Абхазия, Грузия, Россия и НАТО
14 июня 2007 г.
Стамбул, Турция
Вячеслав Чирикба Доклад
на конференции «Влияние возможного вступления Грузии в НАТО на процесс
мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта»
Мы живем не только в эпоху глобализации, но и в период
все еще незавершенного процесса передела постсоветского мира и стратегической
перегруппировки участников старых политических альянсов. Нынешний период
характеризуется энергичными усилиями Запада, прежде всего США, освоить это новое
для себя геополитическое пространство в лице более десятка республик бывшего
СССР, тогда как Россия, которая прежде это пространство единолично
контролировала, пытается, с переменным успехом, и, сохраняя партнерские
отношения с Западом, воспротивиться втягиванию ряда ключевых стран бывшего СССР,
таких как Украина и Грузия, в военно-политический альянс НАТО, рассматриваемый
как один из инструментов глобальной политики США. Россия опасается создания по
периметру своих границ своеобразного санитарного кордона из недружественных или
малодружественных и ориентированных преимущественно на США государств, политика
которых нарушала бы сложившийся военно-политический баланс и создавала бы
существенные вызовы, в том числе и военные, с точки зрения российской
безопасности.
По всему видно, что возросшая в последнее время
финансовая и военная мощь России положила конец еще недавно казавшейся
неизбежной «вестернизации» всего нероссийского постсоветского пространства. Ныне
ситуация здесь принимает новые очертания в связи с процессами в Средней Азии и с
наметившимся сближением среднеазиатских стран с Россией, Китаем и Ираном.
Неоднозначными оказались и результаты «оранжевой» революции на Украине.
Из постсоветских стран ныне только Грузия непоколебимо
идет в фарватере интеграции в североатлантический альянс. И ввиду резко
негативной реакции на этот процесс со стороны России, эта страна, по всей
видимости, в близкой перспективе может выдвинуться на передний край
российско-американских противоречий, что особенно вероятно в случае прихода к
власти в США демократов.
Какие же последствия может иметь вхождение Грузии в
североатлантический альянс с точки зрения неразрешенного грузино-абхазского
конфликта и интересов главных его игроков, Грузии, Абхазии и России?
Начну с Грузии. Здесь просматриваются следующие три
наиболее важные причины стремления стать членом североатлантической организации.
Во-первых, прежде всего, кажется несомненным, что Грузия рассматривает НАТО в
качестве ключевого инструмента, с помощью которого она смогла бы вернуть под
свой полный контроль отколовшиеся от нее республики Абхазии и Южной Осетии, о
чем свидетельствуют неоднократные заявления высших руководителей Грузии.
Поскольку мирными убеждениями Абхазию в Грузию не заманить, ясно, что упор
предполагается сделать именно на военном решении проблемы Абхазии, используя
ресурсы НАТО. Второй, побочной целью, тесно связанной с первой, является
стремление Грузии окончательно избавиться от политического и военного влияния
России. И, в-третьих, что также немаловажно для такой хронически бедной страны
как Грузия, расчет делается и на то, что членство в НАТО может принести ей
значительные материально-финансовые дивиденды.
По данным социологического опроса проведенного недавно в
Грузии (см. «Обзор Грузинского Общественного Мнения», февраль 8-16, 2007,
помещен на сайте http://www.iri.org/eurasia/eurasia.asp, сообщение А.
Гегешидзе), 81% населения этой страны выступает за вхождение Грузии в НАТО, что
является самым высоким показателем среди стран-аспирантов. Среди ожиданий
связываемых с этим вхождением на первом месте стоит укрепление безопасности
страны (57% опрошенных), затем следуют восстановление территориальной
целостности (42%), повышение социального благополучия (22%) и, на последнем
месте, укрепление демократии (16%). Цифры эти, конечно, весьма красноречивы.
По всему видно, что Грузия прочно и надолго выбрала для
себя место именно в геополитическом пространстве Pax Americana. Символическим
выражением этой ориентации на глобальную супердержаву является, в частности тот
факт, что Грузия – единственная страна в мире, где проспект в столице назван
именем ныне действующего американского президента, Джорджа Буша младшего,
отношение к которому в других частях света, включая Западную Европу, как мы
знаем, намного менее однозначно. Любовь эта взаимна: так, еще недавно Грузия
была третьим после Израиля и Египта реципиентом американской помощи на душу
населения. На фоне катастрофических провалов в Ираке, неудач в Афганистане и
недавно на Украине, Грузия рассматривается администрацией Буша как единственная
удачная модель демократизации с американской помощью.
Насколько же обоснованны чаяния Грузии на помощь НАТО в
восстановлении ее контроля над отколовшимися в результате боевых действий двумя
республиками, сформулированного как «восстановление территориальной
целостности»? Прежде всего, следует вспомнить, что в свете международного права
сецессия, отделение, или распад государства – это внутреннее дело самого этого
государства. НАТО же, как военно-политическая организация обязана будет прийти
на помощь Грузии как своему сочлену лишь в случае внешней для нее угрозы. Ведь,
например, нахождение в НАТО Великобритании или Канады никоим образом не влияет
на происходящие в этих странах внутренние политические процессы, имея в виду,
прежде всего теоретически возможную сецессию, соответственно, Шотландии или
Квебека. Точно так же, членство в НАТО не может помешать теоретически возможному
распаду Бельгии на два государства вдоль этнических границ Валлонии и Фландрии.
Поэтому к заветной мечте Грузии на военную помощь НАТО для восстановления своей
«территориальной целостности», т.е. для насильственного возвращения Абхазии и
Южной Осетии в политическое пространство и под контроль Грузии следует отнестись
с достаточной долей скепсиса.
В условиях отсутствия внешней военной угрозы Грузии со
стороны других стран, члены НАТО смогут лишь способствовать переговорному
процессу, но на разрешение военным путем грузино-абхазского конфликта в пользу
Грузии они вряд ли пойдут. Важный фактор, который также делает сомнительной
возможность военной операции НАТО на стороне Грузии в Абхазии – это наличие у
Абхазии хотя и небольшой, но боеспособной и высокомотивированной армии. Кроме
того, такая военная акция неминуемо втянет в конфликт союзные абхазам народы
Северного Кавказа. Поэтому, опять же, наивно ожидать, чтобы НАТО провело в
Абхазии какие-то военные операции, с угрозой возникновения долговременного
конфликта и вовлечения в него большой части Северного Кавказа.
И, наконец, совершенно невероятной, на мой взгляд,
делает военную кампанию НАТО в Абхазии также российский фактор. Как хорошо
известно, большинство населения Абхазии являются гражданами России. Военные
операции НАТО вместе с Грузией против Абхазии поставят Россию перед
необходимостью напрямую вмешаться в этот конфликт, введя в Абхазию свои
вооруженные силы. Учитывая почти апокалипсический характер возможных последствий
для мировой безопасности такого развития событий, вряд ли можно предположить,
чтобы страны НАТО пошли бы на открытую военную конфронтацию с Россией ради
территориальных амбиций Грузии. Такой сценарий полностью исключен.
В итоге, следует признать, что надежды Грузии на скорое
военное решение проблемы Абхазии в выгодном для нее ключе, которые она возлагает
на свое членство в НАТО, вряд ли обоснованны. Само по себе членство Грузии в
НАТО неспособно автоматически разрешить грузино-абхазский конфликт, так же как
членство Великобритании в НАТО не разрешает, например, конфликта в Северной
Ирландии. С другой стороны, представляется несомненным, что вхождение Грузии в
НАТО значительно отдалит и уменьшит перспективы международного признания
Абхазии.
Если в отношении Грузии с точки зрения ее вхождения в
НАТО можно говорить о надеждах или ожиданиях, то в отношении Абхазии речь может
идти в этом случае скорее об угрозах и опасениях. Если говорить, в общем, о
восприятии НАТО в Абхазии, то вне грузинского контекста отношение к этой
организации здесь скорее нейтральное. Совсем иное дело – ставшая более близкой
перспектива вхождения Грузии в НАТО, что однозначно расценивается здесь как
существенная угроза. Грузия, стремящаяся любым путем вернуть себе контроль над
Абхазией, рассматривается последней в случае принятия ее в НАТО как намного
более опасный противник. Членство Грузии в НАТО, таким образом, напрямую
затрагивает вопросы безопасности Абхазии. Среди конкретных факторов, которые
могут рассматриваться в Абхазии в качестве угроз в случае возможного вхождения
Грузии в НАТО можно выделить следующие три:
(1) НАТО существенно увеличит военные возможности
Грузии, что может подтолкнуть последнюю к использованию военно-политической мощи
и военных ресурсов этой организации для того, чтобы прибегнуть к насильственной
реинтеграции Абхазии военным путем.
(2) Как я отметил выше, вхождение Грузии в НАТО до
политического урегулирования грузино-абхазского конфликта, вне всякого сомнения,
существенно усложнит или отложит на неопределенно долгую перспективу шансы на
международное признание Абхазии, что является основной внешнеполитической целью
Абхазии.
(3) И, наконец, вхождение Грузии в НАТО будет
способствовать окончательному вытеснению России из Южного Кавказа, что, ввиду
отсутствия в этом регионе других дружественных Абхазии стран, значительно
ослабит военно-политические и экономические позиции Абхазии.
Наиболее уязвимыми для Абхазии с военной точки зрения
являются районы верховьев реки Кодор, а также Гальский район. В свое время
Абхазия совершила серьезный стратегический промах, не заняв территории верхней
части Кодорского ущелья вскоре после своей победы в 1993 г. и не обеспечив
размещения там либо своих сил, либо постов миротворцев СНГ и военных
наблюдателей ООН. Сейчас, в свете недавних военно-политических акций Грузии в
верховьях Кодора, приходится считаться с вполне предсказуемыми результатами
такой ситуации. В Гальском районе, где Абхазия в одностороннем порядке, вопреки
политике ООН и Грузии, и вопреки интересам собственной безопасности, провела
нисколько не оцененную международным сообществом широкомасштабную репатриацию
мегрельских беженцев, существует реальная опасность использования Грузией этого
населения в случае новой войны против Абхазии. В целом, не исключены попытки
отсечь от Абхазии в первую очередь эти два стратегически важных региона.
Вхождение Грузии в НАТО сделает эти планы намного более реальными.
С учетом всех этих обстоятельств Абхазия настаивает на
урегулировании грузино-абхазского конфликта до вхождения Грузии в НАТО.
Абхазские политики (например, в интервью со мной министр Иностранных Дел Абхазии
Сергей Шамба) подчеркивают, что хотя Грузия и является суверенным государством,
имеющим право самостоятельно решать вопросы своего участия или неучастия в
военно-политических блоках и хотя, с другой стороны, Абхазия рассматривает себя
как независимое от Грузии государство, эти две страны все еще связаны
неразрешенным конфликтом. Поэтому для Абхазии совершенно небезразлично
существенное увеличение военной мощи Грузии в случае ее вхождения в НАТО. Ведь
даже если Грузия и не ставит перед собой непосредственных задач по военному
решению проблемы своих взаимоотношений с Абхазией, всегда возможны провокации,
которые могут вызвать эскалацию обстановки и привести к военному конфликту.
Весьма негативно оценивается возможное членство Грузии в
НАТО и в России. Позицию России можно попытаться сформулировать следующим
образом. Во-первых, у России могут иметься опасения, что членство Грузии в НАТО
укрепит создаваемый, по мнению некоторых российских аналитиков, Западом вокруг
России упомянутый выше санитарный кордон, что не может серьезно не тревожить
российскую военную и политическую элиту. Ведь вслед за Грузией в НАТО может
последовать Азербайджан, а затем и единственный сателлит России на Южном
Кавказе, Армения. В результате этого процесса Россия может быть окончательно
вытеснена из региона Южного Кавказа, который она считает зоной своих жизненных
интересов, поскольку он впрямую примыкает к так называемому «мягкому подбрюшью»
юга России.
Во-вторых, членство Грузии в НАТО может подтолкнуть
Грузию к попытке силового решения проблемы Абхазии и Южной Осетии, что может
привести Россию к опасной конфронтации с НАТО, так как большинство жителей обеих
непризнанных республик являются российскими гражданами. В целом, Россия не может
игнорировать тяготения к ней Абхазии и Южной Осетии, поскольку неучет этого
фактора чреват для России серьезными имиджевыми потерями, учитывая, в частности,
наличие в ней упорно не замечаемого западными аналитиками, но вполне реального
северокавказского про-абхазского и про-осетинского лобби, так как Абхазия
является неотъемлемой и важной частью абхазо-адыго-черкесского этнического мира.
Южная же Осетия является частью алано-осетинской нации, наиболее лояльной по
отношению к России на Северном Кавказе.
Наконец, проникновение НАТО в Грузию и в Абхазию может
послужить существенным фактором способствующем эрозии российской власти на
Северном Кавказе. Ведь между Россией и Грузией имеется весьма протяженная общая
граница, в том числе проходящая вблизи неспокойных районов Чечни и Дагестана.
Затронутыми этой эрозией будут, несомненно, также и адыгско-черкесский и
карачаево-балкарский этнические миры.
Возвращаясь к Абхазии, вообще, невероятно представить,
чтобы Россия безучастно взирала на присутствие войск или военных баз НАТО на
абхазо-российской границе по реке Псоу, в нескольких километрах от главного
российского черноморского курорта Сочи и летней резиденции Президента России.
Все это в совокупности, как я полагаю, обусловливает резко негативную оценку
Россией перспектив вхождения Грузии в НАТО и может подвигнуть ее на достаточно
радикальные шаги для противодействия нежелательному для нее развитию
событий.
Тесно связанной с обсуждаемой проблематикой является,
несомненно, и проблема Косова, также являющаяся ныне камнем преткновения между
Россией и Западом. Несмотря на резко негативное отношение России к
одностороннему, без согласия Сербии, признанию независимости Косова, вряд ли у
России, как и в случае с членством Грузии в НАТО, имеется достаточно аргументов
или рычагов, чтобы противодействовать такому развитию событий. Вопрос
независимости Косова для Запада уже практически решен, и вовсе не в том ключе,
на который хотела бы рассчитывать Россия. Даже в случае угрозы применения
Россией права вето при голосовании по вопросу независимости Косова в Совете
Безопасности ООН, весьма вероятно одностороннее признание независимости этой
бывшей сербской провинции отдельными государствами в обход Совбеза ООН, так, как
это было сделано в свое время с Хорватией и Словенией. Об этом, кстати, совсем
недавно заявил Джордж Буш во время своего визита в Албанию.
Поддержка Россией Сербии в данном вопросе имеет для
России важное имиджевое значение, хотя, в принципе, как кажется, большинство
сербов смирилось с потерей Косова и мечтают войти в Евросоюз и в НАТО. Поэтому
противодействие Россией благословению ООН на отделение Косова, возможно,
основывается на чисто тактических соображениях, связанных, в частности, с ее
интересами на Кавказе.
Ситуация в Абхазии во многом напоминает косовскую. Одним
из важных отличий является то, что косовары никогда не имели в Косово своего
государства, тогда как государственность абхазов насчитывает более тысячелетия.
Те, кто говорят на Западе об уникальности косовского случая, явно лукавят: он,
несомненно, станет юридическим прецедентом, о чем уже на самом высоком уровне
заявила Россия. В целом, отделение Косова от Сербии может рассматриваться как
заключительный аккорд распада бывшей Союзной Республики Югославия, тогда как
отделение от Грузии Абхазии – это последний акт распада Советской империи,
которая была гарантом территориальной целостности слепленной большевиками из
разных народов и территорий Грузинской ССР.
Как мне представляется, у России, как и в случае с
Косово, несмотря на всю ее возросшую экономическую и политическую мощь, весьма
ограниченный ресурс для того, чтобы радикально изменить в свою пользу ситуацию
на Южном Кавказе. Понимание того, что в военно-политическом плане Грузия для
России потеряна и потеряна надолго, проникает, хотя и медленно, в сознание
российской политической элиты. Но совсем другое дело – Абхазия. В отличие от
многих западных политиков и экспертов, в России отлично понимают, что Абхазия ни
на каких условиях в Грузию больше не войдет, даже если этого очень захочет сама
Россия. Именно это обстоятельство, а также тот факт, что Абхазия является
дружественной по отношению к России страной, обусловливает самостоятельную
геостратегическую ценность Абхазии для России.
Другой вопрос, готов ли Запад принять в членство в НАТО
страну с неразрешенными и практически неразрешимыми территориально-политическими
проблемами? Ведь оппозиция такому развитию событий имелась и во Франции, и в
Нидерландах, и в Германии. Однако из недавних заявлений натовских чиновников
следует, что наличие в Грузии неразрешенных территориально-политических
конфликтов уже не рассматривается руководством альянса как препятствие для
членства Грузии в НАТО, что является существенным отклонением от первоначальной
позиции этой организации не принимать в свой состав страны, имеющие
территориальные проблемы. В обоснование нового подхода ссылаются иногда на
проблему разделенного Кипра, что не помешало вхождению его греческой части в
состав Европейского Союза.
Скорее всего, вопрос сейчас стоит в такой плоскости:
удастся ли Америке убедить своих западноевропейских партнеров принять Грузию в
НАТО, несмотря на то, что эта страна не контролирует и без внешней военной
помощи не в состоянии контролировать значительную часть территории, на которую
она претендует – на Республику Абхазию и Республику Южная Осетия, со всеми
возможными последствиями дестабилизации, эскалации конфликта и конфронтации с
Россией. Если США этого не удастся, а мы еще не знаем, какая политика в этом
вопросе будет у новой американской администрации, то Грузия в НАТО в скором
времени не войдет, а ситуация с грузино-абхазским конфликтом вновь будет
заморожена на неопределенно долгое время.
Грузия могла бы, конечно, попытаться успешной военной
операцией вернуть под свой контроль и Абхазию, и Южную Осетию до ее принятия в
НАТО, но такой сценарий не вполне вероятен ввиду оппозиции военному решению
проблем Абхазии и Южной Осетии со стороны западных друзей Грузии, а также ввиду
неизбежного энергичного противодействия этому со стороны России и, не в
последнюю очередь, ввиду реальной боеспособности югоосетинских и особенно
абхазских вооруженных сил.
Третьим возможным сценарием будет такой, при котором
России удастся упредить процесс принятия Грузии в НАТО вместе с Абхазией и Южной
Осетией и, смирившись с потерей Грузии, признать независимость Абхазии и Южной
Осетии, удерживая их в орбите своего влияния и таким образом надолго сохранив,
хотя бы в усеченном виде, свое политическое и военное присутствие на Южном
Кавказе.
Действительно, если выяснится, что вхождение Грузии в
НАТО неминуемо, то единственным упреждающим шагом для России стало бы признание
Абхазии, для того, чтобы не допустить использования ее территории, в
непосредственной близости от ее границ, для размещения на ней войск НАТО. Для
реализации этого проекта на случай необходимости его применения у России имеется
в активе важнейший фактор Косова, о чем Россия уже заявляла и устами своего
президента, и влиятельного бывшего министра обороны. Вхождение Грузии в НАТО
может послужить той последней чертой, которая подвигнет Россию на создание
своего собственного санитарного кордона вокруг натовской Грузии в лице Абхазии
и, возможно, Южной Осетии. Одностороннее признание Западом независимости Косова,
в обход Совета Безопасности ООН, если оно произойдет, даст России легальный
инструмент для признания Абхазии и Южной Осетии. Если же Россия не осуществит
признания Абхазии до вхождения Грузии в НАТО, то она будет, без всякого
сомнения, полностью вытеснена из стратегически чрезвычайно важного для нее
региона Южного Кавказа.
И все же конфронтационное развитие событий вокруг
вхождения Грузии в НАТО невыгодно ни России, ни Западу. Поэтому, скорее всего им
придется приступить к интенсивным переговорам, для того чтобы разрулить ситуацию
в минимально конфронтационном ключе. Такой сценарий включал бы согласие Запада
на признание Россией Абхазии, параллельное признанию Западом Косова, а также
обязательство со стороны России не включать Абхазию в свой состав. В таком
случае Абхазия стала бы действительно нейтральной буферной страной между
натовской Грузией и Россией.
Да и для США, важнейшей страны североатлантического
альянса, выбравшей Грузию в качестве своей основной военно-политической базы на
Кавказе, такой раздел сфер влияния является достаточно безболезненным – ведь
Абхазия США абсолютно не нужна, и это-то может и явиться предметом «торга» между
США и Россией. Единственным препятствием для такого урегулирования является
Грузия, которая поставила возвращение утраченных территорий в качестве
краеугольного камня своей политики. Сейчас трудно сказать, пойдут ли на такой
торг с Россией США, и смогут ли они преодолеть сопротивление Грузии для
реализации такого геополитического урегулирования.
История, как мы знаем, часто имеет тенденцию
повторяться, и сходные проблемы в отношениях между Абхазией и Грузией возникли в
начале 20 века после крушения Российской империи. Сейчас мало кто знает, что в
1918 году почти аналогичный проект насчет Абхазии разрабатывал видный британский
политик и дипломат лорд Керзон, который видел Абхазию в качестве независимой и
нейтральной буферной страны между Россией, Грузией и Турцией. Учитывая нынешний
расклад сил, следует признать, что именно такой сценарий отвечал бы созданию
стабильного мира в западной части Южного Кавказа. Альтернатива этому –
замороженные конфликты и отсутствие перспектив устойчивого развития для всего
региона, от чего не выигрывают ни великие державы, ни сами народы Южного
Кавказа, ставшие заложниками сложившейся вокруг них, или, скорее, созданной ими
самими ситуации.
|