Украинский кризис близится к развязке
03.05.2007.
ukraine.fondsk.ru
Виктор Пироженко
Последние шаги В. Ющенко свидетельствует о курсе
президентской стороны на эскалацию конфликта. Особенно показательным является
стремление президента изменить направление политреформы, отменив её результаты,
то есть вернуть себе прежние президентские полномочия. Об этом президент заявлял
уже неоднократно; особенно опасным для Партии регионов (ПР) может оказаться его
намерение вынести вопрос о реформе Конституции на всенародный референдум осенью
2007 года.
Судя по ряду признаков, у В. Ющенко существует план
демонтажа политреформы и возвращения к президентской республике, а также план
общего переформатирования политической ситуации для выдавливания Партии регионов
и основных бизнес-групп, стоящих за ней, из активной политики.
Назначение Генпрокурором Святослава Пискуна
зафиксировало тенденцию постепенного сосредоточения в руках президента всех
ресурсов, связанных с правоохранительными функциями (запуганные суды после
увольнения неугодных судей, внутренние войска, СБУ, спецподразделения СБУ и ГРУ,
теперь Генпрокуратура). Повторное подписание указа о роспуске Рады,
сопровождавшееся назначением нового Генпрокурора, указание Ющенко в
телеобращении на уголовную ответственность правительства за срыв выборов дают
основания предполагать, что третьего указа не будет и Ющенко готов к решительным
действиям. Очевидно, что в случае затягивания подготовки к выборам президент
перейдёт к конкретным мерам в отношении членов Правительства и отдельных
депутатов.
Общая ситуация характеризуется появлением у президента
некоторого преимущества в противостоянии с коалицией. Это преимущество связано в
данный момент с тем, что действия всех участников конфликта со стороны коалиции
укладываются в целом в логику, предусмотренную президентской стороной. Вероятно,
лишь сюжет с Конституционным судом (успешная нейтрализация Партией регионов
президентского давления на КС) выбивается пока из запланированных Ющенко
последствий развязанного им кризиса. Кстати, изменение во втором указе мотивов
роспуска парламента в том плане, чтобы сделать недействительным возможное
решение Конституционного суда по первому указу, по всей видимости, снова будет
нейтрализовано коалицией. КС может объединить оба указа в одно производство и
вынести решение по второму ещё быстрее, так как суть дела и позиции сторон уже
выяснены.
“Конструирование кризиса” - создание и эскалация кризиса
двумя указами о досрочном роспуске Верховной Рады, а затем управление кризисом в
целях ослабления всех политических оппонентов президента, является основой
стратегии Ющенко.
Конкретные выигрыши президента на данный момент можно
усмотреть в следующем:
- срыв формирования парламентской коалиции численностью
в 300 голосов и возвращение влияния президента на общую политическую ситуацию в
стране;
- перевод ситуации в плоскость досрочных парламентских
выборов, что ставит под удар действующую коалицию и нахождение ПР в составе
правительства;
- обретение свободы манёвра для воздействия на
политическую ситуацию в дальнейшем.
В конечном счёте, промежуточным итогом кризиса на данный
момент стало принятие всеми участниками конфликта общей повестки дня по выходу
из кризиса, включающей такие вопросы, как пересмотр поправок к Конституции в
плане изменения политреформы, изменение законов о Кабмине, о референдуме,
принятие законов о регламенте парламента, об оппозиции т.д. Другими словами, на
первый план выдвинуто полное переформатирование той политической ситуации,
которая сложилась после парламентских выборов 2006 года и которая не устраивает
президента. Эти вопросы постепенно занимают центральное место в дискуссиях о
путях выхода из кризиса (например, появление “меморандума Мороза”).
Необходимым шагом на пути радикального изменения
соотношения сил в стране Ющенко считает вынесение поправок к Конституции на
всенародный референдум, о чём он однозначно заявил во время своей
пресс-конференции. В этой ситуации его шансы вернуть себе весь объём полномочий,
которые были отобраны политреформой, очень велики. Для Ющенко важно так
отредактировать поправки к Конституции, чтобы деятельность правительства четко
соответствовала линии, определяемой президентом. Возвращение президенту почти
всех прежних полномочий даст Ющенко рычаги для окончательного подавления Партии
регионов и перераспределения собственности в пользу бизнес-группировок из его
собственного окружения.
Последние действия Ющенко (пресс-конференции, инициативы
и пр.) показали, что он стремится стравить правящую коалицию с БЮТ и встать «над
схваткой». Деструктивный потенциал БЮТ и Тимошенко лично используется для
систематического давления на коалицию. Вероятно, в данной ситуации, задача
президента сводится к радикализации всей политической обстановки. Подтверждением
этому служит тактика “переговоров с позиции силы” – систематические контакты с
премьером, обсуждение условий выхода из кризиса и одновременно поддержка
президентом самых радикальных демаршей оппозиции, например, последнего –
сложения депутатами от НУ и БЮТ своих полномочий и заявления в ЦИК на обнуление
списков (о чём президент заявил на последней пресс-конференции). В конечном
счёте, Ющенко заинтересован в том, чтобы не только установить контроль над
ситуацией, но и, по возможности, расколоть Партию регионов, дабы региональная
элита юго-востока не превратилась в единую силу. Мало вероятно, чтобы такое
развитие событий устроило ПР.
Какой может быть в этих условиях тактика правительства и
коалиции?
Вероятно, наиболее эффективный ответ заключается в
перехвате инициативы и выдвижении практических предложений, направленных на
пересмотр не только конституционного устройства страны, но и фундаментальных
основ внутренней и внешней политики Украины. Большинство связанных с этим
проблем являются сильнейшим раздражителем для «оранжевых», и прямое обращение к
народу дало бы здесь результат, однозначно выгодный коалиции. Это, прежде,
вопросы статуса русского языка и отказа от членства в НАТО.
Наконец, настало время приступить к реальной
административно-территориальной реформе Украины, и здесь можно предложить не
ограничиваться расширением прав местного самоуправления. Украина как союз
самоуправляющихся территорий – это власть, более приближенная к народу, чем
референдумы по вопросу разделения полномочий между ветвями власти. Переход
Украины к федеративному устройству – вот тема, которая должна быть внесена в
повестку дня. Грамотная постановка проблемы федерализации Украины может в
принципе разрешить текущий кризис, а заодно поколебать засилье галицийского (по
духу, а не происхождению) клана, буквально оккупировавшего Украину.
Все эти вопросы ждут решения, и у коалиции есть ещё
время, чтобы взяться за них должным образом.
|