Приднестровские партии: диалог, который необходим
03.05.2007.
Ольвия-пресс
Андрей Моспанов
На своем съезде, состоявшемся 26 апреля, Патриотическая
партия Приднестровья (ППП), как известно, сделала несколько важных заявлений.
Одно из них было адресовано политическим партиям и касалось нынешней ситуации в
республике. По мнению ППП, Приднестровье сегодня стоит перед
социально-экономическим кризисом и в этих условиях необходимо объединение
усилий различных партий. Необходим межпартийный диалог.
В заявлении Патриотической партии отмечается, что
«настало время объединения всех политических партий и общественных движений
республики для выработки мер по стабилизации положения в стране».
ППП предложила подписать соглашение о создании
межпартийного консультативного комитета. Руководство партии считает, что это был
бы первый шаг на пути выхода из кризиса.
ППП – не единственная сила, призывающая сегодня к
сотрудничеству различных партий. Чуть ранее с подобными инициативами выступила и
Приднестровская Республиканская партия. «Республиканцы» начали серию круглых
столов с участием партий, а также пригласили все политические силы к совместной
выработке антикризисной экономической программы.
И «патриоты», и «республиканцы», судя по всему,
стремятся к тому, чтобы межпартийные форумы стали долгосрочными. То есть налицо
желание создать стратегические институты, которые в перспективе были бы основой
для политического договора и постоянного взаимодействия партий, а также,
возможно, для формирования долговременных коалиций.
Межпартийный диалог и его
трудности
Идея межпартийного диалога не нова для постсоветского
пространства. На протяжении последних 15 лет об этом говорят практически во всех
странах бывшего СССР, прежде всего в России. Однако межпартийный диалог не идет,
а если идет, то совсем непросто. Любые межпартийные структуры (независимо от
формы), как правило, являются неустойчивыми.
Эта неустойчивость связывается с несколькими факторами.
Главный из них – организационная и программная незрелость партий. Незрелость
проявляется в большом числе партий, нередко дублирующих друга. Политическое
пространство организуется хаотично. Возникает много мелких партий, которые
создаются, как говорится, «под одного вождя». Лидеры партий часто демонстрируют
непомерные амбиции и почти полное отсутствие ответственности.
Период «массового» партийного строительства пережили все
постсоветские государства – кто раньше, кто позже. В Молдове в 90-е годы
появилось более 40 различных партий, в Киргизии, по данным киргизского Института
общественной политики, – около 50 (из них эффективными являются только 3-4). В
России, кроме общенациональных, начали формироваться и региональные партии.
Тогда же, в 90-ые годы, в политическом обиходе появилось
такое выражение, как «диванные партии». Как отмечают российские эксперты, многие
партии были откровенно карикатурными и анекдотическими организациями, «мыльными
пузырями». Тем не менее они оттягивали на себя часть избирателей (пусть и
незначительную).
В целом постсоветские партии, за редким исключением, не
выполняют своих главных функций – не отражают интересы определенных
широких групп населения, не побуждают к развитию гражданской культуры, не
являются посредниками между властью и обществом. Межпартийная конкуренция
нередко превращается в «слив» компромата. Чем еще можно привлечь избирателя,
если партийные программы, с одной стороны, часто идентичны, повторяют друг
друга, а с другой - бессодержательны и слабы?
В результате всего этого многопартийная система
существует, пожалуй, лишь номинально. Как система она пока не складывается,
представляя собой конгломерат не партий, а неких околопартийных образований. Эти
образования не в состоянии вступать в какие-либо долгосрочные договорные
отношения, создавать механизмы гражданского диалога. Все определяется
конъюнктурными интересами их лидеров и функционеров.
В России за последние годы так и не возникло
сколько-нибудь стабильного межпартийного форума. Характерна в этом плане судьба
левого Народно-патриотического союза (НПСР), который в свое время, помимо КПРФ и
Аграрной партии России, включал в себя около 50 различных объединений. НПСР
прекратил свое существование в 2004 году.
На определенном этапе была попытка создать механизм
межпартийного сотрудничества и в Молдове. Ее предпринимали левые и
левоцентристские формирования. Однако там тоже все окончилось ничем.
Говоря о незрелости постсоветских партий, нужно
упомянуть еще об одном ее признаке – зависимости от внешнего влияния. Партии
часто зависимы в финансовом и политическом плане настолько, что это превращает
их в инструмент осуществления определенной политики. Например, политики «цветных
революций». В этом случае изначально предполагается, что партии будут направлять
свои усилия не на гражданский диалог, а на реализацию политической воли извне,
на дестабилизацию положения (как это произошло сначала в Грузии, а затем в
Украине и Киргизии).
Украинские «оранжевые» политики после своего блицкрига
на Майдане показали пример той самой партийной и социальной недееспособности, о
которой сегодня так часто пишут эксперты, когда упоминают о постсоветских
партиях. Это можно было видеть как в 2005 году (во время отставки Юлии Тимошенко
с поста премьера), так и в 2006 году (когда после выборов в Раду «оранжевые»
партии не смогли сформировать правящую коалицию и поделить министерские посты).
Это можно видеть сейчас, когда те же партии вновь пытаются прибегнуть к
«майданным» методам.
Приднестровье: партии – разные,
проблемы – общие
В Приднестровье партийное строительство началось позже,
чем в других странах СНГ. В 90-х годах были попытки, например, создать
либеральную партию (партия экономической свободы Сергея Манукяна). В 1995-97
годах предлагалось также создать партию социальной демократии. Но все это носило
эпизодический характер.
Процесс формирования новых партий активизировался летом
2006 года. Тогда появились Республиканская партия «Обновление»,
Народно-демократическая партия «Прорыв» и Патриотическая партия. В партию
превратилась ЛДПР Приднестровья.
На сегодняшний момент в республике зарегистрировано
девять партий, и семь из них созданы за последний год. Приднестровское
«партстроительство» находится в «детском» возрасте. И переживает приблизительно
тот же период, который не так давно прошла, к примеру, Россия.
Наибольшую нестабильность демонстрирует левое движение
республики. Здесь партии борются не столько со своими правыми и центристскими
конкурентами, сколько сами с собой. В Приднестровье существуют две соперничающие
компартии. Их лидеры обвиняют друг друга в «пособничестве империализму».
В программах коммунистов по-прежнему много декларативных
моментов, в духе «отнимем всю приватизированную собственность». Или «поднимем
пенсии до уровня зарплат». Последнее практически невыполнимо. В европейских
странах пенсии составляют 55-70% от уровня зарплат. Россия с ее финансовыми
ресурсами сегодня стремится к 50%-ному соотношению.
Если говорить о программной незрелости, то можно
упомянуть еще народно-демократическую партию «Прорыв». Сегодня трудно сказать
что-либо определенное, например, о социально-экономической программе
«Прорыва».
Не очень глубоки и манифесты партии «Обновление»,
имеющей большинство в Верховном Совете. В документе, принятом на учредительном
съезде партии 2 июня 2006 года, речь идет о «максимальной занятости населения»,
«эффективной жилищной политике», «внедрении новых подходов в развитие системы
здравоохранения», «разработке и реализации программ развития
предпринимательства» и т.д. От формирования, одержавшего победу на парламентских
выборах 2005 года, можно было бы ожидать и большего, во всяком случае, чего-то
более конкретного.
Апрельский скандал с участием Патриотической партии и
партии «Обновление» говорит как раз о том, что политическая борьба может стать
не соревнованием программ, а конфликтом лидеров. Руководство Патриотической
партии вдруг неожиданно заявило, что ППП уходит в оппозицию к «Обновлению».
Лидеры «Обновления» не нашли ничего лучшего, как перейти «на личности» своих
оппонентов. Избиратели узнали много нового о деятельности обеих партий. Но мало
– о том, что эти партии собираются сделать в нынешней политико-экономической
ситуации.
Межпартийный пакт
Сегодняшнее состояние политической системы Приднестровья
пока не очень благоприятствует партийному диалогу. Тем не менее, он
действительно необходим. И заявление Патриотической партии в этом плане можно
только поддержать.
Во время экономических и социальных кризисов стратегия
взаимодействия основных партий страны может сыграть очень важную роль. Так
случилось, например, в Испании времен «пакта Монклоа». После смерти Франсиско
Франко в 1975 году и конца франкистской диктатуры Испания столкнулась с
серьезными проблемами – промышленным отставанием и ростом инфляции. К этому
добавлялись разногласия между сторонниками и противниками Франко. Оценки
долгого, почти сорокалетнего периода его правления были диаметрально
противоположными.
В этих условиях в октябре 1977 года Союз
демократического центра (в то время – ведущая правоцентристская коалиция)
предложил подписать соглашение о дальнейшем развитии страны с участием
всех основных сил. Оно впоследствии и получило название «пакта Монклоа» (по
названию правительственной резиденции, где был подписан документ).
«Пакт Монклоа» стал действительно универсальным
документом. В это соглашение был вовлечен весь политический спектр - от
христианских демократов до социалистов и коммунистов. И в этом была его
сила.
Межпартийное соглашение в Испании имело две составляющие
– политическую и экономическую. Экономическая программа включала в себя меры по
преодолению последствий мирового энергетического кризиса середины 70-х годов,
затронувшего все европейские страны, а также антиинфляционную политику. Эта
программа была осуществлена в период с 1977 по 1982 гг.
В результате пакта все силы пошли на уступки. Левые
партии согласились на сокращение расходной части бюджета в 1977-78 годах, а
правящий Союз демократического центра, в свою очередь, взял на себя ряд
обязательств - улучшить государственную систему социального обеспечения
и принять меры по борьбе с безработицей.
«Пакт Монклоа» поддержали испанские общественные
объединения, профсоюзы, работодатели и католическая церковь, однако главная роль
в его принятии и продвижении, безусловно, принадлежала партиям.
«Подписание пакта явилось свидетельством высокой степени ответственности
политических сил, их практической готовности пойти на компромисс во имя будущего
своей страны», - писала испанская газета «El Pais» в 2002 году, по случаю
25-летия «пакта Монклоа».
Испанский опыт затем был в разные периоды использован
латиноамериканскими государствами. В 1999 году появилась идея «российского пакта
Монклоа», которая, наверное, не утратила своего значения и сейчас (хотя
параллели между двумя странами во всем проводить нельзя).
Испанский межпартийный диалог, приведший к подписанию
пакта, был основан на трех приоритетах, общих для всех – укрепление демократии,
социальный прогресс и вхождение в Европу (Испания стала членом Евросоюза в 1986
году). Схожие приоритеты существуют в любой политической системе.
Для Приднестровья, помимо социального развития, это
укрепление и международное признание государства, а также сотрудничество и
сближение с Россией. За это выступают все партии. На такой основе, как кажется,
и может вестись гражданский диалог. По крайней мере, он мог бы начаться. А
насколько глубоким он станет, будет уже зависеть от самих партий.
|