ЗАКАВКАЗЬЕ
Независимая газета, 13 сентября 2002 Запад не заметил ультиматума. Война с Грузией чревата глобальной дестабилизацией Кавказа.Юлия Петровская
Дестабилизация внутриполитической обстановки и
дальнейшая дезинтеграция Грузии станет первым результатом объявления Россией
войны. Позиции Эдуарда Шеварднадзе, который, по его собственному признанию, и
так не контролирует полностью территорию своей страны, окажется под мощнейшим
ударом, который может стоить ему президентского кресла. Несмотря на то что
сегодня Шеварднадзе не располагает убедительной поддержкой внутри Грузии, он тем
не менее является консенсусной фигурой, которая в обозримой перспективе едва ли
может быть заменена на аналогичную (консенсусную). Возьмемся предположить, что
России все же было бы удобнее иметь дело с Шеварднадзе, чем оказаться
вынужденной заняться уже не столько решением проблемы терроризма, а это
официально заявленная цель Москвы, сколько решением проблем отдельно Абхазии,
отдельно Южной Осетии и, возможно, других территорий Грузии - также отдельно.
Очевидно, что проведение силовой операции на территории
Грузии далеко выходит за рамки отношений Москва-Тбилиси. Сразу возникает вопрос,
как отнесутся к такому сценарию на Северном Кавказе, то есть в весьма широкой
зоне нестабильности внутри самой России. Известно, что российские власти
обвиняют или подозревают немалое число жителей Дагестана, Северной Осетии,
Ингушетии и др. в террористической деятельности или связях с террористами.
Показав силу за пределами российских рубежей, Москва по меньшей мере
спровоцировала бы нервозность на Северном Кавказе. Кроме того, в самой Чечне это
никак не улучшило бы ситуацию. Удары по грузинской территории скорее всего не
заставят сложить оружие тех, кто противостоит федеральным силам в Чечне.
Каким образом российская антитеррористическая операция
на территории Грузии может отразиться на репутации России в глазах наших
партнеров по СНГ и на взаимоотношениях государств в рамках самого союза?
Рассмотрим в этой связи треугольник Грузия-Армения-Азербайджан, в котором
существует клубок собственных проблем - и политических, и территориальных. Эти
проблемы, как представляется, неминуемо обострятся, как только зашатается кресло
под Шеварднадзе. По убеждению многих аналитиков, нахождение у власти Шеварднадзе
и его азербайджанского коллеги Гейдара Алиева является сдерживающим фактором в
регионе: выпадение одного из политиков из этого тандема способно привести к
крупномасштабной кавказской войне.
Очевидно, что реакция партнеров по СНГ на применение
силы на территории Грузии во многом будет зависеть от позиции Соединенных
Штатов. А она, в свою очередь, как можно предполагать с большой степенью
уверенности, будет отрицательной и будет во многом совпадать с позицией по
Чечне, проблему которой Вашингтон и вся Европа считают решаемой только (!)
политическим путем. Военное присутствие нашего заокеанского союзника по
антитеррористической коалиции в Центральной Азии не позволит тамошним
республикам СНГ занять позицию, идущую вразрез с американской. Полную поддержку
своих действий Москва могла бы ожидать только от Минска, хотя многие наблюдатели
ставят это под сомнение, исходя из последних событий в российско-белорусских
отношениях.
Очевидно, что реакция т.н. международного сообщества, то
есть ключевых столиц мира, на использование силы на грузинской территории, не
будет по крайней мере одобрительной. За время, истекшее после оглашения
президентом Путиным ультиматума к руководству Грузии, от высокопоставленных лиц
в "цивилизованном мире" не поступило публичных оценок самой возможности
применения силы на грузинской территории в рамках борьбы с международным
терроризмом. Это тот случай, когда молчание не следует истолковывать как
одобрение. Это выжидательная позиция. "Цивилизованный мир" сейчас формирует свое
мнение, исходя в том числе из уже упоминавшейся позиции по Чечне и ставя во
главу угла политические средства урегулирования проблем по линии Москва-Тбилиси,
а также уважение прав человека.
Трудно просчитать возможный успех антитеррористической
операции на территории Грузии. Хотелось бы верить, что Москва не станет ее
предпринимать.
Сегодня вспоминается заявление президента Путина,
прозвучавшее 24 сентября прошлого года, когда Кремль выразил свою поддержку
Вашингтону в его антитеррористической борьбе: "Российская Федерация уже давно,
опираясь исключительно на собственные силы, ведет борьбу с международным
терроризмом и неоднократно призывала международное сообщество объединить свои
усилия. Мы... считаем, что события в Чечне не могут рассматриваться вне
контекста борьбы с международным терроризмом... Сегодня, когда цивилизованный
мир определил свою позицию в отношении борьбы с террором, определить свою
позицию должен каждый. Такой шанс должен быть предоставлен и тем, кто еще не
сложил оружия в Чечне. Поэтому предлагаю всем участникам незаконных вооруженных
формирований и тем, кто называет себя политическими деятелями, немедленно
прекратить все контакты с международными террористами и их организациями. В
течение 72 часов выйти на официальных представителей федеральных органов власти
для обсуждения следующих вопросов: порядок разоружения этих незаконных
вооруженных формирований и групп и порядок их включения в мирную жизнь в
Чечне..."
Это заявление Путина было многими охарактеризовано
(ошибочно) год назад как ультиматум. На самом деле это был призыв к мирным
переговорам в Чечне. Какой эффект произвел такой "ультиматум" на участников
незаконных формирований и наших партнеров по антитеррористической коалиции? Мы
не беремся пересчитывать тех, кто сложил оружие, но можем говорить о том, что
такое заявление не нашло широкой поддержки в мире. За истекший год на Западе не
стали трактовать проблему терроризма так, как ее подает Россия. И дело вовсе не
в том, что Россия не права, а в том, что она пока не может рассчитывать на то,
что ее сочтут правой.
И последнее. Из всех военных конфликтов за последнюю
четверть века Россия (раньше СССР) выходила с потерями, которые многократно
превосходили любой эффект от использования силы. Афганистан и Чечня - это только
самые яркие примеры. Был еще Баку в 1988-м, Тбилиси в 1989-м, Вильнюс в
1991-м... И во всех этих случаях использование армии осуществлялось
бессмысленно, безумно и неэффективно.
РТР, 12 сентября 2002 Россия готова к самообороне. Полный текст заявления Владимира Путина о российско-грузинских отношениях
Полный
текст заявления президента Владимира Путина касательно действий России на
границе с Грузией, сделанное главой государства 11 сентября.
"Сегодня - 11 сентября, когда весь мир говорит о
прошлогодней трагедии в США и о тысячах ни в чем не повинных людей, погибших
тогда в результате террористических актов, а мы здесь, в России, вспоминаем
сотни наших соотечественников, ставших жертвами террористов в результате взрывов
жилых домов и других преступлений. Сегодня особенно уместно и своевременно еще
раз проанализировать ситуации в сфере обеспечения национальной безопасности.
Источником экстремизма и терроризма на территории нашей страны длительное время
оставалась Чеченская республика, в которой в полномасштабном формате развернули
свою деятельность международные террористические организации, включая
небезызвестную "Аль-Каиду". Конечно, в Чечне у нас и сегодня много нерешенных
проблем и политического характера, и социального. Бандиты еще в состоянии
действовать и наносить удары из-за угла. Но бандформированиям нанесен
сильнейший, ощутимый удар, и инфраструктура международного терроризма там
уничтожена.
Одна из причин, осложняющих эффективную борьбу с
терроризмом, - сохранение в отдельных частях мира территориальных анклавов,
неподконтрольных национальным правительствам, которые в силу самых разных
обстоятельств не могут или не хотят противостоять террористической угрозе. Одним
из таких мест, ситуация в котором вызывает особую тревогу России, - это
Панкисское ущелье Грузии и другие участки сопредельных территорий по линии
государственной границы между Грузией и Россией. Положение в этом регионе
отравляет в течение длительного времени межгосударственные отношения со страной,
с народом, с которым нас связывает не только общая история и нравственные
ценности, но чувство взаимной симпатии и уважения. Иначе сотни тысяч грузин
сегодня не жили бы и не работали практически на постоянной основе, без
преувеличения, во всех регионах России.
Начиная с 1999 года, когда мы предложили руководству
Грузии предпринять совместные действия по недопущению проникновения боевиков из
Чечни в Грузию и заканчивая событиями последнего времени, Россия терпеливо и
настойчиво пытается наладить взаимодействие с официальными властями Тбилиси по
вопросам борьбы с терроризмом. За это время в оценках и подходах наших
грузинских коллег произошла значительная трансформация: от полного и абсолютного
отрицания присутствия на их территории международных террористов до полного и
безоговорочного признания этого факта. Сегодня никто не может отрицать, а нам
это известно абсолютно точно и подтверждается иностранными источниками
информации, что на территории Грузии окопались и те, кто причастен к подготовке
терактов в США год назад, и непосредственные исполнители взрывов жилых домов в
Российской Федерации. Мы требуем их незамедлительной выдачи. Но не только их.
Нам до сих пор не выдают даже тех бандитов, которые были задержаны грузинскими
властями с оружием в руках после неудавшейся в конце июля этого года попытки
группы бандитов проникнуть в Россию. Мы также терпеливо ждали результатов так
называемой антикриминальной операции. Наличие на территории Грузии сотен
террористов и незаконных вооруженных формирований, состоящих, кстати говоря, из
граждан самых разных стран мира, не отрицается. Необходимость ведения
спецоперации для наведения порядка признается, но ни блокированных террористов,
ни задержанных и преданных суду боевиков, ни выданных или хотя бы
депортированных из Грузии бандитов нет. У нас возникает законный вопрос: где
они? Ответ известен. Они рассредоточились по другим регионам Грузии вдоль границ
России, готовятся к совершению новых преступлений.
Россия твердо следует своим международным
обязательствам, с уважением относится к суверенитету и территориальной
целостности других государств. Однако требует точно такого же отношения к
себе.
Если грузинское руководство не сможет создать зону
безопасности в районе грузино-российской границы, будет и дальше игнорировать
резолюцию Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 года и не положит
конец бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные регионы России, мы
оставляем за собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава
Организации Объединенных Наций, закрепляющей за каждым государством-членом ООН
неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону.
В этой связи прошу директора Федеральной пограничной
службы, министра обороны, директора ФСБ доложить об исполнении моих прежних
поручений по укреплению южных рубежей России. Прошу разработать и предложить
меры по дополнительной защите госграницы.
Министерству обороны совместно с другими силовыми
ведомствами доложить предложения по разработке спецопераций, направленных на
ликвидацию бандформирований в случае повторения попыток прорыва на территорию
нашей страны.
Прошу Генеральный штаб российской армии доложить
предложения о возможности и целесообразности нанесения ударов по достоверно
разведанным базам террористов в ходе операции преследования.
Министерству иностранных дел Российской Федерации будет
поручено проинформировать о нашей озабоченности нарушениями Грузией
антитеррористических резолюций Совета Безопасности ООН Генерального секретаря
этой организации, постоянных членов Совета Безопасности и наших партнеров по
антитеррористической коалиции.
Буду также просить руководителей обеих палат
Федерального Собрания провести соответствующую работу по линии межпарламентских
связей, имея в виду в том числе и связи с парламентом самой Грузии.
Очень рассчитываю на то, что нам удастся выработать
конкретные совместные действия по борьбе с терроризмом на предстоящей встрече с
президентом Грузии Шеварднадзе в Кишиневе в начале октября этого года.
И последнее. Ничего этого не потребуется, никакие меры,
спецоперации не будут нужны, если грузинское руководство будет действительно
контролировать свою собственную территорию, выполнять международные
обязательства в сфере борьбы с международным терроризмом и не допустит возможных
нападений международных террористов со своей территории на территорию Российской
Федерации".
Заявление министерства иностранных дел Грузии
12.09.2002 г., г.Тбилиси
В Грузии крайне встревожены заявлением Президента
Российской Федерации г-на Путина от 11 сентября с.г. на заседании в г. Сочи,
содержащим неприкрытую угрозу применения военной силы против территории
соседнего суверенного государства.
Можно лишь сожалеть, что заявления главы российского
государства прозвучали именно 11 сентября, в день когда внимание мирового
сообщества сконцентрировано на прошлогоднем теракте.
Вызывает крайнее удивление то, что такого рода обвинения
прозвучали несмотря на то что российская сторона по задействованным между
спецслужбами каналам было детально проинформирована о всех мероприятиях
проводимых и планируемых грузинскими силовыми структурами по оздоровлению
криминальной ситуации в Панкисском ущелье и на чеченском участке государственной
границы между Грузией и Россией.
Министерство иностранных дел Грузии считает, что
обвинения против Грузии выдвинутые в заявлении не имеют под собой никакой основы
и не отражают объективную реальность. С целью продемонстрирования реального
положения дел Грузинская сторона выражает готовность принять в ближайшее время в
Грузии группу международных экспертов в рамках ОБСЕ, в том числе и
представителей Российской Федерации для посещения и ознакомления с реальной
ситуацией в Панкисском ущелье и на чеченском участке государственной границы
между Грузией и Россией.
Грузинскую сторону призывают контролировать свою
территорию, тогда, когда в Панкисском ущелье и прилегающих районах вступают в
решающую фазу мероприятия очистки территории от криминальных элементов и
боевиков.
Грузинская сторона неоднократно подчеркивала и
подчеркивает, что она открыта к тесному сотрудничеству в борьбе против террора в
рамках глобальной антитеррористической коалиции в том числе и с Россией,
территориальную целостность которой и право защищать собственных граждан от зла
терроризма Грузия уважала всегда. Однако, поручения данные Президентом Путиным
11 сентября силовым структурам России ни в коей мере не вкладываются в рамки
общепринятых норм межгосударственных отношений и не могут быть расценены иначе,
как угроза агрессии со стороны РФ против соседнего суверенного государства.
В связи с этим, МИД Грузии считает абсолютно
неприемлемым по меньшей мере произвольное толкование 51-ой статьи Устава ООН,
прозвучавшее на заседании в г. Сочи и имеющее цель лишь оправдать подобные
агрессивные намерения.
Грузинская сторона настойчиво призывает Российскую
сторону воздержаться от непродуманных шагов, которые могут лишь повлечь за собой
новые разрушения и человеческие жертвы, дестабилизировать ситуацию на Кавказе в
целом и нанести непоправимый урон российско-грузинским отношениям.
В тоже самое время, в связи с раздуванием Российской
стороной панкисской темы, вне области внимания мировой общественности остается
политика проводимая Российской Федерацией по отношению к Абхазии, Грузия
выражающаяся в прямой политической и военной поддержке сепаратистских властей,
прямых контактах официальных властей РФ с сепаратистами, компании массовой
выдачи российских паспортов и присвоении российского гражданства населению
Абхазии, Грузия, упрощенном порядке пересечения государственной границы на
абхазском участке.
МИД Грузии призывает ООН, ОБСЕ и все мировое сообщество
предпринять решительные меры по недопущению подобного развития событий в
кавказском регионе.
Регион.ру, 13 сентября 2002 Грузинский парламент обвинил Россию в покровительстве терроризму.
Грузинский парламент обвинил Россию в неадекватной интерпретации Устава ООН,
в подготовке агрессии, попытке аннексии и покровительстве терроризму. Об этом
говорится в единогласно принятом в четверг парламентом Грузии обращении к ООН,
ОБСЕ, странам Евросоюза и Совета Европы по поводу заявления Владимира Путина.
Это заявление от 11 сентября "поставило Грузию перед очередной военной агрессией
со стороны России", говорится в документе. При этом грузинские парламентарии
утверждают, что в его основу "легла неадекватная интерпретация" 51-й статьи
Устава ООН.
В среду президент России заявил, что Москва "оставляет
за собой право на индивидуальную или коллективную самооборону, если Грузия не
сможет создать зону безопасности в районе грузино-российской границы, не положит
конец бандитским вылазкам и нападениям на сопредельные регионы России".
Возможность прибегнуть к самообороне закреплена в статье 51-й Устава ООН,
пояснил глава российского государства. Он поручил главам Минобороны, ФСБ и ФПС
разработать меры по дополнительной защите госграницы и представить "предложения
по разработке спецопераций, направленных на ликвидацию бандформирований в случае
повторения попыток прорыва террористов на территорию нашей страны".
Грузинские же парламентарии утверждают, что это
заявление "поставило Грузию перед очередной военной агрессией со стороны
России". Более того, считают они, дата его опубликования - 11 сентября -
"представляет собой попытку маскировки фактической аннексии под борьбу с
терроризмом". По мнению грузинских депутатов, речь идет о "предварительном этапе
прямой военной агрессии, направленной против Грузии, что целенаправленно
готовилось заявлениями официальных кругов России, распространением дезинформации
и перманентными воздушными бомбежками".
Между тем, Эдуард Шеварднадзе подчеркнул в среду, что
заявление Владимира Путина "не означает, что Россия собирается напасть на Грузию
и начать войну". По его словам, никаких оснований для паники нет.
Парламентарии утверждают также в своем обращении, что
"истоки терроризма находятся на территории России", не поясняя при этом, о чем
конкретно идет речь. Более того, они считают, что "Грузия больше всего
пострадала от исходящего из России терроризма, которому покровительствовало ее
руководство".
Одновременно грузинские парламентарии подчеркнули, что
"Грузия в рамках международной антитеррористической коалиции осуществляет
конкретные радикальные действия". Однако, как заявил президент России, "никакие
меры и спецоперации не будут нужны, если грузинское руководство будет
действительно контролировать свою собственную территорию, выполнять
международные обязательства в сфере борьбы с международным терроризмом и не
допустит возможных нападений международных террористов со своей территории на
территорию Российской Федерации".
Газета СНГ, 12 сентября 2002 Мистер Путин - это серьезноАлександр Орлов
Вялотекущий дипломатический скандал между Москвой и
Тбилиси, длившийся с тех пор как Грузия начала проводить антитеррористическую
операцию в Панкисском ущелье, явно переходит в новое качество. После
многочисленных обвинений Москвы в адрес Тбилиси в невыполнении обязательств в
отношении борьбы с терроризмом и отказе выдать чеченских боевиков, находящихся
на территории Грузии Кремль решился на более серьезный шаг. За дело взялся лично
известный борец с терроризмом Владимир Путин, который направил в ООН и ОБСЕ
предупреждение о том, что Россия может начать в Грузии силовую операцию. Суть
путинского послания в адрес международных организаций сводится к тому, что
Россия, проводившая многотрудную кампанию в Чечне по борьбе с терроризмом, уже
близка к успеху в процессе политического урегулирования в регионе. Однако,
подчеркивает российский президент, "проблема не ограничена территорией Чечни",
поскольку успешный ход антитеррористической операции вынудил остатки боевиков
обосноваться на территории Грузии, где "при потворстве грузинских властей они
чувствуют себя вольготно и комфортно, продолжают получать военную, финансовую и
иную подпитку извне". При этом Путин напомнил, что Москва в 1999 г. предлагала
Тбилиси наладить "тесное взаимодействие специальных и пограничных служб двух
стран, чтобы поставить на российско-грузинской границе жесткий заслон боевикам",
однако сначала грузинская сторона вовсе отрицала наличие на своей территории
террористов, а затем не смогла справиться с ними в одиночку. Далее в документе
подчеркивается, что Тбилиси "вопиющим" образом не выполняет антитеррористическую
резолюцию 1373 Совета безопасности ООН, имеющую обязательный для всех государств
характер, а Россия в этой связи может быть вынуждена воспользоваться
предоставленным резолюцией 1368 Совбеза ООН, принятой в ответ на "варварские
террористические акции в сентябре прошлого года в США, неотъемлемым правом на
индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН". При
этом Владимир Путин особо подчеркнул, что в данном случает речь не идет о
действиях, "направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности
страны, смену политического режима". Просто если грузинское руководство не
предпримет конкретных действий по уничтожению террористов, Россия, действуя в
строгом соответствии с международным правом, примет адекватные меры по
противодействию террористической угрозе.
По опыту чеченской кампании всему миру хорошо известно,
что Владимир Путин слов на ветер не бросает. Сказал: "Мочить в сортире". Начали
мочить. Сказал: "Подготовить план военной операции в Панкисском ущелье". Генштаб
подготовил. Теперь дело за малым - согласно Конституции РФ одобрить вопрос
использования вооруженных сил России за пределами ее территории должен Совет
Федерации. Кроме того, Москве неплохо бы заручится поддержкой со стороны
международного сообщества, в частности получить санкцию со стороны Совбеза ООН.
Совет Федерации заявил о намерении поддержать президента России. А первый зам
главы российского внешнеполитического ведомства Вячеслав Трубников обсуждал эту
проблему с послом США в Москве Александром Вершбоу.
Стоит ли говорить, что на заявление Владимира Путина
незамедлительно отреагировал официальный Тбилиси. Возникшая проблема обсуждалась
на экстренном заседании Совбеза Грузии, грузинский парламент озаботился
написанием ответа российскому президенту, а Эдуард Шеварднадзе назвал
"ультиматум российского президента" проигрышным и неоправданным для политика
такого ранга. При этом президент Грузии подчеркнул, что, оказывается, проблему
Панкиси Грузии навязала Россия. (Видимо, вместо того, чтобы уничтожать
террористов российские военные-альтруисты просто-напросто депортировали их через
границу на территорию Грузии.) Говоря о претензиях Москвы в нежелании выдавать
пойманных в ходе антитеррористической операции в Панкиси чеченских боевиков,
Шеварднадзе подчеркнул, что они нарушили, прежде всего, грузинское
законодательство и будут отвечать перед грузинским государством, пока не будут
представлены достоверные доказательства их преступлений на территории России.
Лукавит, однако, "грузинский лис". На днях глава МИД
Абхазии Сергей Шамба сообщил РИА "Новости", что "грузинские власти до начала
операции в Панкисском ущелье договорились с боевиками, которые там находятся,
что они временно покинут район ущелья". По его данным, террористы
рассредоточились в направлении Южной Осетии и Абхазии. Шамба также обвинил
Грузию в нарушении достигнутых с Абхазией договоренностей. По его словам,
"Тбилиси установил в районе Кодорского ущелья пограничные посты и вооружил
местное население, подчинив созданные формирования соответствующим силовым
структурам Грузии". Для того, чтобы не допустить прорыва боевиков из Грузии,
абхазские военные заняли ключевые позиции, включая дороги и перевалы, в верхней
части Кодорского ущелья. Одновременно Шамба уточнил, что абхазские военные "не
входят в населенные пункты, где проживает грузинское население, и даже близко не
подходят к ним". К мобилизации готовится и Южная Осетия. Как заявил президент
этой республики Эдуард Кокоев, "около 700 международных террористов были
передислоцированы на границу с Южной Осетией из Панкисского ущелья Грузии". При
этом он подчеркнул, что Цхинвали "должен предпринять меры для того, чтобы не
допустить банды террористов на территорию Южной Осетии и России".
Становится очевидным, что если Владимир Путин сдержит
свое обещание в отношении Тбилиси, Абхазия и Южная Осетия так или иначе
присоединятся к российской антитеррористической операции в Грузии. В этом случае
Тбилиси обвинит Москву в том, что она отходит от своей позиции сохранения
территориальной целостности Грузии и наверняка обратится с соответствующим
заявлением к международному сообществу. Другое дело, как отреагирует на это
Вашингтон. Если сделка Кремля и Белого дома "Ирак в обмен на Грузию" состоится,
США примут сторону Путина, который сегодняшним заявлением продемонстрировал, что
мистер Путин - это серьезно
Известия, 4 сентября 2002 Игорь Георгадзе: "Если бы я хотел убить Шеварднадзе, мы бы беседовали на его могиле"
В среду, то есть в самом начале проведения, российское
военное руководство поставило под сомнение эффективность операции грузинских
спецслужб в Панкисском ущелье по уничтожению чеченских банд. "Вся их операция -
чистой воды бутафория и имитация действий по борьбе с терроризмом", - заявил
первый замначальника Генштаба вооруженных сил РФ генерал-полковник Юрий
Балуевский. Похоже, у него были основания для такого утверждения: пока жертвой
спецоперации стал лишь жалкий пойманный грузинами араб-террорист. Балуевский
также повторил опровержение утверждений Тбилиси о том, что 23 августа именно
российские самолеты бомбили мирные селения в этом районе. Со своей стороны,
Тбилиси огрызается: вы сами в Чечне с бандитами разобраться не можете, так и нас
не учите. Россия и Грузия, два члена одного Содружества, на грани конфликта.
Войны, все понимают, не случится. Но о нагнетании страстей говорят все сводки с
границы. Порой стороннему обывателю начинает казаться, что ключ к победе России
в затянувшейся чеченской войне лежит глубоко-глубоко на дне Панкисского ущелья,
где его стережет "пригретый" Шеварднадзе чеченский бандит Гелаев. А само ущелье
покрыто густым туманом раздражения, недоверия и крайней личной неприязни по
отношению друг к другу, охвативших руководство двух соседних государств - бывших
братских республик. Пожалуй, в последний раз московско-тбилисские отношения так
явно переходили на личности лишь в самом начале 20-х, когда большевик
Орджоникидзе от имени ЦК партии "бил морды" местным националистам - как потом
оказалось, "за Советский Союз". Сейчас отношения перешли на личность бывшего
члена ЦК КПСС, бывшего первого секретаря ЦК компартии Грузии, бывшего министра
иностранных дел СССР "имени роспуска Варшавского договора", ныне президента
Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Кажется, уж нет такого человека в российском
руководстве, коим не овладела бы мысль: не будет недоговороспособного, верно
отрабатывающего лишь американские гранты Шеварднадзе - не будет и проблем по
типу панкисской с Грузией. Как Джорджу Бушу сегодня кажется: не будет Хусейна в
Багдаде - не будет проблем и с Ираком. Как ни гротескно это выглядит, со стороны
Москвы в адрес Тбилиси звучат те же обвинения, что Вашингтон бросает Багдаду: в
поддержке международного терроризма. Кроме разве что обвинений в создании оружия
массового поражения. Бывшему главе МИД СССР в российском сенате (ко времени!)
припомнили историю 10-летней давности - действительно сомнительное соглашение о
разграничительной линии с Америкой в Беринговом море. И грозят аж уголовным
делом. Помнят ему и прозападный курс в годы перестройки. И уже ясно: с ним вряд
ли договорятся. К тому же президент Грузии слишком много делает назло Москве. Во
всяком случае, так ей кажется: мол, с этим хитрым лисом нипочем не договориться.
А грузинским противникам Шеварднадзе (вроде его бывшего министра Георгадзе)
начинает казаться, что настал их час, что Москва поддержит именно их властные
устремления. Как же все-таки банальна большая политика. Как много в ней мелкого,
личного. Всякий раз - с большими последствиями.
Георгий БОВТ
Пять часов утра. Вовсю поют петухи. На пыльной
проселочной дороге, почти в тысяче километров от Москвы, прикрытые кустами дикой
малины стоят три японских джипа с затемненными окнами. При появлении
корреспондента "Известий" Александра КРИВЦОВА в одном из автомобилей
приоткрывается дверца, из которой выглядывает человек-шкаф с характерным для
сотрудников спецслужб непроницаемым, холодным лицом. Жестом он показывает
направление, куда надо двигаться. Через минуту ходьбы - небольшая изба. Внутри
за длинным крестьянским столом в камуфляжной форме без погон сидит человек, в
котором легко признать Игоря Пантелеймоновича Георгадзе - бывшего министра
безопасности Грузии и личного врага Эдуарда Шеварднадзе.
Тот факт, что сегодня мы публикуем интервью с бывшим
шефом грузинских спецслужб, отнюдь не свидетельствует о том, что в конфликте
Георгадзе и Шеварднадзе "Известия" заняли определенную сторону. Наша задача -
дать читателям максимально полную картину. В том числе рассказать им о том, что
делает и о чем думает в настоящий момент человек, которого власти Грузии
объявили государственным преступником, требуя от России его выдачи. И тем самым
сделали Игоря Георгадзе ньюсмейкером номер один.
Сегодня в центре общественого внимания - не только
Георгадзе и Шеварднадзе, но и все, что происходит в Грузии. Особенно в
Панкисском ущелье. В четверг советники Шеварднадзе признали, что в этом районе
"могут скрываться люди, связанные с "Аль-Каидой". Панкисский кризис принимает
международный характер. Естественно, с бывшим шефом грузинских спецслужб мы не
могли не затронуть и эту тему.
Высказывания Георгадзе о президенте Грузии -
скандальные, на грани фола. Он бросает в адрес Шеварднадзе чудовищные обвинения,
требующие доказательств. Доказательств при этом грузинский генерал не
предъявляет - хотя и клянется, что они есть.
- В Грузии вас продолжают
обвинять в покушении на Эдуарда Шеварднадзе. По заявке из Тбилиси вас
разыскивает Интерпол. Не страшно?
- На суде в Тбилиси в 1997 году выступили 365 свидетелей
и 168 пострадавших. И не было получено ни одного доказательства моей
причастности к событиям 1995 года. Было сделано все, чтобы убрать меня с
политической арены как реального претендента на пост президента. Ведь мой
рейтинг к выборам практически сравнялся с рейтингом Шеварднадзе.
Самое интересное, что примерно за полтора месяца до
этого "покушения" я уехал в командировку в Турцию, где встречался с руководством
местных спецслужб, а потом, с разрешения Шеварднадзе, остался там провести
отпуск. Ни один опытный политик, который хочет сместить своего президента путем
военного переворота, никогда не покинет страну во время его подготовки.
Преследовать меня начали не 29 августа, когда произошло
"покушение", а уже в октябре, когда в российских СМИ появилось мое открытое
письмо, где я прямо заявил, что становлюсь политическим противником Шеварднадзе
и открыто смогу сказать о безобразиях и преступлениях, совершаемых кланом
президента. Без фальсификаций результатов голосования Шеварднадзе никогда бы не
стал президентом. По самым оптимистическим прогнозам, к середине 1995 года его
рейтинг опустился до 17 процентов. И он мог потерять власть. После моих
оппозиционных заявлений президент занервничал. И приговорил меня к смерти.
- В последнее время вы часто
появляетесь на публике - в России. Это опровергает утверждение Москвы о том, что
разыскиваемого грузинскими правоохранительными органами и Интерполом Игоря
Георгадзе на российской территории нет...
- Я нахожусь за пределами России. Но в вашей стране у
меня широкие возможности. Я с семьей мог бы жить где-нибудь под Москвой или под
Красноярском. Но это не в моих правилах. Я никогда не подведу своих друзей,
среди которых много высоких начальников и рядовых сотрудников спецслужб, которые
по роду своей деятельности обязаны охотятся за мной.
- Спецслужбы Грузии продолжают
охотиться за вами?
- Именно поэтому я нахожусь в местах, недоступных для
наемных убийц. Все мои передвижения осуществляются под чужим именем. Мы
выяснили: Шеварднадзе имеет тесные контакты с ворами в законе, которым "заказал"
меня. Уголовники, как мне доложили, вначале не поверили, что просьба исходит от
президента, и потребовали личной встречи с ним. За обещанную услугу исполнитель
получил от Шеварднадзе дом в собственность и персональную охрану от МВД. Кстати
сказать, это не первый "заказ" на меня. Сначала меня обещал устранить
Березовский. Потом мою голову на стол Шеварднадзе обещал положить ныне
объявленный в розыск российской Генпрокуратурой бывший председатель совета
директоров ТВ-6 Бадри Патаркацишвили.
- А вам не обидно, что вас
считают беглым преступником?
- Мне обидно, что не все знают о реальных событиях почти
десятилетней давности. Если бы я действительно организовал покушение на
Шеварднадзе, мы бы сейчас разговаривали на его могиле. Я все-таки профессионал,
прошел Афганистан.
- Может быть, в вас говорят
личные обиды на Шеварднадзе?
- Когда я говорю о его личности, наверное, есть налет
субъективизма. Трудно поверить, но у Шеварднадзе вообще нет никаких нравственных
корней. Годами создавался мифический образ респектабельного, вдумчивого
дипломата. Хотя сейчас задним числом люди видят, что советский дипломат
Шеварднадзе буквально подстелил страну под Запад. У него есть только две цели в
жизни, в преследовании которых он достиг фантастических результатов: власть и
деньги. Пусть будет гора трупов, главное - личная власть.
- В советские времена
тоже?
- Именно. Хотите, я вам вкратце опишу его настоящий
жизненный путь? Шеварднадзе окончил 8 классов и поступил в медучилище. Получил
диплом фельдшера. Грелка, клизма, утка... И этот провинциал выбирает путь
комсомольского вожака в Западной Грузии, в Кутаиси. Высшего образования нет. А
будущему президенту надо иметь диплом. И Шеварднадзе поступил в филиал заочного
пединститута. Вот все его образование. Человек, который с должности первого
секретаря горкома комсомола Кутаиси по костям дошел до первого секретаря райкома
партии. Тогдашний первый секретарь компартии Грузии Мжаванадзе был недоволен
работой Шеварднадзе и вскоре освободил его от должности. Шеварднадзе остался без
работы. Вот тогда он нащупал "жилу" и с помощью денег пробился в "щелоковскую"
мафию. Щелоков (тогда - министр внутренних дел, фаворит Брежнева. - Прим.
"Известий") приблизил его и сделал замминистра общественного порядка. Вот откуда
начинается путь наверх Эдуарда Шеварднадзе. Когда его угодники сегодня
обращаются к нему как к бывшему генералу КГБ, он, потупив взор, молчит. В том-то
и дело, что он никогда не был генералом КГБ.
Через какое-то время Шеварднадзе стал министром охраны
общественного порядка. Оттуда он пробил себе место первого секретаря тбилисского
горкома партии. Много раз шаталось под ним кресло. Он сдавал своих близких
друзей. Когда Шеварднадзе стал первым секретарем республиканского ЦК в 1972
году, у него появился серьезный конкурент - председатель Совмина Грузии
Патаридзе. Это был молодой, умный, образованный, энергичный функционер, да еще с
хорошими связями в Москве. О нем говорили, что он непримиримый и неподкупный. В
расцвете сил председатель Совмина погиб на трассе при загадочных
обстоятельствах. Причем этот случай никак нельзя назвать аварией. Это я как
профессионал говорю. Тогда, в три утра, в Кахетии на дорогах почти не было
машин. И многие вслух говорили о причастности Шеварднадзе к смерти
конкурента.
Позже один председатель райисполкома в Тбилиси попался
на взятках и на следствии пригрозил дать показания, что деньги он брал для
Шеварднадзе. Человека этого расстреляли. Спустя несколько дней его водитель
покончил жизнь самоубийством. Все это происходило в бытность Шеварднадзе первым
секретарем ЦК компартии Грузии.
- А документально вы можете
доказать причастность Шеварднадзе к этим преступлениям?
- Я располагаю в том числе и записями его разговоров.
Они разоблачают Шеварднадзе. То и дело голос с пленки приказывает или советует:
одного убрать, другого - уничтожить. Кстати, эти магнитофонные записи стали
причиной того, что моего бывшего руководителя оперативно-технического управления
посадили в тюрьму по обвинению в подготовке второго переворота в мае 1999 года.
В тюрьме, по моим сведениям, его отравили. Причина - наличие у сотрудников
спецслужб компромата на Шеварднадзе.
- Вы собираетесь эти документы
предать гласности?
- Документов слишком много. Когда мы придем к власти,
заговорят живые еще свидетели.
- "Мы придем к власти"... "Мы" -
это кто?
- В июле 2001 года в Тбилиси был официально
зарегистрирован Всегрузинский патриотический альянс. На съезде политических
партий я избран его председателем. Наш альянс объединяет 9 партий и общественных
движений - от крайне левых до правых. Мы пока не претендуем на лидерство.
Потихоньку собираем единомышленников. Но в недалеком будущем альянс сможет стать
ядром, вокруг которого объединится определенная часть оппозиции Грузии.
- Как же такую ситуацию терпят
президент и его спецслужбы? Вы же официально заявляете, что собираетесь
захватить власть...
- Любая партия в мире ставит целью приход к власти. Но
мы возьмем
власть парламентским путем, в рамках конституции. Мы
уверены, что на предстоящих выборах народ выскажет Шеварднадзе свое
недоверие.
- Какой процент населения
поддерживает вас?
- Сегодня уже собрано 350 тысяч подписей за мое
возвращение в Грузию без всяких предварительных условий. Но Шеварднадзе боится
меня и никогда не разрешит мне возвратится на родину живым. Но он до выборов
2005 года в своем кресле не досидит.
- Вы бываете на территории
Грузии?
- Позвольте не отвечать на этот вопрос.
- Что конкретно вы и ваши
сторонники могут предложить Грузии?
- Мы начнем не с политических репрессий и мести клану
Шеварднадзе, а с налаживания жизни - подачи электроэнергии, тепла, газа для нужд
населения. Конечно, здесь мы рассчитываем на помощь России. Мы не придем во
власть с пустыми руками.
- А кто станет новым лидером
Грузии - вы?
- Народ скажет свое слово и выберет достойного
руководителя. Я готов занять любую должность, которая пошла бы на пользу родине.
Главное, чтобы страна не распалась. Если завтра найдется человек, который
скажет, что может объединить Грузию, я пойду к нему слугой. Но такого политика
сегодня, пожалуй, все же нет.
- Вы не раз заявляли, что
знаете, как вернуть Абхазию...
- Нынешние власти в Грузии наивно полагают, что через
международные структуры, прежде всего натовские, они решат проблемы Абхазии и
Осетии. Шеварднадзе надеется вытеснить Россию из региона, введя туда сначала
международные, а потом американские силы. Разыграть на Кавказе боснийский
вариант. Я все время говорю своим оппонентам: "В Боснию вошли силы НАТО, но
миллион беженцев туда не вернулись". Ставить руководство Абхазии на колени и
диктовать ему свою волю - так проблему не решить. Надо, чтобы наши беженцы
вернулись туда по доброй воле, по согласованию с нашими абхазскими братьями. И
надо скорее открыть железнодорожное и автомобильное сообщение с Россией.
Абхазию, безусловно, можно снова присоединить к Грузии. Но не на прежних
условиях. Со стороны Грузии с Абхазией переговоры должны вести люди, которые не
запятнали себя кровью.
- Вы верите в заявления, что МГБ
Грузии и ФСБ России продолжают активно сотрудничать?
- Если бы они сотрудничали, не было бы проблемы
Панкиси.
- Может, вы знаете, кто бомбил
территорию Грузии?
- Это очередная провокация Шеварднадзе. В детали
вдаваться не стану. Заявляю: бомбила Грузию не Россия. Если я начну дальше
вдаваться в подробности, в Грузии раскроют мои источники информации.
- Как вы расцениваете
антикриминальную операцию в Панкисском ущелье?
- По моим сведениям, за десять дней до ее начала некий
сотрудник спецслужб Грузии предупредил Гелаева о возможной операции, назвал ее
сроки. В результате была достигнута договоренность об отводе боевиков в
безопасное место. Так и произошло. Шеварднадзе, поймав какого-то нелегального
араба, объявил, что операция прошла успешно. Президент побоялся подставить
Гелаева и его людей. Почему? Они могли дать показания о провокации в Кодорском
ущелье и причастности к ней Тбилиси. Вся антикриминальная операция в Панкисском
ущелье, по моим данным, была профинансирована теми, кто располагает информацией
о террористических актах в Москве. Террористы, взрывавшие дома, прячутся в
Панкиси.
- Почему Шеварднадзе не
поддержал требования депутатов о выходе из состава СНГ?
- Это означало бы окончательно потерять российские
энергоресурсы. Шеварднадзе спит и видит, когда республика станет членом НАТО. Но
в то же время он понимает, что в этом случае мощная грузинская диаспора в России
может перекрыть поток финансовых поступлений в бюджет. Сегодня это 700 миллионов
долларов в год.
- Вы все время говорите о
каком-то клане Шеварднадзе. Поясните.
- Клан Шеварднадзе, куда входят его ближайшие
родственники и друзья, контролирует всю экономику страны. Например,
телекоммуникации "держит" зять президента. Горно-обогатительный и
золотодобывающий комбинаты, завод ферросплавов - все под оком семьи. Племянник
президента Нугзар забрал под себя грузинские филиалы "Кока-Колы" и
"Макдоналдса", выгнав оттуда законных акционеров. Потийским портом заправляет
свояк президента, владеющий также руставским заводом "Азот". И этот список можно
продолжить. За десять лет правления Шеварднадзе Запад вложил в республику 3,5
миллиарда долларов в виде инвестиций, грантов, кредитов. Где они? Нынешний
уровень коррупции стал раздражать и Вашингтон. В конгрессе США уже поднят вопрос
о целесообразности дальнейшей помощи Грузии, а точнее - финансирования семьи
Шеварднадзе.
- Вы действительно верите, что
Грузия может вступить в НАТО?
- Шеварднадзе об этом в открытую заявил в штаб-квартире
альянса. Это очень большая опасность для республики. Если Грузия будет
продолжать действовать назло России, она потеряет все, в том числе не сможет
восстановиться в границах 1991 года. Мы уже наблюдаем процесс распада страны. 90
процентов населения Южной Осетии уже получили российские паспорта. Почти 70
процентов абхазцев готовы назвать себя гражданами России. Если Грузия повернется
спиной к России, она перестанет существовать как государство.
- С чьей помощью вы собираетесь
прийти к власти? С российской?
- Мы не собираемся опираться на российские штыки. Мы не
рассчитываем на большую помощь России. Это американцы могут себе позволить
свергнуть ненавистного Саддама. Ослабевшая Россия подобных акций проводить не в
состоянии.
- А как же вы попадете, да еще в
ближайшем будущем, в Тбилиси?
- Власть Шеварднадзе держится на глиняных ногах. Но мы
готовы вывести на улицы 50 тысяч своих сторонников. Просто сейчас мы не проводим
активных антиправительственных акций. Копим силы. Представители патриотического
альянса знакомят правительства разных стран с нашей программой. Мы требуем
отставки президента Шеварднадзе, проведения досрочных выборов.
- Ваши сторонники, допустим,
проведут демонстрацию протеста, Шеварднадзе испугается и скажет: я ухожу. Как-то
уж очень просто все у вас получается. Ведь у президента в руках реальная власть,
есть какая-никакая армия, полиция, службы безопасности. Неужели он так легко
отдаст власть?
- Сторонников режима в Тбилиси остается все меньше.
Защищать миллиардера Шеварднадзе некому.
Справка "Известий"
Игорь Пантелеймонович Георгадзе родился в 1950 году в
городе Зайсан (Восточно-Казахстанская область), на границе СССР и Китая, в семье
пограничника. Отец - имеретинец, мать - русская. Рос в Грузии. В 1968 году
Георгадзе поступил в Высшую школу КГБ в Москве. С 1973 по 1995 год занимал
различные посты в службах безопасности республики. В начале 80-х годов воевал в
отряде спецназа "Каскад" КГБ СССР в Кандагаре (Афганистан). Награжден медалью
"За боевые заслуги". В 1993 году был назначен министром безопасности Грузии.
Вскоре после покушения "неизвестных лиц" на Эдуарда Шеварднадзе, в сентябре 1995
года, Георгадзе был снят с занимаемого поста. В октябре того же года Игорь
Георгадзе опубликовал открытое письмо президенту, фактически объявив ему войну.
На следующий день в Россию пришла заявка на арест Георгадзе. Бывший глава
грузинских спецслужб более пяти лет разыскивается Интерполом. Власти Тбилиси
утверждают, что Георгадзе "под прикрытием российских спецслужб" проживает под
Москвой на конспиративной даче. Однако точное местонахождение "личного врага
Шеварднадзе" не известно.
Беседовал Александр Кривцов
PanARMENIAN.Net, 13 сентября 2002 Шведская компания финансирует Азербайджанскую армию. В Баку организуются массовые поборы с иностранных компаний для содержания национальной армии.
У министерства обороны Азербайджана, похоже, возникли
серьезные финансовые трудности. В стране, гордящейся наличием в недрах несметных
запасов нефти и газа, не хватает денег на содержание собственных вооруженных
сил. Для решения проблемы финансирования вооруженных сил президент Гейдар Алиев
недавно подписал указ о создании Фонда помощи национальной армии. В правительстве
сочли, что это единственный способ прокормить своих солдат. "Надеемся,
что таким образом мы сможем удовлетворять нужды армии",- заявил руководитель
пресс-службы министерства обороны Азербайджана Рамиз Меликов.
По словам азербайджанского полковника, "деньги
в фонд будут поступать от отдельных личностей, от организаций, от корпораций,
а также и от иностранных граждан". Хотя согласно официальной версии пожертвования
будут осуществляться строго добровольно, многие азербайджанские СМИ уверены
в том, что указ президента предполагает организацию массовых поборов. Бакинский
политолог Расим Мусабеков предсказывает "наезды на предпринимателей, с
которых будут выжимать в принудительном порядке отчисления в фонд". Он
опасается, что новая затея Алиева сведется к тому, что "населению, которое
и так еле-еле сводит концы с концами, начнут обязывать еще что-то отрывать из
своих скудных доходов в приказном порядке и перечислять куда-то".
Примечательно, что инициаторы создания фонда поддержки
армии не скрывают того, что рассчитывают на вклады не только соотечественников,
но и иностранных компаний, работающих в Азербайджане. Таким образом, есть реальная
опасность того, что налогом будут обложены все зарубежные инвесторы. Деваться-то
им будет некуда. Отказать правительству - значит поставить под вопрос перспективу
возвращения средств, вложенных в азербайджанскую экономику. Осознавая эту опасность,
некоторые зарубежные фирмы уже вызвались исправно платить налог новоявленной
"крыше" на содержание азербайджанской армии. Лишь бы не "наезжали".
Так, если верить бакинским газетам, действующее в столице Азербайджана представительство
шведской компании "Эрикссон" поспешило сразу же заявить о готовности
"помогать азербайджанской армии и выделять ей спонсорские деньги".
Любопытная деталь - шведское правительство тратит немалые деньги на осуществление
программ по разминированию земель в зоне армяно-азербайджанского конфликта,
в то же самое время шведская компания "жертвует" в Баку деньги, которые
идут на преобретение новых мин. Официальному Стогольму, право, есть о чем задуматься...
CNA, 13 сентября 2002 Принят проект соглашения России с Азербайджаном о разграничении дна Каспия
Правительство РФ приняло проект постановления о предоставлении
президенту Владимиру Путину предложения о подписании соглашения с Азербайджаном
о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря.
Как сообщил департамент правительственной информации,
проект постановления по этому вопросу был принят на заседании правительства
в четверг.
В сообщении говорится, что проект данного соглашения
определяет географические координаты прохождения модифицированной срединной
линии разграничения дна Каспия между Россией и Азербайджаном "в целях осуществления
суверенных прав в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической
деятельности, связанной с пользованием недрами дна Каспийского моря".
В международно-правовом плане важно, отмечается в сообщении,
что модифицированная срединная линия разграничения дна Каспия между двумя странами
стыкуется с линией разграничения дна северной части моря между Россией и Казахстаном,
прохождение которой определено протоколом к российско-казахстанскому соглашению,
подписанному 13 мая 2002 года.
Проект соглашения также предусматривает, что освоение
минеральных ресурсов структур, пересекаемых линией раздела, будет осуществляться
на основе международной практики, применяемой при освоении трансграничных месторождений,
уполномоченными организациями, назначаемыми правительствами России и Азербайджана.
Деятельность уполномоченных организаций будет регламентироваться
соглашениями о сотрудничестве, которые будут подписаны этими организациями с
согласия правительств сторон. Практическая реализация такой формы сотрудничества
предполагает распределение долей сторон пропорционально разграничиваемым ресурсам
осваиваемых месторождений.
В настоящее время азербайджанская часть структуры "Ялама-Самур"
осваивается с участием НК "ЛУКойл" в качестве оператора проекта по
соглашению о разделе продукции.
Подписание соглашения, считает правительство, будет
способствовать укреплению позиций России на Каспии, дальнейшему продвижению
линии по формированию нового правового статуса моря на основе формулы "делим
дно - вода общая" и принципа поэтапности. Соглашение обеспечит российской
уполномоченной организации благоприятные условия в освоении нефтегазовых ресурсов
участков дна Центрального Каспия, позволит углубить сотрудничество между Россией
и Азербайджаном.
Реализация соглашения не повлечет расходов из федерального
бюджета, отмечается в сообщении.
|