Государство и диаспора
Победа на 15 не делится
06.05.2008,
http://www.vesti.uz/victoryday
Элла Таранова, Ольга Серова
Имена
всех погибших во время Второй мировой войны узбекских граждан высечены на
Золотописных страницах Книги памяти, установленной на площади Памяти в Ташкенте.
Там же в 1999 году был открыт монумент Скорбящей матери. К празднику ветераны
войны получат единовременное вознаграждение в размере 80 тысяч сумов (около 60
долларов).
Гурбангулы Бердымухаммедов распорядился выдать по
миллиону манатов (примерно 190 долларов) каждому из участников Великой
Отечественной войны. А также по телевизору и радиоприемнику. Целую неделю
Туркмения будет праздновать 63-ю годовщину Победы.
Президент Туркмении, помимо того, объявил помилование
900 человек, в числе которых есть иностранные граждане. Он полагает, что «бывшие
осужденные должны достойно встретить этот великий праздник в кругу своей семьи и
близких».
Туркменский лидер не единственный, кто считает своим
долгом воздать должное стареющим ветеранам. В Нагорном парке Баку, у памятника
Герою Советского Союза танкисту Азии Асланову, с группой ветеранов 9 мая
встретится президент Ильхам Алиев. На территории республики было создано 87
батальонов, 1123 отряда самообороны и пять национальных стрелковых дивизий, с
боями прошедших от Кавказа до Берлина. Из 600 тысяч воинов советского
Азербайджана с войны не вернулся каждый второй. Сегодня оставшиеся в живых
участники сражений получают от государства автомобили «Ока» и бесплатные
квартиры. В стране берегут все мемориалы жертвам Великой Отечественной войны,
которые, как отмечает посол России Василий Истратов, находятся в прекрасном
состоянии.
В отличие от пострадавшего в прошлом году Бронзового
солдата в Таллинне, памятники в ряде постсоветских стран не только сохраняют, но
и ставят новые. В канун Дня Победы летчики российской авиабазы в Канте откроют
монумент погибшим на фронтах Отечественной. Киргизстанцы внесли достойный вклад
в ратное дело. Правда, после тюльпановой революции 2005 года поддержка ветеранов
в республике уменьшилась. Заботу о них государство переложило на отдельные
ведомства, вплоть до почтовых и телефонных служб. В нынешней кризисной ситуации
понятно, какие возможности у бюджетников. Так что участники войны из Киргизии
получили по букетику и скромному вспоможению.
Традиционно с размахом проходят празднества в Казахстане
и Белоруссии. Аким Алма-Аты Ахметжан Есимов лично вручил ключи от новых квартир
ветеранам Вооруженных сил РК. Под лозунгом «Мы победили!» состоятся все
мероприятия, посвященные Дню Победы в Минске. 9 мая в 12.00 президент Белоруссии
примет участие в шествии ветеранов по проспекту Независимости. Этот святой для
белорусов день завершится грандиозным салютом во всех городах страны.
Политическое и военное руководство Армении будет
приветствовать в Ереване национальные и дислоцированные здесь российские части
военнослужащих, которые в этот день плечом к плечу пройдут парадным строем. С
2007 года ежемесячная денежная помощь ветеранам была увеличена с 3000 до 3800
драмов - это около 12 долларов.
В Кишиневе делегации Молдавии, России, Украины и
Белоруссии, участвующие в традиционном международном фестивале «Песни Веры,
Надежды, Любви - Виктория-63», заложат березовую аллею на территории
Центрального мемориала воинской славы «Вечность». Девятого мая здесь будет
митинг, в котором примет участие молдавский президент Владимир Воронин. Чем
дальше уходит время от момента, когда Егоров и Кантария водрузили красное знамя
над Рейхстагом, тем меньше остается свидетелей и участников этих событий. Лишь
около 13 тысяч ветеранов проживает сейчас в Грузии. На протяжении прошлого года
ветеранские организации неоднократно требовали от властей обратить больше
внимания на существующие проблемы. Перед президентскими выборами в ноябре Михаил
Саакашвили пообещал ветеранам, представляя свою предвыборную программу, принять
меры для улучшения их социального положения и восстановить ряд упраздненных
льгот.
В этом году не будет торжественного ужина для ветеранов
в ресторанах Тбилиси - раньше в День Победы их устраивал грузинский миллиардер
Бадри Патаркацишвили, скончавшийся не так давно в Лондоне. Ожидается, что в
праздничный день состоится встреча спикера грузинского парламента Нино
Бурджанадзе с участниками войны. Как ни крути, и 12 с небольшим тысяч
ветеранских голосов весьма важны в предвыборных баталиях - выборы в парламент
Грузии состоятся 21 мая.
В странах Балтии 9 мая особенным днем не считается, хотя
и там живут люди, для которых этот праздник остался праздником. Рижская дума
получила уже несколько заявлений от желающих отметить День Победы. Латвийский
антифашистский комитет хочет устроить собрание у памятника Освободителям в ночь
с 8 на 9 мая, чтобы не допустить провокаций. Организацию дневных мероприятий
готово взять на себя движение ЗаПЧЕЛ. Побывать в Риге в этот день планируют
представители эстонской организации «Ночной дозор». А в Таллинне, как сообщил
его представитель Дмитрий Линтер, предусмотрено возложение цветов на Братском
кладбище, куда теперь перемещен Бронзовый солдат. Что касается оппонентов из
радикальных кругов, то они ни одного заявления на 9 мая не подали. Тем не менее,
полиция следит за ситуацией. «Пока мы никаких тревожных сигналов не получали, но
будем в полной готовности, включая спецподразделения», - говорит пресс-секретарь
Госполиции Линда Неймане.
На Украине тоже пересматривается отношение к прошлому, и
все чаще там звучат призывы демонтировать памятники, ассоциирующиеся с
тоталитарным режимом. Несмотря на это в Киеве, на берегу Днепра, как обычно 9
мая состоится зажжение Огня Славы, а по Крещатику - главной улице украинской
столицы - пройдет колонна ветеранов.
Именно Россия и Украина внесли самый значительный вклад
в победу над гитлеровской Германией. Поэтому так чувствительно оказалось для
россиян сообщение о решении украинских властей признать пособников фашистов
Степана Бандеру и Романа Шухевича национальными героями.
По-разному хранят память и оценивают итоги войны
1941-1945 годов в новых независимых государствах на постсоветском пространстве.
И имеют на это право.
Но никто не имеет права отрицать, что именно Советская
армия смогла тогда победить фашизм. И каждый из ее солдат защищал не свой
Узбекистан или Белоруссию, а отстаивал одну большую страну. Поэтому их Победа -
неделима.
Эстония: годовщина «бронзовой ночи»
Комментарий директора Центра
информации по правам человека (Таллин)
24.04.2008,
http://stoletie.ru/politika
Алексей Семенов
Приближается печальная годовщина того, что
теперь называется «апрельскими событиями», «бронзовой ночью» и т.п. – демонтаж и
перенос памятника советским воинам в Таллине, грубый и жестокий разгон
протестующей русской молодежи. В России демонтаж (или снос, перенос) памятника
по большей части рассматривается как вызов России, российскому государству и ее
элите. Но это было не единственной целью, и скорее даже не главной.
И в новейшей истории Эстонии как государства эта дата,
несомненно, станет вехой, некой «точкой бифуркации», поворотным пунктом, когда
история делится на «до того» и «после того». Эти события имели для общества
большее значение, чем даже вступление в НАТО или в Европейский союз.
До апреля 2007г. мы жили в одной стране, а теперь
начинаем привыкать жить в другой.
Важно помнить, что до сих пор становление
демократических институтов в Эстонской республике и развитие нациестроительства
было относительно мирным, что, разумеется, не значит бесконфликтным. Случались и
кризисы, причем по весьма серьезным причинам, однако всегда удавалось избежать
массового насилия. Казалось, что в отношениях между государством и обществом,
между русскими и эстонцами, между группами меньшинств и властью выработалась
определенная культура диалога и компромисса, умение не доводить дело до
крайностей и идти на взаимные уступки (хотя бы в самый последний момент). Для
обеспечения диалога был создан даже специальный механизм – «круглый стол» по
делам национальных меньшинств при президенте Эстонии, на который эстонские
власти регулярно ссылаются в правительственных отчетах для международных
институтов. Однако ни премьер А. Ансип, ни президент Т.Х. Ильвес почему-то таким
механизмом не воспользовались (кстати, при нынешнем президенте «круглый стол» не
собирался ни разу).
Попытки защитников памятника, организации «Ночной дозор»
и даже властей Таллина организовать обсуждение и найти хоть какой-то компромисс
ни к чему не привели. Представитель правительства, министр обороны Я. Авиксоо
принял участие в этом «диалоге» первый и единственный раз 26 апреля 2007 г. - за
несколько часов до разгона митинга. Правительство Ансипа проигнорировало и
позицию горуправы Таллина, которая даже подала в суд, возражая против переноса
памятника, и предупреждения ученых – социологов, политологов и культурологов,
обратившихся к нему с открытым письмом.
Такая «упертость» не могла не броситься в глаза.
Например, преподаватель Таллинского университета Т. Саартс недоуменно вопрошал:
«Почему вы отказались от диалога и вели такую политику, будто ехали на танке?»
(Delfi, 1 мая 2007 г.) А политолог А. Астров заметил: «Отвечая на вопрос о
возможности диалога, Ансип повторил, что диалог был изначально невозможен,
поскольку русские не согласились бы на перенос памятника. Что, по сути, означает
признание, что сам он даже не может помыслить, и никогда не мог помыслить,
возможности того, что и ему пришлось бы изменить свою изначальную позицию. (…)
Вот именно потому, что нынешняя власть в принципе не видит разницы между
диалогом и приказом, ни о каком диалоге с ней не может быть и речи. Ибо суть
этой власти, по крайней мере, в той мере, в какой ее представляет Ансип, —
отрицание диалога» (Delfi, 16 мая 2007 г.). Некоторые наблюдатели и аналитики,
например, социолог Ю. Кивиряхк и философ и политолог Е. Голиков, идут еще дальше
и обвиняют правительство в осуществлении сознательной провокации с целью не
предотвратить, а прямо вызвать противоправные действия и тем самым максимально
дискредитировать своих оппонентов («Таллинн», № 2-3, 2007 г.; Delfi 30 апреля
2007 г.). И для такой версии есть все основания.
Можно ли было избежать того развития событий, которое
случилось? Безусловно, можно, и это даже не требует аргументов.
Стало быть, именно такую ситуацию власти ждали и
провоцировали. Вопрос лишь в масштабе: может быть, не ожидали такой массовости
протеста? Однако официально признано, что полицейская операция в Таллине
началась 23 апреля: стягивание в город полицейских сил из провинции и выход
спецназа на позиции. А как учит военная мысль, мобилизация и развертывание – это
не подготовка к войне, это уже война. И т.н. Д-терминал (т.е. складские
помещения в районе Таллинского порта, куда свозили задержанных) явно был
арендован заранее. Так что масштабы протеста (и репрессий) скорее даже
переоценили – готовились к более массовым беспорядкам.
В связи с такой версией интересно поведение полиции на
второй день, 27 апреля. Масштаб погромов магазинов, битья стекол и т.п. был
несопоставимо меньше, чем в первую ночь – а они продолжают вести себя
«запрограммировано»: агрессивно атакуют любую группу людей (говорящих
по-русски), устраивают забеги, хватая всех подряд, и так далее. Такое
впечатление, что они отрабатывали план по расходованию резиновых дубинок и
пластиковых стяжек, а также по наполнению Д-терминала.
Примечательно, что накануне, как раз тогда, когда некие
люди громили витрины и таскали из магазинов всякую мелочь, полиция, напротив,
вела себя «странно» пассивно. Это отметили и репортеры, и владельцы магазинов;
на это обратили внимание мэр Таллина Э.Сависаар и председатель горсобрания
Т.Витсут. Лишь потом, через некоторое время часть громил задержали с поличным. И
тут оказалось, что треть из них и вовсе эстонцы, заведомо не имеющие отношения к
защитникам памятника. Скорее всего, и из остальных двух третей не так уж много
было тех, кто митинговал у памятника. Как оказались вместе все эти «случайные»
люди в столь поздний час в определенном месте? На этот вопрос может дать ответ
только независимое расследование – возможно, когда-нибудь оно и состоится.
Предварительно можно сформулировать такие версии:
1. Беспорядки либо ожидались, либо были спровоцированы
намеренно; стихийный митинг возле сокрытого памятника, беспорядки с погромами и
поведение полиции слабо коррелируют между собой;
2. Крайне затруднительно сделать вывод, что массовые
нарушения прав человека сотрудниками полиции были вызваны экстремальной
ситуацией массовых беспорядков. Более правдоподобно выглядит противоположная
версия: спровоцированные беспорядки использовались как предлог для полицейского
террора, направленного на лиц, принадлежащих к определенной этнической группе –
на русских.
В этой связи можно высказать предположение, что
российская сторона (и власти, и общественность) допустили серьезную ошибку,
когда сфокусировали внимание на самом памятнике и отношения к нему – факте сноса
монумента, памятника павшим как часть процесса пересмотра итогов Второй мировой
войны, оскорбления России и т.п. Такой дискурс не мог встретить эмоциональный
отклик в Европе и вообще на Западе, а стало быть и завоевать союзников, по
многим причинам.
Дело и в привычной русофобии, но главное – для
европейцев наша Победа никогда не имела того экзистенциального значения, как для
русских людей.
Для нынешнего поколения эта война просто часть
истории, а о поведении своих народов и правительств многие просто не любят
вспоминать. Поэтому поведение молодежи, «Наших» у эстонского посольства
европейцы предпочли воспринимать просто как грубое хулиганство, инспирированное
к тому же из Кремля, и привычно встали на защиту «маленькой-но-гордой» молодой
демократии.
Гораздо больше шансов найти союзников было бы в том
случае, если бы акцент был сделан на реальное поведение этой «демократии». На
диктаторски-авторитарный стиль принятия решений, о чем писалось выше, а также на
многочисленные, намеренные и массовые нарушения прав человека. Вот только
некоторые примеры свидетельств людей, обратившихся в таллинский Центр информации
по правам человека.
Свидетельница (50 лет): «Я встретилась с дочерью [23
лет] в центре города. Примерно в 21:30 мы пересекли Вабадузе вяльяк. На тротуаре
за подземным переходом нас остановили люди в черной форме. Отряд людей в черной
форме перегородил нам дорогу и без предупреждения выпустил на нас газ. Затем
полицейские повалили нас на землю и стянули руки за спиной пластиковой стяжкой.
Дочь оказалась лицом на асфальте… Я пыталась повернуться набок, чтобы хотя бы
выплюнуть землю изо рта. Ко мне подскочил полицейский и стал бить ногами с
требованием лежать. Видимо, именно тогда был сломан палец правой руки. Мы
пролежали на земле 15-20 минут».
Свидетельница (18 лет): «…Мы сами подчинились полиции,
легли на землю, но нас все равно избили, при этом наши руки были связаны. Я
пролежала на асфальте более 30 минут, затем еще полчаса на газоне перед зданием
Полиции безопасности. Все это время руки были связаны».
Свидетель (29 лет): «Приблизительно в 21:30 я находился
возле теннисных кортов недалеко от горки Харью. На меня неожиданно напали
полицейские. Ничего не объяснили, избили, сломали руку, положили на асфальт и
связали сзади руки. Три человека били по голове дубинками и ногами. Я прикрывал
голову рукой, и она была сломана».
Свидетель (43 года): «Меня вместе с другими задержанными
сотрудники полиции заставили с применением силы сидеть на коленях или на
корточках в течение почти 6 часов на холодном бетонном полу, при этом мои руки
были скованы наручниками. Мне запрещали вставать, чтобы размять ноги. Если же я
или кто-то другой из задержанных делали попытку встать, нас жестоко
избивали».
Свидетель (32 года): «В ангаре была железная решетка, в
которой уже находилось человек десять. В эту решетку сажали людей, которые не
желали садиться и там 3-4 полицейских их избивали. Особенно жестокими были люди
в черной униформе, в масках и с надписью на спине «Оператийвгрупп»».
И так далее.
Тем самым правоохранительные органы Эстонии нарушили
целый букет правил и принципов международного права.
Например, Международный пакт о гражданских и
политических правах; Европейскую конвенцию о правах человека; Конвенцию ООН
против пыток; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию
правопорядка;
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию
или заключению (ООН); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными,
принятые на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями в 1955 г.; и т.д., и т.п.
Правозащитную тему не поздно поднимать и сейчас, год
спустя. Дело в том, что уверенные в своей безнаказанности эстонские власти
категорически и даже демонстративно отказываются от какого бы то ни было
расследования жалоб потерпевших. По данным Государственной прокуратуры, для
выяснения вопроса о превышении власти полицейскими было заведено аж 8 уголовных
дел, из которых 6 уже прекращены и 2 остальных, скорее всего, постигнет та же
участь. При этом для отказа десяткам жалобщиков использовался стандартный набор
заранее подготовленных аргументов, юридически крайне сомнительных (это еще очень
мягко говоря). Тут и презумпция заведомой виновности жалобщика, против которого
законно применили силу/спецсредства; уверенность, что сообщая о причинении
телесных повреждений, жалобщик действовал недобросовестно (попросту врет);
обоснованность использования силы со стороны полиции не обсуждалась, и
т.д.
Что интересно: когда потерпевшие попытались обратиться в
прокуратуру и затем в суд, они получили отказы с использованием тех же точно
аргументов и обоснований. Никаких процессуальных действий не последовало! А
должны бы быть, по логике защиты прав граждан, например, элементарный допрос
подателя жалобы, приобщение видеозаписи, затребование и приобщение материалов по
задержанию, допросы медицинских работников скорой помощи, госпитализировавших
жалобщика, установление и допросы свидетелей задержания; да много чего
еще.
В этой связи невозможно не сделать предварительного
заключения, что продолжают происходить массовые и, судя по всему, намеренные
нарушения основных принципов прав человека (в дополнение к конкретным
нарушениям, описанным выше). А именно, отказ в доступе к правосудию, нарушение
принципа независимости суда и разделения властей, отсутствие контроля
гражданского общества над деятельностью правоохранительных органов. Дела в
отношении девяти пострадавших таллинским правозащитникам удалось довести до
Европейского суда по правам человека в Страсбурге.
Именно с точки зрения прав человека деяния эстонской
«демократии» наиболее уязвимы.
Украина взяла курc на мононациональное государство
В последние дни
руководство Украины приняло целый ряд решений, направленных на дальнейшее
вытеснение русского языка из общественной жизни страны. Несогласные с такой
политикой уже объявлены «деструктивными силами», а чиновникам приказано
поставить под контроль Интернет – последнее средство массовой информации, до
которого пока еще не добрались украинизаторы.
25.04.2008,http://www.rosbalt.com.uа
Сергей Терентьев
Русский язык на
Украине: последние 7 лет?
В четверг Конституционный суд Украины в ответ на запрос
крымских депутатов вынес вердикт о законности требований по ведению судебных
заседаний исключительно на украинском языке. Русскоязычным гражданам, плохо
понимающим единственный государственный язык, теперь предлагается ходить в суды
с переводчиками.
А днем ранее премьер-министр Юлия Тимошенко, несмотря на
продолжающийся конфликт с Секретариатом президента, проявила солидарность с
Виктором Ющенко. Правительство Украины утвердило разработанный в президентской
канцелярии документ — «Концепцию реализации государственной языковой
политики».
Суть этой Концепции заключается в принятии законов и
проведении мер, необходимых для того, чтобы к 2015 году обеспечить полное
господство украинского языка в СМИ и учреждениях Восточной Украины и Крыма, где
подавляющее большинство населения по-прежнему говорит на русском.
В тексте Концепции делаются реверансы в сторону
обеспечения прав национальных меньшинств Украины, однако тут же указывается, что
нынешнее преобладание русского языка на Юго-Востоке «ставит под угрозу
суверенитет Украины и может привести к постепенному исчезновению с этнической и
политической карты Европы украинской нации».
Особо примечательно, что осуществлять описанные в
Концепции меры власти намерены за счет денег налогоплательщиков – средств
государственного и местных бюджетов. Как и в случае пропаганды НАТО, рядовых
граждан никто не спрашивает – хотят они того или нет.
Враги украинской государственности
Тем временем, Служба безопасности Украины (СБУ) уже
успела объявить врагами украинской государственности все политические силы,
которые позволяют себе устраивать акции протеста против нынешнего курса
руководства Украины.
«Если, скажем, ПСПУ (партия Наталии Витренко, — ред.)
проводит так называемые акции против внешнеполитического курса Украины, то эти
акции, радикальные в сущности, фактически «паразитируют» на наших
демократических законах. Бесспорно, за высказывания нельзя преследовать граждан
или организации. Но в нормальном правовом обществе организации хорошо осознают:
недопустимо расшатывать, уничтожать собственное государство, злоупотребляя
свободой слова», — заявил и.о. главы СБУ Валентин Наливайченко, призвав
соответствующие органы проверить финансирование оппозиционных партий.
Кстати, вполне вероятно, что ведомство Наливайченко в
ближайшее время получит возможность открыто преследовать граждан если не за
высказывания на митингах, то за информацию, опубликованную в Интернете.
23 апреля президент Ющенко подписал указ, которым
поручает правительству совместно с СБУ за 3 месяца разработать «правовые
механизмы выявления, фиксации, квалификации, блокирования и удаления из
украинского сегмента сети Интернет информации, распространение которой запрещено
законодательством Украины». Как ожидается, разработанные «правовые механизмы»
будут сформулированы в законопроекте, который затем предстоит утвердить
Верховной Раде.
Правительство Юлии Тимошенко уже дало понять, что
поддерживает данную инициативу – вице-премьер Григорий Немыря заявил, что
контроль над Интернетом соответствует европейской практике. Примечательно, что
аналогичное мнение высказали и представители «Блока Литвина», не входящего в
правящее большинство.
Таким образом, если такой закон будет принят, власти
получат рычаг влияния на сетевые СМИ. Сейчас украинское государство уже жестко
контролирует телевидение, радио и кинотеатры. В последних запрещены иностранные
фильмы на русском языке.
А на общенациональных ТВ- и радиоканалах русскому языку
отведена квота в размере не более 25%. В ближайшее время эта квота будет
сокращена, кроме того, к телеканалам предъявляются новые требования – украинский
национальный продукт должен доминировать в эфире.
Украинизация назло России
Подоплеку гуманитарной политики украинских властей
вполне открыто и доступно объясняют депутаты из пропрезидентской фракции «Наша
Украина – Народная самооборона».
Так, депутат Верховной Рады Иван Стойко утверждает, что
украинизация является ответом на «информационную оккупацию» со стороны России. В
качестве примера он приводит установки памятников Екатерине II в Одессе и
Севастополе, планы по сооружению памятников жертвам ОУН-УПА в Харькове и
Луганске, а также предстоящее открытие в Киеве Российского центра науки и
культуры, согласно решению правительства РФ, принятому на днях.
«Такая спланированность действий со стороны Кремля без
какого-либо нашего вмешательства приведет к усилению влияния России в Украине, к
полной оккупации нашего информационного пространства. В будущем Украина
по-настоящему может стать полностью зависимой от России, от ее идеологии
великодержавного шовинизма», – заявляет Стойко.
Его поддерживает другой представитель блока Ющенко –
львовянин Ярослав Кендзер. «Нам нужно создавать национальное государство со
всеми атрибутами мононациональности, где должен доминировать государственный
украинский язык. Причем доминировать везде – в парламенте, правительстве, во
всех государственных учреждениях… Не нужно обращать внимания на шум, который
поднимают российские депутаты и пророссийские парламентарии в нашей Верховной
Раде, и открывать новые украинские гимназии и школы. Необходимо шаг за шагом
организовывать школы и в Крыму, и в Донбассе, и на Харьковщине», — призывает
он.
Власти Украины повторяют тактику фашистских
оккупантов
Украинизация восточных областей страны, проводимая
нынешними властями Украины, поразительно напоминает действия германских
оккупационных властей во время Великой Отечественной войны, считает украинский
политолог Владимир Корнилов.
«Для «выправления» языковой ситуации на Востоке Украины
оккупационные власти активно приступили к запрету русского языка практически во
всех сферах публичной жизни. Начали, само собой, с делопроизводства и языка
органов власти. К примеру, оккупационные власти Константиновки одним из первых
решений ввели прямой запрет на использование русского языка», – напоминает
он.
«Вскоре после начала оккупации начались чистки в
образовательных учреждениях по национальному признаку. Националисты требовали,
чтобы в школах на работе остались только этнические украинцы. Оккупационные
газеты Юго-Востока радостно сообщали из Киева: «Все учителя могут быть только
украинцы. Русских школ в Киеве, очевидно, не будет», – отмечает Корнилов.
«Полностью понятно вековое стремление украинцев
освободиться от московской азиатчины для того, чтобы Украина стала европейским
государством, с европейской культурой и цивилизацией», – цитирует эксперт
оккупационную газету «Константиновские вести» за июнь 1942 года.
Корнилов напоминает, что во время войны планы
гитлеровцев по обособлению Восточной Украины от России потерпели полный крах:
«Несмотря на два года сплошной русофобской пропаганды, жители Донбасса все равно
ждали своих, русских».
Впрочем, нынешняя ситуация на Украине отличается от
событий 40-х годов XX века тем, что русскоязычным никаких «своих, русских» ждать
не стоит. Посол Виктор Черномырдин 23 апреля четко заявил: Россия не будет
выходить из «Большого договора» с Украиной даже в случае получения Киевом Плана
действий по членству в НАТО.
Поэтому всем несогласным с тотальной украинизацией
следует рассчитывать только на самих себя. И, прежде всего, анализировать то,
как партии, за которые они голосуют, отстаивают гуманитарные интересы жителей
Юго-Востока. В противном случае разработанная правительством Тимошенко языковая
Концепция имеет все шансы быть реализованной к 2015 году, а русский язык будет
окончательно вытеснен из общественной жизни Украины.
Крым, 1 мая
Крымский Первомай прошел под
пророссийскими лозунгами (ФОТО)
1.05.2008,
http://www.rosbalt.com.ua
Сергей Терентьев
В двух крупнейших городах Крыма – Симферополе и
Севастополе – состоялись первомайские демонстрации, собравшие несколько тысяч
человек. Помимо лозунгов о социальной защите, здесь звучали и требования
обеспечить права русского населения полуострова, а также не допустить вхождения
Украины в НАТО.
Наиболее массовой демонстрация была в Симферополе, здесь
на шествие вышло до 15 тысяч человек. В акции приняли участие практически все
партии крымской автономии, за исключением представителей «оранжевого»
лагеря.
Впереди колонны был растянут флаг Республики
Крым, коммунисты же традиционно шли под красными знаменами, а представители
«Русской общины» на этот раз несли множество государственных флагов РФ. Проходя
мимо центральной площади Ленина, члены партии «Русский блок» начали скандировать
лозунг «Севастополь-Крым-Россия!», который сразу же подхватили остальные
участники демонстрации и прохожие на тротуарах.
«Из всех партий, которые шли по главной улице
Симферополя, государственные флаги Украины несли исключительно представители
Партии Регионов. Это вызвало неудовольствие среди граждан, стоящих вдоль главной
улицы города. Из толпы послышались выкрики: «Уберите эти флаги, Крым — русская
земля!» – рассказал корреспонденту «Росбалта» лидер правозащитной организации
«Вера» Святослав Компаниец.
Партии Регионов досталось на митинге в Симферополе и от
коммунистов, которые подвергли критике «бело-синих» за голосование в Верховной
Раде в поддержку проведения учений НАТО «Си Бриз-2008» в Крыму.
«Идет соревнование, кто больше понравится
американцам – Ющенко, Тимошенко или бегающий между ними Янукович. По хорошему,
их надо было бы всех троих на одном суку повесить», – заявил лидер крымских
коммунистов Леонид Грач.
Несколько иной вышла Первомайская демонстрация в
Севастополе, где в шествии приняли участие около 4 тысяч человек.
Здесь не ругались коммунисты и «регионалы», зато
завязалась словесная перепалка между жителями города, собравшимися на
праздничный митинг на площади Нахимова, и активистами «Блока Юлии Тимошенко»,
которые неожиданно решили пройти по центральным улицам отдельной колонной.
«Слава Украине! Слава Севастополю!» – кричали
активисты БЮТ, проходя мимо площади Нахимова, а в ответ из толпы раздавались
недовольные выкрики и свист.
В отличие от Симферополя, в Севастополе большинство
партий вышли под украинскими флагами. Российские знамена развернули только
организация «Русский молодежный союз» и партия «Русский блок».
Последняя, кстати, сегодня выступила с самым радикальным
лозунгом: «Конституционная унитарность Украины – узаконенный этнический геноцид
– этноцид русских».
Активисты «Русского блока» пояснили, что требуют
федерализации Украины, так как только это, по их мнению, может обеспечить права
русских граждан этой страны.
Друг у ворот. Есть ли будущее у русских Казахстана
Взгляд друга «члена
казахстанского кабинета министров» на трагическую судьбу русских в Казахстане.
Взгляд поверхностный и односторонний. Да «русские не воспринимаются здесь как
обуза», они нужны там как рабы.
14.04.2008,
http://www.centrasia.ru
Михаил Ростовский
С нефтедолларами, но без друзей - так многие западные
СМИ оценили внешнеполитические итоги президентства Владимира Путина. Украина и
Грузия с их мечтой о НАТО. Белорусский Батька, любящий Россию лишь в строго
отведенное для этого время. Одержимая идеей энергетической независимости Европа.
США с их ПРО. Короче, куда ни глянь, везде сплошной "санитарный кордон".
Заключивший с Россией договор о вечной дружбе Казахстан
- одно из немногих светлых пятен на общем мрачном фоне.
Но даже между самыми лучшими друзьями отношения не могут
быть идеальными. В последнее время и здесь существует опасность возникновения
кризиса. Причем коснуться он может не каких-то высоких материй, а реальной жизни
миллионов людей.
Буря в оазисе?
"Для нас главным является критерий гражданства, а вовсе
не крови. В начале 90-х более половины русских жителей республики имели двойную
идентичность - и казахстанскую, и российскую. Сегодня свыше 90% русских жителей
страны считают себя гражданами Казахстана. Недавно правительственная делегация
из Сеула поблагодарила Назарбаева за "хорошую адаптацию корейцев в Казахстане".
"На что президент им ответил: "А чего вы меня благодарите за собственных
граждан?!" - сказал мне прошлым летом член казахстанского кабинета
министров.
За последние 16 лет в Центральной Азии произошло четкое
размежевание. Большинство здешних республик совершило прыжок в прошлое. Их
государственное устройство можно описать либо как классическую восточную
деспотию, как в Туркмении, либо как классическую восточную полуанархию, как в
Киргизии. А вот Казахстан больше похож на Россию, чем на своих среднеазиатских
соседей. Как и у нас в стране, в государстве Назарбаева полно проблем. Но при
этом в Казахстане, как и в России, налицо и модернизация, и бурно растущий
средний класс.
Одна из причин подобного положения дел - принципиально
иное, нежели у соседей, понимание значения русских. "Русские не воспринимаются
здесь как обуза, - сказал мне крупный российский специалист по Казахстану Юрий
Солозобов. - Лидеры в Астане осознают, что именно на русских во многом держится
индустриальный и инфраструктурный каркас Казахстана".
Казахстанское руководство даже не пытается скрыть свое
далеко не радужное отношение к российской программе возвращения
соотечественников. "Россия, разумеется, имеет право на сбор экономически
активного русского населения. Но мы бы однозначно не хотели потерять наших
русских граждан, - сказал мне вышеупомянутый министр в Астане. - И дело здесь не
только в том, что к 2015 году дефицит трудовых ресурсов в Казахстане составит
полмиллиона активных работников".
Но реальность всегда сложнее, чем это следует из слов
политиков. На прошедшей в конце прошлого года в Москве научной конференции
известный эксперт МГУ по бывшему СССР Алексей Власов охарактеризовал суть
проблемы, стоящей в том числе и перед Казахстаном: "Обретя в результате распада
Советского Союза независимость, каждое новое государство должно было ощутить
глубину собственного исторического прошлого, обрести собственное "я". И
обретение этого "я" без того, что в нашей трактовке называют перегибами, просто
невозможно".
И, к сожалению, эти перегибы налицо. Недавно акимат
(мэрия) столицы республики Астаны вдруг решил переименовать улицу Пушкина. Посол
России обратился с запросом в горадминистрацию. Полученный ответ за подписью
заместителя акима Аманшаева способен ввергнуть в состояние ступора любого
топографа.
Оказывается, улицу Пушкина действительно объединят с
проспектом Республики. Но великого поэта в Астане не обидят. Его имя дадут двум
объединенным улицам, ранее носившим имена Гумилева и Можайского. Что же до
идеолога евразийства Гумилева, то в его честь будет названа улица в строящемся
районе Астаны.
Разумеется, далеко не все казахстанские региональные
чиновники мыслят и действуют в рамках столь фантасмагорической логики. В 2007
году на главной площади облцентра Петропавловск по инициативе местной власти был
установлен совместный памятник Пушкину и великому казахскому поэту Абаю. Но "зуд
переименования" овладел очень многими. Например, в 2006 году только в одном
облцентре Уральска новые названия получили 34 улицы!
Естественно, с некоторыми переименованиями не поспоришь.
Но вот к объявленной в некоторых казахстанских областях войне историческим
славянским названиям это точно не относится. Например, село Бородиновка
Актюбинской области именовалось так со дня своего основания в 1911 году - до
того самого момента, когда в 2007 году его зачем-то не переименовали в Кайракты.
Или возьмем переименование города Семипалатинска, носившего это имя аж с XYIII
века.
Отрава в учебниках
"Читая учебники истории, искренне удивляешься, как
авторы превращают необоснованные легенды в исторические факты. Такими
фальсификациями не сделаешь школьников патриотами страны", - заявил президент
Назарбаев на съезде работников казахстанского образования в октябре 2004 года.
Однако если педагоги и поняли президента, то очень по-своему.
На уже упомянутой конференции в Москве разбирались новые
казахстанские учебники истории. Вот предназначенные для 5-го класса "Рассказы по
истории Казахстана". Уже на второй странице пособия в качестве главной
определяющей всей истории страны названо "длившееся столетиями колониальное
прошлое". По мысли авторов учебника, эта самая "колониальная эпоха" закончилась
лишь в 1991 году.
Тезис о "сволочах-колонизаторах" развит и углублен в
учебнике истории для 11-х классов общественно-гуманитарного направления. Если
верить этому труду, то весь смысл истории Казахстана состоял в постоянной
"национальной освободительной борьбе" и "столкновении двух цивилизаций и двух
этнических систем".
Авторов подобных учебников можно с легкостью поймать на
подтасовке фактов. Например, в 1959 году в городе Темиртау, не выдержав жутких
условий быта, взбунтовались согнанные со всего СССР на строительство
Карагандинского металлургического комбината рабочие. Казахов среди восставших
"гастарбайтеров" советского образца было очень мало. Но это не помешало
создателям учебника записать бунт в Темиртау в качестве важной вехи
"национально-освободительной борьбы".
Однако в данном случае дьявол скрывается вовсе не в
деталях. Да, в истории Казахстана под властью Санкт-Петербурга и Москвы было
множество мрачных страниц. Императорское правительство относилось к казахским
землям как к колониям. Сталин в период коллективизации устроил в республике
геноцид сельского населения, сравнимый по масштабам с украинским голодомором или
голодом в российском Поволжье.
Но в отличие от всей остальной Средней Азии казахи вошли
в состав России добровольно. Для них это был единственный шанс избежать
уничтожения в результате постоянных набегов джунгарских племен. Конечно, со
стороны русских императоров принятие казахов в подданство отнюдь не было актом
благотворительности. Но политика и благотворительность - это вообще понятия из
разных категорий.
Смешно выглядят и попытки прицепить к советскому периоду
эпитет "колониальный". Утопический, авторитарный, тоталитарный - без вопроса. Но
колониальный - это совсем из другой оперы.
Если глядеть из 2008 года, то слова о попытке
"построения общества нового типа" могут казаться смешными. Но 50, 40 и даже 30
лет назад они такими не представлялись. Коренные жители Прибалтики, может быть,
всегда хотели независимости. Но Казахстан относился к той части Советского
Союза, где подавляющее большинство населения искренне верило в тогдашний
государственный строй. Даже в год "успешного завершения
национально-освободительной борьбы" - 1991-й - абсолютное большинство
казахстанцев, независимо от их национальности, было категорически против распада
СССР.
Ставить историю советского Казахстана в один разряд с
борьбой индусов против английских и алжирцев против французских колонизаторов -
это означает плевать в собственное прошлое, незаслуженно оскорблять своих отцов
и дедов.
Но плевком в прошлое дело не ограничивается. Прошлое,
как известно, никуда не уходит, а остается рядом с нами и в нас. Манипуляции с
историей - это не что иное, как бомба замедленного действия под общественную
систему, которую, судя по его заявлениям, в Казахстане пытается построить
Нурсултан Назарбаев. Возможно, разжигание межнациональной розни - это слишком
затертый термин. Но иногда лучше все же вещи называть своими именами, даже если
они и затертые.
Гонка за двуязычием
"До 80% казахов прекрасно владеют русским языком. Но
двуязычие не должно быть улицей с односторонним движением", - как человеку,
родившемуся в Алма-Ате и привыкшему разговаривать там исключительно на русском,
мне было не очень приятно выслушивать из уст уже не раз упомянутого
казахстанского министра эти слова. Но, к сожалению, жизнь не должна состоять из
одних приятностей. И в данном случае историческая правда на стороне моего
собеседника, а не моих эмоций.
На момент краха СССР миллионы этнических казахов могли
нормально объясняться только по-русски. Ясно, что независимое государство с
названием "Казахстан" не имело права мириться с таким положением дел.
Если исходить из чисто формальных критериев, то
казахстанскую языковую политику можно счесть вполне разумной. Русскому был
предоставлен статус "официального" языка, который везде употребляется наряду с
"государственным" казахским.
Краеугольным камнем языковой политики была провозглашена
постепенность. Казахский было решено "вытаскивать из ямы" прежде всего с помощью
резкого улучшения качества его преподавания. При этом ставилась задача не только
сохранить в республике русский язык, но и прибавить к нему английский.
В соответствующие госпрограммы были вбуханы огромные
деньги. Нельзя сказать, что они совсем не дали эффекта. Но в целом резко поднять
уровень преподавания "титульного" языка так и не удалось. "Гале казахский
преподают сейчас не так формально, как в мое время. Например, никто не требовал
от нас писать на нем развернутое сочинение, - описывает суть проблемы мать
15-летней дочери Елена из Алма-Аты. - Но общий уровень таков, что казахский она
не знает".
Подобная ситуация по-прежнему типична и в городских
казахских семьях. "Мальчик-казах из соседней квартиры может с легкостью почти
дословно пересказать содержание только что прочитанных нескольких страниц
учебника по-русски. Но вот выучить короткое стихотворение по-казахски - для него
проблема", - рассказала мне другая моя знакомая из Алма-Аты, Айжана.
Даже по официальной статистике, в 2007 году в республике
с населением в 15 миллионов человек более одного миллиона этнических казахов
общались только на русском. А учитывая, что в казахоязычные записывали даже тех,
кто мог изъясняться на родном языке с большим трудом, реальная цифра может быть
близка к двум миллионам. Что уж здесь говорить о других национальностях!
Но на выпускных экзаменах в школе скидок на
обстоятельства отныне никто не делает. С 2008 года казахский язык станет
обязательным предметом единого национального тестирования (аналог нашего ЕГЭ). У
тех, кого казахскому обучали по принципу "когда-нибудь и как-нибудь", нет
никаких шансов пройти через это сито. Но если школьник проваливает ЕНТ, то на
его шансах поступить в нормальный казахстанский вуз ставится жирный крест!
Теоретически выход есть. Ребенка можно отдать в один из
шести казахстанских филиалов ведущих российских вузов. Но вуз окончен - и
дальше? С каждым годом попасть на престижную работу в государственных и
коммерческих структурах без нормального знания казахского все труднее и все
труднее. И там, и там делопроизводство ускоренными темпами переводится на
"государственный" язык. В результате процесс выдавливания "неквалифицированных"
работников уже сейчас начал набирать обороты…
Есть ли выход?
Не стоит взваливать абсолютно всю вину за создавшееся
положение исключительно на государство. Особенность казахов в том, что
интеллигенция у них всегда пользовалась исключительным авторитетом. А к чему бы
ни призывала власть, часть местной интеллигенции всегда будет настроена
националистически. Но задача власти как раз в том и состоит, чтобы проводить
сбалансированный курс в интересах всех частей общества. Пускать радикальную
интеллигенцию к штурвалу государственного корабля - самое последнее дело.
Пример, скажем, Грузии и Азербайджана начала 90-х показывает, к чему это может
привести.
Какие лозунги не выдвигала бы высшая власть, часть
казахстанского чиновничества всегда будет расценивать языковой вопрос как
удобный рычаг для завоевания власти и перераспределения должностей и
собственности.
Казахский народ четко делится на три жуза - старший,
средний и младший. А каждый жуз, в свою очередь, состоит из множества родов. Мои
знакомые из числа высших казахстанских политиков в разговорах часто упрекают
меня в "безбожном преувеличении роли жузового фактора". Как сказал мне близкий
соратник Назарбаева, "за жузы и рода у нас хватаются только слабые и обиженные".
Но если я преувеличиваю, то слуги народа явно преуменьшают.
Солидное число высших чиновников по-прежнему живут по
принципу "клан - это не ругательство, а образ жизни". Пару лет назад тогдашнего
мэра Астаны перевели губернатором в другой регион. Придя на следующее утро на
планерку, новый градоначальник обнаружил, что половина зала пустует. Состоявшая
сплошь из земляков экс-мэра верхушка горадминистрации в массовом порядке
откочевала к новому месту работы "вождя".
Но если дать "клановому маховику" по-настоящему
раскрутиться, то не включенные в традиционную общественную структуру местные
русские будут лишь первыми жертвами. О современном и модернизированном
Казахстане можно будет забыть.
Однако главный "прокол" власти лежит все же в другой
плоскости. Как и у нас, судьба любого чиновника в Казахстане целиком и полностью
зависит от президента. Естественно, аппаратчики любой ценой пытаются
замаскировать свои провалы, чтобы их, не дай бог, не увидело первое лицо. Отсюда
и рапортомания, и создание "воздушных замков" для босса.
"В последнее время идеологией государства в широком
смысле этого слова у нас, по сути, никто не занимался, - сказал мне близкий
соратник Назарбаева. - Исходящие от президента импульсы затухали в
управленческом аппарате. Отсюда и провалы, о которых вы говорите".
В любом случае ситуацию надо срочно исправлять. Причем
шансы на успех есть только в том случае, если проблемой не на словах, а на деле
озаботятся сами казахстанские лидеры.
* * *
В 1993 году, перед визитом Виктора Черномырдина в
Алма-Ату, российского премьера впервые решили принять не "по-свойски", как
раньше, а как высокого иностранного гостя. Как вспоминает в своих мемуарах
экс-глава казахстанского МИДа Токаев, увидев через иллюминатор самолета почетный
караул, московский визитер был до глубины души шокирован. "Вот делов наварили.
Казахстан - уже заграница!"
Как это часто бывает с ЧВС, в одну реплику он умудрился
втиснуть суть явления, которое, кстати, не изжито до сих пор. И прежде всего
наша неспособность до конца свыкнуться с новыми реалиями мешает нам самим.
Характерный пример. В июне известный левый деятель Сергей Глазьев станет по
квоте России заместителем генсека Евразийского экономического сообщества
(ЕврАзЭС). Видимо, чтобы подстегнуть интерес к этому событию, недавно Глазьев
заявил: "Сформировавшиеся на постсоветском пространстве властвующие элиты
судорожно цепляются за национальный суверенитет… Это очень сильно тормозит
процесс интеграции".
Мелкий пример с мелким политиком Глазьевым блестяще
иллюстрирует суть большой проблемы. В период Путина мы много раз пытались
переломить наших соседей по СНГ через колено. Иногда давление оправданно. Но
часто гораздо более эффективно пытаться привлечь, а не заставить.
Какое это имеет отношение к теме казахстанских русских?
Москва не должна здесь совершать несколько своих типичных ошибок. Строя
отношения с Прибалтикой, Украиной и Туркменией, Кремль часто использовал
тамошних русских как разменную карту в большой игре. Такая практика абсолютно
неуместна, если не сказать больше.
Но не стоит впадать и в другую крайность. "Мы не можем
прямо сказать нашим казахстанским партнерам некоторые вещи", - не раз слышал я в
структурах российской власти. Но друзья на то и друзья, чтобы откровенно
говорить друг с другом на любые темы, включая деликатные.
Важно лишь соблюдать аккуратность. Сегодняшняя Россия с
ее ордой скинхедов вряд ли имеет моральное право учить другие государства
межнациональной терпимости. А публичная перебранка по принципу "сам дурак"
никому не нужна.
Впрочем, вряд ли до этого дойдет. И для Астаны, и для
Москвы одинаково важно, чтобы казахстанские русские остались там, где они есть.
Как уже было сказано выше, если русские уедут, это резко увеличит шансы на
сползание Казахстана в "архаику" со всеми сопутствующими прелестями в виде
исламского фундаментализма. А появление нестабильного соседа с чуть ли не самой
протяженной в мире границей - не последняя вещь, в которой сейчас нуждается
Россия.
Пока ситуацию еще можно исправить. Но "точка невозврата"
уже не за горами. Недавно Саакашвили заявил, что его преемник на посту
президента Грузии еще будет говорить по-русски. А вот преемник преемника,
видимо, уже нет. Если не начать шевелиться, то это пророчество может оказаться
актуальным не только для Грузии.
Русские в Таджикистане
От присутствия к следу в
исторической памяти?
14.04.08,
http://www.russkie.org
Виктор Дубовицкий
История
формирования русской (шире - российской) диаспоры на территории современного
Таджикистана восходит к середине 1860-х годов. Впервые русское население
появляется здесь рядом с гарнизонами российской армии расквартированными в
гг.Ходжент и Ура-Тюбе, после взятия последних летом 1865 года. По своему
социальному составу это были мещане из бывших, вышедших в запас, солдат и их
семьи, а также семьи торговцев-«маркитантов» при войсках.
Небольшое количество гражданского русского населения
появляется с 1880 года рядом с российскими пограничными заставами на
бухарско-афганской границе. Среди наиболее крупных поселений можно назвать
поселок рядом с пограничным гарнизоном в кишлаке Сарай (ныне- г.Пяндж). Именно
здесь в 1907 году была построена и освящена первая в Восточной Бухаре
православная церковь . Сведений о формировании гражданского населенного пункта
при Хорогском погранотряде и у поста Памирский (ныне- п.г.т.Мургаб), нет.
Большая удаленность от русских экономических и культурных центров Средней Азии
препятствовала этому.
Крестьянского русского населения на территории нынешнего
Таджикистана не было. Ближайшие села, образованные Туркестанской администрацией
на землях, закупленных Переселенческим управлением у местного населения
(Николаевское и Сретинское), находились северо-западнее, в пойме р.Сырдарьи, на
территории Ташкентского уезда . Не было здесь и самовольных («самозахватных»)
русских поселений, в изобилии встречавшихся на территории Ошского и
Иссыкульского уездов .
С прокладкой ветки Среднеазиатской (позже -
Закаспийской) железной дороги от Самарканда в Новый Маргилан (ныне г.Фергана) в
1890-х годах на севере нынешнего Таджикистана появляется русское население
состоящее из путевых рабочих и служащих железнодорожных станций. Некоторое
количество русского населения (шахтеры, горные мастера и инженеры) появляется и
в районе пос.Шураб, где начинается разработка месторождения каменного угля в
целях обеспечения топливом локомотивного состава железной дороги.
В целом, в досоветский период представители российских
этносов на территории нынешнего Таджикистана составляли ничтожно малый процент
населения. По данным В. И. Масальского, относящимся к 1897 году, в Сырдарьинской
и Ферганской областях Туркестанского края, в которые своими отдельными частями
входила территория нынешнего Северного Таджикистана, проживало соответственно
2,86% и 0,63% православных. Даже при учете небольшого числа «российских
магометан», т.е. татар, башкир и марийцев, этот процент менялся несущественно и
был значительно ниже общетуркестанского показателя - 3,7% православных христиан
.
Численность представителей российских этносов на юге
Таджикистана, т.е. в Восточной (Горной) Бухаре, составляла, по нашим расчетам,
не более 200 человек. Часто это были беглые преступники или дезертиры из русской
армии и их потомки, а также религиозные ренегаты из числа русских рабов или же
люди перешедшие в ислам по другим причинам.
В советский период приток российских этносов в
Таджикистан происходил в основном благодаря развитию различных отраслей
народного хозяйства, что требовало использования высококвалифицированных кадров,
привлекаемых (или направляемых) из европейской части СССР. Вторая половина
1920-х годов была связана с увеличением численности российских этносов лишь на
севере страны. На юге, в бывшей Восточной Бухаре, еще проводились войсковые
операции против басмачей под руководством Ибрагимбека. Однако и здесь.
численность российских этносов начинает увеличиваться в связи со строительством
железной дороги Термез- Душанбе (1929 год), а также в связи с освоением Вахшской
долины. Благодаря государственным программам борьбы с неграмотностью, а также
созданием в Таджикистане современной системы здравоохранения в республику
ежегодно по распределению из центральных учебных заведений приезжают тысячи
учителей и врачей.
Следующая большая волна миграции российских этносов в
Таджикистан связана с Великой Отечественной войной, в начале которой в
республику было эвакуировано из европейской части страны свыше 300 промышленных
предприятий (как правило вместе с трудовыми коллективами), десятки детских
домов, создано 20 эвакуационных госпиталей, десятки других учреждений . Часть
прибывшего в Таджикистан по эвакуационным программам населения покидало его по
мере освобождения оккупированной немецкими захватчиками территории в 1943-1945
годах. Однако в республике остались постоянно проживать десятки тысяч бывших
беженцев.
Конец 1950-1970-х годов характерен новой волной
миграции, связанной с началом строительства в Таджикистане крупных
гидроэлектростанций и Таджикского алюминиевого завода в Регаре (ТАДАЗ). Все эти
объекты были объявлены комсомольскими стройками, что позволило руководству СССР
быстро мобилизовать для их строительства десятки тысяч молодых рабочих и
специалистов, прежде всего из РСФСР. Значительная их часть также осталась в
Таджикистане на постоянное жительство. Это прежде всего относится к
гидростроителям Нурекской ГЭС, давшей первый ток в 1972 году. Она замышлялась
как часть каскада гидростанций, поэтому уже в конце 1970-х годов было начато
строительство Байпазинской ГЭС, а в 1982-1984гг. - Сангтудинской и Рогунской
ГЭС. Такое «перманентное» строительство однотипных объектов способствовало
закреплению кадров гидроэнергетиков и оседанию их на постоянное место жительство
в Таджикистане.
В 1979 году численность русских в Таджикистане достигла
395,1 тыс. человек или 10,4% населения (в 1959 - 262,6 тыс. или 13,3%) .
Численность другого российского этноса, зарегистрированного переписью 1979 года,
татар достигла 79,5тыс., или 2,1% (56,8тыс. и 2,9% в 1959 году) .
В результате описанных процессов численность
представителей российских этносов в Таджикской ССР к 1989г. (т.е. к моменту
последней «советской» переписи населения) достигла 490 тыс. человек. Этнические
русские составляли 3,7% населения республики .
Интенсивная внешняя миграция представителей российских
этносов из Таджикистана началась в период «перестройки», а точнее во второй
половине этого трагического для СССР процесса – в 1988-1991 годах и еще более
усилилась с началом в стране (весной 1992 года) гражданской войны. Интенсивность
миграции определялась, по мнению современных таджикских демографов, следующими
факторами:
- «перестроечными процессами, которые резко ухудшили
экономическую и политическую ситуацию во всех странах СНГ;
- обострением межнациональных отношений в связи с
приобретением бывшими советскими республиками статуса самостоятельной
страны;
- превращением Республики Таджикистан в зону боевых
действий, которые были вызваны не только противоречием внутренних политических
сил Таджикистана;
- февральскими событиями 1990 года, которые вызвали в
различных регионах республики среди лиц некоренного населения чувство страха и
неуверенности за свое будущее. безопасность своей семью и близких;
- попыткой создания исламского государства в
Таджикистане;
- низким уровнем жизни населения страны;
- пропагандой придания таджикскому языку статуса
государственного.
По этим и другим причинам в начале 90-х годов наметился
резкий скачок во внешней миграции населения Таджикистана» .
По наблюдениям таджикских демографов, миграция из
Таджикистана в Россию происходила в 1990-х годах в основном в городские
поселения. Это указывало на то, что «из страны выезжали в основном работники
высококвалифицированного, интеллектуального и индустриального труда, а также
работники сферы обслуживания. Отъезд интеллектуалов из Таджикистана имел весьма
серьезные отрицательные последствия. Основная часть эмигрировавших
интеллектуалов была из числа некоренного населения. Вероятность их возвращения в
Таджикистан весьма незначительна».
Первую волну «перестроечной» миграции российских этносов
из Таджикистана вызвали события 12-14 февраля 1990 года, явившиеся первой пробой
сил демоисламистских кругов страны по захвату политической власти. В 1991 году,
в связи с кратковременной стабилизацией обстановки в Таджикистане, связанной с
вмешательством в урегулирование конфликта союзного правительства, этот поток
несколько снизился. Однако процессы развала СССР были уже необратимы, и еще
более интенсивный поток мигрантов наблюдается сразу после получения Таджикской
ССР независимости 9 сентября 1991 года. В целом, за период с 1989 по 2000 годы
доля русского населения Таджикистана уменьшилась с 3,7% до 0,4%, а доля татар -
с1,0% до 0,2%.
По данным таджикских демографов, основным направлением
выезда российских этносов из Таджикистана стала Российская Федерация. Так
например, в 1995 году сюда выехало 89% русских из Таджикистана. Сюда же
устремилась и основная часть других европейских этносов вывшего СССР - 80%
украинцев и 73% белорусов и Таджикистана.
Таким образом, нынешняя российская диаспора в Республике
Таджикистан равна примерно 10% от числа русского населения Таджикской ССР
накануне развала СССР. Возрастной состав мигрантов также сильно изменился:
примерно 70% - это люди пенсионного возраста.
Процессы национального возрождения, активизировавшиеся в
СССР с началом «перестройки», коснулись и российских этносов Таджикистана. В
период 1989-1990 годов в Таджикистане были организованы казачья община
«Амударьинская линия», общество осетин «Алан», татаро-башкирское культурное
общество «Дустлык». В ноябре 1991 года при активном участии казачьей общины
«Амударьинская линия», в стране была создана «Русская община» (просуществовала
до 1996 года), объединившая в своих рядах десятки тысяч российских
соотечественников. «Русская община» сыграла большую роль в защите прав
соотечественников в Таджикистане, выстраивании отношений между диаспорой и
властями страны пребывания. Однако массовый отток российских соотечественников
из Таджикистана в первой половине 1990-х годов, отсутствие у руководства
Российской Федерации политической концепции в отношении диаспоры за рубежом, а
также неопытность руководства самой «Русской общины» в сложных условиях
гражданской войны в республике привели к тому, что к осени 1996года организация
практически перестала существовать.
В начале следующего 1997 года в стране была создана
новая республиканская организация российских соотечественников - «Союз
славянских организаций» («Славянский союз»), в состав которого, помимо первичных
организаций распавшейся «Русской общины», вошли украинская община «Криница», и
переселенческие организации «Миграция» и ХОКО. «Славянский союз» просуществовал
до начала 2004 года.
В марте 2004 года в стране была создана новая
организация, объединившая российскую диаспору - «Совет российских
соотечественников Таджикистана» (СРСТ). На сегодняшний день Совет российских
соотечественников Таджикистана объединяет свыше 30 первичных организаций, в том
числе 12 организаций, входящих в представительство СРСТ по Согдийской области, и
18 по югу республики и районам республиканского подчинения. Из них одна
организация (пос. Джиликуль) создана в 2005 году усилиями и при поддержке
первичной организации СРСТ в Курган-Тюбе и две (в пос.Таджикобад и на
сейсмостанции г.Душанбе) – в 2006 году.
Основными направлениями деятельности СРСТ являются:
- помощь в составлении и обновлении списков нуждающихся
в материальной помощи российских соотечественников Таджикистана – их число по РТ
достигло трех с половиной тысяч человек;
- лечение ветеранов Великой Отечественной войны и труда,
пенсионеров, хронических больных из числа российских соотечественников на базе
санатория «Шаамбары», дома отдыха и профилактория Таджикской железной дороги
(Рамитское ущелье) и санаториев Согдийской области;
- организация спортивных занятий для молодежи;
- подбор абитуриентов в вузы РФ;
- подбор и отправка детей российских соотечественников в
летние лагеря отдыха;
- подбор и отправка победителей школьных олимпиад из
числа российских соотечественников в поездку по историческим местам России;
- совместная с Посольством РФ в РТ и представительством
«Росзарубежцентра» в РТ деятельность по ведению культурно-массовой работы среди
российских соотечественников.
В 2006 году в рамках этой деятельности совместно с
Посольством РФ в РТ и представительством «Росзарубежцентра» был проведен цикл
культурно-просветительских мероприятий, посвященных 60-летию Победы советского
народа в Великой Отечественной войне. В том числе, во всех первичных
организациях были проведены мероприятия, посвященные Дням воинской славы России
- Дню разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, под Москвой и на
Курской дуге, а также Висло-Одерской и Берлинской операциям советских войск;
организовано посещение соотечественниками спектаклей Русского драматического
театра им.В.В.Маяковского «Рядовые» и «Зори здесь тихие». Всего на обоих
спектаклях побывало свыше 1200 человек (в том числе 600 иногородних). На
спектакле «А зори здесь тихие», посвященном 61-й годовщине Великой Победы, 7 мая
2006 года побывало 300 соотечественников, в том числе свыше 130 – из первичных
организаций гг.Курган-Тюбе, Сарбанда, Явана, Гиссара, Турсунзаде и Джиликуля. На
двух детских спектаклях того же театра побывало свыше 700 детей
соотечественников, в том числе свыше 400- из районов республики.
В рамках празднования 60-летия Победы организован также
просмотр спектакля Русского драматического театра им.А.С.Пушкина в г.Чкаловск
«Гвоздики», который посетили 300 соотечественников из Согдийской области.
Необходимо отметить, что на базе Русского драматического
театра им. В.В.Маяковского, помимо перечисленных, за указанный период проведены
десятки мероприятий, благодаря чему оказана существенная материальная поддержка
и самому театру, получавшему за это арендную плату и т.д.
Нужно также упомянуть и о постоянном сотрудничестве СРСТ
с Российско-Таджикским (славянским) университетом. В РТСУ находится крупнейшая
по численности первичная организация, на базе которой проводятся основные
мероприятия со студенчеством. Помимо этого, на базе РТСУ организуется
большинство научных мероприятий: в 2005-2007 годах здесь проведено 5 научных
конференции. Это конференции, посвященные 160-летию Русского Географического
Общества и его вкладу в исследование Средней Азии, 160-летию известного русского
исследователя и деятеля народного образования Средней Азии Н. П. Остроумова
(«Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур»),
15-летию установления дипломатических отношений между Россией и
Таджикистаном.
Кроме этого:
- организованы и проведены встречи соотечественников,
посвященные Дням воинской славы России и другим памятным датам;
- организованы и проведены республиканские школьные
олимпиады, конкурсы сочинений, рисунков, посвященные различным памятным датам
России;
- при финансовой поддержке Посольства России в
Таджикистане проведена подписка для организаций российских соотечественников на
ряд республиканских и российских газет и журналов.
По каждому из указанных направлений работы первичными
организациями соотечественников в этот период велась непрерывная и
целенаправленная деятельность. В ее рамках, за летне-осенний период 2005 года в
санаториях республики пролечилось 175 ветеранов ВОВ и труда, пенсионеров и
хронических больных из числа российских соотечественников. В 2006 году их число
достигло 201 человека.
Целый блок мероприятий, осуществленных СРСТ в
направлении работы с детьми российских соотечественников, свидетельствует о том,
что указанное направление относится к числу наиболее приоритетных в деятельности
данной организации. В целях его реализации:
- в 2006 году был организован подбор и отправка 17
россиян - выпускников средних школ РТ, поступающих в вузы России. В том числе,
представительством СРСТ по Согдийской области был организован отбор и отправка
пяти выпускников на учебу в гг.Нижний Новгород, Оренбург, Томск, Новосибирск,
Астрахань; В 2007 году эта цифра достигла уже 47 человек;
- в 2005-2006 годах в летние лагеря отдыха было
отправлено было отправлено 60 школьников;
- в эти же годы по историческим местам России («Золотое
кольцо») было направлено 80 детей российских соотечественников из числа
победителей школьных олимпиад по отечественной истории и русскому языку .
- совместно со средними школами республики организовано
проведение ряда республиканских олимпиад по русскому языку и литературе. Особую
активность в этом направлении проявили гг.Чкаловск (гимназия №1) и г.Худжанд
(гимназия №13). В 2005 году по ходатайству РКЦ генконсульством РФ была оказана
помощь в оснащении учебной и художественной литературой школ Согдийской области
с русским языком обучения.
Отдельным блоком в деятельности Совета российских
соотечественников Таджикистана стоит работа по увековечиванию памяти героев
Великой Отечественной войны. Здесь можно отметить и работу с ветеранами, и
организацию мероприятий, посвященных Дням воинской славы России в годы Великой
Отечественной войны. Часто они были объединены в единый комплекс и проводились в
рамках празднования Дней воинской славы.
В рамках празднования других памятных дат, 7 ноября СРСТ
был проведен ряд встреч, посвященных Дню согласия и примирения.
В настоящее время можно сказать, что Совет российских
соотечественников Таджикистана является единственным республиканским
объединением российской диаспоры в Республике Таджикистан. К великому сожалению,
СРСТ работает лишь среди 50 тысяч наших соотечественников, а не 500, как было в
1992 году в момент развала Союза ССР. И численность, и демографический, и
возрастной состав диаспоры не позволяют ставить даже половины тех задач, которые
планировала в своей деятельности Русская община в период своего
возникновения.
Причин такого положения дел много. В большой степени в
их основе лежит политика Российской Федерации в отношении своей диаспоры,
которая до сегодняшнего дня до конца не определена и колеблется между тремя
основными направлениями - репатриационным, патерналистским и прагматическим
(утилитарным).
Репатриацию, причем без поддержки государства,
«самовывозом», избрали для себя 90% наших соотечественников, проживавших в
республике.
Смысл прагматического подхода заключается во
взаимовыгодном взаимодействии сторон, где диаспора выступает инструментом,
мостом в политических, экономических и культурных отношениях между ее этнической
родиной и страной пребывания. Примером ее реализации может служить деятельность
еврейской, китайской, армянской и ряда других диаспор, оказывающих огромную
помощь своим этническим родинам . Ясно, что российская диаспора в Таджикистане в
настоящее время может играть эту роль лишь в очень малой степени. Однако она
способна (и в настоящее время старается) обеспечить включенность Таджикистана в
общее с Россией гуманитарное пространство. В этом направлении действовали и
действуют немногочисленные существующие в РТ русские школы и десятки
русскоязычных классов, работает коллектив Русского драматического театра им.
В.В.Маяковского и уже десять лет готовит специалистов РТСУ.
Заслуга диаспоры в этом процессе уже в том, что русские,
татары, башкиры, осетины продолжают жить, работать и активно общаться в
таджикской среде, втягивая в свой культурный круг десятки и сотни тысяч
таджиков, самой своей жизнью в Таджикистане поддерживая живой мост, который
неформально связывает республику с Россией.
Немаловажным является и тот факт, что благодаря
существованию в Таджикистане российской диаспоры создаются более комфортные
условия существования для контингента российских вооруженных сил,
представленного 201-й военной базой Министерства обороны России, объектом
космических войск «Окно», а также Группой погранвойск России.
Именно в расширении влияния своей этнической родины
Совет российских соотечественников может сделать еще немало. Это и усиление
пропаганды русского языка в таджикской среде, и активное включение в
общероссийские культурные и гуманитарные программы таджикского компонента (тем
более, что поиск таких контактов активно ведется таджикской стороной через
разработку арийского и зороастрийского проектов). Многое может сделать диаспора
и в сохранении и пропаганде многолетнего и многообразного взаимодействия .России
и Таджикистана, которому ныне без малого 160 лет; сохранении памяти деятельности
в республике русских врачей, учителей, геологов, а в 1990-е годы и военных, без
которых не было бы суверенного, демократического, светского Таджикистана! Мы
должны сделать эту истину доступной для каждого таджикистанца и россиянина.
Таким образом, несмотря на свою сравнительно скромную
численность, российская диаспора Таджикистана способна сыграть важную роль как
для своей этнической родины, так и для страны пребывания.
Об авторе: Виктор ДУБОВИЦКИЙ, доктор исторических наук,
зам. директора Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН
Республики Таджикистан.
Считают необходимым обновить
Депутаты молдавского парламента
предлагают принять новую редакцию закона о языках
07.05.08,
http://www.russkie.org
Большинство депутатов молдавского парламента считают
необходимым обновить действующий в стране Закон о языках для более полной защиты
русского языка. Эта идея была высказана на прошедшей в парламенте конференции на
тему "Права человека и права национальных меньшинств в Республике Молдова",
сообщает РИА Новости.
По мнению депутатов, в защите русского языка не следует
руководствоваться только Европейской хартией региональных языков и языков
меньшинств. Дело в том, что этот документ предусматривает защиту национальных
меньшинств и их языков в местах компактного проживания. Вместе с тем,
русскоязычные Молдавии живут не компактно, а рассеяны по всей стране, из-за чего
русский и украинский языки не подпадают под юрисдикцию хартии.
Поэтому на конференции депутаты предложили пересмотреть
закон о функционировании языков на территории Молдавии, принятый еще в 1989
году. Они считают, что в новом варианте закона русский язык приобретет более
защищенный статус.
|