Евроизация&демократизация
16.07.2007.
БелГазета
Сергей Жбанов
Мечта о равных ценах на энергоносители и, следовательно,
унифицированных условиях хозяйствования в союзном российско-белорусском
государстве скоро сбудется. Теперь об этом можно судить с большей степенью
определенности, ссылаясь на заявление зампреда правления «Газпрома» Александра
Медведева о том, что с 2011г. российские потребители будут платить за газ
столько же, сколько и зарубежные, за вычетом налогов и транспортных услуг.
Это не сенсация, поскольку свои планы выравнивания цен на
энергоносители российское правительство связало с планами по вступлению в ВТО и
давно оповестило об этом. Но очередное заявление представителя «Газпрома» вряд
ли обрадует белорусских интеграторов. Они ведь хотели объединяться с Россией,
используя конкурентные преимущества равных льготных цен, а не рыночных,
доступных любому зарубежному приобретателю российского газа и нефти. И страны
СНГ не исключение из этого правила. На них также распространяются рыночные
условия, на основе которых Россия собирается строить будущие межгосударственные
взаимоотношения.
Так или иначе, но любая идея равенства, в т.ч. касающаяся
цен, на деле оборачивается тем, что одни клиенты оказываются равнее других, или,
проще говоря, превращается в сплошное неравенство. Вот и на этот раз
пресс-служба «Газпрома» сообщила газете «Новые Известия» о том, что заявление
Александра Медведева перевели неточно: обычным российским гражданам повышение
тарифов до уровня мировых не грозит даже к 2011г. - это затронет лишь
промышленных потребителей. Однако и российским промпредприятиям не стоит
пугаться намерений «Газпрома». Как известно, в ходе переговоров о вступлении в
ВТО Россия не стала брать на себя обязательства, которые ограничат ее
конкурентные преимущества при доступе к сырью и энергоносителям. Об этом
напомнил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим
Медведков на заседании круглого стола в Совете Федерации.
В отношениях с зарубежными потребителями Россия тоже не
склонна связывать себя очень жесткими обязательствами. Ссылки на рыночные цены
или некие справедливые формулы ценообразования - слишком удобный инструмент
внешней политики, чтобы отказываться от него в обозримой перспективе. Чтобы в
этом убедиться, достаточно сравнить цены на российский газ для Беларуси и
Украины. Во втором случае они выше на $30 за 1 тыс. куб. м (хотя расстояние
практически одинаковое), а экспортную пошлину на газ Беларусь не платит. Эти
преференции республика не потеряет вплоть до полного выкупа «Газпромом» 50%
акций «Белтрансгаза» (до 2011г.). К тому же при поставке нефти российская
экспортная пошлина для Украины почти в 3,4 раза выше, чем для Беларуси.
России выгодно медленно приучать Беларусь к рыночным
ценам на энергоносители. Транзит энергоносителей в Европу надежно гарантирован,
а остаточная сумма российских преференций ($5,3 млрд.) настолько велика, что
позволяет не опасаться втягивания Беларуси в сферу европейского и американского
влияния. Более того, ужесточение условий поставок российских энергоносителей
только усилило экономическую зависимость Беларуси от РФ. За январь-май 2007г.
удельный вес доллара США в общем объеме валютной выручки республики снизился до
56% - с 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда ничто не
нарушало интеграционную благодать в «союзном государстве». Зато доля российского
рубля выросла - с 29% до 32%. Удельный вес России в белорусском экспорте также
подскочил (на 5%) и вновь стал преобладать над долей экспорта в ЕС.
Эти показатели иллюстрируют укрепление экономических
взаимосвязей с Россией значительно лучше, чем рост объема взаимного
товарооборота. И чем больше эта зависимость, тем больше у Москвы шансов добиться
желанных экономических перемен в хозяйственном механизме Беларуси. Так было уже
не раз, например со стабилизацией курса белорусской валюты, обеспеченной с
помощью российского давления и денег, в то время как Евросоюз продолжал вести
свои бесконечные разговоры о демократии и экономических реформах в республике,
но так и не решился на какие-нибудь значимые действия, поскольку сам зависел и
зависит от белорусского транзита на сотни миллионов долларов. ЕС и сегодня не в
состоянии предпринять ничего существенного против действующего руководства
республики, кроме финансовой помощи в пределах $15 млн. - во имя демократизации
- и смешных экономических санкций на $30 млн.
Понимают это и в ЕС, пытающемся нащупать новые подходы к
взаимоотношениям со странами, расположенными на его восточных границах. С этой
целью реализуется международный проект под названием «Транснациональная сеть по
вопросам евроизации и демократизации на восточной границе ЕС», в рамках которого
исследуется взаимосвязь между степенью использования евро в белорусской
экономике (евроизации) и процессами демократизации и модернизации Беларуси.
Однако результаты этого исследования вряд ли обрадуют его инициаторов, поскольку
за первые пять месяцев т.г. доля евро в общем объеме валютной выручки республики
увеличилась с 10% до 11,2%. С такими темпами евроизации до полной демократизации
Беларуси еще очень далеко.
|