Позиция властиКирилл Фролов
Позиция той части «партии власти», которая
поддерживает федералистско-парламентаристскую реформу Леонида Кучмы, озвучена
вице-премьером Влалимиром Семиноженко, лидером «Партии регионов», представляющей
донецкую финансово-промышленную группировку. Интересным в интервью являются
намеки на Семиноженко, как на политика, способного претендовать на должность
«преемника». Это обстоятельство делает его непримиримым по отношению к Ющенко.
Путь к этому статусу- полная лояльность Леониду Кучме. Значимо и то, что в
трансформации Украины в федеративную парламентскую республику заинтересованы
восточноукраинские региональные элиты.
Part.org.ua, 3 сентября 2002 Кандидатура следующего президента зависит от результата конституционной реформыЕкатерина Маркечко
«Состояние перманентных выборов – это как раз то, что
сегодня нарушает стабильность, необходимую для экономических трансформаций и в
которой так нуждается Украина. Сегодня нужны действительно серьезные
социально-экономические трансформации для нового «качества» страны, для придания
ей нового уровня конкурентоспособности. При любых политических реформах, которые
могут сейчас происходить, - я, возможно, сформулирую не очень популярную мысль,
- но в сложившейся ситуации может оказаться благотворным продление срока
президентских полномочий уже при нынешнем президенте еще хотя бы на два года», -
считает вице-премьер-министр Украины.
Part.org.ua – Владимир Петрович, в ком из наших
политических деятелей Вы видите потенциальных кандидатов на пост президента?
В. Семиноженко – Вопрос выборов нового президента и
вопрос о потенциальных кандидатах на сегодня прямо зависит от изменения
структуры политической системы. Особенно это стало ощутимо после обращения
Президента. Понятно, что при этом нужно учесть пожелание многих политических
сил, «власти» и «оппозиции».
В этом контексте все сходятся на том, что политическая
система должна сформироваться от президентско-парламентской к
парламентско-президентской. Поэтому в новой системе (по сути, новой системе
отсчета), я думаю, что кандидаты в президенты будут оцениваться той степенью
амбиций и их места в политической структуре, на которое они претендуют. Когда
будет ясно, что такое институт президентства в украинской парламентской
республике, тогда и появятся основные претенденты.
Если этот вопрос мог существовать еще несколько месяцев
назад, то на сегодня он преждевременный. Получилось так, что многие ожидали
президентских выборов, а получили «предпарламентские».
Есть еще один ключевой момент: страна только что
пережила одни выборы, а Вы уже говорите о следующих. И состояние перманентных
выборов – это как раз то, что сегодня нарушает стабильность, необходимую для
экономических трансформаций и в которой так нуждается Украина. Получается, что
мы живем от выборов до выборов - даже не через какую-то дистанцию, а постоянным
этим процессом. Любые выборы – это политические технологии, это отвлечение от
решения конкретных социально-экономических вопросов. К сожалению, выборы всегда
связаны с большими популистскими акцентами и с желанием больше задекларировать,
чем сделать. Вспомните бюджет этого года, который принимался накануне выборов,
или другие какие-то вещи. Сегодня нужны действительно серьезные
социально-экономические трансформации для нового «качества» страны, для придания
ей нового уровня конкурентоспособности. При любых политических реформах, которые
могут сейчас происходить, - я, возможно, сформулирую не очень популярную мысль,
- но в сложившейся ситуации может оказаться благотворным продление срока
президентских полномочий уже при нынешнем президенте еще хотя бы на два года.
Тем более, что это вполне соответствует общеевропейским тенденциям и сегодняшним
задачам Украины.
Part.org.ua – Тогда, может, следовало бы свести все
выборы воедино, чтобы «одним махом» выбирать себе и правительство, и парламент,
и президента?
В. Семиноженко – При этом накал политических страстей и
эмоциональные нагрузки на избирателей приводят к огромному количеству
случайностей, случайных решений. Все-таки выборы – это ответственный процесс,
который требует максимальной концентрации внимания. Если мы избираем парламент -
нужно концентрироваться на нем, избираем местные органы самоуправления – другой
уровень проблем. Когда получаешь в избирательной кабинке несколько «простыней»,
на которые следует потратить хотя бы полдня, чтобы разобраться, многим трудно
правильно сориентироваться. Понятно, что тогда приход «случайных» людей ни к
чему хорошему не приведет. Между выборами должны быть дистанции, на которых все
могли успокоиться и нормально работать.
Part.org.ua – Владимир Петрович, как Вы оцениваете шансы
на президентство Виктора Ющенко?
В. Семиноженко – Кандидатура следующего президента
зависит от того, какой станет роль и функции президента Украины в дальнейшем.
Тут вопрос может пойти по нескольким направлениям: Виктор Андреевич как
вероятный кандидат (фигура) на выборах и Виктор Андреевич как новый Президент.
Мне кажется, все уже убедились в том, что, когда Ющенко была отведена роль
лидера в качестве главы правительства, то это было время максимальной однобокой
политической ангажированности правительства. Поэтому есть большая опасность
политической конфронтации всего общества, а это достаточно серьезная вещь.
Посему, одно дело, когда избирают некоторые политические фигуры в парламент, а
другое, когда народ избирает фигуру, которая должна привести страну к
стабилизации, а не наоборот.
Но я бы хотел вернуться к варианту первому, когда мы
говорим о фигуре президента. Сегодня рано говорить об этом, поскольку роль его
может быть совершенно другой, если мы действительно достаточно четко и корректно
проведем политическую реформу.
Part.org.ua – Вы верите в успешную реализацию подобного
реформирования?
В. Семиноженко – Верить или не верить, это не категории
политики. Можно говорить о том, что существует определенный политический проект,
и есть большая вероятность его реализации. И второе, эту веру никто не дает нам
извне. Уже сегодня существуют достаточно серьезные партии и политические группы
со сферой общих интересов, которые при условии концентрации усилий способны
провести соответствующие преобразования. Причем, для этого существуют разные
сценарии. Безусловно, они конституционные.
Но политическая реформа может проводиться и без
«масштабных» коррекций в Конституции, поскольку она уже де-факто начала
реализовываться. Даже то, что нынешнее правительство вместе с его главой
работает больше года, является результатом компромисса тех политических сил,
которые относятся к центристскому ядру. Именно они показывают, что на самом деле
правительство может консолидировать в том числе и парламент. Если эта тенденция
будет усиливаться и дальше, то совершенствование этой системы произойдет уже в
ближайшее время.
Part.org.ua – То есть недавние заявления полпреда
Президента в парламенте Александра Задорожного о создании большинства – это
информация что называется «post factum», то есть большинство действительно
создано?
В. Семиноженко – Дело в том, что мы уже убедились, что
парламентское большинство, которое формируется в отрыве от правительства,
является нестабильным. Например, большинство образца 2000 года – это тот случай,
уроки из которого все уже вынесли. Большинство сформировалось и доверило вести
правительство премьер-министру (тогда еще им был Ющенко). К сожалению,
правительство тогда не стало опираться на это большинство. Какой-то инертный
процесс еще шел, но долго он продолжаться не мог. Именно с этим была связана
отставка правительства. Работа большинства не была сцементирована такими
коалиционными основами, которые формирует правительство. Сейчас этот урок уже
пройден, ведь политика – такая система, которая всегда строится на извлечении
опыта из тех ошибок, которые были сделаны.
Сегодняшнее правительство – это как раз то первое
приближение к коалиции, которое начинает объективно отражать расстановку
парламентских сил.
Part.org.ua – И все-таки, возвращаясь к теме
президентства, хотелось бы поинтересоваться, представляли ли Вы себя
президентом, мечтали ли о президентстве?
В. Семиноженко – Вы знаете, когда человек уже имеет
большой опыт реализации национальных проектов на разных серьезных этапах, то
любую свою роль он соизмеряет с масштабом возложенной на него ответственности.
Легковесные амбиции при таком подходе всегда уходят на дальний план, уступая
место главному.
У меня в жизни существует одно правило: для меня главная
цель – не конкретные посты, а та роль, которую я могу выполнять в национальной
командной политической игре. У меня не возникает дискомфорта от того, что я –
заместитель премьера, раньше был заместителем главы партии. Если сегодня мне
доверено вести многие направления, такие как модернизация инновационной
составляющей развития Украины, улучшение системы образования и медицины,
сохранение нашего культурного наследия и многое другое, то меня это устраивает.
Тем более, что на сегодня более важным является вопрос построения нашей партии -
Партии Регионов, как общенациональной партии европейского типа. Сила, которая на
деле обеспечивает продвижение страны на основе нового понимания роли регионов, -
мне этого более чем достаточно.
Part.org.ua – Владимир Петрович, в последнее время в
кулуарах активно говорят о конфликте между Януковичем и Азаровым. Насколько
подобный факт действительно имеет место быть, и в чем его причина?
В. Семиноженко – Я думаю, если кто-то поднимает вопросы
о конфликтности, то это очень поверхностная интерпретация тех серьезных позиций,
которые имеют сильные фигуры, имеющие свой путь, свои заслуги и свою огромную
роль в новейшей истории Украины. Я знаю ситуацию в нашей партии (Ред. – Партия
регионов) изнутри, а также позицию сил, которые ее поддерживают, и могу сказать,
что противоречий в партии нет никаких. В то же время, есть дух новых предложений
с точки зрения становления и роли партии.
Есть другой аспект: нам очень сложно сегодня вести
партию по той причине, что существует политическая конкуренция, хотя наша партия
открыта для всех, и мы это продемонстрировали тем, что не отстранились от блока
«ЗаЕдУ!», не вели свою линию, а были в коллективной игре. И тем не менее,
существуют отдельные нюансы политической конкуренции, которые, возможно, по
нашей реакции интерпретируются как наличие у нас разных мнений в партии. Мы свои
мнения стремимся аккумулировать, объединять в еще более качественный идейный
продукт.
На сегодняшний день в Партии регионов уже более 550 тыс.
членов и проведена огромная идеологическая и организационная работа, особенно
перед началом нового политического сезона. Мы исходим с тех позиций, что нас не
удовлетворяет простое политическое «присутствие», свойственное многим украинским
партиям. Нашей партии есть, что предложить украинскому обществу в
програмно-идеологическом плане. В том числе, и в отношении нейтрализации угроз,
которые лишают страну конституционного и демократического продвижения вперед.
Part.org.ua – Как Вы оцениваете нынешнее состояние
противодействия сил «власть – оппозиция» в контексте намечающихся на осень
событий?
В. Семиноженко – Вы знаете, оппозиция – это определенное
клише. На самом деле оппозиции нет. Есть, скорее всего, отсутствие позиции.
Потому что наличие любой позиции хотелось бы видеть в виде системного
последовательного документа. Ничего подобного мы не видим у оппозиции, если
сравнивать их с такими системными документами, как Послания Президента к ВР,
Стратегия социально-экономического развития страны до 2011 года, Стратегия
инновационных реформ и др. Есть некоторые лидеры, которые, используя
политическую конъюнктуру, подстраивают под себя определенные группы лиц и дальше
этого, по сути, дело не движется.
Наша оппозиция – это не есть унитарный конгломерат, это
скопление очень разных групп, у каждой из которых своя игра. Поэтому власть
сегодня не рассматривает оппозицию как силу, которая находится по другую сторону
баррикад от нее.
Более того, мы благодарны каким-то конструктивным
оппозиционным предложениям и всегда открыты для работы. У нас не бывает, того,
что, приглашая лидеров фракций или председателей парламентских Комитетов в
Кабмин, на дверях их «фильтровали» бы по каким-то оппозиционным убеждениям. Мы
выполняем свои конституционные функции, мы открыты и максимально базируемся на
всех силах, которые есть в парламенте, при условиях конструктивного
взаимодействия с ними.
И то заседание Кабмина, которое произошло на днях, было
беспрецедентным. По сути, Кабмину была отведена роль консолидирующего, в
политическом контексте, ядра. И одним из решений Кабинета Министров стало
усиление Координационного совета, который станет основой продуктивного
законодательного процесса.
Part.org.ua – То есть, Вы считаете, что оппозиция не
права уже тем, что не выработала четкой позиции и стратегии действий?
В. Семиноженко – Да, у оппозиции нет ни четкой
платформы, ни каких-нибудь системных документов (Например, в обращении «Нашей
Украины» просматривается лишь одно – обострить противоречия, которые существуют
у оппозиции с Президентом или, скорее, вызвать эти противоречия). Сегодня на
самом деле ни конфликтности, ни кризисности, нет ни в одном действии власти.
Более того, во всех отношениях наступает стабилизация. После выборов –
стабилизация политическая и экономическая. Вот это и опасно для оппозиции: в
спокойных, стабильных условиях очень трудно находить свое место, повышать свои
рейтинги. Страх потерять свою политическую позицию или свое место в ставших уже
системными раскладах – это и есть основная мотивация действий оппозиционных сил.
Много есть, конечно же, и других причин: кому-то нужно заменить свою правовую
ответственность определенными действиями, другому – восстановить резко
теряющееся влияние и т.д. У нас есть много рудиментарных движений, которые
исторически сами уже отходят, поэтому к ним также привлекается внимание.
Оппозиция пытается создать кризис и «встроиться» в него,
чтобы получить максимум политических дивидендов. В этом состоит полный алгоритм
действий оппозиции. Оппозицию пугает стабильность. К примеру, я очень уважаю
фракцию «Наша Украина», всегда внимательно прислушиваюсь к ее заявлениям, но
когда говорится о том, что «мы получили 80% мест в парламенте», хочется
ответить: «Покажите свои 80% депутатов парламента». В действительности у них
меньше 20-25%, поэтому пусть формируют свою коалицию, доказывают свои
преимущества. Причем, доказывать надо не популистским обнажением каких-то
очередных проблем, а своими действиями, позициями. Хотел бы я услышать хоть одно
замечание или альтернативный ответ Программе социально-экономического развития
Украины, предложенной нынешней властью, или критику Послания Президента с
внесением лучшего проекта. Поэтому с полной убежденностью можно сказать, что
действия оппозиции отличаются своей несистемностью.
Part.org.ua – Владимир Петрович, как часто Вы
становились объектом для критики?
В. Семиноженко – Меня очень часто критикуют. Безусловно,
критика вызывает чувство досады, особенно когда это не по делу. Откровенно
говоря, мне кажется, что в последнее время, чаще критика идет именно «не по
делу». Никто меня не критиковал за то, что я недостаточно настойчиво лоббирую
медицинскую, научно-техническую или образовательную сферы и так далее. Все
«критиканство» строится на инсинуациях, в очередной раз придумывается какая-то
«фишка», на нее все набрасываются и начинают «раскручивать».
С другой стороны, вывод в случае критики для меня один:
надо проанализировать, что я не так сделал, в чем допустил ошибку. Даже сейчас,
во время этого интервью, мне кажется, что я достаточно жестко высказался по
некоторым вещам. Могу сказать, что это меня смущает лишь в той мере, что это
связано с моей позицией. Хотел бы я услышать критику в свой адрес по поводу
того, что я меняю свои убеждения по базовым моментам.
Part.org.ua – В последнее время власть в контексте
готовящихся акций протеста не устает повторять, что у оппозиции ничего не
получится. А у самой власти все получится?
В. Семиноженко – В данном случае я сторонник того, что у
власти действительно все должно получиться, иначе для чего же тогда все
затевать? Если не веришь в то, что ты делаешь, лучше забрать свои вещи, книжки
из кабинета и уйти. Поэтому, опять-таки, я бы не хотел говорить, что дилемма
«оппозиция – власть» - это самоцель, борьба одних с другими. Власть благодарна
оппозиции, поскольку она с ее помощью совершенствуется и качественно, и кадрово.
С другой стороны, хотелось бы, чтобы соответствующая
дискуссия оппозиции и власти приводила и к совершенствованию оппозиции. В этом
отношении у меня пока большие сомнения.
Part.org.ua – Владимир Петрович, Вы недавно заявили, что
недовольны результатами реконструкции Майдана Незалежности? Какие шаги Вы
планируете предпринять в этом направлении (если планируете)?
В. Семиноженко – Я говорю вам откровенно, мне не
нравится новый вид Майдана. С другой стороны, концентрировать все время на этом
внимание, не видя будущего, это тоже какая-то неконструктивная точка зрения.
На самом деле, наверное, ничего другого и не могло
получиться, потому что архитектура – это все-таки почерк истории. Не зря мы
говорим, что те или иные архитектурные решения, связанны с определенным периодом
истории, более того, часто даже персонифицированы. Та архитектурная эклектика,
которая есть на Площади, это серьезный, временами драматический и сложный путь
нашей украинской истории. И путь нашей местной, столичной власти.
Конечно, останавливаться на этом нельзя. Ездить снова
бульдозерами сейчас вообще было бы глупостью. Нужно просто делать выводы. Я
думаю, что они уже сделаны. Сегодня мы уже по-новому смотрим на сохранение
национального Заповедника «Киево-Печерская Лавра», исторического центра Софии.
То, что мы сегодня планируем вместе с Александром
Омельченко, со многими видными спортсменами, государственными деятелями – это
преобразование спорткомплекса «Олимпийский», которое должно характеризоваться
новым почерком.
Part.org.ua – Не считаете ли Вы, что историческая часть
города должна оставаться «неприкасаемой» для бульдозеров, кранов, грузовиков и
прочей ремонтно-строительной техники?
В. Семиноженко – Я считаю, что с историческим центром
Киева следует обходиться очень бережно. Более того, я, наверное, уже начал
утомлять подчиненных своими поручениями по этому вопросу. Например, я обратился
за разъяснениями по поводу того, что в районе Михайловской площади достраивается
небольшое здание. Не изменит ли это облик нашего центра. Сейчас комиссия приняла
решение о приостановке строительства кафе возле стен Киево-Печерской Лавры и мы
определяем, есть ли правовые основы для подобных действий. Я сторонник того, что
надо совершенствовать старую часть города, но ни в коем случае ее не менять. Мне
кажется, что центр города «перегружен» дополнительным строительством. Не может
наша историческая земля вынести давления такого огромного количества зданий,
которые неуемно закладываются и растут. Такими темпами мы можем потерять облик
матери городов русских.
Думаю, киевлянам необходимо знать, как концептуально
развивается столица. К примеру, когда в Париже строили деловой центр, там была
полная ясность и прозрачность при принятии оригинальных архитектурных решений,
учитывался облик «старого города», не было смешения концепций. Что касается
Киева, то, судя по архитектуре, я до сих пор не знаю, что у нас можно отнести к
деловому центру. Конечно, я понимаю, что это Печерск, где расположены главные
символы государства – резиденция Президента, здание ВР. Но где будет
развиваться, все же, деловая часть?
В целом, любое дело нужно вести только тогда, когда
известны перспективы, то, к чему ты идешь, а не принимать решения «сегодня на
сегодня».
|