Таджикистан: президент ужесточает контроль, его опальные оппоненты мечтают о смене режима
02.05.2007.
Еurasianet.org
Камбиз Арман
Похоже,
что власть президента Таджикистана Эмомали Рахмона над страной сейчас сильна как
никогда. Но это отнюдь не означает, что его соперники, ныне проживающие в
изгнании, оставили мечты о смене режима и проведении в жизнь политических
реформ.
В последние недели Рахмон, одержавший победу на
президентских выборах в ноябре прошлого года и избранный на третий президентский
срок, предпринял некоторые шаги по преобразованию страны и собственного имиджа,
заставив некоторых обозревателей высказать опасение, что он готовит почву для
установления культа личности. [Для получения дополнительной информации см. архив
рубрики "Взгляд на Евразию"]. Во-первых, президент объявил, что принял новое,
соответствующее исламским традициям имя, отбросив славянское окончание фамилии
"ов". Затем он ввел новые правила поведения для школьников, запретив, среди
прочего, ношение миниюбок и головных платков. Он также потребовал, чтобы таджики
проявляли больше аскетизма в повседневной жизни.
В своем обращении к нации 30 апреля он упрекал
чиновников и население за то, что они не выполняют его указания о запрете
проведения "экстравагантных мероприятий".
"Если мы не сделаем этого [не откажемся от всего
показного и нарочитого], я издам другой, более жесткий указ", - предупредил
Рахмон. Он также добавил, что как законно избранный лидер своей страны, он
"имеет право вносить указы на благо прогресса, процветания и престижа
государства".
Недавние шаги определенно явились результатом взглядов,
нашедших свое отражение в книгах, принадлежащих перу Рахмона. Эти тома,
последний из которых вышел из печати в конце 2006 года, содержат
романтизированное представление об истории и будущем Таджикистана. В своей
рецензии на последнюю из книг – под названием "Таджики в зеркале истории" –
национальное информационное агентство Таджикистана "Ховар" отметило: "В этой
книге Эмомали Рахмон дает точные и научно обоснованные ответы на вопросы о
происхождении арийской цивилизации, таджикской нации и ее месте в мировой
истории".
Президентский сайт назвал книгу "духовным подарком главы
государства народу Таджикистана". Также надо отметить, что исторические творения
президента сегодня используются в таджикских школах в качестве учебников.
Тематика и стиль рахмоновских книг навевают сравнения с "Рухнамой" – духовным
руководством покойного туркменского деспота Сапармурата Ниязова.
Десять лет тому назад контроль Рахмона над
правительством был далеко не таким масштабным. По условиям договора, положившего
конец продолжавшейся пять лет гражданской войне в 1997 году, Рахмону пришлось
делить власть со своими главными врагами, лидерами Партии исламского возрождения
Таджикистана. Однако, с тех пор президент постепенно расширял сферу своего
влияния и сумел переиграть своих соперников. [Для получения дополнительной
информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Дело дошло до того, что
сегодня ни один политик и ни одна политическая партия не могут бросить
серьезного вызова его власти.
Несмотря на представляющуюся на сегодня непобедимость
президента в политике, его живущие за пределами Таджикистана оппоненты не
оставили надежд на изменения в этой центральноазиатской стране. Эти надежды
побудили некоторых из них основать новое политическое движение под названием
"Ватандор" (Патриот) под идеалистическим лозунгом: "Новый путь, новая власть,
новые идеи, новая жизнь".
"Мы хотим, чтобы Эмомали Рахмон добровольно оставил свой
пост и получил пожизненные привилегии экс-президента, - сказал в интервью
EurasiaNet лидер движения "Ватандор" Дододжон Атовуллоев. - Мы намерены
сформировать правительство национального примирения и провести подлинно
демократические выборы с участием множества кандидатов".
Диссидент и журналист Дододжон Атовуллоев, проживающий
за границей с 1992 года, убежден, что новое движение готовы поддержать сотни
тысяч таджиков – учитывая тот факт, что бедность в стране по-прежнему остается
массовым явлением, а правительство Рахмона так пока и не доказало свою
способность обеспечить экономический рост.
Как утверждает Атовуллоев, членами "Ватандора" являются
несколько экс-премьеров, региональные и религиозные лидеры, представители
различных партий и, что самое важное, ряд членов правительства, тесно связанные
с Рахмоном. Но "краеугольный камень движения составляют более миллиона
таджикских гастарбайтеров, работающих за пределами страны", - говорит он.
Деньги, которые они переводят своим родственникам на родине, играют большую роль
в таджикской экономике.
Атовуллоев утверждает, что таджики устали быть
гастарбайтерами. Ему есть что сообщить предполагаемым легионам недовольных
граждан Туркменистана, жаждущим другой жизни, и эта мысль проста: уход Рахмона с
поста решил бы множество проблем.
Для некоторых оппозиционных политиков, еще оставшихся в
Таджикистане, такой рецепт решения проблем представляется слишком упрощенным. По
мнению Мухиддина Кабири, лидера Партии исламского возрождения, жизнь в изгнании
мешает руководству "Ватандора" точно определить настроения в обществе. Среди
населения царит апатия к политике, оно давно питает отвращение к каким бы то ни
было конфликтам. "После гражданской войны стало невозможным собрать таджиков на
антиправительственный митинг", - объясняет Кабири. Маловероятно, что сторонняя
партия, подобная "Ватандору", способна оказать ощутимое воздействие на
политический процесс в стране, утверждает он.
Зампредседателя Социал-демократической партии
Таджикистана Шокирджон Хакимов, напротив, высказал мысль, что "Ватандор" может
добиться определенных политических результатов, поскольку движение не отягощено
ограничениями, с которыми приходится иметь дело оппозиционным партиям внутри
страны. Отсутствие таких ограничений может обеспечить "Ватандору" относительную
свободу действий в процессе привлечения к себе сторонников. Некоторые
наблюдатели также полагают, что если движение сумеет завоевать умы и сердца
рабочих мигрантов, оно на самом деле может стать силой, с которой Рахмон не
сможет не считаться.
Реакция Душанбе на появление движения "Ватандор" дает
основания полагать, что администрация Рахмона не так-то легко отнеслось к этому
событию. В официальном заявлении, распространенном через посольство Таджикистана
в Москве, Атовуллоева заклеймили как "провокатора и предателя". Его также
назвали пособником террористов и человеком, одержимым маниакальной манией
величия, а "Ватандор" – плодом воображения Атовуллоева.
|