БЕЛОРУССИЯ
Хроника
15 января. В Минске на
заседании Совета безопасности РБ под председательством президента Александра
Лукашенко было принято «окончательное» решение о строительстве в Белоруссии
атомной электростанции.
15 января. Глава
Хельсинкской комиссии США Элси Хастингс пообещал поддержку всем, кто в
Белоруссии борется за свободу, демократию и соблюдение прав человека. Хастингс
выразил надежду, что президент Белоруссии прекратит самоизоляцию республики и
«серьезным образом задумается над предложениями о сотрудничестве, которые
сделали Беларуси США и Евросоюз, поставив условие — освобождение политических
заключенных и соблюдение основных демократических норм».
15 января. Главы
протестантских общин Белоруссии подписали обращение к главе администрации
президента и министру образования, в котором выразили озабоченность тем, что
администрация учебных заведений принуждает учащихся в обязательном порядке
вступать в общественные организации, в пионерскую организацию и Белорусский
республиканский союз молодежи.
16 января. Генеральный
прокурор РБ Петр Миклашевич заявил о том, что в Белоруссии с 2006 года
сократилась преступность. По информации Миклашевича, в 2007 году в республике
зарегистрировано чуть более 180000 преступлений – на 5,8% меньше, чем в
2006-м.
16 января. В Минске
председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей
Лебедев заявил о том, что движение некоторых государств СНГ в сторону Западной
Европы не влияет на ход интеграционных процессов в формате Содружества. Лебедев
отметил, что процесс интеграции с европейскими структурами является логичным
движением к укреплению сотрудничества с международными организациями, которое
характерно в той или иной степени для всех государств-участников СНГ. Вместе с
тем он подчеркнул важность того, чтобы движение стран Содружества в сторону ЕС и
НАТО было согласованным и скоординированным.
16 января. Правозащитная
организация «Фридом Хаус» (США) среди «самых репрессивных» стран в мире назвала
Белоруссию, Туркмению и Узбекистан.
16 января. В Минске начались
межмидовские консультации стран-участниц СНГ. В рамках консультаций были
обсуждены задачи внешнеполитических ведомств стран Содружества по выполнению
положений Концепции дальнейшего развития СНГ, а также проект Плана
многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2008 год.
16 января. В столице
Белоруссии состоялась встреча министра обороны РБ ген.-полк. Леонида Мальцева с
послом Китайской Народной Республики в Минске У Хунбинем. Мальцев во время
переговоров, в частности, заявил, что сотрудничество с Китаем является важнейшим
приоритетом внешней политики Белоруссии, «свой достойный вклад в развитие
белорусско-китайских отношений вносят Вооруженные Силы Республики Беларусь и
Народно-освободительная армия Китая».
17 января. В Белоруссии
постановлением правительства на 30% были повышены розничные цены на сжиженный
газ для автотранспорта и на 10% для коммунально-бытовых потребителей. Их
повышение было объяснено населению значительным ростом цен на закупаемое в
России сырье для выпуска сжиженного газа и убыточностью этого производства.
Ранее министерством экономики РБ с 01.01.08 была повышена цена на природный газ
для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 20,7% из-за «удорожания
импорта данного вида топлива из России».
19 января. Министры обороны
России и Белоруссии Анатолий Сердюков и Леонид Мальцев подписали соглашение о
создании и функционировании объединенной системы связи региональной группировки
войск (сил) двух стран.
20 января. В Белоруссии
группой оппозиции объявлено о создании социально-патриотического общественного
объединения (СПОО) «Горизонталь». Целями созданного объединения определены:
содействие в развитии гражданского общества, поддержка гражданских инициатив,
направленных на реализацию принципов патриотизма, социальной справедливости,
равенства, народовластия, укрепление и развитие патриотических и демократических
традиций и достижений белорусского народа. Учредительное собрание избрало совет
объединения в количестве 13 человек. Председателем совета был избран Сергей
Калякин (ПКБ).
21 января. Индивидуальные
предприниматели провели в Минске очередную, третью акцию протеста.
Индивидуальные предприниматели протестовали против пункта 1.1 указа президента
РБ № 760, запрещающего им использовать наемную рабочую силу, кроме близких
родственников.
21 января. Совет министров и
Национальный банк РБ приняли Программу развития рынка корпоративных ценных бумаг
на 2008-2010 годы. Главная цель программы, по официальной версии, - создание
необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и
эффективного рынка ценных бумаг, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и
способствующего привлечению инвестиций преимущественно в реальный сектор
экономики.
22 января. Докладчик по
Белоруссии Парламентской ассамблеи Совета Европы, итальянский депутат Андреа
Ригони обратился в Страсбурге на заседании политического комитета с призывом
начать «пошаговый диалог» с Белоруссией, единственной страной Европы, которая не
является членом СЕ. Разрыв всех контактов с белорусскими властями – по мнению
Ригони - не оказывает влияния на ситуацию в республике, только затрудняя общение
с белорусским народом. Поэтому «Совету Европы совершенно необходимо серьезно
задуматься о том, что можно сделать с целью продвижения европейских ценностей в
Беларуси».
23 января. Чудотворная икона
Порт-Артурской Божьей Матери, написаная в разгар русско-японской войны 1904-1905
гг., была на одни сутки впервые привезена в Минск и помещена в Свято-Духовом
Кафедральном соборе для поклонения православных верующих.
24 января. Государство
создало условия для нормальной работы в Беларуси всех конфессий, которые
действуют в рамках закона и приносят пользу обществу. Государство и церковь
должны объединить усилия для решения духовных и социальных проблем - заявил
президент РБ Александр Лукашенко на встрече с членами Синода Белорусского
Экзархата РПЦ. На первое место среди направлений приложения совместных усилий
государства и церкви, по мнению Лукашенко, необходимо поставить коренное
улучшение демографической ситуации в стране, нравственное и физическое
оздоровление людей, от чего напрямую зависит будущее белорусской нации.
25 января. Премьер-министр
России Виктор Зубков на состоявшихся в Москве переговорах с премьер-министром
Белоруссии Сергеем Сидорским заявил, что Россия ориентирована на придание
белорусско-российскому сотрудничеству новой динамики. Правительственная
делегация РБ, в частности, обсудила с российской стороной возможность получения
очередного льготного кредита в объеме двух млрд. долларов США.
25 января. В Москве в рамках
переговоров руководителей правительств стран ЕврАзЭС состоялось подписание
пакета документов, завершающих формирование правовой базы для создания
Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
26 января. Министерство
иностранных дел РБ заявило - Белоруссия рассчитывает на то, что Евросоюз
безотлагательно обеспечит выполнение своих международных обязательств в области
беспрепятственного перемещения граждан и грузов на внешних границах ЕС.
Белорусская сторона выразила серьезную озабоченность в связи с “неприемлемой
ситуацией, которая сложилась на польском участке границы Европейского союза”,
где фактически была полностью парализована система перемещения граждан и грузов.
28 января. Глава таможенного
комитета РБ Александр Шпилевский назвал ситуацию на белорусско-польской границе,
сложившуюся из-за забастовки польских таможенников, экономической блокадой
Евросоюзом стран-соседей. Шпилевский отметил, что Белоруссии и людям нанесен
огромный материальный и моральный ущерб, в связи с чем ГТК РБ обратился с
соответствующим заявлением в Еврокомиссию.
28 января. В Минске
открылось первое заседание межправительственной белорусско-туркменской комиссии
по торгово-экономическому сотрудничеству. Стороны обсудили перспективы
взаимодействия в машиностроении, сельском хозяйстве, образовании и культуре,
спорте и туризме. Были рассмотрены также вопросы развития договорно-правовой
базы межгосударственных отношений двух стран.
28 января. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко обсудил аспекты предстоящей избирательной
кампании по выборам в Палату представителей Национального собрания с
председателем Центризбиркома РБ Лидией Ермошиной. Лукашенко, в частности, еще
раз подчеркнул, что международные наблюдатели будут приглашены на выборы в том
количестве, в котором пожелают и посчитают нужным те международные организации,
что будут привлечены к участию в выборах. Был определен предварительный срок
голосования – конец сентября 2008 года.
28 января. В ежегодном
послании конгрессу «О положении страны» президент США Джордж Буш заявил, что его
страна поддерживает свободу в Белоруссии. «Мы поддерживаем свободу в странах от
Кубы и Зимбабве до Беларуси и Мьянмы», - заявил Буш, призвав американских
законодателей поддержать разработанную его администрацией программу зарубежной
помощи под названием «Вызов тысячелетия».
29 января. В министерстве
энергетики РБ прошел второй раунд консультаций с делегацией Еврокомиссии и
экспертами Всемирного банка, которые готовят совместный с белорусским
правительством проект в сфере энергетики и энергоэффективности. Были обсуждены
также проблемы в сфере транзита углеводородов, транспортной политики и
ценообразования на электроэнергию.
30 января. В Риге
завершилась рабочая встреча экспертов вооруженных сил Латвии и Белоруссии.
Цель встречи оценка выполнения мер доверия и безопасности, выработка предложений
по их совершенствованию.
1 февраля. Россия с этой
даты повысила экспортные пошлины на нефть до 333,8 долларов США за тонну, на
светлые нефтепродукты до 237,2 долл. за тонну, на темные – до 127,8 долл.
за тонну. Пошлина на поставляемую в Белоруссию из России нефть в феврале-марте
составит 111,8 долл. за тонну.
Реформа под флагом оптимизации льгот
Александр Фадеев
Население Белоруссии вступило в 2008 год, лишившись
масштабной государственной социальной поддержки, которая в два приема в течение
двух недель была свернута по личному указанию президента Александра Лукашенко.
Резкое сокращение социальной помощи со стороны государства белорусским лидером
было подано как проводимое по многочисленным просьбам самих граждан республики
«упорядочение льгот» с целью прекращения распыления госбюджетных средств и
достижения баланса социальных интересов. По версии чиновников бюджетные
средства, которые ранее расходовались на компенсацию различных льгот, субсидии и
прочую социальную помощь нескольким миллионам белорусов, теперь канализируются в
рамках социальной программы охраны материнства и детства (на оплату питания
детей в садах и школах и т.п.). Часть сэкономленных средств планируется
направить для проведения дополнительных мероприятий по дезактивации и введению в
хозяйственный оборот белорусских территорий, подвергшихся радиоактивному
заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Необходимо при этом подчеркнуть, что объемы госбюджетных
средств, отпускаемые на более широкую «реабилитацию»(?) местности, загрязненной
радиоактивными выбросами ЧАЭС, в условиях Белоруссии не поддаются общественному
контролю и, строго говоря, к прямой социальной поддержке конкретных людей
отношения не имеют. Как следует отметить и тот неоспоримый факт, что помимо
матерей и детей в республике имеются другие многочисленные категории граждан,
остро нуждающихся в социальной помощи со стороны государства.
Поэтому буквально накануне отмены прежних льгот (за
исключением субсидий по оплате ряда услуг ЖКХ) и мер социальной поддержки
президент РБ 14.12.07 подписал указ, суть которого сводится к замене общих льгот
адресной социальной помощью. Однако на такую адресную социальную помощь, о чем
забыл Лукашенко, государство уже переходило несколько лет назад. В связи с этим
потребовалось новое разъяснение правительственных чиновников, согласно которому
«список адресов» планируется увеличить, а саму помощь оказывать в двух видах –
ежемесячного или единовременного денежного пособия. Размер таких пособий должен
быть привязан к т.н. бюджету прожиточного минимума (около 186 тыс. белорусских
руб. или 59 евро). Размер ежемесячного пособия будет составлять разница между
БПМ и реальными доходами «адресата», а единовременного (раз в год) – от 0,5 до 5
размеров БПМ. В любом случае можно говорить о незначительной сумме
государственной помощи и о необходимости со стороны нуждающегося доказывать
право на ее получение.
Потенциальными получателями пособий по официальной
версии является почти 1 млн. (10% населения РБ) белорусских граждан, подпадающих
под категорию нуждающихся. Госаппарат лишил льгот, субсидий по оплате услуг ЖКХ
и возможности получать денежные пособия пенсионеров (2,5 млн.), бывших узников
концлагерей и гетто, ветеранов боевых действий на территории других государств,
инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей Героев Советского Союза и
представителей некоторых других социальных групп. Особенно пострадали от нового
порядка распределения льгот и другой социальной помощи «афганцы» и другие
воины-интернационалисты, инвалиды III группы и студенты.
Республиканское руководство не остановило то
обстоятельство, что сворачивание социальной помощи проходит одновременно с
ростом финансовых затрат населения, связанного с повышением цен на товары и
услуги. Так, в начале года правительство уже повысило плату за
жилищно-коммунальные услуги (кроме отопления и горячей воды), проезд на
транспорте, цены на сжиженный и природный газ, на другие группы товаров. Уровень
же зарплат, стипендий и пенсий остался прежним, относительно низким, а
возможности получения иных доходов ограниченными. Реальная заработная плата в
Белоруссии в среднем по регионам по официальным данным в 2007 году (без учета
ППС) составила 200 долларов США, наблюдалось ухудшение ситуации с занятостью
населения, увеличилось количество «проблемных» с точки зрения безработицы
городов и сел.
Поэтому, с одной стороны, глава государства потребовал
от правительства и других управленцев улучшить идеологическую работу и подавить
«иждивенческие настроения» в массах, а с другой – разработать меры по повышению
зарплат и пенсий, преодолению безработицы на местах, сдерживанию роста платы за
услуги ЖКХ. Последнее связано с опасением властей, что повторится ситуация
начала 2003 года, когда из-за резкого повышения платы за коммунальные услуги
рейтинг Лукашенко буквально обвалился.
Новая социальная политика властей Белоруссии показывает,
что после последовательного сокращения дотаций со стороны России и постепенного
перевода отношений двух формально союзных стран на рельсы рыночных отношений
неэффективная экономическая модель республики, исчерпавшая источники роста,
стала давать сбои, значительно увеличился дефицит государственного бюджета (на
2008 г. он запланирован в размере 2,19 трлн. белорусских руб.). Вырос, превысив
в 2007 году предел в 2 млрд. долларов США, установленный ранее правительством, и
государственный долг РБ, лимиты которого в текущем году срочно были увеличены до
6 млрд. долларов США. Остроту приобрела проблема привлечения внешних
инвестиций, в том числе от международных финансовых фондов и банков. В силу
этого стала неизбежной реформа всей системы социальной защиты населения, которая
объективно должна помочь государству преодолеть финансовые трудности, возникшие
в связи с несостоятельностью хозяйственного комплекса, облегчить поступление
средств от международных организаций, а также переложить на плечи граждан
основной груз ответственности за их материальное положение.
По большому счету речь идет о полном разрушении
государственной системы всеобщей социальной помощи и защиты, охватывавшей ранее
более половины населения и доступной в принципе для остальных граждан РБ. С 2008
года права и возможности жителей Белоруссии на получение социальной помощи были
существенно ограничены властями. Прежние правовой универсализм в сфере
социальной защиты и всеобщий доступ к госпрограммам социальной поддержки были
подменены системой (довольно унизительной в общественном сознании) проверки по
личным запросам граждан бедности и нуждаемости «адресатов», которые вынуждены
теперь документально (включая справку о доходах) каждый раз доказывать
собственную социальную «ущербность» в конкретном случае или в определенный
период времени. Введенный порядок предоставления поддержки со стороны
государства предполагает и ликвидацию понятия социальной группы нуждающихся (что
легче воспринималось в психологическом плане), которое заменяется понятием
нуждаемость и бедность индивида. Исключением пока осталась только группа
матерей-детей. Белорусская социальная реформа фактически полностью исходит из
идей, заложенных некогда в пресловутой венгерской реформе 1944 года -
«пакете Бокроша». Суть венгерского опыта сводится к снижению финансового объема
государственных соцпособий, сокращению числа граждан, имеющих право на их
получение, и передаче большей части функций по оказанию социальной помощи с
правительственного уровня на местный с одновременным стимулированием активности
семей и индивидов по добыванию средств к существованию. В Белоруссии, например,
вводится порядок, при котором распределение денежных пособий теперь возлагается
на местные комиссии по оказанию адресной помощи, а предоставление других льгот -
на службы субсидирования.
Складывается впечатление, что в президентской
администрации взят курс на инициирование большого экономического скачка,
которому старая система социальной помощи и защиты, с точки зрения высших
чиновников, будет только препятствовать, мешать мобилизации населения на
«прорыв». С этой позиции курс на «сбалансированность» и «адресность» социальной
поддержки, реализацию принципа справедливости очень скоро обернется проведением
на практике комплекса рестриктивных мер в социальной сфере.
Обращает на себя внимание, что
государственно-политическое руководство Белоруссии не сразу решилось на демонтаж
системы социальных льгот и гарантий, решив сделать многомесячную паузу после
принятия в мае 2007 г. Национальным собранием закона «О государственных
социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и
выждать реакцию общества. Только после того, как президентские аналитики пришли
к выводу о том, что отношение населения к новому порядку предоставления
социальных льгот в целом «умеренно спокойное», социальной реформе после
некоторой ее корректировки со стороны главы государства был дан ход. Насколько
верными были эти выводы и правильной коррекция, конечно, покажет время. Пока же
отметим, что властная вертикаль Белоруссии и контролируемые ей СМИ всячески
уходят от определения «реформа», пытаясь представить все радикальные
трансформации в социальной области в виде некой «оптимизации льгот», которая как
процесс началась еще в 90-е годы и направлена на устранение отдельных
«излишеств» и «перекосов» с целью достижения баланса социальных интересов.
Однако представляется, что недоверие граждан Белоруссии
в первую очередь к правительству, а затем к президенту (по соцопросам Александру
Лукашенко сегодня не доверяет треть граждан), а также к официальной идеологии и
аппарату пропаганды в связи с резким сокращением социальной поддержки и
проявлениями кризиса национальной экономики будет только возрастать. У
белорусской властной элиты нет опоры в виде, по выражению В.А. Маклакова,
«величия прошлой государственности», а Белоруссия в исторической перспективе не
сможет стать страной, которая ни от кого не зависит и ни в ком не нуждается.
Надежды главы государства на то, что белорусы дружно устремятся использовать все
возможности для трудоустройства и получения дополнительного дохода, имеющиеся на
сегодняшний день в рамках хозяйственного комплекса республики, могут и не
сбыться. Результат может оказаться обратным – широкие слои населения не смогут
приспособиться к ухудшению материального положения и условий жизни, потеряют
веру в способность государственного аппарата гарантировать социальную
защищенность и перестанут поддерживать политику республиканской власти.
Зачем власть устроила «карикатурный скандал»?
Владислав Лосев
Белорусская политическая жизнь не перестает удивлять
своими вывертами. 18 января бывший редактор оппозиционной газеты «Згода»
Александр Сдвижков был приговорен Минским городским судом к трем годам
лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима. Этот срок
господин Сдвижков получил не за какие-то финансовые махинации и даже не за
оскорбление личности президента, что было бы хоть как-то оправданно.
Карающая десница белорусского правосудия настигла
оппозиционного журналиста за перепечатку в своей газете скандальной карикатуры
на пророка Мухаммеда из датского издания «Julland-Posten». В феврале 2006 года в
«Згоде» за подписью Александра Сдвижкова вышла статья, в которой рассматривались
гипотетические угрозы для Белоруссии со стороны международных исламистских
экстремистских группировок.
Как пояснил на суде автор злосчастного материала: «С
моей точки зрения, я опубликовал карикатуру не на пророка Мухаммеда, а на
исламских террористов. Цель этой публикации – показать корни исламского
терроризма, которые просочились и в Беларусь. Я абсолютно уверен, что весь этот
«карикатурный скандал» спровоцирован исламским терроризмом».
Конечно, некий элемент провокационности в последующем
ставшей подсудной публикации несомненно имелся. Но направлена она была все
же не против верующих мусульман, которых в Белоруссии не так уж и много.
По-видимому, этой в некотором смысле хулиганской выходкой редактор «Згоды» хотел
не только продемонстрировать некую солидарность с датскими коллегами, но и (что
самое главное) хоть как-то привлечь внимание читающей публики к собственному
малотиражному изданию.
Однако реакция властей на это мелкое
информационное хулиганство оказалась явно несоразмерной содеянному
Сдвижковым. Причем санкции на самые жесткие действия в отношении
журналиста-горемыки были даны лично белорусским президентом. Касаясь этого
инцидента в своем выступлении 3 марта 2006 года на Всебелорусском народном
собрании, Александр Лукашенко заявил следующее: «Я так понимаю, что речь
идет о газете этого отморозка, где были напечатаны карикатуры. Послезавтра надо
ехать в Европу, отчитываться, что сделал. Поэтому он в этом своем боевом листке
и напечатал эти карикатуры. Уголовное дело возбуждено и, если будут для этого
основания, все будут сидеть в тюрьме. Потому, что это провокация против
государства».
Через несколько дней после выхода публикации
республиканская прокуратура и КГБ Белоруссии устроили соответствующую
проверку с последующим возбуждением уголовного дела по ст. 130 ч. 2
УК РБ «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды,
совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий».
Поводом же для действий правоохранительных органов
стало обращение к ним и в Комитет по делам религий и национальностей при Совете
министров РБ председателя Духовного управления мусульман Республики Беларусь
муфтия Исмаила Вороновича, который согласно иску посчитал оскорбительным для
мусульман опубликование этих карикатур. Но это официальное толкование данной
истории.
Уже после суда над Сдвижковым стали известны некоторые
любопытные подробности возбуждения этого уголовного дела.
Выяснилось, что ни сам Воронович, ни его единоверцы не видели саму публикацию
«живьем». Газета выходила относительно небольшим тиражом (5 тыс. экз.) и не
распространялась через государственную подписную и розничную сеть. Кроме того,
как сообщил тогдашний главный редактор «Згоды» Алексей Король распространение
скандального номера было остановлено, и разошлась только небольшая часть
тиража.
С учетом же того, что читателем данного издания являлся
исключительно прозападный оппозиционный актив, то религиозно оскорбиться на
статью Сдвижкова этот самый никак не мог. Поэтому от собственно граждан
никуда никаких жалоб и протестов не поступало.
Но зато несколько экземпляров газеты имелось у властей,
которые получили удобный повод, чтобы закрыть этот «боевой листок». Муфтия
Вороновича пригласили в Комитет по делам религий и национальностей для
деликатного разговора, где показали ксерокопию злосчастной публикации и
предложили соответствующим образом отреагировать. Естественно, главный
мусульманин Белоруссии просто не мог не написать требуемого от него
заявления. После чего, решением Высшего хозяйственного суда РБ газета
«Згода» была закрыта, а в отношении автора материала было возбуждено
уголовное дело.
Справедливости ради следует заметить, что муфтий
Воронович вовсе «не жаждал крови» и накануне судебного процесса
заявил, что не требует уголовного наказания для Александра Сдвижкова. Но суд
посчитал иначе и отправил бедолагу за решетку.
Теперь впору задаться вопросом. Почему действия властей
в отношении второстепенного оппозиционного издания оказались чрезмерно жесткими?
Может это следствие излишней щепетильности в вопросах религии и
национальностей? Если бы это было действительно так, то возможно было бы и
неплохо.
Но дело-то в том, что та же самая «Згода» до случая с
«исламистскими» карикатурами годами публиковала откровенно вызывающие, а порой и
злобные антирусские, антироссийские и антиправославные материалы. Но
власти на это никак не реагировали.
Причем, представители различных общественных
объединений неоднократно обращались в государственные органы с требованием
принять меры по прекращению оскорбительной для России, русского народа и
Православия пропаганды в оппозиционных и некоторых государственных СМИ. Но все
эти воззвания попросту игнорировались или в ответ поступали ничего не значащие
отписки.
Однако за единичную статью против экстремистов,
орудующих под прикрытием ислама, газета закрывается, а журналиста сажают в
тюрьму под флагом защиты ислама и мусульман. Откуда такая религиозная
избирательность? И почему защита интересов представителей не самой
распространенной в Белоруссии конфессии вдруг стала такой актуальной для
белорусской Фемиды, слепой в других случаях?
С учетом того, что мусульманская община в Республике
Беларусь невелика и не оказывает сколько-либо заметного влияния на
общественно-политическую жизнь Белоруссии, представляется маловероятным,
чтобы белорусская власть так старалась угодить Духовному управлению мусульман
РБ. Тем более что ее об этом никто и не просил.
В связи с этим есть основания подозревать, что все это
религиозно-уголовное представление было затеяно для внешних зрителей. Надо
полагать, что таким образом официальный Минск дает знать международным исламским
финансовым кругам, что «перегрызет горло» любому в Белоруссии, кто хотя бы косо
посмотрит в их сторону. Ну, а неудачливый «крестоносец» из «Згоды» всего
лишь попался под руку. Кстати, услышав приговор суда, Сдвижков воскликнул: «С
нами Бог и крестная сила!». Что ж, время покажет, услышат ли его на небесах.
А тем временем в центре Минска возобновилось
строительство соборной мечети, которая возводится на деньги Королевского фонда
Саудовской Аравии.
Совет Безопасности принял окончательное политическое решение о строительстве в Беларуси АЭС
БЕЛТА.
15.01.08
Окончательное политическое решение о строительстве в
Беларуси собственной атомной электростанции было принято 15 января на заседании
Совета Безопасности Республики Беларусь, которое проходило под председательством
главы государства Александра Лукашенко.
Как отметил Александр Лукашенко, тема строительства АЭС
неоднократно обсуждалась на различных уровнях. “Некоторые вопросы на сегодняшний
день решены, что-то находится в процессе решения. Но, тем не менее, мы должны
принять принципиальное решение именно на заседании Совета Безопасности”, -
сказал глава государства, открывая мероприятие.
Президент подчеркнул, что развитие атомной энергетики
наряду с модернизацией действующей энергосистемы, использованием возобновляемых
источников энергии, сокращением энергоемкости ВВП и диверсификацией источников
поступления углеводородного сырья является важнейшим фактором обеспечения
энергетической безопасности страны, реальной возможностью противостоять диктату
монополистов и минимизировать ущерб при возникновении критической ситуации.
Кроме того, развитие атомной энергетики позволит
обеспечить дополнительные гарантии укрепления государственной независимости и
экономической самостоятельности Беларуси.
"Строительство АЭС - это реальная перспектива,
стратегическая задача, и отказываться от нее Беларусь не намерена", - заявил
Александр Лукашенко. Это решение носит исторический характер, поскольку от него
зависит экономическая, энергетическая и политическая независимость будущих
поколений белорусов. "Сегодня мы закладываем основу функционирования
белорусского государства в условиях, когда на Земле обостряется глобальная
проблема истощения запасов углеводородного сырья. Я думаю, будущие поколения
оценят наше решение", - отметил президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в настоящее время в
республике реализуется комплекс подготовительных работ по строительству АЭС.
"Выполненные исследования подтвердили, во-первых, экономическую целесообразность
строительства АЭС, во-вторых, наличие в республике подходящих территорий для
размещения атомной электростанции, в-третьих, отсутствие технических препятствий
для включения станции в энергосистему республики", - сказал глава
государства.
По его словам, подготовка к строительству АЭС в Беларуси
пока идет медленно. "До сих пор нет определенности по многим важнейшим аспектам:
месту строительства, проекту, генеральному подрядчику. Не просматривается
четкость, последовательность, слаженность в работе государственных органов", -
подчеркнул президент.
Вместе с тем, по оценке Александра Лукашенко, имеются и
определенные позитивные наработки. В частности, белорусские специалисты
ознакомились с опытом строительства подобных объектов в мире, установили
контакты с МАГАТЭ и основными мировыми компаниями, которые занимаются
возведением атомных станций. Совместно с МАГАТЭ подготовлен проект рамочной
программы технического сотрудничества. В целях формирования инфраструктуры для
развития ядерной энергетики принят указ "О некоторых мерах по строительству
атомной электростанции". Формируется Департамент по ядерной и радиационной
безопасности как основной надзорный орган в сфере атомной энергетики. Создана
Дирекция строительства АЭС, определены ответственные исполнители за
проектирование и научное сопровождение подготовки и строительства станции.
Реализация белорусского атомного проекта потребует
решения целого комплекса принципиально новых задач системного характера:
политических, экономических, научно-технических, экологических и социальных.
По словам президента, в Беларуси при строительстве АЭС
должен быть выбран вариант с наименьшими сопутствующими рисками. "Наша задача -
выйти на единственно верный вариант, при котором Беларуси удастся свести к
минимуму сопутствующие риски, чтобы в полной мере воспользоваться всеми
преимуществами собственной АЭС", - отметил Александр Лукашенко.
Сегодня весь мир сориентирован на строительство АЭС в
связи с всплеском цен на углеводородное сырье. В странах, граничащих с
Беларусью, планируется в ближайшие годы построить более десятка атомных
реакторов. Выгоды от обладания собственной атомной энергетикой очевидны. Однако
"некоторые горячие головы из числа оппонентов власти настойчиво пытаются
организовать некую так называемую антиядерную кампанию среди населения", отметил
президент. "Создается впечатление, что некоторые наши оппозиционеры и ученые
живут в вакууме, - подчеркнул Александр Лукашенко. - У нас, как всегда,
"беларускасць" бежит впереди разума. Мы начинаем, посматривая из-за угла,
рассуждать о необходимости строительства АЭС. Весь мир определился, а мы
рассуждаем. А потом будем усиленно догонять. Но тогда это будет стоить в два
раза дороже".
На заседании первый заместитель премьер-министра
Владимир Семашко проинформировал о том, что специалистами Национальной академии
наук и Минэнерго проанализированы мировой опыт развития атомной энергетики и
основные типы ядерных реакторов, схемы выбора проектов АЭС и сроки их реализации
в странах, развивающих атомную энергетику, технические возможности ведущих
компаний и предлагаемые ими на мировом рынке современные проекты АЭС.
Выбор надежного, безопасного и экономичного проекта АЭС
– одна из главных задач на данном этапе. Как было отмечено, сейчас в мире
эксплуатируются 442 ядерных реактора различных типов. Основу мировой атомной
энергетики составляют АЭС с водо-водяными реакторами типа ВВЭР. Их технология
хорошо отработана и многократно проверена. Около 70% эксплуатируемых в мире
реакторов относятся именно к этому типу, и именно такие реакторы будут
доминировать в ядерной энергетике в нынешнем столетии.
Белорусские специалисты высказываются за строительство
более совершенных реакторов третьего поколения, обладающих повышенной
безопасностью. По проектам реакторов водо-водяного типа обновленного поколения 3
строятся АЭС в Болгарии, Финляндии, Франции, Китае, Индии, Иране, Японии.
В мире основными компаниями-поставщиками оборудования
АЭС с реакторами типа ВВЭР третьего поколения являются
американо-английско-японская компания Westinghouse-Toshiba, франко-германская
группа AREVA, российское ЗАО "Атомстройэкспорт". Кому из них будет отдано
предпочтение – вопрос, на который еще предстоит дать ответ.
Владимир Семашко отметил, что в настоящий момент
проводятся изыскательские и исследовательские работы по выбору площадки
строительства атомной электростанции. К этому вопросу специалисты подходят особо
тщательно и учитывают мнение зарубежных коллег.
Предполагается, что место расположения площадки для
строительства АЭС будет выбрано весной 2008 года. Это будет территория площадью
около 100 кв.км. Затем в пределах этой территории будет определена площадка
(10-12 кв.км), где будет находиться станция. Конкретное место расположения самой
АЭС будет определено к концу 2008 года. Пока же рассматривается несколько
потенциальных площадок для строительства АЭС, в том числе Кукшиновская и
Краснополянская.
По мнению экспертов, вовлечение в энергобаланс ядерного
топлива и строительство АЭС существенно повлияют на укрепление энергетической
безопасности и энергетической независимости Беларуси за счет диверсификации
видов топлива, позволит повысить экономическую эффективность производства
электроэнергии. Экономическая эффективность ввода АЭС объясняется тем, что
стоимость органического топлива почти в 4 раза выше стоимости ядерного
топлива.
Как считают специалисты, оптимальным вариантом считается
одновременное строительство нескольких энергоблоков АЭС с поэтапным переходом с
одного блока на другой. Министерством энергетики Беларуси при консультационной
поддержке зарубежных специалистов разработан укрупненный график работ по
строительству АЭС, которым предусмотрено одновременное возведение двух блоков с
вводом первого блока в 2018 году со смещением пуска второго блока на 1-2 года,
что позволит вывести станцию на полную мощность к 2020 году. Таким образом, доля
АЭС в производстве электроэнергии к 2020 году может составить около 30%.
Основным сырьем для производства топлива для ядерной
энергетики является урановая руда. Общий объем разведанных запасов урана в мире
весьма значителен и обеспечивает перспективные потребности атомной энергетики
как минимум на 85 лет вперед. Основными производителями урана являются Канада,
Австралия, Казахстан, Россия, Нигерия.
Председатель Президиума Национальной академии наук
Михаил Мясникович привел мнение экспертов Международного агентства по атомной
энергии (МАГАТЭ) о том, что с учетом роста цен на нефть и газ атомные
электростанции являются для европейских стран оптимальным вариантом.
Министр по чрезвычайным ситуациям Энвер Бариев отметил,
что принятые в Беларуси меры позволяют обеспечить на всех уровнях надлежащую
безопасность строительства и эксплуатации АЭС.
Министр финансов Николай Корбут сообщил, что
приблизительная стоимость проекта может составить около $4 млрд. Источниками
финансирования реализации проекта являются бюджетные средства, внешние
заимствования, фонд национального развития и инновационный фонд Министерства
энергетики.
Министр иностранных дел Сергей Мартынов проинформировал
участников заседания о том, что "никаких внешних препятствий для создания
белорусской АЭС не имеется". Он также рассказал о сотрудничестве Беларуси и
МАГАТЭ в вопросе строительства станции.
Государственный секретарь Совета Безопасности Виктор
Шейман высказал критические замечания относительно недостаточно высоких темпов
решения вопросов, связанных с подготовкой строительства АЭС. "К началу
строительства станции необходимо приступать скорее – это диктуют время и наши
национальные интересы", - подчеркнул он.
Председатель правления Национального банка Петр
Прокопович затронул вопросы развития инфраструктуры в районе размещения будущей
белорусской АЭС. По его мнению, населенный пункт, где будут жить строители,
специалисты, обслуживающий персонал, должен быть ультрасовременным и
представлять собой "город не XXI, а уже XXII века".
Высшие должностные лица и другие участники заседания, в
том числе отвечающие за вопросы безопасности, однозначно высказались за
необходимость развития в Беларуси собственной атомной энергетики. При этом было
отмечено, что после успешного завершения строительства первых двух энергоблоков
несомненно встанет задача возведения третьего и четвертого.
По итогам обсуждения Совет Безопасности принял
окончательное политическое решение о строительстве в республике атомной
электростанции. Проект соответствующего постановления Совбеза будет в ближайшее
время доработан, согласован с заинтересованными структурами и до конца января
внесен президенту на подписание, что явится важным юридическим шагом,
стимулирующим дальнейшее продвижение в реализации данного проекта.
"Это энергетическое предприятие имеет для нас большое
значение, все связанные с ним вопросы важны, поскольку они затрагивают
безопасность населения, причем не только нашей страны. Но таких энергетических
предприятий построено на планете уже несколько сотен, поэтому в строительстве
белорусской АЭС нет ничего чрезвычайного – в мире опыт создания таких объектов
уже есть", - сказал президент.
Александр Лукашенко вновь обратил внимание на
необходимость ускорить решение всех вопросов, связанных со строительством АЭС.
"Правительству надо очень серьезно начинать работать в данном вопросе. Главное
заключается в том, что затягивание сроков означает удорожание проекта. Нужно
переходить от рассуждений к практической работе и организовать все так, чтобы
начать строительство АЭС уже в этом году. Сроки строительства должны быть
максимально сжатыми, но реально выполнимыми", - заявил глава государства.
За качеством работ по возведению атомной станции будет
установлен жесточайший контроль: строительство должно вестись на самом высоком
уровне.
Правительству надлежит немедленно приступить к
разработке комплексного плана основных мероприятий по строительству АЭС.
"Интерес к белорусской АЭС проявляют многие. Предложений
по финансированию было достаточно – от стран Ближнего Востока до европейских.
Правительство и Национальный банк выберут лучший вариант, - отметил Александр
Лукашенко. - В этом году также нужно начинать подготовку наших кадров.
Необходимо, чтобы на каждом этапе строительства были наши люди и набирались
опыта. После завершения объекта мы должны уметь все делать сами, чтобы
впоследствии белорусские специалисты смогли предлагать свои услуги по подготовке
кадров для других стран".
Глава государства также заметил, что в обществе уже есть
осознание необходимости строительства собственной АЭС: "Народ понимает, что
альтернативы строительству атомной станции в Беларуси сегодня нет".
Решение по подрядчику на строительство АЭС будет
приниматься в соответствии с законодательством.
В завершение президент призвал правительство еще раз
обратить внимание на деятельность промышленных и сельскохозяйственных
предприятий и найти возможности для снижения энергозатрат в их деятельности,
так, как того требует Директива №3. Резервы по сокращению энергоемкости нашей
экономики еще велики, подчеркнул глава государства.
4 млрд. долларов на АЭС – это минимум
Заутра тваёй
краіны.22.01.08
Ирина Орлова
Как подсчитал министр финансов Беларуси Николай Корбут,
предполагаемые затраты на строительство АЭС составят 4 млрд. долларов. Эту сумму
в качестве минимальной эксперты «Завтра твоей страны» назвали еще в середине
2007 года (хотя до сих пор чиновники упорно оценивали стоимость строительства в
3-3,5 млрд. долларов). Но и 4 миллиарда -- не предел. На практике расходы могут
оказаться значительно выше.
Как отметил на заседании Совбеза 15 января председатель
президиума Национальной академии наук Михаил Мясникович, преимуществом АЭС
является то, что в себестоимости вырабатываемой ею электроэнергии, удельный вес
стоимости самого энергоносителя весьма низок и составляет порядка 20%. Таким
образом, подчеркнул М. Мясникович, АЭС позволяет уйти от зависимости от роста
цен на энергоносители.
На самом деле, это не совсем так, поскольку остальная
часть затрат на производство электроэнергии на АЭС – это капитальные затраты на
строительство, которые, в свою очередь, имеют в настоящее время тенденцию к
весьма сильному удорожанию, в том числе, в связи с ростом цен на нефть и газ.
Рост цен на стройматериалы в последние несколько лет не
уступает темпам роста на нефть и на газ, а по некоторым группам, таким как бетон
и цемент – а это основные составляющие капитальных затрат на строительство АЭС -
этот рост в регионах, окружающих Беларусь, даже превосходит рост цен на
энергоносители. Так, например, в России за последние три года цена на цемент
выросла в среднем в 3,5 раза, а в Центральном регионе и в Москве только за 2007
год цена увеличилась вдвое.
Основная причина – бурное развитие жилищного
строительства при недостатке мощностей по производству цемента на постсоветском
пространстве. Однако и мировой рынок цемента сегодня не перенасыщен. По оценкам
экспертов, дефицит цемента в мире и особенно в нашем регионе будет ощущаться как
минимум до 2011 года. А значит, не стоит ждать и резкого снижения цен на цемент.
Кроме того, производство цемента – энергозависимое, таким образом, с учетом
заложенного в перспективе для Беларуси и самой России роста внутренних цен на
газ, стоимость цемента и в Беларуси, и в России снижаться не будет. Причем в
Беларуси, где цены регулируется государством, рост может оказаться просто
взрывным, если государство примет решение установить внутренние цены,
аналогичные экспортным, а экспортные цены будут привязаны к российским.
Еще одна финансовая ловушка при строительстве АЭС – это
сроки. С учетом высокого удельного веса капитальных затрат, а также действия
одного из основных законов в строительстве – чем дольше строишь, тем дороже
получается -- спрогнозировать конечную цену строительства станции весьма сложно.
Именно поэтому на заседании 15 января А. Лукашенко говорил о необходимости
строить быстро, и как сообщают официальные источники, принято решение построить
станцию в 2018, а не в 2019 году, как планировалось ранее. Но и тут есть свои
минусы. Именно для АЭС строить быстро вовсе не означает, строить дешевле в силу
того, что есть определенные циклы, сократить которые просто невозможно по
соображениям безопасности. В отдельных случаях сократить сроки определенных
этапов можно, но лишь за счет увеличения количества работающих, а это означает –
прямого роста затрат. Собственно, представители российской компании
«Атомстройэкспорт» обычно в беседах и не скрывают, что станцию можно построить
меньше чем за 10 лет, но обойдется это значительно дороже. При этом затягивание
строительства – свыше 10 лет - в конечном итоге опять-таки обернется
удорожанием.
Важным аспектом строительства является и жесткое
выполнение графика финансирования. Причем на каждом этапе нужны будут живые
деньги – ведь строить так или иначе будем не мы, а какая-то иностранная
компания. Особо отметим, что все заявления о возможном участии в тендере на
строительство французов лишь увеличивают предполагаемую стоимость проекта как
минимум до 4 млрд. евро.
Естественно, чтобы финансирование было ритмичным,
потребуются кредиты, причем кредиты, взятые на государственном уровне. Это в
свою очередь, добавит к стоимости строительства еще и стоимость заемных ресурсов
– и хорошо, если она будет низкой. На сегодняшний день самые дешевые деньги нам
удается получить из России. И это еще один аргумент в пользу того, что строить
станцию будут именно россияне. К тому же стоит отметить, что довольно странное
совещание Совбеза было проведено через несколько дней после телефонного
разговора Путина и Лукашенко, причем, как сообщила пресс-служба российского
президента, разговор состоялся по инициативе белорусской стороны. Не исключено,
что речь могла идти и о предоставлении кредита Россией Беларуси на строительство
АЭС. Более того, напомним, что в конце прошлого года министр финансов РФ Алексей
Кудрин огорошил своего белорусского коллегу сообщением, что в 2008 году Россия
рассмотрит вопрос о предоставлении Беларуси еще одного кредита в размере 2 млрд.
долларов, хотя вроде бы мы ничего подобного не просили.
До сих пор россияне уклонялись от прямых ответов на
вопрос о своем участии в строительстве АЭС и об условиях такого участия,
подчеркивая, что хотели бы увидеть политическое решение о его строительстве.
Возможно, совещание было проведено именно для того, чтобы продемонстрировать
российским атомщикам, что такое решение наконец-то принято. Кстати, как было
заявлено, на совещании Совет безопасности обсудил проект некоего документа,
который президент пообещал подписать в течение двух недель.
Говоря о стоимости строительства нельзя не обратить
внимание также на заявление, сделанное А. Лукашенко на совещании о том, что в
Беларуси будут построены также и 3-й, и 4-й блоки. То есть к 4 млрд. долларам
надо будет в перспективе приплюсовать как минимум еще столько же. Причем
заявление А. Лукашенко – это не просто популистский ход. У этого вопроса –
сколько блоков строить - есть вполне технический аспект.
Как пояснил в беседе с корреспондентом «Завтра твоей
страны» один из специалистов-атомщиков из России, для Беларуси «два миллионника
– наверное, многовато» (речь идет о двух блоках по 1 млн. кВт, которые мы
собираемся строить), так как это не позволит вывести из эксплуатации оптимальное
количество старых энергомощностей. Дело в том, что для нормального
функционирования энергосистемы, нужны постоянные резервные мощности на случай
плановой или аварийной остановки одного или двух энергоблоков АЭС. Так как блоки
«емкие», то соответственно, и резервы должны быть большие. Поэтому очень часто
строят не пару, а две пары блоков. При наличии 4 энергоблоков одинаковой
мощности в системе гораздо проще маневрировать и периодически останавливать
какой-то из блоков для плановой профилактики. Но если мы хотим строить четыре
блока именно из этих соображений, то начинать строительство двух следующих
блоков нужно как можно раньше, потому что к 2020 году без модернизации многие
станции Беларуси вряд ли можно будет задействовать в качестве резервных.
Цена на российский газ для Беларуси будет только расти
Хартия-97.18.01.08
Официальный Минск утверждает, что якобы оспорил
предложенную «Газпромом» методику ценообразования на газ, основанную на принципе
равнодоходности.
Об этом заявил на днях директор Института экономики
Национальной Академии наук Беларуси Петр Никитенко. В результате, по его словам,
Беларусь будет платить за газ по истечении первого квартала 129 долларов за
тысячу кубометров. Руководитель Центра Мизеса экономист Ярослав Романчук в
интервью пресс-центру Хартии’97 назвал цифру в 129 долларов «чисто
спекулятивной», заявив, что «никаких принципиальных договоренностей по цене на
газ пока достигнуто не было, и определяться она будет в конце марта».
«Никаких принципиальных договоренностей по цене на
российский газ для Беларуси пока достигнуто не было. Эта цена будет определяться
лишь в конце первого квартала и она, безусловно, будет расти. И тот факт, что в
начале года мы не знаем, какую цену будем платить, например, в августе или
декабре, говорит о том, что ни о каких партнерских отношениях между Россией и
Беларусью не может идти и речи», - говорит Ярослав Романчук.
«Понятно, что Беларусь хочет покупать дешевый газ, но
«Газпром» выступает категорически против субсидирования белорусской экономики.
Со стороны «Газпрома» Беларуси и так был предложен достаточно льготный вариант
перехода на рыночные отношения. Последние заявления Никитенко лишь подтверждают,
насколько неприятен для белорусских властей вопрос о переходе на рыночные
отношения с российским монополистом. То, что в этом году цена на газ для
Беларуси и так достаточно низкая – это цена вхождения российских финансовых
структур на белорусский рынок», - констатирует экономист.
По его мнению, вопрос о формуле цены на газ поднят
сейчас из спекулятивных соображений, чтобы в будущем у белорусских властей была
возможность в очередной раз обвинить Россию в давлении на Беларусь и, как
результат, в экономических проблемах, которые, безусловно, возникнут.
«Хотя тема цены российского газа для Беларуси чисто
политическая, нам все равно со временем придется платить рыночную цену и от
этого никуда не уйти, если, конечно, речь не идет об утрате независимости
страны», - считает Ярослав Романчук.
Напомним, согласно пятилетнему контракту, подписанному
31 января 2006 года, с 2008 года цена на газ для Беларуси должна определяться по
формуле, привязанной к стоимости нефтепродуктов на европейских рынках. В 2008
году она должна составить 67%, в 2009 году – 80%, в 2010 году – 90% от
среднеевропейской цены на газ за вычетом транспортных расходов. Новая формула
цены означала переход в отношениях с Беларусью на новую методику определения
цены на газ исходя из принципа равнодоходности продаж для российского концерна
как на европейском, так и на белорусском рынках.
Если исходить из цены 260 долларов за тысячу кубометров
- стоимости газа для Польши на конец 2007 года - и установленного для Беларуси в
2008 года дисконта, а также за вычетом транспортных издержек, то цена газа
должна была составить для Беларуси около 160 долларов за тысячу кубометров.
Российский капитал тянется в Беларусь
Белорусские новости.
16.01.08
Елена Новожилова
После того, как в Беларусь потекли из России банковские
аржаны (в минувшем году российские банки получили здесь контроль сразу над двумя
«одноартельщиками» — «Белвнешэкономбанком» и «Славнефтебанком», и в 2008-м
ожидаются новые сделки), активный интерес к приобретению здешних активов стали
проявлять страховые компании.
На днях завершена покупка 100-процентного пакета акций
ЗАО «СК «АльВеНа» (9-е место в рейтинге белорусских страховых организаций)
российской «РЕСО-Гарантия». Это второе местное приобретение «россиянки» после
покупки в 2000-м 83% компании «Бролли». Сегодня «АльВеНА» и «Броли» контролируют
здесь 7,5% рынка. Новый акционер рассчитывает, что в течение этого года их доля
вырастет до 12,5%.
Сама «РЕСО-Гарантия», располагающая второй по размеру
агентской сетью среди российских страховщиков, занимает на родине 7% рынка. Ее
контрольный пакет в размере 85% находится в руках братьев Сергея и Николая
Саркисовых, 5% — у президента группы Андрея Савельева и 10% — у Европейского
банка реконструкции и развития, приобретшего свой пай за 150 млн. долларов.
Однако уже в первой половине 2008 года в составе
совладельцев ожидаются перестановки: за это время должна завершиться сделка о
покупке 36,7% акций «РЕСО-Гарантии» за 1,16 млрд. долларов (810 млн. евро)
крупнейшей французской финансовой группой AXA. Причем, по условиям соглашения, к
2010-2011 годам французы смогут выкупить и оставшуюся часть.
На Беларусь у РЕСО большие виды, страхованием не
ограничивающиеся. Председатель совета директоров группы Сергей Саркисов
приоткрыл некоторые планы, в частности, о покупке либо создании здесь ипотечного
банка, который будет объединен с имеющимися страховыми активами.
Кроме того, компания планирует заработать на рынке
коммерческой недвижимости. И здесь она не одинока.
Свои планы на белорусскую столицу имеет «Московская
инвестиционно-строительная компания», собственные проекты есть у торговых сетей
«Седьмой континент» и «Виктория». Однако всеv проектам проект — у «Итеры». В
реализацию мегазамысла — административно-делового центра «Минск-Сити», что на
контроле лично у Александра Лукашенко, компания планирует вложить до 10 млрд.
долларов. В центре Минска у «Итеры» есть еще один проект — многофункциональный
комплекс площадью 250 тыс. кв. м.
Эксперты, тем не менее, считают недостаточным число
профессиональных инвесторов и девелоперов на рынке недвижимости Беларуси,
указывая также на острую нехватку качественных коммерческих площадей.
Президент РЕСО Андрей Савельев пояснил РБК daily, что
возведением объектов здесь будет заниматься собственное девелоперское
подразделение группы. По его словам, РЕСО также ведет строительство крупных
офисных центров в Санкт-Петербурге, Киеве и Литве.
Многие рисковые инвесторы хотят инвестировать в
Беларусь, потому что видят широкие перспективы, считает директор по привлечению
проектов Baltic Property Trust Илья Кутнов: «Рынок не развит, профессиональных
игроков нет, потому он будет только расти. А те компании, которые придут сейчас,
на этапе зарождения, вне сомнения, будут в выигрыше».
«Российский капитал в Белоруссии лидирует по объему, но
постепенно приходят и западные инвесторы», — отмечает управляющий партнер
Colliers International Михаил Морозов, полагающий, что преимущество будет за
теми инвесторами, что обладают не только деньгами, но и опытом работы в
Беларуси, пониманием ее специфики. «В Белоруссии свои законы, — напоминает он. —
К примеру, бизнес базируется на местных предприятиях, и все «иностранцы» могут
работать только через своих «дочек». Но у РЕСО хорошие перспективы: компания
сможет зарабатывать на своем профессиональном рынке и получать дополнительный
доход от рынка недвижимости».
О широких перспективах белорусского страхового рынка
говорят и в самом РЕСО. По оценке С.Саркисова, «сегодня страхование в Беларуси,
в лучшем случае, освоено на 12-15%. Возможности роста значительные. Очень верим,
что этот бизнес либерализуется, то есть частные компании будут допущены к
обязательным видам страхования».
К настоящему моменту инвестиции РЕСО в Беларусь
составляют около 10 млн. долларов. «И это только начало», — многообещающе
добавляет председатель совета директоров группы.
По некоторой информации, в ближайшее время следует
ожидать новых сделок в частном страховом секторе страны, в первую очередь с
участием российского капитала. Связано это с возможными изменениями на здешнем
страховом рынке, предполагающими более благоприятные условия для привлечения
иностранных инвестиций.
Поставки прекратились совершенно
БелГазета. 21.
01.08
Оксана Петрова
Формально российские производители сельхозтехники могут
продавать ее в Беларусь, но на практике импорт из России отсутствует. Последние
полтора года Беларусь не покупает российскую сельхозтехнику, хотя официального
запрета на импорт из России нет. Просто все тендеры выигрывают белорусские
производители.
Замдиректора Союза производителей сельскохозяйственной
техники и оборудования для АПК «Союзагромаш» Денис МАКСИМКИН рассказал
корреспонденту «БелГазеты» Оксане Петровой, как обстоят дела с поставками
российской и белорусской техники на рынки двух стран.
- Беларусь на российском рынке является одним из
лидеров, на уровне с Германией, - у них примерно один объем поставок.
- Сколько техники поставляет сейчас Беларусь в
Россию?
- Примерно на $270 млн.
- А сколько это единиц техники?
- Ну, по тракторам это около 18 тыс.
- За 2006-07гг. как-то изменились объемы продаж
белорусской техники?
- Поставки растут. В 2005г. было 12,5-13 тыс. шт., в
2006г. - 15,5 тыс., в 2007г. - около 18 тыс.
- А Россия продает свою технику в Беларусь?
- Последняя более или менее заметная продажа состоялась
в августе 2006г., когда «Ростсельмаш» поставил около 350 зерноуборочных
комбайнов. После этого поставки прекратились совершенно. Об экспорте в Беларусь
российской техники какая-либо информация отсутствует. Отдельные предприятия
российские что-то поставляют, но это единичные поставки.
- А почему?
- По нашему мнению, это связано с действующим механизмом
закупок техники Беларусью. Это госпрограмма поддержки сельского хозяйства,
согласно которой покупается только белорусская техника. Причем некоторые
российские предприятия участвуют в тендерах техники. В частности, в апреле
2007г. был проведен очередной тендер на закупку техники. Российские предприятия,
в частности «Ростсельмаш», предложили более выгодные экономические параметры
своего предложения. И при этом все равно было принято решение покупать технику у
Гомеля и Лиды.
- Два года назад «Союзагромаш» уже писал письмо
Минэкономразвития России, в котором требовал, чтобы белорусское правительство не
ограничивало импорт техники из России. Что-нибудь изменилось с тех пор?
- Ничего не изменилось. Неоднократно этот вопрос
поднимался на межведомственной комиссии союзного государства, и тем не менее
получается так, что мы пытаемся в чем-то упрекнуть белорусов. А Беларусь
говорит, что никаких барьеров нет, что доступ для российской техники на
белорусский рынок не ограничен. Но при этом техника не покупается.
"Несоразмерное" ограничение
Белорусский Рынок.
21 – 28.01.08
Вадим Ходосовский
Ежедневно на границе Беларуси выявляют до 15 граждан,
чье право на выезд из страны временно ограничено. В первые же дни 2008 года, по
данным Госпогранкомитета, количество не пропущенных через границу белорусских
граждан достигало 30.
База данных, насчитывающая на сегодня порядка 100 тысяч
граждан, право которых на выезд из страны временно ограничено, формируется
МВД.
Одним из оснований, являющихся препятствием для выезда
по Указу № 643, является возбуждение в отношении лица гражданского
судопроизводства. Ограничение действует на срок, установленный судом, но не
более чем до окончания производства по делу. Однако уже сегодня данная норма
вызвала в среде юристов неоднозначное отношение, поскольку невыездным ответчик
становится с момента подачи иска в суд.
Как отметил в интервью БелаПАН юрист Сергей Луканин, "по
белорусскому законодательству подать иск на человека можно по любому основанию и
без всяких оснований. Так что я не исключаю использования такой возможности
желающими "насолить" ближнему. Ничего не стоит за небольшую сумму с помощью
юриста подготовить исковое заявление в суд и тем самым сорвать запланированную
зарубежную поездку ответчика, так как только подготовка дела к рассмотрению
занимает от одного до двух месяцев. А судебное разбирательство вообще может
тянуться годами".
Подобные опасения, если трактовать положения указа
буквально, действительно не лишены оснований. И поскольку все чаще необходимость
выезда за границу обусловлена деловыми интересами, запланированный срыв
переговоров или заседания акционеров может повлечь серьезные последствия для
бизнеса. С другой стороны, вполне объяснима заинтересованность кредитора,
взыскивающего по суду крупную задолженность, окончательно не потерять ответчика
из виду. Все зависит от того, насколько избирательно суды подойдут к решению
данного вопроса и не будет ли процесс поставлен "на поток". А с учетом того, что
в год суды республики в порядке гражданского судопроизводства рассматривают
порядка 230 тысяч заявлений, кампания была бы действительно грандиозной.
Однако, как удалось выяснить в Минюсте, осуществляющем
общее руководство деятельностью судов, решение об ограничении на выезд в связи с
возбуждением гражданского дела судом принимается не автоматически, а по каждому
конкретному делу отдельно, с учетом ряда критериев — суммы денежных требований,
характера гражданского дела и т. п. Соответственно, как любое решение, оно может
быть обжаловано в вышестоящий суд. Чаще всего это дела, связанные с долговыми
обязательствами, взысканием алиментов, таможенными правоотношениями.
В большинстве случаев решение об ограничении на выезд
выносится судом в отношении истца-должника уже после вынесения решения по делу,
на стадии исполнительного производства, например на срок до погашения долга или
исполнения обязательств. Случаи, когда решение об ограничении на выезд
принимались с момента возбуждения гражданского дела, заверили в министерстве,
немногочисленны. Вряд ли эта практика изменится и в будущем. Кроме того, как
стало известно, на подписи у министра находится документ, регулирующий данные
вопросы, который, возможно, расставит точки над "i".
Между тем такому основанию для ограничения на выезд, как
предъявление гражданского иска в суде (введенному законом РБ о порядке выезда из
РБ и въезда в РБ еще в 1994 году) уже давалась официальная правовая оценка,
причем негативного характера. Как отметил Конституционный суд в своем заключении
от 27.09.2002 года, наряду с содержащимися в данном законе основаниями для
временных ограничений права граждан на выезд из РБ, установление которых
отвечает требованиям Конституции и международно-правовых актов, такие основания,
как предъявление к лицу любого гражданского иска в суде являются "практически
неисполнимыми либо несоразмерными защищаемым Конституцией правам и интересам".
По мнению КС, ограничения для временного выезда за границу должны быть
"разумными, справедливыми, отвечать целям и принципам демократического правового
государства и обеспечиваться эффективно действующим механизмом контроля". Более
того, суд предписал Национальному собранию до создания новой системы учета
"пересмотреть и уточнить перечень ограничений на временный выезд из Республики
Беларусь". Как видно, доводы суда законодатель не принял во внимание.
При этом, если ранее имелась возможность проставить
штамп на выезд сроком до 5 лет, то сейчас, с введением автоматизированной
системы учета, ситуация кардинально изменилась.
Итоги 2007 года: оппозиция
Салідарнасць.
21.01.08
Александр Старикевич
В 2007 году оппозиционные политики по-прежнему
были поглощены борьбой друг с другом. На Александра Лукашенко у них времени
практически не осталось. После минувших президентских выборов экс-кандидат на
пост главы государства Александр Милинкевич пытался сохранить статус единого
лидера демократической оппозиции. Соратники-конкуренты, в свою очередь,
стремились отодвинуть его на второй план.
В это время в российской столице начала закручиваться
параллельная интрижка. Группа товарищей, вхожих в определенные (далеко не самые
высокие) кабинеты и числящихся там экспертами по Беларуси, реанимировала идею
создания в Минске пророссийской оппозиции.
Несколько лет назад эти же люди продвигали в качестве
лидера таковой генерала Валерия Фролова. Та комбинация закончилась оглушительным
провалом - из-за ставки на очевидно негодный политический материал.
Выдержав паузу, те же эксперты порекомендовали своим
«клиентам» обратить внимание на председателя Партии коммунистов Белорусской
Сергея Калякина. Судя по всему, его персона была одобрена. Близкий к
вышеупомянутой группе сайт «Белорусский партизан» развернул кампании по рекламе
Калякина и дискредитации Милинкевича.
На первом этапе объединенные усилия москвичей и
некоторых лидеров белорусской оппозиции имели успех. Прошедший в мае Конгресс
демократических сил завершился поражением Александра Милинкевича, лишившегося
статуса «единого».
Справедливости ради следует отметить, что экс-кандидат в
президенты выпустил инициативу из рук задолго до КДС. Сложилось впечатление, что
Милинкевич просто не имеет ни конкретного плана действий, ни хотя бы общего
представления о том, куда двигаться.
Впрочем, то же самое можно сказать и его оппонентах,
триумф которых оказался недолгим. Белорусские власти внимательно отслеживали
попытки Сергея Калякина навести мосты с Москвой. И хотя серьёзной угрозы в лице
лидера коммунистов они не видели, но – на всякий случай и дабы другим неповадно
было – организовали приостановление деятельности ПКБ с последующей ее
ликвидацией. В результате тактический успех обернулся (по крайней мере, для
Калякина) стратегическим поражением.
И уж полный конфуз вышел с «Социальным маршем»,
основными организаторами которого выступили коммунисты. При благоприятном фоне –
отмена льгот, рост цен и т.д. – им удалось собрать на акцию протеста от силы
полторы тысячи человек.
В результате стало очевидно, что Москве опять подсунули
некондиционный товар. Лоббисты Калякина поняли, что так недолго и лишиться
статуса экспертов по Беларуси со всеми сопутствующими возможностями.
Спасать положение решено было при помощи лобового пиара.
Известный журналист Павел Шеремет выступил со статьей, в которой назвал
«Социальный марш», позорно проваленный коммунистами, «яркой» и «удачной»
акцией.
Трудно сказать, какое впечатление вся эта история
произвела на московских заказчиков. Однако в Беларуси она способна вызвать в
лучшем случае грустную улыбку.
Еще одним примечательным сюжетом стало избрание нового
председателя Партии БНФ. Основными претендентами на этот пост были Винцук
Вячорка и Алесь Михалевич. Кроме них участие в выборах обозначал Виктор
Ивашкевич.
За Михалевичем закрепилась репутация «человека
Милинкевича». Победа Михалевича, скорее всего, привела бы к более тесным
отношениям между Партией БНФ и командой экс-кандидата в президенты. В свою
очередь, Вячорка и его соратники стремились сохранить существующий
статус-кво.
Накануне съезда на вопрос «Салідарнасці», выбирая из
двух своих оппонентов, кого бы он предпочел, председатель Партии БНФ ответил:
«Проголосовал бы за кого-нибудь третьего…». Это заявление Вячорки оказалось
пророческим. Голоса делегатов распределились между ним и Михалевичем примерно
поровну. Выходом из этой ситуации стало избрание Лявона Борщевского, который
изначально не выдвигался, но в итоге получил абсолютное большинство голосов.
Парадоксально: такой исход является личным поражением
Вячорки, но в то же время победой его единомышленников. Борщевский сходу дал
понять, что будет опираться на команду своего предшественника. Поэтому
революционных изменений в БНФ не предвидится.
В остальном, год прошел, как обычно: День Воли,
«Чернобыльский шлях», несколько обращенных к властям и фактически оставшихся без
ответа призывов к диалогу… Плюс местные выборы, на которых демократам изначально
ничего не светило.
Итак, кадровые перестановки в структурах оппозиции не
оказали существенного влияния на общее положение дел. Более того, они отняли
много времени и сил. В результате, по существу, был упущен ряд возможностей – в
частности, провести полноценную политическую кампанию против непопулярной в
обществе отмены льгот.
Вместо этого демократические политики сосредоточились на
розыгрыше «Кубка пивной кружки» - междусобойчике, который влияет исключительно
на расстановку сил внутри оппозиции. И за минувший год ни на шаг не продвинулись
к декларируемой цели – смене власти.
|