Миграция Демография Гражданство
Дума продлила срок
Получить гражданство РФ в
упрощенном порядке соотечественники из постсоветских государств смогут до 1
января 2009 г.
14.11.2007,,www.regnum.ru/news
Возможность получения гражданства РФ в упрощенном
порядке для соотечественников из постсоветских государств, которые не успели
воспользоваться действующей до 1 января 2008 года льготой, Государственная дума
РФ продлевает до 1 января 2009 г. Как передает корреспондент ИА REGNUM,
соответствующие поправки в закон "О гражданстве РФ" депутаты Госдумы одобрили в
ходе пленарного заседания 14 ноября в первом, во втором и в третьем чтениях.
Законопроектом продлевается до 1 января 2009 г.
упрощенный порядок принятия гражданства заявившим о своем желании его приобрести
иностранным гражданам и лицам без гражданства, имевшим гражданство СССР,
прибывшим в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по
месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившим разрешение
на временное проживание в РФ или вид на жительство.
Отметим, объявленная политика привлечения российских
соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное жительство в Россию
осуществляется через Государственную программу по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом.
377 депутатов поддержали законопроект.
Большая миграция...
С каждым годом количество
трудовых мигрантов неуклонно растет. Кто в страны СНГ, кто в США, кто в Европу.
Но далеко не все наши граждане действительно хотят покинуть Родину, просто здесь
им трудно, а порой и невозможно найти работу и прокормить себя и семью. Однако
такие проблемы возникают не только в Кыргызстане. В последние десятилетия
миграция приобрела мировые масштабы. И большинство мигрантов — нелегалы, так как
до сих пор нет законов, которые бы устраивали обе стороны.
05.11. 2007, http://www.analitika.org
Валентина Ли
Огромный аппарат служащих по всему миру пытается
разрешить эту проблему. В чем причина, каковы плюсы и минусы миграции, изменится
ли ситуация и каковы перспективы у трудовых мигрантов? Аналогичные исследования
идут и в Кыргызстане. Вот ее первичные выводы.
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН РОСТА МИГРАЦИИ:
1. Увеличение различий в ожидаемом качестве жизни.
2. Спрос на не-торгуемые услуги со стороны всё более
состоятельного и многочисленного среднего класса.
3. Значительное снижение транспортных затрат (особенно
низкая стоимость авиаперевозок) и большее удобство поддержания связи.
4. Только быстрые пути создания накоплений и
человеческого капитала.
5. Демографическое снижение в Европе и странах СНГ
(особенно в России), которое в настоящее время приостановлено.
Здесь же сообщается, что миграция следует двухосной
модели: из Восточной Европы в Западную и из стран СНГ с низким уровнем дохода в
Россию, Казахстан и на Украину. Основными движущими факторами ранней миграции
были гражданские столкновения и войны.
Уникум ЦА
По данным Всемирного Банка, миграция в странах
Центральной Азии уникальна, и по всей вероятности, будет расти. На раннем этапе
переходного периода уровень миграции был нестабильным: Ее наибольший рост
пришелся на 1989, 1997-98, 2003 годы. Подобная нестабильность характерна и для
других стран СНГ. Например, наибольший уровень миграции был отмечен в Молдове в
1990-92 гг. (Кстати, многие эксперты отмечают схожесть Молдовы с Кыргызстаном
буквально во всем, вплоть до количества мигрантов, уровня их образования и
оплаты их труда).
Внутренняя миграция (в пределах страны) продолжает
оставаться значительной по масштабам. Внутреннее перемещение по экономическим
соображениям также влечет за собой серьезные последствия. Результатом
сосредоточения прямых иностранных инвестиций и других экономических
возможностей, ведущих к более высокой конгломерации в городах, может стать
приток значительного числа людей из других регионов страны, которые в
определенной степени лишаются населения.
Плюсы процесса
Есть у миграции свои положительные стороны. К примеру,
страны выезда и мигранты могут ослабить напряженность на рынках труда; также
очень важны для страны выезда денежные переводы — мигранты отправляют порядка
36% своих доходов. В Кыргызской Республике денежные переводы как доля платежного
баланса составляют немногим менее 10% ВВП. Как показывают исследования, основной
поток денежных поступлений от мигрантов приходится на сельские районы (8/10), и
только по 1/10 на столицу и другие города.
Также увеличение доли мигрантов, к примеру, на 10% в
численности населения страны выезда приводит к снижению уровня бедности на 2%. А
принимающие страны заполняют пробелы рынка труда и привлекают новые навыки.
Вне закона
Большая часть легальной миграции подкреплена
двусторонними соглашениями, которые интенсивно распространялись в начале 1990-х
годов, во многом в результате распада Советского Союза и Югославии. 75% из
действующих 92 соглашений были подписаны после 1989 года. Россия заключила
наибольшее количество двусторонних соглашений (с девятью из одиннадцати
государств СНГ). На 2-м месте по этому показателю находится Беларусь, которая
заключила соглашения с 6 странами СНГ. Казахстан и Украина заключили по 4
соглашения. Казахстан, являющийся основной принимающей страной в Центральной
Азии, не имеет соглашений с центрально-азиатскими соседями, за исключением
соглашения с Кыргызстаном о трудовой деятельности и социальной защите трудовых
мигрантов, занятых в сельском хозяйстве в приграничных областях.
Пестрая смесь
Внешние факторы привели к тому, что двусторонние
соглашения преобладали над режимами наибольшего благоприятствования в отличие от
торговли. Правда, эти соглашения являются пестрой смесью, так как их структуры в
значительной степени отличаются, а степень координации низка. Также соглашения
не рассматривают в полном масштабе спрос на труд мигрантов, иногда легальные
квоты остаются незаполненными из-за высоких операционных издержек. Система не
является сбалансированной, так как большинство соглашений приходится на
несколько стран. Существующая система не поощряет циклическую миграцию и
способствует неправильному отбору и росту преступности. В результате
вышесказанного, создаются стимулы для нелегальной миграции.
Слабая сторона таких соглашений – неспособность
противодействовать нелегальной миграции. Во-первых, расходы, связанные с
прохождением бюрократических процедур для участия в программах легальной
миграции, зачастую слишком высоки для мигрантов. Значительный спрос на
нелегальных мигрантов в принимающих странах говорит о том, что квоты,
предусмотренные соглашениями, являются недостаточными.
Также нет соглашений, касающихся индивидуальных
предпринимателей. Наконец, большинство соглашений не предусматривают
стимулирование временной или круговой миграции. Так как подача заявок на участие
в программах временной миграции является дорогостоящей для мигрантов, они
остаются за рубежом — даже на нелегальном положении по истечении срока действия
визы.
Рацпредложения
Введение альтернативных режимов миграции рабочей силы
могло бы:
— более эффективно обеспечивать соответствие спроса и
предложения на международную рабочую силу;
— снижать платежи посредникам;
— устанавливать прозрачные правила оплаты и условий
труда, а также порядка увольнения;
— обеспечивать стимулы для того, чтобы мигранты
дополняли, а не заменяли внутреннюю рабочую силу в стране;
— предлагать работодателям способы легального найма тех
работников, которые им нужны;
— обеспечивать стимулы для поощрения возврата домой в
случаях, когда постоянная миграция нежелательна.
Циклическая миграция соответствует пожеланиям многих
мигрантов проводить за границей короткие периоды времени. Подавляющее
большинство кыргызских мигрантов хотели бы временно уехать и скоро вернуться,
немного меньшее количество хотели бы уехать ненадолго без планов возвращения и
лишь малая часть кыргызстанцев хотели бы уехать навсегда.
Money — money
Мигранты из Кыргызстана в большинстве случаев
предпочитают отправлять заработанные денежные средства на родину через
неофициальные каналы (водители, родственники и т.п.). Есть 3 основных фактора,
препятствующие использованию официальных каналов.
Во-первых, отправителям обычно необходимо открывать счет
в коммерческих банках стран отправления, что может быть проблематичным для
некоторых мигрантов. Есть определенные проблемы, связанные с открытием счета в
странах отправления, особенно в России. Немногие мигранты имеют банковские
счета, так как при открытии счета нужно предъявить паспорт и миграционную карту,
которая может быть получена только при наличии разрешения на трудовую
деятельность. Она является обязательным требованием для открытия счета в
российском банке. Поскольку большинство мигрантов являются временными сезонными
работниками и не имеют официальных разрешений на труд, переводы со счета на счет
мало распространены.
Во-вторых, законодательство о валютных операциях в ряде
стран предусматривает ограничения по сумме переводимых денежных средств. В
России иностранные граждане не могут отправлять более $5000 в день. Также
источник всех отправляемых денежных средств должен указываться в поручении на
перевод. Указанное ограничение не распространяется на граждан страны.
Третье препятствие — отсутствие доверия к банкам и в
целом низкий уровень финансовой грамотности трудовых мигрантов. Свидетельством
отсутствия доверия к банковской системе в странах Центральной Азии являются
низкие уровни депозитов. К примеру, в Кыргызстане крайне незначительное число
активных счетов в банке — менее 3% населения Кыргызской Республики и компаний
имеют банковский счет. Уровень финансовой грамотности также сказывается на
денежных переводах.
Есть данные, что российские банки крайне неохотно
оказывают услуги по денежным переводам мигрантам из Кыргызстана и Таджикистана,
в основном по причине незнания ими языка и отсутствия навыков банковских
операций. Представители российских банков говорят, что иногда служащему банка
требуется полчаса для обработки перевода в несколько сотен долларов, что делает
операцию нерентабельной.
Могли бы играть важную роль в обеспечении широкого
охвата услугами почтовые системы, так как почтовой службе традиционно
принадлежит важнейшая роль в оказании целого ряда услуг в странах Центральной
Азии, если бы не существующие проблемы. Основные связаны с существующей
инфраструктурой и расходами на проведение операций. Вследствие этих и других
ограничивающих факторов инфраструктура почтовых систем в регионе стремительно
приходит в упадок. В КР, по расчетам почтовой службы, компьютеризация операции и
системы учета только лишь в основных филиалах и головном офисе будет стоить
около 25 млн. долларов США, что составляет около 1% ВВП.
Спецы и профи…
Российские специалисты отмечают, что если в 1990–2000
гг. в целом уровень образования мигрантов из КР был не ниже средне-специального,
то в последние годы приезжает на заработки всё большее количество молодежи, в
основном, выпускников средних школ. В связи с этим основная масса наших
мигрантов вынуждены устраиваться на низкооплачиваемые рабочие места (например,
дворниками). В связи с этим в ближайшее время планируется решить вопрос об
обучении мигрантов дефицитным специальностям для работы за рубежом.
На настоящий момент существует договор об отправке в
Южную Корею наших мигрантов, открыто 7 центров по изучению корейского языка.
Также ведутся переговоры об отправке легальных мигрантов в Литву. Правда, многие
граждане не согласны работать за рубежом за сумму, предлагаемую принимающей
стороной. К примеру, жители Иссык-Кульской области (1800 чел. мигрантов) и
Таласской областей говорят, что на фасоли и туристах они заработают сумму не
меньше предлагаемой корейской стороной ($1000).
Правда, заместитель председателя Государственного
комитета по миграции и занятости населения Досмир Узбеков выразил надежду, что
по прошествии примерно 10 лет уровень нашей экономики поднимется настолько, что
мигранты будут уезжать не из Кыргызстана на заработки, а наоборот, приезжать из
других стран к нам.
Облегченная миграция
Д. Узбеков также предложил ввести определенные меры для
облегчения миграции и в целях пополнения бюджета страны.
1. Трудовые мигранты должны выезжать организованными
группами, также организованно проходить регистрацию в стране и
трудоустраиваться, что позволит избежать роста преступности и других негативных
последствий нелегальной миграции.
2. Заключить соглашения с представителями банковских
структур принимающих стран о беспрепятственном переводе денежных средств. На
данный момент такие договоренности существуют только с одним из российских
банков, предоставляющим гражданам Кыргызстана услуги по бесплатному переводу
денежных средств. Также этим банком предоставляются клиентам-мигрантам
пластиковые карты (можно иметь несколько карт), которые можно обналичить в
Кыргызской Республике.
3. Перенять опыт Филиппин. В этом государстве 50%
поступлений денежных средств от мигрантов аккумулируется в стране в целях
поднятия экономики. В нашей стране реальное количество безработных, то есть
потенциальных мигрантов, составляет примерно 483 тыс. человек, и полученные от
легальной миграции средства позволили бы существенно поднять уровень экономики,
так как в республику попадает более 30% всех заработанных кыргызстанцами за
рубежом денег.
4. Поднять вопрос по кредитованию граждан, выезжающих за
рубеж, особенно в Южную Корею, так как сумма, затрачиваемая только на сдачу
экзамена по языку, составляет 30 долларов, а все расходы, связанные с выездом –
не менее $1000. Многие граждане именно из-за отсутствия средств вынуждены
выезжать за границу нелегально. Выдача кредитов мигрантам позволит легализовать
отъезд наших граждан на работу за рубеж.
Правительство увеличило квоты для регионов на привлечение трудовых мигрантов
29.10.2007,www.regnum.ru
В 2007 году для осуществления трудовой деятельности в
Россию смогут приехать почти на 10 тысяч трудовых мигрантов больше, чем
планировалось изначально. 24 октября российское правительство утвердило новые
квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в нашу страну. Вместо 308.842
человек трудоустроиться в России смогут 318.752 мигранта, сообщили ИА REGNUM в
пресс-службе правительства.
Квоты на привлечение иностранной рабочей силы
распределены между всеми федеральными округами, при этом больше других в
трудовых мигрантах нуждаются в ЦФО. В нынешнем году квота округа составляет
88.242 приглашений. Москве разрешено привлечь не более 60 тысяч иностранных
граждан, Московской области- 17.670 человек.
Для регионов Северо-Западного округа квота определена на
уровне 23.962 приглашений. Лидером в части привлечения на работу иностранцев
является Санкт-Петербург- 16.400 приглашений, на втором месте Калининградская
область- 2.960. Квота для субъектов Южного Федерального округа составляет 20.077
приглашений. 9 тысяч трудовых мигрантов может пригласить Краснодарский край,
3.215 иностранцев - Ростовская область. Среди регионов Приволжского Федерального
округа лидируют Татарстан с 7 тысячами приглашениями и Башкирия с 5.640
приглашениями. Квота для всего округа составляет 28.706 приглашений. Уральскому
округу разрешено пригласить на работу не более 31.941 человек. Здесь первое
место занимает Свердловская область - 9.970 приглашений, за нею следует
Тюменская область- 7.236 приглашений. Квота на привлечение иностранной рабочей
силы для Сибирского Федерального округа составляет 61.128 приглашений. При этом
больше всего иностранцев смогут пригласить к себе Читинская область (18.846
приглашений) и Красноярский край (10.402 приглашений). Чуть меньше 65 тысяч
мигрантов смогут найти себе работу в субъектах Дальневосточного округа. Здесь
лидерство за Сахалинской областью (19.498 приглашений) и Хабаровским краем
(14.990 приглашений).
Адаптация трудовых мигрантов становится проблемой
Замглавы Вологодчины: Приток
иностранных рабочих может способствовать обострению межнациональных
отношений
30.10.2007,www.regnum.ru
Трудовая миграция может стать одним из факторов,
обостряющих межнациональные отношения на Вологодчине. Об этом в ходе заседания
трехсторонней комиссии сказал заместитель губернатора Вологодской области
Владимир Першиков, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
В области наблюдаются высокие темпы роста численности
иностранной рабочей силы, так, в 2006 году на Вологодчине работало 4226
иностранцев. По сравнению с 1998 годом данный показатель вырос в 4,3 раза. С
2005 года число работодателей, привлекающих иностранцев увеличилось на 40%,
составив на начало 2007 года 259 единиц. Расширяются и сферы занятости
работников, приезжающих из-за пределов страны. В связи с этим специалисты делают
прогнозы по возможному росту националистических и ксенофобских настроений, рост
преступности, связанной с миграцией. Эксперты отмечают, что на Вологодчине в
основном преступления не совершаются самими мигрантами, а направлены против них.
Также может появиться конкуренция с местным населением в отдельных видах
деятельности.
В текущем году на Вологодчину ожидается прибытие
большого количества иностранных рабочих из Турции, Китая, Таджикистана, Украины,
Казахстана, Узбекистана. Рабочая сила привлекается для возведения крупных
строительных объектов в области, а также для работы на предприятиях. Реакция
трудящихся вологжан на привлечение работников из-за пределов области, отмечает
Владимир Першиков, не носит характер открытого протеста, но расценивается как
негативная: "Социологические исследования свидетельствуют, что население области
относится к мигрантам чаще всего безразлично, при этом особо отмечено скорее
отрицательное, чем положительное отношение к представителям Северо-Кавказского
региона и государств Средней Азии".
На Вологодчине не происходит ярко выраженных
национальных конфликтов, подобные проявления находят выражение на бытовой почве.
В Вологде и Череповце молодежные группировки, относящие себя к "скинхедам"
неоднократно были инициаторами драк с выходцами из регионов Кавказа и Вьетнама.
Члены трехсторонней комиссии, после того как была заслушана информация, вынесли
решение о необходимости проведения целенаправленных работ на устранение
возможных негативных последствий. В частности, было поручено подготовить
программы и мероприятия по социальной адаптации трудовых мигрантов.
"В Москве нужно работать легально"
25.09.2007, www.regnum.ru
Миграционная служба РТ и Правительство Москвы
будут содействовать трудоустройству и правовой защите трудовых мигрантов,
работающих на территории Москвы и Московской области. Об этом заявил начальник
отделения отдела трудовой миграции МВД РТ Бой Раджабов. Это станет возможным,
как только будет ратифицирована "Программа о сотрудничестве между Правительством
РТ и Правительством Москвы в области трудового обмена". Пока же эта программа
находится на рассмотрении, Миграционная служба РТ готовит базу для отправки
граждан на заработки в Москву. "Создание этой программы - наш первый шаг
навстречу нашим трудовым мигрантам, работающим на территории Москвы. Нам в этой
связи предстоит выяснить, какое количество вакантных мест готово выделить
Правительство Москвы трудовым мигрантам из Таджикистана, и по каким
специальностям", - отметил Раджабов. По его словам, сегодня в стране действуют
несколько фирм, имеющих лицензию, позволяющую трудоустроить наших граждан на
территории РФ. Однако за текущий год по линии этих фирм выехали на заработки
только 1 500 человек. Эта цифра может быть значительно выше, если работа
начнется на высоком уровне, и потом люди, получающие возможность выехать на
заработки по новой программе, получают 100% защищенность и гарантии
стабильности, - считает он. А стабильность эта заключается в том, что согласно
требованиям новой Программы, миграционная служба РТ будет иметь договоренность с
работодателем, который должен обеспечить каждого мигранта не только работой, но
и стабильной заработной платой, временной регистрацией, медицинской страховкой и
крышей над головой, что дает значительное преимущество.
Тем временем, "Зиндаги" ("Жизнь") пишет, что трудовая
миграция нужна и России, и Таджикистану. Об этом заявил председатель Комитета СФ
по делам СНГ Вадим Густов на заседании круглого стола на тему "Правовое
регулирование процессов трудовой деятельности", которое прошло в Совете
Федерации ФС РФ в рамках Межпарламентского форума "Россия - Таджикистан:
потенциал межрегионального сотрудничества". И добавил, что при этом необходимо
четкое и эффективное правовое регулирование всех вопросов, связанных с этим
процессом. Как заметил сенатор, по экспертным оценкам, в России находятся около
12 миллионов мигрантов из разных стран. Но только 1 миллион 200 тысяч получили
официальное разрешение на работу. Остальные, по его словам, проживают в стране
незаконно, формируя "теневой рынок" со всеми вытекающими последствиями. Как
подчеркивали собравшиеся, Россия со своей стороны осуществила комплекс
мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровнях, нацеленных на
повышение эффективности защиты прав трудовых мигрантов наших стран. В частности,
был принят ряд нормативных актов, направленных на либерализацию миграционного
законодательства, упрощение механизма трудоустройства иностранных граждан на
территории России. Эти изменения предоставляют преимущества в трудоустройстве
гражданам государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о
взаимных безвизовых поездках. В первую очередь, это касается граждан из стран
СНГ.
А "Миллат" ("Нация") в продолжении этой темы пишет, что
для мигрантов из Таджикистана могут увеличить сроки пребывания в России. "В
скором времени в России может возрасти число работников, прибывших из
Таджикистана. Представители Таджикистана предложили российским властям объявить
миграционную амнистию для таджикских граждан, а также до 180 суток увеличить
сроки их пребывания в России во время сезонных работ. В настоящее время из 400
тыс. ежегодно приезжающих граждан Таджикистана почти половина работают в
строительстве, а остальные заняты в торговле, обрабатывающих производствах, на
транспорте и в сельском хозяйстве".
Русские Литвы: эмиграция продолжается?
06.11.2007, DELFI
Олег Ерофеев
В общем миграционном потоке покидают Литву и ее русские
граждане, но отличает их от других эмигрантов отсутствие установки на
продолжение связей со своей страной. Возможно, это свидетельствует о том, что
русское население Литвы в основном в городах, по сути, является мигрантами,
делают осторожное предположение социологи.
Как известно пик оттока русских из Литвы приходился на
первые пять лет независимости. Тогда уехало 96 000 человек. 58% составляли
русские – около 57 000. Уезжали по разным причинам, но основным вектором этой
миграции была Россия, а также другие страны бывшего СССР.
Совершенно иная картина наблюдается в наши дни, хотя
объективных данных о том, сколько, кто и куда уехал, нет. Единственным
критерием, согласно общепринятым стандартам, является гражданство мигранта.
Русские, белорусы, литовцы, татары уезжают из Литвы как граждане этой страны.
Специальные исследования, как подтвердила DELFI
представитель Международной организации по миграции в Литве Аудра Сипавичене, не
проводились, да и ничего особенного в миграционном поведении русских, по ее
словам, не наблюдается.
Социологи Центра этнических исследований Института
социальных исследований тоже видят совпадение основных миграционных установок
как литовцев, так этнических меньшинств. А, следовательно, едут русские в ту же
Германию, Испанию, США и другие государства, где наиболее удобные условия с
точки зрения адаптации.
Кто же едет? Может на этот вопрос прольет свет
статистика? Директор Центра этнических исследований, социолог Наталья Касаткина
приводит следующие данные: часть населения в возрасте до 20 лет у русских
составляет всего 18%, в то время как у литовцев – 28%, а у поляков – 24%.
Результаты переписи 2001 года показывают, что русское население Литвы неуклонно
стареет.
Согласно одному из опросов, проводившемуся сотрудниками
Центра (опрашивали родителей первоклассников), у русских самый маленький процент
родителей, которые хотят, чтобы их дети оставались в Литве.
Лучшие выпускники русских школ ориентируют себя на
заграничные университеты, дальнейшее трудоустройство и брак в новой стране.
Довольно часто молодые русские девушки уезжают рожать за границу, тогда как
литовские наоборот – возвращаются в Литву.
Предположение социологов: будучи мигрантами по сути,
люди и своих детей ориентируют на движение. В ходе социологических интервью с
висагинцами, выяснилось, что родители одобряют поиск партнеров по Интернету.
Социальное достижение для них представляют браки, например, в Австралии и США.
«В случае с этой группой миграция продолжается, –
говорит социолог Наталья Касаткина, – войны стирали русское население Литвы,
таким образом, можно сказать, что нынешние жители крупных городов – это мигранты
второго, третьего поколения (о староверах отдельный разговор). Но в этом термине
нет ничего обидного, поскольку речь идет о людях, у которых есть гражданство,
которых не причислишь к нелегалам».
|