Независимая газета, 11 сентября 2002 Оговорка по Фрейду. В устах лидеров двух центральноазиатских государств она может оказаться элементом восточной дипломатии.Василий Викторов
Распространенная СМИ информация о том, что Казахстан
и Узбекистан в недалеком будущем станут единым государством, не получила официального
подтверждения. Но все-таки не случайно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев,
комментируя результаты встречи с узбекским коллегой, "оговорился"
об объединении двух соседних стран. В свою очередь, знакомясь с казахстанской
столицей, Ислам Каримов довольно двусмысленно выразил восхищение Астаной, назвав
ее городом, "который будет олицетворять не только лицо Казахстана, но и
будущее всего региона". Идея объединения двух государств, одно из которых
- демократическое, другое - тоталитарное, да еще и с принципиально разным уровнем
экономического развития, выглядит абсурдной лишь на первый взгляд.
Не секрет, что казахстанский лидер ищет для себя некий
международный пост, который позволит ему в случае отставки остаться довольно
заметной фигурой на политической арене. Вряд ли Назарбаеву удастся остаться
бессменным руководителем какого-либо уже существующего альянса в структурах
СНГ, поэтому неудивительно, что он пытается создать общее государство с одним
из соседей.
К тому же в последнее время Назарбаев стал с удвоенной
активностью дружить с соседями по региону. Это можно проследить по бесконечной
череде формальных и неформальных встреч на высшем уровне, состоявшихся на казахской
земле за последние пару лет.
Действительно, страны Центральноазиатского региона
пришли к идее интеграции достаточно давно. Мало того, они более полугода назад
создали на территории Содружества автономный от России альянс - Центрально-Азиатское
Сотрудничество (ЦАС). На самом деле он был создан на базе другого альянса -
Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС), который просуществовал
шесть лет, правда выполняя сугубо экономические функции. А сегодня остро обозначилась
необходимость совместно решать и другие задачи, в первую очередь - политические.
Особенно сплотила центральноазиатские страны тесная дружба с Западом, в частности
с США. По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, вполне
возможно, что заявление президента Назарбаева о союзе с Ташкентом - это желание
Астаны прислониться к Узбекистану, который обрел некоторую уверенность в результате
приглашения в регион американских и натовских сил: практически все проблемы
правящего режима этой страны сегодня стали и проблемами США. В политической
элите Казахстана в последнее время очень популярны идеи приглашения Америки
на свою территорию. В кулуарах обсуждают не только предоставление воздушного
пространства для авиации сил антитеррористической коалиции, но и, например,
создание военно-морской базы США где-нибудь на казахском побережье Каспия.
Однако Казахстан ожидают нерадостные перспективы от
объединения с Узбекистаном: существует опасность, что многонаселенный и более
сильный в военном отношении южный сосед довольно быстро поглотит казахстанские
просторы. Сомнения вызывает и тот факт, что два самых амбициозных и сильных
политика - Назарбаев и Каримов, с момента распада Советского Союза борющихся
за лидерство в регионе, смогут уступить друг другу свои позиции и пост главы
гипотетического союзного государства. Кроме того, Казахстан и Узбекистан в своих
начинаниях должны заручиться поддержкой остальных членов Содружества, где последнее
слово останется за Россией, которой и так хватает хлопот и проблем с внезапно
ориентировавшейся на Запад Центральной Азией.
Вместе с тем не исключено, что это далеко не последняя
шумиха вокруг казахстано-узбекской интеграции. Вполне вероятно, что "неверно
истолкованная" журналистами фраза о новой структуре СНГ есть не что иное,
как один из методов восточной дипломатии.
|