Энергетическое ГУАМтанамо
11.05.2007. Литер
(Казахстан)
Замир Каражанов
Варшава
продолжает подтачивать нефтегазовую опору России
Сегодня в польском городе Кракове состоится региональный
энергетический саммит. О незаурядном характере предстоящего мероприятия говорит
тот факт, что в его работе примут участие президенты Азербайджана и Грузии, а
также ряд топ-менеджеров нефтегазовых компаний.
Польский президент Лех Качиньский стремится подорвать
господствующие позиции России на энергетическом рынке Европы. В частности,
Варшава хочет сформировать альянс государств, которые могли бы в обозримом
будущем стать альтернативными поставщиками углеводородного топлива в страны ЕС.
Так, еще до начала заседания саммита в Кракове стало понятно, что главная
дискуссия развернется вокруг судьбы трубопровода Одесса – Броды – Гданьск,
проект которого активно лоббирует Польша при участии соседней Украины. К слову
отметить, этот маршрут практически закончен. Первый его участок Одесса – Броды
длиной 673 км был сдан еще в августе 2001 года и сегодня требует достройки
ответвления на польский город Гданьск. В случае реализации этого проекта
ежегодно по маршруту Одесса – Броды – Гданьск будет поставляться 50 млн тонн
нефти. В прошлом году Варшаве удалось заручиться финансовой поддержкой
Европейского союза, который в настоящий момент обеспокоен нестабильными
поставками углеводородного сырья из России. Чтобы закрыть эту брешь, Брюссель
выразил готовность выделить 2 млн евро.
Впрочем, большая нефть продолжает оставаться уделом
политики, и встреча влиятельных людей на энергетическом саммите в Кракове не
оставляет никаких иллюзий. Уже первый поверхностный взгляд показывает, что за
новым маршрутом экспорта нефти на мировые рынки стоит интеграционный костяк
ГУАМ, в который входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Эти страны уже
давно зарекомендовали себя в качестве главных оппонентов Москвы на постсоветском
пространстве, стремящихся подорвать традиционное влияние Москвы. Стоит отметить,
что появление на геополитической карте ГУАМ с самого начала рассматривалось
экспертами как энергетический проект при активном участии США. В четверке
задействованы Азербайджан – крупный поставщик каспийской нефти на мировые рынки,
а также Грузия, которая играет роль "задней калитки" в богатый углеводородным
сырьем регион. Две эти страны способны создать транспортный коридор в обход
северной России и тем самым пошатнуть ее позиции на энергетическом рынке Европы,
а также подорвать эксклюзивный статус транзитного государства на пути большой
каспийской нефти. Но теперь помочь им и реализовать "обходную стратегию" решила
и Польша.
В арсенале польского правительства имеется крупная
компания топливно-энергетического комплекса PKN Orlen. Стоит отметить, что
предприятие имеет не только разветвленную инфраструктуру в Германии, Чехии и
Литве, его топ-менеджеры вхожи в польские правительственные кабинеты. Однако у
самой Польши нет запасов углеводородного сырья, что заставляет PKN Orlen искать
таковые в третьих странах. В частности, как следует из программного документа
PKN Orlen: "На первом этапе предполагается постепенное создание организационных
структур, развитие компетенции на базе отдельных сделок приобретения активов,
особенно в таких странах, как Казахстан, Ирак или Россия". Так, в конце января
этого года в польских СМИ активно обсуждалось сотрудничество PKN Orlen с
казахстанской компанией "КазМунайГаз". Однако пока топ-менеджерам польского
концерна нечем обрадовать своих акционеров.
Слабая позиция PKN Orlen – далеко не единственное
препятствие на пути нового трубопровода. Реализация польского проекта будет
зависеть и от того, как разрешится кризисная ситуация в соседней Украине.
Представители правящей "Партии регионов" пока не испытывают большого оптимизма
по поводу реализации нефтепровода Одесса – Броды – Гданьск. Как отметил в конце
апреля глава правительства Виктор Янукович: "Без Казахстана у проекта
нефтепровода Одесса – Броды нет никаких перспектив". Однако такую позицию не
разделяют сторонники "оранжевой коалиции" и интеграции страны в западные
военно-политические структуры. В прошлом году лидер БЮТ Юлия Тимошенко ввергла в
состояние шока менеджеров "Газпрома" предложениями пересмотреть газовые
соглашения. Но более откровенные заявления прозвучали в апреле текущего года. На
страницах американского журнала Foreign Affairs она изложила собственную
концепцию сдерживания "имперской сущности" Кремля. Как отмечает Тимошенко,
влияние России на постсоветском пространстве покоится на энергетических
ресурсах. А потому она предлагает Брюсселю в первую очередь пустить "под нож"
российского монополиста "Газпром", применив по отношению к нему антимонопольное
законодательство. Так, как в свое время страны Европейского союза поступили с
американской компанией Microsoft. Однако подобные планы не только спровоцируют
конфликт между Брюсселем и Москвой, но и приведут к энергетическому кризису в
Европе. Не стоит забывать о том, что на долю российских поставщиков нефти и газа
приходится 30 процентов европейского рынка.
Стоит обратить особое внимание на Азербайджан, поскольку
именно добываемая в этой стране нефть должна составить будущие производственные
мощности нового альтернативного трубопровода. Как отметил начальник управления
маркетинговых и экспортных операций ГНКАР Мухтар Бабаев: "Уже несколько раз в
Азербайджан приезжали комиссии из Украины с целью проведения переговоров по
подключению Азербайджана к нефтепроводу Одесса – Броды. Но на данный момент и в
ближайшей перспективе использование этого нефтепровода, которое предусматривает
участие Азербайджана в этом проекте, невозможно, так как этот нефтепровод сейчас
эксплуатируется в реверсном режиме". Известно, что перед Баку до сих пор остро
стоит проблема заполнения уже имеющегося трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан
(БТД). На момент начала эксплуатации по нему прокачивали порядка 10 млн тонн
нефти в год, но для рентабельности нефтепровода необходимо в пять раз больше
нефти. Понимая очевидность положения, Турция и западные страны активно агитируют
Казахстан присоединиться к этому трубопроводу. Но даже если им гипотетически
удастся решить "задачу-максимум", то это позволит заполнить лишь 75–80 процентов
от производственной мощности трубопровода. А потому маршрут Одесса – Броды –
Гданьск персонально для Баку представляется выбором внешнеполитических
приоритетов. Пока Азербайджан, в отличие от Украины, не стремится пополнить
большую "европейскую семью" и, самое главное, предпочитает не портить отношения
с региональным лидером – Турцией. Тем более что решение территориальной проблемы
Нагорного Карабаха пока остается открытым, а потому поддержка соседней Анкары
необходима Баку. В связи с этим не приходится питать больших надежд относительно
того, что Азербайджан согласится в ущерб БТД поддержать проект трубопровода
Одесса – Броды – Гданьск.
Небольшой математический подсчет позволяет говорить о
том, что трубопровод Одесса – Броды – Гданьск не в состоянии найти себе
дополнительных поставщиков нефти. Но есть и другой вариант – наращивание добычи
нефти на Каспии, но это потребует дополнительных капиталовложений, которые сама
Польша не в состоянии осилить. Таким образом, за новым трубопроводным проектом
стоят не реальные экономические интересы, а сугубо геополитические. Это значит,
что проект найдет свое одобрение на правительственном уровне, в то время как
перспектива создания полноценного "энергетического ГУАМа" будет упираться в
вопрос финансирования.
|