Политком Ру, 15 сентября 2002 США в Центральной Азии: скрытая угроза нестабильностиИ.Звягельская
В ответ на вызов 11 сентября была создана
антитеррористическая коалиция, США провели военную операцию против движения
"Талибан" в Афганистане, разместив при этом свои вооруженные силы в государствах
Центральной Азии. Сейчас, как представляется, можно уже без эмоций оценить
ситуацию, которая сложилась в результате изменения геополитического соотношения
сил в этом регионе, рассмотреть возможные последствия военного присутствия США и
сделать некоторые прогнозы на будущее. Очевидно, что немедленных результатов
(позитивных или негативных) от размещения американских войск и частично
вооруженных контингентов их союзников не последовало. До сих пор сохраняется
возможность развития ситуации в противоположных направлениях. Сам по себе
драматический поворот в балансе сил и обозначившаяся возможность снижения
ответственности России за безопасность Центральной Азии не привели к сокращению
связей нашей страны с государствами этого района.
Рассматривая возможные последствия американского
присутствия в Центральной Азии, можно выделить два уровня их проявления -
международный и собственно региональный. На международном уровне наиболее
очевидным является провозглашенное намерение США найти плацдарм для проведения
военной операции против Аль-Каиды, а затем для контроля над ситуацией в
Афганистане, где после разгрома талибов осталось много нерешенных политических,
социально-экономических и военных проблем. Сможет ли Афганистан сохраниться в
качестве единого государства, насколько долго и какими средствами можно будет
обеспечить там хотя бы относительное спокойствие - все эти вопросы пока не имеют
однозначного ответа. Намерение США осуществлять контроль над Афганистаном с
максимально близкого расстояния имеет свой резон. Однако многие эксперты
неоднократно задавали вопрос, является ли афганское направление единственным в
наборе военно-политических целей Вашингтона. Иными словами, только ли положение
в Афганистане и цели антитеррористическо й операции в этой стране продиктовали
намерение США достаточно прочно обосноваться в Центральной Азии, в которой они
никогда до этого не присутствовали и о которой имели самое приблизительное
представление.
Если на первоначальном этапе у некоторых российских
экспертов имелись наивные представления о том, что, решив проблемы в
Афганистане, США уйдут из региона, то сейчас очевидно, что эти оценки были
неверными. Во-первых, на решение этих проблем, требуется неопределенно долгое
время, а, во-вторых, существуют и другие аспекты военно-стратегического
планирования, помимо Афганистана, которые так или иначе связаны с закреплением
на новых плацдармах.
Среди них можно назвать, например, задачу сдерживания
Китая, которую США могут частично решать с расположенной в Киргизии базы Манас,
откуда можно контролировать те районы КНР, где размещены ракетные установки.
Немаловажной задачей является также создание потенциальной угрозы для так
называемых "проблемных" государств. К ним в США, как известно, относят Иран,
Ирак, Северную Корею - впрочем, список может быть произвольно расширен.
Произвольно потому, что, например, даже дружественный США саудовский режим может
в перспективе отдалиться от Вашингтона, и соответственно, обрести шансы
оказаться в ряду "злостных". Существует и такая точка зрения: базирование в
Центральной Азии может помочь США в осуществлении планируемой операции по
свержению иракского режима. Это представляется маловероятным, учитывая
расстояние и необходимость в этом случае использовать воздушное пространство
недружественных для США государств. Однако вполне возможно использовать
территорию Центральную Азию для резервного базирования (а затем и основного) в
случае развития опасной военно-политической нестабильности в Пакистане.
Еще более важным, чем военный, является политический
аспект проблемы. В любом случае США для продолжения антитеррористической
кампании и для борьбы с режимами, которые, по их утверждениям, поддерживают
террористов или обладают оружием массового уничтожения и способны в силу своей
непредсказуемости легко пустить его в ход, нужны не только и не столько базы, но
и политическая поддержка различных государств, прежде всего мусульманских. В
этом смысле Центральная Азия также может рассматриваться Вашингтоном как
дополнительный резерв при создании коалиций. При этом неважно, что в этих
странах утвердились светские режимы (с ними США легче иметь дело). Гораздо
важнее восприятие этих государств как мусульманских в самом мусульманском мире.
Однако реализация подобной задачи (если она ставится) представляется весьма
проблематичной. Во-первых, она невозможна без учета позиции России, к которой в
Центральной Азии продолжают прислушиваться. Во-вторых, согласие самих режимов на
политическую поддержку военных авантюр
США может привести к их делегитимизации в том же
мусульманском мире, выступающем категорически против американских военных ударов
по Ираку.
Последствия долгосрочного американского присутствия
могут оказаться труднопредсказуемыми и для региона. Проблема заключается не в
том, насколько географически удобна эта зона для выполнения военных задач, а в
том, что американское базирование (или присутствие) осуществляется не в пустыне,
а на территории государств с определенным политическим строем и традициями, где
оно может вызвать в перспективе негативную реакцию части все более
традиционализирующегося местного населения. Сейчас общая политическая ситуация
отличается большей стабильностью и предсказуемостью. Разумеется, оппозиционные
группы, прежде всего исламистского толка, не исчезли, поскольку порождающая их
социально-политическая среда осталась прежней, но они опасаются прибегать к
тактике открытых вооруженных выступлений. Американское присутствие
способствовало и началу переговоров по урегулированию ряда спорных пограничных
проблем между отдельными государствами Центральной Азии. Оно сопровождалось
определенными финансовыми вливаниями и обе щаниями об оказании масштабной
экономической помощи. Однако в целом размещение американских военных в регионе
непосредственно не направлено на стабилизацию обстановки в отдельных
государствах - не потому, что США не хотят стабильности, а потому, что цели их
базирования не включают внутриполитического аспекта.
Вместе с тем нельзя утверждать, что развитие
внутриполитической ситуации в Центральной Азии всегда будет безразлично
Вашингтону. Утверждение авторитарных режимов в независимых государствах
Центральной Азии было исторически оправдано. Там, где эти режимы оказались
достаточно мощными, они на первоначальных этапах независимого развития
способствовали сдерживанию тенденций к политической анархии. В то же время
авторитаризм всегда несет с собой серьезные издержки, препятствуя легитимизации
и включению в общую внутриполитическую структуру оппозиционных сил, особенно
умеренных исламских политических партий и организаций (исключением является
только Таджикистан, переживший трагедию гражданской войны и проявивший
способность к политическому компромиссу между оппонентами).
Дальнейшая маргинализация умеренных исламистов, готовых
к сотрудничеству со светскими силами, ведет лишь к росту экстремистских
радикальных настроений среди сторонников политического ислама. В этих условиях
недопустимы как чрезмерная подозрительность и даже враждебность в отношении
исламизма, диктующие жесткие запретительные меры, так и призывы к немедленной
демократизации по западному образцу. Учитывая политическую популярность
исламистов, немедленное проведение свободных выборов может способствовать
приходу к власти таких сил, для которых демократические свободы окажутся
абсолютно неприемлемыми. В сложившихся условиях, если США предпримут попытки
форсировать процессы демократизации в тех центральноазиатских государствах, где
имеется их базирование, результаты могут оказаться контрпродуктивными и привести
к новому витку нестабильности.
Высокая степень военно-политической неопределенности как
на глобальном, так и на региональном уровне вряд ли может быть снижена в
результате односторонней американской военной активности. Нельзя исключать, что
действия США в долгосрочном плане могут, даже вопреки их желанию, привести к
осложнению обстановки, в том числе и в Центральной Азии, где местные режимы пока
склонны рассматривать американское присутствие как наилучшую гарантию своей
безопасности.
|