Бюджет пухнет, заводы нищают
07-14. 05.2007.
Белорусский Рынок
Татьяна Маненок
Одной из ключевых задач, стоящих перед правительством
сегодня, является скорейшая структурная перестройка отечественной экономики. Так
считает председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.
Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.
Низкая инвестиционная привлекательность Беларуси
остается острой проблемой, и ситуация здесь по-прежнему не меняется, отметил на
состоявшемся недавно очередном съезде БСПН Г. Бадей.
Очевидно, что признать оптимальной структуру инвестиций
в основной капитал по источникам финансирования никак нельзя.
Статистика свидетельствует о том, что в прошлом году
опережающими темпами росли вложения из внебюджетных фондов (а этот рост по
сравнению с 2005 г. составил 235,9%), кредиты банков (157,6%) и бюджетные
средства (135,3%). В то же время средства иностранных источников (без
иностранных кредитов) снизились до 137,7 млрд. BYR — это на 44,8% меньше, чем в
2005 г. Причем их доля в общем объеме инвестиций составила всего лишь 0,7%.
Ситуация не меняется и в этом году. Объем инвестиций за
первые два месяца составил 8,1 млрд. BYR — на 26,1% меньше, чем за такой же
период прошлого года. При этом доля иностранных инвестиций в общем объеме
исчисляется всего лишь 0,3%.
Сальдо внешней торговли в минувшем году сложилось
отрицательное — 1.663,2 млн. USD, в том числе в торговле товарами
(отрицательное) — 2.383,7 млн. USD, в торговле услугами (положительное) — 720,5
млн. USD.
Такое сальдо, считает Г. Бадей, означает недостаток
валюты для импорта востребованной продукции (работ, услуг), в том числе
критического импорта. А поскольку валюта — это тоже своеобразный товар, то при
превышении спроса над предложением цена на этот товар возрастает. То есть
отрицательное внешнеторговое сальдо обусловливает дестабилизацию не только
национальной денежной системы, но и макроэкономической стабильности в целом.
А это — следствие ряда факторов. В том числе и просчетов
валютно-денежной политики, а именно — искусственного завышения курса
белорусского рубля, что, в свою очередь, стимулирует рост импорта и снижает
рентабельность экспорта.
Далеко не оптимальна, по мнению экспертов БСПН, и
структура торговли товарами. Доля так называемых промежуточных товаров
(энергоносители, сырье, материалы и комплектующие) в белорусском экспорте
составила в минувшем году 70,5%, а в импорте — 70,9%. То есть Беларусь
по-прежнему остается перерабатывающим цехом: она вынуждена завозить и
перерабатывать сырье.
Очевидно, что задача проведения структурной перестройки
экономики еще больше актуализировалась.
Однако не похоже, что эти тенденции беспокоят
правительство. Реальные денежные доходы населения продолжают расти, и этот рост
намного превышает не только рост производительности труда, но и рост ВВП. В
минувшем году реальные доходы выросли на 17,3%, производительность труда — на
9,6%, а ВВП — на 9,9%. Примерно такая же тенденция сохранилась и в январе 2007
года: соответственно 17,4, 9 и 9,7%.
Такую политику нельзя назвать перспективной, отметил Г.
Бадей. И хотя благодаря опережающему росту доходов жизненный уровень населения
сейчас повышается, это совершенно не гарантирует его в будущем.
Анализ финансового сектора экономики тоже вызывает много
вопросов. С одной стороны, улучшается состояние государственных финансов. С
другой — налицо незавидное состояние финансов субъектов хозяйствования.
Объем средств, аккумулированных в прошлом году в
бюджетной системе, составил 38,4 трлн. BYR — это 48,4% к объему ВВП. По
сравнению с 2005 годом рост составил 124,5%, что выше темпов роста ВВП
(121,8%).
Такая "арифметика" — опережение темпов роста
государственных доходов над ростом ВВП — означает, что централизация финансовых
ресурсов увеличивается. В январе в доходы бюджета поступило 57,9% ВВП, а за
январь — февраль этого года, по предварительным данным, — 54,7%.
Таким образом, вопреки заверениям Минфина налицо
фактическое увеличение налоговой нагрузки.
Имело ли смысл аккумулировать в консолидированном
бюджете столько ресурсов?
Профицит бюджета за прошлый год составил 1,7 трлн. BYR,
или 2,2% к ВВП. Между тем в 2005 г. бюджет исполнен с дефицитом 431,9 млрд. BYR,
или 0,7% к ВВП. Следовательно, для обеспечения бездефицитного бюджета в 2006 г.
можно было уменьшить изъятия на размер профицита и тем самым увеличить чистую
прибыль, остающуюся у субъектов хозяйствования, более чем на 20%.
Увы, новых тенденций не обозначено и в этом году.
Профицит консолидированного бюджета в январе составил 1.161,1 млрд. BYR, или
19,3% ВВП. В стратегическом плане нельзя признать оптимальной политику изъятия
доходов у прибыльных организаций в пользу низкорентабельных. Очевидно, что
государственное участие в распределительных процессах нужно сокращать,
подчеркнул Г. Бадей.
По его словам, у предприятий не хватит собственных
ресурсов, чтобы заниматься инновациями и повышением конкурентоспособности и
одновременно повышать заработную плату и нести другие социальные нагрузки. Ведь
уже на начало текущего года задолженность по кредитам банков составила 14,2
трлн. BYR, что на 6,3 трлн. BYR (или 79%) больше чистой годовой прибыли.
Эксперты БСПН убеждены, что повысить
конкурентоспособность отечественной экономики невозможно без привлечения прямых
частных инвестиций, в том числе иностранных. Иностранные инвестиции
привлекательны еще и тем, что несут с собой, как правило, современный менеджмент
и новые рынки сбыта продукции и услуг.
|