Песни славян
В Николаеве завершился
международный театральный фестиваль Homo Ludens. Победителем фестиваля стал
спектакль «Лесная песня» Николаевского художественного театра.
02.11.2007,http://www.ng.ru/culture
Ольга Галахова
Разговор о русских
театрах на постсоветском пространстве невозможен вне политического контекста.
Не секрет, что с распадом СССР была повержена
оптимистичная идеология счастливой «семьи народов» во главе с великодушным
большим русским братом. Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ окончательно стал
символом уходящей натуры империи Советов. Эти театры в 90-е в одних бывших
советских республиках пали жертвами националистической политики, в других
оказались в социальной изоляции в силу поспешной миграции русскоязычного
населения. Еще недавно культурные очаги с традициями стали стремительно терять
не только художественный уровень, но и сверхзадачу своего существования. Прежнее
привилегированное положение сменилось извинительным существованием. Возникли
проблемы во всех звеньях театрального организма: репертуаре, формировании
труппы, режиссуре, театральном образовании. Ельцинская Россия бросила русские
театры на произвол. Путинская – благодаря инициативе СТД РФ (ВТО) вспомнила о
них. При активном участии в этом председателя СТД Александра Калягина и при
содействии президента был организован Центр по поддержке русских театров за
рубежом, который сегодня осуществляет посильную помощь, организуя гастроли
театров в Москву, присылая специалистов по тем или иным театральным профессиям
на места, проводя семинары и лаборатории для театральных работников
постсоветского пространства.
Международный фестиваль Homo Ludens в городе Николаеве в
Украине проходит во второй раз и приглашает к себе русскоговорящие театры как
Украины, так и ближнего зарубежья – России, Молдовы, Приднестровья. Инициатор
фестиваля – идейный организатор и вдохновитель – Николаевский художественный
русский драматический театр во главе с худруком и директором Николаем Кравченко,
который в своей стратегии исходит из того, что театральное пространство шире
новых установленных границ на территории экс-СССР. Хотя некоторым театрам из-за
таможенных кордонов было совсем не просто вызволить театральный груз и добраться
до Николаева вовремя. Этот молодой фестиваль, который проходит при полной
финансовой поддержке Николаевского городского совета, не рвет связей с Россией,
активно сотрудничает с Центром поддержки. Театр играет только на русском.
Несмотря на то что Украина стремительно украинизируется
– из 15 телевизионных каналов, которые принимались в гостинице, только два шли
на русском, – страна все равно остается двуязычной, причем органично двуязычной.
Если у граждан берутся интервью, то для телеканалов нет проблемы в том, чтобы
транслировать прямую речь без перевода на украинский или русский. К сожалению,
сравнение телевидения Украины и России, если говорить об официальных каналах,
окажется также не в пользу наших. Предприниматель и драматург Александр Мардань,
живущий и работающий в Одессе, объясняет это, в частности, тем, что Украине в ее
исторической ретроспективе никогда не были свойственны имперские амбиции в
отличие от ее более амбициозных соседей – Польши, России. Жовто-блакитное
телевидение спокойней в комментариях относительно российской политики. Увы, но в
таком сравнительном контексте зреет подозрение, что наше телевидение по поводу
Украины добирает то, что проиграла наша дипломатия. Спортсмены бы сказали:
разбираемся после матча в раздевалке.
С вами любезно общаются на русском и на паспортном
контроле, и на таможне, и в магазине, и в ресторане. А николаевский зритель
столь гостеприимен, что такого надо поискать. После каждого спектакля публика
встает и аплодирует, и мало кто покидает зал прежде, чем дадут занавес и актеры
уйдут со сцены.
Первые шаги николаевского фестиваля направлены на то,
чтобы зрителя вернуть в свой собственный театр, поэтому сейчас, приглашая тот
или иной коллектив, Николай Кравченко отдает предпочтение тем, что уже имели
успех у публики. Есть и другой резон в афишной политике. В Украине, как и в
России, разрушена гастрольная практика, поэтому фестивали становятся одной из
немногих форм, заменяющих отсутствие гастролей. Приезжают театры ближнего
географического круга: из Волгограда, Таганрога, Кишинева, Тирасполя, Херсона.
Конечно, «Человеку играющему» еще предстоит выработать
свою фестивальную идеологию, которая, вероятно, пойдет по пути географическому,
поскольку уже сейчас присутствует весьма существенное уточнение – фестиваль
международного черноморского клуба. Идея объединить Черноморьем театральную
культуру стран, туда входящих, наиболее близка организаторам. Пока же фестиваль
собирает камни, делая Николаев местом встреч русских театров.
В этот раз на фестивале работало жюри, в которое входили
представители Украины, России, Молдовы, Болгарии. На заключительном вечере по
итогам просмотренных спектаклей было оглашено решение. В номинации «Лучший
спектакль» победила постановка «Лесной песни» Леси Украинки, режиссер Николай
Кравченко (Николаевский художественный русский драматический театр); в номинации
«Лучшая мужская роль» – актер Бондаренко за роль графа Палена в спектакле
«Царство зверя? Павел I» по Дмитрию Мережковскому (Таганрогский драматический
театр им. А.П.Чехова). В номинации «За лучшую женскую роль» поощрения удостоены
две актрисы: Анна Дьяченко за роль Катерины в пьесе «Девочки» Александра Марданя
(Одесский драматический театр) и Вера Марьянчик, сыгравшая роль, обозначенную в
программке как «Она», опять же в пьесе А.Марданя «Лист ожиданий» (Русский
драматический театр им. А.П.Чехова, г. Кишинев, Молдова). В номинации «За лучшую
мужскую роль второго плана» – Анатолий Соколов за роль Дяди Льва в «Лесной
песне». Жюри отменило номинации за хореографию, музыкальное оформление.
Надо отдать должное спектаклю николаевцев, которые
взялись за поэтическую драму украинского литератора Леси Украинки «Лесная
песня», обращенную к далекому праславянству, в котором еще боги и люди
сосуществовали в естественном общении, столь свойственном язычеству. Эта драма
объемом в 90 страниц поэтического текста не частый гость на сценах. Режиссер
Николай Кравченко решил спектакль в жанре волшебной сказки-феерии, в которой,
впрочем, более убедительной оказалась история земная, а не волшебная о Мавке,
дочери леса, проникшейся любовью к человеку, испытавшей драму любви. Эта дикарка
оказывается нежнее человеческого мира, который агрессивен природе, не бережен,
груб, равнодушен к живому. И возлюбленный Лукаш между поэзией и нуждами низкой
жизни выбирает последнее. Николаевцы разыграли печальную сказку, в которой
недочеловек оказывается больше человеком, чем сам человек.
На фото: Сцена из спектакля «Лесная песня» Николаевского
художественного театра.
|