» со штаб-квартирой в Бухаресте Кай
Бранд-Якобсен, который предложил достаточно интересный вариант разрешения
молдо-приднестровского конфликта. По его словам, эксперты многих западных
государств прекрасно отдают себе отчет в том, что Молдова ментально и
исторически близка к Румынии. А Приднестровье ментально и культурно близко к
России. Поэтому идеальным разрешением этого конфликта, по мнению западного
эксперта, было бы, чтобы Молдова под патронажем Румынии постепенно входила в
состав европейского сообщества, а Приднестровье под патронажем России входило
или в состав России, или становилось самостоятельным государством.
Директор центра социальных и политических исследований
«Перспектива» Илья Галинский, комментируя идеи, озвученные на семинаре в
Тирасполе, сказал, что, на взгляд директора «Patrir», это самый благоприятный
сценарий развития молдо-приднестровского конфликта. Вот так откровенно, пожалуй,
впервые на таком высоком экспертном уровне высказывался такой авторитетный
эксперт».
Эксперты в румынской столице уже посчитали, во что
обойдется Европе Большая Румыния – вместе с Молдовой. По меркам Евросоюза, сумма
вполне реальная. Политики в Кишиневе уже предвосхищают события – на прошлой
неделе Либеральная партия решила восстановить разрушенный памятник, который в
тридцатых годах был символом объединения Румынии и Бессарабии. Возможно, считают
эксперты, такой монумент восстановят как раз ко времени – когда единство двух
государств на берегах Прута станет снова реальностью…
Суета сует, а истинное - вечно
06.04.2007.
Независимая Молдова (Кишинев)
Юлия Семенова (Юдович)
Эксклюзивное интервью министра иностранных дел и
европейской интеграции РМ Андрея Стратана
Сегодня исполняется 15 лет со дня установления
дипломатических отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Но
подписанные полтора десятилетия назад официальные документы - лишь дань
установившейся международной практике, в том смысле, что на самом деле
взаимосвязи между нашими странами гораздо шире, глубже и многообразнее, чем те,
которые описаны сухим языком соглашений. Привычная формулировка "Россия - наш
стратегический партнер" охватывает не только сферы политики и экономики.
Невозможно представить себе полиэтническую Молдову без русского языка и русской
культуры, русской истории и русской духовности. Практически у каждого жителя
нашей страны что-то связано с Россией. Именно поэтому наше общество очень
по-личному воспринимает и остро реагирует на любое изменение тональности в
молдо-российском диалоге.
Гераклу не по плечу
- Знаете, на мой взгляд, нельзя ставить во главу угла те
проблемы, которые возникали между нашими странами, - считает министр. -
Временные вопросы не должны влиять на веками складывающиеся отношения. Нельзя
допустить, чтобы из-за короткого замыкания сгорела вся проводка. Для этого
существуют предохранители. От проблем, как от короткого замыкания, никто не
застрахован. У отношений между Молдовой и Россией такие глубокие корни, что ни
один Геракл не сможет повалить это дерево.
- Ну, исторические связи между Молдовой и Россией давно
превратились в своего рода козырь, который выкладывают на стол всякий раз, когда
речь заходит об отношениях между странами. Но давайте попробуем, не заглядывая в
прошлое, охарактеризовать сегодняшние молдо-российские отношения и с этой точки
зрения посмотреть на их развитие.
- Понятно, что каждая страна имеет свои интересы. Исходя
из них и строятся прагматичные, рациональные взаимоотношения. Конечно, сложно
сравнивать взаимоинтересы Молдовы и России, поскольку размеры и экономический
потенциал наших стран несопоставимы. Поэтому не будем кривить душой: мы очень
заинтересованы в развитии и расширении партнерских отношений с Россией. Сегодня
они базируются на довольно прочном и разностороннем фундаменте
договорно-правовой базы, которая, в принципе, включает самые разные сферы
сотрудничества.
Между экономическими агентами обеих стран, между
производственными, торговыми и финансовыми структурами сложились прочные
партнерские отношения. И практика доказывает, что это сотрудничество прошло
проверку не только временем, но и некоторыми "стихийными бедствиями", будь то
какие-либо коллизии политического, экономического, финансового или
конъюнктурного характера.
- Между тем то, что вы называете "коллизиями
политического характера", очень больно ударило по нашей экономике, и именно
политические разногласия стали причиной недавнего охлаждения молдо-российских
отношений.
- Во-первых, каждая сторона, как мне кажется, сделала
соответствующие выводы из событий недавнего прошлого, и это послужило толчком к
сближению. Вы же не станете отрицать, что сегодня ситуация гораздо лучше, чем
еще несколько месяцев назад? А во-вторых, политические разногласия в одних
вопросах не мешают взаимопониманию в других. Так вот, между Молдовой и Россией
сложилось взаимопонимание по большинству других проблем. А о традициях
культурного обмена, научного сотрудничества вообще говорить не приходится. Они
всегда были, есть и, уверен, продолжатся. Кстати, вот сейчас тема на слуху: о
памятниках советским солдатам. Смотрите, даже в самые тяжелые для Молдовы
времена, когда повсюду снимали памятники, напоминавшие о советском прошлом,
здесь никто не посмел снести памятники воинам, погибшим во время войны. И сейчас
руководство государства сделало немало, чтобы увековечить память солдат, павших
во время Второй мировой войны на Шерпенском плацдарме, был реконструирован
мемориал воинской славы "Вечность". Это ведь говорит о чем-то?
В то же время мы прекрасно понимаем, что потенциал наших
взаимоотношений далеко не исчерпывается тем, что есть сегодня.
У России огромный экономический потенциал, и мы
чрезвычайно заинтересованы в развитии наших торгово-экономических отношений, в
их диверсификации. Мы "от" и "до" готовы поддерживать инвестиции российского
капитала в экономику нашей страны. У России огромный рынок, и Молдове очень
выгодно представить на нем свою продукцию. Поэтому, говоря о перспективах наших
взаимоотношений, мы будем стараться всемерно развивать именно эти направления.
Учитывая неоспоримую значимость российской позиции в
разрешении приднестровской проблемы, мы прилагаем все усилия, для того чтобы
Россия смогла реально оценить существующее положение вещей и оказала самое
конструктивное влияние на ход переговорного процесса, вплоть до полного
урегулирования ситуации.
Прекрасно отдавая себе отчет о той важной роли, которую
играет Российская Федерация в региональных и международных делах, мы намерены и
в дальнейшем продолжать сотрудничество в поиске адекватных решений таких сложных
проблем, как международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия,
торговля людьми и так далее.
В принципе, у нас есть все необходимое, для того чтобы
успешно сотрудничать, развивать взаимовыгодные отношения между нашими странами и
путем переговоров и консультаций разрешать любые возникающие противоречия и
проблемы. И я искренне верю, что перспективы молдо-российских взаимоотношений
самые что ни на есть обнадеживающие.
Может ли треугольник быть равнобедренным?
- В одном из интервью вы сказали, что приднестровская
проблема, словно клин, вбилась в отношения между нашими странами и что тормозят
ее решение финансовые интересы ряда российских политиков и олигархов. Как
страдает Молдова от неурегулированности этого конфликта, известно всем. Но ведь
и Россия тоже портит свой имидж в глазах международного сообщества. А какую
выгоду получит РФ, если проблема будет все же благополучно разрешена?
- Молдавская сторона исходит из того, что позиция России
является одним из основных факторов в решении приднестровского конфликта. И если
скоро удастся благополучно разрешить конфликт (а молдавская сторона в этом не
сомневается), то РФ окажется в большом политическом выигрыше. Таким образом
Россия докажет свою способность играть ключевую роль в разрешении затяжных
конфликтов на постсоветском пространстве, и это может служить удачным примером и
в других случаях. Политический вес России в международном плане будет и дальше
расти.
- Какое положение было бы наиболее выгодным для Кишинева
в треугольнике "Молдова - Россия - ЕС"? Многие считают, что этот треугольник не
может быть равнобедренным: такой маленькой стране, как наша, чрезвычайно трудно
удержать политическое равновесие и не попасть в орбиту того или иного гиганта.
Ваше мнение на этот счет?
- Молдова выбрала курс - европейская интеграция.
Обратной дороги нет, и именно такое понимание вещей лежит в основе внутренней и
внешней политики государства. Но это совсем не исключает плодотворного
сотрудничества с партнерами вне ЕС, особенно с Россией. Давайте заменим
дипломатические понятия общечеловеческими. У вас есть друзья детства, и уже в
зрелом возрасте вы подружились с коллегами по работе. Вы что, отвернетесь от тех
людей, с которыми вместе выросли, перестанете поддерживать с ними отношения,
скажете, что теперь у вас другая компания? Если кто так и поступает, то вряд ли
это умный человек и вряд ли новые друзья будут долго с ним общаться. Так и
здесь. Курс Молдовы на евроинтеграцию вовсе не исключает ее дружбы с Россией,
которую - еще раз подчеркиваю - мы очень ценим и которой дорожим. Поэтому эти
вещи вообще нельзя противопоставлять друг другу.
Что же касается равнобедренного треугольника, то в
современном мире все так взаимосвязано и переплетено, что "чистое равновесие"
вряд ли бывает: Действительно, такой маленькой стране, как Молдова, трудно не
попасть в орбиту того или иного гиганта, однако размер страны не всегда является
определяющим фактором, поэтому, по крайней мере, стремиться к равновесию нужно.
Что мы, собственно, и делаем.
- На недавней встрече межпарламентской комиссии в
Кишиневе некоторые российские депутаты выражали сомнение по поводу того, что
рано или поздно наши парламентарии не последуют примеру грузинских коллег и не
проголосуют за вступление в НАТО. Есть гарантии, что этого не произойдет?
- Мне приходилось и раньше отвечать на этот вопрос,
поэтому, наверное, не скажу ничего нового: гарантией сохранения нынешнего status
quo является принцип нейтралитета, закрепленный в Конституции Республики
Молдова. Коротко, ясно и надежно. Мы сотрудничаем с НАТО, но, как всем известно,
большей частью в гуманитарной сфере.
Вообще же, утверждение, что стремление Республики
Молдовы к членству в Европейском союзе автоматически предполагает и вступление в
Североатлантический альянс, в корне неверно. Кстати, некоторые члены Евросоюза
не являются членами НАТО, и ничего, живут. Хочу обратить ваше внимание на один
немаловажный, по-моему, нюанс, который, почему-то упускается из вида.
Руководство альянса никогда не утверждало, что видит Молдову в какой-либо
перспективе в своих рядах. Это как раз тот самый случай, когда сложившийся
уровень сотрудничества между Республикой Молдова и НАТО вполне устраивает обе
стороны. Соответственно, проведение параллелей с другими странами в данном
случае не вполне корректно.
К вопросу о гастарбайтерах
- Статистика говорит, что подавляющее число молдавских
гастарбайтеров работает на территории России. По данным российской "Независимой
газеты", только в Москве сегодня находятся около 300 тысяч граждан РМ. Тем не
менее, после введения РФ 15 февраля 2007 года новых миграционных правил Молдова
никак не отреагировала, в отличие от других стран СНГ, где либо приняты на этот
счет правительственные решения, либо откомандированы в Москву депутаты или
эксперты для переговоров с соответствующими федеральными службами о дальнейшей
судьбе соотечественников. Ситуация с гастарбайтерами находится вне поля зрения
нашего правительства?
- Нет, позвольте с этим не согласиться. Необходимо
учитывать, что процесс миграции трудовых ресурсов - явление довольно сложное,
неоднозначное и зависящее от многочисленных факторов. А эта многогранность
феномена исключает возможность скоропалительных решений и сиюминутных
результатов. Молдова пытается найти взаимоприемлемые решения, которые, с одной
стороны, будут гарантировать нашим гражданам достойные условия труда, социальной
защиты и соблюдения их прав на территориях других государств, а с другой, -
будут устраивать наших партнеров. И в этом смысле мы продолжаем переговоры и с
Россией, и с другими странами, где работают наши соотечественники, и надеемся на
достижение желаемых результатов.
- Может ли Посольство РМ в Москве помочь нашим
соотечественникам, которые не смогли легализоваться в России, и если да, то в
чем?
- Честно говоря, возможности влияния Посольства РМ в
Москве в этом плане довольно ограниченны. Не стоит забывать, что легализация
иностранных граждан - это сугубо внутреннее дело каждого государства, которое
принимает соответствующие решения исходя из своих интересов. Другими словами,
посольство не может напрямую решить проблему легализации, так как это не входит
в его компетенцию. Конечно, если у кого-то возникают серьезные проблемы,
представители нашей дипмиссии пытаются помочь, естественно, не вмешиваясь во
внутренние дела другого государства. Вообще же, посольство оказывает все виды
консульских услуг нашим соотечественникам, которые живут и работают в России,
кроме того, оно призвано внимательно следить за тем, чтобы по отношению к
гражданам Республики Молдова не наблюдалось дискриминации, не нарушались
двусторонние договоренности между нашими странами.
Об имидже и о себе
- К сожалению, в глазах многих россиян сложился не самый
привлекательный имидж Молдовы. Что, по-вашему, нужно сделать, чтобы изменить эту
ситуацию?
- Смею вас уверить, что если ваше утверждение верно, то
в этом мало вины молдавской стороны. Но, в любом случае, мы прекрасно осознаем,
что, несмотря на сложившуюся конъюнктуру, нам необходимо активнее продвигать
имидж Республики Молдова не только в России, но и в других странах. Как это
сделать - другой вопрос, причем зачастую зависящий от финансовых вложений.
Понятно, что в эпоху свободной конкуренции имидж или бренд любой компании или
целой страны стоит очень дорого, и его необходимо развивать, улучшать и
продвигать.
Политологи часто используют термины "hard power"
("жесткая сила") и "soft power" ("мягкая сила"). Первая предполагает навязывание
своей воли, своих ценностей путем силового давления, неважно какого -
политического или экономического. Второй путь - в повышении привлекательности
страны в глазах международного сообщества. Если женщина для создания своего
образа использует макияж, то здесь образ создается с помощью культурных,
нравственных, научных, социальных ценностей. Я глубоко убежден, что этот путь
как раз для Молдовы. Мы показываем всему миру красоту наших мест, трудолюбие и
гостеприимство наших людей, глубину нашей культуры и перспективы нашей научной
мысли. Правительство ведет активные поиски форм и методов продвижения имиджа
Молдовы, которые при высокой эффективности соответствовали бы нашим финансовым
возможностям.
Уже проторенная дорожка - мероприятия, связанные с
культурным обменом, творческие и научные фестивали и конференции, спортивные
соревнования. Думаю, немаловажно, чтобы средства массовой информации - как наши,
местные, так и российские, - объективно отражали бы то, что на самом деле
происходит в нашей стране, а не использовали какие-то навязанные клише или
непроверенные "жареные" факты. Я уверен, что такой подход был бы на пользу всем
- и Молдове, и нашим российским партнерам, поскольку реальные знания о других
народах, об их культуре, быте, пусть даже и о проблемах, безусловно, обогащают
каждого человека.
- Андрей Васильевич, а что лично вас связывает с
Россией?
- Такой странный вопрос, что даже затрудняюсь с ответом.
Жизнь. Как это объяснить? Я родился и вырос в Молдове, но русский язык знаю с
детства. В школе учился на молдавском, в институте - на русском, когда готовил
диссертацию, занимался с московскими профессорами. Люблю русскую литературу,
классику очень хочется перечитать, времени не хватает. Люблю русский театр,
российский кинематограф. Люблю Санкт-Петербург.
В России у меня много друзей, родственников. Ветви нашей
семьи переплелись с русскими: мой родной дядя привез себе жену из России, их
дети с легкостью общаются на любом из двух языков. Мой сын учится в лицее, где
один из языков преподавания и общения - русский. То есть я никогда специально не
задумывался, что лично меня связывает с Россией. Да, наверное, никто из наших
соотечественников не ставил перед собой такого вопроса. Россия есть у нас, и
все. И разве ее можно отобрать? Отрезать? Вычеркнуть? Нет, конечно. Смешно и
бессмысленно даже говорить об этом.
Русины были, есть и будут!
Заявление Общественной организации «Русь» по поводу
начавшейся на Украине кампании против русинского движения
Принято на заседании правления Общественной Организации
«Русь» 26.03.2007, г. Кишинев, Республика
Молдова
Правление Общественной организации «Русь» поздравляет
наших братьев - русинов Закарпатья с успехом на пути возрождения русинской
идентичности. Мы приветствуем гражданское мужество и национальное сознание
депутатов Закарпатской областной Рады, позволивших себе, вопреки
административному и политическому давлению официального Киева, признать
существующую реальность. Хотя главное, кем мы, русины, сами себя считаем. Мы
никогда не забывали, что мы русины.
Вы прорвали заговор молчания, установленный властями
ряда государств Европы после 1918 г. Вы открыто сказали это в государстве,
которое пытается подавить наше русинское сознание, стереть нашу историческую
память.
Вызывает недоумение импотенция официального Киева по
части признания существующих национально-политических реалий Украины, правды ее
этнической истории, стремление извратить историю Руси.
Публичное признание давно известных истин покажет, что
русины не являются малочисленным, несчастным и всеми игнорируемым этносом. У нас
есть достойное место в истории славянских и других европейских народов.
Мы осуждаем развернутую шовинистическими силами Украины
шоу-кампанию по искусственной политизации вопроса о нашем праве на публичную
национальную самоидентификацию, признанном международным сообществом.
Попытки подавить русинское сознание имеет место и в
других государствах. Кампания официального Киева, направленная на подавление
русинского Возрождения распространяется и на Молдавию. Мы хорошо понимаем Вас и
желаем Вам стойкости и мужества в борьбе за наше правое дело.
Русины были, есть и
будут!
Президент
Общественной организации «Русь» С.Г. Суляк.
«Зачем помогать цыпленку?»
11.04.2007.
Ника-пресс (Кишинев)
Прошедшая в конце марта в Кишиневе международная
конференция на тему «Приднестровский вопрос и европеизация Молдовы»,
организованная кишиневской Ассоциацией по внешней политике, показала, что не все
так гладко в решении названных проблем, как это было представлено в отчетах с
форума отдельными молдавскими СМИ. Помимо выступлений спикера парламента РМ
Мариана Лупу, который в своем выступлении сделал попытку представить элементы
некоего нового плана решения молдо-приднестровской проблемы, а также министра
реинтеграции Василия Шовы, который заявил о неизбежном прорыве в переговорах
между Кишиневом и Тирасполем, на конференции сделала доклад и Марианне Микко –
депутат Европарламента, председатель парламентской комиссии по сотрудничеству
Молдовы и ЕС.
Официальный представитель Евросоюза высказала ряд,
возможно, спорных суждений, однако тот факт, что Марианне Микко приезжает в
Молдову уже четырнадцатый раз, а Приднестровье знает не только из рассказов
кишиневских чиновников, но и имеет опыт общения с приднестровцами разных рангов
и положения, то к ее мнению прислушаться стоит.
В частности, она заметила, что решение «приднестровского
вопроса» следует искать Кишиневу в экономической плоскости, поскольку «теперь
даже бедный приднестровец более богат, чем бедный житель Молдовы». И если бы,
считает депутат, РМ была более богатой и более демократичной, чем Россия, то
приднестровцы имели бы хорошую возможность выбора в происках заработка; но
сегодня ей надо стать просто более богатой, чем Приднестровье, чтобы получить
реальный шанс для объединения страны.
Экономическое процветание, демократия и правовые нормы в
Молдове – это сейчас лучший шанс для интеграции, считает Микко, а все
другие способы и направления деятельности носят экстенсивный характер и не могут
сегодня быть эффективными.
По ее мнению, план действия «Молдова-ЕС» был создан как
инструмент для Молдовы, чтобы достигнуть европейских стандартов в экономическом
процветании, демократии и правовых нормах. Она напомнила, что приблизительно два
года назад президент Воронин уверял в готовности Молдовы упорно трудиться
для реализации этого плана и пройти сложный процесс европейской интеграции. И
сейчас Молдова может рассчитывать на нашу поддержку ее усилий, сказала Микко, но
и обратила внимание на применение главного со стороны ЕС - чем больше усилии,
тем больше поддержка. В конце концов, если цыпленок не хочет пересечь дорогу,
нет смысла ему в этом помогать, сказала депутат.
В заключение доклада она отметила (перевод с английского
неофициальный): «Я вижу, что пришло время говорить открыто и прямо. Молдова не
может рассчитывать на привлечение третьих лиц, несущих ответственность за ее
продвижение к ЕС. Мы не считаем возможным делать эту работу за кого-то, мы не
поощряем зависимость, и вместо того, чтобы давать рыбу, мы даем рыболовный
крючок и удочку. Позвольте подвести итог и повторить. Лучший шанс воссоединения
- это еще и желание жителей Приднестровья… Это возможно достичь только тогда,
когда жизнь в РМ станет лучше, чем в Приднестровье и России. Поэтому Молдова
больше нуждается в действиях, чем в словах. Но если в ближайшее время
активная часть населения страны найдет свою долю в Европе или же в России,
то такой процесс скоро может стать необратимым».
«Осуществляемые под руководством России миротворческие операции должны быть примером для подражания»
10.04.2007.
Ольвия-пресс
Доклад
спецкомиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-государств - участников
Сообщества "За демократию и права народа"»
Парламентарии Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья
считают необходимым обратиться к международным организациям с просьбой не
допустить изменения формата миротворческих операций в зонах
молдо-приднестровского, грузино-абхазского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих сил со стороны
руководства Грузии и Молдовы. Такие выводы содержатся в докладе специальной
комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Сообщества "За
демократию и права народа", посвященном анализу миротворческих операций на их
территориях. Доклад был представлен на втором пленарном заседании ассамблеи в
Москве 9 апреля с.г.
В документе говорится:
"Колоссальные по своим масштабам геополитические
изменения, которые произошли в конце 20 века, привели к исчезновению с карты
евразийского континента или трансформации многих государств. В результате
дезинтеграции Советского Союза образовалось 15 независимых государств, два из
которых - Грузия и Молдова, на момент провозглашения ими независимости, де-факто
уже не существовали в границах бывших Грузинской и Молдавской ССР. Еще до
ликвидации СССР там резко обострилась общественно-политическая обстановка, а
принятие в 1989 - 1991 годах Верховными Советами ГССР и МССР ряда
дискриминационных законов привело к массовым нарушениям основополагающих прав
человека в отношении абхазского, осетинского и приднестровского населения.
Конфронтация приобрела настолько острые формы, что единственной формой защиты
населения от насилия и уничтожения явилось образование независимых Республики
Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия.
Правовым основанием этого послужило и то, что в разные исторические времена они
обладали статусом как автономных, так и независимых государственных образований.
Однако международное сообщество проигнорировало это чрезвычайно важное
обстоятельство, отдав предпочтение принципу территориальной целостности Грузии и
Молдовы, а не праву народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на
самоопределение. И это не могло не привести к трагическим последствиям.
Пришедшие к власти в Грузии и Молдове национал-экстремистские силы не замедлили
воспользоваться этим обстоятельством для активизации, под предлогом
восстановления территориальной целостности, широкомасштабных боевых действий с
целью уничтожения РА, ПМР и РЮО. Причем, по мере эскалации противостояния, в
отношении мирного населения этих государственных образований использовались
жестокие репрессивные меры, которые нельзя классифицировать иначе, как геноцид.
Ввод грузинских и молдавских вооруженных формирований сопровождался массовым
насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством и
похищением заложников.
Несмотря на то, что вооруженные конфликты в этих
регионах повлекли гибель многих тысяч людей, а позиции сторон становились все
более непримиримыми, международное сообщество, увлеченное наблюдением за
распадом советской сверхдержавы, не оказывало должной помощи, соответствующей
сложившейся ситуации, по прекращению кровопролития. Основные усилия в этом
направлении предпринимались до 21 декабря 1991 года руководством СССР, а затем -
Российской Федерации, которое стремилось придерживаться беспристрастной,
взвешенной позиции, осудило применение репрессий против населения, попытки
силового решения политических разногласий, массовые и грубые нарушения прав
человека. Эта позиция была сформулирована в ряде заявлений Президента,
Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный
призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликты путем переговоров. По
инициативе Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина были активизированы
контакты с главами конфликтующих государств. В результате это привело к
подписанию ряда соглашений о мирном урегулировании конфликтов, прекращении огня
и разъединении вооруженных сил сторон, важнейшими из которых являются Московское
соглашение от 21 июля 1992 года, Дагомысское соглашение от 24 июня 1992 года,
Сочинское соглашение от 27 июля 1993 года и Московское соглашение от 14 мая 1994
года.
В результате реализации достигнутых договоренностей были
созданы Коллективные силы по поддержанию мира, Совместные миротворческие силы и
Смешанные силы по поддержанию мира, которые были введены соответственно в зоны
грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов. Миротворческие операции по прекращению боевых действий, установлению
и поддержанию мира учитывали специфику обстановки в регионах и особенности
местных условий. Исходя из этого, были созданы органы управления миротворческими
операциями, приняты решения по количественному составу и оснащению подразделений
миротворческих сил. Определены места их дислокации, границы зон безопасности,
зон ограничения вооружений, зон контроля, районов с повышенным режимом
безопасности, расположения постов, формы использования военных наблюдателей,
взаимодействия с местными органами власти, правоохранительными органами сторон,
а также с военными наблюдателями Миссий ООН и ОБСЕ.
Форматы проведения миротворческих операций в этих
регионах имеют свои отличия, связанные с особенностями обстановки и уровню
противостояния сторон. Однако во всех регионах деятельность сформированных
миротворческих сил доказала свою высокую эффективность, так как позволила решить
главнейшую задачу - остановить боевые действия, развести вооруженные
формирования конфликтующих сторон и создать условия для переговорного процесса о
мирном урегулировании конфликтов. Необходимо особо подчеркнуть, что основную
роль в выполнении этой чрезвычайно сложной задачи миротворческой операции
выполнила именно российская сторона и её миротворческие силы.
Однако, перманентно обостряющаяся неспособность властей
Грузии и Молдовы договариваться, их отказ от ранее подписанных соглашений,
применение двойных стандартов к участникам переговорного процесса со стороны
даже международных организаций, приводила к его пробуксовкам и срывам. Не
способствовали прогрессу в достижении полномасштабного политического
урегулирования и контрпродуктивные, в ряде случаев откровенно провокационные,
действия со стороны Грузии и Молдовы. Причем особую опасность представляет
экстремизм властей Грузии, которые используют вооруженные формы провокаций,
диверсий и террора в отношении гражданского населения и представителей различных
государственных структур Абхазии и Южной Осетии, а также военнослужащих
миротворческих сил Российской Федерации. Власти Молдовы, поощряемые и
подстрекаемые некоторыми европейскими и международными организациями, также все
активнее задействуют методы давления и принуждения, вводя в практику
использование санкций и блокад в отношении ПМР.
Используя фактор непризнанности наших республик,
правящие режимы Грузии и Молдовы целенаправленно дезинформируют международное
сообщество, формируя искаженное представление о причинах конфликтов и
сложившейся в настоящее время ситуации в регионах, в том числе и о деятельности
миротворческих сил. При этом все отчетливее просматривается основная цель -
компрометация миротворческой роли России. Публичные заявления руководства Грузии
и Молдовы сопровождаются чрезвычайно опасными практическими действиями по
разбалансированию и слому всех механизмов управления миротворческими операциями
и ослаблению влияния России на мирное политическое урегулировании этих
конфликтов. Резкому обострению обстановки способствуют и контрпродуктивные
постановления Парламента Грузии от 18 июля 2006 года о выводе миротворческих сил
России и замены их международным полицейским контингентом. Попытки принятия
аналогичных постановлений предпринимались летом 2006 года и в парламенте
Молдовы.
Одновременно проводится активное наращивание военного
потенциала силовых структур, форсируется подготовка личного состава вооруженных
сил и полицейских формирований Грузии и Молдовы, в том числе в рамках программы
НАТО "Партнерство ради мира". В практическую плоскость переведено принятое
организацией ГУАМ решение о создании совместных миротворческих сил этих стран.
Безусловно, использование таких "миротворческих сил" приведет только к
обострению и дестабилизации обстановки в зонах конфликтов. Ибо в ответ на их
создание непризнанные государства также были вынуждены принять решение о
формировании своих совместных миротворческих сил, которые будут использованы в
случае необходимости. Очевидно, что это приведет не к укреплению мира,
безопасности и доверия между сторонами, а к прямо противоположному результату -
конфронтации миротворческих сил государств, которые являются сторонами в
конфликтах, возобновлению боевых действий и гуманитарной катастрофе.
К аналогичному результату приведет и замена российских
миротворческих контингентов, по праву пользующихся заслуженным за полтора
десятилетия эффективной деятельности авторитетом и доверием населения, на иные
миротворческие подразделения иностранных государств. Международное сообщество
критически оценивает сегодня миротворческие операции, сопровождающиеся
широкомасштабными войсковыми и полицейскими операциями, направленными на
принуждение одной из сторон конфликта к урегулированию на неравноправной основе,
к миру на коленях, как это имеет место в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и
ряде других стран. На этом фоне осуществляемые под руководством России
миротворческие операции должны быть примером для подражания, а не подвергаться
нападкам со стороны руководства Грузии, Молдовы и некоторых других государств и
международных организаций.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Межпарламентской
Ассамблеи Сообщества "За демократию и права народов" полагает необходимым
обратиться в адрес авторитетных международных структур с настоятельной просьбой
не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах
грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих контингентов со
стороны руководства Грузии и Молдовы".
|