Нурсултан Назарбаев: заявка на роль лорда-протектора Центральной Азии
04.05.2007. Фонд
стратегической культуры
Аждар Куртов
Геополитическое состязание за преобладание в регионе
Центральной Азии, развернувшееся после распада Советского Союза, идет с
переменным успехом. В начале 90-х годов националистические настроенные местные
элиты добились существенного сокращения присутствия здесь России. Образовавшийся
вакуум пытались заполнить другие – внерегиональные – державы. Собственные
государственные институты стран Центральной Азии в тот период только
создавались, и их самостоятельность была эфемерной. Тогда наибольшую активность
по части проникновения в Центральную Азию проявляли две геополитические силы:
Запад, представленный, в основном Соединенными Штатами, и исламский мир.
Ислам не сумел сколько-нибудь существенно укрепиться в
регионе: длительное пребывание в секуляризованной (атеистической) культурной
среде СССР воспрепятствовало резкому переходу к мусульманской
культурно-идеологической парадигме. Зато Соединенные Штаты на
центральноазиатском направлении сумели достичь многого. Вашингтон получил
контроль над рядом наиболее лакомых кусков топливно-энергетического сектора
региона, в основном, в Казахстане. Предоставляя щедрой рукой гранты и
возможность образования в вузах США и Западной Европы, американцы сумели
выпестовать местную прозападную элиту в политике, бизнесе, науке и образовании,
в средствах массовой информации. Расчет был, в принципе, верен: прежнее
поколение руководителей, воспитанное в советские годы, со временем будет уходить
со сцены, а на их место должны выдвигаться молодые люди с другими ценностными
установками и ориентациями.
Время – фактор колоссальной важности в
общественно-политической жизни. Российская управленческая элита плохо понимает
его значение. Когда американцы энергично прибирали к рукам месторождения нефти и
газа в Каспийском регионе, российская бюрократия предпочитала оправдывать свою
«неповоротливость» рассуждениями о том, что никуда, мол, бывшие союзные
республики не денутся и крепкие советские связи могут быть восстановлены в любое
время. А между тем за полтора десятка лет выросло новое поколение, для которого
эти советские связи – пустой звук, ибо жить в сознательном возрасте в СССР
представителям нового поколения не довелось, а в ходе образования они получали о
советском прошлом преимущественно негативную информацию.
Помимо фактора времени существует, однако, и фактор
пространства. Центральная Азия не граничит ни с Америкой, ни с Западной Европой,
но имеет многотысячекилометровую границу с Россией и Китаем. Россия, окрепнув,
стала использовать свои конкурентные преимущества в интересах восстановления
прежних позиций в Центральной Азии. Схожим образом повел себя и Китай, которого
также не устраивала перспектива возникновения у него под боком проамериканских
марионеточных режимов. Успешное формирование новой региональной структуры –
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - в значительной степени помогло
нейтрализовать амбиции Западного блока.
В такой ситуации, оказавшись в центре схождения
интересов крупнейших мировых держав, лидеры центральноазиатских государств,
испытали легкое «головокружение от собственной значимости». Некоторые президенты
уверились в том, что бесконечное дипломатическое маневрирование, названное
красивым выражением «многовекторная дипломатия», принесет им максимум выгод.
Суть данного подхода сводится к попыткам получения дивидендов от
«стратегического партнерства» сразу со всеми крупными государствами, имеющими
интересы в регионе.
Вновь реанимирована старая идея Союза
центральноазиатских государств. Ее инициатором и на этот раз выступил Нурсултан
Назарбаев. Посетив в течение первых трех месяцев нынешнего года множество стран,
в том числе Германию, Украину, Польшу, Россию, Египет, Назарбаев 9 апреля 2007
года, выступая в Астане по телевидению, заявил: «Самым лучшим был бы Союз
центральноазиатских государств, в которые я включаю Казахстан и Среднюю
Азию».
Отметим, что казахстанский лидер стал употреблять в
своих речах термин «Средняя Азия и Казахстан», хотя именно при его активном
участии еще в 1993 году этот расхожий географический термин, повсеместно
использовавшийся на протяжении десятилетий, был заменен на другой – «Центральная
Азия». Тогда лидеры региона посчитали, что лучше быть не «средними», а
«центральными».
Назарбаев ведет сложную игру: он делает заявку на
региональное лидерство. Успешное экономическое развитие Казахстана в последние
годы в связи с выгодной ценовой ситуацией на мировом рынке углеводородов
подвигло казахстанскую элиту к проведению политики экономической экспансии в
отношении своих менее богатых соседей. Казахстанские бизнес-структуры сейчас
активно приобретают собственность в Киргизии, Таджикистане и даже Узбекистане,
руководство которого все 90-е годы конкурировало с Казахстаном за лидерство в
Центральной Азии. Так, в беднейшей стране региона – Таджикистане казахский
бизнес осваивает добычу серебра и свинца, пытается внедриться в цементную и
пищевую промышленность, в энергетику. Есть примеры того, как казахские банки
скупают контрольные пакеты акций таджикских банков.
Одновременно Назарбаев пытается получить пост
председателя ОБСЕ и предстать проводником политики Европейского Союза в регионе
Центральной Азии. В конце марта 2007 года в Астане состоялась встреча
«европейской тройки» с министрами иностранных дел пяти центральноазиатских
государств. В настоящее время ЕС разрабатывает новую стратегию в отношении
Центральной Азии, и Назарбаев пытается подверстать к этому свою «многовекторную
дипломатию». Для этого он и позиционирует Казахстан как нечто отличное от
остальных четырех государств региона, восстанавливая в отношении последних
термин «Средняя Азия».
Выступая с идеей создания Союза центральноазиатских
государств, Назарбаев заявил: «Нам сам Бог велел: 55 миллионов населения, нет
барьера по языку, взаимодополняемая экономика, на одном пространстве,
транспортные, энергетические связи. Этот регион может полностью обеспечить себя
продовольствием, полностью может обеспечить себя энергетикой и так далее. Даже
рынок самодостаточный был бы. Спрашивается, чего еще надо?». Надо сказать, такая
картина далека от реальности: хорошо известно, что в Центральной Азии как раз
существуют и этнические, и языковые, и религиозные барьеры. Те же казахи и
таджики говорят на языках, относящихся к разным языковым группам, и совершенно
не понимают друг друга. Понимание для них всегда было возможным лишь при
обращении к русскому языку. Да и экономика региона не является ни
самодостаточной, ни взаимодополняемой: она имеет четко выраженную сырьевую
направленность; на внешние рынки большинство стран региона предлагают во многом
схожий перечень товаров, выступая в этом отношении не партнерами, а
конкурентами.
Наконец, Назарбаев не случайно обходит молчанием историю
возникновения идеи Союза центральноазиатских государств. Дело в том, что раньше
он уже пытался выдвинуть проект центральноазиатской интеграции. В 1994 году был
создан ЦАС – Центрально-Азиатской Союз. Объединение оказалось нежизнеспособным.
В 1997 году ЦАС переименовали в Центральноазиатское Экономическое Сообщество
(ЦАЭС). В конце 2001 года произвели новую перемену: на встрече в Ташкенте ЦАЭС
нарекли Организацией Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС). Однако без
России у лидеров Центральной Азии дела не шли. Поэтому Назарбаев настоял на
привлечении в ОЦАС Москвы сначала в качестве наблюдателя, а затем полноправного
члена. Вскоре Россия, оценив бесперспективность продолжения «дипломатического
спектакля», предложила более рациональный вариант - ликвидировать ОЦАС и влить
его недееспособные структуры в ЕврАзЭС. Это и было сделано в 2005 году.
Новая инициатива казахстанского президента говорит о
том, что Нурсултан Абишевич не изменил традиционной восточной хитрости: долго и
красноречиво убеждать партнеров в многочисленных выгодах от предлагаемой им
сделки, скрывая при этом свой настоящий интерес.
|