«Остановить ликвидацию русских школ»
В начале нового учебного года
«Час» беседует с учителем математики и зампредседателя думского комитета
образования Виктором Глуховым («Центр согласия»), отвечающим за школы
нацменьшинств.
11.09.2007,http://www.chas-daily.com
Игорь
ВАТОЛИН
«В Риге нет
плохих русских школ».
- Как школы Риги, работающие преимущественно на русском
языке, начали этот учебный год?
- Департамент образования Рижской думы предоставил
информацию по всем школам столицы, не выделяя школы, работающие по программам
школ нацменьшинств и тем более на русском языке. Так что пока в моем
распоряжении нет цифр, позволяющих понять, как отмеченные департаментом
тенденции - сокращение учащихся в средней школе, небольшой прирост
первоклассников или нехватка учителей - проявляются в русских школах. Я послал
запрос. Надеюсь, ответ не заставит долго ждать.
- О чем говорят отклики с мест, информация
коллег-учителей, директоров?
- О том, что потерявшие всякую надежду на возможность
серьезных перемен люди просто устали жаловаться. Знаю, что есть школы
нацменьшинств, где практически все преподавание идет по-латышски, есть
придерживающиеся билингвальных моделей, а есть, где все осталось по-старому.
Проблемы предметников, преподающих на родном языке учащихся, учебников и пособий
остаются нерешенными. Вся тяжесть реформы по-прежнему лежит на плечах учителя.
Демография ни при чем
- Тень на начало этого учебного года бросила ликвидация
17-й средней школы. Это издержки демографии или умысел муниципальных политиков и
чиновников?
- Демография сыграла в этом деле минимальную роль. Не
будь «помощи» департамента образования и прежнего думского руководства, в
частности ответственного за образование комитета, 17-я могла выжить. Ведь дело
не только в наличии или отсутствии административного таланта у руководителей
школы. Этот случай вполне вписывается в тенденцию, которая более десяти лет
наблюдается в отношении русских школ, расположенных в непосредственной близости
от Старой Риги.
В 1994 году была закрыта 35-я средняя школа,
располагавшаяся на бульваре Калпака, 2. Теперь здесь латышская начальная школа
им. Залитиса. Большинство учащихся и педагогов 35-й перешли в расположенную
неподалеку на Валдемара, 2, 17-ю среднюю школу. В здание 17-й была подселена
латышская основная школа «Ридзе», которая после ликвидации 17-й остается
единственной хозяйкой здания. Правда, департамент образования намерен на время
ремонта разместить здесь младшие классы латышской 2-й средней школы, что
напротив. Что будет с этим помещением после ремонта, пока ясности нет. Зато ясно
прослеживается тенденция по выдавливанию школ нацменьшинств из престижного
центра.
Альтернатива
- Есть ли альтернатива реорганизации-ликвидации русских
школ центра?
- Есть. Если бы в центре не было благополучных русских
школ, то можно было бы прислушаться к аргументам о неумолимости демографии. Но
это не так!
В центре Риги есть целый ряд успешных русских школ: 40-я,
10-я, имени Гердера... Все они вынуждены работать в две смены. Если бы политика
думы и департамента сочетала ликвидацию слабых с поддержкой сильных, то
расположенные в центре успешные школы с русским языком обучения давно бы решили
свои проблемы. То есть освободившаяся площадь на Валдемара, 2, была бы передана
одной из названных школ.
- Но специалисты департамента ссылаются на отсутствие
спроса...
- Есть два принципа формирования рижской школьной сети.
Можно сферу образования рассматривать как классический рынок времен Адама Смита:
сильнейший выживает - горе слабейшему. Это подход департамента. Другой подход
подразумевает, что в конкретных районах Риги должно быть определенное количество
школ: столько-то с латышским языком обучения, столько-то с русским, столько-то с
музыкальным уклоном, столько-то с математическим... После построения схемы
объявляется конкурс по осуществлению тех или иных образовательных программ. С
тем, кто делает это неуспешно, договор расторгается, но место не остается
пустым. Продолжает тот, кто способен делать эту работу на должном уровне.
- Тут я слышу реплику главы школьного департамента Элмара
Веберса о нереальности этой схемы в силу нюансов трудового законодательства...
- Нет проблем с трудовым законодательством! Вернемся к
ситуации с 17-й школой. Если бы с самого начала было четко прописано, что в этом
здании располагается средняя школа, осуществляющая программу образования
русского национального меньшинства, то сюда никогда бы не подселили школу
«Ридзе», где занятия ведутся на латышском. Возможно, 17-я в силу неспособности
ее администрации дошла бы до ликвидации, но здание на Валдемара, а также часть
детей и педагогов, остались бы за средним учебным заведением с преподаванием на
русском языке. И такой подход мне кажется более правильным.
Индивидуальный подход
- На какой стадии находится разработка этого подхода?
Есть ли шансы на его принятие этой думой?
- Есть шанс начать серьезный разговор о концепции
оптимизации сети рижских школ в Рижской думе. Тут многое зависит от
политического климата в ее стенах. Наша фракция хотя и подписала договор о
сотрудничестве с входящими в коалицию фракциями ЛПП/ЛП и ЛСДРП, но этого
недостаточно для определения погоды. Мы получили серьезные возможности влиять на
процессы, но определяющим это влияние пока не назовешь.
- Но начать дискуссию оно позволяет?
- Такая дискуссия постоянно ведется с руководством
департамента образования и главой ответственного комитета Юрисом Закисом
(ЛПП/ЛП). Но до документа, подразумевающего не только ликвидацию слабых, но и
развитие успешных, долгий путь. Как член рабочей группы по оптимизации сети
рижских школ, которая в основном занималась реорганизацией-ликвидацией, я хочу
сделать правилом поддержку и развитие сильных школ.
К каждому учебному заведению следует подходить строго
индивидуально. В одном случае возможна «санация» путем усиления
административного и педагогического ресурса, в другом - ликвидация через слияние
с успешными школами, но не ценой перегрузки исправно работающего организма и
сокращения «территории» образования нацменьшинств.
Преодолеть апатию
- Усматриваете ли вы роль педагогической и более широкой
общественности в деле сохранения русской школы?
- После неудачных попыток повлиять на государственную
политику в области языка и содержания образования многих охватила усталость,
неверие в то, что они могут быть услышаны властью. Но я уверен, что возможности
влияния остаются.
В силу традиций русского образования и преданности своим
ученикам русские школы никуда не делись. После знакомства на протяжении двух лет
со многими учебными заведениями могу сказать, что в Риге нет плохих русских
школ. В каждой свои традиции, своя изюминка, бесконечно преданные делу
образования профессионалы. Есть люди, которые на уровне консультативного совета
МОН по образованию нацменьшинств, Рижской думы и совета директоров при
департаменте образования добиваются подвижек по конкретным вопросам. Надеюсь,
что и остальные разуверившиеся активисты преодолеют апатию и подключатся к
работе.
Кого закроют следующим?
Разработанный думским образовательным департаментом план
реорганизации предполагает объединение:
30-й средней школы - с 21-й средней школой;
Межапаркской средней школы - с 18-й вечерней средней
школой;
Белорусской основной школы - с 86-й средней школой;
Имантской начальной школы - со средней школой имени
Оствальда.
Все перечисленные школы - национальных меньшинств.
|