Нефтяные пути-дороги
11.05.2007.
Gazeta.kz
Сергей Портер
В Астане
еще раз подтверждено стратегическое сотрудничество Казахстана и России в
экспорте нефти.
Договоренности лидеров Казахстана и России, озвученные
после переговоров президентов Назарбаева и Путина в Астане, без преувеличения
очень важны и своевременны.
Нурсултан Назарбаев говорил о стратегическом характере
двустороннего сотрудничества в топливно-энергетическом комплексе и нефтегазовой
сфере.
Отдельно он отметил взаимодействие в транспортировке
казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием
магистральных трубопроводов России.
Заявление казахстанского лидера об "абсолютной
приверженности" идее транспортировке всей, добываемой в республике, нефти через
территорию Российской Федерации, можно расценивать как окончание многолетнего
состояния выбора, в котором находилась официальная Астана.
Если обратиться к нашей недавней истории, то можно
вспомнить, что Казахстан "обхаживали" лоббисты самых разных проектов экспортных
нефтепроводов. Самым "раскрученным" был, без сомнения, трубопровод Баку -
Тбилиси - Джейхан. Явная, даже демонстративная, поддержка его со стороны всего
Запада, и, особенно, Соединенных Штатов, казалось, оставляет всех остальных
конкурентов "за бортом" большой нефтяной политики в каспийском регионе. Одно
время лоббировались извне и даже находили своих сторонников в Казахстане такие
экзотические проекты нефтепроводов, как афганско-пакистанский и иранский.
По поводу последнего иранская сторона говорила, что это
самый короткий в географическом плане выход с восточного, казахстанского,
побережья Каспийского моря, к открытым морям. На счет афганского говорили и
говорят, как недавно пакистанские дипломаты на круглом столе в одном из
алматинских университетов, что это - выход на огромный рынок Юго-Восточной Азии
(ЮВА).
Практически все эти проекты и идеи в той или иной мере,
как известно, потерпели фиаско. Выход в регион ЮВА представляется сейчас столь
же фантастическим, как и в 1990-е годы - так называемой миротворческой операции
в транзитном Афганистане не видно конца. Если он и будет после очередных выборов
президента в США, то, скорее всего, не очень хороший. Иранское направление тоже
фактически закрыто и тоже по "американской причине", хоть и не так, как
афганско-пакистанское. Кто станет вкладываться в стратегический трубопровод в
условиях возможной агрессии против Ирана со стороны США? А вот Баку - Тбилиси -
Джейхану наоборот, обладал гарантированной американской поддержкой. Но и это не
помогло. До сих пор оказывался несостоятельным и проект поставок нефти по
маршруту Одесса-Броды.
Хотя этот нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан уже
реально существует, но по- прежнему не ясно как обеспечить масштабную и
стабильную подачу нефти в него с казахстанского берега.
Но самым последним фактором, заставившим пересмотреть
отношение к нему со стороны Астаны (а как еще можно в этом контексте расценивать
озвученное намерение транспортировать всю свою нефть через территорию России!),
стала, наверное, политическая ситуация в Турции. Страна, через которую идет
большая часть нефтепровода и в которой лежит его конечный пункт, порт Джейхан,
за последние месяцы пережила два кризиса. Сначала обмен резкими заявлениями с
лидерами иракских курдов, когда речь фактически шла о возможности начала военных
действий в юго-восточной Турции, недалеко от того места, где идет трасса
нефтепровода.
Затем - еще не завершившийся политический раздрай вокруг
выборов президента страны. Массовые манифестации, резкие заявления турецких
военных с, фактически, угрозами вмешаться в политический процесс - все это не
лучший фон для выстраивания стратегии поставок углеводородов из Каспийского
региона. Такие события не могли не быть незамеченными и проигнорированными в
Астане.
Российское направление, представленное двумя маршрутами
нефтепроводов в виде старого на Самару и "молодого", уже постсоветского, на
Новороссийск, оказались единственными реально работающими в широком масштабе и
не имеющими политических рисков для Казахстана. Во всяком случае, для поставок
нефти в западном направлении. Есть еще китайский нефтепровод, но это совсем
другая "песня".
Как отметил в ходе переговоров в Астане Нурсултан
Назарбаев, в прошлом году из 52 с небольшим миллионов тонн добытой в Казахстане
нефти, отправленной на экспорт, 42 млн. тонн прошло через территорию России. Это
и есть свидетельство жизнеспособности маршрута. Сейчас для Казахстана очень
важно присоединиться, на первых порах хотя бы политически, к проекту Бургас -
Александруполис. Что и было сделано вчера в Астане.
Слова Нурсултана Назарбаева о 17 млн. тонн нефти из
Казахстана, которые могут в будущем "влиться" в болгарско-греческую "трубу",
построенную в основном на российские инвестиции, есть ни что иное, как поддержка
Астаной перспективного международного инфраструктурного проекта.
Правда, можно возразить, что его еще не начали строить,
как и то, что "лишних" 17 млн. тонн нефти у Казахстана нет. Но и строительство
этого нефтепровода, и наращивание нефтедобычи вполне реальные дела.
Протяженность этого маршрута в несколько раз меньше, чем
того же Баку - Джейхан; страны, по которым он проходит, политически устойчивы и
спокойны, не страдают проблемами сепаратизма. Российские нефтеэкспортеры очень
заинтересованы в этой трубе: танкеры с их нефтью долго простаивают в
черноморских проливах, а фрахт дорожает. Так что обходной путь вокруг турецких
берегов нужен.
А там где пойдет российская нефть, пойдет и
казахстанская.
|