Важная инициатива сторонников Союза с Россией -оппонентов Лукашенко
Владислав Лосев
Недавно оппонирующие Александру Лукашенко
белорусские политические деятели выступили с заявлениями, свидетельствующие о
том, что в оппозиционной среде стали слышны голоса политиков, которые не
являются противниками белорусско-российского Союза. В рядах оппозиции они
оказались не вследствие каких-то идейных убеждений, а из-за личных расхождений с
ныне действующим президентом Белоруссии.
При этом до последнего времени эта группа
оппозиционеров довольно легкомысленно полагала, что нынешняя белорусская
оппозиция в основной своей массе действительно привержена принципам демократии и
неким универсальным общечеловеческим ценностям. И поэтому, стоит только
совместными усилиями антирусских националистов, общечеловеческих гуманистов и
антипрезидентских коммунистов «свалить» Александра Лукашенко и сразу в
Белоруссии наступит расцвет демократических и экономических свобод. Ну и самое
главное - отставка диктатора позволит сполна посчитаться с ним за нанесенные
обиды.
Подобные надежды в итоге и привели в стан оппозиции
многих бывших сподвижников президента. Однако правление Лукашенко
продолжается уже третий срок, и «устраняться» от власти он не собирается.
Поэтому, чтобы его личным оппонентам не оказаться окончательно «за
бортом» им необходимо избавиться, наконец, от политической всеядности, от
желания любым способом «насолить» Лукашенко и определиться не против кого, а за
что бороться.
И, похоже, что понимание этого все же пришло к некоторым
«белым воронам» из рядов оппозиции. Тем более что основные
оппозиционные вожди в очередной раз выказали свою сущность проводников
польских и американских интересов в Белоруссии. Последним примером
этого стало выступление 2 мая текущего года бывшего «единого кандидата от
оппозиции» Александра Милинкевича на совместном торжественном заседании
польского и литовского парламентов, приуроченного к годовщине принятия в
1791 году сеймом Речи Посполитой так называемого Правительственного закона. Этим
актом юридически было прекращено действие Люблинской унии 1569 года, в
соответствии с которой Королевством Польским и Великим княжеством Литовским и
Русским была образована федерация Польши, Литвы и Западной Руси – Речь
Посполитая.
В действительности же никакого союза народов и
религиозной терпимости в этом государстве не было и в помине. Вся
история «наисветлейшей» Речи Посполитой от начала и до ее бесславного
конца – это постоянные религиозные и национальные притеснения
белорусов и украинцев, гонения на Православную церковь.
В своей речи перед польскими и литовскими
парламентариями Милинкевич не только восторгался упомянутым актом, но и
сетовал на то, что в современной Белоруссии мало уделяется внимания и воздается
почтения «наследию Речи Посполитой». Но в этом вопросе функционер
оппозиции явно лукавит. К примеру, совместными усилиями «свядомай» интеллигенции
и некоторых высокопоставленных чиновников от идеологии и культуры в Белоруссии
уже длительное время насаждается культ польско-литовских магнатов
Радзивиллов.
Представители этого семейства преподносятся
белорусскому обществу как выдающиеся носители «беларусчыны», распространители
культуры и просвещения. Этому роду оппозиционная и официальная пропаганда
приписывают не только заботу о развитии театра и архитектуры, но также
образования и сельского хозяйства. Даже один из дорогих и престижных сортов
хлеба называется «Радзивилловский». То есть и оппозиция, и власти совместными
усилиями навевают на Радзивиллов ареол этакой утонченности и
романтичности.
Только вот исторические факты свидетельствуют совсем об
ином. Магнаты из семейства Радзивиллов были настоящими истязателями
западнорусского народа. Так, Януш Радзивилл в XVII веке, командуя
карательной экспедицией против казацко-крестьянского восстания на юге Белой Руси
в поддержку Богдана Хмельницкого, со всей очевидностью проявил садистские
наклонности. Шляхетскими войсками Радзивилла были полностью уничтожены такие
города как Мозырь и Туров. Только в одном Пинске было казнено три тысячи
человек. Больше месяца осаждали Бобруйск радзивилловские каратели. После взятия
города была учинена беспощадная расправа над горожанами. Людям отрубали руки,
сажали на кол и вешали. По белорусским рекам для устрашения непокорного
западнорусского населения плыли плоты с виселицами.
В середине XVIII века Иерохим Радзивилл утопил в крови
Кричев, подавляя восстание белорусских крестьян под предводительством Василия
Ващилы, которые выступили против продажи своих земель евреям-арендаторам братьям
Ицковичам. За этот протест людей сажали на кол и подвешивали на крючьях.
А такой «гуманист» и «театрал» как Кароль Станислав
Радзивилл устроил ради забавы и веселья в Несвиже на пруду Альба настоящее
морское сражение с боевой стрельбой. В итоге сотни крепостных погибли в этой
«потешной» бойне. И вот этих изуверов кое-кто пытается навязать обществу в
качестве образцов белорусскости. А что позволяли себе польско-литовские паны в
отношении Православной церкви вообще с трудом поддается описанию. И все это
оппозиционные и ведущие государственные СМИ называют «золотым
временем шляхетской вольности».
Следует добавить, что в 1696 году сейм Речи Посполитой
лишил государственности и запретил официально использовать русский язык на
территории Великого княжества: «писец повинен по-польску, а не по-русску
писати». Ну, а 3 мая 1791 года (по поводу чего и состоялось названное
торжественное заседание польских и литовских депутатов) польско-литовское
государство окончательно утратило федеративность и стало исключительно «польской
Речью Посполитой» и «польской землей».
В принятом тогда Правительственном законе (конституции)
говорилось о правах только поляков и «обитателях польской земли», и нигде даже
не упоминалось о других народах, проживавших на территории Речи
Посполитой. Понятие Русь полностью выводилось из юридического оборота и
предавалось забвению, а западнорусские (белорусские и украинские) земли,
остававшиеся в составе Речи Посполитой после первого раздела, объявлялись
исключительно польскими.
В польской Речи Посполитой все церкви и религии кроме
римско-католической ставились, фактически, вне каких-либо правовых норм.
Конституция 1791 г. вроде бы вводила свободу вероисповедания. Однако в ст. I
Правительственного закона закреплялось следующее: «Господствующая религия
есть и будет Вера Римско-Католическая во всех ее правах. Переход из
господствующей религии в другое вероисповедание запрещается под страхом
наказания за отступничество». Таким образом, религиозный гнет со стороны
римско-католической церкви в польской Речи Посполитой закреплялся в законе
конституционного звучания.
Кстати, конституция Речи Посполитой 1791 года
стала в последующем правовым основанием для территориальных притязаний
Польши в межвоенный период на западнобелорусские и западноукраинские
земли. И поэтому никак нельзя исключать, что принятая год назад польским
правительством программа строительства четвертой Речи Посполитой не содержит в
каких-нибудь секретных протоколах и картах к ним территориальных претензий на
«кресы всходни» (Западную Белоруссию и Западную Украину). В связи с чем, участие
«почетного поляка» и функционера белорусской оппозиции Александра
Милинкевича в торжественных мероприятиях по поводу польской конституции
1791 года вполне можно считать косвенным свидетельством наличия подобных
планов.
Насколько они серьезны и опасны для Белоруссии? Конечно,
в настоящее время говорить о реальной опасности преждевременно. Но, как
известно, «вода камень точит», а Польша вкладывает большие средства в
формирование пропольской общественно-политической инфраструктуры в
Белоруссии, а также в героизацию в сознании белорусов Армии Краевой и
таких польских исторических персонажей как изобретатель «заградительных
отрядов» Тадеуш Костюшко и антиправославный террорист Константин
Калиновский. В этом же ряду лежит и недавнее решение правительства Польши о
начале телевизионного вещания на территорию Белоруссии.
На этом фоне поистине удручающе выглядит бесконечная
волокита в белорусско-российском союзном строительстве. Причем, уже мало кто
сомневается, что тормозящей стороной являются белорусские власти, которым очень
не хочется хоть как-то ограничивать свое абсолютное самовластье и передавать
какие-либо полномочия наднациональным союзным органам.
С другой стороны, до сих пор так и не определены
принципы формирования союзного центра. Александр Лукашенко продолжает говорить о
некоем подобии Союза ССР, но при этом не берет в расчет того, что
СССР был сверхцентрализованным, авторитарным государством с монополией на власть
одной, правящей партии - ВКП(б)-КПСС, точнее ее верхушки. Ну а вследствие этого
в настоящее время создать общее государство по схеме СССР просто
невозможно. Российская сторона несколько лет назад предложила более реалистичные
варианты: инкорпорацию Белоруссии (или ее областей) в состав Российской
Федерации на тех или иных условиях автономии, ассоциированного членства, либо
строительство интеграционного объединения с учетом опыта Евросоюза, либо только
объединение валютных систем. Но все они не устраивают белорусские власти,
которые стремятся последовательно отстаивать абсолютный суверенитет и
собственные властные полномочия. В общем, тупик.
В то же время искать выход из создавшегося тупикового
положения необходимо. В этом смысле представляет интерес
обнародованный 2 мая Минский манифест белорусско-российского единения.
Авторами документа являются известные в Белоруссии (и России), оппозиционные
Александру Лукашенко общественные деятели – бывший первый глава администрации
президента РБ, ныне сопредседатель российско-белорусского фонда
«Социально-экономическое партнерство» Леонид Синицын и трехкратный Олимпийский
чемпион, бывший депутат Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир
Парфенович.
В воззвании справедливо утверждается, что
первоочередной задачей для Белоруссии и России является «немедленное
воссоединение наших народов». При этом в манифесте впервые высказано то,
что многие в Белоруссии понимают, но о чем предпочитают помалкивать:
«Единственно реальный способ такого воссоединения – вхождение Республики
Беларусь в качестве суверенного государства в состав Российской Федерации на
правах ассоциированного субъекта».
Поясняя документ, Владимир Парфенович подчеркнул,
что «Республика Беларусь может войти в состав Российской Федерации, сохраняя при
этом все свои полномочия в международных институтах: членство в ООН, в других
международных организациях, и оставаясь, таким образом, субъектом мирового
права».
Насколько реально осуществление идей
изложенных в Минском манифесте, ведь нынешние белорусские власти
провозгласили полную независимость и суверенитет в качестве абсолюта? За 10 лет
союзного строительства (при желании) уже давно можно было найти
взаимоприемлемые формы воссоединения. В то же время, видение вопроса,
заявленное в манифесте, может стать идейной основой для создания в республике
независимого общественного движения за реальное, а не виртуальное
белорусско-российское единство.
Путь этот непрост. В первую очередь потому, что
большинство политически активных сторонников Союза продолжают ориентироваться на
власть, наивно полагая, что президент все же доведет дело союзного строительство
до завершения. Поэтому Леониду Синицыну и Владимиру Парфеновичу стоит пожелать
успеха в их начинании, но при этом им следует не забывать, что единство
Белоруссии и России – это главное, а личное отношение к кому бы то
ни было – дело второстепенное.
|