ТУРКМЕНИЯ
Энергетическая политика руководства Туркмении
17.07.2007.
Евразийский дом
Аждар Куртов
Говоря об энергетической политике руководства Туркмении,
необходимо понимать, что по своему расположению это уникальное государство.
Туркмения располагается на крайнем юге бывшего СССР, гранича с Афганистаном и
Ираном.
Это обстоятельство накладывало очень сильный отпечаток на
экономическую политику СССР на территории Туркмении. Здесь также был воздвигнут
"железный занавес", а поскольку Иран в тот период находился под влиянием сначала
Британии, а потом США – никаких экономических связей с Ираном не поддерживалось.
Соответственно, между странами не строилась инфраструктура, не развивалась
взаимная торговля.
СССР экспортировал свои энергоресурсы в Европу. Поэтому
добываемый туркменский газ поступал через Узбекистан и Казахстан в Россию и
далее на западный рынок. Другие экспортные направления не развивались.
Понятно, почему после обретения независимости в Туркмении
такая политика стала называться колониальной. В справедливости этого можно
усомниться, поскольку и по советским меркам Туркмения была одной за наименее
развитых республик. Развитие индустрии в этом стране осуществлялось за счет
общесоюзных средств, в числе которых, конечно, были и доходы от туркменского
газа.
Построить трубопроводную систему самостоятельно Туркмения
не смогла бы. Это подтверждается и сейчас. За 17 лет независимости Туркмения
сама не построила ни одного газопровода.
Правда, из-за того, что доходы от продажи туркменского
газа шли в союзный бюджет, шероховатости между нашими странами остаются до сих
пор. Ашхабад полагает, что за Россией сохраняется многомиллионная
задолженность.
С распадом СССР ситуация поменялась. Москва заняла
жесткую позицию. Причина в том, что наличную валюту Россия могла получить тогда
только за счет экспорта нефти и газа в западные страны.
Поэтому Россия добивалась того, чтобы российский газ шел
в Европу, а газ туркменский в другие страны СНГ, которые не могли платить
звонкой монетой. Конечно, Туркмения не могла такую политику считать честной.
Грузия, Украина, Азербайджан имели большую задолженность.
Но постепенно ситуация стала разрешаться, причем не без
помощи российских компаний. Сложный момент возник в 1997-1998 годах, когда из-за
нежелания поднимать закупочные цены Туркмения вынуждена была сократить экспорт
газа в 13 раз, практически до нуля.
Но и эта ситуация была разрешена, также во многом
благодаря России. Россия пошла на повышение цен. За последние три года цена
выросла с $44 до $100 за кубометр. Это приличная цена. После этого Туркмения
стала выставлять аналогичные цены и другим покупателям, тому же Ирану.
Но несмотря на рост закупочных цен, Туркменистан так и не
достиг советского уровня добычи. Сейчас добывается около 70 млрд., при СССР –
более 80 млрд. кубометров. Причем внутренне потребление газа в Туркмении совсем
не большое. Это означает, что у Туркмении есть значительный резерв для
экспорта.
Нефти в Туркмении добывается немного, около 10 млн. тонн.
Почти вся она поступает на два модернизированных НПЗ, продукция которых
экспортируется с большей прибылью.
В 2003 году Россия заключила с Туркменией соглашение о
поставках газа в течение 30 лет. По соглашению каждый год год объемы добычи
должны повышаться и достигнуть 90 млрд. Этот рост пока не совсем
выдерживается.
Во многом это связано с тем, что Туркмения не охотно
пускает российские компании к собственной трубопроводной системе, построенной
еще в советские времена, для ее модернизации. Пропускная способность последней
около 50 млрд.
Что касается совокупных запасов газа, то последние
оценки, которым можно доверять, проводились в конце 80-х годов. По ним Туркмения
располагает примерно 3 трлн. кубометров. За последнее время были открыты новые
месторождения и теперь руководство страны называет цифры от 23 до 33 трлн.
Сомнения в справедливости такой оценки вполне возможны.
Во-первых, получается, что с 80-х годов произошел десятикратный рост запасов.
Во-вторых, Туркмения не допускает независимых оценщиков. Исключение было сделано
для США, когда стал рассматриваться Трансафганский проект. Однако данные этой
оценки не опубликованы.
Можно отсюда допустить, что руководство блефует. Но
возможен и другой вариант. Туркмения сознательно скрывает запасы, чтобы иметь за
собой последнее слово, добившись от инвесторов вложений в строительство
трубопроводов.
Если говорить о роли Китая, то в последние три года он
активно наращивает экономическое присутствие, причем по всей Центральной Азии.
Туркмения имеет особое значение для Китая. Это единственная из стран ЦА, не
входящая в ШОС. В 1995 году Туркмения объявила о нейтралитете, страна не
присоединяется к организациям, имеющим наднациональные органы управления.
Китай как страна с высоким уровнем государственного
вмешательства в экономику имеет возможность давать кредиты с гораздо более
низким процентом, чем другие страны и Россия. Это привлекательно для всех стран
ЦА, включая Туркмению.
Товарооборот между этими странами растет. Китай
поставляет немало промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью. Но
основной интерес все-таки к природным ресурсам.
Китайские геологи около 10 лет ведут поиск месторождений
на правом берегу реки Амударьи. В апреле прошлого года было подписано соглашение
о поставках газа с обнаруженных месторождений в Китай. Однако пока не ясно,
каким маршрутом пойдет труба. Сам Китай занимает противоречивую позицию. Скорее
всего, труба пройдет через Узбекистан и Казахстан.
Туркмения взяла на себя обязательства заполнять эту
трубу. Это означает, что при нехватке газа он будет добираться с других
месторождений. С последних газ поступает по трубопроводу Средняя Азия – Центр в
Россию. Показательно в этой ситуации, что в прошлом году Туркмения не продлила
долгосрочный контракт с Украиной. То есть при недостатке газ для Украины будет
переключаться на Китай.
Однако в любом случае Туркмении необходимо будет
увеличить добычу до уровня советских времен, чего пока не происходит.
Тем более что весной этого года было заключено
трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Туркменией о строительстве
Транскаспийского газопровода.
Таким образом, ясно, что за ресурсы Туркмении идет
борьба. И у России здесь есть явные преимущества. Во-первых, Китай
воспринимается в ЦА как иная цивилизация. Во-вторых, ценовой фактор. Россия
закупает газ по довольной высокой цене. Китай в этом плане скуп. В апрельском
соглашении прошлого года Китай говорит о справедливой цене, однако конкретных
цифр не названо.
Известно, что Китай всегда пытается закупать ресурсы по
максимально низким ценам. Россия уже сейчас покупает газ по $100. Россия готова
идти на уступки. Ашхабад это понимает и, скорее всего, будет затягивать
переговоры с Китаем, добиваясь более конкретных обязательств по цене. Кроме
того, нельзя забывать про США, Турцию и Иран, которые также имеют виды на
туркменский газ и вряд ли будут поддерживать договоренности с Китаем.
Нехватка кадров угрожает энергетическим планам Туркмении
19.07.2007.
IWPR
В ближайшее время Туркменистану будет сложно решить
проблему с дефицитом кадров ТЭК, сложившуюся в результате более чем
десятилетнего упадка стандартов образования.
Долгосрочные планы по наращиванию газодобычи и
диверсификации экономики не подкрепляются подготовкой достаточного количества
высококвалифицированных кадров топливно-энергетического комплекса (ТЭК),
отмечают обозреватели NBCA.
Правительство Туркменистана приняло решение о признании
дипломов о высшем образовании стран СНГ, а 16 июля в Туркменистане был объявлен
набор абитуриентов для поступления на нефтегазовые факультеты российских
вузов.
При бывшем президенте Сапармурате Ниязове российские
дипломы считались недействительными, начиная с 2003 года, а туркменские студенты
не участвовали в программах по студенческому обмену с конца 90-х годов.
Теперь туркменские студенты смогут обучаться в нескольких
сильнейших университетах, специализирующихся на подготовке специалистов
топливно-энергетической отрасли, в том числе и в Российском государственном
университете нефти и газа имени И.М. Губкина.
Хотя и российские вузы обеспечат страну свежими кадрами,
государство должно в будущем готовить своих специалистов для нефтегазовой
отрасли, считают эксперты NBCA
В настоящее время в туркменском нефтегазовом секторе
задействованы в основном специалисты старой советской школы, а также
низкоквалифицированный персонал, обученный зарубежными компаниями, добывающими
нефть и газ в Туркменистане.
"Открываются новые месторождения, куда требуются кадры.
Именно поэтому иностранные компании вынуждены готовить для себя специалистов на
месте, чтобы они потом работали на них", - рассказывает один из ашхабадских
наблюдателей.
Сейчас местных инженеров-нефтяников и газовиков готовит
лишь Туркменский политический институт (ТПИ) и Балканабатский нефтепромысловый
факультет, созданный на базе бывшего заочного филиала Московского института
нефти и газа имени Губкина.
Однако темпы подготовки высококвалифицированных
специалистов не соответствуют запланированному уровню расширения геологоразведки
и добычи углеводородов.
Согласно Программе развития топливно-энергетического
комплекса, уже в этом году объемы добычи туркменского газа должны возрасти на 20
процентов - до 80 миллиардов кубометров, нефтедобычу планируется увеличить на 15
процентов и довести до 10,5 миллиона тонн.
Эксперты указывают, что методы и средства добычи в
нефтегазовой отрасли страны устарели и существует большая потребность в
геологах, геофизиках, специалистах глубоководного морского бурения, незаменимых
при освоении труднодоступных месторождений Каспия.
"Бесконечное использование месторождений нефти на суше
постепенно приведет к истощению запасов, поэтому нужно будет подготовить учебный
план новой инженерной программы [по морскому бурению]", - говорит экономический
эксперт NBCA.
Эксперт добавляет, что топливно-энергетическая отрасль
нуждается не только в грамотных инженерах, но и в менеджерах, химиках,
бухгалтерах, экологах, юристах.
Однако по мнению ашхабадского обозревателя, в ближайшее
время Туркменистану будет сложно решить проблему с дефицитом кадров ТЭК,
сложившуюся в результате более чем десятилетнего упадка стандартов
образования.
Выпускникам туркменских школ будет сложно конкурировать с
выпускниками других стран, учитывая нехватку педагогов и слабой методической
базы в туркменских школах, отмечает он.
Жаль, в скважине не оказалось денег
19.07.2007. Новое
русское слово
Айдын Мехтиев
У Туркмении
не хватает собственных средств на разработку и добычу сырья, но и иностранных
инвесторов пускать боязно
Инвесторы предпочитают, чтобы правительство страны
выступило в роли гаранта их капиталов. Но официальный Ашхабад пока
воздерживается от обещаний.
В Туркмении обнаружена нефть. Нефтегазодобывающее
управление "Кеймир", входящее в состав госконцерна "Туркменнефть", нашла ее на
глубине 4,2 тыс. метров в новом пласте месторождения "Акпатлавук", где уже
пробурено больше 40 нефтяных и газовых скважин. Дебит новой скважины на
юго-западе страны составляет 200–250 тонн в сутки, давление - 340 атмосфер.
Главный вопрос, который интересует инвесторов, понятно какой: привлекут ли их
туркменские власти к своей находке и на каких условиях?
Западные эксперты в последнее время выдают радужные
прогнозы по поводу перспективы развития нефтяной индустрии Туркмении. Еще в мае
представитель нефтегазовой компании "Шеврон" (США) Гай Холлинстоун сказал, что
эта центральноазиатская республика может в ближайшее время войти в число
крупнейших в мире экспортеров нефти. Собственно, и успех на месторождении
"Акпатлавук", по заявлениям специалистов, свидетельствует о том, что в Туркмении
есть крупные неразведанные запасы нефти и дальнейшие геологоразведочные работы
могут преподнести новые сюрпризы.
Пока же успехи Туркмении в сфере добычи нефти весьма
скромны: в первом полугодии 2007 года в стране было добыто 3,5 млн. тонн нефти.
Немного, но почти на 102 тыс. тонн больше, чем за тот же период прошлого года.
По официальным данным, большая часть нефтегазодобывающих управлений, работающих
на всех 25 месторождениях госконцерна "Туркменнефть", в прошлом году значительно
увеличила объемы добычи.
А дальше все упирается в деньги. Чтобы расширить добычу и
геологоразведку, нужны крупные инвестиции. Желательно - иностранные, своих
собственных уже, очевидно, не хватает. Однако туркменские власти действуют в
отношениях с иностранцами, мягко говоря, осторожно. Как, собственно, и
иностранные инвесторы - в отношениях с местными властями. Инвесторы
предпочитают, чтобы правительство страны выступило в роли гаранта их капиталов.
Но официальный Ашхабад пока воздерживается от обещаний.
Из последних крупных договоренностей по нефти -
февральское соглашение "Туркменнефти" с Шенлиским нефтяным административным бюро
при Китайской нефтехимической корпорации "Синопек". Оно предполагает, что будет
подписан контракт сроком на 2,5 года на управление бурением шести скважин с
проектной глубиной 3,1 км на месторождении "Яшилдепе". Общая сумма проекта -
42,3 млн. долларов.
Кроме того, совсем недавно президент крупнейшей
российско-британской нефтяной компании "ТНК-ВР" Роберт Дадли встречался с
президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Они обсуждали возможность
участия "ТНК-ВР" в разработке туркменских нефтегазовых месторождений. Но пока
остальная информация, учитывая туркменскую информационную "открытость", держится
в тайне.
Одновременно с Робертом Дадли в Туркмению прилетал и
Вагит Алекперов, президент "Лукойла". С последним уже есть большая ясность:
"Лукойл", как заявил Алекперов, выбрал для освоения три перспективных участка на
шельфе Каспия. Правда, о доступе к ним пришлось просить туркменские власти почти
два года.
"ТНК-ВР" и "Лукойл" даже вели переговоры о том, чтобы,
нарушив многолетнее соперничество, прийти в Туркмению совместно. Однако и на
этот вопрос туркменские власти пока не дали ответа.
В марте президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов
подписал указ, по которому все полномочия по выдаче лицензий на разведку и
добычу ископаемых переходят к специальному органу, подчиненному лично главе
государства. Речь идет о создании госагентства по управлению и использованию
углеводородных ресурсов при президенте Туркмении. Как и при прежнем Туркменбаши,
президент страны лично станет давать добро на заключение контрактов госкомитета
с подрядчиками. И от его воли по-прежнему зависит буквально вся нефтяная
индустрия.
Не в последнюю очередь она зависит и от хода переговоров
с соседним Азербайджаном о разрешении многолетнего спора вокруг принадлежности
нескольких спорных месторождений черного золота на Каспии. Проблема заключается
в том, что долгие годы пять прикаспийских стран не могут урегулировать правовой
статус Каспия, а Ашхабад не признает границ азербайджанского национального
сектора в этом море, считая, что Баку незаконно присвоил себе нефтяные
месторождения "Кяпаз", "Азери" и "Чыраг". Конфликт между двумя странами
обострился до такой степени, что в 2001 году Сапармурад Ниязов принял решение о
закрытии посольства Туркмении в Баку.
Осенью 2004 года разразился международный скандал, в
который была вовлечена Канада. В сентябре 2004-го бывший премьер-министр Канады
Жан Кретьен сопровождал президента компании "Buried Hill Energy" Роджера Хайнеса
в поездке в Туркмению. По итогам встречи с Туркменбаши канадская нефтяная
компания получила добро на эксплуатацию нефтяного месторождения "Кяпаз",
расположенного в спорных территориальных водах между Туркменией и Азербайджаном.
Однако правительство Азербайджана заявило о том, что месторождение находится в
его водах, а государственная нефтяная компания Азербайджана сообщила, что на
месторождении "Кяпаз" идут разведочные работы и лишь азербайджанская сторона
вправе их продолжать. Правительство Азербайджана заявило официальной Оттаве
протест и предупредило ее, что сделка между Туркменией и Канадой
недействительна.
После прихода к власти президента Гурбангулы
Бердымухамедова диалог между Ашхабадом и Баку восстановился. Как сообщили
корреспонденту НРС в МИД Азербайджана, в середине июля делегация МИД республики
посетит Туркмению и стороны обсудят возможность определения срединной линии
морских границ. Не исключено, что они договорятся о совместном использовании
месторождения "Кяпаз" (в туркменской версии - "Сардар"), где сосредоточено около
80 млн. тонн запасов нефти.
"Вопрос разработки не создаст каких-либо проблем в
отношениях между странами, и, хотя ранее переговоры с Туркменистаном были
безрезультатными, считаю, что они должны быть продолжены", - заявил министр
промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев.
Газовая декорация
23.07.2007. Немецкая
волна
В.Волков, О.Сарыев
Туркменские СМИ много писали о визите президента
республики К.Бердымухаммедова в Китай. Сообщалось о том, что глава государства в
ходе поездки предоставил китайским партнерам неопровержимые доказательства
наличия в Туркмении разведанных запасов газа, достаточных для того, чтобы
реализовать совместные планы по строительству газопровода, который может связать
эти две страны и для масштабных поставок газа в Китай.
Сам К. Бердымухаммедов по возвращении в Ашхабад провел
заседание кабинет министров республики и заявил, что неясностей в вопросе о
строительстве такого газопровода нет. Об этом сообщает корреспондент «НВ» Ораз
Сарыев. Корреспонденту стали известны некоторые подробности визита туркменского
лидера в КНР, которые остались вне внимания местной прессы. Так, источник в
правительстве сообщил, что перед поездкой группа туркменских специалистов
получила доступ к архиву документов Министерства геологии СССР и провела работу
с рядом документов, хранившихся в Москве. Данные советских времен, а также
результаты аудитов, проведенных в Туркмении в годы независимости при С.Ниязове
фирмами, руководимыми рядом турецких бизнесменов, афелированных к тогдашнему
лидеру, были выборочно обработаны в выгодном для туркменской стороны свете и
представили их потенциальным партнерам в Китае.
Источник в правительстве Туркмении подчеркнул в беседе с
корреспондентом, что основной целью этой декорационной работы было обоснование
наличия значительных запасов газа на западе республики, в месторождении
«Ак-Патлавук», и в месторождении «Осман» на юго-востоке страны. Далее, источник
отметил, что китайские специалисты после того, как побывали в Туркмении, однако
не получили права проведения серьезных геолого-разведочных работ и доступа к
полноценным аудитам, сейчас гораздо более активно работают с Узбекистаном по
созданию совместной газовой магистрали. Ташкент предоставил им возможность
убедиться в наличии в республике запасов газа.
Пусть меня научат
22.0.7.2007.
Гундогар
Арслан Мамедов
Программа
средней школы в Туркменистане в результате "образовательных реформ" С. Ниязова
была упрощена настолько, что с программой вступительных экзаменов в российские
вузы не имеет ничего общего.
16 июля 2007 года Министерство образования Туркменистана
объявило прием студентов в 5 российских вузов: Российский государственный
университет нефти и газа им. Губкина, Уфимский государственный нефтяной
технический университет, Томский политехнический университет, Тюменский
нефтегазовый университет и Альметьевский нефтяной институт. Около 70 юношей и
девушек из Туркменистана получат возможность бесплатно учиться в России.
Соответствующие договоренности были достигнуты во время
визита в Туркменистан сопредседателя Межправительственной туркмено-российской
комиссии по экономическому сотрудничеству, вице-премьера правительства России
Сергея Нарышкина и члена этой комиссии, председателя Союза нефтепромышленников
России Юрия Шафраника.
В объявлении Министерства образования Туркменистана,
опубликованном в газете "Нейтральный Туркменистан" 16 июля 2007 года, в
частности, говорится:
"…Вступительные экзамены по всем специальностям
проводятся по физике, математике, Священной Рухнама на государственном языке. Со
всеми абитуриентами проводится собеседование по русскому языку. Вступительные
экзамены по предметам проводятся устно на основе программ средней школы
Туркменистана. Лица, не явившиеся без уважительных причин на экзамен в
назначенное по расписанию время или не выдержавшие экзамен по одному из
предметов, к последующим экзаменам не допускаются".
Из объявления неясно, "на государственном языке"
относится только к рухнаме или заодно и к физике с математикой. Ведь выпускники
однозначно лучшей на сегодня в Туркменистане ашхабадской туркмено-российской
школы им. А.С. Пушкина не выдержат экзамена по физике на туркменском языке, их
этому не учили. Соответственно, выпускники туркменоязычных школ по той же
причине не справятся с аналогичным заданием на руском языке. Кроме того,
программа средней школы по математике, физике и другим предметам в Туркменистане
в результате "образовательных реформ" С. Ниязова была упрощена настолько, что с
программой вступительных экзаменов в российские вузы не имеет ничего общего,
кроме названия.
В то же время, абитуриенты, поступающие в те же вузы, но
на общих основаниях, должны будут сдать полноценный экзамен по русскому языку,
химии, тем же математике и физике, а также истории, обществознанию, плюс кое-где
еще и по информатике, одному из иностранных языков, черчению и прочим наукам, с
которыми выпускники туркменских девятилеток знакомы крайне поверхностно либо не
знакомы вообще. В результате, они начнут учебу, заранее отставая от своих
российских однокурсников, и должны будут потратить немало времени, подтягиваясь
по русскому языку и прочим базовым дисциплинам.
Что же касается рухнамы, то ответственный секретарь
приемной комиссии Томского политехнического университета Борис Кадлубович в
интервью местным журналистам заявил, что этот предмет не входит в перечень
вступительных экзаменов и поступающим в томский политех хоть в России, хоть в
Туркменистане сдавать его не придется.
Заблуждение г-на Кадлубовича говорит о том, что процедура
приема туркменских студентов в российские вузы не отработана и детали не
согласованы.
Министерство образования Туркменистана утверждает, что
отбор будет конкурсным:
"…принимаются граждане Туркменистана не старше 35 лет со
средним или средним профессиональным образованием, работающие на предприятиях и
в организациях нефтегазовой отрасли или имеющие от этих предприятий и
организаций рекомендации…
Преимущественным правом при зачислении в студенты по
итогам вступительных экзаменов при одинаковом количестве баллов пользуются
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; демобилизованные из
рядов Вооруженных Сил".
Откуда у сироты возьмется рекомендация от предприятия
нефтегазовой отрасли? Окажется ли среди студентов российских вузов хоть один
ребенок, оставшийся без попечения родителей? Вряд ли. Скорее всего, никаких
детей-сирот и демобилизовавшихся солдат-срочников там не будет, а будут только
"те, кому положено". Хорошо, если среди них окажутся молодые люди, действительно
стремящиеся к получению знаний, которые займут в аудиториях свое, а не чужое
место.
Не так давно в интервью "Гундогару" известный киножиссер
Мурад Алиев предложил организовать подготовку национальных кадров для киностудии
"Туркменфильм" во Всероссийском государственном институте кинематографии.
Руководство Туркменистана решило начать с подготовки кадров для нефтегазовой
промышленности. Может, когда-нибудь очередь дойдет и до других профессий.
Туркмения, используя энергетику, вышла из самоизоляции
26.07.2007 Независимая
газета
Александр Желенин
Для
повышения международного авторитета Ашхабад использует энергетику
Туркмения порывает с международной самоизоляцией. Об этом
свидетельствует количество визитов преставительных делегаций со всех концов
света. Только за последние два дня в стране побывали вице-премьер белорусского
правительства Александр Косинец и министр энергетики и промышленности
Таджикистана Шерали Гулов, делегация Агентства США по международному развитию
(USAID). На днях в Ашхабад приедет министр иностранных дел Узбекистана Владимир
Норов.
Накануне Туркмения получила статус вице-председателя
Генеральной Ассамблеи ООН. Сообщил об этом президенту Гурбангулы Бердымухамедову
представитель Секретариата ООН Владимир Горяев. Напомним, что активность России
на туркменском направлении и подписание декларации о строительстве
Прикаспийского газопровода расценивалась экспертами и участниками переговоров
как достижение. Неожиданное повышение международного статуса Туркмении вряд ли
обошлось без помощи Москвы. Россия как один из пяти постоянных членов Совета
Безопасности ООН поспособствоваТуркмении получить престижный статус. "Очевидно,
что Бердымухамедов пытается изменить международный статус Туркмении. Режим
постепенно трансформируется, и обозначилась тенденция вовлечения страны в
международный процесс", - заявил "НГ" завотделом Средней
Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин.
Интерес к Туркмении проявляют и американцы, в первую
очередь к ее энергоресурсам. В программе встреч представителей USAID числится и
Министерство энергетики. А вчера в Вашингтоне туркменская делегация участвовала
в третьей встрече стран – членов Соглашения по торговле и инвестициям между
государствами Центральной Азии и США (TIFA) и была принята заместителем
госсекретаря США Дэниэлом Салливаном и помощником госсекретаря Ричардом
Баучером, которые заявили о заинтересованности США в развитии
торгово-экономического партнерства с Туркменией.
При этом динамизм Бердымухамедова, постепенное открытие
Туркмении производят положительное впечатление на окружающий мир. Однако главный
интерес всех визитеров – природные ресурсы страны, в первую очередь газ. В
программе визитов и белорусского вице-премьера Косинца, и таджикского министра
энергетики Гулова содержался пункт о развитии энергетического сотрудничества.
Причем у белорусов главная проблема чисто техническая – как получить газ в обход
России, если нитки газопроводов идут через территорию РФ.
Директор российского
представительства Института мировой безопасности Иван Сафранчук в беседе с
корреспондентом "НГ" отметил, что все новые проекты должны быть согласованы с
"Газпромом". По его мнению, куда более перспективно сотрудничество между Минском
и Ашхабадом в нефтяной области. Нефть можно доставлять по железной дороге в
цистернах и по российской территории. А у Белоруссии неплохо развита
нефтеперерабатывающая промышленность. В обмен на туркменскую нефть Минск готов
поставлять нефтепродукты собственного изготовления.
Совсем другие задачи стояли перед таджикским министром. В
Ашхабад он приехал просить помощи в "вопросах энергетического обеспечения". Как
известно, Таджикистан в зимние месяцы регулярно испытывает нехватку
электроэнергии. Впервые за многие годы помощь "братскому таджикскому народу"
была обещана.
Едва ли не самая сложная задача стоит перед узбекским
министром. По сведениям "НГ", Владимиру Норову не только нужно договориться о
присоединении к Прикаспийскому газопроводу, но и урегулировать непростые
отношения между Ташкентом и Ашхабадом. К тому же Ташкент заинтересован в том,
чтобы стать полноценным участником будущего газопровода Туркмения–Китай. Этот
газопровод должен пройти через территорию Казахстана и Узбекистана, в результате
чего Узбекистан становится не только транзитной страной, но и импортером
собственного газа.
|