Цель — продвижение национальных интересов
04.05.2007.
Рэспубліка
Евгений Ростиков
Прошедший месяц стал своего рода индикатором
приближающегося жаркого лета. Международное и внутриполитическое положение
республики остается стабильным и управляемым, властные структуры уверенно
контролируют развитие социально-экономической ситуации в стране.
Важнейшим событием апреля стало обращение Президента
Александра Лукашенко с Посланием к народу и Национальному собранию Республики
Беларусь. В нем глава государства подробно остановился на основных проблемах,
стоящих перед страной, четко обозначил ближайшие задачи и пути их решения. Он
вновь подтвердил незыблемость суверенитета и независимости государства,
приверженность принципам многовекторной политики при сохранении стратегического
курса на сближение с Россией.
В последнее время в белорусско-российских отношениях
наметились признаки того, что взаимное непонимание и недоверие, связанное с
нефтегазовыми и другими спорами, постепенно будет преодолено. Об этом, в
частности, свидетельствует не только заявление Александра Лукашенко, который в
своем послании указал на неизменную приверженность белорусского руководства
союзному строительству на принципах равноправия и строгого соблюдения
национальных интересов двух стран, но и заявление Владимира Путина. Уже на
следующий день, выступая с ежегодным Посланием к российскому народу, он в свою
очередь подчеркнул, что курс на всемерное развитие отношений с Беларусью
остается для руководства России незыблемым.
И действительно, в апреле заметно активизировались
межгосударственные и межведомственные контакты между двумя странами. Их
подтверждением стало заседание в Минске совместной коллегии министерств обороны
Беларуси и России, где было принято решение о создании и функционировании
объединенной системы связи региональной группировки войск, прием министра
обороны России Анатолия Сердюкова Президентом Беларуси. Александр Лукашенко
подтвердил готовность белорусской стороны и впредь выполнять свои обязательства
в сфере обороны в рамках Союзного государства. «Мы обязаны исходить из того, что
это наше общее Отечество», — подчеркнул глава белорусского государства.
Весьма показательной в этом отношении стала встреча
премьер-министра Сергея Сидорского с Ильей Клебановым, в ходе которой
обсуждалась возможность реализации белорусской стороной в Северо-Западном
федеральном округе России проектов малого жилищного строительства.
Урегулированы вопросы транзита товаров по территории
Союзного государства, соответствующее соглашение планируется подписать в рамках
ближайшей встречи на высшем уровне. Кроме того, с 11 апреля сняты ограничения на
поставки белорусского сахара в Россию.
Тем не менее определенные круги в России
по-прежнему не оставляют попыток оказывать давление на Беларусь. Одной из форм
его стало откровенное затягивание российской стороной решения вопроса о
выделении республике стабилизационного кредита в связи с повышением цен на
энергоносители. Явные проволочки в этом плане мотивируются межведомственными
согласованиями, необходимостью соблюдения технических процедур и т.п.
Важной составной частью экономического и политического
давления на Минск стала активно пропагандируемая идея строительства нового
нефтепровода в обход Беларуси. В прошедшем месяце в российских СМИ появился ряд
сообщений, что Министерство промышленности и энергетики вторично внесло в
правительство РФ проект соответствующего постановления. В первый раз это якобы
имело место в марте этого года.
Следует отметить, что данный проект в силу своей
очевидной политической подоплеки и сомнительной рентабельности (высокая и четко
не обозначенная стоимость, неготовность технико-экономического обоснования,
отсутствие необходимого оборудования) явно «завис» на стадии утверждения в
российском правительстве. Тем не менее политико-пропагандистская возня вокруг
него продолжается.
Одной из особенностей прошедшего месяца стала
активизация работы государственных деятелей на международной арене. Цель ее –
продвижение национальных интересов. Наиболее результативно эти вопросы решались
в ходе государственного визита Президента Республики Беларусь в Султанат Оман,
Индию, правительственной делегации в Китай.
В этом контексте следует рассматривать и визит главы
государства в Азербайджан, а также усиливающуюся роль белорусской стороны в
рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Избрание
председателем этой организации белорусского Президента способствовало не только
консолидации, но и активизации ее деятельности, эффективности противодействия
современным вызовам. В начале года была проведена командно-штабная игра по
обеспечению военной безопасности Союзного государства. Региональная группировка
войск Беларуси и России стала неотъемлемой составляющей ОДКБ.
Развитие взаимовыгодных конструктивных отношений
Беларуси с Россией, Азербайджаном, Китаем, Индией, Ираном, Венесуэлой,
Вьетнамом, Украиной, Латвией, странами африканского континента и Ближнего
Востока наглядно демонстрирует бесперспективность любого политического давления
и попыток изоляции республики. Тем не менее попытки эти со стороны стран Запада
по-прежнему предпринимались.
Несмотря на отдельные конструктивные заявления и
наметившееся было сближение позиций ЕС с Беларусью по ряду международных
проблем, со стороны Евросоюза доминируют практически ультимативные требования
выполнения белорусской стороны так называемых 12 требований ЕС. В своем
ежегодном Послании Президент сказал: «Мы не потерпим понуканий, не потерпим,
когда Евросоюз благодаря своей «инерции» предлагает нам список мер, который ему
напишет заранее так называемая белорусская оппозиция». Ранее звучавшие намерения
еврочиновников о расширении контактов с Беларусью на межправительственном и
межпарламентском уровне фактически заменены на бессмысленный и бесперспективный
«диалог» с оппонентами власти.
С другой стороны, такое «топтание на месте» обусловлено
и внутренними проблемами ЕС, связанными с диверсификацией энергоносителей,
продвижением Евроконституции и размещением в Польше и Чехии систем американской
ПРО. Похоже, в Европе уже поняли, особенно после жестких заявлений, которые были
сделаны по этому поводу российским руководством, какую свинью подкладывают им
американцы.
Не оставляют попыток они «посвинячить» и в
Беларуси. И если ЕС, продолжая внешнеполитическое давление на Минск, все-таки
отходит от стратегии изоляции, оставляя открытыми каналы связи для диалога с
руководством Беларуси, то действия США в отношении нашей страны характеризуются
традиционно жестким подходом. Очередным подтверждением этого
информационно-политического прессинга стала высказанная 25 апреля заместителем
помощника госсекретаря Д.Крамером угроза о «значительном ухудшении»
американо-белорусских отношений в случае отказа белорусских властей от
проведения «демократизации страны».
Увы, подготовленные и проплаченные ими «демократизаторы»
с треском провалили как «день воли», так и провокационную вылазку на улицы
города 26 апреля, которую они кощунственно величают «Чернобыльский шлях». Мало
чем отличилась от этого и мероприятие, устроенное оппозицией 1 мая. Все эти
«действа», инсперированные западными спецслужбами, еще раз продемонстрировали
отсутствие у оппонентов власти не только организационного потенциала, но и какой
бы то ни было серьезной народной поддержки. Не случайно, что деятельность
оппозиции в этот, казалось бы, самый «обнадеживающий» для нее месяц как была,
так и осталась на периферии общественно-политических процессов.
|