Права человека
ООН — о расовой дискриминации в Эстонии.
Комиссия Организации
объединенных наций опубликовала предварительный доклад, в котором идет речь о
борьбе с расовой дискриминацией в Эстонии. В докладе отмечается, что, наряду со
значительными успехами в этой области, расовая дискриминация в Эстонии отнюдь не
изжита.
29.09.2007,http://www.rushke.ee
В докладе говорится, что ООН приветствует стремление
Эстонии к сотрудничеству в искоренении расовой дискриминации, усилия,
приложенные эстонской делегацией для соответствующей реакции на поднятые вопросы
и вовлечение в диалог гражданского общества страны.
В частности отмечается решение Верховного суда Эстонии,
который счел неконституционными некоторые решения, препятствующие выдаче
разрешений на проживание членам семей лишь на основании иммиграционной квоты. В
документе ООН одобряются усилия Эстонии по интеграции неграждан, включая
Программу государственной интеграции на 2008-2013, которая должна в 2007 году
придти на смену предыдущему подобному документу.
Комиссия выразила удовлетворение фактом предоставления
негражданам Эстонии участвовать в выборах в местные органы власти. Отмечена
борьба, ведущаяся Эстонией с незаконной перевозкой людей, включая адоптацию.
ООН приветствует усилия со стороны государства в
отношении борьбы с разжиганием вражды в интернете.
За восемью пунктами одобрения и поддержки, в докладе
следует 20, в которых выражается недовольство и рекомендации.
Комиссия указывает, что, признавая успехи государства в
предоставлении негражданам права на участие в культурных и образовательных
институциях, а также религиозных конгрегаций национальных меньшинств,
действующее сейчас в Эстонии определение национальных меньшинств, основывающееся
на законе от 1993 года, не включает в себя неграждан, куда входят лица, не
имеющие формального статуса, но в то же время долго проживающие на территории
Эстонии. ООН указывает, что такой подход может привести к отчуждению указанной
группы людей от эстонского общества и государства.
Рекомендовано исправить данное положение вещей. Комиссия
также потребует разъяснений относительно понятий "этнические меньшинства" и
"национальные меньшинства".
Отмечая успехи в принятии 1 января 2004 года закона,
дающего право министру юстиции решать споры, связанные с расовой дискриминацией
в частной сфере, комиссия с сожалением отмечает, что подобная процедура остается
ограниченным инструментом, и указывает на отсутствие в государстве институции,
которая обеспечивала бы защиту прав человека.
Последнее учреждение также указано сформировать.
Комиссия ООН указывает на отсутствие в Эстонии
приспособленной к местным условиям директивы ЕС, обеспечивающей борьбу с расовой
дискриминацией в рамках местного законодательства. Эстонии указано на
необходимость внедрения такого рода законодательных актов, в частности, в сферах
обеспечения жильем, медицинского обеспечения, социальных гарантий (включая
пенсии), образования и доступа к общественным благам.
Далее государству указывается на необходимость
вдохновлять местные СМИ на борьбу с предубеждениями и негативными стереотипами,
в частности, в отношении цыганского населения, которые ведут к расовой
дискриминации, и принять все необходимые меры к борьбе с расизмом в СМИ,
согласно статье уголовного кодекса о борьбе с разжиганием расовой ненависти.
Комиссия выражает озабоченность, что представители
русскоязычного меньшинства непропорционально представлены в местах лишения
свободы, и, несмотря на многочисленные рекомендации, исследования о причинах
данного феномена пока не проводилось. Комиссия еще раз рекомендует выяснить
причины этого обстоятельства, чтобы выработать адекватные решения для решения
проблемы. От Эстонии требуется включить результаты такого исследования в
следующий отчет.
ООН еще раз напоминает о своей обеспокоенности тем, что
в статье 48 Конституции Эстонии участие в политических партия дозволено только
гражданам страны.
Уважая желание государства сохранять свое культурное
наследие, а также принимая во внимание заслуги в области предоставления более
широких возможностей для натурализации, в частности, путем финансирования
языковых курсов, комиссия ООН еще раз заявляет о чрезмерных требованиях в
отношении знания языка для получения гражданства. Рекомендуется упростить
процедуру получения гражданства и ослабить языковые требования для
натурализации, сделав высококачественные языковые курсы бесплатными.
Комиссия еще раз напоминает Эстонии о своем приглашении
ратифицировать Конвенцию по сокращению безгражданства и Конвенцию о лицах без
гражданства.
Признавая успехи страны в деле сокращения безработицы,
ООН выражает озабоченность высокой долей безработных среди национальных
меньшинств, в частности, среди русскоговорящего населения. Комиссия еще раз
указывает, что суровые требования к владению языком, в том числе, в частном
секторе, могут привести к дискриминационному эффекту.
Рекомендовано на законодательном уровне запретить
дискриминацию работников и всякую дискриминационную практику на рынке труда,
дабы сократить безработицу среди национальных меньшинств, сосредоточившись, в
числе прочего на профессиональном обучении и предоставлении высококачественных
оплачиваемых языковых курсов, в особенности для русскоговорящего меньшинства.
В докладе комиссии ООН, на фоне признания заслуг
государства в сфере здравоохранения и борьбе с ВИЧ/СПИД, указывается, что доля
носителей ВИЧ/СПИД слишком велика среди национальных меньшинств.
Авторы доклада указывают на то, что представители
цыганского меньшинства имеют недостаточный доступ к образованию. Для решения
проблемы, в частности, предлагается привлекать преподавателей из числа цыган,
обеспечивая межкультурное образование.
В докладе также отмечается, что в Эстонии было осуждено
и наказано слишком мало фактов расовой дискриминации, причиной чему — отсутствие
релевантного законодательства. Данную ситуацию рекомендуется исправить, а также
шире информировать общественность о всех проявлениях дискриминации.
Отмечая, что в Эстонии чрезвычайно высока доля
национальных меньшинств, в особенности русского меньшинства, комиссия выражает
озабоченность, что лишь 4,8% объема вещания эстонского телевидения является
билингвальным. Комиссия рекомендует выработать и реализовать сбалансированную
политику вещания масс-медиа для предотвращения и искоренения расовой
дискриминации в этой сфере.
Далее следует список решений и конвенции ООН, к которым
Эстонии следует присоединиться или адаптировать к местным условиям. В заключении
отмечается, что доклад об исправлении ситуации должен быть представлен к 20
ноября 2008 года.
Выйти из цитадели.
Отказаться в процессе
формирования национального самосознания и языковой политики от «позиции
осажденной крепости» и взять курс на построение современного динамично
развивающегося мультикультурного и мультилингвального общества советует Эстонии
спецдокладчик ООН
01.10.2007,
http://www.rushke.ee
Отказаться в процессе формирования национального
самосознания и языковой политики от «позиции осажденной крепости» и взять курс
на построение современного динамично развивающегося мультикультурного и
мультилингвального общества советует нашей стране спецдокладчик ООН по вопросам
дискриминации, ксенофобии и терпимости Дуду Диен, посетивший с официальным
двухдневным визитом Эстонию. Встреча с журналистами специального докладчика ООН
Дуду Диена в пресс-центре Министерства иностранных дел состоялась с получасовым
опозданием: тем для обсуждения, как пояснил он, было слишком много. Для того,
чтобы обсудить, оценить и осмыслить предложенное зарубежным специалистом,
обществу нашей страны потребуется, пожалуй, куда как больше времени.
Воля и желание
В Эстонию Д. Диен прибыл после визитов в Литву и Латвию.
Зарубежный гость отметил свое понимание непростой истории Эстонии, Латвии и
Литвы, однако призвал не зацикливаться на прошлом, а смотреть в будущее и быть
готовым к тем новым вызовам, которые преподносит Балтийским странам членство в
ЕС с его прозрачностью границ и свободным перемещением рабочей силы. «Здесь, в
отличие от стран Западной Европы, еще нет представителей мусульманского,
африканского, азиатского мира – но они рано или поздно появятся, потому вопросы
противостояния национальной, расовой, религиозной дискриминации и борьбы с ней
станут в будущем еще актуальнее», – предсказывает спецдокладчик ООН.
Перечисляя положительные моменты, Д. Диен, прежде всего,
упомянул готовность Эстонии бороться с проявлениями дискриминации на
политическом уровне: особо сильно его убедило в этом общение с премьер-министром
А. Ансипом. Второй отмеченный гостем позитивный пункт – наличие очень сильной
законодательной базы для борьбы с дискриминационными проявлениями. Одобрительной
оценки спецдокладчика ООН была также удостоена деятельность канцлера права, Бюро
министра по делам народонаселения, Министерства социальных дел, Департамента
гражданства и миграции. «Они очень мотивированны в своей работе, и уровень ее
высок», – отмечает Д. Диен.
«Стоит обязательно упомянуть и те замечательные
достижения, которые наблюдаются в сфере построения гражданского общества, –
продолжает он. – Особенно положительные эмоции оказала на меня поездка в
Ида-Вирумаа, где мне удалось пообщаться с представителями многих групп
нацменьшинств и воочию увидеть, каким образом происходит мультикультурная
интеграция, подлинная борьба с дискриминацией без нее невозможна: одного
политического усилия недостаточно, если его не поддерживает инициатива
внеправительственных гражданских объединений».
Мост вместо барьера
Разговор о присущих Эстонии негативных явлениях Д. Диен
начал с упоминания проблемы лиц, до сих пор не имеющих гражданства какого-либо
государства: несмотря на сокращение их числа, ситуация все еще далека от
окончательного разрешения. «В связи с этим я предлагаю соответствующим органам
власти задуматься над тем, не нуждается ли политика предоставления гражданства в
пересмотре?» – задается вопросом спецдокладчик ООН, отмечая, что в ходе встреч с
представителями нацменьшинств ему доводилось сталкиваться с точкой зрения тех,
кто считает наличие языкового экзамена для ходатайствующих о паспорте ЭР
дискриминационной мерой.
В целом же именно сфера языковой политики вызвала у Д.
Диена больше всего негативных эмоций. Особенно досталось непопулярной, мягко
говоря, у значительной части русскоязычного населения нашей страны Языковой
инспекции: зарубежный гость признал, что большинство встречавшихся с ним
называло ее деятельность дискриминационной. Подчеркивая, что требование к знанию
государственного языка в любой стране является абсолютно нормальным,
спецдокладчик ООН предложил взглянуть в глаза реальной действительности и
обратить более пристальное внимание на второй по распространенности язык в
государстве. «Статус русского языка должен соответствовать численности
русскоязычного меньшинства в демократическом обществе, – считает он. – Русский
язык мог бы стать вторым государственным языком в Эстонии: язык должен быть не
барьером, а мостом, объединяющим общины, и если в Эстонии живет около тридцати
процентов русских, то разумно их не игнорировать».
Неудивительно, что столь радикальное предложение вызвало
среди ряда сотрудников эстонских СМИ удивление, граничащее с опасением, не
окажутся ли в случае реализации предложения Диена в роли дискриминируемых сами
эстонцы. На соответствующий вопрос Д. Диен ответил, что повода для подобных
опасений, с его точки зрения, нет. «Можно понять Эстонию, прошедшую сложный
исторический путь и оккупацию, равно как и ее стремление ревностно сохранять
свое национальное и языковое своеобразие, – комментирует спецдокладчик ООН. – Но
одновременно Эстонии было бы полезно отказаться от слишком оборонительной
позиции и заняться поиском путей построения динамически развивающегося
мультикультурного общества, а общество должно быть обществом множества языков».
При этом Д. Диен добавил, что мультилингвальная модель не может быть навязана ни
одному обществу извне и вопрос о статусе используемых в государстве языков может
и должен быть разрешен исключительно общенародным демократическим путем.
Д. Диен отмечает, что результаты его визита в Балтийские
страны будут окончательно представлены в рапорте не позднее конца ноября –
начала декабря текущего года. «В него войдут и пожелания по адресу Эстонии», –
уточняет он, добавляя, что сделанные им на месте выводы являются
предварительными и могут быть изменены в окончательном варианте рапорта.
«Спецдокладчик ООН – не гость из космоса или с небес,
который спускается на землю и предлагает универсальный рецепт разрешения всех
проблем, – предупреждает Д. Диен. – Его задача и задача составляемого им рапорта
– помочь государствам найти верный путь решения стоящих перед ними проблем,
основываясь при этом на нормах и актах международного права».
Россия собирается экстрадировать вынужденного переселенца
05.10.2007,
http://www.chrono-tm.org
Колесник Ирине Батдановне выехавшей в конце 2005 года из
Туркменистана в Россию, в качестве вынужденного переселенца грозит экстрадиция
обратно в Туркменистан
14 мая 2007 г. И. Колесник проживавшая с семьей в
Тульской области России была задержана сотрудниками ОВД г. Донского. Задержание
было проведено по запросу Генеральной прокуратуры Туркменистана, которая
обвиняют ее в пособничестве хищению чужого имущества, присвоению средств в особо
крупном размере и их растрате, а также в подделке документов (ст.33 п.5, ст.229
ч.4 п. "а", ст.218 ч.ч.1,2,3 УК Туркменистана).
18 мая 2007 Донской городской суд Тульской области
отказал зам. прокурора г. Донского в удовлетворении ходатайства об избрании
Ирине Колесник меры пресечения в виде заключения под стражу и освободил ее в
зале суда. Однако прокуратура обжаловала это судебное постановление. В настоящее
время И. Колесник находится в 6-м следственном изоляторе Москвы.
Все обращения родственников И.Колесник (ее муж и две
дочери имеют российское гражданство) в Общественную палату РФ и в Генеральную
Прокуратуру РФ, никакого результата не дали, отовсюду они получали формальные
отписки.
Мы более чем уверены, что уголовное дело со стороны
туркменских следователей было возбуждено без достаточных на то оснований. Об
этом говорит и тот факт, что Колесник И.Б. с членами семьи свободно и легально
выехала из Туркменистана 10 декабря 2005 года. Причем перед выездом она получила
в МВД Туркменистана справку об отсутствии судимости (она необходима при
обращении за получением гражданства РФ).
Кроме того, нам хорошо известно, что большинство
судебных приговоров в Туркменистане основывается не на доказательной базе, а на
чистосердечном признании обвиняемыми своей вины. Эти "чистосердечные признания"
выбиваются путем применения жесточайших пыток, в том числе и в отношении
женщин.
Как наиболее известный пример, можно привести случай с
Огулсапар Мурадовой. В сентябре 2006 года эта 58-летняя женщина погибла в
следственном изоляторе Министерства Национальной Безопасности Туркменистана
вследствие применявшихся к ней мер физического воздействия.
Именно из-за распространенной практики применения пыток
в отношении к подозреваемым со стороны правоохранительных структур, многие
страны не выдают туркменским властям граждан Туркменистана, ищущих убежища за
пределами родины.
В частности, в апреле текущего года суд г. Варны
(Болгария) рассматривал запрос властей Туркменистана об экстрадиции Аннадурды
Хаджиева на родину, где против него было возбуждено уголовное дело. Суд отказал
в экстрадиции А.Хаджиева и освободил его из-под стражи.
Туркменские власти до сих пор препятствуют допуску в
пенитенциарные учреждения страны представителей международного Красного Креста.
А судя по опубликованным в начале этой неделе спискам помилованных, ситуация в
тюрьмах и колониях страны ужасающая.
Судите сами. В числе примерно 9 тысяч помилованных
указаны фамилии более 1370-ти женщин. Это притом, что в стране имеется только
одна женская колония (DZK-8) в городе Дашогуз. Ее вместимость – 700 человек.
Т.е. только количество освобожденных женщин в два раза превышает вместимость
колонии! А сколько в ней находится тех, кого не помиловали? Опуская прочие
условия содержания заключенных женщин, можно попытаться представить каково им
приходится в регионе, где температура воздуха +45 С - вполне обычное явление. И
длительное нахождение в переполненном помещении в таком климате само по себе
пытка, длящаяся иногда помногу лет.
Как отмечалось выше, И.Колесник свободно и на законных
основаниях выехала из Туркменистана и въехала в Россию. Она с семьей приехала на
историческую родину, в надежде на лучшую жизнь. Ситуация в Туркменистане такова,
что большинство представителей национальных меньшинств вынуждены покинуть страну
и уезжать "куда глаза глядят".
Ирина обратилась в соответствующие органы Российской
Федерации за получением гражданства, но в связи с поступившим запросом
туркменской прокуратуры, процесс рассмотрения вопроса предоставления гражданства
был приостановлен.
Мы очень надеемся, что российские власти, в лице
Генерального прокурора господина Ю. Я. Чайки остановят процесс экстрадиции, и не
допустят, чтобы И.Колесник попала в страну, где применяются пытки, как к
подозреваемым, так и к заключенным. Ведь статус вынужденного переселенца Ирине
был предоставлен российским посольством в Ашхабаде, значит, Россия взяла на себя
ответственность по ее защите.
Предложения по натурализации похожи на шутку
Ни рекомендации комиссий
Европарламента, ни инспекторов ООН не могут убедить латвийские власти, что так
называемая «натурализация» людей, родившихся или проживших на территории Латвии
большую часть своей жизни, вещь позорная и недостойная для демократического
правового государства.
4.10.2007,
http://rus.delfi.lv/news
Директор Управления
натурализации (УН) Эйжения Алдермане считает смешной идею депутатов от
объединения ТБ/ДННЛ о ликвидации всех региональных экзаменационных комиссий по
натурализации.
"Это больше похоже на шутку. Если бы отделения
были закрыты, мы не могли бы выполнить требование закона о том, что в течение
года претенденту нужно либо предоставить гражданство, либо дать мотивированный
отказ", — заявила Алдермане в интервью Radio Baltkom.
"Возможно ли представить себе, что человек преклонного
возраста из отдаленной волости поедет в Ригу, чтобы сдавать экзамен?", —
недоумевает Алдермане. По словам главы УН, "тэвземцы", вероятно, выдвинули свое
предложение "просто так".
Как уже писал портал Delfi, политики от ТБ/ДННЛ уверены,
что государству сегодня следует заботиться об укреплении позиций латышского
языка, а не ускорении темпов натурализации.
В частности, Юрис Добелис возмущен фактом, что в УН
работает 144, а в Центре госязыка — только 27 сотрудников. "То есть, для Латвии
сейчас важнее "испечь" побольше новограждан, а не поддержать государственный
язык", — заявил депутат. В свою очередь, Дзинтарс Расначс предложил министру
юстиции Гайдису Берзиньшу отреагировать на саботаж его политики резким снижением
числа работников УН и увеличением штата Центра госязыка.
"Экзаменационные комиссии по натурализации в регионах
вообще можно ликвидировать. Хватает одной комиссии в Риге", — сказал
Расначс.
|