ЗАКАВКАЗЬЕ
Хроника
16 июля. Министерство
иностранных дел Грузии выражает сожаление в связи с приостановлением Россией
действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), отмечая, что
это может негативно отразиться на процессах укрепления мира и стабильности в
Европе, говорится в распространенном 16 июля официальном комментарии МИД Грузии.
"ДОВСЕ является важным международным инструментом сохранения безопасности и
стабильности в Европе. Решение Российской Федерации о приостановлении его
действия вызывает сожаление. Думаем, что вышеупомянутый шаг может негативно
отразиться на будущем процессов укрепления мира и стабильности в Европе", -
говорится в комментарии МИД. "Что касается введения в силу адаптированного
ДОВСЕ, одним из препятствующих этому факторов является невыполнение Россией
стамбульских обязательств, что, со своей стороны, считается
государствами-членами обязательной предпосылкой вступления договора в силу. На
данном этапе из стамбульских соглашений Россией остаются невыполненными вывод
Гудаутской венной базы, а также российского военного снаряжения с территории
Молдавии. Грузинская сторона выражает готовность к возобновлению переговоров с
российской стороной по вопросу Гудаутской базы с тем, чтобы способствовать
процессу ратификации и вступлению в силу адаптированного ДОВСЕ", - отмечается в
официальном комментарии МИД Грузии.
16 июля. В Министерстве
обороны Грузии состоялась встреча министра обороны Грузии Давида Кезерашвили и
директора Агентства по сотрудничеству в сфере безопасности обороны США
генерал-лейтенанта Джефри Б. Кохлера, сообщили в Министерстве обороны Грузии. В
ходе встречи, которая прошла в рамках оформленного между Грузией и США плана
двустороннего военного сотрудничества, стороны обсудили вопросы проведения
совместных военных учений, получения военного образования и перспективы
приобретения снаряжения. Американская сторона выразила желание принять участие в
разработке подготовительных программ для частей специального назначения МО
Грузии, а также в учениях грузинских военных. На встрече также присутствовали
заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелиа, военный атташе США полковник
Мэтью Бренд и руководитель Организации оборонного сотрудничества вице-полковник
Роберт Гамильтон. Сегодня же американские гости встретились с главой
Объединенного штаба ВС Грузии полковником Зазой Гогава, его заместителем
вице-полковником Григолом Татишвили, посетили бригаду спецназначения и
ознакомились с инфраструктурой военной базы в Вашлисджвари.
16 июля. Министр
экономического развития Грузии Гиорги Арвеладзе на пресс-конференции,
посвященной подведению итогов деятельности ООО "Железная дорога Грузии" за
первое полугодие 2007 года, категорически исключил возможность приватизации
грузинской железной дороги. По словам Арвеладзе, речь может идти лишь о передаче
грузинской дороги частным компаниям в управление. Впрочем, о конкретных планах в
этом направлении говорить пока рано, отметил министр. "Успешные проекты и
возросшие показатели грузинской железной дороги свидетельствуют, что "Железная
дорога Грузии" сегодня является одной из сильных и успешных компаний. Железной
дороге в развитии экономики Грузии всегда уделялось особое значение. Исходя из
транзитной функции нашей страны, очень важны высокие показатели, достигнутые как
по грузовым, так и пассажирским перевозкам. "Железная дорога Грузии" - самая
динамично растущая компания, и она остается одним из основных объектов развития
грузинской экономики", - заявил Гиорги Арвеладзе. Между тем на минувшей неделе
парламент Грузии принял законопроект изменений и дополнений в закон Грузии о
приватизации госимущества, которым список государственных объектов, не
подлежащих приватизации ввиду их стратегического для государства значения,
ощутимо сокращается. В числе объектов, исключенных из этого списка, - и железная
дорога.
16 июля. Пять оппозиционных
партий Грузии -"Новые правые" (лидер - Давид
Гамкрелидзе), Консервативная партия (Звиад
Дзидзигури), Республиканская партия (Давид
Усупашвили), Лейбористская партия (Шалва
Нателашвили) и "Промышленность спасет Грузию" (Зураб
Ткемаладзе) оформили 16 июля меморандум по предусловиям справедливых и
демократических выборов в Грузии 2008 года. Как заявил на пресс-конференции по
окончании церемонии подписания меморандума секретарь парламентской фракции
"Демократический фронт" (объединяющей республиканцев и консерваторов) Каха Кукава, "если власть в результате справедливых и
честных выборов выиграет выборы 2008 года, мы готовы признать результаты этих
выборов". "Но если эти выборы в результате справедливых и честных правил игры
выиграет оппозиция, мы потребуем от властей признать победу оппозиции", -
отметил он. "Без такого соглашения, без демократических выборов и честных правил
игры в стране продолжится 15-летний хаос, политическая конфронтация, которые
сегодня являются главным препятствием на пути развития грузинского государства",
- подчеркнул Кукава.
18 июля. Одним из основных
вопросов заседания правительства Грузии стало создание специальной комиссии для
разработки предложений по статусу Южной Осетии в рамках государства Грузии с
учетом предоставления ей широкого политического самоуправления. Комиссия для
разработки предложений по статусу бывшей Югоосетинской автономной области в
рамках государства Грузии создается в соответствии с подписанным на минувшей
неделе президентом Грузии распоряжением "О мероприятиях, связанных с
определением автономного статуса в рамках государства Грузия для бывшей
Юго-Осетинской автономной области". Согласно распоряжению, обязательства по
обеспечению создания комиссии возложены на правительство, в частности, лично на
премьер-министра Зураба Ногаидели, которому поручено
определить состав и полномочия комиссии, а также обеспечить участие в ее работе
временной администрации и представителей местной общественности.
18 июля. В Баку началось
первое заседание координационного совета по реализации соглашения между
правительствами Азербайджана и Грузии о принципах и условиях финансирования,
проектирования, строительства, реконструкции, реабилитации и эксплуатации
железнодорожного участка Марабда до границы с Турцией (Карцахи) и кредитного
договора в рамках реализации проекта новой железнодорожной линии
Баку-Тбилиси-Карс. На заседании предполагается утверждение положения
координационного совета, обсуждение проекта бизнес-плана ООО "Железная дорога
Марабда-Карцахи", а также технического задания на проектирование реабилитации и
реконструкции железнодорожного участка Марабда-Ахалкалаки.
18 июля. Аппарат госминистра
Грузии по вопросам урегулирования конфликтов распространил заявление, в котором
отмечает, что главным итогом совместного мониторинга водопровода Эдиси-Цхинвали,
проведенного накануне экспертами Южной Осетии, явилось появление реальной
возможности деполитизации проблемы водоснабжения ЮО и сотрудничества по ее
совместному решению под эгидой ООН. Вместе с тем, аппарат госминистра призывает
российских миротворцев впредь воздерживаться от заявлений, преследующих целью
заново политизировать вышеуказанный вопрос.
"Инженеры от временной администрации Цхинвали и де-факто
властей Цхинвали при содействии миссии ООН провели 17 июля совместный мониторинг
участка Андиси-Цхинвали водопровода Эдиси-Цхинвали. На этом этапе мы проявили
добрую волю и согласились на неполный мониторинг водопровода с целью
предоставления специалистам сторон возможности совместной работы при
непосредственной помощи ОБСЕ.
Мониторинг подтвердил, что основной запас воды в
резервуарах Цхинвали адекватен потребностям цхинвальского населения. Также было
зафиксировано несколько незаконных врезок на водопроводе, ликвидацию которых
временная администрация обеспечит в ближайшее время. Главный же итог мониторинга
- это то, что появилась реальная возможность деполитизации проблемы и прямого
сотрудничества специалистов под эгидой ООН. Надеемся, что на этой базе будет
сформирована постоянно действующая группа специалистов, которая продолжит
мониторинг Эдиси-Цхинвали в Джавском районе и будет работать в том числе над
срочным восстановлением ирригационного водоснабжения в Земо Никози и близлежащих
населенных пунктах", - говорится в заявлении аппарата госминистра.
19 июля. Югоосетинская часть
смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта
(СКК) выступила с сообщением относительно создания в Грузии так называемой
"комиссии по определению автономного статуса Южной Осетии в составе Грузии":
"Грузинское руководство предприняло очередной шаг, идущий вразрез процессу
урегулирования грузино-осетинского конфликта, создав так называемую "комиссию по
определению автономного статуса Южной Осетии в составе Грузии". Этот шаг не
отвечает как требованиям элементарной логики, так и политической
целесообразности. Создание такой комиссии было бы логичным, если бы Южная Осетия
находилась в составе Грузии, и было бы целесообразным, если бы граждане Южной
Осетии нуждались в указаниях из Тбилиси для определения статуса своего
суверенного государства.
19 июля. Консульский отдел
посольства России в Грузии в дополнение к тем категориям виз, на которые
ограничения были сняты ранее, возобновило оформление гражданам Грузии учебных,
деловых, рабочих и транзитных виз, говорится в официальном сообщении посольства
РФ в Тбилиси. Как отметили в посольстве РФ в Грузии, это означает, что
ограничения остаются лишь в отношении выдачи туристических, а также частных виз
- за исключением тех случаев, когда приглашение послано близкими родственниками.
"Принятие такого решения продиктовано стремлением российской стороны двигаться в
направлении стабилизации российско-грузинских отношений. Исходим из того, что
грузинская сторона также будет предпринимать встречные конструктивные шаги с
целью оздоровления климата двусторонних отношений", - отметили в посольстве РФ в
Грузии. Выдача российских виз гражданам Грузии была жестко ограничена 28
сентября 2006 года после очередного обострения грузино-российских отношений. В
начале октября Россия в одностороннем порядке прервала прямое транспортное
сообщение с Грузией, а также почтовое сообщение. До конца мая 2007 года
российские визы выдавались только при необходимости получения в России
неотложной медицинской помощи либо в случае потери проживавших там близких
родственников. С 29 мая консульский отдел посольства России в Грузии возобновил
оформление виз гражданам Грузии, имеющим разрешение Федеральной миграционной
службы РФ на временное проживание в России, а также лицам, желающим посетить в
России своих ближайших родственников - родителей, супругов либо детей - при
условии наличия у них соответствующего приглашения.
19 июля. В правительстве
Грузии произошли очередные кадровые изменения - государственный министр Грузии
по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе
переведен на должность заместителя министра иностранных дел, а государственным
министром Грузии по вопросам урегулирования конфликтов назначен председатель
комитета по европейской интеграции парламента Грузии Давид Бакрадзе. В канцелярии правительства пока никак не
прокомментировали вышеуказанные изменения. Комментариев по этому поводу не дают
пока и сами Мераб Антадзе и Давид Бакрадзе. Как заявил в беседе с журналистами
председатель парламентского комитета по внешним отношениям Константин Габашвили, он не думает, что отставка Мераба
Антадзе с должности госминистра связана с плохой работой или претензиями в его
адрес. "По моей информации, Антадзе остается одной из влиятельных фигур
грузинской дипломатии и продолжит работу по важным вопросам", - отметил
Габашвили. Что касается назначения на эту должность Давида Бакрадзе, то, по
словам Габашвили, "Давид Бакрадзе - очень опытный политик и идеальный в данном
случае кандидат". "Сейчас урегулирование конфликтов получило новое измерение, у
которого абсолютно новые перспективы, и, естественно, нужен новый человек,
олицетворяющий эти новые тенденции", - отметил Константин Габашвили.
Давид Бакрадзе, 1972 года
рождения, был избран в парламент по партийному списку от избирательного блока
"Национальное движение - демократы". Давид Бакрадзе окончил два вуза - Институт
государственного управления и технический университет Грузии, имеет степень
кандидата физико-математических наук. До избрания депутатом парламента занимал
высокопоставленные должности в МИД Грузии, а затем - в Совете Национальной
безопасности Грузии.
19 июля. Заместитель министра
обороны Грузии Александр Сухиташвили подал в
отставку. В министерстве обороны Грузии отставку замминистра мотивировали
проблемами связанными со здоровьем. Отметим, что Александр Сухиташвили, который
курировал в оборонам ведомстве Грузии деятельность военной полиции является
одним из приближенных экс-министра обороны Ираклия
Окруашвили.
19 июля. Лидер "Единой
коммунистической партии Грузии" Пантелеймон Гиоргадзе
указом президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты
награжден Орденом Дружбы. Как отмечается в сообщении Госкомитета информации и
печати РЮО, Пантелеймон Гиоргадзе удостоился этой награды за "большой личный
вклад в дело обеспечения мира и безопасности в Южной Осетии и в связи с
15-летием ввода смешанных сил по поддержанию мира в зону грузино-осетинского
конфликта". Лидер "Единой коммунистической партии Грузии" Пантелеймон Гиоргадзе
является отцом бывшего главы службы безопасности Грузии и руководителя партии
"Справедливость" Игоря Гиоргадзе.
19 июля. Грузинская сторона в
очередной раз сорвала проведение мероприятий по ликвидации незаконных врезок в
водовод Эдис - Цхинвали на контролируемом грузинскими силовыми структурами
участке Свери - Хеити. Об этом сообщает пресс-служба югоосетинской части
смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта
(СКК). По имеющейся информации, накануне, по инициативе Миссии ОБСЕ, была
достигнута договоренность с грузинскими властями о допуске осетинских
ремонтников к местам врезок и утечек, из-за которых вода в Цхинвал поступает с
60%-ым дефицитом. Однако сегодня, как обычно, грузинская полиция не пустила
ремонтную бригаду к проблемным участкам водовода.
20 июля. По предварительным
данным ЦИК Нагорного Карабаха, в состоявшихся вчера выборах президента НКР
приняло участие 71 285 избирателей, что составляет 77,36% от общего числа
зарегистрированных избирателей - 92 152. Из низ "за" того или иного кандидата
проголосовало 67 695 избирателей, из этого числа за кандидата Бако Саакяна - 57 828, или 85,42%, на втором месте
замминистра иностранных дел Масис Маилян 12, 21%, или
8 270 голосов. Третье место закрепилось за депутатом Арменом Абгаряном с 1,26%, или 856 голосов, коммунист Грант Мелкумян набрал 0,8% или 539 голосов, а лектор Ваня Аванесян оказался последним - 0,3%, или 22
голоса.
20 июля. Кандидат в прeзиденты
Нагорного Карабаха Масис Маилян, занявший по итогам
выборов второе место, выступил в пресс-центре с заявлением: "Выборы 19 июля
явились в жизни нашей республики важнейшей вехой и испытанием для молодой
карабахской государственности. Рассматривая итоги выборов именно в этом разрезе,
хочу отметить, что мы выполнили поставленную перед нами основную задачу -
обеспечить реально альтернативные выборы, как способ обеспечения
демократического имиджа НКР. Наша команда сделала все от себя зависящее, чтобы
дать нашим избирателям возможность реального и законного выбора. Наша
принципиальная позиция и оперативная реакция по фиксированию нарушений исходила
именно из этой задачи - обеспечить победу законности в нашей стране. То, что в
нынешней ситуации и при таких несопоставимых ресурсах мы набрали более 8 тысяч
голосов, считаю серьезным достижением. Во время предвыборной агитации и в ходе
голосования было множество нарушений. Мой предвыборный штаб четырежды обращался
в ЦИК до голосования и около 20 раз - в день выборов. Нарушения, безусловно,
имели воздействие на итоги голосования, но они были не решающими”.
20 июля. Премьер-министр
Армении Серж Саркисян поздравил Бако Саакяна с избранием на пост президента Нагорного Карабаха.
В послании, в частности, отмечается: "Имея большое доверие народа Арцаха,
уверен, что вы продолжите работу по укреплению и развитию Нагорного Карабаха,
обеспечению благополучия народа. Выборы в Нагорном Карабахе, прошедшие в
соответствии с демократическими нормами, вновь подтверждают необходимость
процесса становления Нагорно-Карабахской Республики ". Премьер-министр пожелал
Бако Саакяну удачи в его высокой и ответственной должности во благо Нагорного
Карабаха и его народа.
20 июля. Глава Нацассамблеи
азербайджанцев Грузии считает, что "режим Михаила Саакашвили и грузинские
шовинисты" не намерены признавать обычные конституционные права этнических
меньшинств: "Если сегодня официальный Тбилиси заявляет, что абхазы и осетины
будут чувствовать себя в Грузии уверенными и полноправными гражданами страны на
равных с титульной нацией, я заявляю, что это ложь и сказка. Под лозунгом
"Грузия только для грузин" ведется выдавливание из страны азербайджанцев,
греков, армян и русских. О каких равноправных условиях для абхазов и осетин
может идти речь, если одна за другой закрываются азербайджанские школы. На пост
директоров азербайджанских и армянских средних школ назначаются грузины", -
заявил Дашгын Гюльмамедов.
20 июля. Иран готов при
необходимости оказать содействие переговорному процессу по урегулированию
нагорно-карабахского конфликта. Об этом 20 июля в ходе встречи с
премьер-министром Армении Сержем Саркисяном заявил министр иностранных дел Ирана
Манучер Моттаки. Серж Саркисян отметил, что официальный Ереван всегда
подчеркивал и высоко оценивал позицию Ирана в деле сохранения стабильности и
мира в регионе. Армянский премьер отметил также, что экономическое
сотрудничество в регионе полного рисками не сопоставимо с возможными темпами
экономического развития безопасного региона.
24 июля. В связи с увеличением
добычи газа в республике осенью Азербайджан, сейчас поставляющий в Грузию 1030
млн. кубометров собственного природного газа в сутки, намерен увеличить эти
объемы на 1 млн. кубометров. Об этом сообщает Министерство промышленности и
энергетики Азербайджана. В июне этого года Государственная нефтяная компания
Азербайджана (ГНКАР) отправила в Грузию 31 млн. кубометров газа, и такой же
объем планирует поставить в течение июля. Экспорт собственного газа
Госнефтекомпании Азербайджана в Грузию начался с января 2007 года, за этот
период в Грузию было транспортировано 151 млн. кубометров "голубого топлива" на
15 млн. 685,3 тыс. манатов (1 манат = 1,14 долл.). Поставки газа в Грузию
осуществляются согласно межправительственному соглашению между официальными Баку
и Тбилиси по цене 120 долларов за 1000 кубометров.
24 июля. Назначение Давида Бакрадзе на должность государственного министра
Грузии по вопросам урегулирования конфликтов не изменит ситуацию вокруг
конфликтов Абхазии и Южной Осетии. Об этом заявил президент Национальной
ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгын Гюльмамедов. "Мы видели, как лгали
задолго еще до назначения Бакрадзе экс-министры Хаиндрава и Антадзе. Кадровая
чехарда не окажет мало-мальски заметного влияния на решение этнических проблем
страны, поскольку основным принципом для властей Грузии в урегулировании проблем
Абхазии и Южной Осетии является неошовинизм. Хочу еще раз подчеркнуть - во время
правления режима Михаила Саакашвили указанные проблемы не будет решены", -
отметил он. Глава Нацассамблеи азербайджанцев Грузии считает, что "режим Михаила
Саакашвили и грузинские шовинисты" не намерены признавать обычные
конституционные права этнических меньшинств: "Если сегодня официальный Тбилиси
заявляет, что абхазы и осетины будут чувствовать себя в Грузии уверенными и
полноправными гражданами страны на равных с титульной нацией, я заявляю, что это
ложь и сказка. Под лозунгом "Грузия только для грузин" ведется выдавливание из
страны азербайджанцев, греков, армян и русских. О каких равноправных условиях
для абхазов и осетин может идти речь, если одна за другой закрываются
азербайджанские школы. На пост директоров азербайджанских и армянских средних
школ назначаются грузины", - заявил Дашгын Гюльмамедов.
24 июля. Генеральный секретарь
ООН Пан Ги Мун призвал Тбилиси вывести "лагерь патриотов" из зоны
грузино-абхазского конфликта. Как говорится в докладе генсека, представленного
Совету Безопасности ООН 23 июля, необходимо возобновить диалог между сторонами и
избегать провокационных действий. Он также констатировал, что вопреки надеждам
международного сообщества отношения между Грузией и Абхазией не улучшаются, а
даже ухудшились в последние три месяца. "Одновременно с возобновлением контактов
и осуществлением согласованных мер по укреплению доверия стороны должны удвоить
усилия с тем, чтобы избегать шагов, которые бы могли привести к возобновлению
боевых действий". Доклад Пан Ги Муна будет рассмотрен в ходе закрытых
консультаций Совета Безопасности ООН 26 июля, передает РСН. Молодежный "лагерь
патриотов" был открыт в селе Ганмухури Зугдидского района, у административной
границы с Абхазией в конце мая 2007 года. Накануне, 23 июля, лагерь посетила
председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе. По ее словам, грузинские власти
в кратчайшие сроки смогут решить проблему Абхазии и Южной Осетии.
25 июля. Группа ВТБ стала
владельцем 100% акций ЗАО "Банк ВТБ (Армения)". Об этом 25 июля сообщил
генеральный директор - председатель правления директората армянского банка
Валерий Овсянников. Как рассказал Овсянников, ВТБ с 2004 года контролировал 70%
акций банка, еще 30% принадлежало компании Mika Armenia Trading Ltd, которой
владеет известный армянский предприниматель Михаил Багдасаров.
25 июля. Экономический рост
Грузии по итогам 2007 года составит от 12% до 15%, заявил президент Грузии
Михаил Саакашвили в ходе выездного заседания правительства в Кахети 25 июля. "В
этом году мы ожидаем экономический рост от 12% до 15% - в зависимости от того,
насколько эффективно будем работать во втором полугодии. Это очень высокий темп
роста. Но главное сейчас - чтобы он был более равномерно распределен по всей
экономике, и не искусственно. И чтобы все регионы Грузии развивались правильно и
целенаправленно. Это во многом зависит от правильной политики содействия со
стороны государства", - отметил Саакашвили.
25 июля. Члены политического
объединения "Имеди" и адвокаты 13 активистов партии "Справедливость" (лидер - Игорь Гиоргадзе) и их сторонников, обвиняемых в попытке
государственного переворота, провели акцию перед Генеральной прокуратурой Грузии
в знак протеста против исчезновения из дела видеоматериалов, отснятых в ходе
обысков квартир и офисов обвиняемых. Как заявила журналистам лидер "Имеди",
бывший руководитель благотворительного фонда им. Игоря Гиоргадзе Ирина Саришвили, "акция проводится целенаправленно - это
тот этап, когда сторона защиты наших политзаключенных переходит в наступление,
объявляя протест против действий следствия".
26 июля. Грузино-осетинские
взаимоотношения, а также ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта стали
основными темами обсуждения в ходе встречи президента Южной Осетии Эдуард
Кокойты со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ Хосе Барелла. В
ходе встречи президент Южной Осетии в очередной раз отметил, что грузинская
сторона не соблюдает достигнутые договоренности, что негативно отражается на
переговорном процессе в целом. Эдуард Кокойты также заявил о необходимости
проведения встречи на высшем уровне, в ходе которой должен быть подписан
меморандум о неприменении силы в зоне конфликта. Касаясь инициатив
урегулирования, выдвинутых Грузией, президент заявил, что "грузинская сторона
представила уже восемь разных планов урегулирования конфликта, однако все они
носят исключительно односторонний характер, поскольку позиция Южной Осетии не
учитывается. Глава Южной Осетии также выразил сожаление по поводу контактов
представителей международных организаций с так называемым альтернативным
правительством Дмитрия Санакоева. "Подобные контакты вызывают недоверие
населения Южной Осетии к тем международным организациям, которые их
осуществляют", - заявил президент. Касаясь своей недавней встречи с Дмитрием
Санакоевым, Барелла отметил, что встреча была с госминистром Грузии по
урегулированию конфликтов, которого сопровождал Санакоев. "К сожалению, мы не
вправе указывать, кого приводить на встречу, а кого нет", - заметил дипломат. В
то же время Барелла отметил, что "на той встрече мы четко обозначили, какую
опасность представляет собой временная административная единица и что она может
привести к новому конфликту". Хосе Борелла также сообщил о том, что целью визита
является ознакомление и анализ ситуации в зоне конфликта, о чем будет
проинформирован действующий председатель ОБСЕ.
26 июля. Политическая
активизация армян в регионе Самцхе-Джавахети (Грузия) направляется против
национальных интересов грузинского государства. Об этом говорится в заявлении
общества грузин Украины "Сакартвело". "В последнее время проживающие армяне в
регионе Самцхе-Джавахети активизировались против Грузии и начали
фальсифицировать нашу историю. Армянские националистические организации - Партия
"Вирк", Демократический альянс "Единый Джавахк", отделение АРФ "Дашнакцутюн", общества "Аршалуйс", "Парвана" и "Джавахк"
всячески стараются предоставить во внимание международного общества
Самцхе-Джавахети, как историческую армянскую землю. Для этих организаций
приоритетом стало присоединение Самцхе-Джавахети к Армении, и в дальнейшем
создание Великой Армении", - отмечает источник. По мнению общества грузин
Украины, "армянские дашнаки начали переселять армянские семьи из Ливана, Сирии,
Турции, Нагорного Карабаха и из самой Армении в Ниноцминдский и Ахалцихский
районы Грузии", что, по их словам, стало прямой угрозой для Грузии и грузинского
народа.
27 июля. Грузинские власти
ждут от российской стороны разъяснений в связи с распространившейся в ряде
российских СМИ информацией о том, что Россия официально включила Абхазию в
олимпийскую зону, и намерена, в частности, осуществить инвестиции для постройки
на ее территории предприятий, призванных обеспечить обустройство олимпийской
инфраструктуры стройматериалами. Как заявила журналистам председатель парламента
Грузии Нино Бурджанадзе, "если речь идет о том, что
подобные инвестиции должны быть осуществлены без разрешения и согласия властей
Грузии, если российская сторона хочет действовать в Абхазии как на своей
территории, тогда мы напомним нашим российским коллегам, что Абхазия является
территорией суверенного государства - грузинского государства". "Территориальная
целостность Грузии и ее суверенитет признаны на мировой арене. И если Россия
решит игнорировать это и нарушить международные нормы, то в таком случае
Сочинская олимпиада может разделить судьбу Московской олимпиады", - заметила
Нино Бурджанадзе.
27 июля. Вопросы водоснабжения
столицы Южной Осетии - Цхинвали стали основной темой на встрече председателя
правительства Юрия Морозова и главы Цхинвальского офиса миссии ОБСЕ в Грузии
Божидара Димитрова. Как сообщили в пресс-службе аппарата правительства РЮО,
Димитров подтвердил серьезность сложившейся ситуации и сказал, что лично
убедился в том, что на территории указанных сел имеются многочисленные
незаконные врезки, вследствие чего поступление воды в Цхинвали снизилось до
минимального уровня. В свою очередь, югоосетинский премьер Юрий Морозов отметил
о необходимости проведения сотрудниками ОБСЕ работ по устранению
несанкционированных врезок, а также принятию мер по допуску югоосетинских бригад
для проведения ремонтных работ. Председатель правительства также заявил, что
руководство республики пока не закрывает оросительные каналы, по которым вода
поступает в Грузию (Телепонский, Малой Лиахвы и на Никози-ред). ОБСЕ принято
решение о проведение мониторинга состояния трубы 28 июля. Если после проведения
мониторинга, не будут приняты соответствующие меры, то есть незаконные врезки не
будут устранены, руководство республики закроет указанные каналы.
27 июля. Предполагается, что
паромное сообщение порт "Кавказ" (Россия) - Поти (Грузия) будет возобновлено 1
августа. Ряд армянских экспедиторских компаний в частности, "Рейлвнештранс", уже
подписали договор о перевозках армянских грузов с владельцем парома "SMAT",
швейцарской компанией Reserve Capital Enterpising Corporation, президентом
которой является Хаким Матчянов.
27 июля. Посол России в Грузии
опроверг сообщения в СМИ о том, что Москва намерена включить Абхазию в
олимпийскую зону Сочи без предварительного обсуждения с Тбилиси. "Никто не
говорил, что Россия намеревается сделать это без Грузии", - заявил 27 июля Вячеслав Коваленко. "Было лишь озвучено, что Россия
хотела бы использовать возможности, которые есть в Абхазии, для решения вопроса
по подготовке к Олимпийским играм", - пояснил российский дипломат.
28 июля. Будущее
урегулирования грузино-абхазского конфликта заключается в экономической
реабилитации региона Абхазии. Об этом заявил посол России в Грузии Вячеслав Коваленко. По его словам, это могло бы создать
иную атмосферу между сторонами, могло бы повысить уровень доверия, сегодня
находящегося на ничтожном уровне. "Нужны действия, а не слова. Экономические
интересы потянут за собой контакты на всех уровнях, возникнут новые уровни
доверия".
29 июля. Государственная
программа содействия переселению соотечественников из-за рубежа после
соответствующей доработки может стать главным способом легализации мигрантов и
получения гражданства России. Такое заявление сделал 26 июля начальник
Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными
странами Модест Колеров. Федеральный чиновник посетил
село Малый Снежеток Первомайского района Тамбовской области, где будут компактно
размещены на постоянное место жительства семьи первых 56 репатриантов из Грузии
- представители русской духоборческой общины.
30 июля. Двадцатая встреча
цикла семинаров-диалогов по грузино-абхазскому конфликту и мирному
урегулированию прошла с 27 по 30 июля в Лондоне. Во встрече, которая прошла по
приглашению британской неправительственной организации "Ресурсы примирения",
участвовали политики и общественные деятели из Абхазии и Грузии. Как сообщили в
НПО, "участники семинара рассмотрели события, которые в данный момент влияют или
в потенциале могут повлиять на процесс мирного урегулирования. Кроме того, на
семинаре обсуждались и другие события за пределами региона, с точки зрения их
значения для будущего грузино-абхазских отношений, например, перспективы
признания Косово и вступления Грузии в НАТО, а также присуждение Сочи права
проведения зимней Олимпиады в 2014 году". Обсуждался другой круг вопрос.
Финансовую поддержку мероприятию оказал Департамент иностранных дел Швейцарии,
Глобальный фонд по предотвращению конфликтов правительства Великобритании.
30 июля. Замминистра
иностранных дел Грузии Гиорги Манджгаладзе встретился
с представителями аккредитованного в Грузии дипломатического корпуса, - сообщили
в МИД Грузии. В ходе встречи Гиорги Манджгаладзе заявил, что, согласно
грузинскому законодательству, любые сделки на территориях Абхазии и Южной
Осетии, в том числе касающиеся недвижимости, "до восстановления над ними
юрисдикции Грузии - недействительны". "Соответственно, инвесторы, заключившие
подобные сделки, подлежат гражданской, а, возможно, и уголовной
ответственности", - заявил он. Гиорги Манджгаладзе обратился к представителям
дипкорпуса с призывом информировать об этом общественность и непосредственно
деловые круги своих стран.
Эксперт: решение Москвы наладить отношения с Тбилиси не имеет внятного объяснения
ПРАЙМ-ТАСС
20.07.07
Через год после грандиозного шпионского скандала между
двумя странами, приведшему к экономической и транспортной блокаде Россией
Грузии, Москва решила "отыграть" назад и взяла курс на восстановление отношений
с Тбилиси. С конца июля могут быть восстановлены полеты регулярных рейсов
российского "Аэрофлота" и грузинской "Айрзены". Накануне же были сняты
ограничения на выдачу виз для нескольких категорий грузинских граждан. Пока
неизвестно, появится ли снова на российских прилавках вода "Боржоми". Как
известно, запрет на продажу в РФ известной грузинской минеральной воды в 2006 г
стал одним из катализаторов политического конфликта между Россией и Грузией.
Внятный объяснений, почему по прошествии года Москва
сменила гнев на милость, решив частично снять визовые и транспортные ограничения
применительно к Тбилиси, нет.
Президент Грузии Михаил Саакашвили по-прежнему остается
ярым критиком политики Кремля. Более того, провокационные действия Тбилиси
усложняют и так взрывоопасную ситуацию в Южной Осетии, что, несомненно,
невыгодно Москве. Тбилиси предлагает Москве прекратить все отношения с Цхинвали,
настаивая на экономической и политической изоляции этой непризнанной республики
от внешнего мира. Цель действий Грузии очевидна – М.Саакашвили любыми путями
пытается добиться международного признания Южной Осетии как части Грузии. Такой
сценарий событий вокруг статуса непризнанной республики категорически не
устраивает Россию. И это делает еще более непонятным явно выраженную тенденцию к
потеплению отношений между Москвой и Тбилиси.
Неопределенность относительно кандидатуры преемника на
президентских выборах 2008 г в РФ делает еще более загадочной перспективу
российско-грузинских отношений. Проще говоря, непонятно зачем Москве снова
понадобилось дружить с Тбилиси, а главное, есть ли у России перспектива получить
политические и экономические дивиденды от налаживания отношений с режимом
М.Саакашвили?
По сообщениям грузинской стороны, уже в ближайший
понедельник может быть решен вопрос о восстановлении полетов самолетов
"Аэрофлота" и грузинской компании "Айрзена" с 28 июля. В Тбилиси исходят из
того, что это решение может стать логическим продолжением возобновления с 19
июля процедуры оформления учебных, деловых, рабочих и транзитных виз для граждан
Грузии. Единственная категория граждан Грузии, которая пока не получит визы –
это туристы. Правда, ранее это была самая большая категория.
В конце мая этого года посольство РФ начало выдавать визы
гражданам Грузии, имеющим разрешение на временное проживание в РФ, и тем, кто
посещает своих ближайших родственников-россиян. Еще раньше, в январе 2007 г
президент РФ Владимир Путин объявил о решении вернуть в Грузию российского посла
Вячеслава Коваленко, отозванного из Тбилиси осенью 2006 г, в самый разгар
конфликта между РФ и Грузией.
Напомним, что выдача российских виз гражданам Грузии была
прекращена с 28 сентября 2006 г. Этому предшествовал арест в Грузии летом 2006 г
четырех российских офицеров, обвиненных грузинской стороной в шпионаже.
М.Саакашвили тогда выдал целую серию громких политических заявлений, сказав, что
Москва дестабилизирует обстановку в Грузии, открыто поддерживая действия
нелегитимного /по мнению Тбилиси/ главы Южной Осетии Эдуарда Кокойты.
В России эти высказывания Тбилиси назвали провокацией и
выдали "на гора" целую серию жестких решений по отношению к Грузии. В Москве, в
частности, была проведена массовая облава на грузин, владеющих игорным бизнесом.
Кроме того, ближе к зиме Москва фактически ввела экономическую блокаду в
отношении Тбилиси. М.Саакашвили обвинил Кремль в энергетическом шантаже Грузии.
Между тем, надежды грузинского президента на то, что гипотетическая "газовая"
война между Москвой и Тбилиси станет главным поводом для беспокойства
международного сообщества, не оправдались. Мир переключился на газовый конфликт
между Москвой и Минском, который благополучно разрешился в новогоднюю ночь,
когда было подписан контракт на поставки российского газа в Белоруссию.
Начиная с 2007 г и до середины лета, российско-грузинские
отношения ушли на периферию общественного внимания. Вплоть до вчерашнего дня,
когда РФ, как указывалось выше, пошла на визовые послабления по отношению к
Грузии.
С вопросом о том, что явилось причиной таких действий со
стороны Москвы, и что мог или может пообещать М.Саакашвили России в ответ на ее
примиренческие шаги, мы обратились к заведующему отделом стран Закавказья
Института СНГ Михаилу Александрову.
В интервью ПРАЙМ-ТАСС он сказал, что решение РФ частично
приоткрыть визовый коридор не имеет внятных объяснений, так как за прошедший с
начала российско-грузинского конфликта год Тбилиси не предпринял никаких шагов к
налаживанию контактов с Москвой. "Каких-либо реальных подвижек в
российско-грузинских отношениях нет. Более того, в последнее время обострилась
ситуация в Южной Осетии, после того как Грузия спровоцировала водный кризис в
этой непризнанной республике, который поставила Цхинвали на грань гуманитарной
катастрофы", - полагает М.Александров. "Ситуация в Кодорском ущелье в Абхазии
также остается напряженной. А политика Грузии и здесь остается далекой от того,
как видят проблему Кодори в Москве", - добавляет он.
По его словам, за решением Москвы ослабить политическое и
экономическое давление на Тбилиси просматриваются активные действия
"прогрузинского лобби в Кремле и в среде некоторой части российского бизнеса".
М.Саакашвили пытается посадить РФ на приманку в виде грузинской приватизации.
Грузинский президент, несмотря на антироссийскую риторику, пытается заманить к
себе в страну крупный бизнес из РФ. Речь идет о масштабных инвестиционных
проектах в области энергетики, газа, металлургии, транспорта /железнодорожного/.
Тбилиси надеется на привлечение мощных финансовых ресурсов из РФ в
инфраструктурные проекты, в частности, в газораспределительную систему.
"В случае прихода в Грузию российского бизнеса, наши
компании автоматически становятся заложниками политического режима М.Саакашвили,
который по-прежнему остается недружественным по отношению к нам", - уверен
М.Александров. В условиях, когда Тбилиси проводит ярко выраженную политику,
направленную а ослабление позиций РФ на Кавказе, "заточенность" Москвы на
извлечение финансовой прибыли от российских проектов в Грузии выглядит отчасти
политически близоруко. "В администрации президента РФ есть большая группа
сторонников идеи "сдать" Южную Осетию Грузии, а взамен получить от Тбилиси
выгодные условия вхождения российского бизнеса на рынок Грузии", - говорит
М.Александров. Он считает, что делать это категорически нельзя, так как это
стратегически не верно. Со своей стороны добавим, что полагаться на обещания
излишне эмоционального и отличающегося непостоянством М.Саакашвили не
приходится.
Ползущая тенденция к налаживанию отношений Москвы и
Тбилиси явно просматривается. Но пока рано говорить о полной нормализации
отношений между двумя странами. Юго-осетинский прецедент по-прежнему остается
камнем преткновения между Россией и Грузией. "Сдачи Южной Осетии и Абхазии
/вхождения этих республик в состав Грузии/ до мартовских выборов точно не
будет", - уверен М.Александров.
Политика РФ по отношению к так называемым "замороженным"
конфликтам" на постсоветском в настоящий момент весьма неопределенна.
Прослеживающаяся в последнее время некая отстраненность Москвы от проблем
Цхинвали и ее президента Эдуарда Кокойты, в частности, прямое следствие
неопределенности в вопросе выбора преемника Кремля, который будет участвовать в
президентской кампании 2008 г.
В заключение лишь отметим, что дружественный шаг России в
отношении Грузии чудесным образом совпал с решением Роспотребнадзора возобновить
с сентября поставки в РФ молдавских вин. Стоит ли это трактовать как примирение,
на сей раз, Москвы с Кишиневым, находящийся в состоянии "негласной" войны по
поводу статуса Приднестровья – еще одной непризнанной республики на
постсоветском пространстве.
Просматривается тенденция на налаживание Кремлем
контактов со странами СНГ. А ведь последние 2-3 года Москва, наоборот,
придерживалась жесткой линии в выстраивании отношений со странами ближнего
Зарубежья. Вектор изменился после того, как летом Кремль снова заявил о
перспективах Союзного государства с Белоруссией. Кроме того, Москва стала
активно налаживать политические и экономические связи с Казахстаном и
Киргизией.
Между тем, в кулуарах власти живо обсуждается вариант,
при котором В.Путин возглавит некое союзное государство и таким образом сохранит
свое политическое влияние в РФ вне зависимости от того, кто станет следующим
президентом РФ. Но подчеркиваем, все эти разговоры являются лишь
предположениями.
Не пулями, так измором. Южная Осетия на грани гуманитарной катастрофы, Москва безучастна
ПРАЙМ-ТАСС
03.07.07
В отдаленных населенных пунктах Южной Осетии назревает
гуманитарная катастрофа – продуктов питания осталось на несколько дней: дорога,
соединяющая их со столицей Цхинвали заблокирована. Перекопали дорогу жители
грузинских сел в знак протеста в связи с перекрытием воды со стороны Южной
Осетии. В тоже время столица непризнанной республики сама испытывает проблемы с
водоснабжением. В Цхинвали утверждают, что водопровод, идущий с грузинской
территории, был поломан по распоряжению Тбилиси.
Отметим, что водное противостояние двух соседних
республик происходит на фоне общего обострения ситуации в зоне
грузино-осетинского конфликта. Северная часть Цхинвали и близлежащие села по
меньшей мере четыре раза за последние несколько дней подвергались обстрелу.
Противоборствующие стороны как всегда не скупятся на обвинения в отношении друг
друга – Тбилиси считает, что Цхинвали намеренно провоцирует конфликт, который,
по их мнению, выгоден руководству этой непризнанной республики для лоббирования
вопроса о признании независимости Южной Осетии. Цхинвали настаивает на том, что
Грузия в очередной раз готовит план по военному вторжению в соседнюю
республику.
Угроза реальной гуманитарной катастрофы Южной Осетии в
России встречена довольно "прохладно". Москва "дипломатично" заявила о том, что
противоборствующие стороны незамедлительно должны сесть за стол переговоров.
Планы югоосетинских властей по строительству водопровода в обход грузинских сел
российская сторона также предпочитает "не замечать". Реакция России на очередной
конфликт между Тбилиси и Цхинвали ограничилась лишь "академичным" заявлением
представителя рФ в СКК Юрия Попова о том, что противоборствующие стороны должны
решить все спорные вопросы за столом переговоров. В том же "духе" высказался и
посол РФ в Грузии Вячеслав Коваленко.
Резонно задаться вопросом о том, почему Москва старается
дистанцироваться от нынешнего конфликта Тбилиси и Цхинвали? Ведь еще год назад
мы жестко заявляли, что не дадим в обиду Южную Осетию по причине того, что в
этой непризнанной республике проживает много российских граждан. Как известно,
этот вопрос является для Москвы принципиальным. Более того, конфликт России и
Грузии, обострившихся летом 2006 г после шпионской истории, по сути вызван тем,
что Москва и Тбилиси по разному видят будущее Южной Осетии. Так почему же
сегодня Москва молчит? Трудно не заметить, что в последнее время Москва снизила
"градус" антигрузинских "выпадов". Связано ли это с тем, что Россия,
предпринимая попытку наладить отношения с США, решила на время "забыть" про
Грузию и не обращать внимания на антироссийскую риторику грузинского лидера
Михаила Саакашвили, который в противостоянии с Владимиром Путиным неизменно
апеллирует к Вашингтону?
Отвечая на вышеуказанные вопросы, в интервью ПРАЙМ-ТАСС
заведующий отделом стран Закавказья Института СНГ Михаил Александров объяснил,
почему нынешний грузино-осетинский конфликт, связанный, в частности, с водной
блокадой Цхинвали, не получил в Москве должного резонанса. По его словам, МИД РФ
в последнее время был полностью погружен в подготовку последней встречи
Владимира Путина и Джорджа Буша в ранге президентов России и США, а отношения с
Грузией временно отошли на второй план.
Двухдневный визит российского президента в США и его
переговоры с американским лидером на территории ранчо семейства Бушей не привели
к "прорыву" в двусторонних отношениях. Москва и Вашингтон, как говорится,
остались "при своих" по отношению к самым острым проблемам в сфере политики
/статус Косово/ и военных программ /американских ПРО в Европе/. "После того, как
нам не удалось договориться с США ни по одному ключевому вопросу, России
придется поддержать свой политический авторитет и вплотную заняться ситуацией в
Закавказье, в частности, в Южной Осетии", - полагает М.Александров.
По его словам, жесткая позиция Москвы по отношению к
Тбилиси не претерпела никаких изменений. Более того, он уверен, что М.Саакашвили
намеренно спровоцировал очередную вспышку конфликта между Тбилиси и Цхинвали
накануне встречи лидеров России и США. Исходя из того, что в Москве и в
Вашингтоне по-разному относятся к территориальным претензиям Грузии на Южную
Осетию, выглядит логичным некое бездействие России в отношении последних
грузино-осетинских "стычек".
Но, как известно, на последней встрече В.Путин и Дж.Буш
ни на йоту не продвинулись по косовскому вопросу. России нужно запастись
терпением и ждать, когда по Косово появится "просвет". Ведь от итогового решения
проблемы Косово напрямую зависит политическое будущее Южной Осетии. Так, по
крайней мере, считают в Москве. И эта позиция остается незыблемой.
Тбилиси тоже понимает, что его позиции в этом вопросе
довольно шатки. По словам М.Александрова, сегодня М.Саакашвили не заявляет о
выходе из СНГ, так как в этом случае Грузия "навсегда потеряет Южную Осетию". В
России прекрасно понимают уязвимость грузинского лидера, и поэтому Москва не
собирается "сдавать" Цхинвали и будет поддерживать президента Э.Кокойты в
"разумных" пределах. "Уже осенью Москва ужесточит свою позицию в отношении
грузино-осетинского конфликта. Более того, Москва не должна бояться обострения
двусторонних отношений с Грузией, так как любые уступки по отношению к Тбилиси
чреваты потерей для России политического авторитета", - уверен
М.Александров.
Однако вернемся к нынешней ситуации. После недавнего
визита в Грузию главы Торгово-промышленной палаты Евгения Примакова в некоторой
части российских политических кругов возобладали "примиренческие" настроения по
отношению к режиму М.Саакашвили. В частности, Е.Примаков говорил о необходимости
налаживания отношений с Грузией и отмены введенной прошлом году транспортной
блокады. Ностальгия или политическая целесообразность?
"В Москве даже серьезно озаботились вопросом
возобновления чартерных рейсов между двумя странами, однако, слава богу, этого
сделано не было. Любая уступка по отношению к М.Саакашвили не избавит Москву от
"экстравагантных" и провокационных действий грузинского лидера по отношению к
нашей стране", - говорит М.Александров.
Возможно, жесткое противостояние Москвы с США и Европой,
обозначившееся в последнее время, заставит Россию более скрупулезно выстраивать
свою политику с ближайшими соседями по СНГ, в частности, с республиками
Закавказья. Не исключено, что после 2008г политическая "доктрина" Кремля
развернется именно в этом направлении.
Силовое решение карабахского конфликта - авантюра, которая приведет к краху Азербайджана, российский эксперт
ИА REGNUM
24.07.07
Нагорном Карабахе достигнут национальный консенсус
относительно того, что "республика должна быть независимым государством",
поэтому победа того или иного кандидата на президентских выборах принципиально
не повлияет на общее положение. Об этом заявил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГМихаил Александров.
"Речь идёт о нюансах. Допустим, Бако Саакян занимает умеренную позицию и ориентирован на
связь с Арменией и переговоры с Азербайджаном. Масис
Маилян жестче, он против возвращения Азербайджану семи районов и выступает
за более автономные от Еревана переговорные позиции", - заметил Александров,
добавив, что в любом случае, основным вектором в Степанакерте считают диалог.
При этом он заметил, что надежды Алиева на возвращение Карабаха путем диалога
наивны. "Силовое решение - авантюра, которая приведет к краху Азербайджана, как
государства. Для Баку одержать победу в борьбе с Арменией и НКР нереально, как
бы ни увеличивался военный бюджет", - считает Александров. Дело ведь не только в
деньгах, заметил он, но и в боеспособности армии. "К тому же Армения связана
военными соглашениями с Россией, туда поставляется самая современная военная
техника по гораздо более низким ценам. Некоторые виды вооружений Азербайджан
даже не сможет приобрести на внешнем рынке, никто ему их не продаст. Таким
образом, рассчитывать на превосходство и блицкриг безосновательно", - подчеркнул
Александров, добавив, что "эта зацикленность" может привести к тому, что
Азербайджан вообще потеряет семь районов зоны безопасности Нагорного Карабаха.
Пока еще, считает он, есть возможность осуществить формулу "мир в обмен на
территории" - Азербайджан признает независимость НКР, а та возвращает районы.
"Но сейчас время не играет на руку Баку. Косовский прецедент, который, скорее
всего, разрешится односторонним признанием Западом самостоятельности края, лишь
поспособствует намерениям Карабаха. А "пятая колонна" и переворот в Степанакерте
исключены, потому что там нет ни одного азербайджанца", - заключил Михаил
Александров. Передает PanARMENIAN.Net.
Новый заговор против Грузии: турки-месхи заставят нас забыть про Абхазию и Самачабло
Марика
Мчедлишвили
«Ахали таоба»,
Тбилиси
18.07.07
Вопрос о репатриации депортированных из Месхетии
в 40-х годах ХХ века решен. Репатриантов заселят в Грузию на основании
их заявлений — такой закон принял на днях парламент, но дискуссии на эту
тему продолжаются. Свои особые мнения высказывают как политики, так
и представители неправительственных организаций и ученые. «Ахали
таоба» побеседовала на эту тему с кандидатом исторических наук,
искусствоведом Зурабом Гогохиа, хорошо знакомым с теми, кого выселили из
Самцхе-Джавахети.
- Вопрос о заселении
депортированных из Месхети решен. Что вы об этом думаете?
- Я категорический противник этого процесса. Дело
в том, что я хорошо знаю этих людей, поскольку
в 1986–90 годах работал с одним из лидеров турок-месхов —
Рамизом Ибрагимовым. Рамиз Ибрагимов — известный олигарх. Главным их
лидером считается Сарваров, но Ибрагимов тоже весьма влиятельный человек. Он
живет в городе Гулистане Ташкентской области, у него три жены. Это он
познакомил меня с выселенными из Грузии и их семьями. Я знаю
о них практически все.
- Наверное, знаете и то,
хотят ли они вернуться в Грузию…
- Приехать в Грузию хотят многие. Я встречал
среди них даже стариков, которым за 80 и которые знают два-три слова
по-грузински. В прессе и по телевидению я в последнее время слышу
заявления, что численность депортированных якобы около 300 тысяч. Это явная
ложь. От Рамиза Ибрагимова, и не только от него, я часто слышал, что
их больше 600 тысяч и что их заветная мечта — вернуться
в Грузию…
- А нас уверяют, что не все
они хотят приехать в Грузию…
- Я тоже слышал такие заявления, что в Грузию
хотят приехать только 15–20 процентов. Это ложь. Как я уже говорил,
я много раз слышал от этих людей, что приехать в Грузию хотят все.
Большинство мужчин имеет по две-три жены. Прибавьте к этому их детей,
внуков. Они таки неплохо размножаются.
- Собираются ли они учиться
грузинскому?
- Я часто задавал им такой вопрос (иногда
в полушутливой форме): «В случае, если вы вернетесь в Грузию,
запишетесь ли грузинами, будете ли учиться в грузинских школах?»
Ответ был всегда один: «Мы нашу веру и национальность не предадим,
останемся турками и будем учиться в турецких школах». Я часто
слышу с телеэкранов и читаю, что их представители —
грузины-магометане. Какие же они грузины, если считают себя турками? Зачем
вы вводите население в заблуждение?
- У некоторых из них даже
грузинские фамилии…
- Очень небольшая их часть до сих пор имеет грузинские
фамилии, но это ни о чем не говорит.
- Главное — сознание?
- Конечно. На нашей грузинской земле тому есть примеры.
Например, в Абхазии. К нашему стыду и сожалению, в тех краях
Грузия это уже это проходила.
- Что вы хотите этим
сказать?
- До 1993 года, то есть до абхазской войны,
в Абхазии жило более 500 тысяч человек. Из них грузины составляли
49 процентов населения, абхазы, то есть апсу — 17 процентов,
остальные были русскими, евреями, армянами и т. д. Более
70 процентов абхазов составляли обабхазившиеся грузины. У них даже
фамилии были грузинские. Я сам беженец из Абхазии и знаю, какие ужасы
творили с нами обабхазившиеся грузины. Даже у сегодняшнего
фактического абхазского лидера предки были грузины, то есть лазы. Багапши, как
и Халваши, Царгуши и т. д., были грузинами. И жена
у Багапша — грузинка по фамилии Шониа. Фактический министр внутренних
дел Абхазии — Кециа, глава гальской администрации — Кишмариа. Ясно,
что их предки тоже были грузинами. Абхазами пишутся даже носители таких фамилий,
как Чавчавадзе, Церетели, Чхеидзе, Берадзе и многие другие. Самую большую
жестокость к нам проявили обабхазившиеся грузины. Я это хорошо
знаю — я из Сухуми.
- Вы видите тут аналогию
с месхами?
- Да. Заселение турок-месхов может оказаться чем-то вроде
атомной бомбы. Оно может привести к такому взрыву, что мы забудем и об
Абхазии, и о Самачабло. Заселение месхов — это тщательно продуманный
подлый план. Сегодняшние власти хотят поставить грузинскую нацию лицом
к лицу с этим подлым планом. Право на репатриацию предоставляется
неограниченному количеству людей — это тревожно. Закон о репатриации,
принятый парламентом — с начала до конца антигрузинский. Не надо
забывать, что репатриация — это политически-демографическая проблема. Так
что пусть Хаиндрава с Ломсадзе не пытаются кого-то ввести
в заблуждение. Сторонниками возвращения месхов-магометан движут,
в основном, финансовые интересы. На это дело ведь выделены серьезные
деньги. Лондонский фонд «Ресурсы примирения» потратил на это три миллиона.
- И для чего это надо —
тратить такие деньги?
- Это немножко трудный вопрос, глубокий вопрос.
Я уверен, что это часть всемирного заговора.
- Что вы хотите сказать?
- Цель заговора — прибрать к рукам власть над
миром. С этой целью создано тайное правительство, созданы ложи в самых
разных странах, действуют агенты. Их деятельность направлена против истинного
христианства, а также против правительств отдельных стран. Существует
проект, предусматривающий уничтожение всех рас, народов и этносов
и создание из них единой безликой расы. По этой программе право на
существование имеет только эта раса, а все остальные —
неполноценные.
- И причем здесь переселение
месхов?
- Переселение турок-месхов, массовый наплыв китайцев
и других народностей служат именно масонским планам, то есть доктрине
Аллена Даллеса. То, что происходит в Грузии последние 15 лет, было
спровоцировано искусственно. Я имею в виду массовую эмиграцию. 15-й
год идет массовая депортация грузинской нации с родной земли. Потеряна
треть территорий. В этих разрушительных процессах активно участвовал Эдуард
Шеварднадзе. Сегодняшние власти — продолжатели его политики.
Гальский район: конфронтация или сотрудничество?
Натела Акаба
www.abkhaziya.org
19.07.07
(Выступление на международной
конференции «Вступление Грузии в НАТО и его возможное воздействие
на процесс Грузино-Абхазского мирного урегулирования», Стамбул,
12-15 июня 2007 г.)
Гальский район представляет собой наиболее чувствительную
точку сегодняшней Абхазии с точки зрения безопасности. Приходится
констатировать, что упоминание этого района, как правило, имеет место
в негативном контексте — перестрелки, диверсионные акты, похищения
людей и т. п. Любое заявление или действие, прямо или косвенно касающееся
Гальского района, выводит грузино-абхазские отношения на новый, более
высокий виток напряженности, что вполне позволяет говорить
о конфликтогенном потенциале этого «особого» региона. И гораздо меньше
говорится о той конструктивной роли, которую мог бы сыграть Гальский
район в отработке новых моделей взаимоотношений между Абхазией
и Грузией.
В прошлые годы ряд НПО и оппозиционные
политические деятели Абхазии неоднократно упрекали абхазское руководство
за отсутствие продуманной стратегии в отношении этого критически
важного для будущего страны региона. Однако, на наш взгляд, президентские
выборы 2004-05 гг. стали до некоторой степени поворотным пунктом
в отношении власти и остального общества к жителям Гальского
района. После той убедительной поддержки, которую гальские избиратели оказали
С. Багапш, новая власть просто не могла не сделать несколько
шагов навстречу этим людям. По сути, как теперь говорят сами жители района,
они голосовали не столько за Багапша, сколько за перемены
к лучшему. И новоизбранный президент попытался хотя бы частично
ответить на их ожидания. Он неоднократно посещал Гальский район,
встречался не только с руководством,
но и с представителями общественности. Высшее руководство стало
явно больше внимания уделять районной администрации, были произведены некоторые
кадровые перестановки, хотя нельзя не отметить и ряд упущений.
В ряду позитивных шагов нельзя не сказать
о достижении договоренности с грузинской стороной о назначении
представителей президентов Абхазии в Гальском районе (им стал
Р. Кишмария) и Грузии — в Зугдидском. Были предприняты
совместные усилия по налаживанию координации между представителями
правоохранительных органов в обоих приграничных районах, и это
не замедлило принести ощутимые плоды. Согласованные действия абхазской
милиции и грузинской полиции привели к повышению уровня безопасности,
что представители гражданского общества г. Гал с удовлетворением
отмечали в ходе встреч со своими сухумскими партнерами летом
2006 г.
Позитивнее сдвиги были зафиксированы
и в докладах Генсека ООН о ситуации в зоне
грузино-абхазского конфликта. Так, в докладе
от 11.01.07 отмечается снижение уровня преступности,
и положительно оценивается тот факт, что стороны под эгидой ООН выработали
механизмы сотрудничества.
Однако в декабре 2006 г. грузинская
сторона предприняла ряд шагов, нарушивших позитивную динамику в регионе.
8 декабря в г. Зугдиди (Грузия) под надуманным предлогом был
арестован глава администрации села Верхний Баргьаб (Гальский р-он Абхазии)
Фридон Чакаберия. Этот авторитетный местный лидер многое сделал для развития
своего села, и его арест вызвал негодование как односельчан, так
и жителей района в целом. В ответ на это по району
прокатились акции протеста, а власти Абхазии, как и представители ряда
общественных организаций, выступили с заявлениями и обращениями
в адрес международных организаций с требованием добиваться
освобождения Ф. Чакаберия.Но напряжение еще более усиливалось,
и 25 декабря были взорваны в своей автомашине зам. начальника
Гальского РОВД Отар Турнанба и еще один абхазский милиционер.
На следующий день был расстрелян еще один сотрудник Гальского РОВД Алик
Хишба. Ближе к дате парламентских выборов (начало марта 2007 г.)
обстановка все более нагнеталась. Это выразилось в дерзком похищении
из своего дома незадолго до этого назначенного абхазскими властями
главы Гальского избиркома Давида Сигуа, откровенно провокационных акциях
грузинских студентов в зоне безопасности, распространении листовок
с угрозами в адрес наиболее активных и авторитетных жителей
Гальского района от имени «патриотов Грузии». Все это не оставляло
сомнений в намерении Тбилиси ни в коем случае не допустить
проведения выборов в Гальском районе. Ради этого грузинские лидеры были
готовы даже взорвать ситуацию в районе, менее всего заботясь
о безопасности возвратившихся в свои дома беженцев. Паническая реакция
на подготовку к выборам, наряду с последовавшим за первым
туром голосования шквалом заявлений грузинского руководства и лидеров ряда
других государств о непризнании абхазских выборов легитимными — все
это приятно удивило многих наблюдателей в Абхазии. Ведь раньше абхазские
выборы просто игнорировали, а такое пристальное внимание к становлению
абхазской демократии стало для многих обнадеживающим сигналом.
Тем не менее, нельзя не признать, что для
гальцев участие в выборах стало вызовом. В ходе круглого стола,
проведенного рядом активистов сухумских и гальских НПО вскоре после
выборов, последние поделились впечатлениями о том, как им угрожали
и требовали не идти на выборы. В день голосования многим
гальцам на сотовые телефоны (в Гальском районе широко используется
грузинская сотовая связь — Н. А.) звонили неизвестные
и на грузинском языке настоятельно требовали не идти
на избирательный участок, уверяя, что следят за каждым их шагом
в сторону пункта для голосования. Эти же люди советовали гальцам
подумать о детях, обучающихся в Тбилиси и о других
родственниках в Грузии, у которых «могут возникнуть серьезные
проблемы». Интересно, что такая тяжелая обстановка была только в период
первого тура выборов, а второй прошел совершенно спокойно: очевидно,
официальный Тбилиси посчитал свою задачу выполненной.
Надо отдать должное гальцам: несмотря на все препоны
и нагнетание обстановки, многие из них не только пришли
на выборы, но и впоследствии оценили их как более
демократичные, чем все предыдущие. Во всех округах по Гальскому району
было выдвинуто по несколько кандидатур, что сделало выборы по-настоящему
альтернативными.
Выше уже говорилось о важности концептульного
подхода со стороны абхазского руководства относительно Гальского района.
При этом очевидно, что в последние 2-3 года наметился некий консенсус
абхазской власти и общества, основанный на понимании исключительной
значимости данного региона для безопасности Абхазии в целом. Этот подход
заключается в необходимости интегрировать гальцев в абхазский социум,
конечно, только при условии их готовности и желания. Все чаще
в абхазском общественном мнении звучит идея о самурзаканцах как особой
идентичности, носители которой испокон века проживали на этих землях
и никогда не выступали против остальных абхазов. Однако, чем четче
в Абхазии формулируется такой подход, тем большее сопротивление ощущается
в Тбилиси. Очевидно, что подобное мирное развитие событий
не устраивает слишком многих в официальном руководстве Грузии. Эти
люди склонны скорее делать ставку не на миротворческий,
а на конфликтогенный потенциал Гальского района. Тактика грузинских
властей направлена на превращение данного региона в зону постоянного
управляемого кризиса. Дестабилизировать ситуацию, спровоцировать абхазских
силовиков на ответные действия, а затем, на волне насилия,
добиться замены Коллективных Сил по Поддержанию Мира СНГ международным
полицейским контингентом под предлогом необходимости защиты грузинского
населения — такова, судя по всему, их цель.
В пользу версии о деструктивной деятельности
грузинского руководства в Гальском районе свидетельствует
и то обстоятельство, что ситуация в сфере безопасности выглядит
в самом г. Гал и верхней зоне совершенно иначе, чем в нижней
зоне, т. е., чем ближе к абхазо-грузинской границе, тем больше вероятность
применения насилия. Это подтверждено как самими жителями, так и различными
международными наблюдателями.
Нежелание официального Тбилиси способствовать созданию
более или менее нормальных условий для возвратившихся в Гальский район
беженцев совершенно очевидно. Так, даже когда криминогенная ситуация явно
улучшилась, грузинские чиновники продолжали утверждать, что никаких подвижек
не наблюдается. Несмотря на наличие грузино-абхазских договоренностей
и совместное обращение к УВКБ о начале анкетирования
и регистрации вернувшихся в Гальский район беженцев, ничего
не было предпринято в этом направлении, т. к. грузинские власти
неожиданно изменили свое отношение к этой проблеме.
На фоне общего улучшения отношения абхазских властей
и общества в целом к населению Гальского района, некоторым
диссонансом выглядят участившиеся упреки в адрес абхазской стороны
в связи с нарушением прав этнических грузин. В то же самое
время те этнические грузины, которые решаются поступить на работу
в структуры власти на уровне местного самоуправления, подвергаются
обвинениям в предательстве, репрессиям и даже смертельной угрозе (так,
о судьбе похищенного Д. Сигуа до сих пор нет никакой информации).
Утверждения, что в Гальском районе запрещено преподавание
на грузинском языке, противоречат реальности, состоящей в том, что
на территории района действует, как минимум, тринадцать полностью
укомплектованных грузинских школ, а грузинский язык преподается
во многих школах Гальского района. В рамках Координационного совета
летом 2006 г. планировалось создать совместную грузино-абхазскую
рабочую группу по оценке нужд и потребностей гальских школ,
а также обсудить возможность создания учебника истории, приемлемого для
обеихсторон . Однако после неожиданного ввода грузинских подразделений
в Кодорское ущелье летом 2006 г. всем этим планам не суждено
было осуществиться.
Для того, чтобы добиться реального улучшения положения
вернувшихся в Гальский район беженцев, одних только усилий абхазской
стороны недостаточно. Необходима добрая воля грузинской стороны,
ее искренняя заинтересованность в улучшении положения десятков тысяч
людей, возвратившихся в свои дома, чтобы обрабатывать свои поля, давать
детям образование, пользоваться хотя бы элементарными социальными благами.
Естественно, эта добрая воля должна получить материальное, интеллектуальное
и политическое подкрепление со стороны соответствующих международных
институтов. К сожалению, на сегодня последние ограничиваются какими-то
спонтанными акциями, как, например, косметический ремонт больницы, выдача
микрокредитов и т. п. Все это не влияет на жизнь большинства
людей. Нужна более осмысленная, системная поддержка со стороны
международных агентств, которая приведет к серьезным изменениям
структурного характера, поможет раскрыть большой экономический
и человеческий потенциал Гальского района. Но это станет возможно
только тогда, когда грузинские власти перестанут рассматривать возвратившихся
в этот район людей как предателей, начнут уважать их право
на самостоятельный выбор. Пора взглянуть на Гальский район не как
на яблоко раздора, а как на зону мира и безопасности.
|