Ташкент - Вашингтон: игра по новым правилам
28.01.2008. РИА
Новости
Санобар Шерматова
Визит в Узбекистан адмирала Уильяма Фэллона дал повод
ожидать изменений во внешнеполитическом курсе страны, которую вновь после
декабрьских выборов возглавил Ислам Каримов. Командующий Центральным
командованием Вооруженных сил США был принят президентом Узбекистана, и в ходе
беседы, как указывает национальное информагентство УЗА, состоялся обмен мнениями
по обеспечению региональной безопасности и стабилизации обстановки в соседнем
Афганистане. О том, что именно афганская проблема была в центре переговоров,
указывает и перечень лиц, с которыми встречался высокий гость - секретарь Совета
безопасности, министры обороны и иностранных дел, командующий пограничными
войсками республики.
Кроме Узбекистана и самого Афганистана, адмирал побывал
в Пакистане, Киргизии и Таджикистане. Но именно визит в Ташкент привлек внимание
экспертов. По мнению некоторых из них, Соединенные Штаты активизируют поиск
диалога с узбекским руководством, стремясь вернуть свое влияние в эту
стратегически важную республику Центральной Азии. После трагических событий в
Андижане в мае 2005 года Узбекистан, в ответ на критику с Запада, потребовал
закрыть дислоцировавшуюся вблизи города Карши американскую военную базу. С тех
пор отношения двух стран держались на нуле. Однако накануне президентских
выборов Ислам Каримов неожиданно стал говорить о силах, стоящих между
Узбекистаном и Западом. "Нетрудно понять, что им хотелось бы существования таких
разногласий, от которых они получали бы определенную выгоду... Узбекистан в
своей внешней политике всегда был и остается сторонником взаимного уважения и
взаимовыгодного сотрудничества со всеми близкими и дальними соседями, в том
числе США и Европой"- заявил Каримов.
Европейцами сигнал был услышан. На следующий день после
приведения к присяге президента Узбекистана, 17 января, спецпредставитель ЕС
Пьер Морель заявил, что Европейский Союз "считает Узбекистан надежным партнером
и является сторонником укрепления и расширения дальнейшего сотрудничества".
Брюссель опередил Соединенные Штаты в налаживании диалога: в прошлом году были
частично смягчены санкции, введенные европейцами по следам событий в Андижане. В
ответ Узбекистан амнистировал нескольких правозащитников, отменил с 1 января
2008 года смертную казнь и передал судам право на выдачу санкций для заключения
под стражу, продемонстрировав, что заинтересован в нормализации отношений с
Европейским союзом.
Ташкент никак не может устраивать роль международного
изгоя, а европейцы в прошлом году приняли на вооружение новую стратегию,
согласно которой в Центральной Азии проблемы продвижения демократии уступают
первенство энергетическим интересам ЕС. Но не все так просто, когда имеешь дело
с таким трудным партнером, как Ташкент. Внешнеполитические приоритеты
Узбекистана уже выстроены: на Западе - Германия, на Востоке - Япония,
влиятельные страны, от которых почти не звучало критики в адрес Ташкента.
Спокойно себя чувствуют немецкие военные на авиабазе в Термезе на границе с
Афганистаном. Влиятельный узбекский аналитик, близкий к министерству иностранных
дел, в беседе с экспертом заявил, что вопрос о немецкой базе был согласован с
Москвой, а в Берлине об этом факте хорошо осведомлены. Что касается Японии, то
отношения с Ташкентом (как и вообще присутствие в Центральноазиатском регионе)
чрезвычайно важны для ограничения влияния Пекина, играющего заметную роль в
Шанхайской организации сотрудничества. И это на руку узбекской стороне, которая
нуждается в партнерах помимо России и стран ШОС.
Очевидно, что триумфального возвращения в Узбекистан
американских интересов не произойдет. По той причине, что нынешняя ситуация в
регионе принципиально отличается от конца 90-х годов, когда зарождались
узбекско-американские связи. В то время Узбекистан оказался на мушке боевиков
исламского движения, базировавшихся в Афганистане и Таджикистане. Ташкент по
своим каналам получил информацию, что российское руководство не намерено
оказывать помощь в случае нападения боевиков. Узбекистан в 1999 году вышел из
Договора о коллективной безопасности (расцененный как разрыв с Москвой) и стал
сближаться с Вашингтоном, пытаясь опереться на него в борьбе с исламскими
экстремистами. Удачей для узбекского руководства стало то обстоятельство, что в
ходе американской операции в Афганистане в 2001 году основные силы исламского
движения были разгромлены.
Но сегодня в регионе сложилась иная формула
безопасности. Здесь главную роль играют ОДКБ и ШОС, организации, в которых
велико влияние России и Китая. Именно с этими структурами Узбекистан связывает
теперь свою систему безопасности. Взять хотя бы тот факт, что узбекское
руководство добилось, чтобы в качестве базы для штаб-квартиры Региональной
Антитеррористической структуры ШОС был избран Ташкент (поначалу планировался
Бишкек). Узбекский парламент на днях ратифицировал ряд документов, приступив к
завершению процедуры присоединения страны к нормативно-правовой базе ОДКБ.
Конечно, возвращение Узбекистана стало возможным после встречных шагов Кремля.
Так, враждебные Узбекистану организации, Исламское движение Узбекистана, партия
Хизб ут тахрир (партия исламского освобождения) оказались не только в российских
черных списках, но и, в результате лоббистских шагов российских дипломатов, были
занесены в соответствующие досье всех стран ОДКБ и ШОС.
Теперь пересматривать сложившуюся систему союзничества и
партнерства, в которую он уже прописался, Узбекистану не резон. Что вовсе не
означает табу на возобновление связей с Соединенными Штатами. Афганская
проблема, вызывающая озабоченность Ташкента, может стать точкой нового отсчета в
отношениях двух стран. Но есть принципиальное отличие, оно заключается в статусе
американцев. В конце 90-х - начале нового века США для Узбекистана были
союзником номер один. Теперь они могут вернуться только в качестве одного из
игроков в регион, где уже действуют Россия, Китай, Европейский союз.
|