Чистосердечное признание
30.07.2007,
«Гудок»
После объявления независимости Косова вопреки ожиданиям
сербов перед Россией неминуемо встанет вопрос о статусе Приднестровья, Абхазии и
Южной Осетии, которые признавать нужно было еще позавчера, считает директор
Института стран СНГ, депутат Госдумы РФ Константин Затулин.
– Константин Федорович, может Косово рассматриваться как
прецедент для признания независимости Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья?
– Что бы ни говорили на Западе об «уникальности
косовского случая», признание независимости края вопреки мнению Сербии –
очевидный прецедент. Параллели с непризнанными республиками на территории
бывшего СССР налицо: межнациональные конфликты возникли в процессе распада
прежде существовавшего государства, велись боевые действия, что отягощает
политические договоренности, не исключенные интересы третьих внешних сторон.
«Уникальность» Косова только в том, что албанцы-косовары ни дня самостоятельно
не боролись за свою независимость – они предъявили свои претензии из натовских
обозов.
С самого начала целью политических, а потом и военных
акций НАТО против Югославии было расчленение этой страны в своих геополитических
интересах. Если посмотреть историю, Германия всегда старалась не допустить
существования сильного славянского государства на Балканах. На днях немецкий
посол в Сербии пригрозил: мол, если сербы не согласятся на независимость Косова,
появятся и другие «проблемные территории» типа Воеводины (где есть венгерское
меньшинство) и страна вообще распадется. Для США Югославия стала удобным поводом
усилить свое присутствие в Европе. В Косове появилась крупнейшая за пределами
США американская военная база. Разве иностранная оккупация – повод признания
«независимости» территории?
Россия на словах всегда осуждала натовскую войну против
Югославии. Но в действиях не была последовательна. После того как премьер
Примаков в знак протеста против натовских бомбежек развернул свой самолет,
Россию на переговорах по Югославии стал представлять Виктор Черномырдин, который
стремился продемонстрировать лояльность политике Запада. Сейчас иначе: Россия
будет твердо, до конца занимать позицию, что независимость Косова возможна
только с согласия Сербии. Мы обладаем правом вето, и под флагом ООН никакие
резолюции о независимости Косова не пройдут. Это вдохновляет сербский народ.
Прозападные политики, которые есть в Сербии, при всем желании не могут объявить
о капитуляции, потому что сразу станут политическими трупами. В этой ситуации
Запад начнет сценарий одностороннего признания независимости Косова. Сначала его
признает Албания, потом, вероятно, какие-то третьи страны и достаточно быстро –
страны Европы и США.
А перед Россией неминуемо встанет вопрос о признании
независимости постсоветских республик. Это дополнительное обстоятельство,
которое побуждает Россию проявлять твердость в косовском вопросе.
– Поясните...
– В России нет полного единства мнений в верхах в
отношении своевременности и возможности признания непризнанных республик. Есть
желание максимально оттянуть момент, когда придется принимать по ним решение. Я
лично считаю, что признавать их нужно было еще позавчера. Потому что у Южной
Осетии, Абхазии, Приднестровья и – добавлю – Нагорного Карабаха гораздо больше
исторических, юридических, политических прав на независимость, чем у Косова.
Южная Осетия и Абхазия исторически никогда не были в составе грузинского
государства, эти территории (без согласия жителей!) были включены в
административные границы Грузинской республики в советский период. Осетия
целиком вошла в Российскую империю – и только в советский период была разделена
на север и юг. По советским законам союзные республики могли выйти из Союза, но
при этом автономии имели право сами на референдуме решать, уходить или
оставаться. Это право Абхазии и Южной Осетии на самостоятельный выбор было
попрано. Грузия пыталась завоевать автономные территории силой, и абхазы и
осетины отстояли в борьбе свое право на независимость. Приднестровье тоже
самостоятельно выдержало военную оборону. Российская армия – что бы ни говорили
оппоненты – в конфликтах на этих территориях не участвовала. С момента распада
СССР Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье ни дня не находились под чьей-то
юрисдикцией, де-факто управлялись самостоятельно. Большинство жителей этих
республик за эти годы приняли российское гражданство. Подавляющее большинство.
Так что Россия несет ответственность за безопасность своих граждан.
– Если Россия признает независимость Абхазии, Южной
Осетии и Приднестровья, то на годы вперед усложнятся отношения не только с
Грузией и Молдовой, но и со всем Западом – вас это не тревожит?
– Это главный официальный аргумент противников признания.
Но с юридической стороны одностороннее признание независимости Косова западными
странами открывает для России дорогу для согласия с суверенным статусом
непризнанных республик на постсоветском пространстве. Что касается отношений с
Грузией – то они и так на точке замерзания, и не по вине России. У части нашей
элиты популярен сомнительный тезис: вознаграждать надо врагов, потому что друзья
и так вознаграждены дружбой. По этой логике мы очень многое уступили Грузии: не
вмешивались во время аджарского конфликта, вывели свои военные базы. Никакой
благодарности взамен не получили. Власти Грузии всегда вели себя непорядочно и
по отношению к российским миротворцам, и по отношению к жителям непризнанных
республик.
Откровенно говоря, дело даже не в международном праве и
не в отношениях с Грузией и Молдовой. Вот как воспринимает задачу большая часть
российского истеблишмента, принимающего решения: не вступать в конфронтацию с
мировой сверхдержавой по тем поводам, которые не являются для России
краеугольными. А взамен России желательно получить от Запада добро на
возрождение мощи нашей страны. Это не значит, что, если США и ЕС согласия не
дадут, Россия не возродится. Просто если нам будут постоянно мешать,
инициировать конфликты – а у Запада есть такая возможность, – экономическое
развитие России будет идти медленнее, стоить нам будет дороже.
– Даже сохранение Югославии «краеугольным» не признали,
так ли уж важны для России «непризнанные»?
– Я уверен: если после Косова Россия не признает
постсоветские республики, мы получим на годы вперед проблемы на российском
Северном Кавказе и общее негативное отношение народа к власти внутри самой РФ.
Наш народ чрезвычайно остро реагирует на то, что он считает несправедливостью и
предательством, и не склонен к полутонам. Я предлагаю подготовиться к признанию
так, чтобы максимально минимизировать дипломатические последствия. Думаю, в
сложившихся условиях в первую очередь следует говорить о признании Южной Осетии
и Абхазии, которые граничат с Россией, и во вторую – о Приднестровье. Я не
убежден, что Россия обязана признавать их первой. Нужно в процессе международных
переговоров собрать своеобразный «клуб» стран, которые могли бы их признать, а
такие страны есть. Например, Белоруссия или Венесуэла, от парламента которой,
кстати, в Цхинвале на выборах был наблюдатель. Конечно, Запад обрушит на Россию
шквал критики. Ну и что? От нашей нефти и газа они все равно не откажутся. Пора
перестать заниматься самозапугиванием, которое очевидно присутствует среди
российских политиков. Всем известно: Америка оттачивает свой патриотизм на
заведомо слабых противниках и старается особо не задевать тех, кто может дать
отпор, с кем связываться – себе дороже.
Беседовала Елена
ПЕСТРУХИНА
|