К проблеме миграционных процессов
Чтобы не говорили о новом
миропорядке после окончания холодной войны, главенствующими по-прежнему остаются
три империи американского кондора, русского медведя и китайского дракона. Все
республики Центральной Азии (и не только они) выстраивают свою
внешнеполитическую линию с учетом политики трех государств. История ШОС - не
исключение.
04.05.2007,http://www.centrasia.ru
У.Чотонов
Со дня зарождения нового евразийского мега-альянса
ежегодно подписываемые документы наполнялись новым содержанием, Кроме чисто
военного сотрудничества, было решено вместе противостоять прежде всего трем
угрозам сепаратизму, экстремизму и терроризму. Для нашего региона это
сверхактуально. Одобрена и долгосрочная программа многостороннего партнерства в
торгово-экономической сфере. На фоне всех этих программ не стоит забывать и о
развитии демографического процесса и совместных действиях на миграционной арене.
Ныне процесс миграции стал одной из аюуальных проблем в странах ШОС.
Усиление вынужденной межгосударственной миграции между
странами СНГ обусловлено:
1. Социально-экономическими трудностями переходного
периода:
снижением эффективности хозяйственной деятельности,
падением производства и, как следствие - ростом безработицы и резким снижением
уровня жизни населения непосредственно обусловило нарастание темпов
миграционного движения населения в Центрально-азиатском регионе .
2. Другими из них являются напряженность в сфере
национальных и межнациональных отношений, что требует компетентных разработок
эшодемографов с экономических, политических, национальных, межличностных и
семейных позиций.
Следующим фактором вынужденной миграции русскоязычного
населения стали этнократические процессы в формировании властных структур,
кадровой политике, образовании, сужение сферы функционирования русского языка в
республиках Средней Азии. Социально-экономическими последствиями I миграции в
Центрально-азиатским государства явились утрата человеческого капитала,
высококвалифицированных работников, которые переселяются в Россию, Западную
Европу, США, Израиль, что обескровило ряд государств (в том числе и Кыргызстан),
обернулось значительным экономическим, социальным, политическим и нравственным
ущербом.
Только Кыргызстан за 1991-1998 гг. покинуло более 300
тыс. человек славянской национальности . Огромны экономические потери от
миграции за пятилетний период из-за оттока трудоспособного населения страна
лишилась чисто материального продукта на 1,2 млрд. долларов. Сокращение числа
мигрантов из государств Центрально-азиатского региона возможно при решении ряда
проблем: признание русского языка официальным, принятие двойного гражданства,
трудоустройство в России (например, вахтовым методом), что дало бы возможность
обеспечить минимальный прожиточный уровень семьям этнических россиян. В
Кыргызстане позитивный шаг в этом направлении сделан; русский язык получил
статус официального. Сократить миграционные настроения среди русскоязычного
населения можно, усилив работу по разъяснению законодательства России по
вопросам переезда, давая объективную картину всех трудностей, с которыми
придется встретиться переселенцам на этнической родине; форсировать ратификацию
Соглашения о правовом статусе граждан России и других государств, проживающих в
Кыргызской республики и граждан Кыргызской республике, переселяющихся в Россию,
и т.д.
Особенностью последних лет является все увеличивающийся
из стран Центрально-азиатского региона, отток лиц коренной национальности
вызванной демографическим прессом.
В регионе нет общего рынка рабочей силы. Этому
препятствует институт прописки, различающиеся и до сих пор на оформившиеся до
конца иммиграционные законодательства в странах Центральной Азии, проблема
гражданства как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на
уровне национальных законодательств.
Наряду с эмиграцией в постсоветский период важным
показателем стала иммиграция в виде репатриации. Так, активизировался процесс
репатриации на этническую родину из МНР. На начало 1996 года насчитывалось 12
тыс. семей, или 60 тыс. человек, перебравшихся в Казахстан (преимущественно в
его северные и центральные) из МНР. Переселение казахов из Монголии в Казахстан
потребовало подготовки правовой основы для сотрудничества двух государств в
урегулировании этого процесса. В документах зафиксировано, в частности о том.
что "граждане и юридические лица Монголии и Казахстана будут пользоваться па
территории обоих государств одинаковой правовой защитой своих личных и
имущественных прав". В последнее время в печати появились сообщения об имевших
место фактах эпизодических миграциях казахов и кыргызов, таджиков, узбеков из
Синьцзяна в Центральную Азию.
Эйфория, отличавшая начальный этап возвращения
"соплеменников", сейчас спадает, в том числе и самих переселенцев, поскольку их
переселение далеко не всегда сопровождалось необходимым в таких случаях
материальным и юридическим подкреплением.
Каковы же возможные последствия широкомасштабной
межгосударственной миграции в Центральную Азию? Если репатриация приобретет
динамичный характер, может произойти самоликвидация казахских, кыргызских
диаспор в СУАР. Что это будет означать для межгосударственных отношений в
регионе?
Казахские, кыргызские анклавы за пределами Республики
Казахстан и Кыргызской республики, сложившиеся в ходе длительного исторического
процесса расселения казахской, кыргызской народности и в результате
российско-китайского разграничения, осуществленного в прошлом веке, объективно
служат сейчас своего рода политическим буфером в отношении новых независимых
государств с Китаем. Если буфера не станет, Пекин намерен проводить более
жесткую политику как в отношении уйгурского сепаратизма, так и своих
центрально-азиатских соседей.
По мере прибытия новых волн иммигрантов из Афганистана,
Таджикистана, и др. государств накапливается некоторый опыт в сложном деле
обустройства мигрантов. Поэтому есть надежда, что в конечном счете усилиями
правительственных органов процесс репатриации будет направлен в выверенное
русло. В этой связи для регулирования этнических миграций в Центральную Азию и
из нее требуются согласованные действия правительств Казахстана, Кыргызстана,
Узбекистана, Таджикистана, Китая, России. Любые политические акты, предпринятые
правительствами этих стран в одностороннем порядке, крайне нежелательны.
Необходима выработка государствами региона взвешенной иммиграционной политики.
Важно заранее рассчитать возможные издержки и выгоды как во внутриполитической,
так и во внешнеполитической сфере, разъяснять иммигрантам их будущий статус и
перспективы обустройства.
Важной проблемой в обеспечении устойчивого человеческого
развития в Центрально-азиатском регионе стала проблема беженцев из районов
локальных военных конфликтов и развитие нерегламентированной занятости, особенно
в Кыргызской Республике и приграничных районах Узбекистана и Таджикистана.
Приток беженцев создает определенное социальное напряжение, усиливает
криминогенную обстановку в крупных городах, обостряет ситуацию на местных рынках
труда.
Миграция в плане экономическом ведет к созданию рынка
труда. Все центрально-азиатские страны ощутили миграционное давление, наивысший
пик пришелся на 1993-94 гг. Сейчас миграционные потоки снижаются.2 Миграционную
политику следует адаптировать и согласовать, чтобы общая политика региона
способствовало формированию общего рынка труда. В целом же следует исходить из
принципиально свободного перемещения лиц и обеспечение прав мигрантов.
Все большую актуальность в Центрально-азиатском регионе
приобретает проблема трудовой миграции. Регулирование проблем в трудовой сфере
на межгосударственном уровне предполагает создание правовых экономических,
организационных условий для постепенного перехода к свободному перемещению
рабочей силы в регионе с учетом развития интеграционных процессов.
Трудовая миграция ставит перед странами ряд проблем
негативного и позитивного аспектов. Поскольку центрально-азиатские государства
находятся на пути создания единого экономического пространства, решение проблем
так называемой "утечки мозгов" и нелегальная миграция имеют перспективное
направление.
Передвижение работников в рамках центрально-азиатских
стран мало изученная проблема. И, видимо, особенно активны оно стало с момента
создания в 1993 году Центрально-азиатской ассоциации свободной торговли и
подписания Соглашения о свободном передвижении товаров, услуг, рабочей) силы и
капиталов.
Движение рабочей силы происходит от стран, богатых
трудовыми! ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Отток трудоспособного
населения испытали все постсоветские страны.
Нерегламентированная занятость в странах Центральной
Азии имеет формы "челночной торговли" и нелегальной миграции, особенно в летний
период. Основной причиной развития этих форм занятости являются ухудшение
экономической ситуации, спад производства, финансовые кризисы, обладание притока
инвестиций - факторы, замедлившие интеграции государств.
15 июня 2004 года открыт центр правовой помощи
иностранным гражданам в городе Бишкек. Центр был создан благодаря инициативе УВД
Бишкека в рамках обозначенный президентом Кыргызской Республики доктрине
"Кыргызстан - страна прав человека". Центр негосударственная структура, которая
призвана улучшить защиту прав иностранцев с помощью тесного сотрудничества с
милицией. Центр предлагает иностранным гражданам уважать Законы и людей
Кыргызской Республики, традиции и обычаи кыргызского народа.
На наш взгляд, управление этнодемографической ситуацией
в странах ШОС с целью подчинения ее задачам обеспечения безопасное и
социально-экономическим задачам и составляет главное содержание миграционной
политики. Новая миграционная политика особо необходима для молодых суверенных
государств-членов ШОС, в которых фактически отсутствует целенаправленная новая
миграционная политика, целенаправленно и точно регулирующая миграционными
процессами в республиках. Без научно - обоснованной концепции урегулирование
миграции общества криминализируется, за счет свободной миграции криминальных
людей. И эти процессы почти остаются вне поле внимания больших политиков
-|правительства, парламентариев.
Нужна миграционная политика оказывающие влияние на
усилившуюся эмиграцию не только русскоязычного, но и коренного населения в
другие республики, в особенности в России. Словом нужна новая миграционнан
политика ориентированная на регулирование и управление миграционными процессами
с целью обеспечения безопасность и установление стабильности в странах ШОС.
На наш взгляд, во-первых, миграционное изменение
ситуаций в молодых независимых государствах из-за изменившихся социально-
экономических, политических условий обязательно требует новый подход к их
регулированию, подчинив к насущным потребностям переходного к рыночным
отнаошениям периода. Во-вторых, необходимость новой миграционной политики также
вытекает из нужд молодых независимых государств в регулировании
межгосударственных проблем миграции коренного и некоренного их населения, для
защиты интересов диаспор коренных народов в других странах и т.д. В-третьих, без
новой миграционной политики, основанной на научно-обоснованных статистических
методах сбора информации невозможно и управление ими в целях стабилизации и
организованность в пределах ШОС.
Сведенья об авторе: Чотонов У.Ч. - д.и.н., профессор
Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (Кыргызстан).
|