Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №59(15.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Part.org.ua,
3 сентября 2002

Кандидатура следующего президента зависит от результата конституционной реформы

Екатерина Маркечко

«Состояние перманентных выборов – это как раз то, что сегодня нарушает стабильность, необходимую для экономических трансформаций и в которой так нуждается Украина. Сегодня нужны действительно серьезные социально-экономические трансформации для нового «качества» страны, для придания ей нового уровня конкурентоспособности. При любых политических реформах, которые могут сейчас происходить, - я, возможно, сформулирую не очень популярную мысль, - но в сложившейся ситуации может оказаться благотворным продление срока президентских полномочий уже при нынешнем президенте еще хотя бы на два года», - считает вице-премьер-министр Украины.

Part.org.ua – Владимир Петрович, в ком из наших политических деятелей Вы видите потенциальных кандидатов на пост президента?

В. Семиноженко – Вопрос выборов нового президента и вопрос о потенциальных кандидатах на сегодня прямо зависит от изменения структуры политической системы. Особенно это стало ощутимо после обращения Президента. Понятно, что при этом нужно учесть пожелание многих политических сил, «власти» и «оппозиции».

В этом контексте все сходятся на том, что политическая система должна сформироваться от президентско-парламентской к парламентско-президентской. Поэтому в новой системе (по сути, новой системе отсчета), я думаю, что кандидаты в президенты будут оцениваться той степенью амбиций и их места в политической структуре, на которое они претендуют. Когда будет ясно, что такое институт президентства в украинской парламентской республике, тогда и появятся основные претенденты.

Если этот вопрос мог существовать еще несколько месяцев назад, то на сегодня он преждевременный. Получилось так, что многие ожидали президентских выборов, а получили «предпарламентские».

Есть еще один ключевой момент: страна только что пережила одни выборы, а Вы уже говорите о следующих. И состояние перманентных выборов – это как раз то, что сегодня нарушает стабильность, необходимую для экономических трансформаций и в которой так нуждается Украина. Получается, что мы живем от выборов до выборов - даже не через какую-то дистанцию, а постоянным этим процессом. Любые выборы – это политические технологии, это отвлечение от решения конкретных социально-экономических вопросов. К сожалению, выборы всегда связаны с большими популистскими акцентами и с желанием больше задекларировать, чем сделать. Вспомните бюджет этого года, который принимался накануне выборов, или другие какие-то вещи. Сегодня нужны действительно серьезные социально-экономические трансформации для нового «качества» страны, для придания ей нового уровня конкурентоспособности. При любых политических реформах, которые могут сейчас происходить, - я, возможно, сформулирую не очень популярную мысль, - но в сложившейся ситуации может оказаться благотворным продление срока президентских полномочий уже при нынешнем президенте еще хотя бы на два года. Тем более, что это вполне соответствует общеевропейским тенденциям и сегодняшним задачам Украины.

Part.org.ua – Тогда, может, следовало бы свести все выборы воедино, чтобы «одним махом» выбирать себе и правительство, и парламент, и президента?

В. Семиноженко – При этом накал политических страстей и эмоциональные нагрузки на избирателей приводят к огромному количеству случайностей, случайных решений. Все-таки выборы – это ответственный процесс, который требует максимальной концентрации внимания. Если мы избираем парламент - нужно концентрироваться на нем, избираем местные органы самоуправления – другой уровень проблем. Когда получаешь в избирательной кабинке несколько «простыней», на которые следует потратить хотя бы полдня, чтобы разобраться, многим трудно правильно сориентироваться. Понятно, что тогда приход «случайных» людей ни к чему хорошему не приведет. Между выборами должны быть дистанции, на которых все могли успокоиться и нормально работать.

Part.org.ua – Владимир Петрович, как Вы оцениваете шансы на президентство Виктора Ющенко?

В. Семиноженко – Кандидатура следующего президента зависит от того, какой станет роль и функции президента Украины в дальнейшем. Тут вопрос может пойти по нескольким направлениям: Виктор Андреевич как вероятный кандидат (фигура) на выборах и Виктор Андреевич как новый Президент. Мне кажется, все уже убедились в том, что, когда Ющенко была отведена роль лидера в качестве главы правительства, то это было время максимальной однобокой политической ангажированности правительства. Поэтому есть большая опасность политической конфронтации всего общества, а это достаточно серьезная вещь. Посему, одно дело, когда избирают некоторые политические фигуры в парламент, а другое, когда народ избирает фигуру, которая должна привести страну к стабилизации, а не наоборот.

Но я бы хотел вернуться к варианту первому, когда мы говорим о фигуре президента. Сегодня рано говорить об этом, поскольку роль его может быть совершенно другой, если мы действительно достаточно четко и корректно проведем политическую реформу.

Part.org.ua – Вы верите в успешную реализацию подобного реформирования?

В. Семиноженко – Верить или не верить, это не категории политики. Можно говорить о том, что существует определенный политический проект, и есть большая вероятность его реализации. И второе, эту веру никто не дает нам извне. Уже сегодня существуют достаточно серьезные партии и политические группы со сферой общих интересов, которые при условии концентрации усилий способны провести соответствующие преобразования. Причем, для этого существуют разные сценарии. Безусловно, они конституционные.

Но политическая реформа может проводиться и без «масштабных» коррекций в Конституции, поскольку она уже де-факто начала реализовываться. Даже то, что нынешнее правительство вместе с его главой работает больше года, является результатом компромисса тех политических сил, которые относятся к центристскому ядру. Именно они показывают, что на самом деле правительство может консолидировать в том числе и парламент. Если эта тенденция будет усиливаться и дальше, то совершенствование этой системы произойдет уже в ближайшее время.

Part.org.ua – То есть недавние заявления полпреда Президента в парламенте Александра Задорожного о создании большинства – это информация что называется «post factum», то есть большинство действительно создано?

В. Семиноженко – Дело в том, что мы уже убедились, что парламентское большинство, которое формируется в отрыве от правительства, является нестабильным. Например, большинство образца 2000 года – это тот случай, уроки из которого все уже вынесли. Большинство сформировалось и доверило вести правительство премьер-министру (тогда еще им был Ющенко). К сожалению, правительство тогда не стало опираться на это большинство. Какой-то инертный процесс еще шел, но долго он продолжаться не мог. Именно с этим была связана отставка правительства. Работа большинства не была сцементирована такими коалиционными основами, которые формирует правительство. Сейчас этот урок уже пройден, ведь политика – такая система, которая всегда строится на извлечении опыта из тех ошибок, которые были сделаны.

Сегодняшнее правительство – это как раз то первое приближение к коалиции, которое начинает объективно отражать расстановку парламентских сил.

Part.org.ua – И все-таки, возвращаясь к теме президентства, хотелось бы поинтересоваться, представляли ли Вы себя президентом, мечтали ли о президентстве?

В. Семиноженко – Вы знаете, когда человек уже имеет большой опыт реализации национальных проектов на разных серьезных этапах, то любую свою роль он соизмеряет с масштабом возложенной на него ответственности. Легковесные амбиции при таком подходе всегда уходят на дальний план, уступая место главному.

У меня в жизни существует одно правило: для меня главная цель – не конкретные посты, а та роль, которую я могу выполнять в национальной командной политической игре. У меня не возникает дискомфорта от того, что я – заместитель премьера, раньше был заместителем главы партии. Если сегодня мне доверено вести многие направления, такие как модернизация инновационной составляющей развития Украины, улучшение системы образования и медицины, сохранение нашего культурного наследия и многое другое, то меня это устраивает. Тем более, что на сегодня более важным является вопрос построения нашей партии - Партии Регионов, как общенациональной партии европейского типа. Сила, которая на деле обеспечивает продвижение страны на основе нового понимания роли регионов, - мне этого более чем достаточно.

Part.org.ua – Владимир Петрович, в последнее время в кулуарах активно говорят о конфликте между Януковичем и Азаровым. Насколько подобный факт действительно имеет место быть, и в чем его причина?

В. Семиноженко – Я думаю, если кто-то поднимает вопросы о конфликтности, то это очень поверхностная интерпретация тех серьезных позиций, которые имеют сильные фигуры, имеющие свой путь, свои заслуги и свою огромную роль в новейшей истории Украины. Я знаю ситуацию в нашей партии (Ред. – Партия регионов) изнутри, а также позицию сил, которые ее поддерживают, и могу сказать, что противоречий в партии нет никаких. В то же время, есть дух новых предложений с точки зрения становления и роли партии.

Есть другой аспект: нам очень сложно сегодня вести партию по той причине, что существует политическая конкуренция, хотя наша партия открыта для всех, и мы это продемонстрировали тем, что не отстранились от блока «ЗаЕдУ!», не вели свою линию, а были в коллективной игре. И тем не менее, существуют отдельные нюансы политической конкуренции, которые, возможно, по нашей реакции интерпретируются как наличие у нас разных мнений в партии. Мы свои мнения стремимся аккумулировать, объединять в еще более качественный идейный продукт.

На сегодняшний день в Партии регионов уже более 550 тыс. членов и проведена огромная идеологическая и организационная работа, особенно перед началом нового политического сезона. Мы исходим с тех позиций, что нас не удовлетворяет простое политическое «присутствие», свойственное многим украинским партиям. Нашей партии есть, что предложить украинскому обществу в програмно-идеологическом плане. В том числе, и в отношении нейтрализации угроз, которые лишают страну конституционного и демократического продвижения вперед.

Part.org.ua – Как Вы оцениваете нынешнее состояние противодействия сил «власть – оппозиция» в контексте намечающихся на осень событий?

В. Семиноженко – Вы знаете, оппозиция – это определенное клише. На самом деле оппозиции нет. Есть, скорее всего, отсутствие позиции. Потому что наличие любой позиции хотелось бы видеть в виде системного последовательного документа. Ничего подобного мы не видим у оппозиции, если сравнивать их с такими системными документами, как Послания Президента к ВР, Стратегия социально-экономического развития страны до 2011 года, Стратегия инновационных реформ и др. Есть некоторые лидеры, которые, используя политическую конъюнктуру, подстраивают под себя определенные группы лиц и дальше этого, по сути, дело не движется.

Наша оппозиция – это не есть унитарный конгломерат, это скопление очень разных групп, у каждой из которых своя игра. Поэтому власть сегодня не рассматривает оппозицию как силу, которая находится по другую сторону баррикад от нее.

Более того, мы благодарны каким-то конструктивным оппозиционным предложениям и всегда открыты для работы. У нас не бывает, того, что, приглашая лидеров фракций или председателей парламентских Комитетов в Кабмин, на дверях их «фильтровали» бы по каким-то оппозиционным убеждениям. Мы выполняем свои конституционные функции, мы открыты и максимально базируемся на всех силах, которые есть в парламенте, при условиях конструктивного взаимодействия с ними.

И то заседание Кабмина, которое произошло на днях, было беспрецедентным. По сути, Кабмину была отведена роль консолидирующего, в политическом контексте, ядра. И одним из решений Кабинета Министров стало усиление Координационного совета, который станет основой продуктивного законодательного процесса.

Part.org.ua – То есть, Вы считаете, что оппозиция не права уже тем, что не выработала четкой позиции и стратегии действий?

В. Семиноженко – Да, у оппозиции нет ни четкой платформы, ни каких-нибудь системных документов (Например, в обращении «Нашей Украины» просматривается лишь одно – обострить противоречия, которые существуют у оппозиции с Президентом или, скорее, вызвать эти противоречия). Сегодня на самом деле ни конфликтности, ни кризисности, нет ни в одном действии власти. Более того, во всех отношениях наступает стабилизация. После выборов – стабилизация политическая и экономическая. Вот это и опасно для оппозиции: в спокойных, стабильных условиях очень трудно находить свое место, повышать свои рейтинги. Страх потерять свою политическую позицию или свое место в ставших уже системными раскладах – это и есть основная мотивация действий оппозиционных сил. Много есть, конечно же, и других причин: кому-то нужно заменить свою правовую ответственность определенными действиями, другому – восстановить резко теряющееся влияние и т.д. У нас есть много рудиментарных движений, которые исторически сами уже отходят, поэтому к ним также привлекается внимание.

Оппозиция пытается создать кризис и «встроиться» в него, чтобы получить максимум политических дивидендов. В этом состоит полный алгоритм действий оппозиции. Оппозицию пугает стабильность. К примеру, я очень уважаю фракцию «Наша Украина», всегда внимательно прислушиваюсь к ее заявлениям, но когда говорится о том, что «мы получили 80% мест в парламенте», хочется ответить: «Покажите свои 80% депутатов парламента». В действительности у них меньше 20-25%, поэтому пусть формируют свою коалицию, доказывают свои преимущества. Причем, доказывать надо не популистским обнажением каких-то очередных проблем, а своими действиями, позициями. Хотел бы я услышать хоть одно замечание или альтернативный ответ Программе социально-экономического развития Украины, предложенной нынешней властью, или критику Послания Президента с внесением лучшего проекта. Поэтому с полной убежденностью можно сказать, что действия оппозиции отличаются своей несистемностью.

Part.org.ua – Владимир Петрович, как часто Вы становились объектом для критики?

В. Семиноженко – Меня очень часто критикуют. Безусловно, критика вызывает чувство досады, особенно когда это не по делу. Откровенно говоря, мне кажется, что в последнее время, чаще критика идет именно «не по делу». Никто меня не критиковал за то, что я недостаточно настойчиво лоббирую медицинскую, научно-техническую или образовательную сферы и так далее. Все «критиканство» строится на инсинуациях, в очередной раз придумывается какая-то «фишка», на нее все набрасываются и начинают «раскручивать».

С другой стороны, вывод в случае критики для меня один: надо проанализировать, что я не так сделал, в чем допустил ошибку. Даже сейчас, во время этого интервью, мне кажется, что я достаточно жестко высказался по некоторым вещам. Могу сказать, что это меня смущает лишь в той мере, что это связано с моей позицией. Хотел бы я услышать критику в свой адрес по поводу того, что я меняю свои убеждения по базовым моментам.

Part.org.ua – В последнее время власть в контексте готовящихся акций протеста не устает повторять, что у оппозиции ничего не получится. А у самой власти все получится?

В. Семиноженко – В данном случае я сторонник того, что у власти действительно все должно получиться, иначе для чего же тогда все затевать? Если не веришь в то, что ты делаешь, лучше забрать свои вещи, книжки из кабинета и уйти. Поэтому, опять-таки, я бы не хотел говорить, что дилемма «оппозиция – власть» - это самоцель, борьба одних с другими. Власть благодарна оппозиции, поскольку она с ее помощью совершенствуется и качественно, и кадрово.

С другой стороны, хотелось бы, чтобы соответствующая дискуссия оппозиции и власти приводила и к совершенствованию оппозиции. В этом отношении у меня пока большие сомнения.

Part.org.ua – Владимир Петрович, Вы недавно заявили, что недовольны результатами реконструкции Майдана Незалежности? Какие шаги Вы планируете предпринять в этом направлении (если планируете)?

В. Семиноженко – Я говорю вам откровенно, мне не нравится новый вид Майдана. С другой стороны, концентрировать все время на этом внимание, не видя будущего, это тоже какая-то неконструктивная точка зрения.

На самом деле, наверное, ничего другого и не могло получиться, потому что архитектура – это все-таки почерк истории. Не зря мы говорим, что те или иные архитектурные решения, связанны с определенным периодом истории, более того, часто даже персонифицированы. Та архитектурная эклектика, которая есть на Площади, это серьезный, временами драматический и сложный путь нашей украинской истории. И путь нашей местной, столичной власти.

Конечно, останавливаться на этом нельзя. Ездить снова бульдозерами сейчас вообще было бы глупостью. Нужно просто делать выводы. Я думаю, что они уже сделаны. Сегодня мы уже по-новому смотрим на сохранение национального Заповедника «Киево-Печерская Лавра», исторического центра Софии.

То, что мы сегодня планируем вместе с Александром Омельченко, со многими видными спортсменами, государственными деятелями – это преобразование спорткомплекса «Олимпийский», которое должно характеризоваться новым почерком.

Part.org.ua – Не считаете ли Вы, что историческая часть города должна оставаться «неприкасаемой» для бульдозеров, кранов, грузовиков и прочей ремонтно-строительной техники?

В. Семиноженко – Я считаю, что с историческим центром Киева следует обходиться очень бережно. Более того, я, наверное, уже начал утомлять подчиненных своими поручениями по этому вопросу. Например, я обратился за разъяснениями по поводу того, что в районе Михайловской площади достраивается небольшое здание. Не изменит ли это облик нашего центра. Сейчас комиссия приняла решение о приостановке строительства кафе возле стен Киево-Печерской Лавры и мы определяем, есть ли правовые основы для подобных действий. Я сторонник того, что надо совершенствовать старую часть города, но ни в коем случае ее не менять. Мне кажется, что центр города «перегружен» дополнительным строительством. Не может наша историческая земля вынести давления такого огромного количества зданий, которые неуемно закладываются и растут. Такими темпами мы можем потерять облик матери городов русских.

Думаю, киевлянам необходимо знать, как концептуально развивается столица. К примеру, когда в Париже строили деловой центр, там была полная ясность и прозрачность при принятии оригинальных архитектурных решений, учитывался облик «старого города», не было смешения концепций. Что касается Киева, то, судя по архитектуре, я до сих пор не знаю, что у нас можно отнести к деловому центру. Конечно, я понимаю, что это Печерск, где расположены главные символы государства – резиденция Президента, здание ВР. Но где будет развиваться, все же, деловая часть?

В целом, любое дело нужно вести только тогда, когда известны перспективы, то, к чему ты идешь, а не принимать решения «сегодня на сегодня».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ