«Осуществляемые под руководством России миротворческие операции должны быть примером для подражания»
10.04.2007.
Ольвия-пресс
Доклад
спецкомиссии Межпарламентской Ассамблеи государств-государств - участников
Сообщества "За демократию и права народа"»
Парламентарии Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья
считают необходимым обратиться к международным организациям с просьбой не
допустить изменения формата миротворческих операций в зонах
молдо-приднестровского, грузино-абхазского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих сил со стороны
руководства Грузии и Молдовы. Такие выводы содержатся в докладе специальной
комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Сообщества "За
демократию и права народа", посвященном анализу миротворческих операций на их
территориях. Доклад был представлен на втором пленарном заседании ассамблеи в
Москве 9 апреля с.г.
В документе говорится:
"Колоссальные по своим масштабам геополитические
изменения, которые произошли в конце 20 века, привели к исчезновению с карты
евразийского континента или трансформации многих государств. В результате
дезинтеграции Советского Союза образовалось 15 независимых государств, два из
которых - Грузия и Молдова, на момент провозглашения ими независимости, де-факто
уже не существовали в границах бывших Грузинской и Молдавской ССР. Еще до
ликвидации СССР там резко обострилась общественно-политическая обстановка, а
принятие в 1989 - 1991 годах Верховными Советами ГССР и МССР ряда
дискриминационных законов привело к массовым нарушениям основополагающих прав
человека в отношении абхазского, осетинского и приднестровского населения.
Конфронтация приобрела настолько острые формы, что единственной формой защиты
населения от насилия и уничтожения явилось образование независимых Республики
Абхазия, Приднестровской Молдавской Республики и Республики Южная Осетия.
Правовым основанием этого послужило и то, что в разные исторические времена они
обладали статусом как автономных, так и независимых государственных образований.
Однако международное сообщество проигнорировало это чрезвычайно важное
обстоятельство, отдав предпочтение принципу территориальной целостности Грузии и
Молдовы, а не праву народов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии на
самоопределение. И это не могло не привести к трагическим последствиям.
Пришедшие к власти в Грузии и Молдове национал-экстремистские силы не замедлили
воспользоваться этим обстоятельством для активизации, под предлогом
восстановления территориальной целостности, широкомасштабных боевых действий с
целью уничтожения РА, ПМР и РЮО. Причем, по мере эскалации противостояния, в
отношении мирного населения этих государственных образований использовались
жестокие репрессивные меры, которые нельзя классифицировать иначе, как геноцид.
Ввод грузинских и молдавских вооруженных формирований сопровождался массовым
насилием над гражданским населением, террором, грабежами, мародерством и
похищением заложников.
Несмотря на то, что вооруженные конфликты в этих
регионах повлекли гибель многих тысяч людей, а позиции сторон становились все
более непримиримыми, международное сообщество, увлеченное наблюдением за
распадом советской сверхдержавы, не оказывало должной помощи, соответствующей
сложившейся ситуации, по прекращению кровопролития. Основные усилия в этом
направлении предпринимались до 21 декабря 1991 года руководством СССР, а затем -
Российской Федерации, которое стремилось придерживаться беспристрастной,
взвешенной позиции, осудило применение репрессий против населения, попытки
силового решения политических разногласий, массовые и грубые нарушения прав
человека. Эта позиция была сформулирована в ряде заявлений Президента,
Правительства и МИД Российской Федерации, в которых содержался настоятельный
призыв остановить кровопролитие и урегулировать конфликты путем переговоров. По
инициативе Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина были активизированы
контакты с главами конфликтующих государств. В результате это привело к
подписанию ряда соглашений о мирном урегулировании конфликтов, прекращении огня
и разъединении вооруженных сил сторон, важнейшими из которых являются Московское
соглашение от 21 июля 1992 года, Дагомысское соглашение от 24 июня 1992 года,
Сочинское соглашение от 27 июля 1993 года и Московское соглашение от 14 мая 1994
года.
В результате реализации достигнутых договоренностей были
созданы Коллективные силы по поддержанию мира, Совместные миротворческие силы и
Смешанные силы по поддержанию мира, которые были введены соответственно в зоны
грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов. Миротворческие операции по прекращению боевых действий, установлению
и поддержанию мира учитывали специфику обстановки в регионах и особенности
местных условий. Исходя из этого, были созданы органы управления миротворческими
операциями, приняты решения по количественному составу и оснащению подразделений
миротворческих сил. Определены места их дислокации, границы зон безопасности,
зон ограничения вооружений, зон контроля, районов с повышенным режимом
безопасности, расположения постов, формы использования военных наблюдателей,
взаимодействия с местными органами власти, правоохранительными органами сторон,
а также с военными наблюдателями Миссий ООН и ОБСЕ.
Форматы проведения миротворческих операций в этих
регионах имеют свои отличия, связанные с особенностями обстановки и уровню
противостояния сторон. Однако во всех регионах деятельность сформированных
миротворческих сил доказала свою высокую эффективность, так как позволила решить
главнейшую задачу - остановить боевые действия, развести вооруженные
формирования конфликтующих сторон и создать условия для переговорного процесса о
мирном урегулировании конфликтов. Необходимо особо подчеркнуть, что основную
роль в выполнении этой чрезвычайно сложной задачи миротворческой операции
выполнила именно российская сторона и её миротворческие силы.
Однако, перманентно обостряющаяся неспособность властей
Грузии и Молдовы договариваться, их отказ от ранее подписанных соглашений,
применение двойных стандартов к участникам переговорного процесса со стороны
даже международных организаций, приводила к его пробуксовкам и срывам. Не
способствовали прогрессу в достижении полномасштабного политического
урегулирования и контрпродуктивные, в ряде случаев откровенно провокационные,
действия со стороны Грузии и Молдовы. Причем особую опасность представляет
экстремизм властей Грузии, которые используют вооруженные формы провокаций,
диверсий и террора в отношении гражданского населения и представителей различных
государственных структур Абхазии и Южной Осетии, а также военнослужащих
миротворческих сил Российской Федерации. Власти Молдовы, поощряемые и
подстрекаемые некоторыми европейскими и международными организациями, также все
активнее задействуют методы давления и принуждения, вводя в практику
использование санкций и блокад в отношении ПМР.
Используя фактор непризнанности наших республик,
правящие режимы Грузии и Молдовы целенаправленно дезинформируют международное
сообщество, формируя искаженное представление о причинах конфликтов и
сложившейся в настоящее время ситуации в регионах, в том числе и о деятельности
миротворческих сил. При этом все отчетливее просматривается основная цель -
компрометация миротворческой роли России. Публичные заявления руководства Грузии
и Молдовы сопровождаются чрезвычайно опасными практическими действиями по
разбалансированию и слому всех механизмов управления миротворческими операциями
и ослаблению влияния России на мирное политическое урегулировании этих
конфликтов. Резкому обострению обстановки способствуют и контрпродуктивные
постановления Парламента Грузии от 18 июля 2006 года о выводе миротворческих сил
России и замены их международным полицейским контингентом. Попытки принятия
аналогичных постановлений предпринимались летом 2006 года и в парламенте
Молдовы.
Одновременно проводится активное наращивание военного
потенциала силовых структур, форсируется подготовка личного состава вооруженных
сил и полицейских формирований Грузии и Молдовы, в том числе в рамках программы
НАТО "Партнерство ради мира". В практическую плоскость переведено принятое
организацией ГУАМ решение о создании совместных миротворческих сил этих стран.
Безусловно, использование таких "миротворческих сил" приведет только к
обострению и дестабилизации обстановки в зонах конфликтов. Ибо в ответ на их
создание непризнанные государства также были вынуждены принять решение о
формировании своих совместных миротворческих сил, которые будут использованы в
случае необходимости. Очевидно, что это приведет не к укреплению мира,
безопасности и доверия между сторонами, а к прямо противоположному результату -
конфронтации миротворческих сил государств, которые являются сторонами в
конфликтах, возобновлению боевых действий и гуманитарной катастрофе.
К аналогичному результату приведет и замена российских
миротворческих контингентов, по праву пользующихся заслуженным за полтора
десятилетия эффективной деятельности авторитетом и доверием населения, на иные
миротворческие подразделения иностранных государств. Международное сообщество
критически оценивает сегодня миротворческие операции, сопровождающиеся
широкомасштабными войсковыми и полицейскими операциями, направленными на
принуждение одной из сторон конфликта к урегулированию на неравноправной основе,
к миру на коленях, как это имеет место в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке и
ряде других стран. На этом фоне осуществляемые под руководством России
миротворческие операции должны быть примером для подражания, а не подвергаться
нападкам со стороны руководства Грузии, Молдовы и некоторых других государств и
международных организаций.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Межпарламентской
Ассамблеи Сообщества "За демократию и права народов" полагает необходимым
обратиться в адрес авторитетных международных структур с настоятельной просьбой
не допустить изменения формата миротворческих операций в зонах
грузино-абхазского, молдо-приднестровского и грузино-южноосетинского вооруженных
конфликтов и осудить попытки вывода российских миротворческих контингентов со
стороны руководства Грузии и Молдовы".
|