Ультиматум Путина Грузии. Кто виноват, что делать и с чего начать? Заявление Института стран СНГ
Президент РФ Владимир Путин сделал 11 сентября жесткое
и конкретное заявление, обозначающее пределы терпения России и терпимости российского
руководства к двуличному поведению властей Грузии. В последовавших комментариях
российских и международных СМИ это заявление характеризуют как свидетельство
беспрецедентного обострения российско-грузинских отношений, как нечто из ряда
вон выходящее и сенсационное.
Это полуправда. Правда, что современные российско-грузинские
отношения плохи, даже отвратительны. Неправда то, что заявление президента России
– сенсация, какая-то неожиданность, не имеющая настоящей причины. Причины российско-грузинских
противоречий глубоки, они возникли не сегодня и не вчера и настоящей сенсации
для страны с такой историей как Россия являлось отсутствие до недавнего времени
адекватной реакции ее руководства, ее политической и общественной элиты на бесконечные
задирания со стороны отпавшей от Москвы в 1991 году Грузии.
С первых дней своего независимого существования государство,
получившее в дар от распавшегося Советского Союза территории, никогда не являвшиеся
его исконными и историческими, приступило к карательным операциям против населения
Южной Осетии и Абхазии, не воспринимавших тезис об унитарной, «единой и неделимой»,
т.е. никогда не существовавшей Грузии. В этих конфликтах погибли тысячи наших
соотечественников. Однако тогдашний президент России, сам причастный к развалу
СССР, так и не занял принципиальной позиции, осуждающей подобные кровавые эксперименты.
В 1993 году Грузия оказалась на грани полного краха, но Эдуард Шеварднадзе
и созданный им режим были спасены благодаря вмешательству России, по прямому
указанию Бориса Ельцина.
Очень скоро выяснилось, что вместо благодарности политический
класс Грузии готов винить в бедах своего народа и государства кого угодно, но
только не себя. С этих пор «руку Москвы» в Тбилиси стали видеть даже за наводнениями
и землетрясениями. И когда запутавшаяся в первой чеченской войне Россия была
вынуждена подписать Хасавюртовские соглашения, руководство Грузии сочло, что
ни с Россией, ни с российскими интересами на Кавказе можно более не церемониться.
Императивом политики Грузии окончательно стало – «чем хуже для России, тем лучше
для Грузии». Руководствуясь этим принципом в Тбилиси принимали и размещали представителей
Чечни. Руководствуясь этим принципом предоставили в распоряжение чеченских боевиков
Панкисское ущелье Грузии. И наконец, руководствуясь именно этим принципом, всячески
затягивали в кавказские дела Запад, НАТО, Соединенные Штаты.
В потоке комментариев по поводу заявления президента
Владимира Путина иногда звучит мысль, что своим заявлением российский президент
открывает дорогу для сделки: Россия «закрывает глаза на американское вторжение
в Ирак, США не препятствует нашей возможной спецоперации в Грузии». Это смешно.
С мировой сверхдержавой безнадежно вступать в сделки, поэтому ничто не должно
угрожать принципиальности нашей дипломатии, вместе с большинством американских
союзников осуждающую одностороннюю американскую акцию против Ирака (вряд ли
мы вступим в войну с США из-за Ирака, но всю ответственность в отличие от борьбы
с талибами США в Ираке пусть возьмут на себя). К тому же российско-грузинские
и американо-иракские проблемы не имеют ничего общего: Ирак в течение последних
двухсот с лишним лет не был частью американского государства, США не граничат
с Ираком и на его земле не находятся базы террористов, ведущие на территории
одного из штатов США открытую вооруженную борьбу с центральным правительством.
Как нам кажется, сама угроза самостоятельных действий
России против боевиков в Панкисском ущелье Грузии, прозвучавшая в заявлении
Владимира Путина, значительно важнее, чем сами эти действия. Спецоперация на
территории Грузии – крайнее средство, которого нельзя исключать. Однако мы должны
быть готовы не только к тому, что такая акция будет скорее всего осуждена в
международных инстанциях, которые Грузия в очередной раз забросает заявлениями
об агрессии со стороны России (лишний повод убедиться в реальности двойных стандартов
в борьбе с международным терроризмом), но и, что пожалуй важнее, может искусственно
продлить дни политической жизни режима Эдуарда Шеварднадзе под лозунгом консолидации
для борьбы с Россией. Солдат же легче ввести, чем вывести.
Гораздо эффективнее было бы использовать в полном масштабе
весь арсенал дипломатических, политических, экономических мер давления на руководство
Грузии. К ним относятся: изменение официальной позиции в грузино-абхазском и
грузино-осетинском урегулировании, признание де-факто все эти годы фактически
существующих правительств Южной Осетии и Абхазии; пересмотр льготной экономической
политики в отношении Грузии (повышение тарифов на газ, электроэнергию, пресечение
финансовой подпитки Грузии с территории России); развитие прямых отношений с
отдельными регионами Грузии, проявляющими к этому интерес (Аджария, Джавахетия
и др.).
Директор Института стран СНГ К.Затулин
|