КИРГИЗИЯ
Тюльпаны разочарования
31.03.2008.
Страна.Ru
Айдын Мехтиев
Киргизия отмечает третью годовщину "тюльпановой
революции": в марте 2005 года под давлением мощного народного движения президент
страны Аскар Акаев объявил о своей отставке. К власти пришли представители
оппозиции, которые обещали избирателям в кратчайшие сроки добиться повышения
жизненного уровня населения.
"Однако надежды на скорое
улучшение жизни не сбылись, и минувшие три года оказались для страны
потерянными", - заявил в беседе с обозревателем Страны.Ru заведующий отделом
Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей
Грозин.
По словам эксперта, особенно тяжелой остается ситуация
в экономике и в социальной сфере. "Только в последние полгода статистика
выдает данные, схожие со статистикой марта 2005 года. Инфляция растет
колоссальными темпами, и Киргизии по темпам роста цен эта
страна лидирует в Центральной Азии, - продолжал Андрей Грозин. - Очень
привело к серьезному падению жизненного уровня населения. Кроме того, минувшая
зима казалась необычно суровой, и последствия этого аномального
холодного сезона будет сказываться еще очень долго".
По словам эсперта, тревожная ситуация складывается также
в энергетическом секторе. "В Киргизии нет засаво нефти и газа, за счет продажи
которых можно было бы резко изменить социальную ситуацию в республике.
Единственное богатство страны, которое может приносить стабильные валютные
доходы, это гидроэнергетика.
"Однако последняя зима поставила
в трудное положение Токтогульскую ГРЭС – крупнейшее предприятие Киргизии, дающее
около 40 процентов всей энергии, потребляемой республикой, - подчеркнул
собеседник Страны.Ru. - Уровень воды в водохранилище всего на несколько метров
превышает критическую отметку, после которой надо останавливать турбину. Это
может привести к энергетическому коллапсу".
Остается нестабильной и политическая ситуация. "Выходцы
с севера, которые при Акаеве монополизировали власть и бизнес
страны, за минувшие три года были вытеснены со всех более или менее
значимых постов. Сейчас страной управляют южане", - отметил Андрей Грозин. За
минувшие три года в Киргизии трижды была изменена конституция: в ноябре и
декабре 2006 решением парламента и осенью 2007 в ходе всенародного референдума.
В декабре 2007 года, после досрочного роспуска парламента, был избран новый
состав законодательного органа.Выборы в парламент впервые в истории Киргизии
проходили по партийным спискам. Оппозиция набрала почти 8,5%, но не прошла
в парламент, так как не преодолела региональный барьер.
Президент страны Курбанбек Бакиев стремится укрепить
свою личную власть. Однако ему будет трудно добиться этого. "Дело в том,
что Киргизия – самая демократическая страна в Центральной Азии, и здесь
население не испытывает такого почтения к власти, какое мы наблюдаем с соседних
республиках бывшего СССР, - считает Андрей Грозин. - И в этом заслуга
экс-президента Акаева. Хотя именно его обвиняют во всех смертных грехах, именно
он установил такую политическую модель, в которой имеется система сдержен и
противовесов".
О нестабильности нынешней власти
свидетельствует даже то, что отъезд президента Бакиева за границу на отдых
породил в республике слухи о его болезни и скором смещении со своего поста.
Народная молва успела Бакиева и "прооперировать" и даже "похоронить". Вот почему
на минувшей неделе пресс-службе президента пришлось официально опровергнуть
панические слухи об ухудшении состояния его здоровья.
Президент Киргизии Курманбек Бакиев, чувствует себя
нормально и в конце следующей недели вернется на родину из отпуска, заявил РИА
Новости руководитель пресс-службы президента Киргизии Досалы Эсеналиев.
"Курманбек Салиевич жив-здоров и вернется в Бишкек уже в конце следующей недели.
Он в курсе распространяемых слухов. Как реагирует? Смеется!", - сообщил
собеседник агентства.
Что же касается внешней политики Киргизии, то,
несомненно, эта страна, экономика которой тесно "привязана" к республикам
бывшего СССР, стремится участвовать в различных проектах в рамках СНГ. В
частности, Киргизия стремится войти в Таможенный союз, однако Россия, Белоруссия
и Казахстан пока не в восторге от этого намерения Бишкека. "Дело в том, что
Киргизия является членом ВТО, и другие страны СНГ опасаются, что после
вступления Бишкека в Таможенный союз через Киргизию в СНг может хлынуть огромный
поток дешевых китайских товаров, не облагаемых пошлиной. Сегодня Киргизия
превратилась в перевалочный пункт дешевых товаров из Поднебесной", - пояснил
Андрей Грозин.
В феврале текущего года в Бишкеке состоялась
иоржественная церемония вручения "Газпрому" лицензий на право пользования
недрами нефтегазоперспективных участков на территории Киргизии. В ходе встречи
главы правления "Газпрома" Алексея Миллера с президентом Киргизии обсуждалась
возможность участия "Газпрома" в процессе приватизации объектов газовой и
нефтяной инфраструктуры Киргизии, а также перспектива модернизации и
использования мощностей подземного хранения газа в республике. "Указанные выше
договоренности по сути превращают всю транспортную систему Киргизии в арендуемую
собственность российского газового гиганта",- считает Андрей Грозин.
По официальным данным,
доказанные запасы природного газа в республике оцениваются в 6 млрд. кубометров,
однако освоение газовых месторождений затруднено из-за геологических
особенностей и недостаточно развитой инфраструктуры.
Киргизия также активно участвует в ЕврАзЕС, в котором
Россия выполняет роль локомотива, за счет потенциала которого республики
Центральной Азии стремятся укрепить свое экономическое положение. "ЕврАзЕс
является улучшенной моделью Советского Союза, когда за счет федерального центра
подтягивались другие регионы, - считает эксперт. - Такие горные республики,
как Киргизия и Таджикистан, в наибольшей степени зависят от России. Во всем мире
лишь одно выскогорное государство продемонстировало модель успешного развития-
это Швейцария. Киргизия вряд ли повторит опыт Швейцарии, скорее это будет своего
рода Непал".
Киргизия также входит в ОДКБ, ШОС, и в рамках этих
организаций ведет активное сотрудничество с Россией в оборонной сфере. Правовой
базой для пребывания российской авиационной базы в киргизском городе Кант
является подписанное в сентябре 2003 года двустороннее
соглашение. В соответствии с документом, российская авиабаза должна
"обеспечивать защиту суверенитета и безопасности обоих государств совместно с
киргизскими Вооруженными силами". Российской авиабазе придан статус воинского
формирования, являющегося частью Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.
Правда, в аэропорту Манас все еще находится база
США. "Однако недавно Бакиев заявил, что Бишкек не рассматривает наличие
американского военного объекта в столичном аэропорту как долговременный фактор,
- продолжает Андрей Грозин. - На мой взгляд, базу Манас киргизские власти
используют для того, чтобы добиться финансовой компенсации от США".
Исповедь инсайдера
17.03.2008.
Независимая газета
Осмонакун Ибраимов - бывший госсекретарь КР. Годовщину тюльпанового переворота в Киргизии мало кто
празднует
В Киргизии стоит выйти во двор и столкнуться с первым
соседом, как почти сразу начинается спор о том, кто есть кто в киргизской
политике или почему все произошло именно так, а не иначе в 2005 году, когда
произошла так называемая тюльпановая революция. В сущности, это спор о нашей
национальной истории. Об ошибках в прошлом и упущенных возможностях в настоящем.
Мне стыдно за предвыборные дни марта 2005 года. Тогда
был создан мощный штаб во главе с премьер-министром правительства. Хотя
называлось это «созданием надлежащих условий для выборного процесса», фактически
избирателям разными способами навязывались кандидатуры, попавшие в особо важные
списки. Возмущение людей росло с пугающей быстротой, а многочисленные кандидаты
в депутаты парламента, потерявшие свои деньги на выборах, с легкостью поднимали
людей на пикеты, на перекрытие стратегических дорог, занятие госучреждений и
т.д.
Меня в этот штаб, как госсекретаря, курирующего внешнюю
и внутреннюю политику при президенте Акаеве, упорно приглашали, но я с не
меньшим упорством туда не ходил. Времени не было, если учесть, с какой
интенсивностью сыпались на наши головы всякие – одно хуже другого – разоблачения
и разгромные материалы в оппозиционной прессе. Это касалось прежде всего
президента Аскара Акаева и членов его семьи.
Для меня защитить президента страны было делом чести. Я
искренне верил, что он чист и честен перед нами и перед страной. Надо отметить,
он действительно оказался далек от всех обвинений в коррупции. Это признала
недавно и Генпрокуратура Киргизии, которая приложила максимум усилий для поиска
доказательств, подтверждающих коррумпированность первого главы киргизского
государства. Никаких компрометирующих фактов деятельности многих членов его
команды правоохранительные органы до сих пор также не обнаружили.
Еще до 24 марта 2005 года произошли события, хуже
которых, как тогда казалось, ничего быть уже не может. Ограбленный
«революционерами» джалалабадский банк с его 24 млн. сомов, сожженное городское
управление милиции, утерянные боевые автоматы, облгосадминистрация, превращенная
в штаб митингующих, тюрьма для уголовников, открытая настежь…
В начале марта 2005 года вряд ли кто мог представить,
что Киргизия шагнула в другое время – в перманентный политический кризис, в
водоворот митинговых страстей и площадной политики, когда и власть, и оппозиция,
чтобы добиться своего, потакают худшим, низменным чувствам толпы, зараженной
бациллой национализма, примитивного регионализма, землячества.
Поиски президента Акаева
оказались тщетными
Войдя во Дворец республики почти беспрепятственно, толпа
совершенно потеряла голову. Стражи правопорядка молча смотрели на людей –
команда была не стрелять и не поддаваться на провокации.
Самые ретивые ломали двери кабинетов, не раздумывая,
разбивали окна, стеклянные переходы, перила, опрокидывали цветочные горшки –
гордость хозработников Белого дома. Начался массовый грабеж главного
госучреждения страны. Вывозили, уносили все, что могли. «Революционеры»
организовали настоящий пир для воров, наркоманов, тех, кого выпустили из тюрем.
Скандально известный правозащитник Турсунбек Акун повел людей прямо к кабинету
президента страны в надежде найти его там, но здесь захватчики натолкнулись на
сопротивление вежливой женщины по имени Бурул – помощницы президента.
Нападавшие искали президента Акаева. Но его не нашли ни
в госрезиденции, ни в Белом доме, ни в офисе ОБСЕ и ООН. Выяснилось, что глава
государства покинул страну. Как стало известно позже, группа из числа отпетых
уголовников была готова физически уничтожить Акаева, если удастся до него
добраться. Но факт состоит в том, что Акаев не был ни «боксером», ни «быком»
(как сегодня не без гордости именует себя Курманбек Бакиев) и стрелять из
автомата не любил категорически. Он был типичным советским либеральным
интеллигентом.
День мародера
К полуночи мародеры были остановлены в Белом доме. Зато
наступил черед «белых воротничков», действовавших якобы от имени новой власти, –
они-то знали, где следует искать настоящие «ценности». И не медля взялись за
сейфы, вооружившись сварочными аппаратами и болгарками.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, сколько денег и других
ценных вещей в ту ночь унесли домой под видом гостайны и секретов. На стол
нового начальства легли всякие мелочи – типа записных книжек президента Акаева,
разных малозначительных документов, но ни одного тыйына или доллара.
После Белого дома мародеры начали крушить Бишкек. Причем
крушили безжалостно. Тяжело было видеть все это. Лидерами захвата власти дан был
старт кампании под боевым кличем «бери-хватай». Начался новый передел
собственности, незаконный захват земель, недвижимости. И назвали это
«революцией».
Но для «революционеров» все-таки самой трудной задачей
было делить портфели и власть. Кое-кто успел даже стать и.о. президента на одну
ночь. Кому не достались портфели и должности, те тотчас объявили себя
оппозицией.
Но настоящей костью в горле оказалась бедная наша
конституция. Досталось ей и после, в ноябре и декабре 2006-го, в апреле 2007-го,
скоро ей предстоит новая экзекуция.
Между тем отсутствие у нас устоявшихся традиций
государственности сразу дало о себе знать. Все действия и решения новых
правителей со всей очевидностью говорили о том, что мы все-таки вчерашние
кочевники. Ни слова не было сказано о преемственности во внешней и внутренней
политике, в стратегических, идеологических делах.
С того времени в Киргизии не появилось ни одной новой
идеи или стратегии, кроме яростных попыток установить единоличную власть
президента, спешно сколачиваемой семейно-клановой корпорации определенного
региона. Под это подведено буквально все: и конституция, и законы, и парламент,
и суды, и т.д.
С 2005 года раза три перекраивалась конституция, четыре
раза менялось правительство, множество раз – обладатели министерских кресел,
губернаторы, силовики, другие чиновники. За это время по меньшей мере три раза
страна оказывалась перед лицом насильственной смены государственной власти. Да и
люди уже начинают привыкать к тому, что политические кризисы в Киргизии заказаны
под хорошие климатические сезоны – весной и осенью. Зимой политики готовятся к
весенней кампании, а летом – к осенней. Так и живем.
Куда ведет дорога?
Сегодня страна оказалась в глубоком тупике. Борьба
среднестатистических политиков, среди которых пока не выделился явный лидер,
приводит к тому, что все чаще можно слышать разговоры о том, что нам нужна чисто
парламентская республика с символическим президентом. Да, прежняя система
породила немало матерых коррупционеров – это факт. Но сколько не замаравших себя
коррупцией высококвалифицированных кадров дала акаевская эпоха, не стоит
забывать.
Однако прецедент насильственного захвата власти может
стать в нашей стране традицией. Как и государственные перевороты, быстрая смена
власти, правовой нигилизм, нешуточные межрегиональные трения и т.д.
К сожалению, тюльпановая революция в Киргизии отбросила
страну во всех отношениях далеко назад. Власть сосредоточена в руках южан, на
которых новый президент открыто делает ставку. С демократией тоже решили не
миндальничать – арестуют, если даже молча стоишь на пикете. Нет ни одного
отдаленно независимого телевизионного канала. Дороговизна, инфляция,
безработица, растущая нищета. Бомжи кочуют по улицам городов как остатки
наголову разбитой армии – большими стаями, злые, расхристанные.
Нация расколота по региональному признаку, и малейший
повод может привести к взрыву. Живем по конституции, которую единодушно
бойкотировал народ на референдуме. Заседает парламент, за который никто не
голосовал.
Но вот вопрос: что ж теперь делать? Куда идет страна?
Недовольство людей растет с пугающей быстротой. Неужели опять революция?
Кыргызстан – страна без территории?
19.03.2008. Дело №
(Киргизия)
Вопросы задавал Виталий Пожарский
Этот вариант вполне вероятен, если власти и дальше будут
уступать соседям спорные участки…
Небольшая, всего-то 198 с половиной тысяч квадратных
километров, территория Кыргызстана для соседей все равно что лакомый пирог.
Каждый так и норовит отхватить кусочек покрупнее. Помните, сколько шуму было,
когда руководство страны согласилось отдать Китаю Узенгукууш, чтобы не будить
"спящего дракона"? Закончилось все печально - аксыйскими событиями. Теперь
Кыргызстану предстоит договориться о границах с Казахстаном, в результате чего,
как предупреждают некоторые депутаты, мы можем потерять еще часть территории.
Добавьте сюда спорные участки с Узбекистаном да "ползучую миграцию" на границе с
Таджикистаном, и вы получите весь спектр нерешенных приграничных проблем.
Мурат Джураев - один из немногих депутатов, который
постоянно поднимает в парламенте пограничные вопросы. Об этом наш с ним
разговор.
СНАЧАЛА ПАНСИОНАТЫ, ПОТОМ - ЗЕМЛЯ?
- Мурат
Каттабекович, давайте для начала мысленно пройдемся по карте Кыргызстана и
посмотрим, какие именно участки являются предметом спора с нашими соседями. Я,
например, с удивлением узнал, что спорные территории есть даже на севере
Кыргызстана. Казалось бы, здесь граница уже давно определена…
- Действительно, существуют две большие проблемы,
которые мы должны решить с Казахстаном. Во-первых, это передача нашим соседям
четырех пансионатов. Этот вопрос не так давно обсуждали депутаты. Знаете, мне
трудно принять аргументы главы Госкомимущества, когда он говорит, что если мы не
отдадим эти пансионаты Казахстану, соседи будут делать Иссык-Кулю антирекламу,
наши отношения с ними ухудшатся. Тогда, по его логике, последует второй этап -
нам нужно отдать Каркыру и еще два спорных участка? Я очень уважаю казахский
народ, но считаю, что обмен земли должен идти в правовом поле.
-
Расскажите, что представляет собой Каркыра и вообще из-за чего разгорелся весь
сыр-бор? Почему вы выступаете против ратификации соглашения с
Казахстаном?
- Каркыра - это территория на северном берегу Иссык-Куля
на границе с Казахстаном, которая пока что еще является кыргызской землей.
Соседи говорят, что испокон веков они пасли там скот. Но и мы тоже пасли. Еще во
времена правления Акаева они вышли с предложением сделать обмен - выровнять
границу, которая там зигзагом идет, - какую-то часть отдать нам, какую-то им. Но
при этом неравноценном обмене мы теряем 620 гектаров нашей земли! Более того, мы
отдаем Казахстану высокогорное пастбище, а получаем каменистую местность.
Комиссия из депутатов предыдущего созыва выезжала туда, дала отрицательный
ответ.
Второй спорный участок расположен в районе Токмака.
Раньше здесь граница проходила по реке Чу, как и положено по международным
стандартам. Но когда строили канал, русло искусственно повернули, чтобы взять
воду из реки. Так вот, Казахстан на 800 метров залез в глубь нашей территории и
провел границу по искусственному руслу. При этом мы потеряли примерно 35
гектаров. На этой территории граждане соседнего государства установили
автозаправки, где заправляют наши автомобили, но нам не платят ни копейки. Через
этот коридор свободно вывозят картошку, цемент, шифер, потому что здесь никаких
пограничных постов нет. По сути это контрабанда.
И третья спорная территория расположена в Таласской
области. Казахстан просит отдать ему гранитный карьер, а взамен предлагает нам
участок в селе Степном. Но там голимый песок и засоленные почвы. Получается, мы
отдаем месторождение гранита, которое можно разрабатывать и разрабатывать…
- Как вы
думаете, парламент согласится ратифицировать этот договор с
Казахстаном?
- Социал-демократическая партия высказала свое мнение -
мы против. Я не думаю, что фракция "Ак Жол" проголосует за. Хотя, конечно, на
нее может быть оказано мощное давление. Если же "Ак Жол" согласится, тогда это
решение останется на совести этой партии, и эти депутаты за него рано или поздно
ответят!
- Почему
же кыргызские власти такие добрые, раз соглашаются на такой неравноценный обмен?
Почему так легко отдают свои территории? С чем тогда останется
Кыргызстан?
- Возможно, им пообещали что-то взамен. Может быть,
какие-то инвестиции или что-то еще. Но тогда нужно раскрывать все карты. Хотя я
все равно считаю, что нельзя просто так отдавать родную землю. За нее люди кровь
проливают.
СЛАБОЕ ГОСУДАРСТВО ОТДАЕТ СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
- Что ж,
двигаемся дальше. С Узбекистаном, насколько известно, тоже не все гладко. Какие
проблемные районы вы выделите здесь?
- Спор из-за некоторых участков на кыргызско-узбекской
границе идет еще с советских времен… Например, в 1961 году мы отдали землю под
Кампирабадское (Андижанское) водохранилище, и при этом должны были получить
компенсацию, которую до сих пор не получили. А ведь этот гидроузел наносит
огромный ущерб - Узгенский и Кара-Суйский районы Ошской области подпирают
подземные воды, которые подтопляют и постепенно разрушают дома.
Вторая проблема - это Бургандинский массив в
Кадамжайском районе Баткенской области. Он считается территорией Кыргызстана и
на него вроде бы никто не претендует. Но еще во времена СССР Узбекистан
организовал здесь добычу нефти и газа и до сих пор продолжает выкачивать. Каждый
день соседи добывают, по моим данным, до 80 тонн сырой нефти - заметьте, нашей
нефти! И с этим наши власти ничего не могут поделать.
Узбекистан претендует на Сохский коридор, который
позволит соединить этот узбекский анклав с территорией страны. Но если мы его
отдадим, то Баткенская область сама превратится в анклав. Это только кажется,
что земли тут много, на самом деле здесь сплошные труднопроходимые горы!
Но в целом ситуация на кыргызско-узбекской границе
лучше, чем на кыргызско-таджикской. Во всяком случае, со стороны Узбекистана не
наблюдается так называемой "ползучей миграции". На спорных территориях узбекские
власти выставили блокпосты с колючей проволокой, так что никто не может
переходить на нашу землю. Никакого заселения и освоения кыргызской территории
нет.
- Стало
быть, самые большие проблемы - на кыргызско-таджикской границе…
- Да, у нас с Таджикистаном идет давний спор, даже до
кровопролитий доходило. Наши страны не могут договориться о том, по какому году
рассматривать линию границы. Ориентируясь на линию границы, проведенную в 1927
году, чуть ли не половина Баткенской области отходит Таджикистану. Если брать за
основу границы 1962 года, то Кыргызстан теряет какую-то часть своей территории,
а если остановиться на разметке 1983 года, то, наоборот, часть территории
Таджикистана отходит Кыргызстану. Со стороны таджикских властей, что интересно,
нет стремления урегулировать этот спор, потому что им нужно решить свою проблему
нехватки земли.
Международные эксперты называют Ферганскую долину зоной
конфликтов. Оно и понятно: портится экология, засаливается почва, а население
увеличивается. Если в советское время в Узбекистане проживало 18 миллионов
человек, то сейчас уже - 26 миллионов! Да и население Таджикистана уже
составляет семь с половиной миллионов. Положение на юге Кыргызстана, признаем
честно, безвыходное. Оттого и идет отток мигрантов, причем уезжают молодые
трудоспособные люди в возрасте 18-50 лет. Уезжают из-за неустроенности быта,
из-за того, что нет нормальных школ и больниц, и самое главное - нет работы. А
кто остается? Школьники да старики.
Хуже всего обстоят дела в Баткенской области. Ее
население, по официальным данным, - около 400 тысяч человек. Фактически же если
наберется 200 тысяч, то хорошо. А вот в приграничной таджикской Ходжентской
области живет около миллиона человек. И эта перенасыщенность давит. Граждане
соседнего государства преспокойно заходят на территорию Кыргызстана, вырубают
наши арчовые леса. А кыргызстанцы продают им дома - разумеется, неофициально,
под расписку. Они заселяются, зовут своих родственников, друзей, которые тоже
покупают жилье. Мы сами провоцируем соседей занимать наши пустующие земли. Когда
таджики видят через дорогу заколоченные окна домов и заросшую травой землю,
разве можно тут устоять?
- Ну а
для чего существуют пограничники? Почему они позволяют гражданам Таджикистана
беспрепятственно проникать в нашу страну?
- Они и рады бы охранять, да нечего - нет границы, во
многих местах территории-то спорные. Причем спорными их считаем мы, для
Таджикистана они давно уже не спорные. Они потихоньку их осваивают, строят
трехэтажные дома с фонтанами и висячими садами и, конечно, никуда не собираются
уходить. По моим подсчетам, Таджикистану уже отошло около двух тысяч гектаров
спорных территорий. Три премьер-министра приезжали в этот район, его посетил
президент, но это ничего не изменило.
- В
случае с Казахстаном и Узбекистаном уступчивость кыргызских властей понять (но
не оправдать!) еще можно - они просто боятся осложнить отношения с более
могущественными соседями. Но разве Таджикистан можно назвать более сильным
государством?
- Если бы мы были сильным государством, естественно, с
нами бы так не обращались. Но здесь я говорю не о военной мощи. Несмотря на
последствия гражданской войны, Таджикистан развивается хорошими темпами, и
реформы там прошли не так болезненно, как у нас. У них работают заводы,
сохранились колхозы… Там тоже существуют региональные диспропорции - сильный,
индустриально развитый север и слабый юг. Но их север как раз располагается
возле нашего юга. Ходжентская область для Таджикистана - все равно что Чуйская
для Кыргызстана. Андижанская, Ферганская, Наманганская области Узбекистана тоже
считаются промышленно развитыми. А рядом - наша Баткенская… Поэтому мы теряем
свои позиции, причем не только на юге. Первым был Китай, сейчас идут разговоры о
том, чтобы отдать земли Казахстану… Потом по цепочке Узбекистан чего-нибудь
потребует. А затем и Таджикистан подключится к этому процессу.
Простой пример. Недавно наши соседи договорились
продавать газ по мировым ценам. Это коснется и нас. А мы не можем им сказать:
"Теперь и вы покупайте воду по мировым ценам", - потому что стоим намного ниже
по уровню развития. Поэтому нам нужно быстрее проводить реформы, укреплять свои
границы, развивать средний класс. И, конечно, нужно поднимать патриотизм.
Кыргызам повезло - они обрели государственность, хотя многие другие более
многочисленные народы, такие, как курды, которых насчитывается 60 миллионов, или
уйгуры (20 миллионов), не имеют своего государства. Мы должны защищать свое
государство и границы.
САМОЕ ГЛАВНОЕ - УДЕРЖАТЬ ЛЮДЕЙ НА ЮГЕ
- Все,
что вы сказали, - это больше план действий в среднесрочной и долгосрочной
перспективе. А что можно сделать уже сейчас?
- Свое мнение по этому вопросу должен высказать
президент. Может, он просто получает неверную или недостаточную информацию?
Когда эта проблема обсуждалась на заседании Совета безопасности, меня просто
туда не допустили, так что я не знаю, о чем там шла речь.
Самое главное - мы должны любыми способами удержать
людей на юге страны. Я разработал несколько законопроектов, которые я бы
разделил на три группы. Первый - об особом статусе приграничных территорий.
Здесь не идет речь о вооруженных формированиях. Мы просто хотим создать условия
для людей, живущих в приграничных районах, чтобы они не уезжали и не бросали
свои дома. Возможно, им нужно дать долгосрочную ссуду, чтобы они могли начать
свой маленький бизнес; освободить от уплаты земельных налогов; сделать
бесплатной электроэнергию; предусмотреть льготы по здравоохранению и
образованию; повысить зарплату учителям и врачам. Детям из глубинки можно
выделить квоту на бюджетные места в бишкекских вузах, но с условием, что они
вернутся обратно.
- Но
этот ваш законопроект, насколько известно, не был одобрен несколькими
парламентскими комитетами…
- Да, законопроект отклонили, но спикер - спасибо ему! -
отправил его на доработку. В ближайшее время мы вынесем этот законопроект на
рассмотрение парламента еще раз. Вторая группа законов, которые я разработал, -
о переносе отдельных министерств в Ош. И третья - о переносе столицы в Ош.
Думаю, это уже может произойти до 2010 года.
- Разве
можно переносить столицу в Ош? Представляете, каких финансовых расходов это
потребует…
- Если мы хотим сохранить целое государство, мы должны
пойти на это. Нас должна насторожить проблема Косово…
- А
Косово-то тут при чем? Где расположено оно, а где мы…
- Да потому что у нас на юге складывается похожая
ситуация. После войны в Югославию стали приезжать мигранты из Албании, которые
там и осели. Когда страна распалась, получилось так, что в Сербии одна область
стала преимущественно албанской. Албанцы провели референдум в своей области,
объявили о независимости Косово, и Сербия раскололась. На юге Кыргызстана
проживает около миллиона кыргызов, 600-700 тысяч узбеков и 100-120 тысяч
таджиков. Но многие кыргызы уехали и продолжают уезжать на заработки. Может
получиться так, что в будущем кыргызы не будут составлять этническое
большинство. А вдруг другая этническая группа захочет образовать Южно-Кыргызскую
республику со столицей в Оше? Проведут референдум и все, получится еще одно
Косово, но только в Азии. Произойдет раскол Кыргызстана на два государства.
Такой вариант событий тоже нельзя исключать.
- Может
ли, на ваш взгляд, передача территорий соседним государствам вылиться в
социальное недовольство, которое привело к событиям наподобие
аксыйских?
- Если мы все-таки отдадим свои земли, социального
взрыва, думаю, все же не будет, а вот недовольства населения вполне можно
ожидать. И это не забудется. Рано или поздно люди, которые принимают решения, за
это ответят. Как ответят и те, кто уговаривал подписать и ратифицировал
соглашение с Китаем по Узенгукуушу. Час суда еще придет.
Кыргызстан: революция продолжается?
24.03.2008.
Gazeta.kz
Ибрагим Рустамбек
"Будет в Кыргызстане новый государственный переворот или
нет?"; "Свергнут президента Курманбека Бакиева или он еще поруководит страной?"
- вот те вопросы, которыми задаются кыргызстанцы в "День народной
революции".
На календаре обозначена дата 24 марта. Ровно три года
назад это и случилось…
Глава государства подписал указ о праздновании, находясь
в Германии. По данному поводу (что Курманбека Бакиева нет на рабочем месте)
ходят самые невероятные слухи.
Официально сообщается лишь, что президент проходит
что-то вроде профилактического лечения и скоро-скоро будет в строю. Однако молва
гласит, что ему грозит едва не инвалидность (причем, неясно: то ли это болезнь
почек, то еще что, ибо официальная кыргызская медицина как в рот воды
набрала).
Другая, например, версия из цикла ОБС и того круче:
младший сын президента и его родной брат разругались окончательно: первый
стрелял во второго; глава государства кинулся их разнимать и "поймал" шальную
пулю... Словом, в новый для страны красный день календаря общество замерло в
ожидании: то ли еще будет? А в здешнем "белом доме" ближайшее окружение
президента уже примеряется к его креслу.
Таковы особенности менталитета кыргызской политэлиты:
каждый спит и зрит себя единовластным правителем Кыргызстана.
Однако, если отбросить досужие сплетни и эмоции,
считать, что Курманбек Бакиев находится во временной и вынужденной по
объективным обстоятельствам отлучке от государственных дел и кратко резюмировать
главный итог 24 марта 2005 года, то он очевиден: есть у революции начало - нет у
революции конца; самый непредсказуемый и драматический социальный эксперимент в
истории независимого Кыргызстана продолжается.
Пожалуй, правы те, кто в канун третьей годовщины
революции предупреждали руководство страны, что нельзя объявлять данную дату
государственным праздником, ибо это еще больше расколет общество (об этом
сегодня прямо говорят вчерашние соратники К.Бакиева по революции). Ведь для тех
же жителей столицы страны Бишкека ночь с 24 на 25 марта - черная дата и так
называемая "революция тюльпанов" ассоциируется исключительно с погромами и
мародерством. Тогда пьяная толпа с улюлюканьем ходила по улицам: громила
магазины, грабила прохожих… Это был самый настоящий вандализм. И что - после
такого отмечать 24 марта как "народный" праздник?!
Я прекрасно помню свои ощущения, когда рано утром 25
марта 2005 года мы со знакомым таксистом объезжали центр Бишкека. Кругом
разбитые витрины, вываленные на тротуары и догорающие товары супермаркетов: что
не успели утащить, то подожгли… На ступенях магазина "Дордой плаза" пьяная баба,
с распущенными волосами и лицом, напоминающим перегоревший на сковороде блин,
орет благим матом и дерется с мужиками - своими соратники-собутыльниками по
ночной оргии. Лично для меня образ кыргызской революции неизменно ассоциируется
именно с этим лицом, а отнюдь не с прекрасными горными цветами, олицетворяющими
весну и пробуждение природы после зимней спячки…
Три года назад многие из нынешних хозяев страны гордо
били себя в грудь и кричали, что они сбросили иго Аскара Акаева…Ну, и что,
скажите, хорошего страна, общество получили взамен? Да, Акаев войдет в историю
независимого Кыргызстана отнюдь не как просветитель и преобразователь,
задумавший создать "островок демократии" в Азии (еще год-другой и об этом вообще
никто не вспомнит), а, прежде всего как президент, бросивший свою страну и народ
на произвол судьбы в тяжелую минуту.
И чтобы ААА нынче ни говорил в многочисленных интервью
об "исторической необходимости" такого шага, о нежелании ввергать страну в
пучину гражданской войны (а красиво говорить он всегда умел) - никто ему не
верит. Однако 24 марта - драматическая страница не только личной биографии
первого президента независимого Кыргызстана. Это - наша общая история: мы сами
некогда выбирали главу государства, а страну довели до ручки не только он и его
подручные: все общество ответственно за то, что было и есть.
Показательно, что положение вчерашних ниспровергателей
акаевского режима едва ли намного завиднее того, в котором находился Акаев
накануне 24 марта 2005 года. Создан Революционный комитет во главе с одним из
тюльпановых вождей, экс-депутатом Азимбеком Бекназаровым, призывающим к отставке
главы государства. В свою очередь, так называемый "общественный парламент"
требует пересмотра результатов последних выборов в Жогорку Кенеш и отмены
"бакиевской Конституции".
В конце нынешней недели состоится курултай, на котором
представители разных общественно-политических сил и регионов страны намерены
вынести свой вердикт относительно того, что имеет страна после всех
социально-политических кульбитов и куда она движется.
Словом, все снова только начинается. Напомним еще, что
между мартовской революцией, которая произошла три года назад, и сегодняшним
"праздником" есть еще ряд "круглых дат". Это 17 июня 2005 года, когда кыргызский
"белый дом" пал в очередной раз под натиском толпы авантюристов; это "великая
криминальная революция", когда главный "авторитет" страны Рысбек Акматбаев вышел
на центральную площадь страны с требованием отставки тогдашнего премьер-министра
и союзника президента по политическому тандему Феликса Кулова…
Спустя полгода Рысбека расстреляли наемные заезжие
киллеры, а весной прошлого года, уже сам "Железный Феликс" вместе со своим
"Объединенным фронтом", маршировал перед зданием правительства и требовал
отставки главы государства… (Примечательно, что если к Рысбеку на поклон в его
юрту в центре Бишкека ходили министры-"силовики" и тогдашний глава парламента и
нынешний лидер кыргызской оппозиции Омурбек Текебаев, то куловский "фронт"
разогнали за пару часов, как разгоняют каких-нибудь пьяных дебоширов на
дискотеке. После такого публичного позора авторитет всей кыргызской оппозиции и
вовсе сошел на "нет").
Ну, а осенний "всенародный референдум" 2007 года по
поправкам в Конституцию (наделивших, по мнению экспертов, К.Бакиева еще большими
полномочиями, чем даже были у его предшественника А. Акаева), декабрьские выборы
в новый - по партийным спискам - Жогорку Кенеш (в котором 71 место из 90 заняла
партия Курманбека Бакиева "Ак-Жол") стали своего рода закономерным итогом того,
к чему катился и докатился-таки Кыргызстан за три года после революции 24
марта.
И все это - на фоне повального обнищания населения и
самой слабой из всех стран СНГ экономики. Последней, к слову, в Кыргызстане
просто нет. Точнее, она вроде как "числится", но работает исключительно на
карман властной верхушки. В Кыргызстане вообще все делается во имя власти и ради
захвата власти: в этом главная особенность национальной политики и менталитета
местного истеблишмента.
Президент Курманбек Бакиев на пути укрепления властной
вертикали, кажется, добился всего. Но в том-то и заключается главный кыргызский
парадокс: даже сосредоточив в своих руках почти неограниченную власть, никакой
правитель тут никогда не может быть уверен, что его не вышвырнут из власти любой
момент его же ближайшие соратники.
И то, что первый президент Аскар Акаев сегодня находится
в Москве (где ему, по данным компетентных источников, запрещено выезжать за
пределы Садового кольца), а нынешний глава государства и того дальше - в
Германии; то, что спустя три года после революции 24 марта в обществе
обсуждается одна тема "Будет новый переворот или нет?", - глубоко
символично.
… С утра сегодня прогулялся до центральной площади
Бишкека, благо проживаю неподалеку. Никаких баррикад и пикетов вроде не
наблюдается: неужели пронесло в этот раз?! Впрочем, до конца дня время еще
есть…
|