Константин Затулин: Здесь ключ состоит именно в том,чтобы оставить попытки превратить СНГ в акционерное общество
26.09.2007.СИТИ-FM
В эфире СИТИ-FM директор
института стран СНГ Константин Затулин высказал мнение о том, как в
дальнейшем будут развиваться отношения между странами в рамках СНГ.
Одной из главных тем саммита глав СНГ в Душанбе
станет реформирование Содружества.
Об этом заявил вице-премьер Сергей Нарышкин.
Напомню, саммит состоится 5-6 октября.
По словам Нарышкина, в концепции развития СНГ упор
делается на развитие интеграционных процессов в экономике. При этом, подчеркнул
он, необходимо сохранить все лучшее, что уже было создано в этом объединении.
На саммите также будет обсуждаться развитие
транспорта, энергетики, миграционные проблемы.
Переговоры будут проходить в формате не только СНГ,
но и Евразийского экономического сообщества и Договора о коллективной
безопасности.
Ожидается, что в саммите примет участие президент
Грузии - Михаил Саакашвили.
Сейчас у нас на связи директор института стран СНГ Константин Затулин.
- Итак, одну из главных там, ожидается ли
реформирование содружества, о какой реформе может идти речь?
- Подходы к реформам разные, реформы СНГ начались
буквально срезу после его создания. В этом смысле СНГ, конечно, бьет рекорды
как постоянно реформируемая и, тем не менее, не вполне удовлетворяющая своих
участников сообщества. Вот и очередная реформа СНГ это плод дискуссии, которую
проходили группы высокого уровня, где были представители всех стран участников
СНГ. Есть разные подходы к реформированию, один из этих подходов, достаточно
ярко представляет президент Казахстана Назарбаев. Он является, как вы знаете,
председателем совета глав государств СНГ, то есть формально возглавляет
содружество. И его предложения, вроде как, направлены на усиление эффективности
содружества, но, на мой взгляд, ведут скорее к сворачиванию деятельности
исполкома СНГ и других общих структур СНГ. Ренат Назарбаев, например,
предлагает в год решать по одному важному делу. Лично как бы не был
привлекателен этот тезис, я не могу себе представить, как можно в один год
решать проблемы, языка, скажем, русского, в другой год решать проблемы общих
границ, в третий год решать проблемы водных ресурсов. Значит ли это, что все
без исключения один год должны быть филологами, в другой год пограничниками, в
третий год мелиораторами. Это явная демагогия. С другой стороны, что-то делать
все равно необходимо. И мне кажется, что здесь ключ состоит именно в том, чтобы
оставить попытки превратить СНГ в акционерное общество, которое каждый год
должно отчитываться дивидендами перед своими участниками. Это не акционерное
общество - это региональное объединение. Такой же союз, как, например, союз
американских государств или ассоциация стран юго-восточного бассейна или Азии.
То есть это региональное объединение, не надо от него требовать, чтобы оно было
всех устраивающим интеграционным механизмом. А вот интеграционный механизм, этот
другого типа объединение, например, евразийское экономическое сообщество. Или,
допустим, оборонное объединение, это договор коллективный. Но, что толку нам
обсуждать проблемы обороны с Михаилом Саакашвили, который стремится в НАТО.
- Это
безусловно. Кстати, о фигуре Михаила Саакашвили, тоже бы хотелось поговорить,
если он примет участие в этом саммите, как вы считаете, отношение между Москвой
и Тбилиси могут все-таки выйти на новый этап, этап сотрудничества, а не той
проблематики, которая наблюдается уже который год?
- Ну, я хочу сказать, что на мой взгляд, это мало
вероятно. Возможно сезон и улучшения или ухудшения отношений, уровня риторики и
так далее. При этом направленность развития Грузии, она не меняется при разных
правителях. Она только усугублена приходом Михаила Саакашвили, но, ведь, эти
тенденции проявились и в предшествующий период и при Шеварнадзе. Грузия хотела
бы решить свои проблемы, фактически отдав себя западу, предоставив себя в его
распоряжение, на Кавказе. И рассчитывая, на то, что получит от запада Абхазию,
Южную Осетию, а может быть еще кое-что, аппетит приходит во время еды. Вот,
собственно говоря, все интересы Грузии, которые предопределяют, что наши
интересы здесь трудно в стратегическом плане совпадают. Они не совпадают, мы не
заинтересованы в том, чтобы предавать Абхазию или Осетию, вопреки воле
населения этих стран, выдавать их Грузии, ради какой-то мифической, никогда не
существовавшей, территориальной целостности Грузии. Ну, мы ее признаем, но от
этого же она реальна не становится.
- Но, в целом, судя по всему, дискуссия ожидается жаркая
по многому кругу вопросов?
- Конечно, конечно.
|