Русские в Таджикистане
От присутствия к следу в
исторической памяти?
14.04.08,
http://www.russkie.org
Виктор Дубовицкий
История
формирования русской (шире - российской) диаспоры на территории современного
Таджикистана восходит к середине 1860-х годов. Впервые русское население
появляется здесь рядом с гарнизонами российской армии расквартированными в
гг.Ходжент и Ура-Тюбе, после взятия последних летом 1865 года. По своему
социальному составу это были мещане из бывших, вышедших в запас, солдат и их
семьи, а также семьи торговцев-«маркитантов» при войсках.
Небольшое количество гражданского русского населения
появляется с 1880 года рядом с российскими пограничными заставами на
бухарско-афганской границе. Среди наиболее крупных поселений можно назвать
поселок рядом с пограничным гарнизоном в кишлаке Сарай (ныне- г.Пяндж). Именно
здесь в 1907 году была построена и освящена первая в Восточной Бухаре
православная церковь . Сведений о формировании гражданского населенного пункта
при Хорогском погранотряде и у поста Памирский (ныне- п.г.т.Мургаб), нет.
Большая удаленность от русских экономических и культурных центров Средней Азии
препятствовала этому.
Крестьянского русского населения на территории нынешнего
Таджикистана не было. Ближайшие села, образованные Туркестанской администрацией
на землях, закупленных Переселенческим управлением у местного населения
(Николаевское и Сретинское), находились северо-западнее, в пойме р.Сырдарьи, на
территории Ташкентского уезда . Не было здесь и самовольных («самозахватных»)
русских поселений, в изобилии встречавшихся на территории Ошского и
Иссыкульского уездов .
С прокладкой ветки Среднеазиатской (позже -
Закаспийской) железной дороги от Самарканда в Новый Маргилан (ныне г.Фергана) в
1890-х годах на севере нынешнего Таджикистана появляется русское население
состоящее из путевых рабочих и служащих железнодорожных станций. Некоторое
количество русского населения (шахтеры, горные мастера и инженеры) появляется и
в районе пос.Шураб, где начинается разработка месторождения каменного угля в
целях обеспечения топливом локомотивного состава железной дороги.
В целом, в досоветский период представители российских
этносов на территории нынешнего Таджикистана составляли ничтожно малый процент
населения. По данным В. И. Масальского, относящимся к 1897 году, в Сырдарьинской
и Ферганской областях Туркестанского края, в которые своими отдельными частями
входила территория нынешнего Северного Таджикистана, проживало соответственно
2,86% и 0,63% православных. Даже при учете небольшого числа «российских
магометан», т.е. татар, башкир и марийцев, этот процент менялся несущественно и
был значительно ниже общетуркестанского показателя - 3,7% православных христиан
.
Численность представителей российских этносов на юге
Таджикистана, т.е. в Восточной (Горной) Бухаре, составляла, по нашим расчетам,
не более 200 человек. Часто это были беглые преступники или дезертиры из русской
армии и их потомки, а также религиозные ренегаты из числа русских рабов или же
люди перешедшие в ислам по другим причинам.
В советский период приток российских этносов в
Таджикистан происходил в основном благодаря развитию различных отраслей
народного хозяйства, что требовало использования высококвалифицированных кадров,
привлекаемых (или направляемых) из европейской части СССР. Вторая половина
1920-х годов была связана с увеличением численности российских этносов лишь на
севере страны. На юге, в бывшей Восточной Бухаре, еще проводились войсковые
операции против басмачей под руководством Ибрагимбека. Однако и здесь.
численность российских этносов начинает увеличиваться в связи со строительством
железной дороги Термез- Душанбе (1929 год), а также в связи с освоением Вахшской
долины. Благодаря государственным программам борьбы с неграмотностью, а также
созданием в Таджикистане современной системы здравоохранения в республику
ежегодно по распределению из центральных учебных заведений приезжают тысячи
учителей и врачей.
Следующая большая волна миграции российских этносов в
Таджикистан связана с Великой Отечественной войной, в начале которой в
республику было эвакуировано из европейской части страны свыше 300 промышленных
предприятий (как правило вместе с трудовыми коллективами), десятки детских
домов, создано 20 эвакуационных госпиталей, десятки других учреждений . Часть
прибывшего в Таджикистан по эвакуационным программам населения покидало его по
мере освобождения оккупированной немецкими захватчиками территории в 1943-1945
годах. Однако в республике остались постоянно проживать десятки тысяч бывших
беженцев.
Конец 1950-1970-х годов характерен новой волной
миграции, связанной с началом строительства в Таджикистане крупных
гидроэлектростанций и Таджикского алюминиевого завода в Регаре (ТАДАЗ). Все эти
объекты были объявлены комсомольскими стройками, что позволило руководству СССР
быстро мобилизовать для их строительства десятки тысяч молодых рабочих и
специалистов, прежде всего из РСФСР. Значительная их часть также осталась в
Таджикистане на постоянное жительство. Это прежде всего относится к
гидростроителям Нурекской ГЭС, давшей первый ток в 1972 году. Она замышлялась
как часть каскада гидростанций, поэтому уже в конце 1970-х годов было начато
строительство Байпазинской ГЭС, а в 1982-1984гг. - Сангтудинской и Рогунской
ГЭС. Такое «перманентное» строительство однотипных объектов способствовало
закреплению кадров гидроэнергетиков и оседанию их на постоянное место жительство
в Таджикистане.
В 1979 году численность русских в Таджикистане достигла
395,1 тыс. человек или 10,4% населения (в 1959 - 262,6 тыс. или 13,3%) .
Численность другого российского этноса, зарегистрированного переписью 1979 года,
татар достигла 79,5тыс., или 2,1% (56,8тыс. и 2,9% в 1959 году) .
В результате описанных процессов численность
представителей российских этносов в Таджикской ССР к 1989г. (т.е. к моменту
последней «советской» переписи населения) достигла 490 тыс. человек. Этнические
русские составляли 3,7% населения республики .
Интенсивная внешняя миграция представителей российских
этносов из Таджикистана началась в период «перестройки», а точнее во второй
половине этого трагического для СССР процесса – в 1988-1991 годах и еще более
усилилась с началом в стране (весной 1992 года) гражданской войны. Интенсивность
миграции определялась, по мнению современных таджикских демографов, следующими
факторами:
- «перестроечными процессами, которые резко ухудшили
экономическую и политическую ситуацию во всех странах СНГ;
- обострением межнациональных отношений в связи с
приобретением бывшими советскими республиками статуса самостоятельной
страны;
- превращением Республики Таджикистан в зону боевых
действий, которые были вызваны не только противоречием внутренних политических
сил Таджикистана;
- февральскими событиями 1990 года, которые вызвали в
различных регионах республики среди лиц некоренного населения чувство страха и
неуверенности за свое будущее. безопасность своей семью и близких;
- попыткой создания исламского государства в
Таджикистане;
- низким уровнем жизни населения страны;
- пропагандой придания таджикскому языку статуса
государственного.
По этим и другим причинам в начале 90-х годов наметился
резкий скачок во внешней миграции населения Таджикистана» .
По наблюдениям таджикских демографов, миграция из
Таджикистана в Россию происходила в 1990-х годах в основном в городские
поселения. Это указывало на то, что «из страны выезжали в основном работники
высококвалифицированного, интеллектуального и индустриального труда, а также
работники сферы обслуживания. Отъезд интеллектуалов из Таджикистана имел весьма
серьезные отрицательные последствия. Основная часть эмигрировавших
интеллектуалов была из числа некоренного населения. Вероятность их возвращения в
Таджикистан весьма незначительна».
Первую волну «перестроечной» миграции российских этносов
из Таджикистана вызвали события 12-14 февраля 1990 года, явившиеся первой пробой
сил демоисламистских кругов страны по захвату политической власти. В 1991 году,
в связи с кратковременной стабилизацией обстановки в Таджикистане, связанной с
вмешательством в урегулирование конфликта союзного правительства, этот поток
несколько снизился. Однако процессы развала СССР были уже необратимы, и еще
более интенсивный поток мигрантов наблюдается сразу после получения Таджикской
ССР независимости 9 сентября 1991 года. В целом, за период с 1989 по 2000 годы
доля русского населения Таджикистана уменьшилась с 3,7% до 0,4%, а доля татар -
с1,0% до 0,2%.
По данным таджикских демографов, основным направлением
выезда российских этносов из Таджикистана стала Российская Федерация. Так
например, в 1995 году сюда выехало 89% русских из Таджикистана. Сюда же
устремилась и основная часть других европейских этносов вывшего СССР - 80%
украинцев и 73% белорусов и Таджикистана.
Таким образом, нынешняя российская диаспора в Республике
Таджикистан равна примерно 10% от числа русского населения Таджикской ССР
накануне развала СССР. Возрастной состав мигрантов также сильно изменился:
примерно 70% - это люди пенсионного возраста.
Процессы национального возрождения, активизировавшиеся в
СССР с началом «перестройки», коснулись и российских этносов Таджикистана. В
период 1989-1990 годов в Таджикистане были организованы казачья община
«Амударьинская линия», общество осетин «Алан», татаро-башкирское культурное
общество «Дустлык». В ноябре 1991 года при активном участии казачьей общины
«Амударьинская линия», в стране была создана «Русская община» (просуществовала
до 1996 года), объединившая в своих рядах десятки тысяч российских
соотечественников. «Русская община» сыграла большую роль в защите прав
соотечественников в Таджикистане, выстраивании отношений между диаспорой и
властями страны пребывания. Однако массовый отток российских соотечественников
из Таджикистана в первой половине 1990-х годов, отсутствие у руководства
Российской Федерации политической концепции в отношении диаспоры за рубежом, а
также неопытность руководства самой «Русской общины» в сложных условиях
гражданской войны в республике привели к тому, что к осени 1996года организация
практически перестала существовать.
В начале следующего 1997 года в стране была создана
новая республиканская организация российских соотечественников - «Союз
славянских организаций» («Славянский союз»), в состав которого, помимо первичных
организаций распавшейся «Русской общины», вошли украинская община «Криница», и
переселенческие организации «Миграция» и ХОКО. «Славянский союз» просуществовал
до начала 2004 года.
В марте 2004 года в стране была создана новая
организация, объединившая российскую диаспору - «Совет российских
соотечественников Таджикистана» (СРСТ). На сегодняшний день Совет российских
соотечественников Таджикистана объединяет свыше 30 первичных организаций, в том
числе 12 организаций, входящих в представительство СРСТ по Согдийской области, и
18 по югу республики и районам республиканского подчинения. Из них одна
организация (пос. Джиликуль) создана в 2005 году усилиями и при поддержке
первичной организации СРСТ в Курган-Тюбе и две (в пос.Таджикобад и на
сейсмостанции г.Душанбе) – в 2006 году.
Основными направлениями деятельности СРСТ являются:
- помощь в составлении и обновлении списков нуждающихся
в материальной помощи российских соотечественников Таджикистана – их число по РТ
достигло трех с половиной тысяч человек;
- лечение ветеранов Великой Отечественной войны и труда,
пенсионеров, хронических больных из числа российских соотечественников на базе
санатория «Шаамбары», дома отдыха и профилактория Таджикской железной дороги
(Рамитское ущелье) и санаториев Согдийской области;
- организация спортивных занятий для молодежи;
- подбор абитуриентов в вузы РФ;
- подбор и отправка детей российских соотечественников в
летние лагеря отдыха;
- подбор и отправка победителей школьных олимпиад из
числа российских соотечественников в поездку по историческим местам России;
- совместная с Посольством РФ в РТ и представительством
«Росзарубежцентра» в РТ деятельность по ведению культурно-массовой работы среди
российских соотечественников.
В 2006 году в рамках этой деятельности совместно с
Посольством РФ в РТ и представительством «Росзарубежцентра» был проведен цикл
культурно-просветительских мероприятий, посвященных 60-летию Победы советского
народа в Великой Отечественной войне. В том числе, во всех первичных
организациях были проведены мероприятия, посвященные Дням воинской славы России
- Дню разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, под Москвой и на
Курской дуге, а также Висло-Одерской и Берлинской операциям советских войск;
организовано посещение соотечественниками спектаклей Русского драматического
театра им.В.В.Маяковского «Рядовые» и «Зори здесь тихие». Всего на обоих
спектаклях побывало свыше 1200 человек (в том числе 600 иногородних). На
спектакле «А зори здесь тихие», посвященном 61-й годовщине Великой Победы, 7 мая
2006 года побывало 300 соотечественников, в том числе свыше 130 – из первичных
организаций гг.Курган-Тюбе, Сарбанда, Явана, Гиссара, Турсунзаде и Джиликуля. На
двух детских спектаклях того же театра побывало свыше 700 детей
соотечественников, в том числе свыше 400- из районов республики.
В рамках празднования 60-летия Победы организован также
просмотр спектакля Русского драматического театра им.А.С.Пушкина в г.Чкаловск
«Гвоздики», который посетили 300 соотечественников из Согдийской области.
Необходимо отметить, что на базе Русского драматического
театра им. В.В.Маяковского, помимо перечисленных, за указанный период проведены
десятки мероприятий, благодаря чему оказана существенная материальная поддержка
и самому театру, получавшему за это арендную плату и т.д.
Нужно также упомянуть и о постоянном сотрудничестве СРСТ
с Российско-Таджикским (славянским) университетом. В РТСУ находится крупнейшая
по численности первичная организация, на базе которой проводятся основные
мероприятия со студенчеством. Помимо этого, на базе РТСУ организуется
большинство научных мероприятий: в 2005-2007 годах здесь проведено 5 научных
конференции. Это конференции, посвященные 160-летию Русского Географического
Общества и его вкладу в исследование Средней Азии, 160-летию известного русского
исследователя и деятеля народного образования Средней Азии Н. П. Остроумова
(«Россия и Средняя Азия: исторический диалог и взаимодействие культур»),
15-летию установления дипломатических отношений между Россией и
Таджикистаном.
Кроме этого:
- организованы и проведены встречи соотечественников,
посвященные Дням воинской славы России и другим памятным датам;
- организованы и проведены республиканские школьные
олимпиады, конкурсы сочинений, рисунков, посвященные различным памятным датам
России;
- при финансовой поддержке Посольства России в
Таджикистане проведена подписка для организаций российских соотечественников на
ряд республиканских и российских газет и журналов.
По каждому из указанных направлений работы первичными
организациями соотечественников в этот период велась непрерывная и
целенаправленная деятельность. В ее рамках, за летне-осенний период 2005 года в
санаториях республики пролечилось 175 ветеранов ВОВ и труда, пенсионеров и
хронических больных из числа российских соотечественников. В 2006 году их число
достигло 201 человека.
Целый блок мероприятий, осуществленных СРСТ в
направлении работы с детьми российских соотечественников, свидетельствует о том,
что указанное направление относится к числу наиболее приоритетных в деятельности
данной организации. В целях его реализации:
- в 2006 году был организован подбор и отправка 17
россиян - выпускников средних школ РТ, поступающих в вузы России. В том числе,
представительством СРСТ по Согдийской области был организован отбор и отправка
пяти выпускников на учебу в гг.Нижний Новгород, Оренбург, Томск, Новосибирск,
Астрахань; В 2007 году эта цифра достигла уже 47 человек;
- в 2005-2006 годах в летние лагеря отдыха было
отправлено было отправлено 60 школьников;
- в эти же годы по историческим местам России («Золотое
кольцо») было направлено 80 детей российских соотечественников из числа
победителей школьных олимпиад по отечественной истории и русскому языку .
- совместно со средними школами республики организовано
проведение ряда республиканских олимпиад по русскому языку и литературе. Особую
активность в этом направлении проявили гг.Чкаловск (гимназия №1) и г.Худжанд
(гимназия №13). В 2005 году по ходатайству РКЦ генконсульством РФ была оказана
помощь в оснащении учебной и художественной литературой школ Согдийской области
с русским языком обучения.
Отдельным блоком в деятельности Совета российских
соотечественников Таджикистана стоит работа по увековечиванию памяти героев
Великой Отечественной войны. Здесь можно отметить и работу с ветеранами, и
организацию мероприятий, посвященных Дням воинской славы России в годы Великой
Отечественной войны. Часто они были объединены в единый комплекс и проводились в
рамках празднования Дней воинской славы.
В рамках празднования других памятных дат, 7 ноября СРСТ
был проведен ряд встреч, посвященных Дню согласия и примирения.
В настоящее время можно сказать, что Совет российских
соотечественников Таджикистана является единственным республиканским
объединением российской диаспоры в Республике Таджикистан. К великому сожалению,
СРСТ работает лишь среди 50 тысяч наших соотечественников, а не 500, как было в
1992 году в момент развала Союза ССР. И численность, и демографический, и
возрастной состав диаспоры не позволяют ставить даже половины тех задач, которые
планировала в своей деятельности Русская община в период своего
возникновения.
Причин такого положения дел много. В большой степени в
их основе лежит политика Российской Федерации в отношении своей диаспоры,
которая до сегодняшнего дня до конца не определена и колеблется между тремя
основными направлениями - репатриационным, патерналистским и прагматическим
(утилитарным).
Репатриацию, причем без поддержки государства,
«самовывозом», избрали для себя 90% наших соотечественников, проживавших в
республике.
Смысл прагматического подхода заключается во
взаимовыгодном взаимодействии сторон, где диаспора выступает инструментом,
мостом в политических, экономических и культурных отношениях между ее этнической
родиной и страной пребывания. Примером ее реализации может служить деятельность
еврейской, китайской, армянской и ряда других диаспор, оказывающих огромную
помощь своим этническим родинам . Ясно, что российская диаспора в Таджикистане в
настоящее время может играть эту роль лишь в очень малой степени. Однако она
способна (и в настоящее время старается) обеспечить включенность Таджикистана в
общее с Россией гуманитарное пространство. В этом направлении действовали и
действуют немногочисленные существующие в РТ русские школы и десятки
русскоязычных классов, работает коллектив Русского драматического театра им.
В.В.Маяковского и уже десять лет готовит специалистов РТСУ.
Заслуга диаспоры в этом процессе уже в том, что русские,
татары, башкиры, осетины продолжают жить, работать и активно общаться в
таджикской среде, втягивая в свой культурный круг десятки и сотни тысяч
таджиков, самой своей жизнью в Таджикистане поддерживая живой мост, который
неформально связывает республику с Россией.
Немаловажным является и тот факт, что благодаря
существованию в Таджикистане российской диаспоры создаются более комфортные
условия существования для контингента российских вооруженных сил,
представленного 201-й военной базой Министерства обороны России, объектом
космических войск «Окно», а также Группой погранвойск России.
Именно в расширении влияния своей этнической родины
Совет российских соотечественников может сделать еще немало. Это и усиление
пропаганды русского языка в таджикской среде, и активное включение в
общероссийские культурные и гуманитарные программы таджикского компонента (тем
более, что поиск таких контактов активно ведется таджикской стороной через
разработку арийского и зороастрийского проектов). Многое может сделать диаспора
и в сохранении и пропаганде многолетнего и многообразного взаимодействия .России
и Таджикистана, которому ныне без малого 160 лет; сохранении памяти деятельности
в республике русских врачей, учителей, геологов, а в 1990-е годы и военных, без
которых не было бы суверенного, демократического, светского Таджикистана! Мы
должны сделать эту истину доступной для каждого таджикистанца и россиянина.
Таким образом, несмотря на свою сравнительно скромную
численность, российская диаспора Таджикистана способна сыграть важную роль как
для своей этнической родины, так и для страны пребывания.
Об авторе: Виктор ДУБОВИЦКИЙ, доктор исторических наук,
зам. директора Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН
Республики Таджикистан.
|