Депутатов ознакомили с главным финансовым документом страны на следующий год
29.10-05.11.07. БР.
Белорусы и рынок
Марина Куликова
Возросшая доходная часть, минус четыре налоговых
платежа, плюс 2% к ставке НДС и всего лишь 50-60 млрд. BYR на адресную
социальную помощь — таким видят бюджет-2008 его разработчики.
Рассмотрев 24 октября проект бюджета на следующий год,
народные избранники оказались им не очень довольны. Хотя, в отличие от бюджета
на этот год, в будущем главном финансовом документе страны заложено
предполагаемое изменение цены на энергоносители и закрыты все основные
республиканские программы, народных избранников смутило совсем другое —
небольшой размер средств на адресную социальную помощь.
По информации замминистра финансов Владимира Амарина, в
проекте бюджета-2008 на адресную помощь выделено 50-60 млрд. BYR — именно такая
сумма значится в так и не подписанном указе об адресной поддержке.
"Постойте, но нам же говорили, когда мы льготы отменяли,
что высвободится порядка 160 млрд. рублей и все эти средства будут
распределяться адресно! Что же нам теперь избирателям говорить? Куда пойдут
остальные деньги?" — возмутилась депутат Анна Бурова.
"Но есть же еще средства на безналичные субсидии, на
помощь в погашении кредитов, на здравоохранение, на образование..." —
растерявшись, ответил чиновник.
Впрочем, вскоре он нашелся и подчеркнул, что в проекте
указа учтены только самые незащищенные слои населения, чей доход ниже 80% БПМ,
всем остальным, включая студентов и пенсионеров, не подпадающих под эти
критерии, помощь не полагается. Однако средства, по версии замминистра, не
потеряются, а будут перераспределены и направлены на финансирование других
социальных программ.
Да и сами народные избранники с удовольствием пошли
навстречу, предложив Минфину в письменном виде оформить все увеличения
финансирования социальной сферы, будь то общие расходы на здравоохранение или
какая-то отдельная позиция. "И чем больше у вас получится сумма, тем лучше —
пусть наши избиратели увидят, что хоть на адресную помощь выделено не так много,
но общее финансирование социальной сферы на 400-500 миллиардов увеличилось", —
советовал один из депутатов.
И только Анна Бурова еще раз попыталась донести до
чиновников глас народа, рассказав о нелегкой доле иногородних студентов, которые
вынуждены снимать квартиры из-за нехватки мест в общежитиях и которым
государство это "компенсирует" — выплачивает 8 тысяч рублей в месяц.
"Мы лишили студентов льготного проезда, мы не можем
предоставить им место в общежитии, и что мы предлагаем взамен? Восемь тысяч
рублей — компенсация за снимаемую квартиру! Это же просто насмешка! Я понимаю,
что для государства и эта сумма выливается в итоге в миллиард... Но надо тогда
подходы менять — выплачивать компенсацию только самым нуждающимся. Но достойную
компенсацию! Хотя бы 30-50 тысяч", — возмущалась депутат.
Впрочем, прямого ответа на свое заявление она так и не
получила, если не считать согласных кивков, конечно.
В целом проект бюджета на следующий год предусматривает
формирование доходной части в размере 50,6 трлн. BYR (+6,6% к уровню этого
года), расходной — 52,8 трлн. (+15%).
Традиционно именно бюджет следующего года становится
самым социально направленным. Вот и на финансирование социальной сферы в
расходной части бюджета-2008 выделено 60% средств — 30 трлн. BYR.
Как и обычно, самое пристальное внимание в следующем
году планируется уделять увеличению заработной платы всех слоев населения, в
особенности бюджетников. По планам, зарплата бюджетников будет увеличиваться на
5-7% ежемесячно и в среднем составит 700 тыс. BYR.
На финансирование здравоохранения в проекте бюджета
заложено 4,9 трлн. BYR (рост 16% к уровню этого года). На образование в
следующем году планируется потратить 6,4 трлн. BYR (рост 16,6%), на культуру —
580 млрд. BYR, на спорт — 417 млрд. BYR.
В помощь реальному сектору экономики планируется
направить 12,4 трлн. BYR, из которых 3,5 трлн. уйдет на финансирование АПК, 1,8
трлн. — на субсидии нефтеперерабатывающим предприятиям и 1,52 трлн. — на
строительство объектов республиканского значения ("Минск-Арена", стеклозавод в
Шклове и т. д.).
"Как вы понимаете, существенное влияние на формирование
бюджета оказывает рост цен на энергоносители, — подчеркнул В. Амарин. — Но тем
не менее дефицит бюджета у нас в пределах мировых норм — 3% ВВП".
Как сообщил депутатам еще один замминистра финансов Иван
Шунько, в следующем году будут отменены два местных сбора, которые фактически
превратились в дополнительные налоги, — сбор за осуществление торговли и сбор за
осуществление строительства на территории административного центра. Будут
отменены и отчисления в фонд стройнауки. И самое главное, по мнению И. Шунько,
достижение: правительство решилось расстаться с одним из оборотных налогов — с
налогом на пользователей автомобильных дорог.
"Оборотные налоги оказывают не лучшее влияние на
экономику, мы это прекрасно понимаем, — сказал чиновник. — И другие страны давно
от таких налогов отказались. Но мы сделать этого пока не в состоянии".
Вот и в следующем году правительство так и не
расстанется с отчислениями в фонд поддержки сельскохозяйственной науки, хоть и
отдает себе отчет, что для предприятий это тяжелая ноша. Да и отмену так
называемого дорожного налога правительство собирается компенсировать увеличением
ставки НДС до 20%.
Самые существенные преобразования в следующем году
претерпит экологический налог. Как и всегда, все делается для облегчения
расчетов и выплат, поэтому в проекте бюджета предлагается переложить функцию
уплаты налога на владельцев полигонов твердых бытовых отходов — это снизит
количество плательщиков с 15.000 до 170. Волевым решением правительство снизило
количество вредных выбросов, которые облагаются экологическим налогом, с 600 до
46. И еще одно нововведение — экологический налог будут выплачивать
производители стеклотары, а не ее потребители. Предложены и некоторые другие
изменения.
Всего же с 2005 по 2008 год общее количество налоговых
платежей в Беларуси снизится примерно на 15, количество инструкций МНС — с 15 до
6, объем этих инструкций — с 610 до 280 страниц.
|