УЗБЕКИСТАН
США-Узбекистан: еще один шаг на пути к возобновлению отношений?
21.01.2008.
Eurasianet
Ожидается, что в ходе своей поездки по странам
Центральной Азии глава Центрального командования США адмирал Уильям Фэллон
сделает остановку в Узбекистане. Этот визит знаменует собой активизацию усилий
со стороны США, стремящихся не допустить укрепления Россией своих энергетических
позиций в Центральной Азии.
Будучи самым густонаселенным государством в Центральной
Азии, Узбекистан играет одну из важных ролей в геополитической и энергетической
игре, которую ведут Соединенные Штаты, Европейский Союз, Россия и Китай.
Узбекистан контролирует сравнительно небольшие запасы природных ресурсов, в
основном природного газа, но по его территории проходят многие экспортные
маршруты из центральноазиатского региона.
Отношения между Вашингтоном и Брюсселем с одной стороны,
и Ташкентом - с другой, остаются крайне холодными с aндижанских событий 2005
года. Сразу после данных событий Узбекистан предпринял шаги по укреплению
отношений с Россией и, в меньшей степени, с Китаем. Так, в частности, Ташкент
подписал договор о стратегическом партнерстве с Россией и присоединился к
Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации
сотрудничества. Однако в последние месяцы в российско-узбекские отношения
вкралась некоторая напряженность, открыв определенные дипломатические
возможности для Соединенных Штатов и Европейского Союза.
В ходе своей поездки по странам Центральной Азии адмирал
Фэллон также посетит Таджикистан, Афганистан и Пакистан. В Душанбе Фэллон
воздержался от ответа на вопрос о точных сроках своего пребывания в Ташкенте.
Представители оборонного ведомства разъяснили, что график адмирала держится в
строгом секрете по соображениям безопасности. Фэллон был сдержан и в обсуждении
программы своего пребывания в Узбекистане, однако подчеркнул, что не будет
заводить речь о возобновлении деятельности американской военной базы в этой
стране, сообщило 22 января информационное агентство "Азия-Плюс". На фоне резкого
ухудшения дипломатических отношений в 2005 году Узбекистан потребовал от
американских сил покинуть базу Карши-Ханабад.
Политические эксперты Узбекистана и других
центральноазиатских стран полагают, что миссия Фэллона выходит за пределы
исключительно военных вопросов. Некоторые считают, что главной его целью
является подготовить почву для восстановления отношений между США и
Узбекистаном.
События последних месяцев дают основания полагать, что
обе стороны пытаются нащупать пути налаживания двусторонних контактов. Или, как
минимум, президент Узбекистана Ислам Каримов может использовать улучшение
отношений с США и Европейским Союзом в качестве рычага давления на Россию в
переговорах по различным аспектам, включая обсуждение вопроса о присоединении
Узбекистана к проекту строительства Прикаспийского трубопровода.
Первые признаки потепления отношений были отмечены в мае
2007 года, когда ЕС снял запрет на выдачу въездных виз высокопоставленным
официальным лицам Узбекистана.
Осенью новый американский посол в Ташкенте, Ричард
Норланд, начал предпринимать активные дипломатические шаги, которые многие
обозреватели истолковали как попытку вернуть американо-узбекские отношения в
нормальное русло.
В декабре Каримов благосклонно отреагировал на
подаваемые США сигналы. В своей речи в честь празднования Дня Конституции
узбекский лидер удивил своих слушателей, начисто опровергнув наличие каких-либо
проблем в отношениях Узбекистана с США и ЕС.
"Все еще есть те, кто утверждает, что и сегодня
продолжаются какие-то разногласия между Узбекистаном с одной стороны и США и
европейскими государствами с другой. Нетрудно понять, что им хотелось бы
существования таких разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду,
– подчеркнул Каримов. – Узбекистан в своей внешней политике всегда был и
остается сторонником взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения со
всеми близкими и дальними соседями, в том числе США и Европой. Мы никогда не
свернем с этого пути. Более того, с уверенностью можно констатировать, что база
для равноправных и взаимовыгодных связей, которые полностью отвечают нашим
национальным интересам, сегодня еще больше укрепляется".
В начале января в Ташкенте с визитом побывал
спецпредставитель Европейского Союза по Центральной Азии Пьер Морель.
Подробности его бесед с руководством Узбекистана, включая президента Каримова,
не разглашались. Такая же завеса секретности окружает и прибытие в страну
адмирала Фэллона. Сам же визит свидетельствует о том, что Вашингтон ощущает
настоятельную потребность как можно скорее восстановить свои отношения с
президентом Каримовым.
Ташкент - Вашингтон: игра по новым правилам
28.01.2008. РИА
Новости
Санобар Шерматова
Визит в Узбекистан адмирала Уильяма Фэллона дал повод
ожидать изменений во внешнеполитическом курсе страны, которую вновь после
декабрьских выборов возглавил Ислам Каримов. Командующий Центральным
командованием Вооруженных сил США был принят президентом Узбекистана, и в ходе
беседы, как указывает национальное информагентство УЗА, состоялся обмен мнениями
по обеспечению региональной безопасности и стабилизации обстановки в соседнем
Афганистане. О том, что именно афганская проблема была в центре переговоров,
указывает и перечень лиц, с которыми встречался высокий гость - секретарь Совета
безопасности, министры обороны и иностранных дел, командующий пограничными
войсками республики.
Кроме Узбекистана и самого Афганистана, адмирал побывал
в Пакистане, Киргизии и Таджикистане. Но именно визит в Ташкент привлек внимание
экспертов. По мнению некоторых из них, Соединенные Штаты активизируют поиск
диалога с узбекским руководством, стремясь вернуть свое влияние в эту
стратегически важную республику Центральной Азии. После трагических событий в
Андижане в мае 2005 года Узбекистан, в ответ на критику с Запада, потребовал
закрыть дислоцировавшуюся вблизи города Карши американскую военную базу. С тех
пор отношения двух стран держались на нуле. Однако накануне президентских
выборов Ислам Каримов неожиданно стал говорить о силах, стоящих между
Узбекистаном и Западом. "Нетрудно понять, что им хотелось бы существования таких
разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду... Узбекистан в
своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и
взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том
числе США и Европой"- заявил Каримов.
Европейцами сигнал был услышан. На следующий день после
приведения к присяге президента Узбекистана, 17 января, спецпредставитель ЕС
Пьер Морель заявил, что Европейский Союз "считает Узбекистан надежным партнером
и является сторонником укрепления и расширения дальнейшего сотрудничества".
Брюссель опередил Соединенные Штаты в налаживании диалога: в прошлом году были
частично смягчены санкции, введенные европейцами по следам событий в Андижане. В
ответ Узбекистан амнистировал нескольких правозащитников, отменил с 1 января
2008 года смертную казнь и передал судам право на выдачу санкций для заключения
под стражу, продемонстрировав, что заинтересован в нормализации отношений с
Европейским союзом.
Ташкент никак не может устраивать роль международного
изгоя, а европейцы в прошлом году приняли на вооружение новую стратегию,
согласно которой в Центральной Азии проблемы продвижения демократии уступают
первенство энергетическим интересам ЕС. Но не все так просто, когда имеешь дело
с таким трудным партнером, как Ташкент. Внешнеполитические приоритеты
Узбекистана уже выстроены: на Западе - Германия, на Востоке - Япония,
влиятельные страны, от которых почти не звучало критики в адрес Ташкента.
Спокойно себя чувствуют немецкие военные на авиабазе в Термезе на границе с
Афганистаном. Влиятельный узбекский аналитик, близкий к министерству иностранных
дел, в беседе с экспертом заявил, что вопрос о немецкой базе был согласован с
Москвой, а в Берлине об этом факте хорошо осведомлены. Что касается Японии, то
отношения с Ташкентом (как и вообще присутствие в Центральноазиатском регионе)
чрезвычайно важны для ограничения влияния Пекина, играющего заметную роль в
Шанхайской организации сотрудничества. И это на руку узбекской стороне, которая
нуждается в партнерах помимо России и стран ШОС.
Очевидно, что триумфального возвращения в Узбекистан
американских интересов не произойдет. По той причине, что нынешняя ситуация в
регионе принципиально отличается от конца 90-х годов, когда зарождались
узбекско-американские связи. В то время Узбекистан оказался на мушке боевиков
исламского движения, базировавшихся в Афганистане и Таджикистане. Ташкент по
своим каналам получил информацию, что российское руководство не намерено
оказывать помощь в случае нападения боевиков. Узбекистан в 1999 году вышел из
Договора о коллективной безопасности (расцененный как разрыв с Москвой) и стал
сближаться с Вашингтоном, пытаясь опереться на него в борьбе с исламскими
экстремистами. Удачей для узбекского руководства стало то обстоятельство, что в
ходе американской операции в Афганистане в 2001 году основные силы исламского
движения были разгромлены.
Но сегодня в регионе сложилась иная формула
безопасности. Здесь главную роль играют ОДКБ и ШОС, организации, в которых
велико влияние России и Китая. Именно с этими структурами Узбекистан связывает
теперь свою систему безопасности. Взять хотя бы тот факт, что узбекское
руководство добилось, чтобы в качестве базы для штаб-квартиры Региональной
Антитеррористической структуры ШОС был избран Ташкент (поначалу планировался
Бишкек). Узбекский парламент на днях ратифицировал ряд документов, приступив к
завершению процедуры присоединения страны к нормативно-правовой базе ОДКБ.
Конечно, возвращение Узбекистана стало возможным после встречных шагов Кремля.
Так, враждебные Узбекистану организации, Исламское движение Узбекистана, партия
Хизб ут тахрир (партия исламского освобождения) оказались не только в российских
черных списках, но и, в результате лоббистских шагов российских дипломатов, были
занесены в соответствующие досье всех стран ОДКБ и ШОС.
Теперь пересматривать сложившуюся систему союзничества и
партнерства, в которую он уже прописался, Узбекистану не резон. Что вовсе не
означает табу на возобновление связей с Соединенными Штатами. Афганская
проблема, вызывающая озабоченность Ташкента, может стать точкой нового отсчета в
отношениях двух стран. Но есть принципиальное отличие, оно заключается в статусе
американцев. В конце 90-х - начале нового века США для Узбекистана были
союзником номер один. Теперь они могут вернуться только в качестве одного из
игроков в регион, где уже действуют Россия, Китай, Европейский союз.
|