РезолюцияКонференции
«Возьмемся за руки – ради будущего не дадим украсть
прошлое»
Резолюция Международной конференции по
проблемам преподавания истории в странах СНГ, Литве, Латвии и Эстонии
Москва, 11-12 декабря 2007г.
Мы, - ученые, учителя и преподаватели, участники
прошедшей 11-12 декабря 2007 года в
Москве Международной конференции по проблемам преподавания истории в странах
СНГ, Литве, Латвии и Эстонии, - собравшись вместе по инициативе Института стран
СНГ и при поддержке Правительственной комиссии Российской Федерации по делам
соотечественников за рубежом, провели подробное обсуждение положения,
складывающегося в школьном и вузовском преподавании истории во многих бывших
союзных республиках, ныне независимых государствах. Мы обсудили многие проблемы
исторического образования школьников и студентов: содержательный аспект
исторической дисциплины; процесс преподавания и изучения истории в школе и
вузе; существующие государственные образовательные стандарты, учебные планы и
программы; имеющийся опыт разработки и использования учебников истории;
учебно-методические инновации и специфические проблемы преподавания истории в
условиях глобализации. Участники конференции считают, что конференция
предоставила уникальную возможность обмена мнениями, что необходимы регулярные
встречи в таком широком формате.
Основываясь на представленных материалах и
выступлениях, конференция с тревогой отмечает, что историю как дисциплину,
призванную не только объективно освещать прошлое народов и государств, но и
формировать кругозор и мировоззрение учащихся, нередко пытаются подчинить
конъюнктурным политическим интересам, нарушая при этом историческую правду,
прибегая к домыслам. Неизбежный процесс переосмысления отдельных исторических
фактов, избавления от догм и предвзятостей,
взаимосвязанный и сопряженный со становлением новых независимых государств,
грозит перейти в противоположную крайность, когда сегодня сводят счеты с
прошлым, перечеркивая будущее. Это особенно проявляется в оценке роли русского
народа и России, общих периодов истории.
Участники конференции считают необходимым
максимально вывести научно-исторические дискуссии за пределы текущей политики.
Конференция еще раз подчеркивает, что школьное историческое образование,
выполняя общую образовательную функцию, одновременно является основой
формирования мировоззренческой позиции личности. В этой связи особенно важно
воспитывать молодое поколение в духе открытости, толерантности и взаимного
уважения, а не вражды к истории, культуре и религии разных, особенно соседних
народов. Мы выражаем озабоченность тем, что в содержании целого ряда учебников
и учебных пособий, используемых сегодня в России, других странах СНГ и
Прибалтики встречаются необоснованные толкования как всеобщей, так и
национальной истории. Причем если в первые годы после распада Советского Союза
преобладало огульное очернение современного, советского периода истории, то
теперь поле для фальсификаций и мифотворчества зачастую не ограничивается
рамками какого – либо исторического периода.
Мы считаем, что без срочных мер и объединения усилий
трудно остановить наплыв псевдонаучной исторической литературы, теле-, кино- и
видеопропаганды, направленных на разрушение общих ценностей и традиций народов,
населяющих пространство СНГ и Прибалтики. Понимая, что инициатива должна и
может продолжать исходить из России, считаем возможным предложить:
1.Министерству
образования и науки Российской Федерации:
В рамках концепции Единого образовательного
пространства СНГ с приглашением представителей
Латвии, Литвы и Эстонии:
- инициировать создание экспертного совета из числа
наиболее авторитетных ученых-историков и представителей образовательной сферы
государств-участников конференции для разработки общих концептуальных подходов
в области школьного исторического образования с учетом особенностей конкретной
страны и приведения процесса обучения насколько возможно в соответствие с
национальными государственными стандартами;
- содействовать созданию межгосударственных
творческих коллективов по написанию и изданию учебников и учебных пособий по
истории для общеобразовательных учреждений;
- при разработке российских школьных учебников и
программ по истории уделять большее внимание истории стран СНГ, Латвии, Литвы и
Эстонии;
- рассмотреть вопрос о создании для распространения
за рубежом учебного пособия по истории России, уделяющего особое внимание
кризисным и конфликтным событиям русской, советской и российской истории,
неоднозначно трактующимся в существующих учебниках стран ближнего зарубежья;
- рассмотреть возможность поддержки издания
посвященных России учебных пособий по страноведению, для передачи их русским
общинам за рубежом;
- расширить спектр вузовской и послевузовской
переподготовки кадров, направленной на повышение профессиональной
компетентности преподавателей истории из стран ближнего зарубежья;
- ввести в практику проведение в России ежегодных
международных конкурсов по номинации «Лучший учитель истории на постсоветском
пространстве»;
- рассмотреть вопрос об издании лучших монографий по
отечественной истории на основных
европейских языках для распространения
за рубежом.
2.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
- содействовать межгосударственному сотрудничеству в
вопросах отражения истории в учебниках для общеобразовательных школ в странах
ближнего зарубежья;
- в рамках программ поддержки соотечественников за рубежом:
сделать регулярными конференции подобного формата;
ввести в
практику ежегодные курсы повышения квалификации для учителей истории и
страноведения из стран ближнего зарубежья;
оказывать поддержку программам негосударственных организаций
в странах ближнего зарубежья, занимающихся на общественных началах историческим
образованием детей, обучающихся на русском языке.
3.
Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:
- добиться создания цикла телевизионных и радио
передач и образовательных программ по истории России и стран ближнего
зарубежья;
- рассмотреть вопрос о создании образовательного
портала, предусматривающего раздел по истории России и стран ближнего
зарубежья.
4.
Министерству регионального развития Российской Федерации:
- содействовать распространению в субъектах
Российской Федерации опыта городов Москвы и Санкт-Петербурга по поддержке
школьного исторического образования в ближнем зарубежье.
5. Российской
Академии наук:
- открыть в журнале «Историческое пространство» дискуссию по вопросам отечественной истории с
участием историков из стран ближнего
зарубежья.
- рекомендовать изучить вопрос о создании в системе
РАН профильного института истории по изучению истории стран СНГ и Прибалтики.
6.
Департаменту международных связей города Москвы и Московскому дому
соотечественника:
- включить в серию «Антология русского зарубежья»
труды современных ученых-историков.
Участники Конференции выражают благодарность
руководству и сотрудникам Института стран СНГ, Правительственной комиссии по
делам соотечественников за рубежом за уникальную возможность профессионального
общения коллег из разных стран постсоветского пространства.
Ученые-историки, учителя и преподаватели из
Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан,
Киргизской Республики, Латвии, Литвы, Республики Молдова, Российской Федерации,
Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и
Эстонии.
|