КИРГИЗИЯ
Интервью под арестом
25.07.2007.
Взгляд
Елена Пацар
Киргизское
"революционное правосудие" лишает детей президента Аскара Акаева права на
участие в политической деятельности
Бермет Акаева, старшая дочь первого президента Киргизии,
до сих пор находится под домашним арестом. В апреле Акаева пыталась стать
депутатом парламента вместо своего брата Айдара, которого лишил мандата ЦИК
республики. Однако суд отказал ей в регистрации на том основании, что Акаева не
проживала в Киргизии в течение последних двух лет, как это предписывает закон.
Затем "принцесса" оказалась под следствием, так как ее сторонники якобы устроили
массовые беспорядки в зале суда. О своем положении и о ситуации в Киргизии после
"тюльпановой революции" Бермет Акаева рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД.
– В чем Вас
обвиняют?
– Официально мне предъявлено три статьи: неуважение к
суду, воспрепятствование к осуществлению правосудия и уничтожение документов. По
всем трем статьям предусматривается до двух лет лишения свободы. Поскольку дело
открыто по факту массовых беспорядков, со мной вместе проходят по делу еще двое
обвиняемых. Им вменяют организацию и участие в массовых беспорядках. Там статья
уже немного другая – до 8 лет.
– Вам это
не грозит?
– Боюсь, что по окончании расследования мне тоже может
быть предъявлена эта статья. Хотя мне пока ее не предъявляли. Но это вполне
может быть.
– Ожидаете
ли условного наказания?
– Даже если наказание будет условным, это оставит
серьезный отпечаток на моей дальнейшей деятельности. Я могу быть ограничена и в
свободе передвижения, и в свободе общения. Безусловно, я буду поражена в своих
избирательных правах. Я не буду иметь возможности избираться ни в какие органы
государственной власти.
– Надеетесь
ли на снятие обвинений?
– Нет, следствие имеет обвинительный уклон. И все,
повторю, зависит от того, предъявят ли мне обвинение в организации массовых
беспорядков или нет.
– Какова на
сегодняшний день политическая ситуация в Киргизии?
– Сейчас в Бишкеке очень спокойно. Идет подготовка к
саммиту ШОС, который состоится в августе. Мне это напоминает Москву 1980 года
перед Олимпиадой. К примеру, сегодня, по сообщениям МВД, проводятся
профилактические беседы с лидерами различных объединений, чтобы не допустить
выступлений общественности накануне ШОС. Но основные политические баталии
начнутся с приходом осени.
Так складывается всегда, что осень и весна для Киргизии
оказываются сумасшедшими. Тем более что буквально перед окончанием весенней
сессии принят ряд законов, направленных на приватизацию нашего энергосектора.
Это единственный значительный ресурс, который у нас есть. Он имеет
стратегическое значение для нашей республики. Осенью, скорее всего, будут
попытки со стороны и правительства, и президента приступить к его приватизации.
Хотя, в принципе, об этом уже сейчас говорят достаточно уверенно.
– Что может
повлечь за собой приватизация энергосистемы?
– Волну нестабильности. Уже сейчас ходит очень много
разговоров о том, что вместе с приватизацией мы потеряем независимость.
Безусловно, найдутся политики, которые будут стараться разыгрывать эту карту.
Приватизация как всего энергокомплекса, так и его частей вызовет очень бурные
дискуссии как в обществе в целом, так и на уровне различных ветвей власти.
Безусловно, это будет проходить на фоне разговоров о потере независимости,
потере ресурсов.
Неразумно распорядившись этим, мы действительно рискуем
потерять каноническую независимость, возможность вести диалог на равных с
некоторыми странами. Мы с тревогой следим за тем, как продлить этот процесс.
– Со
времени "тюльпановой революции" прошло уже более двух лет. Как сегодня
складываются отношения Киргизии с ведущими мировыми державами?
– Что касается американцев, то, за исключением того, что
время от времени возникает вопрос о размещение авиабаз в Киргизии, мы
практически не ощущаем политического присутствия Штатов в республике. Это очень
большой контраст по сравнению с тем, что было во время президентства моего отца.
Тогда все американские послы были очень активны. У меня сложилось впечатление,
что в марте 2005 года была выполнена определенная миссия, план. После тех
событий наступил резкий спад интереса к нам со стороны США.
С Россией у нас всегда были хорошие отношения. Мы
находимся в поле российских СМИ, у нас показывают ведущие федеральные российские
каналы. Частная пресса представлена очень широко. К России у нас очень большой
интерес, и мы внимательно следим за тем, что там происходит. Потому как иногда
это самым непосредственным образом отражается и на нас. Когда Россия выиграла
право проводить Олимпиаду в Сочи, это был большой праздник для всех нас.
Что касается кризиса в отношениях России и
Великобритании, думаю, это связано с тем, что, во-первых, в Соединенном
Королевстве пришло новое правительство. Сейчас им важно показать себя,
зарекомендовать. В России же следующий год – год электоральный. Может быть, и на
этом фоне несколько усложнились отношения. На примере нашей республики мы
навсегда убедились в том, что предвыборный год – особый. Мне кажется, что рано
или поздно обе стороны придут к взаимопониманию. Произойти это может, когда
новое британское правительство освоится. Ну или когда в России закончатся все
выборы.
Кто заинтересован инвестировать в кыргызстанские ГЭС€
23.07.2007. Новый
Кыргызстан
Андрей Гордин
Отечественные инвесторы, похоже, не будут участвовать в
предстоящем тендере, в ходе которого решится, кто станет инвестором
Камбаратинских ГЭС
Причина, уверены эксперты, проста – кыргызстанские
бизнесмены, даже самые крупные, не смогут обеспечить дорогостоящему проекту
достойное будущее. Да и денег у местных олигархов на него вряд ли хватит.
Напомним, что на начальном этапе в строительство гидроэлектростанций на реке
Нарын необходимо вложить около 2,5-3 миллиардов долларов.
Во время обсуждения в парламенте законопроекта о
Камбаратинских ГЭС некоторые депутаты, выступавшие против приватизации, говорили
о гидроэлектростанциях, как о национальном достоянии республики, продажа
которого иностранцам может поставить под угрозу не только энергетическую
безопасность Кыргызстана. Народные избранники спрашивали: неужели мы сами, без
помощи из вне, не сможем достроить и запустить станции? Не обвинят ли нас
потомки в том, что мы распродали страну? Учитывая страсть наших политиков к
заботе о народном богатстве, - вопросы эти справедливые. Но все-таки иногда надо
спускаться с небес на землю и трезво анализировать ситуацию.
А она такова, что сегодня в Кыргызстане ни государство,
ни частный капитал не смогут позволить себе такую роскошь, как Камбаратинские
ГЭС. Правительство из-за нищего бюджета, бизнесмены отчасти по той же причине,
отчасти из-за того, что проект этот рассчитан на долгосрочную перспективу.
Получить прибыль можно будет только через 20-30 лет. Местным предпринимателям,
привыкшим, образно говоря, утром вкладывать деньги, а вечером получать их
обратно с процентами, такое не нравится.
- Вкладывать деньги в инвестиционные проекты с длительным
сроком окупаемости – вещь чрезвычайно рискованная, - говорит координатор
аналитического консорциума "Перспектива" Сергей Слепченко. – Для того чтобы
снизить риски до минимума нужно создавать особую финансовую систему, для которой
в свою очередь нужно владеть особой финансовой технологией. Я не думаю, что в
Кыргызстане кто-то ей владеет. Тем более сможет управлять индустриальными
проектами такого масштаба.
В ответе на вопрос "а есть ли в республике олигархи,
способные выложить из своих карманов 2-3 миллиарда долларов?" Сергей Слепченко
категоричен:
- Нет и в ближайшем будущем не появятся, - считает он. –
Вообще во всей Центральной Азии только Китай может позволить себе это. В
Кыргызстане миллиардеров быть не может. Наши богачи вкладывают деньги в
высоколиквидные проекты. Учитывая особенности страны, инвесторам приходится
работать, опираясь не только на законы, но и на политические, родственные связи.
Поэтому "длинных" инвестиционных проектов, запущенных на местные средства, в
республике нет. Все они появились за счет зарубежных инвестиций. Насколько я
знаю, национальный бизнес может оперировать суммами в 5-7 миллионов долларов.
Этого, согласитесь, для строительства гидроэлектростанций явно недостаточно.
Значит, богачи у нас все-таки есть. Они готовы вкладывать
деньги в нашу экономику. Причем, по словам секретаря Инвестсовета при президенте
КР Талайбека Койчуманова, местные инвесторы составляют серьезную конкуренцию
своим коллегам из-за рубежа.
- Что касается конкурентоспособных кыргызских инвесторов,
то их очень много, - заявил Талайбек Койчуманов в интервью интернет-изданию
"Tazar.kg". – Это предприятия, задействованные в агропереработке, довольно
хорошая и конкурентоспособная молочная, сырная продукция...
Но, к сожалению, больше похвастаться не чем. Так, может
быть, предстоящий тендер на владение Камбаратинскими ГЭС – это шанс для местных
нуворишей? Глядишь и появится кто-то с реальными деньгами, реально переживающий
за судьбу Родины. Удивит весь мир своими возможностями, покажет, что и мы "не
лыком шиты".
- Вряд ли это произойдет, - объясняет завотделом Центра
экономического развития при Министерстве финансов КР Залкар Камалов. – Если бы
это могло случиться, то случилось бы еще при Аскаре Акаеве. Местные инвесторы не
интересуются такими проектами не только из-за отсутствия необходимых средств.
Политическая составляющая здесь тоже сильна. Не появятся ли какие-то новые
моменты, которые позволят государству пересмотреть инвестиционные соглашения?
Местные бизнесмены очень хорошо знакомы с тем, что происходит в республике. Они
рисковать большими деньгами не станут.
Тем не менее, давайте подождем тендера, который, скорей,
всего состоится осенью этого года. Не будем забегать вперед. Отечественный
бизнес, конечно же, примет участие в строительстве Камбаратинских ГЭС. Но, так
сказать, на вторых ролях. Нужны ведь будут, к примеру, строительные материалы. И
если на сам проект у местных инвесторов ресурсов и не хватит, то на его
составляющие наверняка найдутся. Поэтому мы тоже примем непосредственное участие
в предстоящей стройке века.
Польза
очевидна
Здоровые инвестици – это благо для страны, остро в них
нуждающейся. Кыргызстан в данном случае не исключение, а скорее подтверждение
этого правила. Для нас приход инвестора, способного вложить несколько миллиардов
долларов в перспективный проект, шанс улучшить положение не только в
многострадальной энергетической отрасли. Приватизация Камбаратинских ГЭС, если
ее результатами воспользоваться с толком, способна оздоровить всю экономику
республики. Судите сами: во-первых, поступление дополнительных средств в бюджет
может быть использовано для увеличения заработных плат, пенсий, пособий. Выгода
для социальной сферы более чем очевидна. Во-вторых, внедрение современных систем
управления и, как следствие, воспитание отечественных менеджеров, способных
работать по мировым стандартам. Конечно, инвестор оставит за собой право
контроля над объектами на высшем руководящем уровне, но что касается среднего
менеджерского звена, то здесь наверняка будут использованы местные кадры:
молодые, амбициозные, готовые учиться, применять полученные знания на практике и
передавать их другим. В-третьих, после запуска двух новых гидроэлектростанций
увеличится экспорт электроэнергии, что опять же позитивно отразится на состоянии
республиканского бюджета. И, наконец, в-четвертых, появление инвестора,
заинтересованного в "прозрачной" работе в Кыргызстане надеемся, что подтолкнет
власть к наведению долгожданного порядка в энергетической отрасли: будут
демонтированы пресловутые "серые" схемы увода средств от реализации
электроэнергии, уничтожена коррупция, произойдет декриминализация отечественной
электроэнергетики.
Справка
"НК"
Некоторые инвестпроекты
Кыргызстана
Разработка угольного месторождения "Кара-Кече" - 12
млн.долларов
Строительство железнодорожной ветки "Балыкчи-Кочкор" -
135 млн. долларов
Строительство современного грузового, транзитного и
воздушного комплекса – 1,5 млн. долларов
Строительство нефтеперерабатывающего завода в Таласской
области 239 млн. долларов
Реконструкция сахарного завода для переработки сахарной
свеклы – 6 млн. долларов
Строительство кемп-отеля на южном берегу озера Иссык-Куль
– 240 тысяч долларов
По данным Центра привлечения
прямых инвестиций при Государственном комитет КР по управлению государственным
имуществом за 2003 год.
Кыргызстан пытается обезопасить себя от иранского удара
24.07.2007.
Комсомольская правда в Кыргызстане
Кирилл Луцюк
Страна,
предоставившая свою территорию в качестве перевалочного пункта для американской
армии, занимается в то же время критикой ее действий!
Муссируемая в последнее время экспертным сообществом
возможность совершения Ираном акта возмездия по нашей территории в случае, если
аэропорт "Манас", где расположена авиабаза антитеррористической коалиции, будет
задействован в боевых операциях вооруженных сил США против исламской республики,
получает, похоже, косвенные подтверждения.
15 июля на встрече с министром иностранных дел Ирана
Манучехером Моттаки заместитель главы кыргызского внешнеполитического ведомства
Кадырбек Сарбаев заявил, что западное вмешательство в Афганистан не привело к
чему-то хорошему. По его словам, вторжение стало причиной увеличения экстремизма
и наркотрафика.
Надо обладать поразительной уверенностью в своих силах,
чтобы критиковать действия Соединенных Штатов - своего самого главного
кредитора, обращаясь при этом к одному из его главных противников. Или,
наоборот, быть сильно напуганным вполне реальной перспективой оказаться крайним
в споре непримиримых сторон. Ну, с вторым-то вполне понятно, Кыргызстану вовсе
не нужно похмелье на чужом пиру. Впрочем, очередную проблему мы, видно, себе уже
нажили.
Проследите за комичностью ситуации: страна,
предоставившая свою территорию в качестве перевалочного пункта для американской
армии, занимается в то же время критикой ее действий! Воистину неисповедимы пути
кыргызской дипломатии. В самом деле, трудно допустить, чтобы столь важное
государственное лицо, как заместитель главы МИДа, могло сделать такой
непростительный ляп, да еще и на таком уровне.
Остается только предположить: видимо, Кыргызстан достиг
столь высоких вершин социально-экономического развития, что уже может не
опасаться негативной реакции дядюшки Сэма, за чей счет он продолжает сохранять
видимость государства, идущего по пути реформ, а проще говоря, получает кредиты
и гранты, которыми затыкает регулярно образующиеся дыры в экономике
республики.
Однако не будем столь пристрастны и попробуем рассмотреть
столь ретивое критиканство замглавы кыргызского МИДа с учетом нынешней погоды в
мировой политике. Проводимая нашей республикой столько лет политика
многовекторности стала давать сбой, и официальный Бишкек поставлен перед очень
сложной дилеммой: Запад или Восток? А тут еще и заявление Сергея Лаврова на
совещании министров иностранных дел стран-членов ШОС, где он прямо сказал, что
Шанхайская организация сотрудничества будет своеобразной преградой на пути
дальнейшего распространения влияния НАТО на Востоке.
Резюмируя все вышесказанное, можно лишь удрученно
вздохнуть, так как Кыргызстан либо вновь оказывается втянутым в разборку крупных
государств и вне зависимости от своего желания будет вынужден занять чью-либо
сторону, либо отечественный МИД настолько обеднел, что не может позволить себе
нанимать квалифицированных сотрудников. Ну что же, видать, нам очень не хватало
испортить отношения с теми, кто может нас заставить их возобновить.
Дословно
Глава парламентского комитета Ирана по международным
отношениям и национальной безопасности Алаеддин Боружерди: "Постоянное членство
Ирана в ШОС усилит роль организации в глобальном и региональном масштабе".
Информация
к размышлению
В ходе беседы с главой парламентского комитета Ирана по
международным отношениям и национальной безопасности Алаеддином Боружерди
господин Сарбаев высказал мысль, что Кыргызстан положительно смотрит на
вступление Ирана в ШОС как постоянного члена.
Страна абсурда
24.07.2007. Белый
пароход
Сергей Кожемякин
Частенько, глядя на то, что происходит вокруг, остается
только недоумевать. Каким законам подчиняется то, что происходит в Кыргызстане?
Уж точно не логическим или рациональным! Абсурд, полный абсурд представляют
собой многие действия власти. Одно не вытекает из другого, одно противоречит
другому. И так на каждом шагу. Иногда поведение нашей властной элиты напоминает
поведение пациентов психиатрической клиники. Честное слово!
ШИЗОФРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МАСШТАБА
Возьмем несколько свеженьких примеров. В первую очередь,
связанных с предстоящим саммитом ШОС. Про "шпионский скандал" мы уже писали. С
точки зрения мотивов задержание Жыпаркуль Арыковой и ее китайского "подельника"
является полным бредом. Накануне саммита портить отношения с Китаем, да еще на
основании столь смехотворной причины – это, знаете ли, не каждому чиновнику
(даже из наших!) на ум придет. Передача сведений о митингах оппозиции и о
проектах Конституции… Нужны они Китаю, как рыбе зонтик! Но даже если так оно и
было. Огласке подобные дела придаются только по команде сверху, при особой
нужде. Ну, там надавить на враждебное государство, ответить на некоторые
недружественные действия. В противном случае все решается тихо-мирно. Но зачем
же нашей власти нужен этот скандал? И сейчас? Человеку со здоровым мышлением
понять это сложно.
Следующий пример. Более веселый. Безопасность делегатов
саммита будет обеспечена благодаря… американцам. Эти самые американцы,
наливающиеся злобой при одном упоминании Шанхайской организации сотрудничества,
предоставили Госавтоинспекции МВД нашей республики 17 автомобилей с полным
"боекомплектом" на сумму 200 тысяч баксов. В "боекомплект" этот, кроме всего
прочего, включены дубинки, жезлы, наручники, рации и прочие атрибуты
полицейского быта. Причины, по которым посольство США пошло на такой шаг,
сомнений не вызывают. Янки давно уже обхаживают нашу милицию. Чтобы не особо
придиралась, чтобы лояльной была. К их, американцев, выходкам. А, глядишь, и
козырнут с издевкой этим фактом во время саммита. Мол, смотрите, чего стоят эти
страны-участники ШОС, если даже нашими рациями вынуждены пользоваться! Но
наши-то, наши! Подумали бы, прежде чем принимать столь неоднозначный презент.
Нет, им все одно – лишь бы давали. А из чьих рук подарочек, роли не играет. В
общем, ни гордости, ни чести. "Бойтесь данайцев, дары приносящих!". Забыли, что
ли?
Ну, про внешнюю политику Кыргызстана можно вообще
говорить часами. Здесь абсурд проявляется особенно выпукло. С кем дружит
маленький Кыргызстан? На кого он может положиться в сложную минуту? Внятного
ответа мы так и не получили. Вчера принимали важных сановников США, завтра
встречаем товарищей по ШОСу. Надавят одни – начинаем убирать базу "Ганси",
надавят другие – с улыбочками и клятвами в вечной дружбе оставляем ее на прежнем
месте. Оправдания гласят, что Кыргызстану просто необходима многовекторная
внешняя политика. Но в реальности ведь подобные шараханья – удел слабовольных и
зависимых правительств, не имеющих адекватного представления о целях развития
страны. Бросили на корабле штурвал – и несется суденышко, подвластное лишь воле
волн.
И чем, как не абсурдом, можно назвать заявления наших
чиновников? Приехал Баучер, наплел про угрозу терроризма, про ядерную проблему
Ирана – они согласно кивают, источая раболепие. Встретился заместитель главы МИД
Кыргызстана с иранским министром иностранных дел – совсем другие речи в устах
нашего дипломата. Запад не принес в регион ничего хорошего! Окромя увеличения
масштабов экстремизма и наркотрафика – никакой пользы. Ну ответьте, как можно
назвать такую политику здоровой и адекватной?!
ПРЕСТУПНАЯ ЛОГИКА – ТОЖЕ ЛОГИКА
Ладно, хватит про дипломатию. Поговорим о внутренней
политике. На всех углах, по поводу и без оного власть кричит о необходимости
построения социального государства. На чем вообще основывается концепция
социального государства? На том, что государство поддерживает тех людей и те
социальные группы, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себя
сами. Сюда относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, безработные и так
далее. Из бюджета они получают необходимые средства для поддержания жизни и
более или менее сносного существования. Для этого в экономике остается немалый
сегмент государственной собственности. Одними налогами дел тут не решить. Но что
мы видим в Кыргызстане? Заявляя о своей приверженности идее социального
государство, наша власть идет на прямо противоположные меры. Избавляется от
последних кусков госсобственности. Приватизирует энергоотрасль, к примеру. В
унисон этому прозвучал и последний аккорд. По распоряжению Курманбека Бакиева,
государство окончательно уходит из производства вино-водочной продукции. Вот уж
сложно придумать более глупый шаг! Во все времена финансовые сложности
государство решало с помощью монополии на спиртовое производство. А тут: берите,
нам не надо! Так и останетесь у разбитого корыта, господа чиновники! Печально
только, что от этой самой глупости и абсурда напрямую зависят жизни сотен тысяч
людей.
Такой вот абсурд являет собой деятельность нашей власти.
Но действительно ли ее шаги не подчиняются никаким законам, а продиктованы лишь
глупостью и абсолютным непониманием того, что происходит в стране? На первый
взгляд, так и может показаться. На самом деле логика в политике руководства
страны есть. Да, она абсурдна. Но абсурдна с точки зрения защиты интересов
народа, страны в целом. В отношении же интересов самой власти эта логика
планомерна и четко выстроена. И цель у нее одна – побольше нахапать, и при этом
сделать вид, что она делает все, что в ее силах. Так, наверное, оно и есть. Не
умеет режим ничего, кроме как воровать и делать хорошую мину при плохой игре. В
остальном он – ноль без палочки. Оттого при ближайшем рассмотрении все потуги
его о благе страны и выглядят не больше, чем отвратительный, дурно пахнущий
абсурд.
|